Научная статья на тему 'Обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов'

Обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТА / STUDENT'S QUALITY OF LIFE / КУРАТОР / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / OPTIMIZATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Екатерина Александровна, Богачева Екатерина Александровна

Представлен педагогический контекст категории «качество жизни» студентов вузов и процесса ее оптимизации. Определены принципы педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов, реализация которых позволит куратору студенческой группы педагогически обеспечить этот процесс во внеаудиторной деятельности благодаря изменению своих функций. В качестве основных принципов педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов выделены следующие: принцип учета базовых потребностей студента; принцип субъект-субъектного взаимодействия куратора и студентов; принцип педагогической поддержки. Предложена модель педагогического обеспечения оптимизации качества жизни студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF LIFE QUALITY FOR UNIVERSITY STUDENTS PROVIDED BY THE TUTOR

The article introduces pedagogical context of university students’ “quality of life” category and the process of its optimization. It defines principles of pedagogical provision of university students’ quality of life optimization provided by the tutor. Realization of these principles allows the tutor of the group of students to implement pedagogical support of this process during extra-curricular activities, due to change of his/her functions. Major principles of pedagogical support for optimization of university students’ quality of life provided by the tutor include: principle of recording students’ basic needs; principle of subject-subjective interaction between students and tutor; principle of pedagogical support. The study offers a new model of pedagogical support for university students’ quality of life optimization.

Текст научной работы на тему «Обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов»

УДК 37.04

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРАТОРОМ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Е. А. Александрова, Е. А. Богачева

Александрова Екатерина Александровна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра методологии образования, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]

Богачева Екатерина Александровна - старший преподаватель, кафедра английского и испанского языков, Саратовская государственная юридическая академия,Россия E-mail:[email protected]

Представлен педагогический контекст категории «качество жизни» студентов вузов и процесса ее оптимизации. Определены принципы педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов, реализация которых позволит куратору студенческой группы педагогически обеспечить этот процесс во внеаудиторной деятельности благодаря изменению своих функций. В качестве основных принципов педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов выделены следующие: принцип учета базовых потребностей студента; принцип субъект-субъектного взаимодействия куратора и студентов; принцип педагогической поддержки. Предложена модель педагогического обеспечения оптимизации качества жизни студентов вузов.

Ключевые слова: оптимизация, качество жизни студента, куратор, педагогическое обеспечение.

Введение

Традиционное педагогическое понимание оптимизации связано с понятиями деятельности, деятельностной концепции усвоения А. Н. Леонтьева и осуществлением личностного и дея-тельностного подходов в процессе обучения [1]. Другими словами, оптимизация в педагогическом контексте - процесс. Это обнаруживается на уровне смысловых и позиционных сочетаний термина «оптимизация» с терминами «деятельность» и «процесс обучения». Однако, несмотря на наличие явных признаков процесса, в педагогике не рассматриваются принципы педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов, из чего мы делаем вывод о неразработанности педагогических принципов процесса педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов как таковых.

Теоретико-методологический анализ проблемы

Мы основываемся на личностном подходе, который определяет положение студента в учебно-воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом. В соответствии с таким подходом законы духовного и

физического развития, процессы и изменения, происходящие во внутреннем мире человека, служат главными ориентирами в деятельности куратора. Личностный подход основывается на том, что каждая личность уникальна, и главной задачей деятельности куратора становится способствование становлению личности студента, создание условий для развития ее творческого потенциала. Реализация указанного подхода позволяет восстановить ценностные ориентации воспитательного процесса, повысить активность студента как субъекта образовательного пространства, расширить границы его самореализации. Важным результатом ориентации деятельности куратора на личностный подход является восстановление разумного соотношения между личностью и коллективом, основанное на понимании того, что личность - основа коллектива, с присущими ей базовыми потребностями.

Также важен и деятельностный подход с позиции деятельности куратора, который означает организацию и управление целенаправленной внеаудиторной деятельностью студента в общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций и других параметров личностного становления. Личность развивается в результате духовных усилий самого студента в условиях социальной жизни и при педагогической поддержке.

Суть деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная внеаудиторная деятельность студентов с куратором. Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода по своей сути является личностно-деятельностным, исходит из необходимости совместного проектирования, конструирования и создания ситуаций успеха, требующих последующей рефлексии. Личностно-деятельностный подход, прежде всего, предполагает обеспечение безопасности процесса самореализации и личности студента в ситуациях внеаудиторной деятельности, создание условий для его личностных самореализации и роста. Этот подход способствует активности самого студента, формированию у него готовности к внеаудиторной деятельности, к решению проблемных задач за счет доверительных отношений с куратором.

Также важен в этом отношении средовой подход, представляющий собой способ организации

окружающей социальной среды, ее культурных и социальных объектов для оптимизации влияния на личность студента. Суть этого подхода заключается в том, чтобы организовывать среду, обладающую значительным воспитывающим потенциалом, так как именно в ней актуализируются педагогические возможности оптимизации субъективного восприятия студентами качества своей жизни в вузе.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что личностный, деятельностный и сре-довой подходы являются основными для обеспечения качества жизни студентов в педагогическом контексте. Сочетание этих подходов организуется именно в среде, учитывает ее возможности и ориентируется на личность, позволяя ей осуществлять деятельность по повышению качества своей жизни. Такое сочетание должно обеспечить эффективность данного процесса при оптимальных затратах кураторами сил и средств, при использовании современных методов и форм обучения.

Принципы педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов

Выделенные подходы определяют базовые принципы деятельности куратора, направленной на оптимизацию качества жизни студентов вузов. Следует учитывать, что необходима именно системная воспитательная работа кураторов студенческих групп, что предполагает конкретизацию этих принципов, регламентирующих деятельность куратора вуза. В качестве основных необходимо выделить следующие принципы: учета базовых потребностей студента; субъект-субъектного взаимодействия куратора и студентов; педагогической поддержки.

Принцип учета базовых потребностей студента характеризуется пониманием кураторами и преподавателями вуза базовых потребностей личности (по А. Маслоу), предоставлением студентам разнообразных возможностей для того, чтобы они смогли осуществить выбор форм внеаудиторной деятельности и удовлетворить потребности в каждой сфере жизнедеятельности: физиологической, психологической, социальной, духовно-нравственной.

Принцип субъект-субъектного взаимодействия куратора и студентов предполагает опору деятельности куратора на личностный и деятель-ностный подходы [2], направленные на достижение студентами успеха и формирование ощущения удовлетворенности качеством жизни во всех ее сферах. При соблюдении этого принципа достигается максимальная самореализация студента. Важно учитывать, что необходимой при этом является его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии [3]. Это, действительно, значимо, так как данная деятель-

ность и рефлексия ощущения удовлетворенности качеством жизни обеспечивает оптимизацию качества жизни студентов в целом. В таком случае именно рефлексия обеспечивает повышение качества образовательного процесса за счет того, что каждый студент, поняв свои потребности, оценив достигнутый им уровень, способен определить дальнейшую траекторию своего движения к поставленной цели.

В данном случае важен диалог субъектов учебно-воспитательного процесса, который порождает их сотрудничество. Оно обеспечивается активностью обеих сторон, совместно осознанными и реализованными действиями. Это касается и определения целей деятельности, ее детального планирования, совместной работы по реализации планов, и контроля ее успешности. Таким образом, благодаря диалоговому взаимодействию будет организовано сотрудничество, которое, в свою очередь, приводит к необходимости придерживаться принципа педагогической поддержки.

Принцип педагогической поддержки на основе использования идей педагогической помощи (А. В. Мудрика), поддержки (О. С. Газмана, Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфина и др.), сопровождения (Е. А. Александровой, М. Р. Битяновой и др.) предполагает создание педагогических условий для максимально возможного проявления студентом активности и креативности во внеаудиторной деятельности, направленной на повышение качества своей жизни.

Модель педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов

Процесс педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов включает три последовательные стадии:

проблемно-проектировочную, на которой происходит подготовка кураторов студенческих групп к работе со студентами;

ориентирующую, подразумевающую готовность и способность студентов использовать предоставляемые вузом и куратором возможности педагогического обеспечения оптимизации качества их жизни во всех сферах жизнедеятельности;

поддерживающую, направленную на организацию куратором поддерживающей деятельности.

В контексте нашего исследования для решения поставленной задачи на основе представленной выше последовательности этого процесса необходимо определить его педагогические условия: готовность кураторов студенческих групп к работе со студентами на основе принципов оптимизации качества жизни; готовность и способность студентов использовать предоставляемые вузом возможности оптимизации качества их жизни во всех сферах жизнедеятельности; целенаправленная организация куратором поддерживающей деятельности.

Мы полагаем, что, опираясь на эти условия, процесс оптимизации качества жизни студентов будет наиболее эффективным благодаря развитию их познавательных интересов, личностных потребностей, способов и умений их реализовать. Таким образом, необходимо ориентировать студента на улучшение его качества жизни путем «наполнения» ее позитивным содержанием, связанным с новыми творческими планами и деятельностной активностью в их реализации.

Результатом деятельности куратора согласно данной модели является достижение максимально возможного уровня педагогического обеспечения оптимизации качества жизни студентов в вузе. На каждой стадии педагогического обеспечения используются соответствующие средства, методы и формы работы со студентами.

Согласно выделенным нами принципам, преподаватель, выступающий в качестве куратора студенческой группы, реализует свои функции относительно студенческой группы в целом и отдельных студентов. Он решает задачи в соответствии со спецификой сложившихся взаимоотношений между студентами, строя отношения с каждым из них с учетом его базовых потребностей и индивидуальных особенностей. Главное в деятельности куратора - содействие студенту в самореализации и в реализации его творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий студентов по решению личных и учебных проблем.

Для реализации нашей модели куратору необходимо ориентироваться на выполнение функций: аналитико-диагностической, коммуникативно-рефлексивной, организационно-дея-тельностной, информационной, координаторской, развивающей, контрольно-корректировочной, индивидуально-консультативной, а также под-держивающе-сопровождающей, которую куратор выполняет на протяжении всего воспитательного процесса в вузе.

Реализация куратором аналитико-диагности-ческой функции на проблемно-проектировочной стадии обеспечивает его понимание потребностей студентов, специфики восприятия ими качества своей жизнедеятельности в вузе, предоставляемых этим учреждением возможностей для самореализации. Для этого куратором используется различный диагностический инструментарий: краткий опросник Всемирной организации здравоохранения для оценки качества жизни (WHOQOL-BREF), экспертиза развития образовательной среды (по В. А. Ясвину), различного рода анкеты, авторские опросники: диагностика степени удовлетворения физиологических потребностей и потребности в безопасности; самоактуализационный тест А. В. Лазукиной; опросник измерения потребности в достижении успехов у студентов.

Коммуникативно-рефлексивная функция включает в себя: создание позитивного настроя

в группе и содействие каждому студенту в развитии личности; стимулирование возможностей студентов совершать выбор и видеть диапазон его вариантов; вовлечение каждого члена группы в общественную жизнь; включение студентов в активную учебную деятельность и совершенствование волевых качеств личности благодаря организации работы в малых учебных группах; оказание педагогической поддержки особенно на I курсе, в период адаптации к студенческой жизни и педагогической поддержки и сотрудничества на II-III курсах, развитие и стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучение студентов методам рефлексивного самоанализа, самооценки поступков, поведения.

Деятельность куратора на этой стадии направлена: на привлечение и подготовку кураторов других групп к работе со студентами на основе принципов оптимизации качества жизни; диагностику базовых потребностей студентов; тиражирование методических материалов; создание методических рекомендаций для кураторов по оптимизации качества жизни студентов в учебно-воспитательном процессе вуза.

На ориентирующей стадии педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов преимущественная реализация организационно-деятельностной функции куратора обеспечивает поддержку инициатив студентов, связанных с совершенствованием микросреды, их жизнедеятельности, т. е. акцент делается не столько на организацию куратором деятельности студентов, сколько на помощь им в самоорганизации. Куратор актуализирует и поддерживает их инициативы в отношении познавательной, трудовой, эстетической деятельности, а также организацию ими различных форм свободного общения, являющихся частью внеаудиторной деятельности. Важным представляется и организация куратором процесса кол-лективообразования, при этом нельзя забывать и о выполнении им коммуникативно-рефлексивной функции.

Реализация информационной функции в работе куратора заключается в сообщении студентам необходимых и важных сведений путем своевременного и полного предоставления информации и использования для этих целей различных средств: объявлений, кураторских часов, встреч, а также конференций, олимпиад, культурно-массовых мероприятий. На этой стадии ведущим становится принцип субъект-субъектного взаимодействия. Его использование позволяет активизировать у студента способность к самопознанию, переоценке смыслов собственной жизнедеятельности, самореализации, потребность в признании, достижении, что в целом приведет его к осознанию необходимости оптимизации качества своей жизни. Кроме того, опора на данный принцип способствует переоценке студентами смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению

потребности в признании, достижении, реализации разнообразных способностей, в том числе по оптимизации качества своей жизни.

Целенаправленная организация куратором поддерживающей деятельности направлена не только на информационную работу со студентами, но и на ведение ими здорового образа жизни, создание комфортной эмоциональной среды в группе, установление отношений сотрудничества, их привлечение к научной, внеаудиторной, общественной работе вуза.

На поддерживающей стадии оптимизации качества жизни студентов, куратор выполняет координаторскую функцию, которая заключается в формировании коллектива, выстраивании взаимоотношений студентов с другими субъектами образовательного процесса, в согласовании вопросов организации внеаудиторной деятельности каждого из них и всей группы в целом.

Индивидуально-консультативная функция предусматривает проведение консультаций по текущим вопросам, касающихся внеаудиторной, научной работы. Куратор совместно со студентами участвует в разработке индивидуальной траектории профессионального образования на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), но учитывающей и личностные образовательные потребности.

Поддерживающе-сопровождающая функция предполагает поддержку студентов как по проблемным вопросам, касающимся внеаудиторной деятельности, научной работы, так и личным, а также их поддержки в выборе стратегии удовлетворения базовых потребностей, в том числе и самоактуализации.

Развивающая функция состоит в педагогическом обеспечении развития индивидуальности каждого студента посредством разработки и реализации его индивидуальной образовательной траектории.

Контрольно-корректировочная функция предполагает наблюдение за ходом всего процесса профессиональной подготовки и роста студентов, становления личности каждого, его нравственного формирования и внесение необходимых корректив в данный процесс.

Специфика деятельности куратора на поддерживающей стадии направлена: на педагогическую поддержку студентов; адресную помощь и консультирование; повышение внутренней мотивации; создание благоприятных условий для расширения и актуализации возможностей студента; корректировку ценностно-смысловых ориентаций студентов.

Таким образом, авторскую модель педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов в учебно-воспитательном процессе вуза следует выстраивать на основе приведенных выше принципов, педагогических условий, функций куратора и с учетом специфики его деятельности.

Структура качества жизни включает физиологическую, психологическую (эмоциональную и духовную), социальную (образовательную) сферы жизнедеятельности, которые взаимосвязаны и влияют на уровень качества жизни в целом и, в частности, на степень удовлетворения базовых потребностей студентов. Рассмотренные сферы жизнедеятельности в этом исследовании позволяют выделить основные критерии качества жизни студентов. На основе анализа различных подходов к определению этих критериев с учетом выделенных нами компонентов мы считаем целесообразным выделить следующие критерии и показатели оптимизации качества жизни студентов:

- субъективный критерий - степень удовлетворенности базовых потребностей. Его показатели: степень удовлетворенности физиологических потребностей, потребностей в безопасности, социальном признании, оценке и уважении, достижении успеха, в самореализации.

- объективный критерий - степень развития образовательной среды. Его показатели: широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, социальная активность, мобильность [4].

Реализация перечисленных выше принципов невозможна без учета базовых потребностей личности (по А. Маслоу). Прежде чем будут удовлетворены потребности более высокого порядка, должны удовлетворяться все предшествующие им базовые. Не удовлетворив их, студент не сможет стремиться к оптимизации качества жизни в целом, даже при соответствующих педагогических условиях, созданных вузом и куратором студенческой группы.

Стремление к творческой реализации не начнется, пока студент не освободится от доминирования базовых потребностей. Чем на более высоком уровне качества жизни он находится студент, тем в большей степени реализует свой потенциал и тем деятельнее становится.

Используемые куратором методы и формы педагогической поддержки, его поведение, виды деятельности в учебно-воспитательном процессе и внеаудиторной работе должны способствовать удовлетворению базовых потребностей студентов, а значит - стремлению к достижению ими оптимизации качества своей жизни.

Базовые потребности студентов затрагивают практически все сферы жизнедеятельности: к физиологической сфере относятся физиологические; к психологической сфере - психологические (духовные), потребность в безопасности; к социальной - потребность в принадлежности к социальной группе, в оценке и уважении; к образовательной - потребность в самореализации.

Физиологические - потребности, обеспечивающие само существование человека как биологического организма. Очевидно, что студенты, испытывающие недомогание или голод,

не смогут сосредоточиться на учебной деятельности, поэтому для удовлетворения важнейших физиологических потребностей в вузе должны быть обеспечены нормальные условия обучения, стипендии, позволяющие на приемлемом уровне удовлетворять потребности в еде, одежде, жилье (для разных студентов и для разных стран этот уровень может существенно различаться). Студенты также должны иметь достаточно времени для отдыха и восстановления сил. Когда физиологические потребности удовлетворены, становятся актуальными потребности в безопасности.

Потребности в безопасности: к данной категории следует отнести: потребность в защите от физической или психологической опасности, агрессии, избегание боли, наличие места учебы, гарантированную занятость, уверенность в завтрашнем дне, душевное спокойствие в отношениях с социумом и т. п. Необходимо также учитывать, что студенты с повышенной тревожностью особенно нуждаются в стабильности условий, предсказуемости событий, уверенности в справедливом отношении куратора. Следовательно, разработка плана по организации работы куратора, применение методов создания ситуаций успеха позволит оптимизировать уровень качества жизни студента. По мере удовлетворения потребности в безопасности усиливается потребность в принадлежности к социальной группе, которая играет очень существенную роль в жизни человека. Социальные контакты, установленные студентами с сокурсниками в процессе обучения, являются важным фактором, оказывающим положительное влияние на оптимизацию. Учитывая возрастные особенности студентов, необходимо организовать коллективные мероприятия, позволяющие объединить и сплотить студенческий коллектив. Любые такие мероприятия обеспечивают возможность для установления и поддержания взаимоотношений среди студентов. Наряду с потребностями в социальном признании актуализируется следующий уровень потребностей - в оценке и уважении в группе, в вузе, в обществе.

Потребность в оценке и уважении. Студенты стремятся занять определенный статус в группе, в вузе, в обществе и подчеркнуть это положение определенными символами статуса (престижным вузом, манерой одеваться и т. д.). Для многих студентов при выборе профессии особую роль играет престиж вуза. Поскольку студент часто отождествляет себя с тем учебным заведением, в котором он учится, то для него важно, чтобы в глазах других людей его место учебы было привлекательным и достойным.

К данной группе потребностей следует отнести также потребность в самоуважении и в стремлении добиться успеха. Стремление к достижению высокого результата, желание преуспеть в условиях конкуренции имеет большое значение для студентов. Учащиеся с высокой потребностью в достижении принимают на себя ответственность

при решении проблем, стремятся ставить перед собой довольно сложные цели. Кроме того, они хотят получать обратную связь, касающуюся того, насколько хорошо выполнена работа.

Потребность в достижении успеха - желание превзойти уже достигнутый уровень исполнения или реализации, соревнование в этом с самим собой или другими. Ее можно охарактеризовать как общее стремление к улучшению: человек хочет не только решить поставленную задачу, но и сделать это наиболее эффективно, что дает ему особое удовлетворение.

Таким образом, студенты с высокой потребностью в достижении успеха стремятся к труднодостижимым целям, к сложной самостоятельной, разнообразной работе, которая их привлекает. Студенты с низкой потребностью предпочитают стабильные, надежные, предсказуемые ситуации. Они болезненно относятся к формальному, жесткому контролю, предпочитая более мягкие формы.

Следовательно, если все вышеперечисленные потребности в достаточной мере удовлетворены, на передний план выступают потребности в самореализации как желание максимально реализовать свой профессиональный и личный потенциал, стремление понять смысл жизни и социальных ценностей. Студенты с высокой потребностью стремятся учиться на максимуме своих возможностей. Создание необходимых условий для использования этого резерва - важнейший шаг, способствующий повышению конкурентоспособности и эффективности вуза. Некоторые учащиеся испытывают чувство неудовлетворенности из-за того, что эта их потребность не реализована, если у них в вузе нет куратора, условий для развития личности.

Необходимо учитывать, что удовлетворение потребностей существования на базовом уровне является необходимым условием при формировании всех остальных упомянутых выше. Следует особо оговорить, что невозможно диагностировать уровень оптимизации качества жизни студентов без выделения внешних условий. К объективным условиям необходимо отнести количество возможностей, предоставляемых образовательной средой, так как именно по этим показателям мы сможем определить, на каком уровне оптимизации работает куратор.

Предполагаемой целью модели педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов является повышение уровня оптимизации. В связи с необходимостью выделить эти уровни целесообразно обратиться к теории уровневого подхода и обозначить основные: базовый, повышенный, максимально возможный.

Базовый уровень характеризуется такой деятельностью куратора, которая не позволяет удовлетворять потребности студентов из-за объективных ограничений: невысокого уровня развития волевых качеств личности, при этом самостоятельность в учебной деятельности про-

является редко и под воздействием внешних или субъективных условий; способности к самоконтролю, саморегуляции развиты слабо.

Если оптимизация обеспечена на базовом уровне, то в большинстве случаев студент не уверен в своих силах, его достижения в учебной деятельности не одинаковы и зависят от особенностей организации образовательного процесса, от состояния здоровья. У студента может быть занижена мотивация приобретения профессиональных знаний, умений, навыков. При отсутствии индивидуального подхода и некорректном сравнении с другими он проявляет раздражительность, нарушает дисциплину. Студент может испытывать трудности в выборе профессии, малоинициативен; зависит от мнения окружающих; комфортно ощущает себя в случае принятия и поддержки, дискомфортно - в случае игнорирования его интересов и потребностей; у него нет уверенности в себе и своем будущем.

Следовательно, чтобы обеспечить повышенный уровень педагогического обеспечения, для эффективной деятельности куратора, ее следует направить на: формирование у студентов стремления вести здоровый образ жизни; изучение их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов; содействие в преодолении студентами страха перед неизвестным; знакомство с их окружением; развитие способности совершать выбор и видеть диапазон своих возможностей; стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей; организацию профессиональной консультации с целью раскрытия потенциала студентов, т. е. формировать готовность к осознанному самостоятельному построению индивидуальной траектории своего дальнейшего развития; формирование нравственных основ личности.

Если рассматривать достижение повышенного уровня с позиции деятельности студента, то ему следует заботиться о своем здоровье; проявлять больший интерес не только к тем дисциплинам, которые ему нравятся и легко даются; при мотивации избегания неудач он предпочитает продуктивный характер деятельности, демонстрирует познавательный потенциал; он коммуникабелен, проявляет активность в учебной деятельности, интерес к общественной жизни, готов пойти на контакт с куратором. Таким образом, после достижения базового уровня педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студента у него формируются потребности достижения повышенного уровня.

Повышенный уровень педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни характеризуется, с точки зрения деятельности куратора, стимуляцией внутренней и внешней активности, развитием личностного смысла студентов, касающегося приобретения научных знаний, выстраиванием пространства взаимодействия со студентами, созданием условий для их самодвижения и самореализации, актуализации духовно-нравственных качеств личности. Этот

уровень может быть определен и субъективно, и объективно.

В свою очередь, студенты способны организовать комфортную среду, конструктивно строить отношения с окружающими. Они обладают адекватной самооценкой, положительным отношением к жизни и значимым для их развития средам: семье, вузу, однокурсникам, способны извлекать позитивный опыт из создавшихся сложных жизненных ситуаций. Они самостоятельны, стрессоустойчивы, проявляют себя как субъекты деятельности, рассудительны; с удовольствием принимают активное участие в общественной жизни группы, факультета, органах студенческого самоуправления; принимают решения и берут на себя ответственность; позитивно настроены на будущее, понимают, что во многом оно зависит от их личного вклада, способны добиваться наилучшего результата во всех видах деятельности.

Создан ли повышенный уровень педагогического обеспечения оптимизации качества жизни, куратор может судить по тому, ведут ли студенты здоровый образ жизни, стремятся ли повысить свой уровень оптимизации качества жизни, эмоционально откликаться и сопереживать, оказывать необходимую помощь, проявлять интерес к общественной жизни, деятельности, решать социальные задачи, способны ли понимать внутренний мир другого человека, его чувства. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у студентов после достижения повышенного уровня, возможно, будет доминировать стремление к максимизации своих интересов и потребностей.

Наличие максимально возможного уровня педагогического обеспечения оптимизации качества жизни куратор фиксирует по наличию у студентов высокой работоспособности, независимости, ярко выраженной поисковой и познавательной активности. Такие студенты легко адаптируются к социальным условиям и к обучению в вузе; во всех сферах деятельности выступают в качестве субъекта, инициативны, ответственны, жизнерадостны, позитивны, дружелюбны. При адекватной самооценке у них сформировано положительное отношение к окружающим, они находятся в процессе постоянного саморазвития, возможные неудачи воспринимают как опыт, необходимый для самосовершенствования. Они воспитаны, корректны, способны строить диалог, отстаивать свою точку зрения, жизненную позицию, у них высокий уровень самореализации.

На основании выделенных критериев и показателей следует сделать вывод о соответствии студентов трем уровням педагогического обеспечения куратором оптимизации их качества жизни: базовому, повышенному, максимально возможному (рисунок). Базовый предполагает информирование студентов о тех возможностях, которые имеются в образовательной среде вуза. В случае повышенного уровня деятельность куратора направлена на то, чтобы студенты стали понимать

Принципы: учет базовых потребностей студентов; субъект-субъектное взаимодействие; педагогическая поддержка.

Критерии педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов

У1

баз

бъективный - степень удовлетворенности азовых потребностей

Объективный - степень развития образовательной среды

Специфика педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов

Проблемно-проектировочная стадия

Ориентирующая стадия

Поддерживающая стадия

Педагогические условия

Готовность кураторов к работе со студентами на основе принципов педагогического обеспечения

Ориентирование студентов на использование предоставляемых вузом и куратором возможностей оптимизации качества их жизни во всех сферах жизнедеятельности

Целенаправленная организация куратором поддерживающей деятельности

Функции куратора

Аналитико-диагно стическая, коммуникативно-рефлексивная

Коммуникативно-рефлексивная, организационно-деятельностная, информационная

Координаторская, индивидуально-консультативная, поддерживающе-сопровождающая, развивающая и контрольно-корректировочная

Деятельность куратора

Подготовка кураторов к осуществлению оптимизации качества жизни студентов (лекции, круглые столы, доклады, и т. д.), разработка методических рекомендаций для кураторов и т. д.; диагностика базовых потребностей студентов.

Методики диагностики: краткий опросник ВОЗ, экспертиза В. А. Ясвина

Ориентация студентов на здоровый образ жизни; создание комфортной эмоциональной среды в группе; установление отношений сотрудничества, информационная работа со студентами; привлечение студентов к научной, внеучебной, общественной работе вуза

Формы: кураторский час, дистанционное консультирование, тренинг Методы: создание ситуаций успеха/ неуспеха, огранизационно-деятель-ностные игры, беседы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адресная помощь и консультирование; педагогическая поддержка студентов; повышение их внутренней мотивации; создание благоприятных условий для расширения и актуализации возможностей студентов; корректировка ценностно-смысловых ориентаций Формы: кураторский час, дистанционное консультирование, тренинг Методы: дискуссии, диалоги и др.

Деятельность студентов

Активное участие в проводимых куратором мероприятиях

Задумываются о своем здоровье, об укреплении и совершенствовании своего физического состояния; Стремятся организовать комфортную среду, конструктивно строить отношения с окружающими; Проявляют интерес к общественной жизни, деятельности; стремятся к выполнению своей социальной функции;

Участвуют в различных научных конференциях и мероприятиях (олимпиадах, круглых столов)

Стремятся вести здоровый образ жизни, активную осмысленную жизнь; Не испытывают отрицательные эмоции перед сдачей сессии; ощущают чувство собственной значимости;

Проявляют социальную активность; стремятся выстраивать отношения взаимного принятия и заинтересованности общим делом, установить комфортные межличностные отношения;

Активно участвуют в общественной жизни группы, факультета, органах студенческого самоуправления

Базовый уровень педагогического обеспечения

Повышенный уровень педагогического обеспечения

Максимально возможный уровень педагогического обеспечения

Результат: максимально возможный уровень педагогического обеспечения

Модель педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов

и осознавать возможности, предоставляемые образовательной средой вуза. Максимально возможный характеризует деятельность куратора по повышению степени самостоятельности студентов в отношении удовлетворения ими своих базовых потребностей.

Задача куратора, при активном участии студентов, обеспечить повышенный, а также максимально возможный уровень педагогического обеспечения качества их жизни. Для достижения максимально возможного уровня куратор направляет студентов на актуализацию внутренних сил и резервов самореализации, формирует культуру их ценностного внутреннего самочувствия, организует творческую деятельность, тренинги общения, создает условия, в которых они устанавливают границы своей свободы и ответственности. Если оптимизация обеспечена на данном уровне, то студент стремится вести здоровый образ жизни, психологическими предпосылками выступают профессиональные интересы: желание овладеть всей суммой знаний, умений и навыков, способность к волевому усилию, умение самореализоваться; он проявляет инициативу, положительное отношение к окружающим, ведет поиск новых положительных смыслов, сохраняет человеческое достоинство и ответственность.

Предлагаемая нами модель педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов представляет его поэтапную работу в совместной деятельности со студентами, в процессе которой удовлетворяются их базовые потребности на определенной стадии оптимизации.

Заключение

Таким образом, созданные куратором педагогические условия, приводят к тому, что студенты, удовлетворив свои базовые потребности во всех сферах жизнедеятельности, поддерживает свое здоровье, испытывает положительные эмоции, позитивно относятся к окружающим, проявляют инициативность как в учебной, так и во внеаудиторной деятельности. Результатом успешной реализации деятельности куратора является опора на единые принципиальные основания, что приводит к повышению уровня педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов до максимально возможного.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Социокультурные условия развития образовательных систем» (грант № 13-06-00704).

Библиографический список

1. Леонтьев А. Н. Проблемы психологии деятельности // Деятельностный подход в психологии :

проблемы и перспективы : сб. науч. тр. М., 1990. С. 134-150.

2. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина, В. А. Колесниковой. М., 2008. 256 с.

3. Газман О. С. Новые ценности образования : содержание гуманистического образования. М., 1995. 103 с.

4. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. М., 2001. 182 с.

Optimization of Life Quality for University Students Provided by the Tutor

Ekaterina A. Aleksandrova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia

Е-mail: [email protected]

Ekaterina A. Bogachova

Saratov State Academy of Law

104, Chernyshevskogo, Saratov, 410030, Russia

Е-mail: [email protected]

The article introduces pedagogical context of university students' "quality of life" category and the process of its optimization. It defines principles of pedagogical provision of university students' quality of life optimization provided by the tutor. Realization of these principles allows the tutor of the group of students to implement pedagogical support of this process during extra-curricular activities, due to change of his/her functions. Major principles of pedagogical support for optimization of university students' quality of life provided by the tutor include: principle of recording students' basic needs; principle of subject-subjective interaction between students and tutor; principle of pedagogical support. The study offers a new model of pedagogical support for university students' quality of life optimization. Key words: optimization, student's quality of life, tutor, pedagogical support.

References

1. Leont'ev A. N. Problemypsikhologii deyatel'nosti (Problems of actitity's psychology). Deyatel'nostnyypodkhod v psikhologii : problemy i perspektivy (The activity approach at psychology : problems and prospects : the collection of scientific papers). Moscow, 1990, pp. 134-150 (in Russian).

2. Serikov V. V. Obuchenie kak vid pedagogicheskoj dejatel 'nosti (Education as a kind of educational activities). Ed. by V. A. Slastenina, V. A. Kolesnikova. Moscow, 2008. 256 p. (in Russian).

2. Gazman O. S. Novye tsennosti obrazovaniya: soderzhanie gumanisticheskogo obrazovaniya (New education's values: content of humanistic education). Moscow, 1995. 103 p. (in Russian).

4. Jasvin V. A. Obrazovatel'naja sreda : ot modelirovanija k proektirovaniju (Educational environment : from modeling to planning). Moscow, 2001. 182 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.