Научная статья на тему 'К вопросу о гендерном подходе к организации обучения девушек в военных вузах'

К вопросу о гендерном подходе к организации обучения девушек в военных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ДЕВУШКИ-КУРСАНТКИ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ / GENDER APPROACH / FEMALE STUDENTS / MILITARY HIGH SCHOOL / EDUCATIONAL PROCESS / ADAPTATION TO LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубачев Игорь Вячеславович, Михайлюк Николай Александрович, Михайлюк Виталий Александрович

В данной работе поднимается вопрос о необходимости поиска методологических оснований для оптимизации образовательного процесса в военном вузе, адаптации его к новым социально-педагогическим условиям. Одним из таких новых условий определяется включение в состав субъектов образования девушек-курсанток. Обосновывается, что появление гендерной дифференциации обучающихся требует опоры на положения гендерного подхода к построению образовательного процесса в военно-учебном заведении. При этом отмечается, что в настоящее время сохраняется неопределенность в области принципов, ценностно-целевых ориентиров, методов и приемов реализации гендерного подхода в системе военно-профессионального образования. В данном контексте в качестве целевых ориентиров предлагается рассматривать повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации девушек-курсанток в обучению в военном вузе, а также обеспечение девушкам равных возможностей для самореализации и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубачев Игорь Вячеславович, Михайлюк Николай Александрович, Михайлюк Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of gender approach to the organization of girls’ education in military universities

In this paper the question arises of the need to find methodological foundations for optimizing the educational process in a military university, adapting it to new social-pedagogical conditions. One of these new conditions is the inclusion of female cadets in the subjects of education. It is substantiated that the emergence of gender differentiation among students requires reliance on the provisions of a gender approach to the construction of the educational process in a military educational institution. At the same time, it is noted that currently uncertainty remains in the field of principles, value-oriented guidelines, methods and techniques for implementing the gender approach in the system of military professional education. In this context, it is proposed to consider increasing the efficiency of the process of socio-psychological adaptation of female cadets to study at a military university as a target, as well as providing girls with equal opportunities for self-realization and professional development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гендерном подходе к организации обучения девушек в военных вузах»

Теории и технологии инклюзивного образования Theories and Technologies Inclusive Education

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-83-90

УДК 376

ТРУБАЧЕВ Игорь Вячеславович

Краснодарское высшее военное авиационное училище г. Краснодар, Россия snkhazova@gmail.com

МИХАЙЛЮК Николай Александрович

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия snkhazova@gmail.com

МИХАЙЛЮК Виталий Александрович

Краснодарский университет МВД России г. Краснодар, Россия snkhazova@gmail.com

К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ ПОДХОДЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕВУШЕК В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Аннотация. В данной работе поднимается вопрос о необходимости поиска методологических оснований для оптимизации образовательного процесса в военном вузе, адаптации его к новым социально-педагогическим условиям. Одним из таких новых условий определяется включение в состав субъектов образования девушек-курсанток. Обосновывается, что появление гендерной дифференциации обучающихся требует опоры на положения гендерного подхода к построению образовательного процесса в военно-учебном заведении. При этом отмечается, что в настоящее время сохраняется неопределенность в области принципов, ценностно-целевых ориентиров, методов и приемов реализации гендерного подхода в системе военно-профессионального образования. В данном контексте в качестве целевых ориентиров предлагается рассматривать повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации девушек-курсанток в обучению в военном вузе, а также обеспечение девушкам равных возможностей для самореализации и профессионального развития.

Ключевые слова: гендерный подход, девушки-курсантки, военный вуз, образовательный процесс, адаптация к условиям обучения

Для цитирования: Трубачев И.В., Михайлюк Н.А, Михайлюк В.А. К вопросу о ген-дерном подходе к организации обучения девушек в военных вузах. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6 - 1 С. 83-90. DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-83-90.

Igor V. TRUBACHEV

Krasnodar Higher Military Aviation School Krasnodar, Russia snkhazova@gmail.com

Nikolay A. MIKHAYLYUK

Kuban State University

Krasnodar, Russia snkhazova@gmail.com

Vitaliy A. MIKHAYLYUK

Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs,

Krasnodar, Russia snkhazova@gmail.com

ON THE ISSUE OF GENDER APPROACH TO THE ORGANIZATION OF GIRLS' EDUCATION IN MILITARY UNIVERSITIES

Abstract. In this paper the question arises of the need to find methodological foundations for optimizing the educational process in a military university, adapting it to new social-pedagogical conditions. One of these new conditions is the inclusion of female cadets in the subjects of education. It is substantiated that the emergence of gender differentiation among students requires reliance on the provisions of a gender approach to the construction of the educational process in a military educational institution. At the same time, it is noted that currently uncertainty remains in the field of principles, value-oriented guidelines, methods and techniques for implementing the gender approach in the system of military professional education. In this context, it is proposed to consider increasing the efficiency of the process of socio-psychological adaptation of female cadets to study at a military university as a target, as well as providing girls with equal opportunities for self-realization and professional development.

Keywords: gender approach, female students, military high school, educational process, adaptation to learning environment

For citation: Trubachev I.V., Mikhaylyuk N.A., Mikhaylyuk V.A. On the issue of gender approach to the organization of girls' education in military universities. Historical and Social Educational Idea. 2019. Vol. 11. No.6- 1. PP. 83-90. DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-83-90. (In Russ., abstract in Eng.).

В настоящее время диагностируется потребность силовых структур Российской Федерации (Вооруженных Сил, правоохранительных органов и т.д.) в повышении качества подготовки специалистов, офицеров, в том числе, женщин. Реализация данной потребности сдерживается существующей системой воспитания и обучения в военных вузах, которая не по всем необходимым показателям отвечает изменившимся требованиям времени [1]. В данном контексте отмечается, что необходимость в относительно сжатые сроки сформировать у курсантов знания, умения и навыки в области широкого круга общекультурных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, в необходимой степени профессионально важные качества и, при этом, воспитать гармоничную личность и т.д. как никогда остро обозначает проблемы быстрейшей адаптации к процессу обучения.

Особую актуальность в этом отношении приобретают «гендерные» проблемы. Они связаны с особенностями обучения и профессионального воспитания женщин, их адаптации к процессу обучения в военных вузах, в которых подготовка девушек-курсанток стала осуществляться относительно недавно. Для военных вузов до последнего времени была характерна (и в значительной степени сохраняется) гендерная асимметрия как состава обучающихся, так и состава педагогических кадров. Это, отчасти, объясняет тот факт, что в науке достаточно полно представлены исследования по проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации курсантов-юношей, и наблюдается дефицит работ, посвященных особенностям организации образовательного процесса для девушек-курсанток.

Так, к настоящему моменту широко представлены работы по гендерной проблематике, выполненные в историческом, философском, филологическом, экономическом, психологическом ключах. В частности, активно изучаются: проблемы межполовых взаимоотношений, историография гендерного подхода к педагогике и образованию, гендерные особенности обучающихся как основания реализации дифференцированного подхода к обучению, гендерные особенности коммуникации, гендерная специфика профессиональной адаптации и др. Одно из направлений гендерных исследований связано с социологическими вопросами; в них устанавливается и обосновывается положение мужчин и женщин в структуре социальных институтов, в том числе, в системе образования.

Реально существующие, закономерные различия между мужчинами и женщинами обусловливают необходимость опоры на гендерный подход к исследованию, проектированию и реализации военно-профессиональной подготовки женщин. Однако материалы, раскрывающие указанные вопросы, содержатся только в единичных работах [2].

Гендерный подход предполагает понимание того, что различия в поведении женщин и мужчин определяются не столько их физическими особенностями, сколько особенностями воспитания и формирующегося под его влиянием жизненного опыта девушек и юношей; распространенными в каждой культуре сте-реотипичными представлениями о характеристиках женственности и мужественности; государственной гендерной политикой и т.д. [3]. Причем разные ученые в своих исследованиях акцентируют внимание и актуализируют разные факторы гендерных различий. Так, например, Л.Н. Ожигова считает, что целью тендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений относительно целей и содержания образования и воспитания мальчиков/юношей и девочек/девушек, создание условий для максимальной самореализации и развития способностей обучающихся обоих полов [4].

Гендерный подход ориентирует образование на учет, прежде всего, способностей и возможностей личности, независимо от ее половой принадлежности. Он предполагает разработку и реализацию системы мер, обеспечивающих смягчение различий между полами через поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности, а также создающих условия для отхода от традиционных стереотипов [5].

Реализация гендерного подхода в военном вузе продиктована необходимостью научного обоснования целей, ценностных ориентиров, содержания учебно-воспитательного процесса с учетом гендерных особенностей курсантов. При этом представляется важным понимание того, что гендерные особенности могут как затруднять процесс адаптации к образовательному процессу, так и становиться факторами эффективности этой адаптации.

Анализ результатов теоретических и эмпирических исследований свидетельствует о том, что набор девушек-курсантов для обучения в военном вузе порождает множество новых проблем - как организационных, так и дидактических, воспитательных и пр. Это связано с тем, что в начале обучения девушки сталкиваются с трудностями в учебной деятельности, вызванными следующими основными причинами:

1. Общими для всех курсантов, но актуализированными у девушек:

- смена места жительства, разлука с семьей, с людьми привычного круга общения, необходимость включения в систему специфических воинских отношений;

- кардинальная смена содержания, объема, характера учебного материала, форм, методов, средств учебного процесса, отсутствие необходимых навыков самостоятельной работы;

- сомнения в правильности выбора вуза, сложности контакта с преподавателями;

2. Специфическими для девушек-курсанток:

- повышенный страх перед ответами на семинарах, зачетах и экзаменах, перед возможными ограничениями в увольнениях, перед отчислением из военного вуза;

- мнительность, сосредоточенность на своих недостатках, слабая психофизическая готовность к возросшим (по сравнению со школой) требованиям военного вуза;

- неготовность обратиться за помощью, консультацией (к преподавателям, однокурсникам-юношам) из-за опасения насмешек, критики, пренебрежительного отношения и т.п.;

- наличие в учебном процессе целого ряда специфических для девушек дисциплин (строевая и огневая подготовка, тактико-технические занятия и пр.);

- большие трудности в учебе у 80% девушек возникают на занятиях по физической подготовке (связано это, в первую очередь, с изменением статуса этой учебной дисциплины, превращением ее из второстепенной в одну из самых необходимых в подготовке будущих офицеров) [6; 7; 8; 9].

Таким образом, целью гендерного подхода к организации образовательного процесса в военном вузе может стать создание равных условий для самореализации, раскрытия потенциалов и развития способностей юношей и девушек с учетом объективно существующих психофизических гендерных различий, но на основе нивелирования ограничительных стереотипов. Достижение указанной цели возможно, на наш взгляд, если при организации образовательного процесса учитывать выявленный учеными этапный характер социально-психологической адаптации к обучению в высших учебных заведениях. В частности, Н. В. Костюк выделяет четыре этапа:

- диагностический;

- проектировочный;

- организационно-функциональный;

- рефлексивно-аналитический.

Каждому из этапов процесса адаптации присущ комплекс мероприятий, реализация которых может обеспечить оптимальность протекания адаптационных

процессов. Так, на первом (диагностическом) этапе необходимо провести анализ и обобщение данных, полученных в результате:

- изучения материальных, образовательных, кадровых и других имеющихся ресурсов высшего учебного заведения;

- изучения интересов, потребностей, возможностей контингента обучающихся с учётом гендерного аспекта;

- определения исходного уровня интеллектуального и личностного развития контингента обучающихся;

- выявления используемых методов, приёмов, форм организации деятельности в образовательной среде и определение их эффективности.

На этапе проектирования необходимо:

- конкретизировать цель и задачи процесса социально-психологической адаптации к обучению в высших учебных заведениях;

- определить педагогические условия (внутренние и внешние), адекватные поставленным целям и задачам;

- планировать действия субъектов взаимодействия по обеспечению и реализации деятельности с целью оптимизации социально-психологической адаптации обучающихся.

Организационно-функциональный этап включает в себя:

- формирование мотивации обучающихся к образовательной деятельности;

- интеграцию и адаптацию методик, технологий, средств обучения и воспитания к уровню подготовленности обучающихся;

- организацию совместной деятельности обучающихся и педагогов с помощью разнообразных форм, методов, приёмов и средств, ориентированных на оптимизацию процесса адаптации курсантов к обучению;

- стимулирование развития позитивной мотивации к обучению и активности обучающихся.

Рефлексивно-аналитический этап должен включать в себя:

- контроль, анализ и оценку результатов социально-психологической адаптации с точки зрения их соответствия первоначальной цели и задачам;

- определение направлений коррекции или развития деятельности по оптимизации социально-психологической адаптации обучающихся [10].

На наш взгляд, указанное этапное содержание организационно-педагогической деятельности может стать основой для разработки эффективных методик оптимизации жизнедеятельности девушек-курсанток, обеспечивающих эффективность их адаптации к образовательному процессу военного вуза и, как следствие, повышение учебной мотивации и поддержание благоприятного эмоционального состояния личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Халилов Т.А. Система и советский человек. Обсуждение книги Н.Е. Ерохина //

Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. -

Ростов н/Д. - 2018. - № 2. - С. 270-285. Б01: 10.23683/22185518.2018.2.270285.

2. Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике (обзор литературы) // Высшее образование в России. 2001. №4. С. 110-117.

3. Штылёва Л.В. Фактор пола в образовании. Гендерный подход и анализ. М., 2008. 316 с.

4. Ожигова Л.Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: автореф. дисс. канд.психол.наук. Краснодар: КубГУ, 2000. 24 с.

5. Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование в России. 2001. №2. С.105-112.

6. Дёмина М.А. Профессиональное воспитание женщин-военнослужащих внутренних войск МВД России с учетом гендерных аспектов: автореф. дисс. кан.пед.наук. СПб., 2005. 27 с.

7. Ковальчук И.С. Мотивация профессиональной деятельности военно -служащих женщин вузов МО РФ: автореф. дисс. кан. психол. наук. М., 2003. 20 с.

8. Крылов А.Ю. Личностно-профессиональная адаптация женщин к условиям военной службы в РВСН: автореф. дисс. кан.психол.наук. М.: ВА РВСН, 2001. 22 с.

9. Кузина Р.Х. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих-женщин: автореф. дисс. канд.психол.наук. СПб., 2001. 22 с.

10. Костюк Н.В. Комплекс направлений оптимизации социально-психологической адаптации обучающихся в современной системе профессионального образования // Современные проблемы обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения: сб. науч. ст. Кемерово, 2015. Вып.2. С.43-48.

REFERENCES

1. Khalilov T.A. Sistema i sovetskij chelovek. Obsuzhdenie knigi N.E. Erokhina [System and the Soviet Man. Discussion of the N.E. Erokhin's Book]. Politicheskaja kon-ceptologija. Zhurnal metadisciplinarnyh issledovanij = Political Conceptology. Journal of Metadisciplinary Research. Rostov-on-Don. 2018, No. 2, pp. 270-285. (In Russ). DOI: 10.23683/2218-5518.2018.2.270285.

2. Rykov S.L. Gendernye issledovaniya v pedagogike (obzor literatury) [Gender Studies In Pedagogy (Literature Review)]. Higher Education In Russia. 2001. No. 4. Pp. 110-117. (In Russ).

3. Shtylyova L.V. Faktor pola v obrazovanii. Gendernyj podhod i analiz [The Gender Factor In Education. Gender Approach And Analysis]. Moscow, 2008.316 p. (In Russ).

4. Ozhigova L.N. Gendernaya interpretaciya samoaktualizacii lichnosti v professii: avtoref. diss. kand.psihol.nauk [Gender Interpretation Of Self-Actualization Of Personality In The Profession: thesis of diss. of cand. of psychol. sci.]. Krasnodar: KubSU, 2000. 24 p. (In Russ).

5. Kostikova I. Perspektivy gendernogo obrazovaniya v Rossii: vzglyad pedagoga [Prospects For Gender Education In Russia: The View Of The Teacher]. Higher Education In Russia. 2001. No. 2. Pp. 105-112. (In Russ).

6. Demina M.A. Professional'noe vospitanie zhenshchin-voennosluzhashchih vnu-trennih vojsk MVD Rossii s uchetom gendernyh aspektov: avtoref. diss. kan.ped.nauk [Professional Education Of Women Soldiers Of The Internal Troops Of The Russian Ministry of Internal Affairs Taking Into Account Gender Aspects: thesis of diss. of cand. of ped. sci.]. St. Petersburg, 2005. 27 p. (In Russ).

7. Kovalchuk I.S. Motivaciya professional'noj deyatel'nosti voenno-sluzhashchih zhenshchin vuzov MO RF: avtoref. diss. kan. psihol. nauk [Motivation Of The Professional Activity Of Military Women Of Higher Educational Institutions Of The Russian Ministry of Defense: thesis of diss. of cand. of ped. sci.]. Moscow, 2003. 20 p. (In Russ).

8. Krylov A.Yu. Lichnostno-professional'naya adaptaciya zhenshchin k usloviyam voennoj sluzhby v RVSN: avtoref. diss. kan.psihol.nauk [Personal And Professional Adaptation Of Women To The Conditions Of Military Service In The Strategic Missile Forces: thesis of diss. of cand. of philos. sci.]. Moscow: VA Strategic Rocket Forces, 2001. 22 p. (In Russ).

9. Kousina R.Kh. Psihologicheskie osobennosti professional'noj deyatel'nosti voen-nosluzhashchih-zhenshchin: avtoref. diss. kand.psihol.nauk [Psychological Features Of The Professional Activities Of Female Military Personnel: thesis of diss. of cand. of psychol. sci.]. St. Petersburg, 2001. 22 p. (In Russ).

10. Kostyuk N.V. Kompleks napravlenij optimizacii social'no-psihologicheskoj adapta-cii obuchayushchihsya v sovremennoj sisteme professional'nogo obrazovaniya [A Set Of Directions For Optimizing The Socio-Psychological Adaptation Of Students In The Modern System Of Vocational Education]. Modern problems of students in the socio-cultural space of an educational institution. Kemerovo, 2015. Iss. 2. Pp.43-48. (In Russ).

Информация об авторах: Трубачев Игорь Вячеславович, старший преподаватель, кафедра 14 «Конструкции и эксплуатации самолетов и двигателей», Краснодарское высшее военное авиационное училище, г. Краснодар, Россия snkhazova@gmail.com

Михайлюк Николай Александрович, соискатель, Кубанский государственный университет, инспектор УООООП ГУ МВД России по Краснодарскому краю, г. Краснодар, Россия snkhazova@gmail.com

Михайлюк Виталий Александрович, кандидат социологических наук, доцент кафедры тактико-специальной подготовки, Краснодарский университет МВД России,

г. Краснодар, Россия snkhazova@gmail.com

Статья поступила в редакцию 05.11.2019 После доработки: 21.11.2019 Принята к публикации: 27.12.2019

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Igor V. Trubachev, Senior Lecturer, Department 14 "Design and Operation of Aircraft and Engines", Krasnodar Higher Military Aviation School,

Krasnodar, Russia snkhazova@gmail.com

- 89

Nikolay A. Mikhaylyuk, Competitor, Kuban State University, Inspector of UOOOOP GU of the Russian Ministry of Internal Affairs of Krasnodar Region, Krasnodar, Russia snkhazova@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vitaliy A. Mikhaylyuk, Cand. Sci. (Sociology), Associate Professor of Tactical and Special Training Department, Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, Krasnodar, Russia snkhazova@gmail.com

Received: 05.11.2019

Received after reworking: 21.11.2019

Accepted for publication : 27.12.2019

The authors have read and approved the final manuscript.

The author have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.