Научная статья на тему 'О педагогических условиях формирования субъектной позиции студентов технических вузов во внеаудиторной деятельности'

О педагогических условиях формирования субъектной позиции студентов технических вузов во внеаудиторной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PERSONAL POSITION / STUDENTS / EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрыпник Наталья Станиславовна

Статья посвящена теоретическому обоснованию педагогических условий формирования субъектной позиции студентов высших технических учебных заведений во внеаудиторной деятельности. К выделенным условиям отнесены: овладение студентами психолого-педагогическими знаниями по вопросам субъектной позиции личности, организация субъект-субъектного взаимодействия участников внеаудиторной деятельности, педагогическая поддержка процесса формирования субъектной позиции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING PERSONAL POSITION OF STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY

The paper is devoted to theoretical substantiation of pedagogical conditions for forming personal position of students of technical higher education institutions in extra-curricular activity. Mastering the psychological and pedagogical knowledge about personality’s subject position by students, organizing subject-subject interaction of participants of extra-curricular activity, pedagogical support of the process of personal’ subject position formation have been determined as necessary pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «О педагогических условиях формирования субъектной позиции студентов технических вузов во внеаудиторной деятельности»

УДК 378.14:37.032-057.87

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. С. Скрыпник

ABOUT PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING PERSONAL POSITION OF STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY

N. S. Skrypnik

Статья посвящена теоретическому обоснованию педагогических условий формирования субъектной позиции студентов высших технических учебных заведений во внеаудиторной деятельности. К выделенным условиям отнесены: овладение студентами психолого-педагогическими знаниями по вопросам субъектной позиции личности, организация субъект-субъектного взаимодействия участников внеаудиторной деятельности, педагогическая поддержка процесса формирования субъектной позиции студентов.

The paper is devoted to theoretical substantiation of pedagogical conditions for forming personal position of students of technical higher education institutions in extra-curricular activity. Mastering the psychological and pedagogical knowledge about personality’s subject position by students, organizing subject-subject interaction of participants of extra-curricular activity, pedagogical support of the process of personal’ subject position formation have been determined as necessary pedagogical conditions.

Ключевые слова: субъектная позиция, студенты, внеаудиторная деятельность, педагогические условия.

Keywords: personal position, students, extra-curricular activity, pedagogical conditions.

Современная система высшего образования приобретает личностно-ориентированный характер, при котором на первый план выходит личностное развитие, формирование способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, рефлексии собственной деятельности. Образовательные стандарты указывают на то, что выпускник вуза должен обладать такими характеристиками, как высокий уровень профессиональной образованности, креативность, знание новейших методов и технологий в соответствующей сфере деятельности, стремление к самообразованию, навыки самостоятельной работы и работы в команде, высокая адаптивность. Все эти качества формируются успешнее, если студент занимает субъектную позицию по отношению к собственному образованию. Именно студенты с субъектной позицией могут в полной мере использовать потенциал современного высшего образования, а в дальнейшем развивать свою субъектность в процессе своего профессионального и личностного совершенствования.

В этой связи проблема формирования субъектной позиции студентов обретает особую актуальность, что подтверждается появлением целого ряда педагогических исследований, посвященных данной проблематике. Отдельные вопросы формирования субъектной позиции личности у студенческой молодежи исследованы в работах, посвященных: формированию субъектной позиции курсантов (Н. Щукина), студентов педагогических вузов (А. Гогоберидзе, А. Лебедев), студентов языкового вуза (Н. Пронина) и неязыкового вуза (Н. Иванцова), в процессе последипломного образования (А. Акулинина), в волонтерской деятельности (А. Богданова), в процессе изучения дисциплин педагогического цикла (О. Цымбал). Вместе с тем проблема формирования субъектной позиции студентов технических вузов во внеаудиторной деятельности еще не была предметом специального исследования. Отметим, что внеауди-

торную деятельность в рамках исследования рассматриваем как систему взаимосвязанной деятельности субъектов образовательного процесса, которая является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки и реализуется вне расписания учебных занятий. На основе анализа направлений, форм и методов внеаудиторной деятельности, и изучения практики ее организации можно сделать вывод, что она предоставляет большие возможности для формирования субъектной позиции студентов, а именно: для мотивирования студентов, формирования позитивного отношения к собственному образованию и будущей профессии; для выбора видов и форм деятельности, степени своего участия, то есть степени активности; для углубления знаний о себе как о личности и профессионале; для обогащения личного опыта (опыта общения, социальной и образовательной деятельности), для развития организаторских и коммуникативных умений, развития навыков самостоятельной работы и работы в команде; для совершенствования рефлексивных умений, для развития инициативности, ответственности, самостоятельности, креативности.

Субъектная позиция студентов любого вуза имеет общие черты, связанные с возрастными и социальнопсихологическими характеристиками, но субъектная позиция студента высшего технического учебного заведения является особенной именно в силу специфики технического образования. Профессиональная подготовка студентов инженерных специальностей прежде всего направлена на формирование профессиональных, узкоспециализированных технических знаний, умений и навыков, так как профессиональная деятельность будущих инженеров связана с функционированием в системе человек - техника. Однако ученые (С. Резник, А. Романовский, Н. Саенко и др.) отмечают, что современный инженер - это не только профессионал в своей области, это человек с высоким уровнем общей культуры, инженер-интеллигент, эф-

114

© Н. С. Скрыпник, 2014

фективный менеджер с развитыми управленческими, лидерскими, организаторскими, коммуникативными качествами, который стремится к самореализации и саморазвитию в личностной и профессиональной сферах. Поэтому внимание ученых сейчас сосредоточено на предупреждении формирования технократизма, прагматизма и утилитаризма через гуманизацию и гуманитаризацию высшего технического образования, воспитание творческой личности каждого студента. Важная роль в этом процессе принадлежит формированию субъектной позиции студентов высших технических учебных заведений, поскольку она позволяет им определить личностное отношение и смысл получаемого образования; субъектно использовать имеющиеся возможности для собственного образования; проектировать и реализовывать собственный образовательный и дальнейший профессиональный маршрут.

Подробно не останавливаясь на анализе различных подходов к трактовке ключевых понятий исследования, отметим, что под субъектной позицией студента высшего технического учебного заведения мы понимаем интегративную характеристику личности, которая отражает активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразующее отношение студента к самому себе, к тем или иным сторонам действительности, к собственному образованию. В процессе исследования нами сделан вывод о том, что структура субъектной позиции студента высшего технического учебного заведения включает в себя четыре структурных компонента: мотивационно-отношенческий, когнитивный, деятельностный и личностный.

Мотивационно-отношенческий компонент предусматривает самодетерминацию, то есть осознание студентом себя субъектом своей жизнедеятельности и образования в частности, наличие осознанных мотивов и отношений к себе и к образованию, которые определяют положительное отношение к образованию и будущей профессии и обеспечивают осознание значимости субъектной позиции для будущего инженера (познавательный мотив, профессиональный мотив, мотив достижения успеха).

Когнитивный компонент субъектной позиции предполагает усвоение студентом системы психологопедагогических знаний о позиции личности, субъект-ности, сущности и структуре субъектной позиции студента, а также содержит опыт студента как совокупность событий, поступков, переживаний, отношений, как результат взаимодействия с окружающим миром.

Деятельностный компонент отражает поведение студента как субъекта собственного образования, связан с реализацией субъектной активности личности и предполагает овладение группами учений (коммуникативные, организаторские, рефлексивные).

Личностный компонент содержит личностные качества студента, которые характеризуют его как субъект - активность, ответственность, инициативность, самостоятельность, креативность.

Позиция является устойчивым образованием психики человека, однако, может меняться или корректироваться под влиянием определенных внешних и внутренних условий. Это значит, что эффективность формирования субъектной позиции студентов технических вузов можно повысить при определенных пе-

дагогических условиях. Для обоснования таких педагогических условий уточним, что же понимается нами под таковыми. В справочной литературе «условие» понимается как: 1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; 2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; 3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [8, с. 588].

Сущность понятия «условие» в педагогическом аспекте характеризуется современными учеными такими положениями: 1) условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т. д.;

2) обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека; 3) влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты [5, с. 9].

Педагогические условия трактуют как один из компонентов педагогической системы, который отражает совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивает её эффективное функционирование и развитие [5, с. 11].

Как свидетельствует анализ современных педагогических исследований и собственный опыт работы в техническом вузе, психолого-педагогические знания о позиции личности, субъектности, субъектной позиции личности в полном объеме студенты не получают. Так, например, с понятием «субъект» студенты знакомятся только в рамках курса философии. Информация касательно позиции личности, личностного развития, субъектных характеристик и качеств личности изучается в таких дисциплинах, как психология и педагогика. Но эти дисциплины, как и другие из гуманитарного и социально-экономического цикла, в связи с переходом на новые стандарты высшего образования отнесены к дисциплинам по выбору. И например в Харьковском национальном автомобильном университете на механическом факультете эти дисциплины объединены в один курс «Психология и педагогика высшей школы», который преподается только магистрам. Такое положение является следствием того, что в технических вузах ограничено количество часов по социально-гуманитарным дисциплинам. Мы провели пилотажное исследование, в котором было задействовано 290 студентов 1 - 5 курсов механического, автомобильного факультетов и факультета управления бизнесом Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. Как свидетельствуют его результаты, адекватные представления о субъектной позиции сформированы только у 21,7 % опрошенных студентов. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что первым педагогическим условием формирования субъектной позиции студентов высших технических учебных заведений во внеаудиторной деятельности является обеспечение овладения студентами психолого-педаго-гическими знаниями по вопросам субъектности и субъектной позиции личности (знания о позиции личности, субъектности, сущности и структуре субъектной позиции студента, знания о себе, своих психологических особенностях и возможностях, о собственной «Я»-концепции).

Также отметим, что субъектная позиция предполагает наличие у будущего инженера определенных умений и личностных качеств. Следовательно, взаимодействие преподавателя и студентов во внеаудиторной деятельности должно быть направлено на формирование таких умений и личностных качеств. Важным условием эффективности данного процесса существенно выступает характер этого взаимодействия.

В научно-педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность», а по отношению к педагогическому процессу оно конкретизируется как «согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи» [9, с. 16]. В авторитарной парадигме взаимодействие понимали как активное, одностороннее педагогическое воздействие педагога на студента, как обусловленность и порождение поведения студента за счет активных действий преподавателя. Очевидно, что субъект-объектный характер взаимодействия между преподавателем и студентами не способствует формированию и проявлению их субъектных качеств, и, следовательно, субъектной позиции студентов. Учитывая современные подходы к образованию, студент сегодня рассматривается как его субъект, соучастник педагогического процесса, творческая личность, а не только как объект воздействий и влияний педагогов. Соответственно, взаимодействие преподавателя и студентов во внеаудиторной деятельности должно носить субъект-субъектный характер.

Субъект-субъектное взаимодействие современные ученые определяют как «особые отношения, при которых педагог и его воспитанники воспринимают друг друга в качестве равноправных партнёров общения» [2, с. 16]. Рассмотрение преподавателя и студентов как равноправных партнеров не означает, что их мнения обязательно одинаковы или похожи, но оно позволяет каждому иметь своё мнение и предоставляет право отстаивать его в диалоге. Субъект-субъект-ное взаимодействие трактуют как наивысший уровень педагогического взаимодействия, характеризующийся сотрудничеством преподавателя и студентов, партнерскими отношениями и рефлексивным типом управленческой деятельности [7, с. 53]. Для такого взаимодействия характерны признание другого как ценности взаимодействия (общения), развивающиеся и продуктивные отношения в системе «преподаватель - студент», «студент - студент», высокий самоконтроль, направленность субъектной преобразовательной активности, высокий уровень рефлексии, сотрудничество. Субъект-субъектное взаимодействие обеспечивает субъект-субъектную ориентированность, направленную на стимулирование и качественное преобразование процессов «самости»: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности [1, с. 21]. На наш взгляд, во внеаудиторной деятельности важно организовать именно субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов, при котором общение строится на принципах

диалога, а совместная деятельность - как сотрудничество. В результате такого взаимодействия активизируются собственные усилия студентов, понимание личностного смысла внеаудиторной деятельности, стимулируется саморазвитие личности. Таким образом, вторым педагогическим условием считаем организацию субъект-субъектного взаимодействия участников внеаудиторной деятельности, ориентированного на формирование у студентов умений (коммуникативных, организаторских, рефлексивных) и развитие личностных качеств (активности, инициативности, ответственности, самостоятельности, креативности).

К необходимым педагогическим условиям, способствующим формированию субъектной позиции студентов во внеаудиторной деятельности, также относим педагогическую поддержку данного процесса. В научно-педагогических исследованиях рассматривается два основных подхода к определению этого понятия - широкий и узкий [3, с. 8]. Педагогическая поддержка в широком смысле трактуется как создание благоприятных условий для развития и саморазвития личности, раскрытия и реализации ее внутренних сил и способностей, формирование способности к самостоятельной деятельности, свободному выбору, принятию решений и так далее. В узком смысле ее связывают с помощью педагога в решении проблем воспитанника в области обучения, общения, здоровья, самоопределения. Нам близко мнение А. Зёлко [4, с. 13], согласно которому поддержка определяется как последовательность следующих совместных шагов преподавателя и студента: обнаружение проблемы, которая реально или потенциально существует; выявление возможностей ее решения; проектирование и осуществление деятельности по ее преодолению; рефлексия и оценка результативности действий. Педагогическая поддержка как систематическая, целенаправленная деятельность преподавательского состава высшего технического учебного заведения предусматривает оказание помощи будущим инженерам в формировании их субъектной позиции во внеаудиторной деятельности. На основе анализа научной литературы (О. Газман, Т. Дейниченко, И. Карапузова, В. Павленко и другие) можно выделить следующие виды педагогической поддержки: непосредственная и опосредованная, которые могут носить превентивный или оперативный характер. Непосредственная педагогическая поддержка подразумевает прямое привлечение студента к деятельности по преодолению разного рода трудностей и препятствий в формировании его субъектной позиции, она предусматривает совместное осуществление преподавателем со студентом таких действий, как планирование, анализ, сотрудничество, рефлексию, которые необходимы для самостоятельного преодоления трудностей студентом в дальнейшем. Опосредованная поддержка осуществляется без активного участия студента в виде направления, одобрения, создания ситуаций успеха, вариативности мероприятий и возможности их выбора, степени участия и тому подобное. Превентивный характер педагогической поддержки направлен на выявление причин, вызывающих трудности и проблемы у студентов для предотвращения их появления во внеаудиторной деятельности. Оперативный характер означает реак-

цию педагога на просьбу студента о помощи [6, с. 9 -10]. В педагогической поддержке процесса формирования субъектной позиции студентов во внеаудиторной деятельности выделяем такие методы, как: помощь (непосредственные действия преподавателя и студента в процессе внеаудиторной деятельности, обеспечивающие выполнение студентом определенных заданий, создание эмоционального комфорта за счет преодоление страха перед решением проблем); консультирование (обеспечивает информацию и советы по применению полученного опыта внеаудиторной деятельности для формирования своей субъектной позиции, по анализу и преодолению трудностей в этом процессе, по овладению знаниями о субъектной позиции студента); создание ситуаций успеха (позволяет студенту получать удовлетворение от собственной деятельности, предвкушение успеха, проектирование позитивного в деятельности, вселяет в студента веру в собственные возможности).

Таким образом, к педагогическим условиям, которые способствуют формированию субъектной позиции студентов высших технических учебных заведений, относим:

1) обеспечение овладения студентами психологопедагогическими знаниями по вопросам субъектности и субъектной позиции личности (знания о позиции личности, субъектности, сущности и структуре субъектной позиции студента, знания о себе, своих психологических особенностях и возможностях, о собственной «Я»-концепции);

2) организацию субъект-субъектного взаимодействия участников внеаудиторной деятельности, ориентированного на формирование у студентов умений (коммуникативных, организаторских, рефлексивных) и развитие личностных качеств (активности, инициативности, ответственности, самостоятельности, креативности);

3) педагогическую поддержку процесса формирования субъектной позиции студентов.

Литература

1. Анфисова, С. Е. Влияние форм организации педагогического взаимодействия на творческое саморазвитие студента / С. Е. Анфисова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - № 76-2.

2. Ахмерова, Д. Ф. Субъект-субъектное взаимодействие студентов и преподавателей в воспитательнообразовательном процессе вуза / Д. Ф. Ахмерова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 8.

3. Дейніченко, Т. І. Диференціація навчання в процесі групової форми його організації (на прикладі предметів природничо-математичного циклу): автореф. дис. ... канд. пед. наук, спец. 13.00.09 «Теорія навчання» / Т. І. Дейніченко. - Харків, 2006. - 22 с.

4. Зёлко, А. С. Педагогическая поддержка студентов вузов при переходе на двухуровневую систему подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец.13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / А. С. Зелко. - Калининград, 2011. - 23 с.

5. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1.

6. Карапузова, І. В. Організація педагогічної підтримки майбутніх учителів у процесі навчання: автореф. дис. ... канд. пед. наук, спец. 13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти» / І. В. Карапузова. - Полтава, 2010. - 22 с.

7. Линник, Е. О. Сущностная характеристика понятия «субъект-субъектное взаимодействие»: психологопедагогический аспект / Е. О. Линник // Инновационные образовательные технологии. - 2013. - № 4 (36).

8. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс: Мир и образование, 2007. - 640 с

9. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авторы-составители

М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.

Информация об авторе:

Скрыпник Наталья Станиславовна - аспирант кафедры общей педагогики и педагогики высшей школы Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды, +38 067 709-63-99,

sk [email protected].

Nataliia S. Skrypnik - post-graduate student at the Department of General Pedagogics and Pedagogics of Higher Education, Skovoroda Kharkiv National Pedagogical University.

Статья поступила в редколлегию 08.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.