Научная статья на тему 'К вопросу о гуманитарной составляющей подготовки будущих инженеров'

К вопросу о гуманитарной составляющей подготовки будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ВНЕ-АУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГУМАНіТАРНі ДИСЦИПЛіНИ / МАЙБУТНі іНЖЕНЕРИ / СУБ'єКТНА ПОЗИЦіЯ / ПОЗААУДИТОРНА ДіЯЛЬНіСТЬ / HUMANITIES / FUTURE ENGINEERS / SUBJECT POSITION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрыпник Н. С.

На основе анализа содержания гуманитарных дисциплин в статье показан их потенциал по обеспечению формирования у студентов знаний о личности, ее развитии и саморазвитии, субъектной позиции личности. Приведены особенности формирования субъектной позиции будущих инженеров, рассмотрена роль внеаудиторной деятельности в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF HUMANITIES COMPONENT IN FUTURE ENGINEERS TRAINING

The potential of the humanities to ensure the formation of students’ knowledge of the personality, its development and self-development, subject position of the individual has been revealed basing on the content of humanities analyzed. The peculiarities of the formation of future engineerssubject position and the role of extracurricular activities in the process have been given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гуманитарной составляющей подготовки будущих инженеров»

УДК 37.03

К ВОПРОСУ О ГУМАНИТАРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Н.С. Скрыпник, доц., к.пед.н., Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

Аннотация. На основе анализа содержания гуманитарных дисциплин в статье показан их потенциал по обеспечению формирования у студентов знаний о личности, ее развитии и саморазвитии, субъектной позиции личности. Приведены особенности формирования субъектной позиции будущих инженеров, рассмотрена роль внеаудиторной деятельности в этом процессе.

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, будущие инженеры, субъектная позиция, внеаудиторная деятельность.

ДО ПИТАНИЯ ПРО ГУМАН1ТАРНИЙ СКЛАДНИК ЩДГОТОВКИ

МАЙБУТН1Х 1НЖЕНЕР1В

Н.С. Скрипник, доц., к.пед.н., Харк1вський нацюнальний автомобшьно-дорожнш ушверситет

Анотац1я. На nidcmaei анал1зу 3Micmy гуманитарных дисциплт у cmammi показано ix потенциал щодо забезпечення формування у cmydenmie знань про oco6ucmicmb, ii розвиток i саморозви-ток, суб'ектну позицт oco6ucmocmi. Наведено особливост1 формування суб'ектног позицп майбуттх тженер\в, розглянуто роль позааудиторног д1яльност1 у цьому процеа.

Ключов1 слова: гуматтарт дисциплти, майбутт тженери, суб 'ектна позиция, позааудитор-на дгяльшсть.

ON THE ISSUE OF HUMANITIES COMPONENT IN FUTURE ENGINEERS

TRAINING

N. Skrypnyk, Assoc. Prof., Cand. Sc. (Ped.), Kharkiv National Automobile and Highway University

Abstract. The potential of the humanities to ensure the formation of students' knowledge of the personality, its development and self-development, subject position of the individual has been revealed basing on the content of humanities analyzed. The peculiarities of the formation of future engineers' subject position and the role of extracurricular activities in the process have been given.

Key words: humanities, future engineers, subject position, extracurricular activities.

Введение

К основным задачам современного высшего образования, в том числе технического, наряду с качественной профессиональной подготовкой относятся всестороннее развитие личности студента, становление его субъектности, формирование его личностной позиции, становление его как субъекта своей

жизнедеятельности и образования в частности. Субъектная позиция позволяет будущему инженеру выявить личностное отношение и определить смысл получаемого образования; сознательно и активно использовать имеющиеся возможности для собственного образования и саморазвития; проектировать и реализовывать собственный образователь-

ный, а в дальнейшем и профессиональный маршрут.

Анализ публикаций

Субъектная позиция студентов технического учебного заведения отмечается особенностями, которые связаны со своеобразием целей, задач, содержания, форм и методов образовательного процесса. Профессиональная подготовка студентов инженерных специальностей прежде всего направлена на формирование профессиональных, узкоспециализированных технических знаний, умений и навыков, так как профессиональная деятельность будущих инженеров связана с функционированием в системе человек-техника. Такую приоритетность подтвердил анализ образовательно-квалификационных характеристик и образовательно-профессиональных программ подготовки будущих инженеров уровней бакалавра, специалиста, магистра по различным направлениям подготовки в высших технических учебных заведениях. Эта ситуация во многом совпадает с представлениями студентов технических вузов об эффективной модели выпускника технической высшей школы. Так, по данным современных научных исследований [1], она, по мнению студентов, в первую очередь определяется наличием профессиональных навыков (40 %), а уже потом конкретными личностными качествами, такими как коммуникабельность (31 %), целеустремленность (29 %), ответственность (25 %), общая культура поведения (18 %), творческий подход (16 %), стремление к самосовершенствованию (16 %), обучаемость (13 %).

Однако ученые (О. Игнатюк, А. Романовский, Н. Саенко и др.) отмечают, что современный инженер - это не только профессионал в своей области, это человек с высоким уровнем общей культуры, инженер-интеллигент, эффективный менеджер с развитыми управленческими, лидерскими, организаторскими, коммуникативными качествами, стремящийся к самореализации и саморазвитию в личностной и профессиональной сферах. Эту мысль подтверждает изучение современных научных исследований относительно требований работодателей к выпускникам высших технических учебных заведений (В. Ельцова, Н. Кузьменко, О. Пиралова, А. Романовский и др.). Работодатели четко разграничивают профессио-

нально важные и личностные качества инженера. Более того, личностные качества работодатели поставили на первые позиции. Так, личностными качествами, которыми должен обладать инженер, являются трудолюбие, приверженность и преданность избранной профессии, стремление к самопознанию, коммуникабельность, честность, умение грамотно выражать свои мысли, инициативность, умение самостоятельно принимать решения. Отметим, что именно эти качества характеризуют субъектную позицию будущего инженера. Профессионально важные для работодателей качества - это уверенное владение компьютером, хорошие теоретические знания механики и техники, осведомленность о современном оборудовании и технологических, строительных, гидро- и теплоизоляционных, отделочных материалов, опыт оформления чертежей, умение работать с нормативной документацией и справочной литературой, знание технического английского языка. То есть, одной из острых проблем является определенное несоответствие профессиональной подготовки молодых инженеров тем требованиям, которые к ним предъявляются современным рынком труда. Поэтому внимание ученых сейчас сосредоточено на поиске путей преодоления этой проблемы, в том числе через гуманизацию и гуманитаризацию высшего технического образования, воспитание творческой личности каждого студента, формирование его субъектной позиции. Следовательно, дисциплины гуманитарного цикла имеют большое значение при подготовке будущих инженеров.

Цель и постановка задачи

Целью данной работы было выяснить, какие знания о личности, ее развитии и саморазвитии, субъектной позиции личности, ее компонентах студенты получают в ходе аудиторных занятий, и провести сравнительный анализ учебных программ, рабочих планов, литературы по дисциплинам гуманитарного цикла.

Анализ содержания гуманитарных дисциплин

Проведенный анализ содержания дисциплин гуманитарного цикла показал достаточно мощный их потенциал по обеспечению формирования у студентов знаний о личности, ее

развитии и саморазвитии, субъектной позиции личности, ее компонентах. Так, например, с понятием «субъект» студенты знакомятся в рамках курса философии, чаще всего на первом году обучения. Информация о позиции личности, личностном развитии, субъектных характеристиках и качествах личности изучается в рамках таких дисциплин, как психология и педагогика (табл. 1).

Однако современная ситуация не позволяет реализовать этот потенциал. Следует подчеркнуть, что количество дисциплин гуманитарного цикла и объем времени, отведенный на их изучение в техническом учебном заведении, существенно меньше по сравнению с гуманитарными или экономическими учебными заведениями. К тому же, с переходом к новым стандартам высшего образования дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла отнесены к выборочным.

Таблица 1 Обобщенный анализ содержания дисциплин гуманитарного цикла

Знания Название предмета

Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности, её направленность, потребности, интересы, основные теории личности Философия Психология Социология

Мотивы и стимулы, мотивация личности Логика, этика, эстетика Социология Психология Педагогика высшей школы

Ценности, ценностные ориентации личности Философия Логика, этика, эстетика Социология

Эмоционально-волевая сфера личности, волевые качества личности, возможности самовоспитания воли Психология Психология высшей школы

Я-концепция, образ Я. Самооценка. Рефлексия Логика, этика, эстетика Психология Психология высшей школы

Личность в деятельности и общении, в групповой деятельности. Психологический климат. Межличностные отношения. Личностный рост Психология Психология высшей школы Вступление в специальность

Деятельность, структура деятельности. Роль деятельности в формировании личности Педагогика Педагогика высшей школы Философия Этика, эстетика Психология

Движущие силы развития личности будущего специалиста. Самоактуализация личности Педагогика Педагогика высшей школы Вступление в специальность

Морально-эстетическое самосовершенствование. Направления самосовершенствования: самопознание и самообразование, самовоспитание и саморазвитие Логика, этика, эстетика

Ответственность, справедливость, обязанность Логика, этика, эстетика Вступление в специальность

Вследствие такого положения общий объем часов, отведенный на изучение дисциплин гуманитарного цикла, и объем аудиторных занятий значительно сокращен; нередко несколько дисциплин объединяют в один курс; часть вопросов, рассматриваемых в рамках гуманитарных дисциплин, отнесено к самостоятельной работе студентов. Например, в Харьковском национальном автомобильно-дорожном университете дисциплины «Логика», «Этика», «Эстетика» объединены в одну; на механическом факультете «Психоло-

гия» и «Педагогика» объединены в один курс «Психология и педагогика высшей школы», который преподается магистрам.

Итак, как показывает анализ практики организации учебно-воспитательного процесса в высших технических учебных заведениях, психолого-педагогические знания о позиции личности, субъектности, субъектной позиции личности в достаточном объеме студенты не получают. Изучение научно-методической литературы, планов воспитательной работы

кураторов, планов работы научных объединений, планов внеаудиторной деятельности различных кафедр и собственный опыт организации внеаудиторной деятельности студентов позволяют сделать вывод о возможности и необходимости закрепления, актуализации, дополнения во внеаудиторной деятельности знаний о субъектной позиции студента, полученных в рамках аудиторных занятий. В процессе усвоения таких знаний у студентов формируется и развивается интерес к образованию, в частности не только к определенной лекции, семинару, выставке или иному мероприятию, но и к процессу получения знаний, к будущей профессии, актуализируется потребность в саморазвитии, в личностном и профессиональном росте, то есть происходит развитие познавательной и профессиональной мотивации, стимулируется мотивация достижения успеха; заинтересованность в развитии своих личностных качеств и умений, входящих в структуру субъектной позиции студента. На основе такой информации формируется ценностное отношение студента к себе как личности, как руководителю, субъекту собственного образовательного и жизненного пути, происходит осознание ценности субъектной позиции для студента как будущего специалиста и успешного человека.

Формами такой деятельности могут быть такие: тематические кураторские часы; тематические лекции; диспуты, студенческие «круглые столы», дебаты, «брейн-ринги»; заседания студенческих научных кружков и клубов; конкурсы студенческих творческих и научно-исследовательских работ; встречи с успешными представителями выбранной профессии, выпускниками этого учебного заведения; встречи-семинары с представителями компаний, которые организуют стажировки студентов за рубежом, встречи-семинары со студентами зарубежных вузов и участниками программ студенческого обмена и стажировок; встречи с представителями предприятий - потенциальных работодателей и т. д.

Выводы

Таким образом, формирование субъектной позиции студента высшего технического учебного заведения характеризуется такими особенностями, как приоритетность формирования профессионально-технических характеристик в ущерб личностным и недоста-

точно полные представления о требованиях современного рынка труда к личностным характеристикам инженера. Обеспечение формирования у студентов знаний о личности, ее развитии и саморазвитии, субъектной позиции личности, ее компонентах считаем одним из условий формирования и развития субъектной позиции будущих инженеров. Несмотря на большое значение и потенциал дисциплин гуманитарного цикла в реализации этого условия, современная ситуация в высшем техническом образовании ведет к поиску путей формирования субъектной позиции студентов технических вузов вне аудиторных занятий и свидетельствует о возрастающей роли внеаудиторной деятельности в этом процессе.

Литература

1. Пиралова О.Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки: монография / О.Ф. Пира-лова. - М.: Академия Естествознания, 2009. - 87 с.

2. 1гнатюк O.A. Формування майбутнього шженера до професшного самовдоско-налення: теор1я i практика: монография / О. А. 1гнатюк. - X. : НТУ «ХП1», 2009. -434 с.

3. Подготовка конкурентоспроможно! уп-равлшсько! гумаштарно-техшчно! ель ти : монограф1я / за ред. О. Г. Романо-вського та О. С. Пономарьова. - X.: НТУ «ХП1»; Видавець Савчук О. О., 2014. - 324 с.

4. Саенко Н.В. Теоретичш та методичш засади культуролопчно! шдготовки майбутшх шженер1в: монограф1я / Н.В. Саенко. - X.: ХНАДУ, 2012. -336 с.

5. Ельцова В. А. Теоретические и практические аспекты требований, предъявляемых к профессиональной деятельности инженера / В. А. Ельцова, О.Н. Соловьёва, A.B. Соловьев // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 3. - С. 53-57.

6. Кузьменко Н.В. Формування особи-стост1 шженера через форми позаауди-торно! виховно! роботи / Н.В. Кузьменко // В1сник 3anopi3. нац. ун-ту. -2014. - № 2 (23). - С. 126-135.

Рецензент: А.К. Чаплыгин, профессор, д.филос.н., ХНАДУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.