Научная статья на тему 'Машины и сооружения как объекты криминалистического исследования'

Машины и сооружения как объекты криминалистического исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
364
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ТЕХНОГЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О МАШИНАХ И СООРУЖЕНИЯХ / FORENSIC CHARACTERISTICS OF CRIMES / INVESTIGATION OF CRIMES / TECHNOGENIC SOURCES OF INCREASED DANGER / THE CRIMINALISTIC DOCTRINE ABOUT THE MACHINES AND BUILDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корма Василий Дмитриевич

В работе дано определение понятия криминалистического учения о машинах и сооружениях как составной части учения о техногенных источниках повышенной опасности, раскрыто его методологическое значение. Определены криминалистическая характеристика преступлений, связанных с машинами и сооружениями, и криминалистическая характеристика расследования преступлений, связанных с данными техногенными объектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACHINERY AND FACILITIES AS OBJECTS CRIMINALISTIC RESEARCH

Review. The definition of the criminalistic doctrine about the machines and plant as an integral part of the doctrine of technogenic sources of increased danger, exposes its methodological significance. Determined criminological characteristics of crimes related to cars and buildings, and criminological characteristics of crimes related to data man-made objects.

Текст научной работы на тему «Машины и сооружения как объекты криминалистического исследования»

60

в помощь преподавателю криминалистики

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Василий Дмитриевич КОРМА,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминалистики Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

МАШИНЫ И СООРУЖЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В работе дано определение понятия криминалистического учения о машинах и сооружениях как составной части учения о техногенных источниках повышенной опасности, раскрыто его методологическое значение. Определены криминалистическая характеристика преступлений, связанных с машинами и сооружениями, и криминалистическая характеристика расследования преступлений, связанных с данными техногенными объектами. Ключевые слова: криминалистическая характеристика преступлений, расследование преступлений, техногенные источники повышенной опасности, криминалистическое учение о машинах и сооружениях.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.33.5.060-075

V. D. KORMA,

D. Sc. (Law), Professor, Professor of the Department of Criminalistics of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

MACHINERY AND FACILITIES AS OBJECTS CRIMINALISTIC RESEARCH

Review. The definition of the criminalistic doctrine about the machines and plant as an integral part of the doctrine of technogenic sources of increased danger, exposes its methodological significance. Determined criminological characteristics of crimes related to cars and buildings, and criminological characteristics of crimes related to data man-made objects. Keywords: forensic characteristics of crimes, investigation of crimes, technogenic sources of increased danger, the criminalistic doctrine about the machines and buildings.

В криминалистике машины и сооружения относят к техногенным источникам повышенной опасности1 .

В теории механизмов и машин (раздел науки) машина — это «техническое устройство, выполняющее преобразование энергии, материалов и информа-

1 См . : Корма В. Д. Основы криминалистического учения о техногенных источниках повышенной опасности : дис . ... д-ра юрид . наук. М . , 2006. С . 52—55 ; Он же. Основы расследования происшествий, связанных с техногенными источниками повышенной опас-© В . Д. К°рма, 2017 ности . М. : Юрлитинформ, 2007. С . 54—57.

Машины и сооружения как объекты

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.Е.кугафина(мгюА) криминалистического исследования

ции с целью облегчения физического и умственного труда человека, повышения его качества и производительности»2 .

С точки зрения выполняемых функций машины подразделяют на следующие виды:

1. Энергетические машины, которые преобразуют один вид энергии (тепловой, электрической, пара, воды, сжатого воздуха и т. п . ) в другой:

— двигатели (преобразуют любой вид энергии в механическую, например электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, дизели, гидро- и пневмодви-гатели);

— генераторы (преобразуют механическую энергию в энергию другого вида, например, электрогенератор преобразует механическую энергию паровой или гидравлической турбины или двигателя внутреннего сгорания в электрическую энергию) .

2 . Рабочие машины, которые используют механическую энергию для совершения работы по перемещению и преобразованию объектов материального мира:

— транспортные (используют механическую энергию для изменения положения объекта (его пространственных координат) — подвижной состав железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта; конвейеры, транспортеры, лифты, подъемники; подъемные краны, строительные и дорожные машины);

— технологические (используют механическую энергию для преобразования формы, свойств, размеров и состояния объектов — металлорежущие и деревообрабатывающие станки; кузнечно-прессовое оборудование; прокатные станы, литейное оборудование; машины для легкой и пищевой промышленности; полиграфические машины) .

3 . Информационные машины, которые предназначены для получения и преобразования информации:

— математические (преобразуют входную информацию в математическую модель исследуемого объекта);

— контрольно-управляющие (преобразуют входную информацию (программу) в сигналы управления рабочей или энергетической машиной) .

4 . Кибернетические машины, которые управляют рабочими или энергетическими машинами и способны изменять программу своих действий в зависимости от состояния окружающей среды, т. е . обладают элементами искусственного интеллекта3 .

В технике определяют еще машинный агрегат как систему, состоящую из одной или нескольких соединенных последовательно или параллельно машин,

предназначенную для выполнения каких-либо требуемых функций4. Как правило, п

Р

П РО

2 Марченко С. И., Марченко Е. П., Логинова Н. В. Теория механизмов и машин . Ро- ИА П стов н/Д : Феникс, 2003. С . 6 .

3 См . , например: Марченко С. И., Марченко Е. П., Логинова Н. В. Указ . соч . С . 6—7 ; По-

тапов В. М. Курс лекций по теории машин и механизмов : учеб . -метод . пособие . Ново-

сибирск : НГПУ, 2009. Ч . 1. С . 16—20 . И б О

См . , например: Марченко С. И., Марченко Е. П., Логинова Н. В. Указ . соч . С . 7 . ТИКИ

4

62 в помощь преподавателю *ш^р)мшп1&й1к

62 криминалистики 1_ь>)\

криминалистики ¿^"жетк

в состав такого агрегата входят двигатель, передаточный механизм и рабочая или энергетическая машина . Зачастую сюда включается контрольно-управляющая или кибернетическая машина . Передаточный механизм в этой системе необходим для согласования механических характеристик двигателя и рабочей или энергетической машины

В последние два десятилетия в нашу жизнь прочно вошли понятия «автомат», «автоматическая линия», «робототехническое устройство» («робот») . Автомат понимается как машина, в которой все преобразования энергии, материалов и информации выполняются без непосредственного участия человека (оператора) . Однако его присутствие предполагает наблюдение за процессом и изменение при необходимости программы работы машины . «Автоматическая линия» — это машины-автоматы, соединенные между собой автоматическими транспортными устройствами и предназначенные для выполнения определенного технологического процесса

Робот в промышленности — это автоматическая машина (стационарная или передвижная), состоящая из исполнительного устройства в виде манипулятора и перепрограммированного устройства программного управления для выполнения в производственном процессе двигательных и управляющих функций5 .

Механизм в технической литературе определяется как система твердых тел (звеньев), подвижно связанных путем соприкосновения и движущихся определенным, требуемым образом относительно одного из них, принятого за неподвижное . За неподвижное звено (стойку) обычно принимаются корпус или рама машины, а также все жестко связанные с ними детали . Преобладающее большинство используемых в механизмах звеньев являются абсолютно твердыми . К упругим звеньям относят пружины, мембраны и другие элементы, упругая деформация которых вносит существенные изменения в работу механизма; к гибким звеньям — ремни, цепи, канаты; к жидким и газообразным звеньям — масло, воду, газ, воздух и подобные вещества6 .

Нельзя отождествлять понятия «машина» и «механизм» . Во-первых, кроме механизмов в машине всегда имеются дополнительные устройства, связанные с управлением механизмами . Во-вторых, имеются машины, в которых нет механизмов (например, в последние годы созданы технологические машины, в которых исполнительный орган приводится в движение от индивидуального электро- или гидродвигателя) . В-третьих, механизм не предназначен для совершения полезной работы и тем более для приобретения энергии, в то время как машина именно эти функции и выполняет

Под сооружением в механике понимают строительную конструкцию, которая в идеальном случае должна представлять собой неизменяемую систему (ферму, раму и т. д . )7 . К сооружениям обычно относят здания, мосты, башни, тоннели, бункера, убежища и др

5 См . , например: Потапов В. М. Указ . соч . С . 21—22 .

6 См . , например: Теория механизмов и машин / под ред . К . В . Фролова . М. : Высшая школа, 1998. С . 8 ; Тимофеев Г. А. Теория механизмов и машин : курс лекций . М. : Юрайт, 2010 . С . 20—21.

7 См . , например: Гурин В. В. Механика : лекции . Томск : Изд-во ТПУ, 2011. С . 4 .

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.Е.кугафина(мгюА) криминалистического исследования

Машину и механизм отличает от сооружения основной признак: при выполнении своего назначения элементы сооружения находятся в статическом состоянии, в то время как в механизме и машине отдельные части обязательно должны находиться в движении .

Указанные в теории механизмов и машин, в механике определения рассматриваемых понятий и их классификации заслуживают внимания при рассмотрении их в криминалистическом плане .

В познавательно-конструктивном смысле машины и сооружения — это актуальные объекты криминалистического исследования, которые требуют всестороннего анализа и использования его результатов как в криминалистической теории, так и в практике расследования преступлений .

Количество преступлений, связанных с данными техногенными объектами, заметно увеличивается, однако количество выявленных преступлений и качество их расследования остаются на низком уровне . Налицо многочисленные ошибки и упущения лиц, осуществляющих оперативно-розыскную и следственную деятельность .

Такое положение частично можно объяснить тем, что криминалистические исследования некоторых видов указанных объектов проводятся в настоящее время разрозненно, бессистемно, нецеленаправленно, без учета связей и зависимостей отдельных групп и видов рассматриваемых преступлений . Это обусловливает необходимость создания прочной теоретической базы научных исследований прикладного характера в объеме частного криминалистического учения о машинах и сооружениях

Уровень любой частной криминалистической теории, как подчеркивал Р С . Белкин, ее место в системе криминалистики, взаимоотношения с другими родственными частными теориями зависят от степени обобщения ее объектно-предметной области . Поэтому частные криминалистические учения, по его мнению, могут быть «более общими» и «менее общими», отображая более или менее значительную группу изучаемых объектов8 .

В соответствии с этим положением рассматриваемое учение, с одной стороны, является менее общим по сравнению с теорией о техногенных источниках повышенной опасности, с другой стороны, оно представляет собой интегративную систему, объединяющую в одно целое учение знания: 1) о криминалистически значимых особенностях машин и сооружений; 2) научных основах технико-криминалистического, тактико-криминалистического и методико-криминалистиче-ского обеспечения процесса выявления и расследования преступлений данной категории

С учетом всего изложенного криминалистическое учение о машинах и соору- □

жениях можно определить как систему теоретического знания об особенностях данных объектов и закономерностях выявления и расследования связанных

теории (общих положений), одинаково важных для всех случаев выявления и рас-

С . 278—279 .

"О гп

П

5О.

с ними преступлений . ИА ®

Система рассматриваемого учения складывается из двух элементов: 1) общей

л!

8 См . : Белкин Р. С. Курс криминалистики . М. : Юнити-Дана, Закон и право, 2001.

П

ТИКИ

>

64 в помощь преподавателю *ш^р)мшп1&й1к

64 криминалистики 1_ь>)\

криминалистики ¿^"жетк

следования преступлений, связанных с машинами и сооружениями; 2) частных теорий, отражающих специфику выявления и расследования отдельных категорий указанных преступлений

Методологическое значение криминалистического учения о машинах и сооружениях заключается в том, что оно:

— ориентирует на необходимость комплексного подхода к изучению всей совокупности машин и сооружений и связанных с ними преступлений как взаимосвязанных частей одного целого;

— служит логической основой разработки и систематизации общих и частных рекомендаций, средств, приемов, методов обнаружения, фиксации, изъятия исследуемых техногенных объектов, изучения связанных с ними преступлений, анализа, оценки и использования полученной информации в уголовном процессе

Объект криминалистического учения о машинах и сооружениях представляет собой сложное системное образование . Его элементами являются: 1) преступления, связанные с этими техногенными объектами; 2) деятельность по выявлению и расследованию преступлений данной категории .

Базовым критерием криминалистической классификации преступлений данной группы является, на наш взгляд, их разделение по признаку связи одной части преступных деяний с машинами и сооружениями и отсутствия такой связи с другой частью преступлений . Указанная классификация, представляющая собой двухчленное образование, имеет большую криминалистическую значимость, поскольку исходит из учета сходства преступных деяний, отнесенных к одному классу, и их отличий, существенных для научно-практического решения задач уголовного судопроизводства средствами и методами криминалистики, от преступлений другого выделяемого класса

Это позволяет при исследовании отдельных видов преступлений обнаружить в них не только специфическое, но и такое содержание, которое является общей характеристикой различных видов, т. е . характеристикой всего класса . Всякий класс, представляющий собой систему родового порядка, объединяет в себе те или иные виды объектов и характеризуется как некоторым общим содержанием, присущим всем входящим в него видам, так и специфическими признаками каждого отдельного вида . «Эти противоположные характеристики представлены в каждом отдельном виде, что и дает возможности при его изучении обнаружить в нем не только специфическое содержание, но и такое, которое является общей характеристикой как этого, так и других видов, т. е . характеристикой всего класса»9 .

На своеобразие рассматриваемого класса преступлений существенный отпечаток накладывает в первую очередь то, что к данной системе можно отнести любые преступные деяния, так или иначе связанные с машинами и сооружениями

Среди неосторожных преступлений, связанных с данными техногенными объектами, обеспечение транспортной безопасности является одной из актуальнейших проблем государственной важности . Понятия и классификации транспортных

9 Майданов А. С. Процесс научного творчества . М. : Наука, 1983. С . 178 .

УНИВЕРСИТЕТА

имени o.e. кугафина(мгюА) криминалистического исследования

средств, проблемы расследования этих преступлений подробно и всесторонне исследованы в криминалистической литературе10 .

В России за последнее время в связи с неисправностью лифтов многоквартирных домов ежегодно погибали около 10 человек . Достаточно вспомнить гибель младенцев в лифтах домов по улице Композиторов г. Санкт-Петербурга и по улице Островитянова г. Москвы в июне и декабре 2015 г. В январе 2016 г. в Москве вследствие падения лифта в жилом комплексе «Алые паруса» погибла женщина . В сентябре 2016 г. в результате падения лифта в строящемся жилом комплексе «Сердце столицы» на улице Шеногина на северо-западе Москвы погибли пятеро рабочих .

Нередки случаи падения подъемных кранов . Так, башенный кран с небольшой стройплощадки в районе дома № 111 по улице Маршала Жукова в г. Омске днем 26 октября 2015 г. упал на проезжавшие мимо автомобили «Toyota RAV4» и «ГАЗель "Соболь"» . При этом были травмированы люди, четверо — смертельно .

До настоящего времени происходят преступления, связанные с обрушением крыш различных сооружений . Достаточно назвать катастрофы в спортивно-развлекательном комплексе «Трансвааль-парк» (2004) и на Басманном рынке (2006) в г. Москве, в гипермаркете «О'Кей» в Выборгском районе г. Санкт-Петербурга (2011), учебном центре ВДВ в г. Омске (2015), на территории ПАО «Машиностроительный завод имени Калинина» в Екатеринбурге (2016) . Аналогичные катастрофы происходили и в других странах . Так, 3 января 2006 г. в Германии, в Баварии, обрушилась крыша катка, погибло 11 человек. 27 января 2006 г. в Польше, в г. Катовицы, рухнула крыша универмага, погибло 67 человек.

Сравнительный анализ результатов изучения отдельных групп и видов преступлений, связанных с машинами и сооружениями, невыполнением нормативных правил и профессиональных обязанностей, предусмотренных УК РФ (ч . 2 ст. 109 «Причинение смерти по неосторожности»; ч. 2 ст. 118 «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности»; ст. 143 «Нарушение правил охраны труда»; ст. 217 «Нарушение правил при ведении горных, строительных и иных работ»; ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»; ст. 293 «Халатность»; ст. 263 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»; ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» и др . ), показал, что сходство таких деяний при всем различии их уголовно-правовой квалификации и классификации проявляется в комплексе признаков . Отметим основные из них:

1. Преступления рассматриваемого класса в большинстве случаев совершаются специальным субъектом, имеющим служебный, должностной или иной п

профессиональный статус, либо лицом, имеющим специальные знания, опыт m

П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КО.

10 См . , например: Абрамочкин В. В. Расследование дорожно-транспортных преступле- ИА П

ний : учеб . пособие . М . : Щит-М, 2010 ; Методика расследования происшествий на же- Мш°

лезнодорожном и авиатранспорте / под общ . ред . В . А . Морозова . М . : Инфра-М, 2001 ; НТМ

Ищенко Е. П., Корма В. Д., Чучаев А. И., Эминов В. Е. Расследование и предупреждение

дорожно-транспортных происшествий, крушений железнодорожного транспорта и ави- И 5 О

ационных катастроф : науч . -практ. пособие . М . : Юрлитинформ, 2014 . Тики

66 в помощь преподавателю *ш^р)мшп1&й1к

66 криминалистики lb>)\

криминалистики

и навыки в изготовлении, видоизменении, ремонте, использовании рассматриваемых техногенных объектов, а также в управлении ими .

2 . Эти преступления совершаются ими в связи с осуществляемой деятельностью и в процессе ее реализации путем нарушения правил нормативно-правового характера, регулирующих их деятельность .

Уголовная ответственность за совершение большинства преступлений, связанных с машинами и сооружениями, в частности допущенные нарушения правил нормативного характера, становится возможной при реальном наступлении общественно опасных материальных последствий содеянного, которые по своему характеру и масштабу сопряжены с необратимыми изменениями здоровья и жизни людей, значительным разрушением окружающей среды .

Так, по факту обрушения здания Басманного рынка в 5 ч 20 мин 23 февраля 2006 г. , в результате которого 68 человек погибли, пять человек получили ранения различной степени тяжести, следствием было установлено, что генеральный директор с 2002 г не организовал разработку, ведение и соблюдение документации, необходимой для безопасной эксплуатации указанного рынка . В этот же период под его руководством были самовольно возведены строения различной конструкции, что повлекло неравномерную и неконтролируемую перегруженность этажей рынка . При этом генеральный директор грубо нарушил регламент работы Басманного рынка: в ночное время здесь находилось много людей . Генеральному директору государственного унитарного предприятия г. Москвы «Басманный рынок» М. Мишиеву было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч . 3 ст. 109 «Причинение смерти по неосторожности» и ч . 2 ст. 118 «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» УК РФ11 .

Машины могут служить как предметом, так и орудием (средством) совершения преступления, если их умышленно использовать с нарушением определенных правил безопасности . В качестве иллюстрации приведем случай из следственной практики

На цементном заводе в г. Алчевске Луганской области произошло умышленное убийство, инсценированное как нарушение технической безопасности на производстве . Обстоятельства этого происшествия таковы: двое молодых рабочих были влюблены в А., работавшую вместе с ними в цехе бетономешалок . Один из них, по фамилии Винтеев, однажды, зайдя в цех в обеденный перерыв, увидел, что А . находится в бетономешалке, очищая ее от излишнего цемента . Мысль об убийстве по мотиву ревности возникла у Винтеева внезапно . Вошедшему в цех рабочему он сказал, чтобы тот включил рубильник, регулирующий вращение лопастей в бетономешалке . В результате имитированного нарушения правил труда работница А . погибла12 .

Сходство механизмов подготовки, совершения и сокрытия исследуемой группы преступлений предопределяет сходство механизмов отражения содеянного и обусловленных этими преступлениями материальных общественно опасных

11 Завершено расследование обрушения крыши Басманного рынка в Москве // URL: https://regnum . ru/news/accidents/1218508. htmll (дата обращения: 14 декабря 2016 г. ) .

12 См . : Коновалова В. Е. Убийство : искусство расследования : монография . Харьков : Факт, 2001. С . 194—195.

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.Е.кугафина(мгюА) криминалистического исследования

последствий, что, в свою очередь, предопределяет сходство главных обстоятельств, подлежащих установлению, задач, версий, основных направлений, средств и методов выявления и расследования преступлений данной категории .

Классификация преступлений этой группы по различным основаниям, значимым для криминалистической теории и следственной практики, позволяет создать целостную систему методико-криминалистических рекомендаций, соединяющую в себе знания на уровне общего (общие положения научных основ расследования всей группы исследуемых преступлений) и отдельного . Тем самым открывается путь к выделению и целенаправленному изучению определенных видов (подвидов) преступлений (методики расследования отдельных видов и разновидностей преступлений, связанных с машинами и сооружениями, отражающих специфику, характерную только для дел данного типа) . Создается теоретическая база для оптимального методико-криминалистического изучения исследуемых преступлений, разработки общей методики их выявления и расследования (общих положений) и системы частных методик расследования отдельных видов преступлений данной категории

Общая криминалистическая характеристика преступлений, связанных с машинами и сооружениями, представляет собой типовой, научно обоснованный информационный продукт. Она позволяет составить представление о сущности, содержании и сходных признаках рассматриваемого класса преступлений, имеющих значение для определения на практике круга обстоятельств, подлежащих установлению, основных направлений, версий, задач, средств и методов поисково-познавательной деятельности следователя при расследовании этих преступлений; ориентируясь на них и данные, отражаемые в криминалистических характеристиках отдельных видов и разновидностей преступлений этой группы, следователь может эффективно реализовать функции распознавания, доказывания, уголовного преследования и предупреждения преступлений .

По нашему мнению, в криминалистическую характеристику этой группы преступлений должны включаться: сведения о типичном преступнике (преступниках), предметах, целях, мотивах, средствах и способах преступной деятельности; допущенных при этом нарушениях специальных правил; об уголовно-релевантной информации, о ее типичных носителях и источниках; механизме подготовки, совершения, сокрытия и отражения преступлений; об отраслевой, видовой специфике профессиональной деятельности, о ее нормативном регулировании; об обстановке, в которой она осуществляется, а также о пространственно-временных и причинно-следственных связях и отношениях внутреннего и внешнего порядка, характерных для данной преступной деятельности и связанных с ними преступлений . П

Криминалистическая характеристика расследования преступлений13, связан- Е

ных с машинами и сооружениями, представляет собой типовую информацион-

Ид ш

13 По мнению авторов трехтомного курса криминалистики, изданного в Санкт-Петербурге

в 2004 г , криминалистическая характеристика расследования представляет собой «си- 1Т°

ъгпи

стематизированное описание реальной системы расследования, ее элементов, связей ^

и закономерностей» (Курс криминалистики / под ред . О . Н . Коршуновой и А . А . Степа- С б Ш

нова : в 3 т. СПб . : Юридический центр-Пресс, 2004. Т. 1. С . 124) . ТИКИ

6 8 в помощь преподавателю *ш^р)мшп1&й1к

00 криминалистики 1_ь>)\

криминалистики

ную систему, содержащую обобщенное знание о задачах, средствах и методах их решения, ориентирующую следователя в отношении того, что ему необходимо устанавливать и каким образом это делается в стадиях возбуждения уголовных дел данной категории и их предварительного расследования

Понятия типовой криминалистической характеристики и типовой криминалистической методики расследования преступлений не являются синонимами . Они соотносятся между собой как часть и целое . Поэтому типовую криминалистическую методику расследования преступлений исследуемой группы можно определить как систему, состоящую из двух связанных внутренним единством частей, одна из которых представляет собой характеристику отражаемых в ней преступлений, а другая — характеристику деятельности по их расследованию .

Система обстоятельств, подлежащих установлению по делам о преступлениях, связанных с машинами и сооружениями, представляет собой типовой информационный продукт научного творчества, состоящий из комплекса обстоятельств, установление которых характерно для отдельных видов и подвидов указанных преступлений . Эта система строится с учетом результатов криминалистической интерпретации обстоятельств, включенных в уголовно-процессуальный предмет доказывания, диспозиции соответствующих норм УК РФ, под которые подпадают исследуемые деяния, и обстоятельств, отражаемых в их криминалистических характеристиках

Большое значение в расследовании преступлений, связанных с машинами и сооружениями, имеет отражение общих положений теории криминалистического распознавания, рассмотренных в их увязке с проблемами, задачами, средствами и методами обнаружения и раскрытия исследуемых преступных деяний . Криминалистическое распознавание определяется как реализуемая в досудебном уголовном производстве путем собирания, проверки, оценки, сравнительного анализа и сопоставления фактической и модельной информации специфическая форма (система методов и технологий) получения и использования опосредствованного знания о не воспринимаемых органами чувств субъектов распознавания познавательно и юридически значимых признаках наблюдаемых и не наблюдаемых ими уголовно-релевантных объектов14 .

Расследование преступлений, связанных с машинами и сооружениями, обычно осуществляется по следующей схеме: вначале устанавливается характеристика происшествия (как общественно опасного последствия какой-либо вызвавшей его причины), затем непосредственная (ближайшая) причина и лишь после этого основная с правовой точки зрения причина, обусловившая возможность действия непосредственной причины и наступление общественно опасных последствий (происшествия) . Это основное направление расследования определяет характер, круг и порядок решения распознавательных задач . Делается это поэтапно, начиная с распознавания обстоятельств происшествия, его характера, времени,

14 Подробнее о понятии и технологии криминалистического распознавания см . : Корма В. Д., Образцов В. А. Криминалистическое распознавание: теория, метод, модели технологий : монография . М. : Юрлитинформ, 2014 . С . 64—124 ; Они же. Проблемы и пути совершенствования парадигмы криминалистического распознавания // Актуальные проблемы российского права . 2015 . № 7 . С . 158—168.

УНИВЕРСИТЕТА

имени o.e. кугафина(мгюА) криминалистического исследования

места, вида, размера причиненного вреда и т.д ., переходя к распознаванию непосредственной (технической) причины, а от нее к основной причине происшествия — действиям либо бездействию виновных лиц .

Важной задачей последующего этапа расследования является распознавание причинной связи происшествия с действиями (бездействием) сотрудников предприятия, организации, учреждения либо факта отсутствия такой связи . Не менее сложной является и другая задача — распознавание среди тех, кто осуществлял исследуемую по делу деятельность, управлял ею, контролировал ее, круга нарушителей соответствующих правил . Делается это на базе сравнительного анализа нормативной и фактической моделей деятельности конкретных работников предприятия (иной структуры), т. е . получения ответа на вопрос, все ли и так ли, как это предписано нормативами, сделано каждым проверяемым лицом в период, предшествовавший происшествию, не упущены ли возможности по его предотвращению

Например, при расследовании дела о гибели женщины в ЖК «Алые паруса» было установлено, что происшествие стало результатом обрыва троса и падения кабины лифта в шахту. При этом были подробно изучены конструкторская документация, заводская и производственная инструкции по безопасной эксплуатации указанного лифта, устанавливающие нормативы его технического обслуживания и ремонта, которые электромехаником ООО «Лифтгарант» Белоусовым не выполнялись . Белоусову было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п . «в» ч . 2 ст. 238 «Производство, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» УК РФ15 .

Установление причинно-следственных связей по делам о преступлениях рассматриваемой категории, идущее по линии «от происшествия (следствия) — к вызвавшим его причинам», входит в круг задач, решение которых обязательно для всех дел . Это вытекает из уголовно-правового учения об объективной стороне преступления, элементами которого являются деяние, последствия деяния, причинная связь деяния и последствий . Указанные элементы включаются в систему предмета доказывания по уголовным делам, т. е . являются обстоятельствами, которые должны быть установлены во всех аналогичных случаях . Однако даже при самых благоприятных условиях решение вышеназванной задачи усилиями исключительно следователя невозможно . Без помощи специалистов и экспертов ему не обойтись, поскольку расследованию может противостоять активность правонарушителей, также обладающих специальными знаниями в сфере своей деятельности (производства, использования специфических орудий труда, технологий и т.д . ) .

В первую очередь это касается специалистов технического профиля и иссле- п

дований, объектами которых служат документы, отражающие профессиональ- m

ную деятельность правонарушителей, и регулирующие ее документы норматив- д О

но-правового характера . Результаты данного рода исследований способствуют: ®

1) установлению пространственно-временных факторов, причинно-следственных

иам

1нО

СК завершил следствие по делу о гибели женщины в лифте в «Алых Парусах» // URL: Л ЛЩ

https://rg . ru/2016/12/09/reg-cfo/sk-zavershil-sledstvie-po-delu-o-gibeli-zhenshchiny-v-lifte- И Ö CT

v-alyh-parusah . html (дата обращения: 16 января 2017 г. ) . ТИКИ

15

>

70

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

связей объектов, участвующих в процессе взаимодействия и отражения при совершении и сокрытии указанных преступлений; 2) изобличению виновных лиц, решению других задач .

Наряду с проведением правоохранительными органами России следствия по делам рассматриваемой группы преступлений, осуществляется их так называемое техническое расследование, которое регламентируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Порядком проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (происшествий) на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-2008) .

Так, по результатам расследования комиссией Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Рос-технадзор) были установлены технические причины падения башенного крана в г. Омске 26 октября 2015 г.: «Техническая неисправность тормоза механизма передвижения башенного крана по рельсовому пути; эксплуатация крана, отработавшего нормативный срок службы без проведения повторной экспертизы промышленной безопасности; допуск к работе необученного и неаттестованного персонала; отсутствие производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте со стороны эксплуатирующей организации»16 .

Несчастные случаи на производстве по таким происшествиям оформляются в соответствии с постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» .

Техническое расследование происшествий на транспорте проводится на базе соответствующих нормативно-технических документов:

1) на железнодорожном транспорте это Инструкция о порядке расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах, введенная в действие приказом МПС России от 8 января 1994 г. № 1Ц «О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте»;

2) на воздушном транспорте — Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими судами в Российской Федерации, утв . постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г.;

3) на морском транспорте — Положение о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (ПРАС-90), утв . приказом министра морского флота СССР от 29 декабря 1989 г. № 118 (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными приказом директора Департамента морского транспорта Минтранса России от 30 марта 1992 г. № 15, от 19 мая 1994 г. № 38);

16 Озеров А. Ростехнадзор закончил расследование технических причин падения башенного крана в Омске // URL: http://kvnews . ru/news-feed/80489 (дата обращения: 16 января 2017 г. ) .

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.Е.кугафина(мгюА) криминалистического исследования

4) на речном транспорте — Положение о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Российской Федерации, утвержденное приказом министра транспорта РФ от 16 августа 1994 г. № 69 .

Материалы технического расследования оформляются в виде актов расследования, заключений государственного инспектора труда; актов о несчастных случаях и об иных происшествиях; планов, схем, эскизов, иногда фото-, видеоматериалов места происшествия, зафиксированных на нем объектов; выписок из специальных правил, объяснений опрошенных лиц и некоторых других документов . Содержащиеся в них данные о месте, времени, причинах происшествия, об ответственных за это лицах и о других обстоятельствах могут оказать существенную помощь следователю в выдвижении версий, организации, планировании расследования .

Согласно ст. 12 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» по каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте создается специальная комиссия, которую должен возглавлять представитель федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа . В состав данной комиссии также включаются:

1) представители субъекта РФ и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;

2) представители организации, эксплуатирующей данный опасный объект;

3) иные представители в соответствии с законодательством РФ . Как справедливо отмечает И . С . Таубкин, главным недостатком вышеназванных Закона и РД-03-2008 является полное отсутствие в них указаний о соподчи-ненности данных комиссий органам дознания и следствия17 . По его мнению, это недопустимо по следующим соображениям:

1) материальные объекты, свойства, состояние или местонахождение которых несут доказательственную информацию об обстоятельствах происшедшего события, изымаются, как правило, без участия следователя, т. е . без надлежащего процессуального оформления;

2) свидетели и потерпевшие дают свои показания комиссии в виде объяснительных, служебных записок и докладных, а не допрашиваются следователем, как этого требует УПК РФ .

Кроме того, специалисты, привлекаемые к работе комиссии, зачастую не знакомы с предметом доказывания по делам данной категории, не владеют методологией экспертного исследования . Это приводит к тому, что в акте обследования места происшествия дается описание не всех материальных объектов, свойства, состояние и местонахождение которых несут доказательственную информацию □

об аварии, а в протоколах опросов свидетелей и потерпевших фиксируются не все обстоятельства происшедшего . Кроме того, привлечение специалистов к работе в комиссии и их оплату осуществляют администрации объектов, на которых про- ИА ®

изошло событие, что зачастую приводит к недостаточной объективности и неполноте проведения исследования . Н ТМ

--ЛЮЬ

17 Таубкин И. С. Судебная экспертиза техногенных взрывов . М. : Юрлитинформ, 2009. ^ □ Ш

П

"О гп

П

5О.

С . 519—520.

ТИКИ

>

72

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывает практика, материалы технического расследования, как правило, не являются для следственных органов достаточным источником информации о происшедшем событии не только в связи с вышеизложенным, но и с учетом следующих обстоятельств:

— в состав комиссий входят представители организации, в которой произошла авария, т. е . лица, заинтересованные в результатах расследования;

— нередко представители организации сами ответственны за несчастный случай или находятся в служебной зависимости от лица, ответственного за этот случай;

— с момента издания приказа комиссия в течение 15 рабочих дней должна составить акт технического расследования причин аварии, чего чаще всего не хватает для детального ознакомления с обстоятельствами происшедшего и осмотра места происшествия;

— максимальный срок технического расследования составляет 30 календарных дней (в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз), чего в большинстве случаев недостаточно для проведения экспертных исследований

В связи с изложенным акты технического расследования имеют в ряде случаев следующие недостатки: 1) техническая причина указывается предположительно, без четкого ее обоснования; 2) организационно-техническая причина не раскрывается (например, перечисляются только пункты правил, которые нарушены, а причинно-следственная связь этих нарушений с технической причиной взрыва и его последствиями не устанавливается)18 .

Поэтому в криминалистической литературе правильно отмечается, что заключение комиссии не является для следователя обязательным и может служить лишь дополнительным информационным источником19 .

Основное направление расследования при этом определяет задача уголовно-процессуальной проверки результатов служебного расследования путем производства следственных действий, назначения и проведения судебно-экспертных исследований причинно-следственных связей . В судебной экспертологии данные исследования называются казуальными . В ходе их проведения решаются три вида задач: 1) установление причины по известному следствию; 2) установление последствий по заранее заданной причине; 3) определение наличия или отсутствия причинной связи между фактами)20 .

При этом необходимо иметь в виду, что причинная связь между рассматриваемыми нарушениями и их последствиями может считаться установленной, ког-

18 Таубкин И. С. Указ . соч . С . 521.

19 См . , например: Методика расследования происшествий на железнодорожном и авиатранспорте / под общ . ред . В . А. Морозова . М. : Инфра-М, 2001. С . 72 ; Гулевский М. А. Опыт расследования нарушения правил безопасности при ведении строительных работ // Следственная практика . 2008. Вып . 177 . С . 41.

20 Орлов Ю. К. Судебная экспертиза как средство доказывания в уголовном судопроизводстве . М. : Институт повышения квалификации Российского федерального центра судебной экспертизы, 2005. С . 26 .

Машины и сооружения как объекты /^Э

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.Е.кугафина(мгюА) криминалистического исследования

да, во-первых, нарушения предшествовали происшествию; во-вторых, выявлена не механически соединенная сумма, а взаимосвязанный комплекс нарушений, которые в совокупности с необходимостью и привели к возникновению последствий . В то же время важное практическое значение имеет выяснение того, какой именно промежуточный результат обусловил каждое конкретное нарушение, входящее в эту совокупность, но взятое отдельно . Подобная дифференциация необходима по различным соображениям (например, для разграничения ответственности обвиняемых) .

В тех случаях, когда те или иные нарушения совершаются путем активных действий, выявление причинной связи между нарушениями и их опасными последствиями особой сложности не представляет. Сложнее установить причинную связь между преступным бездействием проверяемых лиц и наступившими общественно опасными последствиями В определенной мере это объясняется малозаметностью причинной связи между указанными обстоятельствами

При этом следует опираться на положение о том, что при доказывании обстоятельств, характеризующих преступное бездействие, фактические данные должны подтверждать версию, что наступление вредных последствий не было предотвращено в результате бездействия проверяемого (подозреваемого) лица, в то время как совершать соответствующие действия он был обязан

Совершенно справедливым в этой связи представляется мнение ученых о том, что подобное бездействие имеет мотивирующее значение для поведения других лиц, ибо происходит своего рода «развязывание» общественно вредных сил . Если преступны активные действия, скажем, строителя, нарушающего технологию ведения работ, то не менее преступно пассивное, созерцательное поведение начальника строительного участка, который знает о нарушениях, но ничего не делает (или делает не в полной мере) для того, чтобы пресечь действия нарушителя и тем самым предупредить наступление общественно опасных последствий . Как правильно подмечено, при исследовании причинной связи пассивного поведения и активного результата пассивное состояние, когда оно осуществляется «изнутри», опасно для любой системы отношений, если бездействует принадлежащий к этой системе элемент, который должен действовать21 .

Учитывая многостадийность развития техногенного происшествия, многообразие его последствий деструктивного характера, расследование причин такого события зачастую представляет собой длительный и сложный процесс . Например, следствие по уголовному делу об обрушении крыши «Трансвааль-парка» в 2004 г. в Москве длилось более 20 месяцев . За это время были допрошены свыше 300 человек, проведены десятки осмотров различных объектов, 240 раз- □

личных судебных экспертиз, в частности уникальная по объему и специфике исследований комплексная строительно-техническая экспертиза . Были выдви-

21

ступлений, совершаемых работниками предприятий сферы производства . М . -Л . , 1985.

"0 гп

П

5О.

нуты и проверены множество следственных версий, в том числе вероятность ИА ®

См . , например: Образцов В. А., Рохлин В. И. Общие положения расследования пре- Н

С . 76 ; Кучерков И. А., Махов В. Н. Расследование преступных нарушений правил без- И 5 Ш

опасности в строительстве . М. : Юрлитинформ, 2005. С . 33—34. ТИКИ

74

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

подрыва несущих конструкций здания . Согласно выводам судебно-взрывотех-нической экспертизы, каких-либо следов использования взрывчатых веществ или признаков внешнего воздействия на элементы конструкции исследуемого сооружения не обнаружено . В итоге предварительное расследование пришло к выводу, что причиной обрушения аквапарка стал комплекс проектных ошибок, обусловленных грубыми просчетами при разработке проекта, в результате которых построенное сооружение не отвечало нормативным требованиям по безопасности и надежности

По результатам расследования к уголовной ответственности были привлечены главный конструктор проекта Н . В . Канчели и руководитель Московской государственной экспертизы (Мосгосэкспертиза) А . Л . Воронин . Первому было предъявлено обвинение в преступлениях, предусмотренных ч . 3 ст. 109 («Причинение смерти по неосторожности») и ч . 2 ст. 118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности»), а второму — в халатности, приведшей к гибели двух и более человек (ч . 3 ст. 293 УК РФ) . Позже Н . В . Канчели был амнистирован (в связи с амнистией, объявленной Государственной Думой ФС РФ), а в отношении А . Л . Воронина уголовное дело было прекращено22 .

По уголовным делам рассматриваемой категории могут быть назначены следующие виды судебных экспертиз: инженерно-технические (строительно-техническая, пожарно-техническая, электротехническая, по технике безопасности, компьютерно-техническая); инженерно-технологические (технологические, товароведческие); судебно-экономические (бухгалтерская, финансово-экономическая, инженерно-экономическая); инженерно-транспортные (автотехническая, воднотранспортная, авиационно-техническая (летно-техническая), железнодорожно-техническая и иные виды); криминалистические (трасологическая, материало-ведческая (материалов, веществ и изделий из них), почерковедческая и др . ); медицинские; психиатрические и психологические .

Безусловно, вышеуказанные понятия, характеристики, классификации, положения нуждаются в дальнейшем научном осмыслении, как и другие криминалистические категории, значимые для криминалистической теории и следственной практики расследования преступлений, связанных с машинами и сооружениями .

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамочкин В. В. Расследование дорожно-транспортных преступлений : учеб . пособие / В . В . Абрамочкин . — М . : Щит-М, 2010 .

2 . Белкин Р. С. Курс криминалистики / Р С . Белкин . — М . : Юнити-Дана, Закон

и право, 2001.

3 . Гулевский М. А. Опыт расследования нарушения правил безопасности при

ведении строительных работ / М . А . Гулевский // Следственная практика . — 2008 . — Вып . 177 . — С . 37—45 .

4 . Гурин В. В. Механика : лекции / В . В . Гурин . — Томск : Изд-во ТПУ, 2011.

22 Петров Ю. П. Расследование и предупреждение техногенных катастроф : Научный детектив . СПб . : БХВ-Петербург, 2007. С . 8—12 .

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.Е.кугафина(мгюА) криминалистического исследования

5 . Ищенко Е. П. Расследование и предупреждение дорожно-транспортных про-

исшествий, крушений железнодорожного транспорта и авиационных катастроф : науч . -практ. пособие / Е . П . Ищенко, В . Д . Корма, А . И . Чучаев, В . Е . Эминов . — М . : Юрлитинформ, 2014 .

6 . Коновалова В. Е. Убийство : искусство расследования : монография / В . Е .

Коновалова . — Харьков : Факт, 2001.

7 . Корма В. Д. Криминалистическое распознавание: теория, метод, модели тех-

нологий : монография / В . Д . Корма, В . А. Образцов . — М . : Юрлитинформ, 2014 .

8 . Корма В. Д. Основы криминалистического учения о техногенных источниках

повышенной опасности : дис . ... д-ра юрид . наук / В . Д . Корма . — М ., 2006 .

9 . Корма В. Д. Основы расследования происшествий, связанных с техногенны-

ми источниками повышенной опасности / В . Д . Корма . — М . : Юрлитинформ, 2007

10 . Корма В. Д., Образцов В. А. Проблемы и пути совершенствования парадигмы криминалистического распознавания / В . Д . Корма, В . А. Образцов // Актуальные проблемы российского права . — 2015 . — № 7 . — С . 158—168 . 11. Курс криминалистики / под ред . О . Н . Коршуновой и А . А. Степанова : в 3 т. — СПб . : Юридический центр-Пресс, 2004 . — Т. 1.

12 . Кучерков И. А. Расследование преступных нарушений правил безопасности

в строительстве / И . А. Кучерков, В . Н . Махов . — М . : Юрлитинформ, 2005 .

13 . Майданов А. С. Процесс научного творчества / А . С . Майданов . — М . : Наука,

1983 .

14 . Марченко С. И. Теория механизмов и машин / С . И . Марченко, Е . П . Марченко,

Н . В . Логинова . — Ростов н/Д : Феникс, 2003 .

15 . Методика расследования происшествий на железнодорожном и авиатран-

спорте / под общ . ред . В . А. Морозова . — М . : Инфра-М, 2001.

16 . Образцов В. А. Общие положения расследования преступлений, совершае-

мых работниками предприятий сферы производства / В . А. Образцов, В . И . Рохлин . — М . -Л ., 1985 .

17 . Орлов Ю. К. Судебная экспертиза как средство доказывания в уголовном су-

допроизводстве / Ю К Орлов — М : Институт повышения квалификации Российского федерального центра судебной экспертизы, 2005 .

18 . Петров Ю. П. Расследование и предупреждение техногенных катастроф .

Научный детектив / Ю . П . Петров . — СПб . : БХВ-Петербург, 2007 .

19 . Потапов В. М. Курс лекций по теории машин и механизмов : учеб . -метод . по-

собие / В . М . Потапов . — Новосибирск : НГПУ, 2009 .

20 . Таубкин И. С. Судебная экспертиза техногенных взрывов / И . С . Таубкин . — □

М . : Юрлитинформ, 2009 . 21. Теория механизмов и машин / под ред . К . В . Фролова . — М . : Высшая школа,

1998 . ИЕ Ш

22 . Тимофеев Г. А. Теория механизмов и машин : курс лекций / Г. А . Тимофеев . — 2 шО

М . : Юрайт, 2010 .

"0 гп

П

5О.

и!

Иб Ш

п

ТИКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.