УДК 316.6
Р. В. Куприянов
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Проводится функциональный анализ деятельности социального работника. Проанализированы определения социальной работы. Предложена иерархическая модель функциональной структуры деятельности социального работника.
Социальная работа как профессия в РФ появилась 15 лет назад, в 1991 году. За этот период времени накоплено уже достаточно много информации в рамках практической деятельности социального работника. Во многом это объясняется тем, что развитие социальной работы как профессиональной деятельности во многом схоже с развитием практически ориентированных наук, например, такой как медицина. Динамика развития социальной работы шла не от теории к практике, а от практики к попыткам объяснить полученные эффекты [1]. По мнению М.А.Гулиной, практика социальной работы возникла уже в 70-х г. г. XIX века, тогда как первой теорией описывающей работу с клиентом можно считать психоанализ, который возник только в начале XX века [1]. Несмотря на то, что проблемой деятельности социального работника занимались многие ученые: Н.Ф.Басов, П.Д.Павленок, А.М.Панов, Е.И.Холостов, Н.Б.Шмелева и др., в настоящее время научный анализ деятельности социального работника в современный литературе неполон и существует много нерешенных вопросов. Не до конца осмыслен существующий практический опыт, не созданы концепции, объясняющие полученные результаты. В частности, в литературе нет общепринятого понимания целей и задач социальной работы, и как следствие, существует много противоречий в описании деятельности социального работника, в том числе его функций. Именно этой проблеме посвящена данная статья. Прежде чем начать рассматривать функции социального работника, необходимо определиться с сущностью деятельности социального работника.
Общепризнанно, что социальная работа относиться к помогающим специальностям. Однако сами определения социальной работы существенно расходятся у разных авторов. На данный момент в научной литературе под социальной работой понимают следующее. Социальная работа - «целенаправленная деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жизненную ситуацию» [2]. Это определение носит очень широкий характер. По сути, в таком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой, так как практически в жизни каждого человека может быть трудная жизненная ситуация. Другой исследователь, рассматривает социальную работу как «особый вид деятельности, цель которой - удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию» [3]. В данном случае категория лиц, которым оказывается помощь, ограничивается удовлетворением «социально гарантированных» интересов и потребностей. Таким образом, социальная работа рассматривается в контексте социальной политики государства и призвана удовлетворять гарантированные потребности. Это, в свою очередь, позволяет некоторым авторам рассматривать
социальную работу - как своеобразный механизм реализации социальной политики [4]. Однако по этому поводу нет общепринятого мнения. Как отмечает Т.Шанин: «Идея государственной системы социального обеспечения базируется чаще всего лишь на признании прав каждого гражданина (или человека) на минимум благ и в этом смысле является универсалистской. Фокус же реальной деятельности социальных работников - в признании многообразия индивидуальных потребностей» [5].
Другое мнение о сущности социальной работы представлено в определении ее цели деятельности, а именно как «предоставление возможности всем людям полностью развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвращать дисфункции» [6]. Приверженцы этой точки зрения, по-видимому, базируются на принципах гуманистического подхода и рассматривают социальную работу не как помощь человеку, а как его развитие. Такое отличие от предыдущих определений обусловлено интегративным характером социальной работы, в рамках которой существуют различные теоретические взгляды на сущность и природу человека и общества. Между тем, с последним определением трудно согласиться, так как задача развития - это задача педагогики, и соответственно, социальная работа отождествляется в данном случае с социальной педагогикой. В попытках уйти от одностороннего взгляда на суть социальной работы, некоторые авторы пытаются совместить в определении различные подходы. «Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека» [7]. В литературе встречаются и другой способ решения проблемы описания сущности социальной работы, авторы которой подчеркивают только преобразующий характер деятельности, не характеризуя сам вид изменений. Примером такого определения может служить понимание социальной работы принятое в программном документе Международной федерации социальных работников. В нем в частности говориться, что социальная работа - «это вид профессиональной деятельности, цель которой состоит в проведении социальных преобразований в обществе в целом и в его отдельных формах развития в частности» [8]. Как правило, подобные определения очень широко характеризуют социальную работу, что приводит к «размыванию» ее сути.
Авторы словаря справочника по социальной геронтологии рассматривают социальную работу, как профессиональную деятельность, имеющую целью «содействие людям в преодолении личностных и социальных трудностей посредством государственной и негосударственной поддержки, защиты, коррекции и реабилитации» [9]. Как видим, в данном случае акцент делается не на помощь, а на содействие, что подчеркивает активную позицию клиента социальной работы.
Для западных ученых типична точка зрения, согласно которой социальная работа представляет собой деятельность, призванную обеспечивать защиту прав человека, «поскольку в её основе лежит принцип непреходящей ценности человеческой жизни, а её главная цель состоит в создании справедливых социальных структур, способных обеспечить безопасность и развитие человека без ущерба его достоинству» [10]. В определении социальной работы, принятой Международной федерацией социальных работников говорится, что принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы [11]. Данная точка зрения поддерживается сейчас и отечественными учеными. Как пишет В.П.Мошняга: «Цели и задачи социальной работы являются производными от осознания потребностей и интересов человека, которые в современной общественной мысли, в международных актах и законах большинства государств получили отражение в виде прав человека и прав в конкретных областях жизнедеятельности индивида, общины и общества» [12].
Такой разброс мнений в понимании целей социальной работы отражает сложный характер самой сути деятельности социальной работы. Исходя из того, что нет общепринятого определения социальной работы, мы в качестве рабочего определения предлагаем взять следующее. Социальная работа - это профессиональная деятельность по интеграции социально депривированных индивидов и групп населения в общество, путем оказания помощи и создания условий для самопомощи по удовлетворению социально гарантированных и личностных потребностей. Таким образом, цель деятельности социального работника - интеграция в общество, путем оказания помощи и создания условий для самопомощи. Причем помощь здесь понимается в широком смысле слова: материальная помощь, обучение, медицинская помощь и т. д. В данном определении ограничивается круг клиентов социальной работы - это социально депривированные индивиды и социальные группы. Очерчиваются границы помощи - удовлетворение социально гарантированных и личностных потребностей. А также отдельно выделен такой вид помощи, как создание «условий для самопомощи», благодаря чему индивид становится независимым, что является конечной целью социальной работы. В этом и заключается парадокс профессии: с одной стороны, социальный работник обеспечивает значимые изменения, а с другой - делает все, чтобы клиенты продолжали успешно действовать без него. В связи с этим напрашивается следующий вывод: суть социальной работы заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и достигнуть такого результата, при котором необходимость в помощи социального работника отпадет. Другой особенностью данного вида деятельности является то, что помощь может быть разная: психологическая, социально-бытовая, медицинская, правовая и т.д. В реальных, конкретных случаях оказываемая помощь зачастую носит мультидисциплинарный характер. Это привело к тому, что некоторые авторы вообще отказываются описывать задачи, решаемые социальным работником: «сфера деятельности социального работника обширна и не всегда может быть четко очерчена» [13].
Все это свидетельствует о том, что данный вид деятельности предъявляет серьезные требования к специалисту социальной работы. Не случайно, квалификационный справочник содержит весьма длинный перечень его разнообразных должностных обязанностей [14]. Осуществление должностных обязанностей происходит на основе реализации функций деятельности социального работника. По мнению Н.Б.Шмелевой, функциональная природа социальной работы представляет собой «один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности. Социальный работник осуществляет все многообразие функций организации, координации, обеспечения, поддержки (психологической и физической), правовой и административной помощи, коррекции и др.» [15].
Вышеназванная специфика деятельности предъявляет особые требования к функциям социального работника. К сожалению, в литературе нет их однозначного понимания и трактовки. В этом можно убедиться, взглянув на представленную ниже таблицу 1, в которой отражены функции социального работника описанные в научной литературе.
Таблица 1 - Функции социального работника
Автор клас- П.Д. Павленок Е.И. Холостова А.М. Панов
сификации
• Диагностическая • Воспитательная • Активационная
• Коммуникативная • Организаторская функция
• Нравственно- • Организационно- • Аналитико-
гуманистическая коммуникативная прогностическая
• Организационная • Охранно-защитная • Действенно-
• Правозащитная • Предупредительно- практическая
• Предупредительно- профилактическая • Диагностическая
профилактическая • Прогностическая • Нравственно-
• Прогностическая • Социально- гуманистическая
• Психологическая терапевтическая функция
Функции социального работника • Рекламно- • Организационно-
пропагандистская • Социально-бытовая методическая • Правозащитная
• Социально-медицинская • Социально-педагогическая • Предупредительно-профилактическая • Психологическая • Системно-моделирующая • Социалъно-интегративная • Социально-бытовая • Социально-медицинская • Эвристическая
Представленные классификации далеки от идеала, рядоположными в них являются функции, направленные на решение задач различного вида и уровня сложности, выделенные авторами функции в рамках одной классификации, пересекаются друг с другом. Например, А.М.Панов выделяет «действенно-практическую функцию», задача которой проявляется в консультировании, помощи в оформлении документов и т.д. [16]. В то же время, у него выделены функции, в рамках которых тоже осуществляется консультирование: «социально-бытовая», «социально-медицинская», «психологическая». В приведенных классификациях прослеживается еще одно противоречие: выделенные функции являются составными компонентами других функций. «Нравственно-гуманистическая» функция, выделенная П.Д.Павленком и А.М.Пановым, реализуется в деятельности социального работника в виде принципов гуманизма, которые пронизывают всю деятельность социального работника и являются основополагающими для других, представленных выше функций. Не всегда удачно подобраны их названия. Так, например, в названии «предупредительно -профилактическая функция» использованы синонимы. Можно было просто ограничиться термином либо «профилактическая», либо «предупредительная».
Для того, что бы привести в соответствие с научными требованиями классифика-
цию функций деятельности социального работника, мы предлагаем использовать иерархическую модель функциональной структуры деятельности. Впервые иерархическую модель предложил отечественный ученый Р.Х. Шакуров при описании функций управления педагогического коллектива [17]. Он выделил три уровня функций управления: целевой (высший уровень), социально - психологический (средний уровень) и оперативный (нижний уровень). В этой иерархии каждый нижестоящий уровень подчиняется вышестоящим. Мы полагаем, что в данном случае эта модель позволит решить изложенные выше противоречия при описании функций социального работника. С позиции системного подхода к деятельности социального работника мы предлагаем выделить две группы функций: целевые и оперативные. Первый уровень - это «целевые функции». Они образуют вершину иерархии и определяют задачи, которые решаются на более низком уровне. К ним можно отнести: гуманистическую функцию, функции социальной поддержки и реабилитации и т.д. Таким образом, данный уровень задает принципы осуществления деятельности социального работника. Второй уровень - «операционные функции». Они направлены на реализацию конкретных задач возникших в рамках деятельности. Например, консультирование клиента по правовым вопросам. В рамках второго уровня мы выделяем две подгруппы функций: «общие» и «специфические». К первым относятся функции, направленные на осуществление деятельности в целом: диагностическая, проектировочная, коммуникативная, контрольно - оценочная и т. д. Данный вид задач специалист социальной работы решает при оказании любого вида помощи. К «специфическим» относятся функции характеризующие реализацию специфики деятельности социального работника в конкретном случае: социально - педагогическая, психологическая, социально - медицинская, правозащитная и др. Описанную модель можно представить следующим образом (рис. 1).
Целевые функции
Операционные функции
Общие функции Специфические функции
Рис. 1 - Иерархическая модель функций социального работника
Предложенная модель позволяет построить непротиворечивую классификацию функций и дает возможность для более глубокого социально - психологического анализа деятельности социального работника. В частности, можно создать классификацию в рамках каждого уровня функциональной структуры деятельности социального работника.
Литература
1. Психология социальной работы / О.Н.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др. СПб., 2002. С. 27
2. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. М., 2005 С. 220
3. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М., 2005. С.5.
4. Топчий Л. В. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: проблемы теории и практики // Рос. журн. соц. работы. 1995. № 1
5. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина // Куда идет Россия?.. Трансформация социальной сферы и социальная
политика. М., 1998. С. 308.
6. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Уч. пособие М., 2005. С. 92.
7. РоммМ.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Новосибирск, 1999. С.8.
8. IFSW, Definition of the Social Work Profession, 1982.
9. Словарь - справочник по социальной геронтологии. Самара, 2003. С. 144.
10. IFSW, International Policy Pares, 1988, Introduction.
11. Додс И. Глобальные проблемы социальной работы на международном уровне // Соц. работа. 2000. № 2. С. 55.
12. Мошняга В.П. Международный опыт социальной политики и социальной работы. М., 2006. 192 с.
13. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности /Русский Журнал/. 26.09.1997
14. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н / Д: "Феникс", 2000. С.105.
15. Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, 1997. С.43.
16. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности специальность в системе высшего профессионального образования // Российский журнал социальной работы. М., 1995. № 1. С.3-5.
17. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем. М.: Педагогика, 1984. С. 10 - 16.
© Р. В. Куприянов - канд. псих. наук, доц. каф. социальной педагогики и психологии КГТУ.