Научная статья на тему 'Стратегии совладающего поведения у сотрудников МЧС России и у курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России'

Стратегии совладающего поведения у сотрудников МЧС России и у курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
928
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ / OPERATIONS IN EXTREME CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Земскова А. А., Кравцова Н. А.

Приводятся результаты эмпирического исследования совладающего поведения сотрудников МЧС России и курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России. Методики: копинг-тест Лазаруса, тест преодоления трудных жизненных ситуаций Эрдмана-Янке (адаптация Н.Е. Водопьяновой), методика Э. Хэйма (адаптация Л.И. Вассермана). Определены преобладающие в выборке стратегии: планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, дистанцирование. У курсантов стратегии самоконтроля, подавление эмоций и пассивная кооперация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Земскова А. А., Кравцова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES COPING BEHAVIOR AMONG EMPLOYEES OF THE MES OF RUSSIA AND THE CADETS OF THE Far East fire and rescue ACADEMY OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

Presents the results of an empirical study coping behavior of emergency workers and students of the Academy of EMERCOM of Russia. Methods: copying test of Lazarus, the test of overcoming difficult life situations Erdmann-Jahnke (adaptation of N.E. Vodopyanova), the method of E. Hama (adaptation of L.I. Wasserman). Determined prevailing in the sample strategy: planning, problem solving, search, social support, accepting responsibility, distancing. The cadets strategy of self-control, suppression of emotions and passive cooperation.

Текст научной работы на тему «Стратегии совладающего поведения у сотрудников МЧС России и у курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России»

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ И У КУРСАНТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ МЧС РОССИИ

А.А. Земскова.

Дальневосточная пожарно-спасательная академия МЧС России, г. Владивосток.

Н.А. Кравцова, доктор психологических наук, профессор. Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток

Приводятся результаты эмпирического исследования совладающего поведения сотрудников МЧС России и курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России. Методики: копинг-тест Лазаруса, тест преодоления трудных жизненных ситуаций Эрдмана-Янке (адаптация Н.Е. Водопьяновой), методика Э. Хэйма (адаптация Л.И. Вассермана). Определены преобладающие в выборке стратегии: планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, дистанцирование. У курсантов - стратегии самоконтроля, подавление эмоций и пассивная кооперация.

Ключевые слова: копинг-стратегии, профессиональная подготовка, деятельность в экстремальных условиях

STRATEGIES COPING BEHAVIOR AMONG EMPLOYEES OF THE MES OF RUSSIA AND THE CADETS OF THE FAR EAST FIRE AND RESCUE ACADEMY OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

A.A. Zemskova. Far East fire and rescue academy of EMERCOM of Russia, Vladivostok. N.A. Kravtsova. Department of clinical psychology pacific medical university, Vladivostok

Presents the results of an empirical study coping behavior of emergency workers and students of the Academy of EMERCOM of Russia. Methods: copying test of Lazarus, the test of overcoming difficult life situations Erdmann-Jahnke (adaptation of N.E. Vodopyanova), the method of E. Hama (adaptation of L.I. Wasserman). Determined prevailing in the sample strategy: planning, problem solving, search, social support, accepting responsibility, distancing. The cadets strategy of self-control, suppression of emotions and passive cooperation. Keywords: coping strategies, training, operations in extreme conditions

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме совладающего поведения людей, работающих в экстремальных условиях. Экстремальные условия труда сотрудников МЧС России - работа в необычной среде (при высокой температуре, сильной концентрации дыма, в ограниченном пространстве), постоянная угроза жизни и здоровью, большие физические нагрузки, высокий темп работы, высокая ответственность каждого сотрудника при относительной самостоятельности действий и решений по спасению жизни людей, наличие неожиданных и внезапно возникающих препятствий, осложняющих выполнение боевой задачи - снижают эффективность профессиональной деятельности. Это определяет необходимость изучения копинг-поведения у специалистов МЧС России.

Исследованиями совладающего поведения и копинг-стратегий сотрудников МЧС России занимались А.В. Бухвостов (2004 г.), Е.Н. Ашанина (2011 г.), Е.Н. Матыцина

(2013 г.), Ф.К. Гемешлиев (2014 г.) [1-4]. Лебедев И В. (2002 г.), Е.Н. Пономаренко (2007 г.), Н.В. Кальмук (2013 г.) изучали копинг-поведение в экстремальных условиях у сотрудников органов внутренних дел [5, 6]. Согласно исследованиям А.В. Бухвостова (2004 г.) и Е.Н. Ашанина (2011 г.), у пожарных и спасателей МЧС России преобладают такие копинг-стратегии, как «положительная переоценка», «планирование решения проблемы», «поиск социальной поддержки» и «самоконтроль». Данные стратегии совладания позволяют специалистам успешно адаптироваться в сложной профессиональной деятельности [1, 2]. Учебный процесс профессиональной подготовки в Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России требует обращать внимание не только на формирование профессионального мышления и навыков, но и на формирование конструктивного копинга у будущих сотрудников МЧС России. Исследования копинг-стратегий у курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России не проводились. Подобное исследование может помочь как в профотборе, так и в повышении эффективности профессиональной подготовки сотрудников МЧС России.

С целью определить копинг-стратегии у сотрудников МЧС России и у курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России было проведено эмпирическое исследование.

Материалы и методы исследования

Выборка состоит из 103 сотрудников МЧС России, из которых 54 сотрудника МЧС России со стажем работы от 3 до 15 лет и 49 курсантов первого курса - инженеров пожарной безопасности в возрасте от 17 до 20 лет. В группе сотрудников МЧС России выделяли подгруппы начальников караулов и пожарных, задействованных в разных видах профессиональной деятельности.

Использовались методики: копинг-тест Р. Лазаруса, тест преодоления трудных жизненных ситуаций Эрдмана и Янке (ПТЖС) в адаптации Н.Е. Водопьяновой, методика изучения копинг механизмов Э. Хэйма в адаптации Л.И. Вассермана.

Анализ и интерпретация результатов исследования

Анализ результатов копинг-теста Р. Лазаруса показал, что наиболее популярной во всех группах выборки (34 сотрудника МЧС России, 29 курсантов) является стратегия «планирование решения проблемы» (рис. 1). Это позволяет говорить, что стрессовые ситуации преодолеваются за счет целенаправленного анализа возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Данная стратегия характеризует адаптивное поведение личности, которая способствует конструктивному преодолению трудностей и является результатом научения.

I Coi рудм и к и МЧС России

KypcjMl ы Академии МЧС России

Рис. 1. Результаты исследования стратегий совладающего поведения по копинг-тесту Р. Лазаруса

У начальников караулов стратегия «планирование решения проблемы» является основополагающей в профессиональной деятельности, так как они руководят процессом тушения пожара. Специалисту необходимо управлять личным составом дежурных смен, участвующих в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ (АСР), а также привлеченными к тушению пожара и проведению АСР силами и средствами. Руководитель тушения пожара в зависимости от обстановки на пожаре принимает решения: о создании оперативного штаба пожаротушения; об определении частей территории на месте пожара, на которых сосредотачиваются силы и средства подразделений, объединенные поставленной задачей и единым руководством, и создании на них участков тушения пожара и секторов тушения пожара.

Стратегия совладающего поведения «планирование решения проблемы» у пожарных осуществляется в ходе проведения специальных работ, направленных на обеспечение выполнения боевых задач с использованием знаний и технических средств, например, организация пожарной связи, вскрытие и разборка конструкций, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим.

Стратегию «положительной переоценки» проблемы или трудной ситуации за счет положительного переосмысления используют четыре сотрудника и пять курсантов. Сотрудники МЧС России в своей профессиональной деятельности часто сталкиваются с угрозой жизни, здоровью и благополучию, тем самым положительная переоценка позволяет специалистам отвлечься от негативных впечатлений стрессовой ситуации.

Конфронтационный копинг используют пять сотрудников и два курсанта. Разрешение проблемы осуществляется за счет конкретных действий. Данная стратегия помогает сотрудникам МЧС России преодолевать трудности, проявлять энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, уметь отстаивать собственные интересы.

Стратегия «дистанцирование» проявляется у двух сотрудников и трех курсантов. Данная стратегия предполагает, что сотрудники МЧС России предпринимают попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование специалистами МЧС России интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п. Однако обследуемые могут обесценивать собственные переживания и недооценивать значимости и возможности действенного преодоления проблемной ситуации.

В равной степени как у пожарных, так и у курсантов проявляются стратегии самоконтроля, поиска социальной поддержки и принятия ответственности. Применяя стратегию самоконтроля в своей деятельности, сотрудники преодолевают негативные переживания за счет подавления и сдерживания эмоций, стремятся достигнуть самообладания. Самоконтроль помогает в быстром принятии решения и эффективном осуществлении деятельности, направленном на предотвращении чрезвычайной ситуации. При поиске социальной поддержки, наоборот, специалист экстремального профиля стремится к эмоциональной поддержке извне за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки со стороны своих товарищей либо других лиц.

Пожарные и курсанты также проявляют готовность анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках. Данная стратегия может приводить к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой.

Копинг-стратегия «бегство-избегание» была обнаружена только у одного сотрудника из всей выборки.

Методика изучения совладающего поведения Е. Хэйма

Анализ результатов показал, что у начальников караулов в большинстве преобладают такие продуктивные стратегии совладающего поведения, как оптимизм, сотрудничество.

При возникновении незначительного стрессора данные сотрудники также применяют такие методы, как установка собственной ценности, диссимиляция, проблемный анализ, обоснование смысла и сохранение самообладания (рис. 2).

Стратегии совладеющего поведения по методике Хэйма

Рис. 2

Эмоциональная стратегия совладающего поведения «оптимизм» преобладает у всех групп обследуемых - сотрудников и курсантов. Данная стратегия является наиболее продуктивной в профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля. Оптимистичное эмоциональное состояние характеризуется активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой сложной, экстремальной ситуации.

У курсантов (десять против пяти профессионалов) в большей степени преобладают эмоциональные стратегии совладающего поведения «подавление эмоций» и «пассивная кооперация». Это позволяет говорить о том, что в тревожной ситуации курсанты активно подавляют сильные эмоции. При пассивной кооперации поведение обследуемых направлено либо на снятие напряжения, связанного с эмоциональным переживанием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. Данные стратегии создают трудности в процессе адаптации к профессиональной деятельности и являются менее продуктивными.

У сотрудников определены такие стратегии совладающего поведения, как «диссимиляция» и «сохранение самообладания», что позволяет специалистам во время проведения спасательных работ контролировать свои действия, скрывая свои чувства и эмоции при столкновении с трудными ситуациями. Однако в последующем это может привести к срыву адаптации и развитию реакций профессионального стресса.

Поведенческие стратегии совладания «сотрудничество», «альтруизм», «отвлечение», «обращение» свойственны как пожарным, так и курсантам. Данные стратегии направлены на сотрудничество с более опытными людьми, поиск поддержки в ближайшем социальном окружении и на оказание помощи людям в преодолении трудных ситуаций. Стратегия «отвлечения» предполагает обращение к другому виду деятельности. Копинг-стратегия «активное избегание» отмечается у восьми курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России, которая направлена на избегание мыслей о неприятностях, изоляцию, отказ от решения проблем.

Методика изучения совладающего поведения, преодоления трудных жизненных

ситуаций Эрдмана и Янке (ПТЖС)

Анализ результатов показал, что у сотрудников и курсантов преобладают «контроль над ситуацией»: 32 сотрудника, 21 курсант; «позитивная самомотивация»: соответственно 26 и 27; «самоконтроль»: 18 и 15, «самоутверждение»: 9 и 8; «самоодобрение»: 6 и 8; «психомышечная релаксация»: 3 и 8. Относительно позитивная стратегия совладающего поведения «антиципирующее избегание» определена у 29 сотрудников и 14 курсантов.

Позитивные стратегии совладающего поведения сотрудников МЧС России позволяют специалистам контролировать собственные реакции, своё поведение, стрессовые ситуации, сохранять самообладание во время проведения спасательных работ, осуществлять планирование, а затем решение поставленной задачи. Позитивная самомотивация помогает специалисту эффективно действовать, быстро принимать решения в условиях экстремальной ситуации. Специалисты МЧС России используют в своей деятельности приемы и методы саморегуляции - психомышечную релаксацию, расслабление, отдых после тушения пожара или проведения спасательных работ.

Относительно продуктивная копинг-стратегия «антиципирующее избегание», с одной стороны, позволяет специалисту экстремального профиля легче справиться со стресс-факторами экстремальной ситуации путем избегания негативных эмоций, с другой стороны, подавленные эмоции и повышенный контроль может нанести вред психическому и физическому здоровью, способствует истощению организма, повышению конфликтности в коллективах дежурных смен.

Статистический анализ копинг-стратегий у пожарных и курсантов показал, что «конфронтационный копинг» встречается достоверно чаще у курсантов (иэмп=425 при p<0,05), прибегающих к активным действиям при разрешении проблемной ситуации, а стратегия «антиципирующее избегание» (иэмп=457,5 при p<0,05) - у пожарных. Копинг-стратегии «самооправдания» (иэмп=454,5 при p<0,05), «замещения» (иэмп=411,5 при p<0,01), «агрессия» (иэмп=457 при p<0,05) и «прием лекарств» (иэмп=371,5 при p<0,01) чаще используют курсанты.

Курсанты в большей степени, чем пожарные подчеркивают отсутствие личной ответственности в решении проблемной ситуации (копинг-стратегия «самооправдания»). Это в свою очередь обусловлено тем, что курсанты 1 курса инженеров пожарной безопасности только изучают профессию пожарного и находятся на этапе профессионального становления. Вследствие этого у курсантов еще не сформировано чувство ответственности.

В преодолении трудных жизненных ситуаций курсанты в большей мере прибегают к позитивной активности (занятие любимым делом). В проблемных ситуациях курсанты могут реагировать сердито и раздраженно, применять психотропные средства для снятия стрессовой ситуации.

Также у курсантов и пожарных выявлены различия по таким стратегиям, как «планирование решения проблемы» (иэмп=16 при p<0,05) и «поиск социальной поддержки» (иэмп=14,5 при p<0,05). У начальников караулов и пожарных в большей степени проявляются стратегии «планирования решения проблемы» и «поиска социальной поддержки», в то время как у курсантов преобладает стратегия «самоконтроля» в стрессовых ситуациях.

В экстремальных ситуациях перед человеком возникают особые проблемы, задачи, которые требуют особых действий. На первом этапе обучения действиям в экстремальных условиях у курсантов развивается стратегия самоконтроля. Личностный самоконтроль необходим для того, чтобы в сложной необычной ситуации специалист мог совладать со стрессом, вести наблюдение, думать, сохранять внимание, скорость, точность, гибкость, проявлять креативность для успешного принятия решения в новой обстановке.

Опытные командиры и пожарные, планируя свою деятельность, должны быстро реагировать на изменения в обстановке чрезвычайной, экстремальной ситуации: уточнять принятые ранее решения, видоизменять способы действий, наращивать в необходимых условиях силы и средства пожаротушения. Следовательно, стратегия совладающего поведения «планирование решения проблемы» в боевой деятельности сотрудника МЧС России является наиболее продуктивной.

Отличительная особенность совладающего поведения начальников караулов и пожарных характеризуется стремлением к общению с людьми, что способствует благоприятной адаптации в коллективе. Специалисты принимают самостоятельные решения, проявляют инициативу в деятельности, применяют креативный подход к деятельности. Получение информации, совета от непосредственного социального окружения, эмоциональной поддержки, сочувствия способствует успешной ориентации в незнакомых ситуациях и принятию решения.

В экстремальных ситуациях перед человеком возникают особые проблемы, задачи, которые требуют особых действий. На первом этапе обучения действиям в экстремальных условиях у курсантов развивается стратегия самоконтроля. Личностный самоконтроль необходим для того, чтобы в сложной необычной ситуации специалист мог совладать со стрессом, вести наблюдение, думать, сохранять внимание, скорость, точность, гибкость, проявлять креативность для успешного принятия решения в новой обстановке.

Анализ стратегий совладающего поведения у сотрудников МЧС России и курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России показал, что наиболее популярной во всех группах выборки является стратегия «планирование решения проблемы», которая определяет адаптивное поведение специалистов экстремального профиля и способствует конструктивному решению трудностей. В равной степени как у начальников караулов, пожарных, так и у курсантов проявляются стратегии самоконтроля, поиска социальной поддержки и принятия ответственности и дистанцирования, которые предполагают преодоление стрессовых ситуаций за счет субъективного снижения их значимости, подавления и сдерживания эмоций, привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки.

Эмоциональная стратегия совладающего поведения «оптимизм», преобладающая у всех групп обследуемых (офицеров, пожарных и курсантов), является наиболее продуктивной в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России. Определенные у группы курсантов эмоциональные копинг-стратегии - «подавление эмоций» и «пассивная кооперация» могут создать трудности в дальнейшей адаптации в профессиональной деятельности.

Полученные результаты исследования могут быть использованы при организации профессиональной подготовки курсантов и воспитательной работы, направленной на развитие продуктивных стратегий совладающего поведения, таких как «самоконтроль», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка», которые в будущей профессиональной деятельности позволят курсанту быстрее адаптироваться, мобилизоваться в сложных экстремальных ситуациях и успешно выполнять профессиональные задачи.

Литература

1. Ашанина Е.Н. Психология копинг-поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, модель, технологии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т ГПС МЧС России, 2011. С. 38.

2. Бухвостов А.В. Психологические особенности копинг-поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 23 с.

3. Гемешлиев Ф.К. Психологические модели и технология интегративной оценки копинг-поведения специалистов экстремального профиля: дис. ... канд. психол. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т ГПС МЧС России, 2014. С. 159.

4. Матыцина Е. Н. Психологические особенности защитно-совладающего поведения сотрудников Государственного пожарного надзора и пожарных частей ГПС МЧС России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012.

5. Лебедев И.Б. Психологические основы стресспреодолевающего поведения сотрудников ОВД. М., 2001.

6. Пономаренко Е. Н. Психологические особенности копинг-поведения следственных работников МВД России: дис. ... канд. психол. наук: СПб., 2006. С. 174.

7. Попович А.С., Маркина Н.В. Взаимосвязь копинг-стратегий и личностных особенностей пожарных-спасателей МЧС России: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Косторома, 2013. С. 150.

8. Солдатов В. И. Копинг-поведение как фактор профессиональной успешности оперуполномоченных криминальной милиции // Вестник психотерапии. 2009. № 29 (34). С. 63-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.