УДК 796.011.3
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ПРОЦЕССУ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН-КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ МВД РОССИИ
Д.В. Осипов, В.С. Макеева, А.В. Алдошин, Е.А. Алдошина
Раскрыты особенности подготовки женщин-курсантов в условиях образовательной среды вуза МВД России. Дано описание изменений функционального и психологического состояния, физической подготовленности обучающихся. Установлено, что процесс адаптации на первом году обучения в большинстве своем протекает успешно, несмотря на выявленные трудности.
Ключевые слова: курсанты женского пола, адаптация, сердечно-сосудистая система, антропометрия, ассертивное поведение, моделирование.
В процессе обучения в вузе происходит «первичное» освоение профессии, определяется жизненная стратегия и мировоззренческая позиция каждого человека, формируются индивидуальные способы деятельности, поведения и общения. Вместе с тем, одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая бы позволяла оптимально использовать резервы для личностного развития и профессионального становления будущего специалиста, обеспечивать смещение акцентов с понятий «подготовленность - образованность - общая культура - воспитание» на понятия «компетенция» и «компетентность» обучающихся [1]. При этом реформы, также затрагивающие и силовые ведомственные образовательные организации, привели к расширению сегмента должностей и специальностей, на которых работают женщины. Несмотря на то, что женщин на службу стали принимать в далеком 1919 году, система ОВД РФ по-прежнему ориентирована на мужчин, в общественном сознании по-прежнему преобладают культурные стереотипы поведения мужчин и женщин. В системе ГИБДД на женщин-сотрудников приходится около 9,5 %, но, как отмечает О.В. Кузнецова, общая тенденция их увеличения в данной структуре становится все более выраженной [2]. Возрастает и доля курсантов женского пола, в настоящее время их доля составляет более 30 %, что, несомненно, накладывает особую ответственность преподавательского корпуса за их подготовку, особенно это касается вопросов физической подготовки [3].
В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема адаптации девушек к физическим нагрузкам на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России. Обучение в указанных образовательных организациях оказывает широкое влияние на условия жизнедеятельности девушек, так как на занятиях по
физической подготовке предъявляются достаточно высокие требования к физиологическим возможностям организма. Физические нагрузки относят к важнейшим факторам, влияющим на молодых людей при освоении различного рода специальностей.
Физическая подготовка оказывает большое влияние на организм курсантов, так как помимо учебных занятий, обучающиеся также участвуют в спортивных соревнованиях, физкультурно-массовых мероприятиях.
Указанные факторы можно оправдать тем, что довольно большой объем физических и психических нагрузок оказывает значительное влияние на адаптационные процессы курсантов, которые отражаются в изменениях их функционального состояния, которые непосредственно учитываются в процессе организации физической подготовки с целью повышения ее эффективности, а также для профилактики возникновения различных заболеваний.
В ряде исследований раскрываются особенности подготовки женщин в вузах МВД России, в частности:
- гендерные различия в характере проявления маскулинности - фе-минности, адаптации - дезадаптации, психологического благополучия [3];
- мотивация к физической подготовке как аспекту совершенствова -ния и роста профессионализации [4];
- организационные основы физической подготовки с целью формирования прочного динамического стереотипа при освоении двигательных умений и навыков и их реализации в профессиональной деятельности [4];
- учет всей совокупности факторов, обеспечивающих профессиональную успешность.
При этом по данным опроса начальствующего и преподаватель -ского составов образовательных организаций МВД России, проведенном нами в период с 2015 по 2018 г. установлено, что выбор будущей профессии юридического профиля курсантами женского пола является более целенаправленным и осознанным, чем это наблюдается у курсантов мужского пола. Девушки определенно знают, чего они хотят, но при этом мало знают, что их ждет.
Это требует специального изучения вопросов профессиональной подготовки женщин к определенным специальностям и решения проблем их успешной адаптации в процессе обучения в специализированном вузе.
Ранее нами получены результаты, свидетельствующие о возможности эффективного формирования у курсанток женского пола умений управлять своими психофизическими и эмоциональными состояниями на фоне выполнения физических упражнений высокой интенсивности.
Так, уровень показателей антропометрии и функционирования сердечно-сосудистой системы на первом курсе, как девушек, так и юношей свидетельствует больше об эффективности предварительного отбора для их обучения в вузе. На исходном этапе исследования (сентябрь), независимо от пола, установлены оптимальные, не выходящие за рамки возрастных характеристик здоровых людей, показатели роста, массы тела, частоты сердечных сокращений (ЧСС) и других показателей, отражающих работу сердечно-сосудистой системы, полученных расчетным методом. Вместе с тем, более углубленный анализ показал, что индекс Кердо и коэффициент вариации имеют более значительный разброс индивидуальных показателей у девушек (23,04 %).
Уже к концу учебного года при незначительных изменениях антропометрических данных, наступает рассогласование в характере адаптационных процессов, отражаемых в работе сердечно-сосудистой системы организма. У курсантов женского пола изменения, связанные с воздействием условий обучения в вузе, привели к приближению артериального давления к должным значениям, урежению ЧСС и приближению индекса Кердо к нормотонии, усилению трофических функций и экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы. Такие изменения в целом можно обозначить как процесс эффективной адаптации.
Установлено, что учебно-тренировочный процесс, направленный на обучение технике сложно-координационных двигательных действий из раздела единоборств, на начальных этапах подготовки у курсантов женского пола вызывает инстинктивное желание сократить излишние степени свободы, что приводит к жесткой фиксации суставов работающего органа. Движения выполнялись в неэкономном режиме со значительной тратой эмоций и физических сил. В процессе целенаправленной работы и выборе эффективных педагогических приемов воздействия стало возможным обеспечение оптимального развития двигательной сферы обучающихся.
Степень эффективности функционирования психики в условиях повышенного информационно-психологического влияния на личность курсантов женского пола в процессе обучения в вузе МВД России показал, что сформированность навыков ассертивного поведения на начальном этапе имеет низкий уровень развития. Около половины испытуемых в общении и взаимодействии с начальниками, офицерами, преподавателями, курсантами и др. испытывали ряд трудностей, что отражалось в неестественности эмоциональных проявлений поведения, неумении скрыть усталость. В исследовании показано, что обогащение инструментовки профессионального общения в течение учебного года способствует освоению навыков ассертивного поведения.
Таким образом, исследования, проведенные на протяжении ряда лет, свидетельствуют о расширении функциональных возможностей, обогащении и реализации двигательного и личностного потенциалов курсантов женского пола в период их обучения в вузах МВД России. Зафиксированный адаптационный процесс является реальной основой целенаправленной активизации резервных возможностей, а также преодоления трудностей и психологических барьеров, возникающих в процессе профильной подготовки.
Следует отметить, что организация и планирование физической подготовки у девушек в образовательных организациях МВД России требует особого внимания, так как от правильного дозирования физической нагрузки зависит эффективный результат физических упражнений, а также процесс адаптации обучающихся к условиям учебной и служебной деятельности.
Однако установлено, что большинство преподавателей и офицеров не в полной мере имеют должные навыки и умения организации учебного процесса и успешного взаимодействия с курсантами женского пола, особенно в вопросах физической подготовки. Сложности взаимодействия возникают в вопросах регулирования нагрузки, обучения двигательным действиям по обеспечению безопасности жизни как будущих сотрудников ОВД, так и их возможностей защитить граждан от преступных посягательств. Недостаточно изученным вопросом является моти -вационная природа адаптации, в которой заложен личностный адаптационный потенциал курсантов женского пола, позволяющий управлять таким взаимодействием в системе «личность - деятельность -среда».
Поэтому актуальными стоят вопросы: «Достаточно ли указанных положительных преобразований в функциональном, двигательном и психическом компоненте, чтобы обеспечить эффективность профессиональной подготовки будущих сотрудников женского пола в условиях вуза МВД?; «Каковы условия, специфика, содержание и структура подготовки курсантов женского пола в условиях, присущих данным структурным заведениям?».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности курсантов женского пола в образовательной среде вузов МВД России.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки курсантов женского пола в условиях обучения в вузах МВД России.
Предмет исследования: реализация адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности курсантами женского пола в условиях обучения в вузах МВД России.
Гипотеза исследования: предполагалось, что адаптация курсантов женского пола в образовательной среде вузов МВД России будет успешной, если:
- выявлена мотивационная природа адаптации к физической подготовке;
- выявлена структура адаптивных способностей как личностный адаптационный потенциал;
- раскрыт характер регуляторных процессов в физкультурно-спортивной деятельности;
- разработана модель адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности и технология ее реализации в профессиональной подготовке, экспериментально проверена ее эффективность;
- выявлен комплекс педагогических условий, способствующих эффективной адаптации курсантов женского пола в условиях обучения в юридическом вузе.
В соответствии с целью, гипотезой в работе сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы и особенности подготовки курсантов женского пола в вузах юридического профиля, выделить понятийный аппарат исследования.
2. Разработать модель адаптационного потенциала физкультурно -спортивной деятельности курсантов женского пола в образовательной среде вузов МВД России.
3. Разработать методику реализации модели адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности курсантов женского пола в образовательной среде вузов МВД России.
4. Выявить комплекс педагогических условий, способствующий эффективной реализации модели адаптационного потенциала физкуль-турно-спортивной деятельности курсантов женского пола в образовательной среде вузов МВД России.
Таким образом, число женщин, желающих учиться в вузах МВД России и работать в ОВД, неустанно растет и этот процесс не остановить. Это обусловлено изменениями в самом характере служебной деятельности и возникновением возможностей использования труда женщин, возросшим в общественном сознании, равенством полов и другими причинами.
Данные наших собственных исследований на курсантах женского пола и другие исследования авторов показали, что женщины имеют достаточно высокий уровень социально-психологической адаптации и у них хватает ресурсной базы для того, чтобы справиться со сложившейся ситуацией [6].
Как известно, система ОВД РФ ориентирована на мужчин, женщины в силовых структурах составляют меньшинство, и это накладывает определенные требования, в первую очередь, к их профессиональной подготовке и в частности должному уровню физической подготовленности.
Список литературы
1. Лупырь В.Г. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной и физической подготовки курсантов МВД России (междисциплинарный аспект) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 12-15.
2. Кузнецова О.В. Личностные детерминанты эффективности служебной деятельности женщин-сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 2(65). С. 37-40.
3. Зайцев А.А., Литасов П.П. Педагогические и социальные аспекты профессионально-прикладной физической подготовки женщин // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 4(50). С. 120-121.
4. Чечеткина И.Ю. Основные направления развития физической подготовки курсантов девушек // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 1. С. 33-37.
5. Макеева В.С., Баркалов С.Н., Алдошин А.В. Физическая подготовка курсантов женского пола, обучающихся в вузах МВД России, направленная на развитие профессионально важных качеств // Педагогический журнал. 2017. № 2. С. 26-36.
6. Соловьева В.Е., Шклярук С.П. Взаимосвязь социально -психологической адаптации и гендерной идентичности женщин-сотрудников Органов внутренних дел Российской Федерации // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2014. Т. 2. С.263-269.
Осипов Дмитрий Васильевич, преподаватель, 14041990osa@rambler. ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,
Макеева Вера Степановна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма,
Алдошин Андрей Витальевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,
Алдошина Евгения Александровна, канд. пед. наук, доц., aldoshin.dos@, yandex.ru, Россия, Орел, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина
FEA TURES OF ADAPTA TION TO PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF THE FEMALE CADETS STUDYING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
D. V. Osipov, V.S. Makeeva, A. V. Aldoshin, E.A. Aldoshina
The features of training female cadets in the educational environment of the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed. A description of changes in the functional and psychological state, physical fitness of students. It was established that the adaptation process in the first year of study is mostly successful, despite a number of difficulties.
Key words: Female cadets, adaptation, cardiovascular system, anthropometry, assertive behavior, modeling.
Osipov Dmitry Vasilyevich, teacher, 14041990osa@rambler. ru, Russia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,
Makeeva Vera Stepanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, vera_191@mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism,
Aldoshin Andrey Vitalyevich, candidate of pedagogical sciences, professor, aldoshin. dos@yandex. ru, Russia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,
Aldoshina Evgenia Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, aldoshin. dos@yandex. ru, Russia, Orel, Orel State Agrarian University named after N.In. Parahina
Reference
1. Lupyr' V.G. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya professional'noj sluzhebnoj i fizicheskoj podgotovki kursantov MVD Rossii (mezhdisciplinarnyj aspekt) // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2015. № 2(61). S. 12-15.
2. Kuznecova O.V. Lichnostnye determinanty effektivnosti sluzhebnoj deyatel'nosti zhenshchin-sotrudnikov organov vnutrennih del // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2016. № 2(65). S. 37-40.
3. Zajcev A.A., Litasov P.P. Pedagogicheskie i social'nye aspekty professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki zhenshchin // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 4(50). S. 120-121.
4. Chechetkina I.Yu. Osnovnye napravleniya razvitiya fizicheskoj podgotovki kursantov devushek // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2011. № 1. S. 33-37.
5. Makeeva V.S., Barkalov S.N., Aldoshin A.V. Fizicheskaya podgotovka kursantov zhenskogo pola, obuchayushchihsya v vuzah MVD Rossii, napravlennaya na razvitie professional'no vazhnyh kachestv // Pedagogicheskij zhurnal. 2017. № 2. S. 26-36.
6. Solov'eva V.E., Shklyaruk S.P. Vzaimosvyaz' social'no-psihologicheskoj adaptacii i gendernoj identichnosti zhenshchin-sotrudnikov Organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul'teta psihologii SPBGU. 2014. T. 2. S. 263-269.