Научная статья на тему 'Психофизиологическая модель профессиональной успешности и ее гендерные особенности для курсантов образовательной организации МЧС России'

Психофизиологическая модель профессиональной успешности и ее гендерные особенности для курсантов образовательной организации МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / МЧС РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / КУРСАНТЫ / КУРСАНТЫ ЖЕНСКОГО ПОЛА / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРЕССОГЕННЫЕ УСЛОВИЯ / COPING STRATEGIES / EMERCOM OF RUSSIA / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / PROFESSIONALIZATION / SUCCESS OF TRAINING / MALADAPTATION / CADETS / FEMALE CADETS / COPING BEHAVIOR / STRESS CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Светлана Валерьевна, Мигунова Юлия Станиславовна, Данилов Павел Владимирович

Качественная подготовка специалистов экстремального профиля, эффективная их деятельность и профессиональное долголетие невозможны без разработки персонифицированных программ, основанных на раннем выявлении дезадаптации. Продуктивные способы реагирования на стресс значимая составляющая профессионализации в оптимальном «коридоре» адаптации. Новизна исследования заключается в выявлении и обосновании маркеров непродуктивного реагирования на стрессогенные ситуации, и на их основе разработке комплексной модели профессиональной успешности курсантов вуза МЧС России. Для исследования было обследовано 84 курсанта 45 человек 4 года обучения (18 девушек и 27 юношей), 39 5-го (17 девушек, 22 юношей). Использован копинг-теста Лазаруса, адаптированный Т.Л. Крюковой с соавт. (2004). В качестве внешнего критерия успешности приняты оценки по профильным дисциплинам выпускающей кафедры. Использованы стандартные методы медико-биологической статистики непараметрического распределения, в том числе, дискриминантный анализ для построения модели. Впервые проанализированы копинг-стратегии у курсантов вуза МЧС России, а также выявлены гендерные особенности, что позволило предложить унифицированную модель профессиональной успешности для оптимального практикоориентированного обучения. Установлена значимость объективной оценки копинг-поведения с обоснованием наиболее целесообразного периода для формирования профессиональных компетенций 4 года обучения. Значимость технологии для курсантов женского пола обусловлена искажением на ранних этапах адаптации структуры стратегий совладания со стрессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Светлана Валерьевна, Мигунова Юлия Станиславовна, Данилов Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL MODEL OF PROFESSIONAL SUCCESS AND GENDER ASPECTS FOR THE STUDENTS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF EMERCOM OF RUSSIA

High-quality training of specialists of an extreme profile, their effective activity and professional longevity are impossible without development of the personified programs based on early identification of disadaptation. Productive ways of response to a stress a significant component of professionalizing in optimum "corridor" of adaptation. The novelty of a research consists in identification and justification of markers of unproductive response to stressogenny situations, and on their basis development of complex model of professional success of cadets of higher education institution of Emercom of Russia. For a research 84 cadets 45 people 4 years of training (18 girls and 27 young men), 39 the 5th were examined (17 girls, 22 the young man). It is used Lazarus's koping-test, adapted by T.L. Kryukova et al. (2004). As external criterion of success estimates on profile disciplines of the releasing department are accepted. Standard methods of medicobiological statistics of nonparametric distribution, including, the discriminant analysis for creation of model are used. Koping-strategy at cadets of higher education institution of Emercom of Russia are for the first time analysed and also gender features are revealed that allowed to offer the unified model of professional success for optimum praktikooriyentirovanny training. The importance of objective assessment of koping-behavior with justification of the most expedient period for formation of professional competences 4 years of training is established. The importance of technology for female cadets is caused by distortion at early stages of adaptation of structure of strategy of mastering a stress.

Текст научной работы на тему «Психофизиологическая модель профессиональной успешности и ее гендерные особенности для курсантов образовательной организации МЧС России»

УДК 159.9.072.43+612.017

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ И ЕЕ ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЧС РОССИИ

С. В. КОРОЛЕВА, Ю. С. МИГУНОВА, П. В. ДАНИЛОВ

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: [email protected], [email protected]

Качественная подготовка специалистов экстремального профиля, эффективная их деятельность и профессиональное долголетие невозможны без разработки персонифицированных программ, основанных на раннем выявлении дезадаптации. Продуктивные способы реагирования на стресс -значимая составляющая профессионализации в оптимальном «коридоре» адаптации. Новизна исследования заключается в выявлении и обосновании маркеров непродуктивного реагирования на стрессогенные ситуации, и на их основе - разработке комплексной модели профессиональной успешности курсантов вуза МЧС России. Для исследования было обследовано 84 курсанта - 45 человек 4 года обучения (18 девушек и 27 юношей), 39 - 5-го (17 девушек, 22 - юношей). Использован копинг-теста Лазаруса, адаптированный Т.П. Крюковой с соавт. (2004). В качестве внешнего критерия успешности приняты оценки по профильным дисциплинам выпускающей кафедры. Использованы стандартные методы медико-биологической статистики непараметрического распределения, в том числе, дискриминантный анализ для построения модели. Впервые проанализированы копинг-стратегии у курсантов вуза МЧС России, а также выявлены тендерные особенности, что позволило предложить унифицированную модель профессиональной успешности для оптимального практико-ориентированного обучения.

Установлена значимость объективной оценки копинг-поведения с обоснованием наиболее целесообразного периода для формирования профессиональных компетенций - 4 года обучения. Значимость технологии для курсантов женского пола обусловлена искажением на ранних этапах адаптации структуры стратегий совладания со стрессом.

Ключевые слова: копинг-стратегии; МЧС России; образовательные организации; профессионализация; успешность обучения; дезадаптация; курсанты; курсанты женского пола; совладающее поведение; стрессогенные условия.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL MODEL OF PROFESSIONAL SUCCESS AND GENDER ASPECTS FOR THE STUDENTS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF EMERCOM OF RUSSIA

S. V. KOROLEVA, Yu. S. MIGUNOVA, P. V. DANILOV

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo E-mail: [email protected], [email protected]

High-quality training of specialists of an extreme profile, their effective activity and professional longevity are impossible without development of the personified programs based on early identification of disadaptation. Productive ways of response to a stress - a significant component of professionalizing in optimum "corridor" of adaptation. The novelty of a research consists in identification and justification of markers of unproductive response to stressogenny situations, and on their basis - development of complex model of professional success of cadets of higher education institution of Emercom of Russia. For a research 84 cadets -45 people 4 years of training (18 girls and 27 young men), 39 - the 5th were examined (17 girls, 22 - the young man). It is used Lazarus's koping-test, adapted by T.L. Kryukova et al. (2004). As external criterion of

© Королева С. В., Мигунова Ю. С., Данилов П. В., 2019

56

success estimates on profile disciplines of the releasing department are accepted. Standard methods of medicobiological statistics of nonparametric distribution, including, the discriminant analysis for creation of model are used. Koping-strategy at cadets of higher education institution of Emercom of Russia are for the first time analysed and also gender features are revealed that allowed to offer the unified model of professional success for optimum praktikooriyentirovanny training.

The importance of objective assessment of koping-behavior with justification of the most expedient period for formation of professional competences - 4 years of training is established. The importance of technology for female cadets is caused by distortion at early stages of adaptation of structure of strategy of mastering a stress.

Keywords: coping strategies; EMERCOM of Russia; educational organizations; professionalization; success of training; maladaptation; cadets; female cadets; coping behavior; stress conditions.

Одной из важных проблем социальной психологии, как известно, является проблема профессиональной деятельности и подготовка к ней. Принципиальное звучание она приобретает по отношению к видам деятельности, которые отличаются высокой социальной значимостью. К одному из таких видов деятельности относится служба в МЧС России. Существенное значение имеют оптимальные социально-психологические условия сопровождения специалистов экстремального профиля во время их учебно-служебной деятельности. В процессе своей профессиональной деятельности специалисты пожарной безопасности вынуждены иметь дело с различными стрессовыми факторами психологического и физического характера. Поэтому важным представляется своевременное предупреждение и профилактика возникновения непродуктивных способов реагирования будущих специалистов на ситуации, связанные со стрессогенными факторами, и выработка у них продуктивных поведенческих механизмов, что оптимизирует и персонифицирует программы подготовки в оптимальном «коридоре» адаптации, способствуя высокой эффективности деятельности и профессиональному долголетию.

В данном контексте интересным представляется исследование структуры совладеющего поведения у курсантов образовательных организаций высшего образования МЧС России в процессе их обучения для нахождения сензитивных периодов для психофизиологического, учебного и воспитательного воздействия. При этом нельзя нивелировать данные о наличии биологически детерминированных половых различий между курсантами женского и мужского полов, обуславливающих особенности адаптивного поведения как в обычных, так и в стрессогенных условиях [1, 2]. В частности, женщины, по сравнению с мужчинами, склонны к накоплению ресурсов, более пластичны, но менее лабильны при воздействии стресса [3, 4, 5]. Восстановление нарушенных адаптационных и компенсаторных возможно-

стей организма у мужчин протекает быстрее, но одинаковый уровень воздействия психо-травмирующих факторов боевых действий вызывает равную частоту возникновения ПТСР (посттравматического стрессового расстройства) [6, 7].

Особенностью обучения в образовательных организациях МЧС России является его практикоориентированность (моделирование условий пожара, значительные физические нагрузки, воздействие открытого огня и т.д., и на этой основе - формирование профессиональных умений и навыков). Но в системе сопровождения обучения практически отсутствуют технологии, направленные на диагностику дезадаптивных состояний, а имеющиеся критерии профессионального отбора рассчитаны, в первую очередь, на мужчин. Очевидна зависимость формирования адаптации к экстремальным условиям деятельности от индивидуальных особенностей личности курсанта вуза [8]. Первые 2-3 года - период наибольшей уязвимости в отношении развития дезадаптации, проявляющейся в неуспеваемости и в манифестации скрытых соматических и психофизиологических расстройств, несовместимых с дальнейшим обучением [9]. На завершающем этапе обучения появляется возможность оценить успешность профессионализации. Очевидно, что стартовые возможности мужчин и женщин по окончании вуза одинаковы, но не определяют карьерный рост, что составляет резерв развития предлагаемой технологии.

Одной из наиболее интересных методик исследования поведенческих феноменов реагирования на стресс является изучение личностных копинг-стратегий, малоизученных у обучающихся вузов МЧС России [10,11,12]. Основоположники исследования данного вопроса - психологи С. Фолкман [13] и Р. Лазарус [14], - определяли копинг-стратегии как когнитивные и поведенческие усилия, необходимые отдельному индивиду для снижения стрессового влияния с целью

урегулирования взаимоотношений с окружающей действительностью. Т.П. Крюкова обозначает копинг-поведение, как осознанную стратегию действий, направленную на лучшую адаптацию человека к требованиям ситуации и помогающую преобразовать ее в соответствие со своими намерениями, либо выдержать, изменить которые человек не может [15]. В исследовании мы также опирались на труды Л.И. Анциферовой [16,17], Л.И. Дементия [18], Ч. Карвера [19], М.М. Кашапо-ва [20], Г.С. Корытовой [21], которые также занимались изучением совладающего поведения.

Таким образом, сформулирована цель исследования - разработать социально-психологическую модель профессиональной успешности специалистов экстремального профиля на основе копинг-стратегий и установить сензитивный период для психофизиологического, учебного и воспитательного воздействия; рассмотреть тендерные особенности формирования копинг-стратегий на завершающем этапе профессионального обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России.

В исследовании приняли участие 84 курсанта - 45 человек 4 года обучения (18 девушек и 27 юношей), 39 - 5-го (17 девушек, 22 - юношей). Группы 4 и 5 курсов не различались достоверно по полу и возрасту, все обучающиеся были полностью информированы об особенностях обследования. Средний возраст составил 20,4 ± 0,3 года. Результаты обработаны стандартными методами медико-биологической статистики [22, 23]. Учитывая относительно небольшое число респондентов в выборке, для проведения описательного, дисперсионного и корреляционного анализов применялись методы непараметрической статистики (F-тест для сравнения двух совокупностей, тест Мана-Уитни, 2-выборочный тест Колмогорова-Смирнова, ранговая корреляция R Спирме-на, Tay Кендалла, Гамма). Уровень значимости принят 0,95 (р=0,05 и меньше). Для построения модели использован дисперсионный анализ на платформе SPSS 23.

Диагностика совладающего поведения была проведена с использованием ко-пинг-теста Р. Лазаруса, адаптированным Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 г. В качестве внешнего критерия успешности обучения приняты оценки зимней сессии на 4 и 5 гг. обучения по профильным дисциплинам выпускающей кафедры - Государственный надзор.

В предыдущих исследованиях нами были определены наиболее профессиональ-

но значимые копинг-стратегии [24,25, 26,27,28,29], способствующие профессиональной адаптации обучающихся в вузах МЧС России. Такими копинг-стратегиями явились: самоконтроль (усилия по регулированию своих чувств и действий); планирование решения проблемы (произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме); положительная переоценка (усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности) [15, 30]. Исследование показало, что именно эти копинг-стратегии у курсантов вуза МЧС России могут чаще всего находиться в напряженном дезадаптивном состоянии.

В качестве технологий совладания со стрессом на ранних стадиях адаптационного периода к обучению курсанты используют: бегство-избегание (мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные на бегство или избегание проблемы); поиск социальной поддержки (поиск информационной, действенной и эмоциональной поддержки). При этом на рассматриваемом периоде становления специалистов экстремального профиля сильные коррелятивные взаимосвязи обратной направленности установлены у копинга «Бегство/избегание» и «Планирование решения проблемы» [31, 24]. То есть при увеличении обращений к копингу бегство-избегания у обучающихся первых курсов теряется (не формируется) способность анализировать ситуацию с целью ее самостоятельного разрешения.

Критическим периодом формирования профессионально значимых психофизиологических характеристик у обучающихся является 3 год обучения. Также можно отметить, что именно на данном году обучения в образовательной программе присутствует максимальный объем учебных дисциплин профессиональной направленности [3,24]. Поэтому можно рассматривать 4 и 5 год обучения как содержащий информацию о заключительном этапе формирования профессиональных качеств молодых специалистов пожарной безопасности, в том числе, с точки зрения присутствия у них выбранных стратегий совладающего поведения. Половая дифференциация в выборе копинг-стратегий у обучающихся 4 и 5 годов не выявлена (таблица).

Однако можно отметить, что вклад в структуру совладающего поведения у мужчин и женщин различен. На диаграмме (рис. 1) показана рассматриваемая копинг-структура.

Таблица. Показатели копинг-стратегий у курсантов мужского и женского пола 4 и 5 годов обучения

Год обучения девушки * 4/ 5 курс юноши * 4/5 курс

5 курс 4 курс 5 курс 4 курс

Конфронтация 9 9 0,60 9 9 0,84

Дистанцирование 9 10 0,37 9 8 0,57

Самоконтроль 13 12,5 0,73 13 13 0,48

Поиск социальной поддержки 13 11,5 0,29 11 10 0,95

Принятие ответственности 8 8 0,86 6,5 7 0,20

Бегство/избегание 11 9,5 0,60 8 8 0,88

Планирование решения проблемы 13 13,5 0,76 13 14 0,29

Положительная переоценка 13 13 0,37 11,5 11 0,86

Примечание - "достоверность различий между показателями 4 и 5 курса

Ж5

Ж4

М5

М4

О

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Конфронтация Дистанцирование ■ Самоконтроль

и Поиск социальной поддержки ■ Принятие ответственности \ Бегство / избегание

Г Планирование решения проблемы "■> Положительная переоценка

Рис. 1. Копинг-портреты мужчин (м) и женщин (ж) 4 и 5 лет обучения

Основной вклад в повышение риска дезадаптации у девушек вносят напряженные копинги «Поиск социальной поддержки» и «Бегство/избегание», «сохранившиеся» от ранней стадии адаптации, а также «Положительная переоценка», которая может спровоцировать иллюзорный взгляд на действительность. Из этого следует, что для девушек-курсантов характерны проблемы, связанные с несформированностью чувства ответственности за результат своей деятельности. Это явление может быть связано с излишней опекой

девушек-курсантов и снисходительным к ним отношением при распределении задач в учебном подразделении. Важно вовремя распознавать и корректировать возникновение данных негативных явлений в поведении специалистов женского пола для более продуктивной подготовки их к профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности социальная поддержка может быть тесно сопряжена с необходимостью принятия решений, в том числе, не соответствующих мнению референтных лиц. Такой выбор для женщин всегда со-

провождается дополнительной стрессогенной нагрузкой.

Для оценки динамики формирования профессионально значимых копингов у девушек-курсантов на завершающем этапе обучения был проведен корреляционный анализ.

1,20 1, 0, О,1 0, 0, 0, -0, -0, -О,1

Достаточно наглядно продемонстрировано, что в течение последних 2 лет обучения продолжается становление продуктивных психофизиологических механизмов реагирования на стресс, которые выражаются в поведенческих паттернах совладания с ситуацией. У курсантов женского пола на 4-5 гг. обучения выявлены устойчивые однонаправленные взаимосвязи между копингами «Положительная переоценка», с одной стороны и «Планирование решения проблемы» (R=+0,53, р=0,022 для 4 курса и R=+0,51, р=0,039) и «Принятие ответственности» (Корреляция Спирмена R = +0,46, р = 0,058; Tay Кендалла = +0,35, р = 0,042; Гамма = +0,40 ) - с другой стороны. Такое сочетание свидетельствует об устойчивой тенденции формирования умения извлекать опыт из новых знаний и умений, привлекать к решению профессиональных задач свой предыдущий опыт и за счет этого снижать стрессогенную нагрузку в профессиональной деятельности, способность к анализу собственных ошибок и принятия решения, опираясь на имеющийся опыт. Поэтому, поддержи-

Результаты взаимосвязи копинг-стратегий с решением задач профессионального порядка - планирование и решение задач по предназначению, умение контролировать себя и ситуацию, способности провести анализ и выделить проблемные вопросы, - представлены на диаграмме (рис. 2).

вая развитие непродуктивного копинга положительной переоценки, высока вероятность развития продуктивных для исследуемой профессиональной деятельности копингов планирования решения проблемы и принятия ответственности. Также отличительной чертой для 4 курса можно отметить наличие достоверной обратной направленности средней по силе корреляционной взаимосвязи между копингами «Планирование решения проблемы» и «Дистанцирование» (Корреляция Спирмена R=-0,47, р=0,048; Tay Кендалла =-0,37, р=0,034, Гамма=-0,50 при заданном уровне значимости). С точки зрения формирования специалиста, на 4 году обучения следует предусмотреть возможность увеличение коллективных форм занятий, с возможностью отработки навыков коллективного принятия решения для профилактики возникновения ошибок индивидуальных решений у курсантов женского пола. Способность опираться на имеющийся опыт в профессиональной сфере и принимать ответственное решение - важная составляющая специалиста экстремального профиля.

КОНФРОНТ. 1ДИСТАНЦ. САМОКОНТР. ПОИСК С.П. ПР.ОТВ. К БЕГ/ИЗБ. = ПЛАН.Р.П. "ПОЛОЖ.П. Рис. 2. Результаты корреляционного анализа копингов девушек-курсантов 4 и 5 курсов

Отдельно проведен анализ копингов, внесших более значимый «вклад» в копинг-структуру курсантов женского пола. К основному анализу приняты три наиболее напряженных по результату исследования копинга -«Поиск социальной поддержки» (ПСП), «Бегство/избегание» и «Положительная переоценка» (ПП). Полученные результаты для обоих курсов сведены в диаграмму (рис. 3).

Исследование показало, что более организованная структура копинг-стратегий характерна для обучающихся 4 курса. На 5 году обучения у курсантов женского пола при заданном уровне значимости выявлена только одна достоверная взаимосвязь между копин-гами «Поиск социальной поддержки» и «Бегство/избегание» - корреляция Спирмена R = +0,71, р = 0,001; Tay Кендалла = +0,57, р = 0,001; Гамма = +0,63.

Однонаправленность изменений свидетельствует, что копинг избегания проблем не используется в качестве технологии снижения стрессогенности других стратегий. Частая опора девушек-курсантов на мнение коллектива при необходимости принимать решения может быть опять же интерпретирована как уход от ответственности и желание снизить дополнительную стрессовую нагрузку. Данные

результаты характерны для курсанток 5 года обучения.

Для девушек 4 года обучения копинг-стратегия «Бегство/избегание» выявила достоверную однонаправленную взаимосвязь с копингами «Конфронтации», «Дистанцирования» и «Поиска социальной поддержки». Таким образом, процесс профессионализации на 4 году обучения претерпевает значительные изменения и находится в своеобразном «поиске». В случае необходимости принятия оперативного решения в короткий срок в экстремальных условиях профессиональной деятельности копинг «Конфронтации» отражает принцип единоначалия и при грамотном управлении способствует быстрому реагированию, даже за счет принятия решений, которые не всегда соответствуют коллективному мнению.

С целью конструирования модели профессиональной успешности на основе ко-пинг-стратегий был проведен дискриминант-ный анализ, показавший высокий уровень достоверности (75%) построенной функции и значимые различия по успешности обучения между юношами и девушками. Однако различия копинг-стратегий при значимости (р=0,003) не выявлены.

1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4

кконфронт. "дистанц. s самоконтр. =ПСП >;пр.отв. бегство/изб. ^пл.РП ^ПП

Рис. 3. Корелляционные взаимосвязи выявленных дезадаптивных копинг-стратегий

у девушек-курсантов 4 и 5 курсов

Анализ проводился на респондентах 4 года обучения академии. Наиболее значимым оказался коэффициент стандартизованной канонической дискриминантной функции у копинга «Планирование решения проблемы» (р=0,048), на уровне устойчивой тенденции -«Дистанцирование» (р=-0,088) и «Поиск социальной поддержки» (р=0,062).

D]=-2,954+2.457x1 +0,018х2+0,40х3+0,314x4-0,36х5-0,115x6+0,025x7-0,110xg-0,184хэ

Отличительной чертой обучающихся с высоким средним баллом является ненапряженность копинга «Поиск социальной поддержки». В окончательном виде формула «успешности» для 4(Р4) курса по двум функциям принимает вид (1), (2):

(1)

D4—2,537-0,301 хг0,231 х2-0,098х3+0,157х4+0,270X5-0,066X6+0,346X7+0,391X8-0,261X9

(2)

где х1 - пол (1-м, 2-ж), х2 - показатель по ко-пингу «Планирование решения проблемы», х3 - «Положительная переоценка», х4 - «Конфронтация», х5 - «Дистанцирование», х6 -«Самоконтроль», х7 - «Поиск социальной поддержки», х8 - «Принятие ответственности», х9 - «Бегство/избегание».

Выявленная формула позволяет с высокой вероятностью спрогнозировать успешность освоения профессиональных компетенций обучающимися образовательных организаций высшего образования МЧС России. Успешность будет определяться через показатели, которые отображены в координатах точки на системе координат (Р1; Р2).

На рис. 4 изображены центроиды - «3», «4», «5» (точки, определяющие центр разброса показателей успешности в зависимости от балла успеваемости освоения профессиональных компетенций). В зависимости от приближенности найденной точки к определенному центроиду, мы можем прогнозировать успешность рассматриваемого курсанта: «3» - базовый уровень освоения профессиональных компетенций; «4» - базовый расширенный или «5» - повышенный уровни освоения. Таким образом, на рассчитанном графике канонических дискриминантных функций строим точку по полученным функциям Р1 и Р2, и на их пересечении получаем искомое значение «успешности».

Т -3

X

-2 -1 0 Функция 1

Средний балл -3 -4 - 5

И - Центроид группы

Рис. 4. Канонические дискриминантные функции с отметкой «X» респондента

Проверяем действенность модели. Подставляем полученные значения копингов у респондента X (№41 на ослепленном списке). 01 =+3,1342, 02=+2,439. С высокой степенью достоверности данный респондент получает оценку «Хорошо». Полученный результат совпадает с результатами внешней экспертной оценки.

Подведем итоги проведенного исследования:

1. Копинг-поведение обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России, чья деятельность связанна с постоянным психофизиологическим напряжением, является профессионально важным социально-психологическим показателем их адаптации к условиям службы и обучения.

2. Наиболее сензитивный период для психолого-педагогического и воспитательного воздействия на будущих специалистов с целью формирования профессиональных компетенций и профессионально важных качеств - 4 год обучения.

3. Особое внимание в исследовании было обращено на курсантов женского пола в виду искажения на ранних этапах адаптации структуры стратегий совладания со стрессом.

4. Была определена модель профессиональной успешности на основе копинг-стратегий с помощью дискриминантного анализа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Алексанин С. С. Состояние здоровья и медико-психологическое сопровождение профессиональной деятельности спасателей МЧС России в чрезвычайных ситуациях: дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 2007. 499 с.

2. Троицкая Е. А. Стили совладающего поведения в юношеском возрасте // Вестник московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. №785. С. 170-184.

3. Авитисов П. В., Королева С. В. К вопросу применения маркеров профессиональной адаптации в оценке готовности к работе в чрезвычайной ситуации обучающихся вуза МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. № 1 (36). С. 88-96.

4. Жуков Д. А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т.; 3-е изд. М.: Альпина нон-фикшн. 2016. Т. 2. 368 с.

5. Юсупов В. В., Кузина P. X., Перфи-лова О. В. Проблемы профессиональной адаптации женщин-военнослужащих. СПб.: «АЙ-СИНГ», 2009. 116 с.

6. Maguen Sh. Gender Differences in Mental Health Diagnoses Among Iraq and Afghanistan Veterans Enrolled in Veterans Affairs Health Care, Sh. Maguen // Am J Public Health, 2010, vol. 100, issue 12, pp. 2450-2456.

7. Pereira A. Combat trauma and the diagnosis of post-traumatic stress disorder in female and male veterans / A. Pereira // Mil Med, 2002, vol. 167, issue 1, pp. 23-27.

8. Волкова M. Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 239 с.

9. Формирование психосоматических заболеваний у военнослужащих женского пола в процессе образования в Военно-медицинской академии / Н. В.Зеленина Н. В. [и др.] // Вестн. Росс, воен-мед. акад. 2015. № 4 (52). С. 133-138.

10. Ашанина Е. Н. Ведущие копинг-стратегии и психодиагностические технологии оценки и прогноза копинг-поведения сотрудников ГПС МЧС России // Вестник психотерапии. СПб, 2007. №24 (29). С. 30-33.

11. Ашанина Е. Н. Психология копинг поведения сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России (концепция, модель, технологии): дис....д-ра психол наук. СПб., 2011. 240 с.

12. Борисова И. В., Нутрикова М. А., Цыганкова Т. Н. Взаимосвязь показателей интеллекта и стратегий копинг-поведения студентов // Казанский педагогический журнал. 2018. №1 (126) С. 161-166

13. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion // Stress, Appraisal and Coping. New York, 1991. Pp. 207-227.

14. Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping emotion // Stress, Appraisal and Coping. New York, 1991. Pp. 189-206.

15. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журн. практического психолога. 2007. №3. С. 93-112.

16. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.

17. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и

«техники» её бытия // Психологический журн. 1993. №2. С. 3-16.

18. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журн. прикладной психологии. 2004. № 3. С. 20-25.

19. Carver С. S., ScheierM. F., Wein-traub J. К. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // J. of Personality and Social Psychology, 1989, vol. 56, pp. 267-283.

20. Кашапов M. M. Конструктивная конфликтность как копинг-ресурс личности // Психология стресса и совладающего поведения: Международная научно-практическая конференция. Кострома, 2013. С. 247.

21. Корытова Г. С. Защитное и совладеющее поведение личности: теоретические основания. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 2006. 890 с.

22. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1998. 459 с.

23. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины: пер с англ. / Т. Гринхальх. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. С. 125-140.

24. Королева С. В., Бабарыкин И. А., Мкртычян А. С., Петров Д. Л. Динамика копинг-стратегий у курсантов вузов ГПС МЧС России в процессе обучения // Актуальные проблемы военной и экстремальной медицины: сборник научных статей интернет-конференции с международным участием. Гомель, 2013. С. 97106.

25. Королева С. В. Совладающее поведение как критерий профессионализации специалиста экстремального профиля // Современные проблемы гражданской защиты. 2018. №3. С. 57-60.

26. Мигунова Ю. С. Взаимоотношения в курсантских коллективах как отражение социально-психологических характеристик командиров младшего звена // Казанская наука. 2015. №6. С. 276-279.

27. Мигунова Ю. С. Закономерности влияния мотивационной сферы командиров младшего звена на направленность межличностных отношений // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. №3. С. 312-327. DOI: 10.21702/rpj.2016.3.18.

28. Рыбников В. Ю., Ашанина, Е. Н. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий: монография. С.-Пб; Политехника сервис, 2011.120 с.

29. Рыбников В. Ю., Ашанина Е. Н. Психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных профессий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. №2 (37). С. 46-50.

30. Muller L., Spitz Е. Multidimensional assessment of coping: validation of the Brief

COPE among French population // Encephale. 2003 Nov-Dec; 29(6):507-18. PubMed PMID: 15029085.

31. Конокпаева И. С. Стратегии совладения студентов первого курса // Вопросы науки и образования. 2018. №10 (22). С. 226228.

References

1. Aleksanin S.S. Sostoyanie zdorov'ya i mediko-psihologicheskoe soprovozhdenie pro-fessional'noj deyatel'nosti spasatelej MCHS Rossii v chrezvychajnyh situaciyah [State of health and medical and psychological support of professional activity of rescuers of EMERCOM of Russia in emergency situations]: dis. ... d-ra med. nauk. SPb., 2007. 499 p.

2. Troickaya E.A. Stili sovladayushchego povedeniya v yunosheskom vozraste [Styles of coping behavior in adolescence], Vestnik mos-kovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, 2017, vol. 785, pp. 170-184.

3. Avitisov P.V., Koroleva, S.V. Kvoprosu primeneniya markerov professional'noj adaptacii v ocenke gotovnosti k rabote v chrezvychajnoj situacii obuchayushchihsya vuza MCHS Rossii [To the question of the use of markers of professional adaptation in assessing the readiness to work in an emergency situation of students of the University of EMERCOM of Russia], Nauch-nye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoj zashchity, 2018, vol, 1 (36), pp. 88-96.

4. Zhukov D.A. Stoj, kto vedet? Biologiya povedeniya cheloveka i drugih zverej [Wait, who's driving? Biology and behavior of humans and other animals]: v 2 t., 3-е izd., M.: Al'pina non-fikshn, 2016, vol. 2. 368 p.

5. Yusupov V.V., Kuzina, R.H., Perfilova, O.V. Problemy professional'noj adaptacii zhenshchin-voennosluzhashchih [Problems of professional adaptation of female soldiers], SPb.: «AJSING», 2009. 116 p.

6. Maguen Sh. Gender Differences in Mental Health Diagnoses Among Iraq and Afghanistan Veterans Enrolled in Veterans Affairs Health Care, Sh. Maguen. Am J Public Health, 2010, Vol. 100, № 12, P. 2450-2456.

7. Pereira A. Combat trauma and the diagnosis of post-traumatic stress disorder in female and male veterans, A. Pereira. Mil Med, 2002, Vol. 167, № 1, P. 23-27.

8. Volkova M.G. Adaptaciya kursantov voennogo vuza v usloviyah izmeneniya so-cial'noj sredy [Adaptation of cadets of military higher education institution in the conditions of change of the social environment]: diss. ... kand. psihol. nauk. Yaroslavl', 2003. 239 p.

9. Formirovanie psihosomaticheskih zabolevanij u voennosluzhashchih zhenskogo pola v processe obrazovaniya v Voenno-medicinskoj akademii [Formation of psychosomatic diseases in female soldiers in the process of education in the Military medical Academy], Vestn. Ross, voen-med. akad, 2015, vol. 4 (52), pp. 133-138.

10. Ashanina E.N. Vedushchie koping-ctrategii i psihodiagnosticheskie tekhnologii ocenki i prognoza koping-povedeniya sotrudni-kov GPS MCHS Rossii [Leading coping strategies and psycho-diagnostic technology assessment and forecast of the coping behaviour of employees of state fire service of EMERCOM of Russia], Vestnik psihoterapii, 2007, vol. 24 (29), pp. 30-33.

11. Ashanina E.N. Psihologiya koping povedeniya sotrudnikov gosudarstvennoj pro-tivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii (koncep-ciya, model', tekhnologii) [Psychology of coping behavior of employees of the state fire service of EMERCOM of Russia (concept, model, technology). Dr. ps. sci. diss.]. SPb., 2011. 240 p.

12. Borisova I.V., Nutrikova M.A., Cy-gankova T.N. Vzaimosvyaz' pokazatelej intel-lekta i strategij koping-povedeniya studentov [The relationship between intelligence indicators and coping strategies of students], Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2018, vol. 1 (126), pp. 161-166.

13. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion // Stress, Appraisal and Coping. New York, 1991. Pp. 207-227.

14. Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping emotion // Stress, Appraisal and Coping. New York, 1991. Pp. 189-206.

15. Kryukova T. L., Kuftyak E. V. Opros-nik sposobov sovladaniya (adaptaciya metodiki WCQ) [Questionnaire ways of coping (adaptation techniques WCQ)]. ZHurn. prakticheskogo psihologa, 2007, vol. 3, pp. 93-112.

16. Ancyferova L. I. Lichnost' v trudnyh zhiznennyh usloviyah: pereosmyslivanie, preobrazovanie i psihologicheskaya zashchita [Personality in difficult life conditions: rethinking, transformation and psychological protection], Psihologicheskij zhurn, 1994, vol. 15, issue 1, pp. 3-18.

17. Ancyferova L. I. Psihologiya pov-sednevnosti: zhiznennyj mir lichnosti i «tekhniki» eyo bytiya [Psychology of everyday life: the life world of the individual and the «technique» of its existence], Psihologicheskij zhurn, 1993, issue 2, pp. 3-16.

18. Dementij L. I. K probleme diagnostiki social'nogo konteksta i strategij koping-povedeniya [On the problem of diagnostics of

social context and coping strategies], ZHurn. prikladnoj psihologii, 2004, issue 3, pp. 20-25.

19. Carver C. S., ScheierM. F., Wein-traub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // J. of Personality and Social Psychology, 1989, vol. 56, pp. 267-283.

20. Kashapov M. M. Konstruktivnaya konfliktnost' kak koping-resurs lichnosti [Constructive conflict as a coping resource of personality], Psihologiya stressa i sovladayushche-go povedeniya: mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Kostroma, 2013. 247 p.

21. Korytova G. S. Zashchitnoe i sovla-dayushchee povedenie lichnosti: teoreticheskie osnovaniya [Protective coulduse behavior and personality: theoretical foundations], Ulan-Udeh: Izd-vo Buryatskogo un-ta, 2006, 890 p.

22. Glanc S. Mediko-biologicheskaya statistika [Medical and biological statistics], Moscow, 1998. 459 p.

23. Grinhal'h T. Osnovy dokazatel'noj mediciny [Fundamentals of evidence-based medicine], Moscow, 2006, pp. 125-140.

24. Koroleva S. V., Babarykin I. A., Mkrtychyan A. S., Petrov D. L. Dinamika koping-strategij u kursantov vuzov GPS MCHS Rossii v processe obucheniya [The dynamics of the coping strategies of students of universities of the state fire service of EMERCOM of Russia in the process of learning], Aktual'nye problemy voen-noj i ehkstremal'noj mediciny: sbornik nauchnyh statej internet-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Gomel', 2013, pp. 97-106.

25. Koroleva S. V. Sovladayushchee povedenie kak kriterij profeccionalizacii cpe-cialicta ehkctremal'nogo profilya [Coping behavior as a criterion of professionalization of the extreme profile specialist], Sovremennye problemy grazhdanskoj zashchity, 2018, issue 3, pp. 5760.

26. Migunova Yu. S. Vzaimootnosheniya v kursantskih kollektivah kak otrazhenie so-cial'no-psihologicheskih harakteristik komandirov mladshego zvena [Relationships in cadet teams as a reflection of the socio-psychological characteristics of Junior commanders], Kazanskaya nauka, 2015, № 6, S. 276-279.

27. Migunova Yu. S. Zakonomernosti vliyaniya motivacionnoj sfery komandirov mladshego zvena na napravlennost' mezhlichnostnyh otnoshenij [Regularities of the influence of motivational sphere of Junior commanders on the direction of interpersonal relations], Rossijskij psihologicheskij zhurnal, 2016, vol. 13, issue 3, pp. 312-327. DOI: 10.21702/rpj.2016.3.18

28. Rybnikov V. Yu., Ashanina E. N. Psihologiya koping-povedeniya specialistov opasnyh professij [Psychology of coping behav-

ior of specialists of dangerous professions]: monografiya. S-Pb; Politekhnika servis, 2011.120 p.

29. Rybnikov V. Yu., Ashanina E. N. Psi-hologicheskie mekhanizmy koping-povedeniya specialistov ehkstremal'nyh professij [Psychological mechanisms of coping behavior of specialists of extreme professions], Psihopedagogi-ka v pravoohranitel'nyh organah, 2009, vol. 2 (37), pp. 46-50.

30. Muller L., Spitz E. Multidimensional assessment of coping: validation of the Brief COPE among French population. Encephale. 2003 Nov-Dec;29(6):507-18. PubMed PMID: 15029085.

31. Konokpaeva I. S. Strategii sovladani-ya studentov pervogo kursa [Coping strategies for first-year students], Voprosy nauki i obra-zovaniya, 2018, vol. 10 (22), pp. 226-228.

Королева Светлана Валерьевна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

Профессор, доктор медицинских наук, доцент

E-mail: [email protected]

Koroleva Svetlana Valerevna

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

doctor of medical Sciences, associate Professor, the Professor of unit E-mail: [email protected].

Мигунова Юлия Станиславовна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

преподаватель

E-mail: [email protected]

Migunova Yulia Stanislavovna

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo teacher

E-mail: [email protected] Данилов Павел Владимирович

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

старший преподаватель

E-mail: [email protected]

Danilov Pavel Vladimirovich

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State

Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of

Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

senior lecturer

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.