Научная статья на тему 'К вопросу о качестве законодательной регламентации уголовной ответственности за нарушение порядка финансирования избирательной кампании'

К вопросу о качестве законодательной регламентации уголовной ответственности за нарушение порядка финансирования избирательной кампании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о качестве законодательной регламентации уголовной ответственности за нарушение порядка финансирования избирательной кампании»

ПРАВО И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ

политического процесса // Выборы в механизме народовластия. Уральская государственная юридическая академия, Избирательная комиссия Свердловской области. Екатеринбург, 2000. С. 57.

26. Мостовщиков В. Д. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации и её финансирования в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1998. С. 41.

27. Хачатуров Н.В. Указ. соч. С. 9.

28. Бондарь Н. С., Джагарян А. А. Указ. соч. С. 57-58.

29. Большаков С. В. Правовое регулирование участия средств массовой информации в избирательном процессе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 64.

30. Там же. С. 8.

31. См.: Исхаков А. Д. Юридическая ответственность за нарушения норм избирательного права Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА

___ _ ___ ______ ____

ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Д.Ю. Николаева

В 2003 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) была включена новая норма, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 1411 УК

РФ) [1].

Следует отметить, что диспозиция данной статьи не отличается лаконичностью и, пожалуй, является самой объемной в Особенной части УК РФ. По всей видимости, законодатель стремился выявить более широкий круг противоправных деяний, тем самым отходя от общепринятых и устоявшихся стандартов изложения норм Особенной части УК РФ, превращая нормы закона в совокупность рег-ламентаций подзаконного характера.

Объективную сторону преступления образуют действия по нарушению порядка финансирования различных субъектов избирательного процесса. При этом в диспозиции нормы называются: кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа, но нет указания на политическую партию [2], которая сейчас является основным субъектом избирательных правоотношений. После принятия закона о политических партиях законодатель должен был привести в соответствие с ним другие нормативные акты, включая и УК РФ, однако до сегодняшнего дня это не сделано, в том числе в части введения в диспозицию нормы ст. 1411 УК РФ соответствующего указания на политическую партию.

Как следует из ч. 1 и 2 ст. 1411 УК РФ санкции уголовного права применяются за нарушения, связанные с незаконным оказанием финансовой (материальной) поддержки, внесением пожертвований в избирательный фонд через подставных лиц, использованием помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки, расходованием пожертвований, запрещенных законодательством, если они были совершены в крупных размерах. Согласно примечанию к ст. 1411 УК РФ крупным размером признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда, фонда референдума на момент совершения деяния, предусмотренного данной статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей. Такое ограничение представляется не вполне обоснованным, поскольку на региональных и особенно местных выборах одна десятая предельной суммы расходования средств избирательного фонда может быть ниже одного миллиона рублей. Между тем расходование подобной суммы может сказаться на результатах этих выборов, так как кандидат, в пользу которого совершается такое нарушение порядка финансирования, будет иметь существенное преимущество по сравнению с другими кандидатами, в частности, в вопросах ведения предвыборной агитации, а это может оказать огромное влияние на волеизъявление граждан и сказаться на итогах выборов.

№4/2006

Кроме того, в ч. 1 ст. 1411 УК РФ законодателем были криминализированы далеко не все возможные способы незаконного оказания финансовой (материальной) поддержки. Так, предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума по действующему законодательству может проводиться не только путем распространения агитационных материалов, но и посредством проведения массовых мероприятий, в частности, встреч с избирателями, концертов с привлечением популярных артистов, что очень распространено в последнее время. В этом случае финансовая поддержка может быть оказана, например, путем предоставления здания и помещения в аренду без их оплаты из средств соответствующего фонда или оплаченных по необоснованно заниженным расценкам. Финансовая поддержка может быть оказана также путем предоставления бесплатных консультационных или информационных услуг или по необоснованно заниженным расценкам. Поэтому некоторые исследователи предлагают изложить данную норму, не акцентируя внимания на способах совершения преступления [3].

На наш взгляд, для устранения существующего пробела данную норму следует изложить, определяя способы совершения данного преступления менее конкретно.

С учетом изложенного представляется целесообразным предложить следующую редакцию статьи 1411 УК РФ:

«Статья 1411. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, политической партии, деятельности инициативной группы по проведению референдума

1. Оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, политической партии помимо средств избирательного фонда либо деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств фонда референдума, а также внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц, -

наказываются ...

2. Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной)

поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, политической партии кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, политической партии, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет референдума, -

наказываются .

Примечания.

1. Оказанием финансовой (материальной) поддержки помимо избирательного фонда, фонда референдума в данной статье является передача денежных средств помимо избирательного фонда, фонда референдума, передача иного имущества, выполнение оплачиваемых работ, оказание платных услуг, связанных с проведением выборов и референдума, без оплаты через избирательный фонд или фонд референдума либо с оплатой через соответствующий фонд по необоснованно заниженным расценкам.

2. Крупным размером в настоящей статье признаются размер денежных средств, стоимость имущества или выполненных работ, оказанных услуг, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей».

Как представляется, предлагаемая редакция ст. 1411 УК РФ будет способствовать более эффективной борьбе с преступными нарушениями установленного порядка финансирования выборов и референдумов.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

1. Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950.

3. Елисеева Т. Н. Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 190.

КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УМЫШЛЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ВЫБОРАМ, РЕФЕРЕНДУМУ

В.В. Игнатенко, доктор юридических наук, профессор

Административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам и референдуму, предусмотрена ст. 5.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются урегулированные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации общественные отношения, связанные с предвыборной агитацией, агитацией по вопросам референдума, а также информированием избирателей и участников референдума.

Общественная вредность этого административного правонарушения выражается в том, что таким противоправным поведением сознательно осложняется проведение агитации в пользу того или иного кандидата, а также нарушаются информационные права избирателей, участников референдума.

Предметом административного правонарушения выступают печатные материалы, относящиеся к выборам и референдуму (информационные и агитационные печатные материалы). Под печатными материалами, относящимися к выборам и референдуму, понимаются растиражированные типографским способом (печатанием или тиснением) в каком-либо количестве идентичных экземпляров произведения письменности и (или) изоискусства, направленные на информирование участников выборов (референдума) либо содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, и предназначенные для массового

распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума. К таким печатным материалам относятся, в частности: портреты кандидатов в депутаты или на выборные должности; плакаты с биографиями кандидатов; агитационные листовки. Печатные материалы могут быть изготовлены на типографских печатных станках, принтерах, ризографах, ксероксах, а также с использованием другого оборудования. При этом может применяться любой технологический вид печати — офсетная, высокая, трафаретная и др.

Информационные и агитационные печатные материалы признаются предметом административного правонарушения при условии их вывешивания на зданиях, сооружениях или иных объектах.

Порядок вывешивания печатных материалов, относящихся к выборам или референдуму, определен федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 8 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников или владельцев указанных объектов.

Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, пре-

№4/2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.