Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЮГА УКРАИНЫ '

К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЮГА УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
14
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЮГА УКРАИНЫ »

2. Изучение грунтовых вод из скважин рекомендуется начинать не раньше чем через 12 месяцев со дня их оборудования. За этот период минерализуются органические вещества и отмирают бактерии, случайно попавшие в скважины при их оборудовании.

3. Орошение сточными водами суглиновых и супесчаных почв из расчета 12—15 м3 в сутки на 1 га при поливе участков только во время вегетационного периода растений и стоянии грунтовых вод на участках не выше 1,5 ж от поверхности не оказывало влияние на качество подземных вод.

Поступила 14/ХП 1962 г.

К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЮГА УКРАИНЫ

Научные сотрудники М. С. Приталюк, В. П. Дорошенко

Из Украинского научно-исследовательского института коммунальной гигиены

Действующие строительные нормы и правила недостаточно предусматривают различия в проектировании детских учреждений, в том числе школ, в зависимости от климатических условий. Проекты для строительства школ, как правило, разрабатываются для средней полосы Советского Союза. Во всех работах, до сих пор посвящавшихся гигиеническому изучению планировки и строительства школ, требования к проектированию и строительству школ большей частью также имеют в виду условия средней полосы Советского Союза.

Имеются некоторые гигиенически обоснованные рекомендации, направленные на дальнейшее улучшение планировки школьных зданий микроклимата и инсоляции в них для климатических условий Крайнего Севера (Е. М. Белостоцкая и В. А. Телешев, 1960). Вопросам гигиенического изучения проектирования, строительства и эксплуатации школьных зданий в климатических условиях юга СССР посвящены работы В. Е. Поляк (1957), X. И. Кулиева1, А. И. Канчели (1955), Л. Л. Дашкевича (1938), О. И. Дедабришвили2, Г. А. Рыжкова3 и др. Гигиеническая же оценка школьного строительства на юге Украины, в частности в природных условиях Южного берега Крыма, не проводилась.

Согласно многолетним метеорологическим данным и данным метеорологической службы УССР за последние 5 лет, климат Южного берега Крыма характеризуется мягкими зимами и жарким летом. Среднемесячные температуры воздуха по Ялте (метеорологическая станция «Никитский сад») за 1960/61 учебный год позволяют считать, что даже самая низкая температура воздуха в зимнее время в Ялте была выше нуля (4,2°). Такие температуры наблюдаются по Южному берегу Крыма меньше чем в течение !/з учебного года (январь, февраль и частично март). На протяжении более 2/3 учебного года температура воздуха колеблется в пределах 10,3—22° и выше. При этом относительная влажность воздуха составляет в среднем 55—60% в летнее и 65—70% в зимнее время. Скорость движения наружного воздуха в среднем не превышает 2,5—4 м/сек. Иначе говоря, климатические условия Южного берега Крыма способствуют тому, чтобы значительная часть занятий и отдыха школьников проводилась в условиях открытого воздуха с максимальным

1 Автореферат диссертации. М., 1957.

2 Автореферат диссертации. Тбилиси, 1960.

3 Автореферат диссертации. Алма-Ата, 1962.

использованием всех естественных факторов природы и благоприятного климата данной местности в оздоровительных целях.

Однако проведенное нами санитарное обследование школ нового строительства на Южном берегу Крыма (Ялта, Алушта, Евпатория, Севастополь, Феодосия и др.) показывает, что при их проектировании и строительстве совершенно не учитываются климатические особенности этой местности. Все обследованные школьные здания не отличаются по набору, планировке, площади помещений от таковых во всех климатических районах УССР. Земельные участки, принадлежащие школам, большей частью имеют недостаточные размеры (от 0,5 до 1 га), что не позволяет предусмотреть необходимые площадки для проведения учебно-воспитательных мероприятий и отдыха учеников на открытом воздухе. На их территории обычно не предусматриваются классы на открытом воздухе, навесы, солярии и другие устройства, которые могли бы способствовать максимальному использованию благоприятных климатических особенностей этой местности в учебно-воспитательных целях и для отдыха школьников как во время перемен, так и во внеучебные часы.

Изучение режима эксплуатации школьных помещений позволило установить, что ряд из них в школах Южного побережья Крыма используется не полностью и более короткий срок, чем в школах средней полосы Советского Союза. Гардеробы, спортивные залы, рекреационные помещения в зимний период используются частично, а в остальное время учебного года почти совсем не эксплуатируются. Например, в одной из школ Ялты в зимний период учебного года (январь, февраль) в гардеробе школы во все дни наблюдений находились пальто не более 123 из 244 учеников (51,2%). Остальные дети приходили в школу без пальто. Аналогичные данные были получены в средней школе № 12 Алушты, где из 623 учеников пользовались гардеробом не более 320 (52,9%). В период наблюдений в апреле и сентябре в гардеробах этих же школ не было ни одного пальто, и в это время гардеробы не функционировали совсем.

В спортивном зале занятия по физическому воспитанию проводились только в зимний период. В весенний и осенний периоды наблюдений занятия по физическому воспитанию проводились на земельном участке школы и поэтому спортивный зал в это время года не использовался совсем. Рекреационные помещения для отдыха школьников во время перемен использовались частично. В зимний период учебного года 70—80% учеников обеих школ, где проводили наблюдения, во время перемен выходили на школьный двор, как правило, без пальто. В осенний и весенний периоды все ученики проводили перемены на открытом воздухе. Следовательно, коридоры-рекреации использовались, как правило, не для отдыха и пребывания учеников во время перемен, а служили в основном коридорами-переходами.

В 1960/61 учебном году мы обследовали 8-летнюю Васильевскую школу Ялты и среднюю школу № 12 Алушты. Здания обеих школ имеют 2 этажа. Число учеников в Васильевской школе Ялты составляло 244, ' в средней школе № 12 Алушты — 624. Занятия в обеих школах проводились в одну смену. Площадь классных комнат и освещенность на рабочих местах школьников отвечали гигиеническим нормам. Отопление в обеих школах центральное водяное. Учебные и другие помещения систематически проветривались путем открывания форточек и окон. Обе школы размещены на обособленных земельных участках, площадь которых составляет около 1 га. Благоустройство школьных участков удовлетворительное, озеленение достаточное.

В классных комнатах зимой (январь, февраль) температура воздуха в течение учебного дня повышалась на 4,8—4,9°, достигая 21,7° после уроков, при температуре наружного воздуха 1,6—3,4°.

Температура воздуха в весенний (апрель) и особенно в осенний периоды (сентябрь) зависела преимущественно от наружной температуры. При температуре наружного воздуха 12—18° весной температура воздуха в классных комнатах в течение учебного дня повышалась на 2,6—2,8°, достигая после уроков 20,8—22°, в осенний период температура воздуха в классах повышалась на 2,5—3,3°, достигая 24,8—27,8° после уроков, при температуре наружного воздуха 22—29°, что значительно превышает гигиенические нормативы.

Относительная влажность воздуха в классах повышалась на 3—10%. Движение воздуха было в пределах 0,04—0,1 м/сек. Повышение температуры ограждающих поверхностей было незначительным и определялось в десятых долях градуса.

Приведенные данные свидетельствуют, что погодно-климатические условия данной местности оказывают большое влияние на температурный режим классных комнат и других помещений, особенно в осенний и весенний периоды учебного года. В указанные сезоны учебного года наблюдаются дискомфортные микроклиматические условия в классах, что подтверждается физиологическими реакциями организма школьников.

С повышением температуры воздуха в классах повышалась и температура кожи на разных участках тела школьников. Температура кожи на всех участках тела (лоб, грудь, тыльная поверхность кисти руки) довольно заметно коррелировала с температурой окружающего воздуха. Наиболее четкая корреляция отмечалась на тыльной поверхности кисти руки. Более высокая и устойчивая температура кожи отмечалась на груди и лбу, более низкая и лабильная — на тыльной поверхности кисти рук.

С повышением температуры воздуха в классах уменьшалась разность между температурой кожи на груди и тыльной поверхности кисти руки, достигая в сентябре своего наименьшего значения. Это может свидетельствовать о том, что в сентябре имеет место напряжение тер-морегуляторной функции организма детей с тенденцией к перегреву. Вместе с тем в зимний период при выходе учеников на открытый воздух без пальто не отмечалось признаков переохлаждения, что подтверждается кожнотемпературными реакциями и субъективными данными о тепловых ощущениях учеников.

Выводы

1. Материалы изучения микроклиматических условий в помещениях школ Южного побережья Крыма и физиологических реакций организма учеников свидетельствуют о том, что погодно-климатические условия данной местности оказывают значительное влияние на температурный режим школьных помещений и не способствуют созданию в них комфортных микроклиматических условий при существующих планировочных решениях и строительстве школ. Наряду с этим погодно-климатические условия данной местности благоприятствуют тому, чтобы значительная часть занятий и отдыха школьников проводилась на открытом воздухе.

2. Все это может служить основанием для разработки специальных проектов строительства школ в условиях юга Украины с учетом местных погодно-климатических условий (применение облегченных конструкций школьного здания, устройство классных комнат и учебных кабинетов, спортивного зала и других помещений с раздвижными окнами и стенами и непосредственным выходом на земельный участок школы, а также устройство классов на открытом воздухе).

3. В связи с тем что данные изучения режима эксплуатации в различные сезоны учебного года гардероба, рекреационных и некоторых.

других помещений свидетельствуют об ограниченном использовании их в течение всего учебного года, можно рекомендовать устройство этих помещений облегченного типа, возможно, меньшей площади или совмещенными, предусмотрев при этом на школьном участке навесы для проведения уроков по физическому воспитанию и отдыха учеников во время перемены на открытом воздухе.

ЛИТЕРАТУРА

Белостоцкая Е. М., Телешев В. А. В кн.: Материалы научной конференции по вопросам школьной гигиены. М., 1960, стр. 7. — К а н ч е л и А. И. В кн.; Сборник аннотаций трудов Научно-исслед. санитарного ин-та. Тбилиси, 1955, т. 1> стр.' 81.—Поляк В. Е. Труды Узбекск. ин-та санитарии, гигиены и профессиональных заболеваний. Ташкент, 1960, т. 2, стр. 153.

Поступила 1/ХН 1962 г.

^ ^ ^

ВСПЫШКА ПИЩЕВОЙ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ, ВЫЗВАННОЙ

SALMONELLA PARATYPHI С

Научный сотрудник Р. А. Тимомеева, ассистент Е. В. Якутина

Из Омского научно-исследовательского института природноочаговых инфекций

и Омского медицинского института

За последние годы в литературе все чаще появляются сообщения о пищевых токсикоинфекциях, вызванных бактериями рода салмонелл, вследствие употребления в пищу утиных яиц и других продуктов животного происхождения (В. М. Попугайло и И. В. Шантаренко, 1953; Н. И. Орлов, 1941; М. С. Торговицкая, 1957; М. И. Коваленко, 1956; И. В. Шур, 1961; Н. Ф. Дьяконова, 1962; И. И. Дочкин, 1959; И. Р. Дро-бинский, 1960, и др.)- Указанные авторы отмечают, что основными носителями возбудителей салмонеллезных заболеваний, в частности сал-монеллезных пищевых токсикоинфекций, в природе являются животные и птицы. Однако размеры бактерионосительства и типаж циркулирующих среди животных и птиц салмонелл в СССР изучены недостаточно.

Чаще всего носителями различных салмонелл являются свиньи, кошки и собаки. Установлено также широкое носительство утками, гусями, а также курами, которые могут являться носителями многих типов, в том числе и бреславльской палочки (Е. И. Выдрина, 1959). В эпидемиологии салмонеллезных заболеваний и салмонеллезных токсикоинфекций большое значение придается больным, реконвалесцентам и бактерионосителям салмонелл как источникам этой инфекции.

^ Возбудителями пищевых токсикоинфекций чаще являются салмо-неллы группы В с ведущим значением S. typhi murium; из группы С пищевую токсикоинфекцию чаще вызывают S. cholerae suis var. Kunzendorf, из группы D — S. Newport (X. О. Пихл, 1961; В. М. Поповская и С. М. Юнусова, 1934). По многочисленным литературным данным, от животных чаще выделяются салмонеллы типа enteriditis (dublin, essen), а также S. typhi murium и S. cholerae suis. Г. Дрегер (1957) отмечает, что S. paratyphi С от животных никогда не выделялись.

Представляет интерес расследованный нами редкий случай вспышки пищевой токсикоинфекции, вызванной S. paratyphi С и связанной с употреблением в пищу мяса вынужденно забитой коровы.

Симптомы отравления появились у большинства пострадавших через 6—27 часов после употребления в ресторане блюд, приготовленных из говядины (окрошка с мясом и тушеная говядина). Только в одном случае продолжительность инкубационного периода составляла около

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.