Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА "ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ" В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ'

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА "ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ" В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВТАМО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕЭК / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖНЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / WCO / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION / EEU / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / EEC / E-CUSTOMS / DIGITAL CUSTOMS / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS ADMINISTRATION / INTERNATIONAL CUSTOMS LAW / CUSTOMS / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович, Секербаева Динара Кабиевна

Задача. Проанализировать вопрос развития правового института цифровой (электронной) таможни в рамках функционирования тематического блока «электронная таможня», а также экспертной группы по подготовке проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» в Евразийском экономическом союзе.Выводы. Исследовательская статья посвящена вопросу формирования института электронной (цифровой) таможни. Предмет исследования - институт цифровой (электронной) таможни. Комплексно рассматриваются деятельность Евразийской экономической комиссии по развитию цифровой (электронной) таможни. Анализируется вопрос создания цифровой таможни в контексте функционирования тематического блока «электронная таможня» (тематический блок). Отдельное внимание уделено этой же проблематике в рамках работы экспертной группы по подготовке проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» (экспертная группа). Авторы анализируют компетенцию и процедурные аспекты деятельности тематического блока.Социальные последствия. Внедрение института цифровой таможни в право Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли. Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока ЕЭК, могут быть использованы в рамках организации работы тематического блока и экспертной группы. Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, а также Всемирной таможенной организации (ВТамО), деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института цифровой таможни, а также международным таможенным правом.Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ЕЭК, ВТамО и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института цифровой таможни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович, Секербаева Динара Кабиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE ACTIVITY OF THE THEMATIC BLOCK "ELECTRONIC CUSTOMS" IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Purpose. To analyze the development of the legal institute of digital (electronic) customs within the framework of the Thematic Block “electronic customs”, as well as an Expert Group on the preparation of a draft document «On the development of approaches to the formation of digital customs” in the Eurasian Economic Union.Design/methodology/approach. The research article is devoted to the formation of the institute of electronic (digital) customs. The subject of the research is the institute of digital (electronic) customs. The activities of the Eurasian Economic Commission (EEC) for the development of digital (electronic) customs are comprehensively considered. The issue of creating digital customs in the context of the functioning of the Thematic Block“electronic customs”(thematic block) is analyzed. Special attention is paid to the same questions within the framework of the work of the Expert Group on the preparation of the draft document «On the development of approaches to the formation of digital customs”(expert group). The authors analyze the competence and procedural aspects of the Thematic Block.Social implications. The introduction of the digital customs institute into the law of the Eurasian Economic Union (EEU, Union) and customs regulation as a whole are aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures.Practical meaning. The results of the study are of interest to the EEC customs block; they can be used in the framework of organizing the work of the “Electronic Customs” Thematic Block and Expert Group. The article is recommended to researchers, as well as experts from the Customs Administrations of the EEU Member States and the World Custom Organization (WCO), whose activities are related to the improvement of customs regulation, the modernization of the digital customs institute, as well as international customs law.Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the EEC's and the WCO activities and is a continuation of scientific and practical publications on the development of the digital customs institute.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА "ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ" В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО INTERNATIONAL LAW

12.00.10 Международное право; Европейское право

International law; European Law

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-1-49-59

К вопросу о функционировании тематического блока «Электронная таможня» в Евразийском экономическом союзе

С.В. Мозер1, 2 a ©, Д.К. Секербаева1, 3 b ©

1 Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии,

г. Москва, Российская Федерация

2 НИИ Российской таможенной академии, г. Москва, Российская Федерация

3 Российская таможенная академия, г. Москва, Российская Федерация

a E-mail: moser@teloneum.ru ь E-mail: sekerbayeva-info@yandex.ru

Аннотация

Задача. Проанализировать вопрос развития правового института цифровой (электронной) таможни в рамках функционирования тематического блока «электронная таможня», а также экспертной группы по подготовке проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» в Евразийском экономическом союзе.

Выводы. Исследовательская статья посвящена вопросу формирования института электронной (цифровой) таможни. Предмет исследования - институт цифровой (электронной) таможни. Комплексно рассматриваются деятельность Евразийской экономической комиссии по развитию цифровой (электронной) таможни. Анализируется вопрос создания цифровой таможни в контексте функционирования тематического блока «электронная таможня» (тематический блок). Отдельное внимание уделено этой же проблематике в рамках работы экспертной группы по подготовке проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» (экспертная группа). Авторы анализируют компетенцию и процедурные аспекты деятельности тематического блока.

Социальные последствия. Внедрение института цифровой таможни в право Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли.

Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока ЕЭК, могут быть использованы в рамках организации работы тематического блока и экспертной группы. Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, а также Всемирной таможенной организации (ВТамО), деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института цифровой таможни, а также международным таможенным правом.

Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ЕЭК, ВТамО и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института цифровой таможни.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, электронная таможня, цифровая таможня, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня, информационные коммуникационные технологии

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Мозер С.В., Секербаева Д.К. К вопросу о функционировании тематического блока «Электронная таможня» в Евразийском экономическом союзе // Социально-политические науки. 2020. Т. Х. № 1. С. 49-59. РО!: 10.33693/2223-0092-2020-10-1-49-59

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-1-49-59

To the issue of the activity

of the thematic block "Electronic Customs"

in the Eurasian Economic Union

S.V. Mozer1, 2 a ©, D.K. Sekerbayeva1, 3 b ©

1 Department of Customs Legislation of the Eurasian Economic Commission, Moscow, Russian Federation

2 Research Institute of the Russian Customs Academy, Moscow, Russian Federation

3 Russian Customs Academy, Moscow, Russian Federation

a E-mail: moser@teloneum.ru b E-mail: sekerbayeva-info@yandex.ru

Abstract

Purpose. To analyze the development of the legal institute of digital (electronic) customs within the framework of the Thematic Block "electronic customs", as well as an Expert Group on the preparation of a draft document «On the development of approaches to the formation of digital customs" in the Eurasian Economic Union.

Design/methodology/approach. The research article is devoted to the formation of the institute of electronic (digital) customs. The subject of the research is the institute of digital (electronic) customs. The activities of the Eurasian Economic Commission (EEC) for the development of digital (electronic) customs are comprehensively considered. The issue of creating digital customs in the context of the functioning of the Thematic Block "electronic customs" (thematic block) is analyzed. Special attention is paid to the same questions within the framework of the work of the Expert Group on the preparation of the draft document «On the development of approaches to the formation of digital customs" (expert group). The authors analyze the competence and procedural aspects of the Thematic Block.

Social implications. The introduction of the digital customs institute into the law of the Eurasian Economic Union (EEU, Union) and customs regulation as a whole are aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures.

Practical meaning. The results of the study are of interest to the EEC customs block; they can be used in the framework of organizing the work of the "Electronic Customs" Thematic Block and Expert Group. The article is recommended to researchers, as well as experts from the Customs Administrations of the EEU Member States and the World Custom Organization (WCO), whose activities are related to the improvement of customs regulation, the modernization of the digital customs institute, as well as international customs law.

Originality/value. The research material is based on an analysis of the practical aspects of the EEC's and the WCO activities and is a continuation of scientific and practical publications on the development of the digital customs institute.

Keywords: the World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, e-Customs, digital Customs, customs regulation, customs administration, international customs law, customs, information communication technologies

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК, Комиссия) продолжается работа по созданию института цифровой таможни в государствах - членах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз). Анализируемый институт позиционируется, как подсистема механизма «единого окна», и для нас это очевидно. Уже сейчас можно выделить проблемные вопросы, которые сопряжены с понятийным аппаратом, моделью цифровой тамож-

ни, предстоящей модернизацией права Союза для цифровой таможни, а также определением места института цифровой таможни в таможенном праве. Эксперты Комиссии и таможенных администраций стран Союза шаг за шагом создают проект документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни». С разработкой этой, как мы называем, концепции страны Союза и академическое сообщество получат ясное понимание цифровой таможни, как комплексного правового явления.

Мозер С.В., Секербаева Д.К.

Стоит отметить, что инструменты и средства Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) не дают однозначного ответа, что следует понимать под цифровой таможней, ее характеристиках (организационно-правовые, технические), компетенциях, а также необходимых инструментах для ее формирования и развития. Нет ответа о прорывных (революционных) информационно-коммуникационных технологиях ВТамО для цифровой таможни в практическом ключе. К тому же, международное таможенное сообщество так и не разработало систему признаков, критериев для таможни безбумажной, электронной, цифровой, «умной». Данная проблематика не раскрыта в научных трудах.

В предыдущем исследовательском материале мы раскрыли отдельные аспекты функционирования Рабочей группы по реализации плана мероприятий Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД [1].

В рамках настоящей публикации мы проанализируем деятельность тематического блока «электронная таможня», рассмотрим организационно-правовые особенности его функционирования. Отдельно остановимся на работе Экспертной группы по подготовке проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни».

1. АНАЛИЗ ЗАСЕДАНИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ»

Прежде всего отметим, что тематические блоки являются структурным элементом Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, состав которой впервые определен Распоряжением Коллегии Комиссии от 22.12.2015 № 162 [2]. Добавим, что несколько позже состав этой же группы был пересмотрен и утвержден Распоряжением Коллегии ЕЭК от 21.03.2017 № 26 [3]1. В эту группу входят представители государственных органов, предпринимательского сообщества государств-членов и заинтересованные департаменты Комиссии. Каждый тематический блок рассматривает вопросы развития механизма «единого окна» в соответствующей области внешнеэкономической деятельности. Тематический блок «электронная таможня» занимается проблематикой, связанной с развитием механизма «единого окна» в сфере таможенного регулирования и таможенного администрирования. Тематический блок «электронная таможня» осуществляет свою деятельность в соответствии с перечнем работ, приведенном в Положении [4].

1 Документ утратил силу в связи с изданием Распоряжения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.06.2018 № 114 «О составе рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» (в ред. Распоряжения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.09.2019 № 151) // Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/550511976

Исходя из задач, стоящих перед Рабочей группой, тематический блок в пределах своей компетенции обеспечивает:

• выполнение мероприятий стратегического плана и ежегодных детализированных планов;

• проведение анализа организационно-правовой, технологической и технической основы в сфере таможенного регулирования;

• проведение оптимизации (реинжиниринга) бизнес-процессов, гармонизации и унификации данных (сведений);

• проведение консультаций, круглых столов с целью определения направлений совершенствования электронной таможни;

• разработку соответствующих рекомендаций, выработку стандартов типовых решений для развития электронной таможни в механизме «единого окна», в том числе предусматривающих:

- переход на полный электронный документооборот таможенных органов с участниками ВЭД;

- реализация электронного декларирования, межведомственного электронного взаимодействия в рамках совершения таможенных операций и таможенного контроля;

- внедрение комплексного управления границей;

- развитие программ таможенного контроля после выпуска [Там же].

В 2016 г. вниманию участников тематического блока «электронная таможня» был представлен формализованный перечень работ данного рабочего органа Рабочей группы, в компетенции которого находится вопрос электронной (цифровой) таможни. Приведем его полностью.

Перечень работ для тематического блока «Электронная таможня»

1. Установление соответствия между государственными органами, организациями государств-членов, предоставляющими государственные услуги и сервисы в сфере таможенного регулирования.

2. Сбор данных:

а) о бизнес-процессах, возникающих при взаимодействии участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов государств -членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - таможенные органы, государства-члены, Союз);

б) о документах и сведениях;

в) о международных договорах и актах, составляющих право Союза, нормативных правовых актах государств-членов в сфере таможенного регулирования;

г) о государственных программах государств-членов по совершенствованию таможенного регулирования [5].

3. Проведение анализа:

а) бизнес-процессов, возникающих при взаимодействии участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов;

б) документов и сведений (на предмет избыточности и дублирования документов и сведений при

совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля);

в) международных договоров и актов, составляющих право Союза, нормативных правовых актов государств-членов, регламентирующих порядок совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля;

г) государственных программ государств-членов по совершенствованию таможенного регулирования;

д) уровня развития электронного декларирования в государствах-членах.

4. Проведение анализа проблем межведомственного информационного взаимодействия государственных контролирующих органов, организаций государств-членов, возникающих при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля (в том числе при проведении таможенной проверки после выпуска товаров) и совместного контроля в пунктах пропуска.

5. Проведение консультаций, круглых столов с целью определения направлений совершенствования электронного декларирования, согласование подходов к развитию электронного декларирования в государствах-членах.

6. Разработка рекомендаций по оптимизации (с учетом соответствующих международных стандартов):

а) комплексного управления таможенной границей Союза;

б) межведомственного информационного взаимодействия государственных контролирующих органов, организаций государств-членов;

в) электронного декларирования в государствах-членах, порядка совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля (в том числе проведения таможенной проверки после выпуска товаров).

7. Развитие технологий автоматической регистрации таможенной декларации и автоматического выпуска товаров.

8. Подготовка предложений по внесению изменений в международные договоры и акты, составляющие право Союза, и нормативные правовые акты государств-членов.

9. Мониторинг и контроль выполнения плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 19 (далее - план мероприятий), в рамках компетенции соответствующего блока рабочей группы [5]. Таким образом, на момент создания тематического блока «электронная таможня», его деятельность была сопряжена, прежде всего, с созданием механизма «единого окна» в государствах - членах Союза, а также формированием фундаментальной, концептуальной теоретико-правовой основы для создания электронной (цифровой) таможни.

2. ПРОЦЕДУРНЫЕ АСПЕКТЫ

РАБОТЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ»

На сегодняшний день заседания тематического блока «электронная таможня» Рабочей группы созывается по решению руководителя тематического блока не реже одного раза в квартал. Руководителем блока является заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК. Состав участников каждого заседания тематического блока определяется повесткой. Организационное, информационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения тематического блока обеспечивается этим же Департаментом. Классически заседанию тематического блока «электронная таможня» предшествует утверждение повестки, а результаты заседаний оформляются протоколами и подписываются руководителем тематического блока. Необходимо добавить, что члены Рабочей группы могут представить в Комиссию особое мнение, которое приобщается к протоколу и доводится до сведения участников заседания данного тематического блока «электронная таможня». Оригиналы протоколов хранятся в Департаменте таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК.

В рамках функционирования Рабочей группы нередко возникает потребность рассмотреть смежные вопросы, которые находятся в компетенции различных тематических блоков. В этом случае совместные заседания тематических блоков по смежным вопросам (для решения вопросов, затрагивающих компетенцию нескольких тематических блоков) могут проводиться по инициативе руководителя тематического блока по согласованию с руководителями других тематических блоков. Состав участников, как и выше, определяется повесткой заседания. Процедурными правилами установлено, что при наличии разногласий, урегулирование которых не возможно на уровне тематических блоков, вопрос выносится для рассмотрения на координационный совет.

Важная роль в организации работы тематического блока «электронная таможня» отводится ответственному секретарю. Сегодня его функции выполняет один из сотрудников отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики. В функциональные обязанности секретаря входит организация проведения заседаний, в том числе видеоконференций, в составе членов тематического блока; направление повестки заседания и материалов к ней уполномоченным лицам государств - членов Союза и Комиссии; организация, при необходимости, предварительного обсуждения, сбор предложений и замечаний; подготовка протоколов заседаний тематического блока «электронная таможня» и др. [6].

По состоянию на начало 2020 г. таможенным блоком Комиссии было проведено 8 заседаний тематического блока «электронная таможня». Анализ работы

Мозер С.В., Секербаева Д.К.

тематического блока показывает, что проблематика электронной таможни рассматривалась по мере реализации Плана мероприятий. Так, на первом заседании тематического блока, которое состоялось 12 февраля 2016 г., были рассмотрены организационные вопросы деятельности тематического блока, а также проведено обсуждение проекта Детализированного плана на 2016 г. Докладчики довели до участников заседания информацию о принятых актах Комиссии, регулирующих деятельность тематического блока «Электронная таможня» в рамках организационного механизма, обеспечивающего выполнение плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна», освещены вопросы по составу тематического блока, его задачам. Также были представлены предложения по назначению секретаря тематического блока, периодичности заседаний в очном формате и формате видеоконференций [7]. На начальном этапе функционирования тематического блока экспертами была отмечена актуальность рассмотрения понятия «электронная таможня» при формировании глоссария терминов, используемых по направлению блока «электронная таможня», были высказаны предложения о рассмотрении практики развития электронной таможни в Европейском союзе [8]. Добавим, что в качестве приоритетных направлений работ тематического блока в 2017-2018 гг. среди прочего были предложены элементы электронной таможни: «электронное декларирование» и «комплексное управление границей» [9].

Проблематика «цифровой» таможни впервые была рассмотрена на заседании тематического блока «электронная таможня» 27 марта 2017 г. На этой встрече эксперты обсудили вопрос разработки стратегии развития электронной (цифровой) таможни, как элемента механизма «единого окна». Здесь же эксперты обратили внимание, что 2016 г. объявлен Всемирной таможенной организацией годом цифровой таможни, хотя ранее в документах ВТамО чаще использовался термин «электронная таможня». Была высказана позиция, что инструментами реализации цифровой таможни являются обработка больших данных (Big Data), телематика, облачные технологии, интернет вещей, мобильные технологии и др. По итогам обсуждения участники мероприятия приняли к сведению информацию о подходах к определению терминов «безбумажная таможня», «электронная таможня», «цифровая таможня», а также о тенденциях использования современных технологий в таможенной сфере. В заключение было принято решение продолжить работу по изучению квалифицирующих характеристик определения терминов «безбумажная таможня», «электронная таможня», «цифровая таможня» [10].

В рамках проводимого исследования напомним, что на заседании Евразийского межправительственного совета, состоявшемся в Бишкеке 7 марта 2017 г., были обсуждены ключевые направления деятельности ЕАЭС в 2017 г., среди которых наибольшее внимание было уделено вопросам цифровой повестки. Под руководством Председателя Коллегии ЕЭК была создана

рабочая группа по подготовке Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. В свою очередь на уровне Всемирной таможенной организации актуальность формирования цифровой повестки в сферах международной торговли и таможенного регулирования подтверждается тем, что 2016 г. был объявлен годом «Цифровой таможни» (Digital Customs). В 2017 г. в развитие тематики цифровой таможни ВТамО предложила лозунг «Анализ данных в интересах эффективного управления границами» (Data Analysis for Effective Border Management) [11].

На пятом заседании тематического блока «электронная таможня» 29 июня 2017 г. председательствующий подчеркнул необходимость создания общепринятого определения понятия «цифровая таможня», обозначения ее роли и отличий от понятия «электронная таможня». Здесь же эксперты отметили необходимость разработки концепции развития электронно-цифровой таможни, как инструмента реализации эталонной модели «единого окна» в сфере таможенного регулирования, важность продолжения работ по наполнению глоссария терминов, а также целесообразность определения пилотной зоны в рамках реализации национальных механизмов «единого окна» [12].

Эта же проблематика была затронута на следующей встрече экспертов, организованной ДТЗиПП 20 апреля 2018 г. В частности, руководителем тематического блока «электронная таможня» было обращено внимание, что в настоящее время в целях реализации положений Таможенного кодекса ЕАЭС ведется большая работа по подготовке соответствующих актов на национальном и наднациональном уровнях. Данная работа также направлена на закрепление порядка, форм и структур для обеспечения электронного взаимодействия, что в свою очередь способствует развитию электронной таможни, как одного из элементов механизма «единого окна» в государствах - членах Союза. На уровне Комиссии работа осуществляется на площадках соответствующих консультативных комитетов. В то же время необходимо учитывать передовой опыт государств -членов Союза, практику зарубежных государств, международные рекомендации и стандарты, а также современные тенденции, влияющие на будущее цифровой таможни. В этой связи возникает большое количество вопросов, которые требуют обсуждения и проработки. Поэтому тематический блок «электронная таможня» представляется, как площадка для обсуждения и отработки инициатив в таможенной сфере, направленных на применение современных технологий и внедрение механизма «единого окна». Усилия тематического блока в 2018 г. председательствующий предложил направить на выработку подходов формирования электронной/ цифровой таможни, как неотъемлемого элемента национального механизма «единого окна» [13].

Вывод о разности подходов к пониманию электронной (цифровой) таможни вытекает из дискуссий, состоявшихся на седьмом заседании тематического блока «электронная таможня». Так, представителем ФТС России было высказано мнение, что в Таможенном

кодексе ЕАЭС есть абсолютно все, чтобы реализовать электронную таможню: декларирование в электронной форме, совершение таможенных операций информационными системами без участия должностных лиц, имеется общая модель данных ЕАЭС. По мнению специалиста таможенной службы, работу блока «электронная таможня» необходимо сосредоточить на разрешении тех вопросов, которые были заложены в нормативном поле, но не реализованы на практике. Это взаимодействие таможенных органов с другими контролирующими органами, переход на оформление и использование электронных документов, реализация общих процессов. По его мнению, что-то новое придумать практически сложно.

На наш взгляд, высказанный тезис носит спорный характер: при отсутствии на нормативном, концептуальном, научном уровнях понимания электронной таможни в целом, как комплексного правового инструмента, говорить о реализации ее основных элементов в базовом нормативном акте - ТК ЕАЭС преждевременно. Напомним, на сегодняшний день в праве ЕАЭС понятия «электронная» («цифровая») таможня не закреплены. С другой стороны, озвученная российской стороной позиция об электронной таможне для данного случая отождествляет ее с такими элементами как:

1) декларирование в электронной форме;

2) совершение таможенных операций информационными системами без участия должностных лиц;

3) модель данных.

Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день в понимании ФТС России «электронная таможня» -это структурное подразделение таможенных органов, деятельность которой определяется соответствующей компетенцией и использованием информационных систем и ресурсов таможенных органов. Напомним, что анализ института электронной таможни в разрезе правовых актов ФТС России представлен в отдельной публикации [14].

Восьмое заседание тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, которое состоялось в Москве 1 ноября 2018 г., является знаковым для разработки концепции (электронной) цифровой таможни. Один из вопросов повестки состоявшейся встречи - выработка подходов по формированию электронной (цифровой) таможни. В рамках заседания отмечено, что деятельность тематического блока во втором полугодии осуществляется в соответствии с Детализированным планом на 2018 г., планом рабочей группы на второе полугодие 2018 г. Одним из основных мероприятий блока «электронная таможня» является выработка подходов формирования электронной (цифровой) таможни, как неотъемлемого элемента национального механизма «единого окна». На заседании было обращено внимание на продолжающуюся работу таможенного блока ЕЭК по изучению международной практики и рекомендаций в сфере таможенного администрирования. В рамках встречи были озвучены планы о подготовке обзора опыта за-

рубежных стран по переходу к цифровой таможне и обзора применения в таможенных органах технологии анализа больших данных (по материалам ВТамО). Экспертному сообществу был представлен доклад о формировании электронной (цифровой) таможни, в котором изложена позиция о трансформации (переходе) от «электронной» таможни к «цифровой», опыте ВТамО по формированию концепции «цифровой таможни» и модели зрелости «цифровой таможни»2, а также информация о подходах к разработке проекта документа и формировании перечня основных вопросов, ответы на которые должны быть отражены в будущем проекте документа по «цифровой таможне» [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В период обсуждения озвученных подходов по электронной (цифровой) таможне, представители Федеральной таможенной службы отметили большую пользу проведенной работы для государств Союза. В рассматриваемом ключе было обращено внимание, что при разработке проекта Таможенного кодекса ЕАЭС детально изучались документы ВТамО. Поэтому ТК Союза содержит в себе положения, позволяющие реали-зовывать информационные таможенные технологии в полном объеме, что в свою очередь позволит оцифровать бизнес-процессы в таможенной сфере [Там же].

По мнению Федеральной таможенной службы, документ о цифровой таможне на уровне Союза будет актуальным, как для таможенных органов, так и для предпринимательского сообщества. Наряду с этим было отмечено, что бизнесу и другим контролирующим органам, с которыми взаимодействуют таможенные органы, также предстоит провести работу по цифрови-зации бизнес-процессов. ФТС России подчеркнула, что создаваемый проект документа должен быть лаконичным и примерно быть в рамках разработанного Всемирной таможенной организацией.

В ходе переговоров эксперты российского предпринимательского сообщества отметили необходимость выработки общих подходов по формированию цифровой таможни. Была высказана точка зрения, согласно которой в разрабатываемом документе подчеркнута тесная связь цифровой таможни с механизмом «единого окна». По мнению этих же лиц, недостаточно оцифровать бизнес-процессы только в таможенных органах, необходимо проводить системную работу по переходу на юридически-значимый обмен данными с другими контролирующими органами и переходить на безбумажные товаросопроводительные документы (активное участие со стороны бизнеса). Юридическая значимость документов и данных должна быть связана с прослеживаемостью, чтобы была возможность точно установить, какие данные были переданы от одного участника цепи поставки другому участнику. Модель зрелости цифровой таможни было предложено дополнить показателями эффективности (КР1) для бизнеса (обратная связь от реализации мероприятий) [Там же].

В период проведения 8-го заседания члены тематического блока «электронная таможня» обсудили

2 На основе документа ВТамО «Цифровая таможня и реализация Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли» (рЮ056Е1), Брюссель, 24 января 2017 г. [15].

Мозер С.В., Секербаева Д.К.

организационные вопросы и дальнейшие шаги по выработке подходов по формированию электронной (цифровой) таможни. Департаментом таможенного законодательства и правоприменительной практики Комиссии было предложено рассмотреть вопрос создания мини-группы для оперативного взаимодействия экспертов по разработке первоначального проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни». Также было предложено в ходе следующих видеоконференций поочередно представить работу государств-членов по переходу на цифровую таможню. Вышеуказанные предложения были поддержаны членами тематического блока.

Важным итогом заседания 1 ноября 2018 г. стал ряд решений тематического блока. Среди них:

1) членам тематического блока «электронная таможня» направить секретарю тематического блока в рабочем порядке предложения по структуре и наполнению проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни»;

2) просить членов тематического блока от уполномоченных органов государств - членов Союза подготовить и представить в ходе последующих видеоконференций презентации об опыте и направлениях формирования цифровой таможни в своих странах;

3) просить уполномоченные органы определить две кандидатуры (в том числе от бизнеса) из числа членов тематического блока для оперативного взаимодействия и участия в подготовке первоначального проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» [16].

3. О ПРОЕКТЕ ДОКУМЕНТА,

ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ

В государствах - членах Евразийского экономического союза принят ряд стратегических документов, направленных на создание условий для развития цифровой экономики. Так, в Республике Армения разработана «Повестка цифровой трансформации Армении до 2030 года» [17]. В Республике Беларусь принят Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» [18]. В свою очередь в Республике Казахстан Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 г. № 827 утверждена государственная программа «Цифровой Казахстан» [19], а в Кыргызской Республике запущена программа цифровой трансформации «Таза Коом» [20]. Наконец, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [21]3.

Евразийской экономической комиссией совместно с государствами - членами ЕАЭС также разработаны и приняты правовые акты по цифровой повестке [22].

3 См. также Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // ИПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/72190282/

Например, к этой группе актов Союза можно отнести Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [23]; Решение Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2017 г. «О порядке проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза» [24]. Суть этих правовых решений заключается в том, что все сферы деятельности, где осуществляется взаимодействие хозяйствующих субъектов (производителей, поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг) переходят в плоскость цифровой среды (цифровые платформы, цифровые технологии, нормативное регулирование, цифровая инфраструктура). Необходимо добавить, что реализация национальных и наднациональных цифровых программ осуществляется по всем сферам экономики, затрагивая и государственное управление, и внешнеэкономическую деятельность. Учитывая, что в таможенных органах сосредотачивается основная информация (данные) по осуществлению внешнеэкономической деятельности, вопрос цифровой трансформации деятельности таможенных органов является актуальным [22].

Таможенные органы государств - членов ЕАЭС всегда уделяли особое внимание вопросам развития и использования информационных технологий в сфере своей деятельности, что закреплено в соответствующих программах развития таможенных органов. Например, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь определены Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь на 2016-2020 гг. и на прогнозный период до 2025 г. [25]. Решением коллегии Федеральной таможенной службы от 25 мая 2017 г. принята комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 г. [26]. Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан Приказом от 30 января 2013 г. № 33 утверждена стратегия развития таможенной службы Республики Казахстан до 2020 г. [27].

В контексте исследования вопроса развития электронной (цифровой) таможни обратим внимание, что действующие программы развития таможенных органов государств - членов нашего Союза до 2020 г. приняты в более ранний период, чем национальные программы по переходу на цифровую экономику. В связи с этим вышеуказанные программы не содержат четких положений, связанных с цифровой трансформацией деятельности таможенных органов в развитие принятых цифровых национальных программ [22]. Также по состоянию на текущий момент таможенными органами государств-членов не прорабатывался вопрос о целесообразности формирования инициатив по вопросам, связанными с применением цифровых технологий в области таможенного администрирования, либо в организации взаимодействия с другими цифровыми проектами (например, механизм «единого окна», информационные системы транспортных узлов и т.п.), в рамках реализации цифровой повестки Союза.

4. ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА

ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА «О ВЫРАБОТКЕ ПОДХОДОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ»

Итак, в рамках заседания тематического блока «Электронная таможня» была создана Экспертная группа по подготовке проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» (далее - Экспертная группа). Напомним, что это было сделано в рамках решения заседания тематического блока от 1 ноября 2018 г. К февралю 2020 г. состоялось 6 заседаний Экспертной группы. Основная ее задача -сформировать проект документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» (далее -Проект документа).

На сегодня структура Проекта документа состоит из следующих разделов: введение, определения, общие положения, описание модели цифровой таможни, рекомендуемые мероприятия, заключение. Наряду с этим эксперты Комиссии и государств - членов ЕАЭС предлагают варианты определения понятия «цифровая таможня». Одно из них рассматривает цифровую таможню, как подход к организации деятельности соответствующих уполномоченных органов в области таможенного дела в условиях цифровой экономики, реализуемый посредством совокупности организационных, правовых, технических и технологических решений, основанный на применении данных в цифровом виде, цифровых технологий и обеспечивающий информационное/ цифровое взаимодействие с другими информационными системами на национальном, региональном и глобальном уровнях, и направленный на повышение эффективности управления и результативности принимаемых решений в сфере таможенного регулирования.

Это всего лишь один из вариантов видения цифровой таможни, и мы не настаиваем, что он идеален. Стоит отметить, что комплексное исследование института цифровой таможни во Всемирной таможенной организации было проведено в Департаменте таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК в 2019 г. [28]. Все материалы на эту тему находятся в открытом доступе и позволяют экспертам, а также научно-экспертному сообществу Сторон формировать свою позицию на основе международного опыта [29; 30].

Работа Экспертной группы будет продолжена, а для ее активизации, мы полагаем, потребуется разработка специального опросника по аналогии с Методикой оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» [31].

ВЫВОДЫ

1. Создание института цифровой таможни в государствах - членах ЕАЭС является актуальным вопросом для экспертов таможенного блока Евразийской экономической комиссии и таможенных администраций государств - членов Союза.

2. Проблематика формирования цифровой таможни рассматривается в рамках работы тематического блока «электронная таможня». Этот тематический

блок является структурным элементом Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Эксперты данного блока занимаются построением механизма «единого окна» в государствах - членах ЕАЭС, а также формированием фундаментальной, концептуальной теоретико-правовой основы для создания электронной (цифровой) таможни.

3. Актуальные вопросы «цифровой» таможни впервые были рассмотрены на заседании тематического блока «электронная таможня» 27 марта 2017 г. На этой встрече эксперты обсудили вопрос разработки стратегии развития электронной (цифровой) таможни, как элемента механизма «единого окна».

4. Изначально концепция развития электронной (цифровой) таможни рассматривалась, как инструмент реализации эталонной модели «единого окна» в сфере таможенного регулирования. Считается, что концепция о цифровой таможне на уровне Союза является актуальной, как для таможенных органов, так и для предпринимательского сообщества.

5. Важным этапом на пути формирования института цифровой таможни в государствах - членах ЕАЭС стало создание в 2019 г. Экспертной группы по подготовке проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни». По сути, речь идет о подготовке концепции, концептуальных подходах по цифровой таможне, о которых отмечено выше.

6. На сегодняшний день экспертами Комиссии и Сторон рассматривается предложение под цифровой таможней понимать подход к организации деятельности соответствующих уполномоченных органов в области таможенного дела в условиях цифровой экономики, реализуемый посредством совокупности организационных, правовых, технических и технологических решений, основанный на применении данных в цифровом виде, цифровых технологий и обеспечивающий информационное/цифровое взаимодействие с другими информационными системами на национальном, региональном и глобальном уровнях, и направленный на повышение эффективности управления и результативности принимаемых решений в сфере таможенного регулирования.

7. Для комплексного анализа института цифровой таможни требуется создания на уровне ВТамО методики оценки уровня развития цифровой таможни. По нашему мнению, в качестве основы следует использовать созданную в ЕЭК Методику оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» [31].

На первоначальном этапе достаточно разработать вопросник на базе ранее проведенного исследования института цифровой таможни ВТамО [28], а также пояснений по его заполнению. Данная разработка будет представлена вниманию научно-экспертного сообщества в следующей публикации, и мы надеемся, что она вызовет интерес у наших коллег в странах Союза и во Всемирной таможенной организации.

Мозер С.В., Секербаева Д.К.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мозер С.В., Секербаева Д.К. Актуальные вопросы формирования института цифровой (электронной) таможни в Евразийском экономическом союзе // Социально-политические науки (ВАК). 2019. № 6. URL: http://customs-academy. net/?p=13183

2. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 г. № 162 «О составе рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» (Утратило силу. См. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 марта 2017 г. № 26) // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/15r00162/ (дата обращения: 06.02.2019).

3. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 марта 2017 г. № 26 «О составе рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // ИПС Альта-софт. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/17r0002 6/ (дата обращения: 06.02.2019).

4. Справка о направлениях деятельности тематического блока «Электронная таможня». К вопросу 1 повестки дня 2-го заседания тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности от 16 сентября 2016 г. // Архив ЕЭК.

5. Перечень работ для тематического блока «Электронная таможня». Приложение № 1 к Справке о направлениях деятельности тематического блока «Электронная таможня». К вопросу 1 повестки дня 2-го заседания тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности от 16 сентября 2016 г. // Архив ЕЭК.

6. Регламент работы рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности и создаваемых при ней экспертных групп от 16 августа 2016 г. // Архив ЕЭК.

7. Протокол заседания тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по реализации плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 февраля 2016 г. // Архив ЕЭК.

8. Протокол 2-го заседания тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по реализации плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (в режиме видеоконференции) от 16 сентября 2016 г. // Архив ЕЭК.

9. Протокол 3-го заседания тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (в режиме видеоконференции) 22 ноября 2016 г. // Архив ЕЭК.

10. Протокол 4-го заседания тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по реализации плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности от 27 марта 2017 г. // Архив ЕЭК.

11. Справка о концептуальных подходах и причинах перехода к цифровой таможне от 27 марта 2017 г. К вопросу 4 повестки дня 4-го заседания тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по выполнению плана

REFERENCES

1. Mozer S.V., Sekerbaeva D.K. Actual issues of the formation of the institute of digital (electronic) customs in the Eurasian Economic Union. Sociopolitical sciences. 2019. № 6. URL: http:// customs-academy.net/?p=13183

2. Decree of the Board of the Eurasian Economic Commission dated December 22, 2015 № 162 "On the composition of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the Guidelines for the development of the 'single window' mechanism in the system of regulating foreign economic activity" (Expired. See Order of the Board of the Eurasian Economic Commission dated March 21, 2017 No. 26). IPS Alta-soft. URL: https://Www.alta.ru/ tamdoc/15r00162/ (date of access: 02/06/2019).

3. The order of the Board of the Eurasian Economic Commission dated March 21, 2017 № 26 "On the composition of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the guidelines for the development of the 'single window' mechanism in the regulation of foreign economic activity". IPS Alta-soft. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/17r00026/ (date of access: 02/06/2019).

4. Information on the activities of the Thematic Block "Electronic Customs". To item 1 of the agenda of the 2nd meeting of the "Electronic Customs" Thematic Block of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the Guidelines for the development of the "single window" mechanism in the system of regulating foreign economic activity of September 16, 2016. EEC Archive.

5. The list of works for the Thematic Block "Electronic Customs". Appendix No. 1 to the Information on the directions of activity of the Thematic Block "Electronic Customs". To item 1 of the agenda of the 2nd meeting of the "Electronic Customs" Thematic Block of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the Guidelines for the development of the "single window" mechanism in the system of regulating foreign economic activity of September 16, 2016. EEC Archive.

6. The Rules of work of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the Guidelines for the development of the "single window" mechanism in the regulatory systems of foreign economic activity and the Expert Groups created with it on August 16, 2016. EEC Archive.

7. The protocol of the meeting of the Thematic Block "Electronic Customs" of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the Guidelines for the development of the "single window" mechanism in the system of regulating foreign economic activity of February 12, 2016. EEC Archive.

8. The protocol of the 2nd meeting of the Thematic Block "Electronic Customs" of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the Guidelines for the development of the "single window" mechanism in the system of regulating foreign economic activity (in the mode of video conference) of September 16, 2016. EEC Archive.

9. The protocol of the 3rd meeting of the Thematic Block "Electronic Customs" of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the Guidelines for the development of the "single window" mechanism in the system of regulating foreign economic activity (in the mode of video conferencing) November 22, 2016. EEC Archive.

10. The protocol of the 4th meeting of the Thematic Block "Electronic Customs" of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the Guidelines for the development of the "single window" mechanism in the system of regulating foreign economic activity of March 27, 2017. EEC Archive.

11. Information on conceptual approaches and reasons for the transition to digital customs dated March 27, 2017. On the 4th agenda item of the 4th meeting of the Thematic

мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности // Архив ЕЭК.

12. Протокол 5-го заседания тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (в режиме видеоконференции) от 29 июня 2017 г. // Архив ЕЭК.

13. Протокол 7-го заседания тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (в режиме видеоконференции) 20 апреля 2018 г. // Архив ЕЭК.

14. Мозер С.В. Формирование правового института электронной таможни: российский опыт // Пробелы в российском законодательстве. 2020. URL: http://customs-academy. net/?p=3817.

15. ВТамО «Цифровая таможня и реализация Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли» (pt0056E1). Брюссель, 24 января 2017 г.

16. Протокол 8-го заседания тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (в режиме видеоконференции) от 1 ноября 2018 г. // Архив ЕЭК.

17. Цифровая повестка Республики Армения. Формируя цифровое пространство: годовой отчет. Евразийская экономическая комиссия. 2017. С. 45. URL: http://www. eurasiancommissюn.org/ш/Doшments/Годовой%20отчет%20 2017.pdf (дата обращения: 08.02.2019).

18. Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» // Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь. URL: http://president.gov.by/uploads/archives/Decret-8.zip (дата обращения: 08.02.2019).

19. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827 «Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1700000827 (дата обращения: 08.02.2019).

20. О Программе цифровой трансформации Кыргызской Республики «Таза Коом» // Информационный ресурс «ТАЗА КООМ». URL: http://tazacoom.kg/site/concept/4 (дата обращения: 08.02.2019).

21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Информационно-правовая система Гарант. URL: http://base. garant.ru/71734878/ (дата обращения: 08.02.2019).

22. Справка о проекте документа, определяющего концептуальные подходы по формированию цифровой таможни от 1 ноября 2018 г. К вопросу 2 повестки дня 8-го заседания тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности // Архив ЕЭК.

23. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» // Информационно-правовая система Гарант. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71708158/ (дата обращения: 08.02.2019).

24. Решение Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2017 г. № 4 «О Порядке проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза» // Информационно-правовая система Гарант. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71708134/ (дата обращения: 08.02.2019).

Block "Electronic Customs" of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the Guidelines for the development of the "single window" mechanism in the system of regulating foreign economic activity. EEC Archive.

12. The protocol of the 5th meeting of the Thematic Block "Electronic Customs" of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the guidelines for the development of the "single window" mechanism in the regulation of foreign economic activity (in the mode of video conference) dated June 29, 2017. EEC Archive.

13. The protocol of the 7th meeting of the Thematic Block "Electronic Customs" of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the Guidelines for the development of the "single window" mechanism in the system for regulating foreign economic activity (via video conferencing) on April 20, 2018. EEC Archive.

14. Mozer S. The Formation of the Legal Institute of Electronic Customs: Russian Experience. Gaps in Russian Legislation. 2020. URL: http://customs-academy.net/?p=3817

15. WCO Digital Customs and Implementation of the WTO Trade Facilitation Agreement (pt0056E1). Brussels, January 24, 2017.

16. The protocol of the 8th meeting of the Thematic Block "Electronic Customs" of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the Basic directions for the development of the "single window" mechanism in the system of regulating foreign economic activity (in the mode of video conferencing) dated November 1, 2018. EEC Archive.

17. The digital agenda of the Republic of Armenia. Shaping digital space: annual report. Eurasian Economic Commission.

2017. URL: http://www.eurasiancommission.org/en/Documents/ Annual%20report%202017.pdf (date of access: 02/08/2019).

18. Decree of the President of the Republic of Belarus dated December 21, 2017 № 8 "On the development of the digital economy". Official web-site of the President of the Republic of Belarus. URL: http://president.gov.by/uploads/archives/Decret-8. zip (date of access: 02/08/2019).

19. Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 12, 2017 № 827 "On approval of the State program 'Digital Kazakhstan' ". Information and legal system of regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827 (date of access: 02/08/2019).

20. About the Taza Coom Digital Transformation Program of the Kyrgyz Republic. TAZA COOM Information Resource. URL: http://tazacoom.kg/site/concept/4 (date of access: 02/08/2019).

21. The order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 № 1632-p "On approval of the program 'Digital economy of the Russian Federation' ". Information and legal system Garant. URL: http://base.garant.ru/71734878/ (date of access: 02/08/2019).

22. Information on the draft document defining conceptual approaches to the formation of digital customs of November 1,

2018. On item 2 of the agenda of the 8th meeting of the Thematic Block "Electronic Customs" of the Working Group on the implementation of the Action plan for the implementation of the Guidelines for the development of the "single window" mechanism in the system of regulation of foreign economic activity. EEC Archive.

23. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of October 11, 2017 № 12 "On the Main Directions for the Implementation of the Digital Agenda of the Eurasian Economic Union until 2025". Information and Legal System Garant. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71708158/ (date of access: 02/08/2019).

24. Decision of the Eurasian Intergovernmental Council of October 25, 2017 № 4 "On the Procedure for the Study of Initiatives in the Framework of the Implementation of the Digital Agenda of the Eurasian Economic Union". Information and Legal System Garant. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71708134/ (date of access: 02/08/2019).

Мозер С.В., Секербаева Д.К.

25. Стратегия развития таможенных органов // Официальная страница Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. URL: http://www.customs.gov.by/ru/strategi-ja_razvitija-ru/ (дата обращения: 08.02.2019).

26. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» (с изменениями, внесенными Приказом ФТС России от 29 августа 2018 г. № 1352) // Информационно-правовая система Гарант. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17pr1065/ (дата обращения: 08.02.2019).

27. Приказ Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 30 января 2013 года № 33 «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Республики Казахстан о 2020 года» // Информационная система Параграф. URL: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=31328006 (дата обращения: 08.02.2019).

28. Mozer S. Digital Customs. WCO Experience: monograph. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. 266 p. URL: http://customs-academy.net/?p=12388

29. Мозер С.В. Отчет по итогам научной работы за 2019 «Всемирная таможенная организация: научные публикации -2019». URL: http://customs-academy.net/?p=13244

30. Публикации, обзоры, статьи. Официальный информационный ресурс Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edi-noe_okno/Pages/Publications.aspx

31. Дуйсебаев С.Д., Секербаева Д.К., Мозер С.В. и др. Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» // Сб. Нормативных правовых актов за 2014-2015 годы по внедрению и развитию механизма «единого окна» в государствах - членах Евразийского экономического союза. М., 2015. С. 51. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/ Documents/Сборник%20НПА%202014-2015_Итоговый%20 вариант.pdf

25. Strategy for the development of customs authorities. Official page of the State Customs Committee of the Republic of Belarus. URL: http://www.customs.gov.by/ru/strategija_razvitija-ru/ (date of access: 02/08/2019).

26. Order of the Federal Customs Service of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated June 27, 2017 № 1065 "On the decision of the Collegium of the Federal Customs Service of Russia dated May 25, 2017 'On a comprehensive program for the development of the Federal Customs Service of Russia for the period until 2020' " (as amended by the Order of the Federal Customs Service of Russia from August 29, 2018 № 1352). Information and Legal System Garant. URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/17pr1065/ (date of access: 02/08/2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Order of the Chairman of the Customs Control Committee of the Ministry of Finance of the Republic of Kazakhstan dated January 30, 2013 № 33 "On approval of the Development Strategy of the Customs Service of the Republic of Kazakhstan for 2020". Information System Paragraph. URL: http://online.zakon. kz/Document/?doc_id=31328006 (date of access: 02/08/2019).

28. Mozer S. Digital Customs. WCO Experience: monograph. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. 266 p. URL: http://customs-academy.net/?p=12388

29. Mozer S. Report on the results of scientific work in 2019 "World Customs Organization: Scientific Publications - 2019". URL: http://customs-academy.net/?p=13244

30. Publications, reviews, articles. The official information resource of the Eurasian Economic Commission. URL: http://www.eur-asiancommission.org/en/act/tam_sotr/edinoe_okno/Pages/Pub-lications.aspx

31. Duisebaev S.D., Sekerbaeva D.K., Mozer S. et al. Methodology for assessing the state of development of national "single window" mechanisms. Collection of normative legal acts for 2014-2015 on the implementation and development of the "single window" mechanism in the Member States of the Eurasian Economic Union. Moscow. 2015. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/ Documents/C6opHMK%20HnA%202014-2015_HTOroBbiM%20 BapuaHT.pdf

Статья поступила в редакцию 22.02.2020, принята к публикации 28.02.2020 The article was received on 22.02.2020, accepted for publication 28.02.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Мозер Сергей Владимирович, кандидат юридических наук; заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии; старший научный сотрудник НИИ Российской таможенной академии. Москва, Российская Федерация. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-3143-427X. E-mail: moser-info@yandex.ru

Секербаева Динара Кабиевна, аспирант Российской таможенной академии; начальник отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии. Москва, Российская Федерация. E-mail: sekerbayeva-info@yandex.ru

ABOUT THE AUTHORS

Sergei V. Mozer, Candidate of Law; deputy head of Division of Advanced Customs Technologies, Department of Customs Legislation of the Eurasian Economic Commission; senior researcher in the Research Institute of the Russian Customs Academy. Moscow, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3143-427X. E-mail: moser-in-fo@yandex.ru

Dinara К. Sekerbayeva, Head of Division of Advanced Customs Technologies, Department of Customs Legislation of the Eurasian Economic Commission. Moscow, Russian Federation. E-mail: sekerbayeva-info@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.