Р. В. Куприянов
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ РАЗНОГО УРОВНЯ
Ключевые слова: социальная работа, социальная помощь, социальное развитие, социальная профилактика. social work, social assistance, social development, social prevention.
В статье проанализирована специфика деятельности социального работника. Выявлены проблемы, связанные с подготовкой социального работника, и обозначены перспективы построения системы подготовки социальных работников.
The article analyzed the specifics of the social worker. Identified problems associated with the preparation of a social worker, and marked with the prospects of constructing a system of training of social workers
Процесс вхождения России в мировой образовательный процесс, введение системы подготовки «баклавриат - магистратура» невозможны без точного определения целей социальной работы как профессиональной деятельности и анализа тенденций развития данной профессии.
Подготовка специалистов социальной работы началась почти 20 лет назад. Именно тогда, в 1991 году, в квалификационном справочнике появилась должность «специалист по социальной работе». За время существования специальности был пройден огромный путь осмысления и определения сущности социальной работы, разработки теоретических основ и практических методов социальной работы. Вместе с тем, этот процесс еще не завершен и вряд ли когда-нибудь завершится. Дело в том, что социальная работа - это очень динамично развивающаяся профессия. Ее цели, задачи и содержание во многом определяются текущей социально-экономической ситуацией в обществе, доминирующими социальными проблемами, социальной политикой государства и, наконец, культурой данного общества. Примером, подтверждающим это, может послужить экономический кризис, затронувший все наше общество. Как следствие этого кризиса, стала актуальной проблема безработицы, которая пару лет назад не являлась настолько острой. Все это показывает, насколько социальная работа должна быть гибкой, мобильной в поиске решения социальных проблем.
Такие требования к социальной работе могут быть реализованы только благодаря большому профессионализму социальных работников, что, в свою очередь, накладывает высочайшие требования к системе их подготовки. Несмотря на то, что существует Государственный стандарт подготовки социальных работников разных уровней: специалистов, магистров, бакалавров, - всегда останется и будет важен вопрос: «К чему готовить будущих социальных работников, какие приоритеты стоит расставить при их подготовке?». И ответ на него не так прост, как кажется. Подготовка социального работника сопряжена со сложностями, обусловленными спецификой деятельности.
Во-первых, социальная работа - это молодая профессия, которая находится в процессе развития. Наличие тесной связи с культурой, экономической ситуацией, государственной политикой не позволяют напрямую заимствовать опыт других стран и его использовать. Применение зарубежного опыта в России возможно лишь после детального осмыс-
ления, адаптации к российским реалиям и преломление через культуру и социальную политику.
Во-вторых, изменения в социально-экономической сфере приводят к изменению приоритетов государственной политики и законодательства РФ. В связи с чем меняются приоритеты, подходы и методы социальной работы. По мнению В.И.Курбатова и др. [4, С. 50]: «.. .границы социальной работы как сферы социального действия могут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах, поскольку на профессиональном уровне социальная работа во многом ограничена рамками, предопределенными социальной политикой конкретного государства в конкретный временной отрезок своего исторического развития». Как результат, меняются требования к самому субъекту профессиональной деятельности. Это значительно усложняет процесс подготовки социальных работников, ведь, как известно, наряду с базовыми знаниями и навыками подготовка должна учитывать возможные тенденции в развитии специальности, а в условиях неопределенности невозможно четко определить к решению каких социальных проблем в будущем подготовить профессионала. Если учитывать тот временной разрыв, который существует с момента поступления абитуриента в вуз до его окончания, то становится понятным, что в данном случае подготовка профессионала становится очень и очень сложной.
В-третьих, профессиональная область реализации социальной работы отличается широтой и предполагает большой багаж знаний и умений у будущих социальных работников. Анализ функций деятельности социального работника показал, что его профессиональная деятельность, кроме реализации специфической «социально-бытовой» функции, граничит, как минимум, с пятью другими специальностями, так как он осуществляет следующие функции: «социально-медицинскую», «социально-психологическую», «социально-правовую», «социально-педагогическую» [8]. Как следствие, «смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями» [4, С. 378]. Такой универсализм предполагает формулировку четких границ и рамок профессиональной компетентности социального работника в смежных областях, а также выявление системообразующих знаний, умений и навыков, достаточных и необходимых для осуществления своей деятельности, т.к. невозможно за выделенное время обучения подготовить профессионала сразу по нескольким специальностям.
В-четвертых, наличие стереотипов, связанных с историческим наследием социальной работы - системой социального обеспечения, доставшейся нам от СССР. Здесь можно привести мнение Б.Л. Токарского: «... в российском обществе не разрушен еще стереотип, в соответствии с которым социальный работник воспринимается как специалист узкого профиля, занимающийся обслуживанием одиноких больных и немощных граждан. При этом подобного рода мнение до сих пор можно услышать не только из уст нашего обывателя, но и чиновников различного уровня, которые и призваны формировать основы новой российской социально-экономической политики» [5, С. 48]. Наличие подобных стереотипов приводит к сужению профессионального поля социального работника и снижению престижа профессии в обществе. Между тем, потребность в социальных работниках существует в школах, службах занятости, кадровых и социальных службах крупных предприятий, учреждениях здравоохранения и во многих других службах и структурах - там, где присутствует работа с людьми.
Решение этих проблем невозможно без осмысления объекта социальной работы. Так, именно исходя из ответа на данный вопрос, мы сможем расставить приоритеты при
подготовке социального работника. Другими словами, перед нами встает вопрос: «С кем должен работать социальный работник?». В настоящее время существует два подхода к определению объектов социальной работы: в широком и узком смысле.
В узком смысле, это социальные группы, которые, с точки зрения закона, имеют право на получение социальной помощи и других социальных услуг. Они прописаны в законодательных и других нормативных документах РФ. Анализ этих документов показывает, что «число таких групп достигает 40 и более» [3, С. 2]. Такой подход позволяет выделить категории граждан, наиболее нуждающихся в социальной помощи и защите. Реализация этого подхода в системе подготовки социальных работников предполагает обучение работе с выделенными категориями граждан. Однако такой подход, при котором социальная работа осуществляется на основании жестко фиксированного перечня социальных групп, эффективен в замкнутых и стабильных обществах, например, таких как СССР. И он противоречит существующим тенденциям, когда стремительно развивается процесс глобализации и общество быстро меняется, сталкиваясь со все новыми и новыми проблемами. Поэтому обучение работе с данными категориями должно являться лишь базой, отправной точкой для подготовки социального работника. Оно совершенно не достаточно для его полноценной, эффективной деятельности, т.к. не отражает изменения, происходящие в обществе.
Согласно другому подходу, «. объектом социальной работы в широком понимании может выступать все население» [7, С. 215]. «В широком же смысле слова социальная работа имеет своим объектом, как все население, так и различные конкретные сферы жизнедеятельности социального характера, а также социальную сферу общества в целом» [3, С. 2]. Такое понимание объекта, как нам представляется, отражает современные тенденции общественного развития, в том числе процесс глобализации. Общество сталкивается с новыми проблемами, такими как: изменение климата, терроризм, мировой экономический кризис, экологические и гуманитарные катастрофы и многое, многое другое. Как следствие, предусмотреть и тем более выделить постоянный, конечный перечень социальных групп нуждающихся в помощи невозможно. С этой точки зрения, в трудной жизненной ситуации может оказаться любой человек, и он будет нуждаться в оказании социальной помощи. Как пишет П.Д.Павленок: «в современных условиях в социальной защите нуждается все население в связи с возникновением и необходимостью решения глобальных проблем современности: обеспечения прочного мира, недопущения термоядерной войны, социальной безопасности людей (в том числе в связи с терроризмом), сохранения природной среды, гарантированного обеспечения жителей Земли продовольствием, энергетическими ресурсами и т.д.» [3, С. 2-3]. В связи с этим, данный подход более адекватно отражает существующую социальную действительность. Он более универсален и позволяет учесть возможные изменения в обществе. Поэтому подготовка социальных работников должна, на наш взгляд, строиться на основе данного подхода. Однако выделенный столь широкий объект накладывает дополнительные сложности на педагогический процесс. Один из вариантов решений данной проблемы видится в четкой формулировке целей деятельности социального работника и, как следствие, в выделении основополагающих, целевых функций; и обучении соответствующим знаниям, умениям и навыкам осуществлять эти функции. Другими словами, если мы не можем определить конкретные социальные группы - объекты социальной работы, то подготовка социального работника должна базироваться на другом основании, а именно - умении осуществлять ключевые функции. В этом случае социальный работник будет являться, действительно универсалом, так как сможет работать с любой социальной группой.
Исходя из выше сказанного, необходимо определить какие основополагающие, целевые функции осуществляет социальный работник в своей деятельности. Для этого нам необходимо провести анализ понятия «социальная работа». Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день нет устоявшегося определения. Более того, представители диахронического подхода (М.В.Фирсов) считают, что сущность, а вместе с тем и определение социальной работы, будут неизменно меняться с течением времени. Раз меняется общество, меняются и проблемы, с которым оно сталкивается, соответственно будет меняться и само предназначение социальной работы. Такой подход, как нам кажется, является весьма продуктивным, но для того, что - бы понять динамику изменения представления о сущности социальной работы и, более того, выявить тенденцию ее развития нужно рассмотреть существующие определения социальной работы. Рассмотрим существующие в настоящее время определения социальной работы.
Один из наиболее распространенных подходов к определению социальной работы рассматривает ее через категорию «помощи». Примером этого подхода может служить следующее определение: «Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жизненную ситуацию» [7, С. 220]. Именно на оказание помощи (преимущественно финансовой) ориентирована современная система социальной помощи и поддержки в России. Данный подход возник как историческое наследие социальной работы. Рассматривая сквозь призму истории, можно увидеть, что практически во все времена и во всех культурах были люди, которые занимались благотворительностью, помогали людям. Однако этот подход не был лишен недостатков. Одним из таких недостатков является формирование иждивенческой позиции. В обществе с развитием благотворительности появляется целая группа людей, «профессионально» занимающихся попрошайничеством и нищенством. Борьба с подобными явлениями началась уже во времена Петра I. Его указ от 30 ноября 1691г. был попыткой, направленной на искоренение этого явления. Применялся этот указ по-видимому слабо, потому что, как пишет Е.И. Холостова, через три года правительство снова подтверждает его и распространяет на лиц духовного звания [7, С. 25]. Разумеется, кроме недостатков, благотворительность, оказание помощи содержат большие положительные моменты: реализация высоких гуманистических ценностей, создание возможностей для удовлетворения базовых потребностей индивида, создание условий для его существования. По-видимому, данный подход к социальной работе будет продолжать существовать в той или иной форме и дальше, однако простое оказание помощи без формирования у индивида стремления к самостоятельности и опоре на свои силы, как правило, неэффективно.
Другой подход рассматривает цель социальной работы через категорию «развития». Идея этого подхода заключается в том, что социальная работа должна в большей степени не предоставлять помощь, а стимулировать индивида к развитию и адаптации в обществе, с тем, чтобы он мог самостоятельно справиться с возникшими сложностями. Примером такого подхода может служить определение, предложенное Н.С. Данакиным: «Социальная работа — это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения». И далее он уточняет, что смысл социальной работы заключается «в формировании и развитии умений человека эффективно решать жизненные проблемы с опорой на собственные ресурсы» [1, С. 28]. Аналогично рассматривают цель социальной работы, коллектив авторов учебного пособия [4, С. 50]: «... основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной со-
циальной работе ориентированы на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной или реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения». При таком понимании целей деятельности социальный работник фа-силитирует социальные изменения. Развитие современной науки, медицины создают предпосылки для преобладания данного подхода над предыдущим. Развитие и совершенствование реабилитационных технологий приводит к тому, что многие люди, которые раньше считались безнадежными, сейчас имеют шансы на полное восстановление трудоспособности и обретение подлинной независимости и самодостаточности. Данный подход, по сравнению с предыдущим, имеет еще одно преимущество: он может искоренить нищенство, которое со времен Петра I так и не удалось победить, и тем самым увеличить эффективность использования ресурсов.
К вышеназванным целям социальной работы, можно добавить еще одну - «профилактика социальных дисфункций». Возможно, это цель скорее завтрашнего дня, нежели сегодняшнего. Хотя социальные проблемы, как и болезнь, проще предупредить, чем лечить. В научной литературе можно встретить идеи о том, что социальная работа в своей перспективе основную задачу видит в социальной профилактике. Так, например П.Д. Павленок, говоря о развитии социальной работы, пишет: «Представляется, что в будущем (а уже сейчас формируется тенденция особенно в «социальных» государствах) все большее воплощение получит реализация социальной работы, понимаемой не в узком, а широком смысле как деятельность по предупреждению, недопущению (хотя бы массовых) «социальных болезней»: безработицы, наркомании, других форм девиантного поведения, социальной защиты всех людей путем обеспечения энергетическими, продовольственными ресурсами и т.д. Т.е. социальная работа в принципе должна носить в большей степени опережающий, упреждающий, профилактический характер» [3, С. 6]. В настоящее время попытки профилактики социальных проблем уже существуют (например, проект создания в России специальных центров здоровья). Но надо признать, что отечественная социальная работа направлена, в первую очередь, на решение социальных проблем, чем на их профилактику. А вместе с тем, особенность социальных проблем заключается в том, что одна социальная болезнь приводит к возникновению целого букета «осложнений». Например, пьянство порождает преступность, беспризорность детей, проституцию и т.д. Поэтому работа здесь должна строиться комплексно и учитывать всевозможные социальные последствия. А это возможно только в том случае, когда хорошо развиты социальные диагностика, мониторинг и прогнозирование, а также существуют действенные методы профилактики. В этом случае, данный подход является наиболее эффективным, т.к. позволяет решать социальные проблемы еще в латентном состоянии.
Сделанные выводы о целях социальной работы хорошо соотносятся с мнением западных ученых. В этом смысле, показательно рабочее определение социальной работы, выработанное комиссией Национальной ассоциации социальных работников США, где социальная работа включает в себя три задачи практики:
1) помогать индивидам и группам осознавать и решать (или смягчать) проблемы, появляющиеся из нарушения равновесия между ними и социальной средой;
2) обнаруживать области возможных нарушений равновесия между людьми, их группами и социальным окружением, чтобы предотвратить их;
3) определять и усиливать максимальный потенциал индивидов, групп и общин [2, С. 37-39].
Все описанные цели социальной работы имеют полное право на существование. Мы ни в коей мере не противопоставляем их цели, они будут присутствовать всегда в деятельности социального работника. Однако вес каждой из них в зависимости от развития общества будет меняться. Следовательно, подготовка социальных работников должна строиться, исходя из вышеназванных целей. Социальный работник в своей деятельности должен уметь осуществлять три функции, которые мы назвали целевыми: «функцию социальной помощи и поддержки», «функцию фасилитации и развития», «профилактическую функцию» [8, С. 363 - 369]. Исходя из этого, ключевыми категориями в подготовке социального работника, должны быть: «социальная помощь», «социальное развитие» и «социальная профилактика». Кроме этого, как показывает анализ деятельности, процесс взаимодействия социального работника и его клиента может быть раскрыт через такие категории, как «социальное управление» и «социальные услуги». Именно раскрытие и уточнение категориального аппарата социальной работы как профессиональной деятельности поможет выстроить систему эффективной подготовки социальных работников.
Литература
1. Данакин, Н.С. Теоретические и методические основы разработки технологий социального управления: дис. ... д-ра соц. наук / Н.С. Данакин. - М., 1994. - 28 с.
2. Клейберг, Ю.А. Теоретические подходы к природе и назначению психологии и социальной работы / Ю.А. Клейберг // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. - 2006. -№ 1. - С. 37-39.
3. Павленок, П.Д. Состояние и перспективы развития социальной работы как науки, учебного процесса, практической деятельности и составной части социального сервиса в условиях глобализации/ П. Д. Павленок //Сервис plus. - 2007. - № 2. - С. 2-7.
4. Социальная работа: учебное пособие / под общей ред. В.И.Курбатова. - Ростов н/Д, 2003. -С.50.
5. Токарский, Б.Л. Роль социальной работы в решении социальных проблем современной России/ Б.Л.Токарский // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2005. - №2 (43) - С. 48-50.
6. Фирсов, М.В. Теория социальной работы/ М.В.Фирсов. - М., 2007.
7. Холостова, Е.И. Социальная работа/ Е.И.Холостова. - М., 2005.
8. Шакуров, Р.Х. Иерархическая модель функций социального работника/ Р.Х.Шакуров, Н.Ш.Валеева, Р.В.Куприянов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - № 4. - С. 363 - 369.
© Р. В. Куприянов - канд. психол. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, [email protected].