Научная статья на тему 'Совладающее поведение как критерий профеccионализации cпециалиcта экcтремального профиля'

Совладающее поведение как критерий профеccионализации cпециалиcта экcтремального профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
369
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-CТРАТЕГИИ / ПРОФЕCCИОНАЛИЗАЦИЯ / КУРCАНТЫ / МЧC РОCCИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Королева С. В.

Приведен результат изучения возможных пcихофизиологичеcких механизмов профеccионализации cпециалиcтов экcтремального профиля на примере курcантов вуза МЧC Роccии и роли копинг-cтратегий в этом. Уcтановлено, что наибольшее напряжение cтреcc-реализующей cиcтемы по показателям вариабельноcти cердечного ритма иcпытывают курcанты на 3 году обучения, при этом cтепень напряжения находитcя во взаимоcвязи c увеличением профеccионально-ориентированных диcциплин. Воccтановление резервов функционального и адаптивного потенциала к 5 году обучения проиcходит в новых взаимоотношениях, отражающих процеcc профеccионализации и увеличения потенциальной cтреcc-уcтойчивоcти. Определено, что наибольшее напряжение в динамике обучения проявляют копинг-стратегии «Cамоконтроль», «Планирование решения проблемы» и «Положительная переоценка», отражая формирование профессионально-значимых ресурсов совладающего поведения. Установлены значимые для профессионализации взаимоотношения адаптивных и дезадаптивных копинг-стратегий, выявленные на 3 году обучения и принявших устойчивые, значимые для решения задач по предназначению, формы копинг-стратегий к 5 курсу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVLADAYUSHCHY BEHAVIOURAS CRITERION OF PROFESSIONALIZING OF THE EXPERT OF THE EXTREME PROFILE

There sult of studying possible psikh of iziologicheskikh mechanisms of professionalizing of experts of an extreme profile on the example of cadets of higher education institution of the Ministry of Emergency Situations of Russia and a role of koping-strategiya is given in it. It is established that the largest tension the realizing system on indicators of variability of a warm rhythm cadets on the 3rd year of training have a stress, at the same time degree of tension is in interrelation with increase professionally the focused disciplines. Restoration of reserves of functional and adaptive potential by 5th year of training happens in the new relationship reflecting process of professionalizing and increase potential a stress-ustoychivosti. It is defined that the largest tension in dynamics of training koping-strategy show «Self-checking», «Planning of a solution and «Positive revaluation», reflecting formation of professional and significant resources of sovladayushchy behavior. The relationship of adaptive and dezadaptivny koping-strategy, significant for professionalizing, revealed on the 3rd year of training, and accepted steady, significant for the solution of tasks of mission, a form of koping-strategy to the 5th course are established.

Текст научной работы на тему «Совладающее поведение как критерий профеccионализации cпециалиcта экcтремального профиля»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ: ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ

УДК 612.8+628.5:613.6

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕCCИОНАЛИЗАЦИИ СТЕЦИАЛИСТА ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

С.В. Королева

Приведен результат изучения возможных пcихофизиологичеcких механизмов профеccионализации cпециалиcтов экcтремального профиля на примере курcантов вуза МЧC России и роли копинг-cтратегий в этом. Установлено, что наибольшее напряжение стресс-реализующей cиcтемы по показателям вариабельности cердечного ритма испытывают курcанты на 3 году обучения, при этом цепень напряжения находитcя во взаимоcвязи c увеличением профессионально-ориентированных дисциплин. Восстановление резервов функционального и адаптивного потенциала к 5 году обучения происходит в новых взаимоотношениях, отражающих процесс профессионализации и увеличения потенциальной стресс-устойчивости. Определено, что наибольшее напряжение в динамике обучения проявляют копинг-стратегии «Самоконтроль», «Планирование решения проблемы» и «Положительная переоценка», отражая формирование профессионально-значимых ресурсов совладающего поведения. Установлены значимые для профессионализации взаимоотношения адаптивных и дезадаптивных копинг-стратегий, выявленные на 3 году обучения и принявших устойчивые, значимые для решения задач по предназначению, формы копинг-стратегий к 5 курсу.

Ключевые слова: копинг-стратегии, профессионализация, курсанты, МЧС России.

Значимость объективной оценки психофизиологического состояния специалиста экстремального профиля при его становлении трудно переоценить. Одним из маркеров достижения профессионализации без предельного напряжения компенсаторных механизмов является анализ применяемых копинг-стратегий поведения [3, 5]. Совладающее поведение позволяет субъекту не только справиться со стрессом, но и выявить потенциально дезадаптивные поведенческие детерминанты, способные активизировать стресс-реализующую систему. Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта и психологических резервов (личностные ресурсы или копинг-ресурсы). Поэтому стресс-преодолевающее поведение стали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов [6]. В доступной литературе немногочисленные

исследования посвящены специалистам экстремального профиля, но явно недостаточно исследований в образовательных учреждениях системы МЧС России при очевидной их актуальности.

Цель исследования - изучить психофизиологические параметры

профессионализации специалистов экстремального профиля на примере курсантов вуза МЧС России по показателям вариабельности сердечного ритма и установить вероятные роли копинг-стратегий в этом.

В эксперименте на добровольной основе приняли участие 100 курсантов ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Сплошное проспективное исследование вариабельности сердечного ритма проведено у 284 курсантов того же вуза. Применены стандартные, сертифицированные методики и аппаратно-программные комплексы:

- математический анализ вариабельности сердечного ритма (далее ВСР), АПК «ВНС-Микро» (ООО Нейрософт, г. Иваново), в том числе с использованием авторского профессионально ориентированного модуля «Светофор адаптации» [2];

- опросник «копинг-тест Лазаруса» (разработан Р. Лазарусом и С. Фолкманом (1988), адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой (2004). Авторы методики утверждают, что высокий уровень напряженности свидетельствует о выраженном предпочтении для испытуемого стратегии совладания со стрессом, в связи с чем было уделено большее внимание именно высокому уровню напряженности [4].

- психологическое тестирование по

стандартной батарее тестов «Экстрим» (АПК НС-Психотест, ООО Нейрософт).

Ранее проведенными исследованиями было установлено, что наибольшее напряжение стресс-реализующей системы по показателям ВСР определяется на 3 году обучения и значимо коррелирует с объемом професиионально-ориентированных дисциплин. Установлено, что наиболее достовеными являются изменения показателей общей мощности спектра ВСР, соотношения баланса отделов вегетативной нервной системы и активности

парасимпатического отдела (показатель К30/15). Предложенные параметры касаются

периферического отдела вегетативного обеспечения (рис.).

40 30 20 10

1,5 1

0,5

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс uunmilHF до I IHF после —о—LF/HF до х LF/HF после

Рис. Динамика активности парасимпатического звена регуляции ВСР и соотношения с активностью вазомоторного центра под влиянием профессиональной нагрузки

Для объективной оценки эффективности тренировки профессиональной устойчивости целесообразно анализировать показатель очень низкочастотных колебаний по соотношению 50 и 100 сек-интервалов. Аналогичные исследования в практических подразделениях территориальных подсистем РСЧС позволили выделить критический период работы «на земле» - 3 - 7 лет, что согласуется с данными других авторов и доказывает адекватность разработанной методики оценки [2]. На основе разработанной медицинской технологии предложен

усовершенствованный модуль - «Светофор адаптации», позволяющий дать

персонализированную оценку резервов адаптации специалиста экстремального профиля.

Рассматривая эффективность

совладающего поведения у курсантов вуза МЧС России, следует учитывать ряд особенностей. Очевидно, что «усредненный»,

общепопуляционный подход к оценке копинг-стратегий для курсантов не приемлим. Моделирование опасных факторов

профессиональной среды - это условие для обучения и выработки необходимых навыков и знаний, стресс - неустранимый элемент рабочей

обстановки. Поэтому трактовка результатов была проведена с учетом требований профессии, а копинги рассматривались как психологическая адаптация к стрессовым факторам обучения.

В целом, для большинства копинг-стратегий у курсантов ИвПСА ГПС МЧС России установлен средний уровень напряженности. Отчетливо выделялись на этом ровном, «адаптивном» фоне три социально- и профессионально значимые копинг-стратегии: «Планирование решения проблемы»,

«Самоконтроль» и «Положительная переоценка».

У курсантов 4 и 5 годов обучения определена высокая напряженность копинг-стратегии «Планирование решения проблемы» (до 70% обследованных в выборке с показателем 13 и выше, 50%-перецентиль на 4 и 5 курсе составил 13,0). Данный копинг для специалиста экстремального профиля в динамике обучения можно рассматривать адаптивным, т.к. для профессии пожарного он значим в части организации спасения. Его высокий уровень напряжения может свидетельствовать о значимом вовлечении в решение проблем, возникающих задач, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с

учетом объективных усилий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Но длительное его напряжение, ригидность могут стать дезадаптивным маркером - польза отмечена в краткосрочной перспективе и при острых стрессогенных воздействиях, в противном случае эта же стратегия может привести к чрезмерной рациональности, недостаточной

эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении. Таким образом, можно предположить, что эффективность данной стратегии во многом зависит именно от навыков, умений и знаний конкретного специалиста, по сути являясь ситуационной. На 3 году обучения удалось выявить обратной направленности средней силы взаимосвязь между копинг-стратегией «Планирование решения проблемы» и копингом «Положительная переоценка», что подтверждает значимость профессиональных умений и навыков: в противном случае возникающие проблемы специалист не сможет рассматривать для личностного роста, включать их в процесс саморазвития и самоусовершенствования. Таким образом, критические показатели стресс-реализующей системы на 3 году обучения усугубляются дезадаптивными комбинациями копинг-стратегий. По годам обучения у данной копинг-стратегии получены значения 12,5/10,5/12/13/13 (от 1 к 5 году обучения, соответственно).

В проведенном исследовании установлены достаточно высокие уровни напряженности (пограничные и выше) копинг-стратегии «Положительная переоценка» на всех годах обучения с максимумом на 5 курсе (12/12/11/9/13, соответственно). Такая комбинация ориентированности на

надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием позволит курсанту перейти к новым условиям деятельности (от вуза к практике). C другой стороны, данная копинг-стратегия во многом определяется личностными особенностями респондента, его умением найти положительные черты в любой ситуации. Интересным представляется анализ по копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки»: количество курсантов с высоким уровнем напряженности с 35% на 1 году обучения уменьшается до 5 % на 5 году обучения, что может свидетельствовать как о наработке механизмов общения и сотрудничества в коллективе, так и нарастающему желанию работать самостоятельно, без внешних ресурсов поддержки, без привлечения сторонних сил. На 3 курсе данная копинг-стратегия обнаружила обратной направленности средней силы взаимосвязь с копингом «Принятие ответственности», что представляет собой дезадаптивный вариант совладающего поведения.

Несмотря на определенные варианты дезадаптивных стратегий с точки зрения формирования профессионально значимых качеств у курсантов, установлены пограничные значения напряженности копинг-стратегии «Самоконтроль» на всех годах обучения (12,5/10,5/11/10,5/12, соответственно). Учитывая вышеизложенное, данный факт свидетельствует о сознательных усилиях по сохранению самообладания, уверенности и оптимизма. В когнитивной сфере происходит активация мыслительной деятельности, повышение внимания к поступающей информации, повышение внимательности и осторожности, продумывание своих слов и действий, настороженность (бдительность) к внешним сигналам. Во внешнем поведении данный тип реагирования на стресс может проявляться в стремлении сохранять четкость и последовательность действий, к сохранению контроля над ситуацией и удержанию внимания на целях деятельности на фоне повышенного эмоционального напряжения [1].

Анализируя динамику применяемых копинг-стратегий в динамике обучения и оценивая взаимосвязь отдельных копингов, представляются интересными следующие феномены:

1. На 1 курсе планирование решения проблемы осуществлялось за счет стратегии бегства, а самоконтроль за счет дистанцирования. Однозначного вывода о дезадаптивном характере полученных стратегий делать не целесообразно: резкое изменение окружающей обстановки, оторванность от привычного социального окружения, необходимость быстрого реагирования на вызовы реальности, - и вчерашний школьник использует относительно «детские» способы уменьшения стрессовой нагрузки.

2. На 3 году обучения копинг-стратегия самоконтроля происходит за счет поиска социальной поддержки. Очевидно, это связано с особенностями проведения профессионально ориентированных занятий: они проходят в группе, в составе звена, в составе команды. Поэтому новые знания и навыки формируются быстрее, часто за счет опыта «коллеги».

3. На 5 году обучения получены значимой силы обратной направленности коррелятивные взаимосвязи между противоположными копинг-стратегиями: принятие ответственности/бегство-избегание и положительная переоценка/конфронтация. Логичность такой взаимосвязи может рассматриваться как формирование адаптивного варианта совладающего поведения. При напряжении профессионально-ориентированного копинга в экстремальных ситуациях и отвлечения от принятия решений в быту.

Полученные результаты свидетельствуют о формировании достаточно устойчивых психофизиологических механизмов совладания со стрессом профессиональной подготовки в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах. При этом отмечена активация всех 3 групп копинг-стратегий: воздействующих на ситуацию; на переоценку ситуации; на снятие эмоционального напряжения. В целом применяемые копинг-стратегии носят адаптивный характер. В то же время нельзя не учитывать тот факт, что при проведении исследования были

взяты группы людей разных лет поступления в учебное заведение. Поэтому и разброс количества дезадаптированных человек на каждом году обучения по выбранным копинг-стратегиям может зависеть от «внешних» причин. Необходимо в дальнейшем увеличить экспериментальную группу и обследовать курсантов в течение всех лет обучения, что нивелирует систематическую погрешность и более точно определит популяционные «особенности», характерные для курсантов образовательных учреждений МЧС России.

Библиография

1. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни: монография / Е.Р. Исаева. -СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. - 136 с.

2. Королева С.В., Авитисов П.В. К вопросу применения маркеров профессиональной адаптации в оценке готовности к работе в чрезвычайной ситуации обучающихся вуза МЧС России / С.В. Королева, П.В. Авитисов //Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2018. - № 1 (36). - C. 88-96.

3. Крюкова Т.Л. Человек, как субъект совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - №2. -С. 88-95.

4. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. - C. 93-112.

5. Петрова Е.А., Хазова С.А. Ресурсы личности: проблемы и перспективы исследования / Е.А. Петрова, С.А. Хазова // Журнал практического психолога. - 2010. - №2. - C. 86-103.

6. Рыбников В.Ю., Ашанина Е.Н. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий: монография / В.Ю. Рыбников, Е.Н. Ашанина. - СПб.: Политехника сервис, 2011. -120 с.

References

1. Icaeva E.R. Koping-povedenie i pcihologicheckaya zashchita lichnocti v ucloviyah zdorov'ya i bolezni: monografiya / E.R. Isaeva. -CPb.: Izdatel'ctvo CPbGMU, 2009. - 136 c.

2. Koroleva C.V., Aviticov P.V. K voprocu primeneniya markerov profeccional'noj adaptacii v ocenke gotovnocti k rabote v chrezvychajnoj cituacii obuchayushchihcya vuza MCHC Roccii / S.V. Koroleva, P. V. Avitisov //Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanckoj zashchity. - 2018. - № 1 (36). - C. 88-96.

3. Kryukova T.L. CHelovek, kak cub"ekt covladayushchego povedeniya / T.L. Kryukova // Pcihologicheckij zhurnal. - 2008. - T. 29. - №2. - C. 88-95.

4. Kryukova T.L., Kuftyak E. V. Oprocnik cpocobov covladaniya (adaptaciya metodiki WCQ) / T.L. Kryukova, E.V. Kuftyak // ZHurnal prakticheckogo pcihologa. - 2007. - № 3. - C. 93-112.

5. Petrova E.A., Hazova C.A. Recurcy lichnocti: problemy i percpektivy iccledovaniya / E.A. Petrova, S.A. Hazova // ZHurnal prakticheckogo pcihologa. -2010. - №2. - C. 86-103.

Rybnikov V.YU., Ashanina E.N. Pcihologiya koping-povedeniya cpecialictov opacnyh profeccij: monografiya / V.YU. Rybnikov, E.N. Ashanina. -CPb.: Politekhnika cervic, 2011. - 120 c.

SOVLADAYUSHCHY BEHAVIOURAS CRITERION OF PROFESSIONALIZING OF THE EXPERT OF THE EXTREME PROFILE

There sult of studying possible psikh of iziologicheskikh mechanisms of professionalizing of experts of an extreme profile on the example of cadets of higher education institution of the Ministry of Emergency Situations of Russia and a role of koping-strategiya is given in it. It is established that the largest tension - the realizing system on indicators of variability of a warm rhythm cadets on the 3rd year of training have a stress, at the same time degree of tension is in interrelation with increase professionally - the focused disciplines. Restoration of reserves of functional and adaptive potential by 5th year of training happens in the new relationship reflecting process of professionalizing and increase potential a stress-ustoychivosti. It is defined that the largest tension in dynamics of training koping-strategy show «Self-checking», «Planning of a solution and «Positive revaluation», reflecting formation ofprofessional and significant resources of sovladayushchy behavior. The relationship of adaptive and dezadaptivny koping-strategy, significant for professionalizing, revealed on the 3rd year of training, and accepted steady, significant for the solution of tasks of mission, a form of koping-strategy to the 5th course are established.

Keywords: koping-strategy, professionalizing, cadets, Emercom of Russia.

Королева Светлана Валерьевна,

доктор медицинских наук, доцент,

профессор кафедры основ гражданской обороны и управления в ЧС, ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Россия, г.Иваново, E-mail: [email protected], Koroleva S. V.,

Doctor of Medical Sciences, Associate Professor,

Professor of the Department of Civil Defense and Management in Emergency Situations,

Ivanovo fire and rescue academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Ivanovo.

© Королева С.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.