Научная статья на тему 'Педагогический контекст оптимизации качества жизни студентов'

Педагогический контекст оптимизации качества жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТА / STUDENTS'' LIFE QUALITY / ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / LIFE QUALITY OPTIMIZATION / PEDAGOGIC MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богачёва Екатерина Александровна

В данной статье, с педагогической точки зрения, проанализировано и раскрыто содержание понятия «качество жизни» как фактор оптимизации качества жизни студентов. Основное внимание акцентируется на педагогическую деятельность (поддержку) куратора в самостановлении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC CONTEXT OF OPTIMIZATION OF STUDENTS' LIFE QUALITY

In this article, from the pedagogic point of view, content of the notion "life quality" as students' life optimization factor is analyzed and disclosed. Main attention is paid to curator's pedagogic activity (maintenance) in students' self-formation.

Текст научной работы на тему «Педагогический контекст оптимизации качества жизни студентов»

го специалиста-психолога в условиях вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Иваново, 2004. - 25 с.

12. Шикина Л.С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2006. -24 с.

13. ШтанькоВ.И. Информация. Мышление. Це-

лостность: Монография. - Харьков, 1992. - 144 с.

14. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

15. Интернет-источник: Словарь Яндекс [Электронный ресур]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ %D1%87%D1%82%D0%BE%20% (17.03.2012 г)

УДК 378

Богачева Екатерина Александровна

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

kapitolina 19@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

В данной статье, с педагогической точки зрения, проанализировано и раскрыто содержание понятия «качество жизни» как фактор оптимизации качества жизни студентов. Основное внимание акцентируется на педагогическую деятельность (поддержку) куратора в самостановлении студентов.

Ключевые слова: качество жизни студента, оптимизация качества жизни, педагогическая поддержка, поддержка-сотрудничество, воспитательная система куратора.

Исследование качества жизни учащейся молодежи и факторов его определяющих входит в число актуальных задач общественного и социального развития и обуславливает необходимость теоретической и практической ее разработки, выработку методических и организационных подходов к оптимизации качества жизни субъектов образовательного процесса. Особенного внимания к себе требует педагогический аспект качества жизни студентов. Проблема изучения качества жизни студентов, в настоящее время не охвачена научно-педагогическим сообществом.

Говоря о важности изучения данной категории, следует отметить, что качество жизни студента - это степень удовлетворенности потребностей и интересов индивида на каждом уровне развития своей жизни.

Чрезвычайно интересны мнения Н.А. Голикова и Л.М. Федоряк, которые обращаются к понятию качество жизни субъектов образовательного процесса, как особой форме организованной социальнопедагогической системы, требующей постоянного совершенствования качества человека, развития его познавательной активности и способности к творческой созидательной продуктивной деятельности.

По определению Н.А. Голикова качество жизни - это субъективная удовлетворенность, выраженная или испытываемая индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях, даже при наличии каких-либо дефицитов; при этом не исключаются объективные достижения и умения, которые высоко ценятся в обществе: интеллект, физические возможности, а также способность формировать социальные отношения и получать удовольствие [2, с. 31].

Л.М. Федоряк утверждает, что качество жизни человека - это динамично развивающаяся многоаспектная социальная система, обладающая нали-

чием интегративных свойств, обеспечивающих достижение человеком своих целей во взаимодействии со средой - совокупностью внешних и внутренних условий и факторов, способствующих или препятствующих функционированию и развитию элементов системы и ее самой в целом [3, с. 24].

Таким образом, с педагогической точки зрения качество жизни представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов студентов.

В педагогическом контексте практическое значение категории качества жизни состоит, прежде всего, в способности преподавателя конкретно создать для данной личности педагогическое общение взаимодействия преподавателя со студентами для обеспечения достоинства и свободы личности. Именно профессиональное общение преподавателя со студентами в процессе обучения и воспитания позволит создать благоприятный психологический климат, направленный на оптимизацию учебной деятельности. Задаваемые в качестве необходимых, должных, характеристики качества жизни для конкретной личности, определяют для студента желаемый образ будущего и носят проектный характер, что и позволяет их использовать в качестве поддержки.

Одной из главных слагаемых педагогической деятельности, направленной на повышение качества жизни студентов может быть содействие каждому из них в самореализации, что на самом деле важнее, чем обретение материального благополучия. Следовательно, необходимо развивать способности к самореализации, самосовершенствованию, самопознанию и рефлексии, что и является важным условием осознанного выбора студента.

Таким образом, при подготовке студентов к самореализации необходимо учитывать не только их

146

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Богачева Е.А., 2012

индивидуальные способности, но и возможные изменения личностных качеств к данной профессии. Кроме того, следует отметить, что студент способен к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, готовый проектировать и реализовывать свои профессиональные и образовательные личностные ценности, стремящийся к самореализации и развитию на протяжении всей жизни.

В тоже время, каждый студент хотел бы, чтобы при планировании и проведении его обучения, преподаватель учитывал не только его умственные способности, но и весь спектр индивидуальных проблем в физиологической, психологической, эмоциональной и социальных сферах, выбор и самостоятельность принятия решений. Современный студент в условиях воспитывающей среды, требует всестороннего изучения и развития его ценностных ориентаций и отношения к смыслу получения образования как необходимого и решающего фактора в развитии и совершенствовании качества жизни каждого человека и общества в целом.

Таким образом, качество жизни студента определяет сам студент. Данная категория отражает четыре основные составляющие жизнедеятельности человека - физическую, психологическую, социальную и духовную. Исключительно важным в определении является то, что все функции оцениваются самими студентами, и именно такой способ получения информации о жизни студента делает эти данные чрезвычайно важными.

Педагогически значимыми компонентами качества жизни студентов является социальная и образовательная среда процесса воспитания, жизни и общения студентов и кураторов в вузе и за его стенами.

Е.А. Александрова акцентирует внимание на том факте, что специальная организация образовательной среды и образовательного пространства в целом направлена на ориентацию повышения качества жизни студентов. Данный исследователь считает, что необходимо позволить и куратору и студенту занять авторскую позицию по отношению к разработке (построению) и реализации индивидуальной траектории профессионального становления и развития личности. Причем, специфика воспитывающего пространства вуза заключается в том, что индивидуальные траектории в данном случае являются системообразующими, пространство составляющими [1, с. 82].

Следовательно, информацию о качестве жизни студента преподаватель (куратор) получает в результате активного сотрудничества и доверительного общения со студентом. Данные о качестве жизни, наряду с педагогическим заключением, сделанным кураторами, позволяют составить полную картину о жизни студента, осуществлять наблюдение за деятельностью (образе жизни) субъекта и комплексно оценивать эффективность его обучения.

Важнейшим звеном в системе учебной и вне-учебной воспитательной работы является деятельность куратора. Кураторы консультируют и помогают студентам в разрешении стрессовых ситуаций и освобождении от давления, регулировании настроений, разрешении противоречия в отношениях учащихся разных полов, в межличностных отношениях, оказывают помощь в определении карьерных планов и во взаимодействии с преподавателями. Для студента куратор - это человек и друг, готовый дать мудрый совет и помочь студентам разобраться с возникшими у него жизненными и учебными проблемами.

Таким образом, куратор является активным участником студенческой жизни, который создает условия для саморазвития и самораскрытия будущего специалиста, обретения им системы профессиональных знаний, ценностей, идеалов, опыта профессионального поведения и отношений.

Концептуально то, что именно куратор должен стать центральной фигурой в осуществлении педагогической поддержки студента в образовании. Куратор должен создавать наилучшие условия для развития творческой учебной деятельности, для правильного формирования личности студента, для развития мотивации студентов, что обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения. Деятельность куратора состоит в том, чтобы поддерживать не только учебную и творческую деятельность студента на протяжении всего курса обучения в вузе, а также помочь ему преодолевать возникшие у него жизненные и учебные проблемы.

Следовательно, педагогическую поддержку студентов можно определить как целенаправленную педагогическую деятельность куратора направленную на конструктивное решение проблем в саморазвитии студентов.

Педагогический ресурс поддержки-сотрудничества уникален: преподаватель помогает студенту осознать суть возникшей проблемы, вскрыть собственные реальные и потенциальные возможности, выстроить варианты решений, выбрать наиболее оптимальный из них.

Педагогическая поддержка направлена на развитие нравственного потенциала студента, способствует повышению его профессиональной творческой активности и креативности. Именно такая активность студентов проявляется в их отношении к учебному процессу, общении, мотивах, интересах, потребностях и желаниях, активной жизненной позиции. Так система педагогической поддержки становится фактором, способствующим личностному росту и успешности каждого студента, что способствует повышению качества его жизни.

Таким образом, в процессе оптимизации качества жизни студентов необходимо определить педагогическую деятельность как особый вид высоко-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

147

квалифицированной деятельности творческого характера. Она играет немаловажную роль не только в обучении, но и в воспитании и развитии студентов. Таким образом, педагогическая деятельность должна стать доминирующей:

1) в воспитании активной жизненной позиции у студентов и самосозидании;

2) в самопреобразовании студентов;

3) в формировании потребности у студентов создавать качество жизни, как свое, так и общества.

Именно такая деятельность педагога, по мнению И.Ф. Исаева сможет обеспечить основу самореализации, способна выступать средством самореализации и профессионального самоутверждения. При этом потребность в творческом самовыражении, в личностной самореализации в процессе профессионально-педагогической деятельности постепенно становится доминирующей ценностной ориентацией личности куратора.

Создавая благоприятные условия для оптимизации качества жизни студентов в ходе обучения и воспитания, куратор обязан профессионально обеспечить и развитие качества человека. С помощью педагогической поддержки куратор учит студента через осмысление, видеть себя и свои собственные жизненные ситуации, анализировать их с точки зрения желаний, стремлений и возможностей. Поддержка саморазвития студента позволяет ему успешно решать образовательные и поведенческие задачи, укрепить уверенность в себе, освоить сложную позицию субъекта жизнедеятельности. Это возможно при условии, если куратор понимает, как развить инициативность студента, чтобы воспользоваться результатами активной деятельности для развития личности студента и самостоятельность в учебе и труде.

В данном случае, необходимо стимулирование, побуждающее студентов учиться более эффективно, что является одним из важнейших факторов создания благоприятных условий для повышения качества их жизни, использование в этих целях методов мотивации.

Оптимизировать качество жизни студентов необходимо таким образом, чтобы максимально побудить индивида к деятельности по достижению личных и коллективных целей.

Дополняя вышесказанные идеи, отметим, что оптимизация качества жизни студентов представляет собой процесс, в котором осуществляется система воспитания, в том числе, система кураторства, если качество жизни студентов становится осознаваемой самими студентами. Так же оптимизация качества жизни студентов включает целый комплекс мероприятий, так как важно создавать студентам благоприятные условия и поддерживать их на протяжении всего курса обучения.

Библиографический список

1. Александрова Е.А. Требования к системе воспитательной работы в контексте обеспечения достойного качества жизни студентов современного вуза // Качество жизни субъектов современного образования: Альманах / под ред. Н.А. Голикова. -Тюмень: ТГАКИ, 2008. - С. 34-39.

2. ГоликовН.А. Социальное партнерство в школе: новый взгляд на качество жизни воспитанников // Качество жизни субъектов современного образования: Альманах / под ред. Н.А. Голикова. - Тюмень: Мандр и Ко, 2008. - С. 30-31.

3. Федоряк Л.М. Качество жизни и познавательная активность: Монография. - СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004. - 296 с.

148

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.