Научная статья на тему 'К вопросу о контроле учреждений и органов УИС за процедурой возмещения вреда потерпевшим от преступлений посредством введения личного идентификационного номера осужденного'

К вопросу о контроле учреждений и органов УИС за процедурой возмещения вреда потерпевшим от преступлений посредством введения личного идентификационного номера осужденного Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ УИС / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА / ПОТЕРПЕВШИЙ / ОСУЖДЕННЫЙ / ЛИЧНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР / ORGANIZATIONS AND BODIES OF THE PENAL SERVICE / COMPENSATION OF HARM / VICTIM / CONDEMNED PERSON / PERSONAL IDENTIFICATION NUMBER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев Сергей Михайлович

статья посвящена вопросам обеспечения возмещения вреда потерпевшим от преступлений в практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CONTROL OF ORGANIZATIONS AND BODIES OF THE PENAL SERVICE OVER THE PROCEDURE OF COMPENSATION OF HARM TO VICTIMS OF CRIMES BY MEANS OF SERIALIZATION OF PERSONAL IDENTIFICATION NUMBER TO THE CONDEMNED PERSON

The article is devoted to the questions of provision of compensation of harm to victim of crimes in practical activities of organizations and bodies of the Penal service of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о контроле учреждений и органов УИС за процедурой возмещения вреда потерпевшим от преступлений посредством введения личного идентификационного номера осужденного»

УДК 343.8 ББК 67.409.01 В75

S.M. VOROBYEV

TO THE QUESTION OF THE CONTROL OF ORGANIZATIONS AND BODIES OF THE PENAL SERVICE OVER THE PROCEDURE OF COMPENSATION OF HARM TO VICTIMS OF CRIMES BY MEANS OF SERIALIZATION OF PERSONAL IDENTIFICATION NUMBER TO THE CONDEMNED PERSON

Abstract: The article is devoted to the questions of provision of compensation of harm to victim of crimes in practical activities of organizations and bodies of the Penal service of the Russian Federation. Keywords: organizations and bodies of the Penal service, compensation of harm, victim, condemned person,

personal identification number.

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОРОБЬЕВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса

(Академия ФСИН России) E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О КОНТРОЛЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УИС ЗА ПРОЦЕДУРОЙ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ПОТЕРПЕВШИМ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ВВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА ОСУЖДЕННОГО

Аннотация', статья посвящена вопросам обеспечения возмещения вреда потерпевшим от преступлений в практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы

Российской Федерации.

Ключевые слова, учреждения и органы УИС, возмещение вреда, потерпевший, осужденный, личный

идентификационный номер.

Защита нарушенных прав потерпевших остается в России актуальной проблемой в силу наличия в государстве различных вопросов, связанных с возмещением причиненного вреда осужденными потерпевшим от преступлений. Эта проблема не забыта политиками и российской общественностью.

Д. А. Медведев в своем выступлении на расширенной коллегии МВД России в 2012 г. отметил: «Несмотря на принимаемые меры, из года в год раскрывается лишь, как известно, каждое второе преступление, нераскрытыми остается более миллиона 300 тысяч преступлений, из них каждое четвертое - это тяжкое и особо тяжкое. Не установлены виновные в совершении более чем двух тысяч убийств и покушений на убийство, не установлены виновные в совершении 760 тысяч краж, свыше 124 тысяч гра-

бежей. Сами по себе цифры устрашающие. Но самое главное, что за ними - судьбы конкретных людей: и потерпевших, и их близких, их родственников» 1. При этом он неоднократно обращал внимание на совершенство законодательства в отношении потерпевших от преступлений. Так, в послании Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 г. отмечалось, что наше уголовное законодательство, как и практика его применения, должно стать более современным. Уголовное наказание как на уровне закона, так и на стадии его применения судами должно быть адекватным совершенному преступлению и соответственно лучше защищать интересы общества и интересы потерпевшего?.

Проблема защиты нарушенных прав потерпевших волнует и российскую общественность.

ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2G12. № 1

60

Так, в 2010 г. Следственный комитет Российской Федерации совместно с Общественной пала -той разработал проект закона « О потерпевших от преступлений». По мнению руководителя Следственного комитета А. Бастрыкина, это действительно одна из актуальных тем, обсуждаемых в обществе, - защита прав потерпевших от преступлений. И не случайно. Ведь по статистике до 30 % взрослого населения ежегодно подвергаются преступным посягательствам. Вдумайтесь в эту цифру - почти каждый третий гражданин страны3 .

Необходимо создание государственных механизмов для возмещения ущерба и оказания другой помощи потерпевшим. Для этого предлагаем образовать национальный компенсационный фонд, управляемый Правительством РФ. Его можно создать за счет штрафов, налагаемых на правонарушителей, или за счет денежных вознаграждений, которые получают правонарушители за выполнение общественного труда. В ст. 43 УК РФ предлагаем включить наказание в виде возложения обязанности загладить причиненный вред и расположить его в системе наказаний первым, то есть перед штрафом4.

14 октября 2010 г. была принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р. В разделе III Концепции «Основные направления развития уголовно-исполнительной системы» в сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными предполагается, создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив преступления и возмещение ущерба потерпевшим.

Как видно из текста Концепции, процедура возмещения ущерба потерпевшим от преступлений со стороны осужденных для всей уголовно-исполнительной системы является одним из базовых направлений реформирования всей системы исполнения наказаний, так как качественное возмещение осужденными причиненного вреда потерпевшим будет способствовать

соблюдению и обеспечению достижения основной цели уголовного наказания - восстановлению социальной справедливости в рамках действия ч. 2 ст. 43 УК РФ, а участие осужденного в процессе возмещения причиненного вреда потерпевшему будет содействовать его исправлению и перевоспитанию. При хорошем поведении, исполнении осужденным обязанностей по исполнительному листу он будет получать возможность изменить вид режима отбывания уголовного наказания, а также применения к нему института условно-досрочного освобождения. Данное направление согласуется со ст. 9, 175 УИК РФ. В ст. 9 УИК РФ указано: 1. Исправление осужденных связано с формированием у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческогообщежития и стимулированием правопослушного поведения. Соответственно исправление осужденного является одной из конечных целей применения к осужденному наказания с использованием необходимыхсредств исправления. 2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. При этом, по нашему мнению, исправление осужденного будет более полным и качественным, если он будет возмещать вовремя и полностью причиненный потерпевшему вред. Соответственно ч. 2 ст. 9 УИК РФ нуждается в дополнении: одним из средств исправления осужденного должно быть именно возмещение вреда потерпевшему. В связи с этим будет уместным внесение дополнений в ст. 1 УИК РФ, в соответствии с которыми целями уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение совершения им новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. При этом мы исходим из того обстоятельства, что данная норма УИК РФ не согласуется с положениями, приводимыми в ч. 2 ст. 43 УК РФ, согласно которым наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденногои предупреждения совершения им новых преступлений. Сопоставление этих норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства показывает, что последнее не предусматривает в качестве цели исполнения наказания «восстановление социаль-

ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1

ной справедливости», что, как мы полагаем, является пробелом в российском законодательстве. Аналогичной точки зрения придерживается, в частности, Ю.М. Ткачевский5. Наличие такой цели исполнения наказания, как восстановление социальной справедливости, по мнению С. Боронбекова «может создать благоприятную почву для исправления осужденного, а также предупреждения совершения новых преступлений, являющихся целями уголовного наказания и уголовно-исполнительного законо-дательства»6.

Между тем обозначенному нами средству исправления уже уделяется повышенное внимание законодателем в рамках ст. 175 УИК РФ «Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания и представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания».

Указанные тенденции будут напрямую согласовываться с действующей практикой применения при исполнении уголовных наказаний системы социальных лифтов осужденных. Согласно Методическим рекомендациям по использованию системы социальных лифтов в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства система социальных лифтов представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев. Целями применения системы стимулов являются социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности. Основным критерием оценки поведения осужденного служит соблюдение им порядка отбытия наказания. Помимо этого, осужденный обязан соблюдать иные ограничения, наложенные на него в соответствии с приговором суда, и обязательства, в том числе возмещать ущерб, причиненный потерпевшим, и трудиться на оплачиваемых работах, предлагаемых ему администрацией исправительного учреждения7.

По мнению директора ФСИН России А. А. Рей-мера, сейчас тюремное ведомство внедряет другие социальные лифты, работающие не по «воровским понятиям». Тот осужденный, кто ведет себя дисциплинированно и стремится вер-

нуться на волю законопослушным человеком, может рассчитывать на смягчение условий. В 2011 г. 39 тыс. осужденных были переведены в облегченные условия содержания. Судами принято решение о замене лишения свободы более мягким наказанием 3,5 тыс. осужденным, более 45 тыс. человек освобождены условнодосрочно. Между тем социальные лифты работают не только вверх, но и вниз. Более 5 тыс. осужденных были переведены на более строгие условия содержания. Многим арестантам пришлось сменить колонии на тюрьмы за плохое поведение8.

Следует отметить, что учреждения УИС в вопросах возмещения осужденными причиненного вреда потерпевшим от преступлений, на наш взгляд, занимают ведущую позицию и выполняют контрольную функцию в рамках деятельности исправительных учреждений посредством максимального трудоустройства осужденных и осуществления удержаний из их заработной платы, пенсий и иных доходов.

Для оптимизации контрольной функции и вовлечения осужденного в процесс возмещения вреда потерпевшему уголовно-исполнительная система сталкивается с проблемой трудоустройства осужденных. Заметим, что труд является не только средством исправления осужденных, но и источником получения осужденными заработка, часть которого направляется на заглаживание вреда потерпевшему. В сфере трудовой деятельности и профессиональной подготовки осужденных Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предполагает: оптимизацию системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью, осуществление своевременного пересмотра расценок по оплате их труда в зависимости от изменения производственного процесса, изменение размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного.

Для упорядочения системы контроля за возмещением осужденными денежных средств по имеющимся у них исполнительным делам в рамках уголовного и гражданского судопроизводства предлагаем ввести систему идентификационного номера осужденного. В данный номер должна закладываться кодированная сис-

ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1

62

тема информации об осужденном, например: осужденный номер 119591583, где 1 - условный номер отряда, в котором отбывает уголовное наказание осужденный; 1959 - год его рождения; 158 - статья Уголовного кодекса РФ, по которой он отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы; 3 - информация о задолженности осужденного по имеющемуся исполнительному листу, вступившему в силу по приговору суда. Последняя цифра может быть изменена на другую в зависимости от величины размера установленного ущерба в исполнительном листе, например: 3 - условное обозначение задолженности осужденного перед потерпевшим или его представителем в размере до 100 тыс. руб.; 2 - условное обозначение задолженности осужденного перед потерпевшим или его представителем в размере от 100 до 500 тыс. руб.;

1 - условное обозначение задолженности осужденного перед потерпевшим или его представителем в размере от 500 до 1 млн руб.; 0 -отсутствие задолженности перед потерпевшим по исполнительному листу. Данный идентификационный номер осужденного, по нашему мнению, должен наноситься на одежду осужденного, его личные вещи или специальный браслет в виде лазерной голограммы, не поддающейся стиранию. Сотрудник исправительного учреждения посредством специального лазерного сканера может считывать информацию об имею-

щейся задолженности осужденного по листу, не применяя бумажные носители данных бухгалтерского учета исправительного учреждения. Для обеспечения разработки действия специального идентификационного номера потребуется специальная информационная программа контроля информации о погашении задолженности денежных средств осужденным. Кроме того, данный идентификационный номер осужденного будетприменяться и после его освобождения из мест лишения свободы в рамках деятельности отделов спецучета УИИ, судебных приставов-исполнителей, отделов полиции. В связи с этим существует потребность создания единой информационной базы учета лиц, совершивших преступления, во всех правоохранительных органах.

Совершенствование вопросов о возмещении вреда потерпевшим от преступлений в рамках деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов будет положительно сказываться на обеспечении в России действия Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г., согласно которой жертвы преступлений имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством'.

1 http://www.pfo.ru/?id=24903.

2 См.: http:// президент.рф/transcripts/5979.

3 См.: http://www.rg.ru/2010/12/06/needhelp.html.

4 См.: http://www.rg.ru/2010/04/09/bastrykin.html.

5 См.: ТкачевскийЮ.М. Восстановление социальной справедливости - цель уголовногонаказания и Уго-ловно-исполнительногокодексаРФ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11: Право. 1998. № 6. С. 17-26.

6 Боронбеков С. О целях уголовногонаказания и уголовно-исполнительногозаконодательства// Уголовноисполнительный кодекс РоссийскойФедерации проблемы теории и практики: материалы науч-практ. семинара, посвященного памяти Н.А. Стручкова( Рязань, 27 марта 1997 г.). Рязань, 1998. С. 3.

7 См.: http://www.фсин.рф>stmcture/social/vospitatelnaya.. .lifti.doc.

8 См.: http://www.rg.ru/2012/02/10/turma.html.

9 См.: Международноесотрудничествов области прав человека: док. и материалы. М., 1993. Вып. 2. С. 474-479.

ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2G12. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.