Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-86-88 EDN: https://elibrary.ru/ivydig NIION: 2015-0066-2/23-660 MOSURED: 77/27-011-2023-02-859
К вопросу о государственной муниципальной кадровой политике в современной России: конституционно-правовой аспект
Таймураз Эльбрусович Каллагов
Горский государственный аграрный университет, Владикавказ, Россия,
Аннотация. Актуальность статьи вызвана необходимостью уточнения теоретико-методологического понимания содержания и сущности муниципальной службы в системе организации публичной власти на местном территориальном уровне, а также продиктована недостаточностью системного правового регулирования института муниципальной службы в действующем законодательстве Российской Федерации. По мере накопления и усложнения основных задач органов местного самоуправления появляются новые направления по совершенствованию законодательного регулирования содержания и функций муниципальной службы в Российской Федерации, а также содержанию деятельности органов местного самоуправления как формы народовластия в аспекте развития публичной власти на местном территориальном уровне.
Ключевые слова: муниципальная служба, публичная власть, народовластие, местное самоуправление, государственная кадровая политика, конституция
Для цитирования: Каллагов Т. Э. К вопросу о государственной муниципальной кадровой политике в современной России: конституционно-правовой аспект // Вестник экономической безопасности. 2023. № 2. С. 86-88. https:// doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-86-88. EDN: IVYDIG.
Original article
On the issue of state municipal personnel policy in modern Russia:
constitutional and legal aspect
Taimuraz E. Kallagov
Gorsky State Agrarian University, Vladikavlaz, Russia,
Abstract. The relevance of the article is caused by the need to clarify the theoretical and methodological understanding of the content and essence of the municipal service in the system of organizing public power at the local territorial level, and is also dictated by the lack of system legal regulation of the institute of municipal service in the current legislation of the Russian Federation. With the accumulation and complication of the main tasks of local self-government bodies, new directions appear to improve the legislative regulation of the content and functions of the municipal service in the Russian Federation, as well as the content of the activities of local self-government bodies as a form of democracy in terms of the development of public power at the local territorial level.
Keywords: municipal service, public power, people's power, local self-government, state personnel policy, constitution
For citation: Kallagov T. E. On the issue of state municipal personnel policy in modern Russia: constitutional and legal aspect. Bulletin of economic security. 2023;(2):86-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-86-88. EDN: IVYDIG.
Организация и осуществление местного самоуправления вызвало необходимость в формировании и внедрении нового аппарата высококвалифицированных специалистов - муниципальных служащих. Одно из наиболее важных положений доктрины заключается именно в этом: муниципальная служба в Российской Федерации значительно отделена от службы государствен© Каллагов Т. Э., 2023
ной, как и государственные органы власти отделены от органов местного самоуправления [4, с. 414].
По нашему мнению, важным в связи с изучением роли реформы местного самоуправления в становлении институтов гражданского общества является выявление и исследование проблем кадровой политики как многоуровневого явления. Наряду с государственной
JURISPRUDENCE
кадровой политикой, главным субъектом которой выступает государство и государственные институты, различают региональную кадровую политику (субъектов Российской Федерации) и муниципальную кадровую политику.
Успешность воплощения официально закрепленной кадровой политики в жизнь во многом зависит от механизмов ее реализации. Эти механизмы объединяют кадровые процессы и механизмы их нормативного правового, организационно-методического и социально-психологического обеспечения [1].
Большое значение для решения тактических вопросов реализации государственной кадровой политики имеют законодательные и нормативные правовые акты: приказы, распоряжения, положения об органах и их подразделениях, административные и должностные регламенты, служебные распорядки, инструкции и другие локальные акты. Правовое закрепление кадровой политики, с одной стороны, делает ее обязательной для исполнения, а с другой - устанавливает нормы поведения, рассчитанные на определенный срок. Организационно-методическое обеспечение кадровой политики необходимо, поскольку нормы должны быть не только официально закреплены, но и однозначно поняты разными по статусу и профессиональной принадлежности людьми [5].
Важно отметить, что на сегодняшний день в системе государственной службы России сложилась противоречивая ситуация в подходах к кадровому резерву. С одной стороны, для отечественной теории и практики кадровой работы это довольно известный и апробированный механизм работы с кадрами партийных и советских органов. С другой стороны, теорию и опыт прошлых лет нельзя в неизменном виде переносить в деятельность органов государственной власти, хотя игнорировать их также недопустимо. Общепризнано, что кадровым резервом необходимо управлять [2, с. 352].
Реестр должностей государственной службы - это перечень наименований унифицированных должностей государственной службы без установления иерархии между ними. Вопросы должностного соответствия решаются и в других нормативных правовых актах.
Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (с посл. изм. от 30.07.2020 г.) устанавливает Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - Реестр).
Согласно ст. 9 Федерального закона № 79-ФЗ, должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.
Наряду с классификацией должностей государственной службы существенное значение имеет понятие «государственный служащий», которое имеет в практике отечественного государственного строительства свою историю [8, с. 279].
Квалификационные требования к уровню образования и стажу государственного служащего устанавливаются федеральным законом и указом Президента РФ. Требования к профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются правовым актом государственного органа с учетом региональных и организационных условий. Согласно Федеральному закону № 79-ФЗ, именно госорганам предоставлена полная самостоятельность при подборе и использовании кадров гражданской службы.
Нравственные требования являются основой для всех уровней и ветвей власти государственной и муниципальной службы. Они представляют собой единство требований, поэтому не может быть выделено какого-то одного требования в качестве приоритетного [7].
Профессиональные стандарты муниципальных служащих - это действенные инструменты по решению задач и достижению целей деятельности муниципалитетов. Исходя из этого, профессиональные стандарты должны содержать не только ключевые компетенции муниципального служащего, но и определять порядок финансирования муниципальной службы, уменьшение издержек для содержания административного аппарата.
Государственная кадровая политика является очень динамичной, и в процессе социально-экономического развития, претерпевает изменения, но, несмотря на это, содержит определенный замысел, имеет собственное содержание и механизмы реализации [6]. Концептуальной идеей государственной кадровой политики является необходимость в России наличия профессиональных государственных гражданских служащих, и для ее реализации необходимо:
1) наполнять состав государственной гражданской службы только высококвалифицированными специалистами, что является приоритетным направлением в процессе работы с кадрами;
2) развивать механизмы мотивации государственных гражданских служащих, с учетом всех особенностей данной деятельности, к профессиональному выполнению своих должностных обязанностей;
3) эффективно использовать возможность государственных гражданских служащих непрерывно обучаться на протяжении всей профессиональной деятельности.
На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.
Во-первых, в условиях формирования российской модели корпоративного управления программно-целевой подход может служить одним из инструментов управления качеством жизни населения. Таким образом, устойчивый рост качества жизни населения, в условиях перехода к современной концепции инновационного социально ориентированного типа экономического развития в рамках институциональных преобразований в Российской Федерации, возможен только при высоком уровне взаимодействия субъектов социально-экономических отношений, связанных целевыми комплексными
№ 2 / 2023
Bulletin of economic security
87
программами развития, разработанными на основе объединения их интересов.
Во-вторых, роль государственного и муниципального администрирования при использовании программно-целевого подхода к управлению качеством жизни населения заключается в организации и финансовом обеспечении системы эффективного взаимодействия субъектов социально-экономических отношений по достижению стратегических целей. Программный бюджет становится действенным инструментом в обеспечении динамического социально-экономического развития страны и устойчивого роста качества жизни населения.
В-третьих, формированием кадрового резерва необходимо управлять. Процесс управления предполагает выполнение определенных действий по логически обусловленным этапам: создание кадрового резерва, развитие кадрового резерва, мониторинг и оценка эффективности кадрового резерва. Профессиональное развитие гражданских и муниципальных служащих направлено на поддержание и повышение служащим уровня квалификации, необходимого для должного исполнения своих обязанностей, и включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Библиографический список
1. Артеменко Т. С. Государственная кадровая политика в современном обществе // Молодой ученый. 2017. № 51. С. 144-146.
2. Вечер Л. С. Государственная кадровая политика и государственная служба. Минск : Вышэйшая школа, 2013.
3. Войтович В. Ю. Государственная и муниципальная служба. Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2013. С. 122.
4. Знаменский Д. Ю. Государственная и муниципальная служба. М. : Юрайт, 2019.
5. Каллагов Т. Э. Правовой режим осуществления муниципальной службы в Российской Федерации. Ав-
тореф. дис. ... канд. юрид. наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2008.
6. Каллагов Т. Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации местного самоуправления в современной России // Финансовое право и управление. 2014. № 2. С. 32-40.
7. Коковихин А. Ю. Социальное партнерство как механизм реализации государственной кадровой политики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2016. № 3. С. 94-102.
8. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. 2-е изд. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
Bibliographic list
1. Artemenko T. S. State personnel policy in modern society // Young scientist. 2017. № 51. P. 144-146.
2. Evening L. S. State personnel policy and public service. Minsk : Higher School, 2013.
3. Voitovich V Yu. State and municipal service. Izhevsk : Publishing House «Udmurt University», publishing house of the Institute of Economics and Management of the UdGU, 2013. P. 122.
4. Znamensky D. Yu. State and Municipal Service. M. : Yurayt, 2019.
5. Kallagov T. E. The legal regime of municipal service in the Russian Federation. Autoref. diss. cand. jurid. Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation. M., 2008.
6. Kallagov T. E. Formation and development of municipal service in the conditions of modernization of local self-government in modern Russia // Financial law and management. 2014. № 2. P. 32-40.
7. Kokovikhin A. Yu. Social partnership as a mechanism for implementing state personnel policy // Bulletin of the South Ural State University. 2016. № 3. P. 94-102.
8. Cherepanov V. V Fundamentals of public service and personnel policy. 2nd ed. M. : UNITY-DANA, 2017.
Информация об авторе
Т. Э. Каллагов - декан юридического факультета Горского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author T. E. Kallagov - Dean of the Law Faculty of the Gorsky State Agrarian University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 24.03.2023; принята к публикации 28.04.2023.
The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 24.03.2023; accepted for publication 28.04.2023.