Научная статья на тему 'Инновационные подходы к организации профессиональной подготовки специалистов по социальной работе'

Инновационные подходы к организации профессиональной подготовки специалистов по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3191
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКА КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' SCIENTIFIC RESEARCH WORK / PROFESSIONAL TRAINING / SOCIAL PROJECT PLANNING / PERSONALITY DEVELOPMENT OF PROFESSIONALS / VOLUNTEERISM / PRACTICAL TRAINING AS THE FORM OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Галина Александровна, Кругликова Галина Геннадьевна

В статье представлены научно-методические и организационные основы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. Раскрывается опыт социального партнерства и практической подготовки, организации научно-исследовательской, проектной и добровольческой деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Галина Александровна, Кругликова Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches to professional training of social workers

The present work dwells upon scientific-methodological and organizational aspects in training of social workers. The authors describe students' practical training and social partnership experience, research, project and volunteer activities

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к организации профессиональной подготовки специалистов по социальной работе»

Г.А.Петрова

Г.Г.Кругликова

Нижневартовск, Россия

GA.Petrova G GKruglikova

Nizhnevartovsk, Russia

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аннотация. В статье представлены научно-методические и организационные основы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. Раскрывается опыт социального партнерства и практической подготовки, организации научно-исследовательской, проектной и добровольческой деятельности студентов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; социальное проектирование; научно-исследовательская работа студентов; развитие личности профессионала; добровольческая деятельность; практика как форма профессиональной подготовки студентов.

INNOVATIVE APPROACHES TO PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL WORKERS

Abstract. The present work dwells upon scientific-methodological and organizational aspects in training of social workers. The authors describe students’ practical training and social partnership experience, research, project and volunteer activities.

Key words: professional training; social project planning; students' scientific research work; personality development of professionals; volunteerism; practical training as the form of professional training of students.

Сведения об авторах: Петрова Галина Александровна1, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики; Кругликова Галина Геннадьевна2, кандидат философских наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики.

Место работы: Нижневартовский государственный гуманитарный университет.__________________________

About the authors: Petrova Galina Alexandrovna1, candidate of Pedagogy, associate professor, head of the department for General and Social Pedagogy; Kruglikova Galina Gennadievna2, candidate of Philosophy, associate professor of the department for General and Social Pedagogy.

Place of employment: Nizhnevartovsk State University of Humanities.

Контактная информация: 628605, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56; тел. (3466)451042, (904)8830398. E-mail: 1 [email protected], 2 [email protected]

Социальная работа является таким видом деятельности, который требует постоянного получения, возобновления, обобщения, анализа социальной информации. Это сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования: умение оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями. Происходящие в обществе преобразования определяют необходимость изменения существующих систем профессиональной подготовки специалиста по социальной работе, который выступает определенным образом носителем перемен в общественной жизни страны.

Отечественные ученые в настоящее время активно разрабатывают теоретико-методологические аспекты социальной работы как научной теории, учебной дисциплины и профессиональной деятельности (Г.М.Андреева, И.Н.Андреева, А.Г.Асмолов, С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, С.И.Григорьев, И.А.Зимняя, А.М.Панов, В.А.Сластенин, А.В.Топчий, М.В.Фир-сов, Е.И.Холостова, Т.Ф.Яркина и др.).

Педагогические и психологические основы социальной работы и подготовки специалистов для этой сферы деятельности стали предметом исследований многих ученых (Б.З.Вульфов, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, А.В.Мудрик, Б.Ю.Шапиро, Т.Д.Шевеленкова,

Н.Б.Шмелева и др.).

Анализ опубликованных работ свидетельствует о том, что к настоящему времени еще до конца не сложилось четкое представление о сферах жизнедеятельности социального работника, что связано с отсутствием необходимой координации среди различных социальных служб. Вместе с тем наблюдается острая нехватка профессионально грамотных

специалистов по социальной работе. Вот только один пример: на 89 территориях России в социальной сфере трудится более 400 тыс. человек. Многие из них получили узкопрофильное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют профильной подготовки по социальной работе.

Специалист по социальной работе должен быть готов к выполнению основных функций: диагностической, прогностической, предупредительно-профилактической (или социально-терапевтической), правозащитной, социально-педагогической, психологической, социально-медицинской, социально-бытовой, коммуникативной, рекламно-пропагандистской, нравственно-гуманистической, организационной [5. С. 198—199].

Выпускник вуза может выполнять названные обязанности и реализовывать указанные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих знаний и умений. В Государственном образовательном стандарте высшего и профессионального образования [3] предъявляется ряд требований к знаниям и умениям специалиста по социальной работе. Эти требования представлены несколькими группами: 1) общими требованиями к образованности специалиста; 2) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; 3) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин; 4) требованиями к знаниям и умениям по циклу общепрофессиональных дисциплин направления и 5) требованиями к знаниям и умениям по циклу специальных дисциплин направления. Общие требования к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы конкретизируются с учетом избранной специализации и определяются учебным планом вуза.

В Нижневартовском государственном гуманитарном университете профессиональная подготовка специалистов по социальной работе осуществляется с 2004 г. Кафедрой общей и социальной педагогики осуществляется научная разработка модели и технологий подготовки специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в условиях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Профессиональное образование в университете структурировано по уровням:

> 1-й уровень — базовое высшее профессиональное образование (бакалавриат), направление подготовки «социальная работа», профиль подготовки «социальная работа в системе социальных служб»;

> 2-й уровень — полное высшее профессиональное образование: магистратура по направлению подготовки «социальная работа»; специалитет — обучение по специальности «социальная работа», специализация «медико-социальная работа с населением»;

> послевузовское профессиональное образование — аспирантура по трем специальностям.

Наряду с дисциплинами федерального компонента преподавателями разработаны учебно-методические материалы сопровождения подготовки специалистов по социальной работе в части регионального (вузовского) компонента («Социальная работа в полиэтнической среде», «Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях региона», «Психосоциальные технологии в работе с детьми и подростками с девиантным поведением») и специализации «Медико-социальная работа с населением» («Коррекционно-реабилитационные технологии с детьми с ограниченными возможностями» и др.).

Социальное проектирование стало неотъемлемой составляющей социальной работы, и в общественной практике получила распространение идея применения проектирования как способа решения проблем в различных сферах и видах деятельности. Сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе многие сферы деятельности, и поэтому профессионализм специалиста определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию социально-педагогической деятельности, то есть уровнем владения проектировочными умениями. Отсюда вытекает необходимость ознакомления

студентов с теорией и практикой социального проектирования. Поэтому технология проектирования стала не только средством, но и целью образовательного процесса.

Для студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», преподается курс «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе». Практика показывает, что участие в проектной деятельности имеет определенное влияние на личностное развитие студентов, придает определенные черты социализационному процессу, в который они включаются более эффективно, с лучшими для себя и общества результатами.

Преподавание данного курса строится таким образом, чтобы усилить практическую готовность студентов к работе по специальности. Во-первых, тематика проектов приближена к специфике профессиональной подготовки за счет междисциплинарных связей с другими учебными дисциплинами (например, «Геронтология», «Основы социальной работы с молодежью», «Медико-социальная работа» и др.), а также с курсовыми проектами студентов. Во-вторых, часть работ по разработке и реализации социальных проектов проводились непосредственно в социальных и образовательных учреждениях (в том числе во время производственных практик), и специалисты учреждений являлись консультантами, экспертами, а иногда и участниками студенческих проектов, передавали студентам свои знания и опыт.

В качестве методологической основы организации социального проектирования используется субъектно-ориентированный подход, разработанный в работах В.А.Лукова [4]. Другое название подхода — тезаурусный — связано с использованием в нем механизма социальной и культурной ориентации, основанного на различии и сходстве тезаурусов людей. Субъектно-ориентированный подход к социальному проектированию базируется на признании тезауруса создателя проекта основным источником проектной идеи. Этим не умаляется значение объективных факторов разработки и осуществления проекта (назревшая общественная проблема, высокий спрос на предоставляемые услуги, заказ, наличие ресурсов и т.д.). В данном случае при организации проектной деятельности студентов тезаурусный подход позволяет опереться на те возможности, которые имеются у студентов, и придать процессу освоения теории и технологии социального проектирования ярко выраженный ценностный смысл. Этим усиливается мотивация к достижению реального успеха в итоге изучения курса. Выполненный реалистический проект как результат лучше, чем усвоенные правила проектирования, которые не применяются на практике. Теоретическая составляющая курса была полностью спроецирована на процесс создания и реализации студенческого социального проекта на практике. А основным мотивирующим фактором для студентов является необходимость защиты проекта в ходе экзамена по дисциплине.

Цели и содержание социальных проектов студенты определяют самостоятельно, от них требуется только соблюдение технологий социального проектирования. От преподавателя, ведущего занятия, студенты получали необходимый инструментарий и экспертизу предлагаемых ими проектов, а всю работу над проектами вели самостоятельно в течение всего срока преподавания дисциплины (одного семестра). В дальнейшем, благодаря полученным в ходе курса знаниям, навыкам и опыту, студенты самостоятельно реализуют проекты и представляют их на конкурсы социальных проектов различных уровней (вузовско -го, регионального, всероссийского).

Мы полагаем, что за счет включения в проектную деятельность мы можем стимулировать развитие творческой активности и гражданской позиции, а также способствовать успешной социализации молодежи в период ее обучения в вузе. Во-первых, низкий уровень социальной активности студентов определяется отсутствием знаний и опыта в реализации социальных проектов. Во-вторых, практические занятия по курсу социального проектирования способствуют вовлечению студентов в процесс реализации социальных проектов и дают им инструментарий, применимый не только в рамках данной дисциплины, но и для создания желаемых жизненных условий и самореализации в целом. Наконец, в-третьих,

овладение механизмами социального проектирования в целом способствует успешной социализации студентов в будущем, в том числе в профессиональной деятельности.

В ходе освоения дисциплины перед студентами ставится практическая задача — разработать и защитить собственный социальный проект, позволяющий решить конкретную проблему в социальной сфере на уровне муниципального образования, социальной организации или малой группы. Социальный проект разрабатывается студентами коллективно в группах по два-три человека, что способствует формированию навыков коллективной работы и развивает организаторские способности. Так, студенты привлекаются к информационно-аналитической, социально-диагностической, организационно-управленческой, методической работе, которые в соответствии с профессиограммой специалиста по социальной работе являются основными видами профессиональной деятельности.

Технология обучения студентов проектированию учитывает требование современного образования — предоставление студентам возможности занять позицию создателя, субъекта деятельности. Организация обучения студентов проектированию соответствует технологическим этапам социального проектирования.

Первый этап работы над социальным проектом: подготовительная работа (инициация проекта). На данном этапе необходимо выбрать тему проекта, определить целевую группу, выявить социальную проблему, определить объект и предмет проектирования, разработать концепцию проекта.

Формы и методы: для развития креативности у студентов используются упражнения, метод ассоциации, метод фокальных объектов, а также техники формулировки и оценки проектной идеи (мозговой штурм, стратегия Диснея, метод «6-5-3», построение «дерева проблем» и «дерева целей», СВОТ-анализ, СМАРТ-тест), «Зеркало прогрессивных преобразований» и др.

Второй этап — работа над текстом социального проекта. Для написания текста проекта требуется аналитическая работа. Студенты должны представить проблему в коли -чественных показателях и структурных характеристиках. Для этого необходимо обратиться к изучению литературы, подобрать статистические данные либо самостоятельно провести мини-исследование.

Формы и методы: анализ проектов, реализуемых в городе, округе и других регионах, деловая игра, метод контрольных вопросов, создание сценария, подготовка документов: информационная карта, план проекта, смета и др.

Третий этап — презентация (защита) проекта. Защита социального проекта проходит на семинарском занятии, на факультетском конкурсе проектов или экзамене по курсу. Студент в течение 10 минут, используя мультимедийные средства, в яркой лаконичной форме излагает концепцию проекта.

Четвертый этап — подготовка экспертного заключения на социальный проект однокурсников. Для отработки навыков экспертной работы студентам предлагается подготовить экспертное заключение на социальный проект однокурсников.

Таким образом, постепенно осваивая все этапы работы над проектом, студенты овладевают навыками социально-проектной деятельности.

Мы проанализировали целевые аудитории проектов, т. е. те группы, чьи проблемы хотят решить авторы проектов. Целевые аудитории студенческих проектов можно отнести к нескольким типам. Чаще всего благополучателями проекта выступает ограниченный круг лиц — клиенты социальных или образовательных учреждений: дети, проходящие длительное лечение в Окружной клинической детской больнице; дети-сироты, проживающие в интернатном учреждении; пожилые люди и инвалиды, состоящие на учете в специализированном отделении медико-социальной помощи и т.д. Для таких проектов в качестве предмета обычно выбирается конкретная услуга, приносящая оптимальную с точки зрения автора проекта пользу.

Второй тип проектов направлен на решение проблем лиц, к числу которых также принадлежит автор проекта. Такой проект может быть направлен на всех студентов университета или факультета, жителей микрорайона и т.д. Предметом проектирования в данном случае становятся отдельные ценности или стороны студенческой жизни: здоровый образ жизни, волонтерская деятельность, адаптация первокурсников, содействие трудоустройству и др.

В силу того, что многие студенты, особенно заочного отделения, совмещают учебу с работой, целый ряд проектов направлен на решение задач организации, в которой работает студент. Чаще всего это задачи, связанные с решением внутренних проблем в коллективе (укрепление корпоративного духа, сохранение здоровья) или внедрение новых услуг в практику работы (информационное обеспечение, трудотерапия) и др.

Четвертый тип направлен на решение проблем, стоящих перед многочисленной открытой целевой аудиторией: жителями города, социально-демографической группой и т.д. Для многих авторов рассмотрение таких проектов становится своеобразным вкладом в решение проблемы муниципального или государственного масштаба.

Кроме того, полученные в ходе работы над социальным проектом знания, понимание и умения могут также быть использованы и в других сферах общественной и частной жизни конкретного студента. И вне привязки к потенциальному месту работы для студентов более глубокое погружение в интересующую их сферу позволит оценить ее с различных сторон и значительно дополнить свои представления о ней, а в дальнейшем оценивать получаемую информацию на базе более глубокой экспертизы.

Эффективность учебного процесса повышается, если студенты включаются в научноисследовательскую работу. Студенты участвуют и самостоятельно проводят исследования как теоретического, так и экспериментального характера, выступают с докладами на научно-практических конференциях и семинарах международного, всероссийского, регионального, муниципального и вузовского уровней. Тематика их докладов — основные направления социальной работы преимущественно с учетом практического опыта социальных служб и результаты собственной экспериментальной работы.

Преподаватели кафедры общей и социальной педагогики осуществляют научное руководство курсовыми работами, выпускными квалификационными работами студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», в соответствии с проблематикой собственных научных исследований.

Все исследования носят прикладной характер. Практическими результатами исследований студентов являются:

• разработанные программы инновационной деятельности по определенным направлениям деятельности учреждений, программы деятельности специалистов;

• диагностические материалы о деятельности учреждений, диагностические материалы для специалистов учреждений;

• разработанные практические рекомендации для специалистов учреждений образования и социозащитных учреждений, для родителей, учащихся.

Результаты исследований студентов используются для организации самостоятельной работы студентов, а также при подготовке учебных материалов, учебных пособий.

Темы выпускных квалификационных работ определяются актуальными проблемами социальной сферы или заказом учреждения, в котором студент проводит исследование, например, «Организация медико-социальной работы с инвалидами в доме-интернате», «Технологии медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра», «Критерии оценки эффективности медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста в условиях центра комплексного обслуживания населения», «Формы и методы медико-социальной работы с пожилыми в условиях комплексного центра социального обслуживания», «Организация социальной работы

по профилактике семейного неблагополучия молодых семей в условиях центра социальной помощи семье и детям», «Организация социальной работы с замещающими семьями в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей» и др.

На факультете организована работа студенческой социальной службы, действует студенческая научно-исследовательская лаборатория здоровьесберегающих технологий. Проведены пилотные исследования по следующим темам: «Охрана репродуктивного здоровья школьников, студентов и работающей молодежи», «Профилактика сердечно-сосудистой патологии у студентов и учащейся молодежи», «Анализ реализации здоровьесберегающих технологий в сфере социальной защиты населения». Результаты исследования представлены в виде разработки студенческих проектов профилактической деятельности — «Подари мне жизнь» и «Ритм сердца», методических материалов к реализации проектов, а также подготовки тезисов докладов для студенческих научно-практических конференций. С целью пропаганды здорового образа жизни студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа», организуют традиционные мероприятия — «Валеокафе “Здоровье”», выпуск тематических бюллетеней и др. Студенческий проект профилактической деятельности «Ритм сердца» явился лауреатом межвузовского этапа конкурса «Моя инициатива в образовании» в РГПИ им. А.И.Герцена (май 2010 г., г.Санкт-Петербург), а студенческий проект «Волонтеры здоровья» стал победителем Всероссийского конкурса социальных проектов «Свой мир мы строим сами» (апрель 2010 г., г.Москва).

Поскольку профессией социального работника можно овладеть лишь в индивидуально-личностном контексте, постольку и профессиональное образование должно быть ориентировано прежде всего на личность специалиста [7. С. 23]. Для выполнения предписанных им функций специалистам по социальной работе необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Особенно важны такие личностные качества социального работника, как интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал. Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

За период профессионализации социальной деятельности активно обозначился интерес к проблемам развития личности профессионала, его особенностям, качествам и свойствам, его готовности к деятельности и своему развитию. В данном аспекте можно отметить исследования С.А.Беличевой, В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова, С.И.Григорьева, И.А.Зимней, В.И.Жукова, И.М.Лавриненко, Н.Ф.Масловой, Г.П.Медведевой, А.В.Мудрика, В.И.Ники-тина, П.Д.Павленка, А.М.Панова, В.А.Сластенина, Е.Смирновой-Ярской, Л.В.Топчего, В.С.Торохтия, М.В.Фирсова, Б.Ю.Шапиро, ТВ.Шеляг, Н.Б.Шмелевой, Е.И.Холостовой, Т.И.Яркиной и др.

Исследователи отмечают, что профессия «социальная работа» относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Имидж профессии социального работника зависит не только от знаний специалистами основ и тонкостей профессии, но и от воспитанности их как личности, проявления духовно-нравственных качеств в работе с людьми. Нравственная культура и качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессионализма.

Воспитание будущих специалистов по социальной работе в вузе включает целенаправленное формирование нравственной культуры и создание необходимых условий для развития личности (гуманитарная подготовка, духовная атмосфера в вузе и на базах практики студентов, гуманизация организации учебного процесса и жизнедеятельности студентов). Для формирования способности морального суждения студентов на занятиях по дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы» применяются различные

формы и методы работы: изучение, а затем составление кодекса социального работника; ролевые игры по ситуациям взаимодействия социального работника с клиентами; рисование пиктограмм по основным правилам деятельности в различных направлениях социальной работы; кейс-метод и др.

По мнению Г. П.Медведевой (2002), нравственное поведение социального работника определяется вполне определенными нравственными и душевными качествами его личности: честность, совесть, объективность, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление.

Опираясь на данный перечень качеств, мы изучали уровень сформированности профессионально-нравственных качеств у студентов на основе экспертной оценки и самооценки. В качестве экспертов выступали однокурсники, присутствующие на занятии. Студентам было предложено по 3-балльной шкале оценить степень проявления профессионально-нравственных качеств у себя, а затем у всех членов группы. Студенты высоко оценивали такие качества своих товарищей, как оптимизм, доброта, любовь к людям, стремление к самосовершенствованию, коммуникабельность, эмпатия. Самые низкие баллы из предложенного перечня (но не менее 2) получили: адекватность самооценки, самокритичность, выдержка, терпимость, терпение и, как ни странно, творческое мышление.

Сравнительный анализ самооценки и оценок, полученных от товарищей по студенческой группе, свидетельствует о критичном отношении к собственным качествам большинства студентов и адекватности самооценки. Из 30 студентов у 18 суммарный балл самооценки качеств ниже, чем соответствующая величина оценок, полученных от однокурсников, у трех студентов эти показатели совпадают. Из 9 студентов, имеющих суммарную самооценку выше, чем оценка товарищей, у двоих разница между этими показателями составляет более 10 баллов. Это позволяет судить о неадекватности, а точнее, завышенности самооценки, в то время как товарищи оценивают качества названных студентов достаточно низко (от 1 до 2 баллов по каждому качеству). Можно предположить, что отсутствие самокритичности и адекватной самооценки отрицательно сказывается на формировании нравственных качеств личности и позитивных отношений в коллективе. Данная методика помогает студентам осознать степень проявления собственных нравственных качеств и сравнить самооценку с оценками товарищей по группе, а также выявить те качества, которые, по мнению других, недостаточно сформированы или, возможно, недостаточно проявились в общении и взаимодействии.

Важным для формирования нравственной личности мы считаем этический эксперимент. Выполнение экспериментального задания требует от студентов не только выработки определенной установки сознания, но и конкретной деятельности. Смысл этого эксперимента связан с попыткой организовать свою жизнь, хотя бы в течение трех дней, согласно «идеальной нравственности» («как Вы ее себе представляете»). Трудно осуществить его в «чистом» виде, поскольку разнообразие, противоречивость, непредсказуемость нашего бытия не укладываются в жесткие рамки и далеко не всегда соответствуют нашим ожиданиям, предположениям, намерениям, но это интересно.

Схема эксперимента «Жизнь по образцу идеальной нравственности»

1. Теоретическая часть. Задача — осмыслить «идеальную нравственность» и вытекающие из нее установки: основания «идеальной нравственности», их конкретизация в виде запретов, предписаний.

2. Самоанализ. Задача — применить систематизированные знания для самоанализа: представление о себе (пороки, добродетели, нравственный облик и т.п.); общая нравственная самооценка («диагноз»); перспективы в деле нравственного самосовершенствования.

3. Разработка плана деятельности на три дня. Задача — конкретизировать созданный «этический фундамент», адаптировать его к определенному периоду жизни: что нельзя позволять себе по отношению к родным, друзьям, знакомым, самому себе; что следует делать (этикетные нормы, поступки, знаки внимания, слова и т. п.). Можно ставить перед собой еще более конкретные задачи, например, каждый день совершать три добрых дела и т.п. Особое внимание необходимо обратить на отношение к «врагам».

4. Психологическая часть. Задача — подготовить разум, волю, чувства к проведению эксперимента, его предварительное «проигрывание».

5. Практическая часть. Задача — максимально добросовестно осуществить все задуманное, вести «дневник» эксперимента.

6. Выводы. Задача — обобщить результаты эксперимента: оценить эксперимент в целом и в частностях (испытанные чувства, происходившие изменения, отношение окружающих, неудачи и т.п.); определить возможные последствия эксперимента.

Результаты эксперимента оформляются в письменной форме. Материалы экспериментов позволяют судить о культуре этического мышления и поведения студентов, которые изучались посредством контент-анализа отчетов о проведении этического эксперимента. Контент-анализ дает возможность выявлять отдельные нравственные характеристики авторов отчетов: умение пользоваться этическим знанием для самоанализа, применять нравственные нормы в конкретной ситуации, умение осуществлять на практике нравственные помыслы и превращать их в повседневную норму поступка.

Важно, чтобы студенты не только усвоили нормативные требования профессиональной этики, но и были хорошо подготовлены к преодолению реальных морально-этических трудностей, встречающихся в практике социальной работы.

Становлению способности к сопереживанию, состраданию (культуры чувств) содействует участие молодежи в общественно значимой, в том числе благотворительной деятельности. Добровольная деятельность студентов по организации досуга детей и подростков, бескорыстная помощь инвалидам и пожилым людям способствует формированию духовно-нравственных качеств, которые важны в общественной жизни и в будущей профессиональной деятельности.

Участие в добровольческой деятельности особенно важно для студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», так как помогает им максимально реализовать свой творческий потенциал, удовлетворить потребности в самореализации и сформировать социальную активность профессиональной направленности.

В работах К.А.Абульхановой-Славской, Е.А.Ануфриева, А.Н.Леонтьева, Т.Н.Мальков-ской, А.В.Мудрика, В.А.Петровского, С.Л.Рубинштейна и других раскрывается природа и сущность феномена социальной активности, ее структура и общие закономерности развития.

Социальная активность — профессионально-значимое нравственное качество студента — будущего социального работника, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах социальной общности. Анализ научной литературы позволил утвердиться в мысли о том, что социальную активность необходимо рассматривать как интегрированное личностное качество, которое включает в себя два аспекта: социальный аспект — накопление социальных знаний, социальных умений, опыта социально значимой деятельности; личностный аспект, отраженный в потребностях, интересе, направленности (мотивах), эмоционально-ценностных переживаниях, рефлексии, в ответственном, позитивном отношении к социальной действительности [2].

Одним из факторов формирования социальной активности будущего специалиста по социальной работе выступает добровольческая деятельность, которая позволяет реализовать потребность помочь нуждающимся, включиться в социально значимую деятельность, повысить свой информационно-коммуникативный уровень.

Сущность и содержание добровольческой деятельности исследуется в научных трудах Н.Ф.Басова, М.А.Галагузовой, А.Р.Галиевой, П.Джордан, Е.И.Ереминой, М.Олчман, О.В.Решетникова, Н.Ю.Слабжаниной, Е.И.Холостовой, А.Хухлиной и др.

Изучением добровольческой деятельности в системе социальной работы занимались такие ученые, как Т.Б.Кононова, Е.Ю.Костина, А.С.Сорвина, О.Н.Субаева, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова и др.

Добровольческую деятельность, в соответствии с существующими в международной практике подходами, можно определить следующим образом: это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан — добровольцев [6. С. 25].

Для организации добровольческой деятельности студентов факультета педагогики и психологии отделения социальной работы НГГУ был создан добровольческий центр «Добро сердец» и реализована Программа по организации добровольческой деятельности.

Для популяризации добровольческой деятельности среди студентов проведена презентация студенческого добровольческого центра, выпущены информационные материалы, факультет стал региональной площадкой проведения регионального этапа Всероссийского конкурса студенческих проектов «Моя инициатива в образовании». С целью обучения студентов благотворительной, коммуникативной, проектной деятельности были проведены обучающие лекции и мастер-классы.

Студенты поэтапно включались в добровольческую деятельность: как правило, организаторами акций, инициаторами социальных проектов выступали старшекурсники, а студенты младших курсов привлекались как участники-исполнители. В соответствии с российским опытом студентам предлагались основные направления добровольческой деятельности: 1) психолого-педагогическое (воздействие на самочувствие и поведение детей и подростков); 2) социально-бытовое (воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности); 3) социокультурное (влияние на уровень культуры, организацию досуга); 4) трудовое (организация трудовой занятости, профориентационной работы); 5) валеологическое (формирование здорового образа жизни); 6) социально-правовое (повышение уровня правовой культуры, защита прав человека); 7) профилактическое (предотвращение возникновения социально запущенной, маргинальной молодежи); 8) лидерское (формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни); 9) патриотическое (воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам); 10) информационное (внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм, методов, методик) [1. С. 23].

Студенты на первом этапе работы изучали условия организации волонтерской деятельности в учреждениях образования и социальной защиты: готовность штатных работников сотрудничать с волонтерами, потребности и желание клиентов воспользоваться услугами, предоставленными волонтерами, что позволило определить основные направления добровольческой деятельности. Затем студенты-инициаторы разрабатывали социальный проект и подбирали команду добровольцев из числа обучающихся на факультете педагогики и психологии, желающих принять участие в его реализации. Студентами Нижневартовского государственного гуманитарного университета разработаны и успешно реализуются социальные проекты, направленные на удовлетворение потребностей и решение социальных проблем клиентов учреждений социального обслуживания г. Нижневартовска, например:

- Проект благотворительной деятельности «Радуга детства». Цель проекта — благотворительная деятельность по организации досуга детей и подростков, проходящих длительное лечение в Окружной клинической детской больнице;

- Проект «Семь-Я». Цель проекта — организация культурно-досуговой деятельности родителей и детей из многодетных семей на базе общественной организации «Многодетная семья» г.Нижневартовска;

- Проект формирования готовности к выбору профессии «Мой выбор». Цель — создание условий для формирования готовности к осознанному выбору профессии у воспитанников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок»;

- Проект «Территория заботы». Цель — организация социальной поддержки граждан пожилого возраста (в том числе ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла), ограниченных в передвижении, стоящих на учете в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения “Диалог”» УСО ХМАО—Югры;

- Проект «Вместе». Цель — социализация несовершеннолетних, состоящих на учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г.Нижневартовска.

Повышению имиджа добровольцев способствует организация в НГГУ вузовских кон -курсов, участие и победы студентов в региональных и всероссийских конкурсах социальных проектов.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по организации добровольческой деятельности содействует вовлечению молодежи в общественно-полезную работу, позволяет студентам решить свои личные проблемы и потребности и помочь обществу в решении проблем социальных.

Интегрирующим компонентом связи теоретического и практического обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе выступает практика. Непосредственное включение студентов в профессиональную деятельность также способствует формированию и самовоспитанию необходимых качеств личности (самостоятельность в принятии решений, инициативность, организованность, ответственность и т.д.).

Практика как форма профессиональной подготовки студентов по специальности «социальная работа» является частью государственного образовательного стандарта и требует ее прохождения всеми студентами, обучающимися в рамках данной специальности. Ключевыми моментами в организации практики студентов является вопрос определения ее места и роли в процессе обучения по специальности. Согласно государственному образовательному стандарту на практику отводится лишь 10—12% общего учебного времени. Для сравнения можно привести опыт зарубежных стран, где практическая подготовка занимает от 40 до 60% учебного времени. Учитывая практико-ориентированный характер специальности «социальная работа», можно с уверенностью сказать, что в России практике уделяется слишком мало времени в учебном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение проблемы дефицита практической подготовки может быть найдено только в применении наиболее эффективных форм ее организации, которые позволят при минимальных временных возможностях получить максимальный образовательный результат. На наш взгляд, практика должна:

• иметь непрерывный характер, т.е. осуществляться в течение всех лет обучения в вузе, что позволяет планомерно и поэтапно вводить студента в профессиональную деятельность;

• знакомить студента с разными типами учреждений и категориями клиентов, чем обеспечивается практическая подготовленность студентов к более широкому спектру видов профессиональной деятельности после окончания вуза;

• давать возможность студенту не просто наблюдать работу специалистов, а полноценно работать в течение какого-то времени в определенном социальном учреждении, пусть под контролем специалистов, но самостоятельно.

Основные задачи и содержание практики определяется по годам обучения, что позволяет студенту поэтапно овладевать необходимыми профессиональными умениями и осваивать различные профессиональные функции. Кроме того, решая постепенно усложняющиеся от курса к курсу задачи, студент оказывается подготовленным к принятию на себя профессиональной ответственности в самостоятельной социальной деятельности после окончания вуза.

Учебно-ознакомительную практику студенты проходят на втором курсе в течение 2-х недель в учреждениях системы социальной защиты населения города. Она проводится для закрепления и углубления теоретических знаний, полученных в ходе аудиторных занятий, и приобретения студентами первоначального опыта профессионального общения и взаимодействия с клиентами и работниками социозащитных учреждений.

Цель практики — создание условий для формирования ценностного отношения студентов к выбранной профессии посредством ознакомления со спецификой деятельности специалистов по социальной работе в учреждениях системы социальной защиты населения, приобретения практикантами навыков профессиональной деятельности.

Летняя (учебная) практика студентов на третьем курсе является формой профессионального обучения, которая основывается на фундаментальных, специальных и социаль-но-психолого-педагогических знаниях, обеспечивает практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, создает условия, адекватные условиям самостоятельной социально-педагогической деятельности, позволяет овладеть способами организации этой деятельности. В процессе летней практики реализуются профессиональный и личный потенциал студентов, знания, умения и навыки социально-педагогической работы с детьми и подростками в условиях временного детского коллектива.

Цели практики: 1) дать возможность студентам реализовать профессиональный и личный потенциал, развить и закрепить знания, умения и навыки, а также опыт, приобретенный в ходе обучения, в условиях временного детского коллектива с детьми и подростками; 2) освоение технологий организации досуга детей и подростков в условиях детского лагеря или клуба по месту жительства. Летняя практика проводится в учреждениях летнего оздоровительного отдыха детей, подростков и молодежи, с также в учреждениях системы социальной защиты населения, на базе которых организуются летние лагеря дневного пребывания для детей и подростков льготных категорий населения.

Для эффективной практической и методической подготовки студентов к летней практике на третьем курсе в течение одной недели проводится инструктивно-методический лагерь на базе социально-оздоровительного центра «Голубое озеро». Участие в данном виде практики позволяет: углубить и закрепить теоретические знания студентов по организации социально-педагогической работы с детьми и подростками; создать условия для овладения профессиональными умениями и навыками организатора летнего отдыха детей и подростков; приобрести опыт деятельности члена коллектива социального учреждения.

Производственная практика на четвертом курсе имеет учебно-технологический характер и посвящена знакомству студентов с основными социальными технологиями: правозащитной, профилактической, коррекционно-реабилитационной и др. Для выполнения целей и задач практики студенты получают углубленные знания в технологиях социальной работы, систематизируют теоретические и методические знания в применении к практике. Студенты четвертого курса заканчивают изучение лекционного курса «Теория социальной работы», продолжают изучение курса «Технологии социальной работы», а также осваивают курс «Методология научного исследования», поскольку после прохождения практики они защищают курсовую работу, которая является обязательной учебной научно-исследовательской работой.

Цель производственной практики — создание условий для формирования основ профессиональной компетентности, навыков практической профессиональной деятельности.

Производственная практика проводится в течение 4-х недель, базами для проведения практики являются учреждения системы социальной защиты населения.

Производственная практика по медико-социальной работе на пятом курсе является составной частью непрерывного практического обучения студентов и направлена на приобретение студентами практических навыков и умений в области медико-социальной работы. Данный вид практики предусмотрен в рамках специализации «Медико-социальная работа с населением» и является логическим продолжением изучения таких дисциплин, как «Содержание и методика социально-медицинской работы», «Теория медико-социальной работы», «Технологии медико-социальной работы».

Цель практики — создание условий для формирования основ специальной профессиональной компетентности в области медико-социальной работы с населением. Практика проводится в течение 4-х недель, базами для проведения практики являются учреждения системы социальной защиты населения и медицинские учреждения.

Преддипломная практика на пятом курсе является завершающим этапом практической подготовки будущего социального педагога и проходит в течение шести недель. В ходе практики студенты самостоятельно выполняют обязанности специалистов по социальной работе, проектируют собственную деятельность для решения конкретной проблемы клиента.

Выполненное во время преддипломной практики научно-теоретическое и экспериментальное исследование, как правило, оформляется в виде выпускной квалификационной (дипломной) работы, которая позволяет судить и об уровне знаний, приобретенных студентом за годы учебы, и о его умении применять эти теоретические знания к решению конкретной проблемы, и о том, насколько хорошо студент овладел методами научного исследования, и в конечном итоге дает представление о практической подготовленности выпускника к самостоятельной практической деятельности.

Цель преддипломной практики — создание условий для формирования основ профессиональной компетентности студентов и апробации навыков практической профессиональной деятельности непосредственно на рабочем месте. В соответствии с ГОС базами для проведения преддипломной практики являются учреждения системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, правоохранительных органов.

Для каждого вида практики разработаны рабочие программы, включающие в себя:

• содержание практики (задания, виды деятельности, формы отчетности);

• общие требования к организации практики;

• содержание заданий в период практики;

• критерии оценки деятельности студентов-практикантов;

• методические рекомендации для студентов по выполнению заданий;

• образцы оформления отчетной документации по практике.

Одной из актуальных проблем является определение функциональных обязанностей руководителей практики, особенно тех, кто работает непосредственно в социальных учреждениях и не имеет специальной подготовки для руководства этим видом учебной деятельности. Нами разработаны обязанности каждого руководителя практики, специалисты от учреждений присутствуют в установочных и итоговых конференциях, с ними ежегодно проводятся круглые столы по проблемам организации практики на базе учреждений.

В последние годы система профессионального образования все в большей степени ориентируется на социальное партнерство как форму взаимовыгодного сотрудничества образовательного учреждения и производства, широко распространенную в мире.

Благодаря специфическим географическим и социально-экономическим особенностям страны, социальное партнерство в России начало активнее развиваться не на общегосударственном, а на региональном уровне. Сегодня система социального партнерства в России в значительной степени базируется на коллективном региональном и муниципальном подходах в решении социальных проблем.

Основными направлениями научно-методического сотрудничества кафедры общей и социальной педагогики с учреждениями системы образования, здравоохранения и системы социальной защиты населения региона являются:

• организация участия специалистов учреждений социального обслуживания в научно-практических конференциях, организация совместных проблемных, научно-методических семинаров, круглых столов по актуальным вопросам медико-социальной работы, социальной защиты населения;

• выполнение научно-исследовательских, поисковых, прикладных работ в области социальной защиты и социального обслуживания населения по заказам учреждений;

• участие преподавателей в работе экспертных комиссий конкурсов вариативных программ по работе с семьей, по организации летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодежи и др.;

• проведение экспертизы социальных проектов, программ и рецензирование программных и методических материалов специалистов учреждений социального обслуживания;

• обобщение и распространение передового опыта социального управления и социального обслуживания;

• популяризация современных социальных знаний, просветительская деятельность, оказание информационных и других услуг учреждениям системы образования, здравоохранения и системы социальной защиты населения;

• научно-методическая помощь в период учебных и производственных практик по специальности «социальная работа»;

• привлечение практических работников из учреждений социального обслуживания для чтения спецкурсов, что позволяет учитывать в профессиональной подготовке наиболее важные направления деятельности социальных работников: работа с семьями групп риска, профилактика социально-педагогической запущенности детей, работа с детьми и подростками с девиантным поведением, работа с детьми-инвалидами, создание условий для полезного досуга.

В настоящее время возникла необходимость формирования гибкой распределенной системы дополнительного пожизненного образования, с помощью которой человек может непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки, которые позволяют быть профессионально мобильным и творчески активным человеком.

Разработка и реализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и управленческих кадров учреждений системы социальной защиты населения является составляющей системы подготовки специалистов по социальной работе в НГГУ. Преподавателями кафедры общей и социальной педагогики проводятся краткосрочные курсы повышения квалификации по следующей тематике: «Современные социально-педагогические реабилитационные технологии в деятельности специалистов социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних», «Эффективные технологии взаимодействия с неблагополучной семьей», «Проектирование и программирование в социальной работе», «Основы инновационного менеджмента в социальной работе» и др.

Потенциал квалификации преподавательского состава позволяет разрабатывать учебные дисциплины, раскрывающие медико-социально-педагогические проблемы, инновационные методики в работе с детьми, взрослыми, семьями по месту жительства, раскрывающие работу с разными категориями детей, семей групп риска.

В настоящее время на факультете проводится работа по развитию международного сотрудничества в области непрерывного социального образования, что создаст условия для модернизации системы профессиональной подготовки специалистов социальной работы на основе разработки модели взаимодействия с социальными партнерами и бизнесом с использованием опыта Финляндии.

В сотрудничестве с европейскими, российскими университетами разрабатываются совместные магистерские программы, устраняющие пробелы в профессиональных знаниях и компетенциях, необходимых в базовом и непрерывном образовании для обеспечения устойчивого развития учреждений и структур в сфере социального обслуживания, в соответствии с новыми условиями и международными нормами.

Таким образом, вышеназванные положения, на наш взгляд, позволят разработать модели подготовки специалистов по социальной работе, обеспечивающие высокую компетентность в области инновационной деятельности, и новые технологии профессионального обучения, позволяющие достигнуть необходимого уровня подготовки специалистов в соответствии с потребностями работодателей и рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. В помощь руководителю волонтерского отряда: Методическое пособие / Сост. А.Р.Галиева. Ижевск, 2007.

2. Вандышева Л.В. Формирование готовности будущих специалистов по социальной работе к волонтерской деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2006.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 350500 — социальная работа. Квалификация: специалист (п. 7.1). М., 2000.

4. Луков В.А. Социальное проектирование. М., 2007.

5. Павленок П. Д. Теории, история и методика социальной работы. М., 2004.

6. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. М., 2005.

7. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.