ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 316.6
Р. Х. Шакуров, Н. Ш. Валеева, Р. В. Куприянов
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Ключевые слова: социальная работа, функция, модель. social work, function, model
В статье проводится функциональный анализ деятельности социального работника. Предложена иерархическая модель функций для описания деятельности социального работника. In article the functional analysis of activity of the social worker is carried out. The hierarchical model of functions for the description of activity of the social worker is offered.
Социальная работа приобретает особую важность и значимость в период социальных потрясений и кризисов. Появление социальной работы как профессиональной деятельности в нашей стране практически совпало с началом перестройки, которая, как известно, породила массу социальных проблем. Именно тогда, в 1991 году, в квалификационном справочнике появилась должность «специалист по социальной работе». Спустя 18 лет история приготовила новый вызов нашему обществу - мировой экономический кризис. Если в 2007 году была надежда, что Россия избежит экономической рецессии и социальных потрясений, то сейчас всем очевидно, что кризис затронул и нашу страну. Значительное сокращения рабочих мест, ухудшение экономического положения граждан могут привести к серьезным негативным социальным явлениям: рост безработицы, преступности, обострение таких социальных болезней как алкоголизм, наркомания и пр. В этой ситуации становится очевидной значимость практической социальной работы, которая может если не решить проблемы, то хотя бы снизить напряженность в обществе и облегчить страдания наиболее уязвимых его слоев.
Вместе с тем, несмотря на большую значимость, в сфере социальной работы остается много нерешенных проблем как теоретического, так и практического плана. Об этом свидетельствуют бесконечные попытки правительства «оптимизировать» сферы социальной помощи, приводящие к изменению видов социальной помощи и поддержки. К ним можно отнести «монетизацию льгот», пенсионную реформу, изменение структуры социальных учреждений, упразднение некоторых социальных служб и т.д. Можно констатировать, что в обществе идет поиск оптимальных форм и методов социальной помощи и защиты. С точки зрения теории социальной работы, без четкого понимания сущности, целей, задач и функций социальной работы эффективное оказание помощи - невозможно. В связи с этим, данная статья посвящена именно анализу функций социального работника - субъекта социальной работы.
В научной литературе понятие «функции» очень широко используется. Оно пришло в русский язык из латыни и означает «обязанность, круг деятельности, назначение, роль». Философский словарь дает следующее определение функции: «Функция (от латинского исполнение, совершение) - это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»1. В нашем случае, рассматривая функции в деятельности социального работника, под этим термином мы будем понимать однородную по содержанию группу постоянно повторяющихся задач, которые социальный работник решает в своей повседневной деятельности.
1 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
363
Проблема выделения функций социального работника является весьма сложной. В частности, это связано со спецификой деятельности - социальная работа находится на стыке множества социономных специальностей и, как следствие, работник должен уметь выполнять весьма значительный и разнообразный круг обязанностей. Поэтому в научных работах можно встретить достаточно разнородные списки функций социального работника. Анализ литературы показывает, что к проблеме выявления функций социального работника обращалось множество авторов (Н.Ф.Басов, И.А.Зимняя, П.Д.Павленок, А.М. Панов, М.В. Ромм, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева и др.). Однако подавляющее большинство авторов занималось выявлением перечня функций, которые осуществляет социальный работник. При этом созданные списки функций нельзя отнести к классификациям. Функции в данных списках не имеют единого основания для выделения, часто пересекаются, названия зачастую дублируют друг друга. Такие теоретические противоречия вызывают сложности в практической работе. Например, трудно отделить круг задач специалиста социальной работы от обязанностей других специалистов: психолога, педагога и др. В связи с этим, возникает необходимость создания четкой классификации функций социального работника. Для начала проанализируем наиболее распространенные перечни функций социального работника (табл. 1).
Таблица 1 - Функции социального работника
Автор 2 П.Д. Павленок 3 Е.И.Холостова А.М.Панов4
Диагностическая Воспитательная • Аналитико-
Прогностическая Организаторская гностическая
Предупредительно- Прогностическая • Диагностическая
профилактическая Предупредительно- • Системно-
Правозащитная профилактическая моделирующая
Функции Социально- Социально- • Активационная
педагогическая терапевтическая • Действенно-
социального работника Психологическая Организационно- практическая
Социально- коммуникативная • Организаторская
медицинская Социально-бытовая Коммуникативная Рекламно- пропагандистская Нравственно- гуманистическая Организационная Охранно-защитная • Эвристическая
В предложенном П. Д. Павленком перечне видно, что список функций не соответствует правилам составления классификаций, так как выделенные функции пересекаются. Например, в списке функций наряду с остальными присутствует «нравственно-
2Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2005. - С.197-198.
3Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М., 2005. - С.657-658.
4Панов А. М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности специальность в системе высшего профессионального образования // Российский журнал социальной работы. - М., 1995. - N 1. - С.9-18.
гуманистическая» функция. Эта функция пронизывает всю деятельность социального работника, она присутствует при выполнении остальных функций, например, «социальнопсихологической», «социально-педагогической», «социально-медицинской» функций и ряде других. Более того, она определяет ценностную основу деятельности социального работника, определяет смысл его работы и постановку целей деятельности, поэтому нельзя ее рассматривать как рядоположенную с другими функциями. Другое противоречие в этом перечне функций - «коммуникативная» функция. Она также реализуется во время осуществления других функций. Ни один из видов деятельности не может обойтись без процесса коммуникации. Аналогичные вопросы вызывает «организационная» и «диагностическая» функции. Таким образом, данный список функций нельзя отнести к классификациям, так как многие функции пересекаются. Кроме того, некоторые предложенные названия функций, на наш взгляд, не совсем точны. Например, «предупредительно-профилактическая» функция, в названии которой используются синонимы, дублирующие друг друга. Здесь, с нашей точки зрения, можно было бы ограничиться только термином «профилактическая» функция.
Перейдем к следующему перечню функций. Список Е.И. Холостовой, в отличие от списка П.Д. Павленка, содержит почти вдвое меньше функций. Такое укрупнение приводит к потере специфики деятельности социального работника. Описанные функции могут выполнять большинство представителей социономных специальностей: социальные педагоги, психологи, работники исправительно-воспитательных учреждений и др. Это связано с тем, что все многообразие видов деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, автор поместил в одну категорию - «охранно-защитную», в результате чего перечень утратил описание специфики деятельности социального работника. В этом списке также существует пересечение функций, в частности, «организаторская» функция может являться компонентом других функций: «предупредительно-профилактической», «охранно-защитной» и т.п. Кроме того, некоторые предложенные названия функций, как и у предыдущего автора, на наш взгляд, не совсем точны. Например, «организационнокоммуникативная» функция содержит в названии две различных функции: функцию «коммуникации» и «организации». Целесообразнее было бы разделить эти функции. Это связано с тем, что функция «коммуникации» носит более широкий характер, она пронизывает всю деятельность социального работника и тем более, присутствует при выполнении функции «организации».
Перечень функций, предложенный А.М. Пановым, является одним из самых первых списков функций социального работника, получивших признание ученых. Но он также не лишен недостатков. Во-первых, он, как и предыдущий, носит чрезмерно обобщенный характер. Так, в «действенно-практической» функции объединены разнообразные виды помощи, что приводит к утрате специфики деятельности. Не все названия, на наш взгляд, носят удачный характер, например «эвристическая» функция. По мнению автора, «эвристическая» функция представляет собой процесс «повышения своей квалификации и профессионального мастерства»5. Между тем в энциклопедии наиболее близкое по смыслу толкование этого термина определяется как «разновидность методов обучения, так называемые «сократические беседы»6. Однако такое сведение всего многообразия методов обучения к одному типу - «эвристическому», пусть даже очень эффективному, на наш взгляд, не совсем корректно. Поэтому целесообразнее использовать другой термин, например функция «профессионального развития». Другая функция, название которой вызывает вопросы,
5 Панов А. М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности специальность в системе высшего профессионального образования // Российский журнал социальной работы. - М., 1995. - N 1. - С.9-18.
6 Поспелов Д.А. Энциклопедия// БСЭ. - 3-е изд. - М.,1978. - Т. 29. - С. 559.
365
это «системно - моделирующая» функция. Ее сущность А.М. Панов понимает как «определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации» 7. На наш взгляд ее удачнее было бы разделить на «оценочную» и «функцию планирования».
Приведенные примеры показывают, что предложенные авторами перечни функций социального работника содержат весьма противоречивый набор функций, зачастую не раскрывающий специфику деятельности, и они не соответствуют правилам составления классификаций. Сложившаяся ситуация свидетельствует о сложности изучаемого феномена. Социальная работа относится к мультидисциплинарным видам деятельности. Если посмотреть квалификационный справочник, то можно удивиться количеству должностных обязанностей социального работника. Сложность изучаемого объекта подразумевает и сложную организацию функций социального работника.
Для решения поставленной проблемы мы предлагаем использовать иерархическую модель функциональной структуры деятельности, разработанную в рамках системного подхода. Впервые данная модель была использована Р.Х. Шакуровым при описании функций управления педагогическим коллективом8. Согласно этой модели, структура функций может быть представлена как иерархически организованная система задач, образующая несколько уровней, которые находятся в сложной взаимосвязи друг с другом. На вершине иерархии находятся целевые функции. В нашем случае, они отражают основные цели социальной работы, и все остальные группы подчинены им. По большому счету, они отвечают на вопрос: «Для чего осуществляется социальная работа как профессиональная деятельность?». Таким образом, целевые функции тесно связаны с сущностью феномена социальной работы. Чтобы раскрыть содержание этих функций, нам необходимо рассмотреть сущность социальной работы.
Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день нет устоявшегося определения социальной работы. Более того, представители диахронического подхода (М.В.Фирсов) считают, что сущность, а вместе с тем и определение социальной работы, будут неизменно меняться с течением времени. Раз общество меняется, меняются и проблемы, с которым оно сталкивается, соответственно будет меняться и само предназначение социальной работы. Тем не менее, рассмотрим существующие определения социальной работы.
Один из наиболее распространенных подходов к определению социальной работы рассматривает ее через категорию «помощи». Например, «под социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жизненную ситуацию» .
Другой подход рассматривает цель социальной работы через категорию «развития». Примером такого подхода может служить определение, предложенное Н.С. Данакиным: «Социальная работа - это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения». И далее он уточняет, что смысл социальной работы заключается «в формировании и развитии умений человека эффективно решать жизненные проблемы с опорой на собственные ресурсы»10. Идея этого подхода заключается в том, что социальная работа должна в большей степени не предос-
7Панов А. М. ... там же.
8 Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем. -М.: Педагогика, 1984. - С. 10-16.
9 Холостова Е.И. Социальная работа. - М., 2005, стр. 220.
10 Данакин Н. С. Теоретические и методические основы разработки технологий социального управления:
Докт. диссертация на соиск. учен. ст. докт. соц. наук. -М., 1994. -С. 28.
366
тавлять помощь, а стимулировать индивида к развитию и адаптации в обществе с тем, что бы он мог самостоятельно справиться с возникшими сложностями.
В литературе также можно встретить попытки объединить вышеназванные подходы. В словаре социальной работы доктора К.З. Баркера приводится такое определение: «Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи инвалидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей»11.
К вышеназванным целям социальной работы, можно добавить еще одну - «профилактика социальных дисфункций». Возможно это цель скорее завтрашнего дня, нежели сегодняшнего. Хотя социальные проблемы, как и болезнь, проще предупредить, чем лечить. В настоящее время попытки профилактики социальных проблем уже существуют, но надо признать, что отечественная социальная работа направлена, в первую очередь, на решение социальных проблем, чем на их профилактику.
Все описанные цели социальной работы имеют полное право на существование. Мы ни в коей мере не противопоставляем вышеназванные цели, они будут присутствовать всегда в деятельности социального работника, однако вес каждой из них в зависимости от развития общества будет меняться.
Таким образом, исходя из анализа целей социальной работы, можно выделить три целевые функции, которые реализует в своей деятельности социальный работник.
Первая функция - «функция социальной помощи и поддержки». В настоящее время это основная функция. Социальный работник оказывает помощь нуждающимся людям, находящимся в непростой жизненной ситуации. Причем характер помощи и поддержки может быть весьма разнообразным и широким. Помощь не ограничивается только материальной поддержкой, сюда входят различные виды помощи: психологическая, медицинская, юридическая, педагогическая, также может оказываться помощь бытового характера.
Вторая целевая функция - «функция фасилитации и развития». Основная цель в этом случае - развитие личностного потенциала человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, таким образом, что бы он смог найти в себе резервы и самостоятельно решить проблемы, выйти из возникшей ситуации. Воздействие, которое оказывает социальный работник на клиента, может быть также весьма разнообразным. Это могут быть как психологическое консультирование, так и педагогическое воздействие: обучение новым знаниям, умениям и навыкам, а также другие виды воздействия и мотивирования. Как видим, в первом и во втором случаях методы могут быть похожи, и тут и там реализуются педагогическая, юридическая, медицинская функции, однако направление воздействия принципиально отличается. Если в первом случае мы стремимся облегчить страдания человека, оказывая ему помощь, то во втором случае речь идет о фасилитации изменений в личности и социальной жизни человека.
Третья функция социальной работы - это «профилактическая функция». Она предполагает предупреждение возникновения социальных проблем и направлена на работу с группами риска, а также на выявление новых социальных дисфункций в обществе. Как и предыдущие функции, она может быть реализована с помощью различных направлений деятельности социального работника, например, педагогической, психологической, медицинской и др.
Таким образом, деятельность социального работника направлена на реализацию этих трех целевых функций. Все остальные функции являются подчиненными по отношению к ним, и мы их называем «операционными». Операционные функции всегда подчиняются целевым функциям, а это значит, что социальный работник, в зависимости от поставленной цели, определяет вид необходимой деятельности, а также форму ее реализа-
11 Barker R.Z., Social Work Dictionary — N AS W, Silver Spring. Md, 1987. -P. 154
367
ции. Например, оказание социальной помощи инвалиду может состоять как из реализации медицинской функции, так и социально-бытовой, психологической и других. При этом формы реализации деятельности могут быть также различными: часть задач социальный работник будет выполнять непосредственно сам, а в другой части будет являться посредником, например, между медицинской организацией и инвалидом.
Операционные функции в свою очередь можно подразделить на несколько групп в зависимости от выбранного основания классификации функций социального работника.
Первая группа - это функции, вытекающие из направления деятельности социального работника. В них отражается специфика социальной работы как вида деятельности. Как говорилось выше, у социального работника она очень разнообразна. Социальный работник должен уметь работать с различными слоями населения и оказывать широкий спектр различных услуг. На основании характера оказываемых услуг, выделяем на этом уровне следующие функции социального работника:
1. «Социально-бытовая функция» - это помощь в ведении домашнего хозяйства, помощь по уходу за клиентом.
2. «Социально-медицинская функция» предполагает мероприятия по профилактике нарушений соматического, психического, репродуктивного здоровья, формирование здорового образа жизни, а также мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы и т.д.
3. «Социально-психологическая функция» включает в себя психологическую помощь и поддержку, а также фасилитация к изменению жизненной позиции, саморазвитию и самореализации.
4. «Социально-правовая функция» обусловлена тем, что социальный работник должен иметь хороший запас юридических знаний, чтобы консультировать своего клиента о его правах и льготах. Он должен уметь защищать права своего клиента, являясь представителем в соответствующих вышестоящих инстанциях.
5. «Социально-педагогическая функция» включает в себя обучение, развитие и воспитание клиента, а это часто встречающиеся задачи при работе с молодежью и другими категориями граждан.
Вышеперечисленные функции характеризуют направления деятельности социального работника, из анализа которых вытекает, что социальный работник совмещает в себе сразу нескольких специалистов различного профиля, но не заменяет их. Социальный работник компетентен в том, чтобы определить характер проблемы клиента, выбрать подходящую деятельность для ее решения. Однако самостоятельно он решает только небольшой круг проблем в рамках конкретной деятельности. В остальных случаях социальный работник является посредником между клиентом и специалистом определенного профиля, отстаивая интересы клиента в соответствующих организациях. Говоря о способе реализации той или иной помощи, мы переходим ко второй категории операционных функций социального работника.
Вторая группа функций обусловлена формой осуществления различных видов деятельности. Социальный работник может выполнять следующие функции:
1. «Функция социальных услуг». В этом случае работник сам непосредственно оказывает необходимые услуги своему клиенту.
2. «Посредническая функция». Социальный работник является посредником между своим клиентом и специалистом или организацией.
3. «Социально-информационная функция». С помощью проведения разъяснительных бесед, просвещения и пропаганды социальный работник стремиться предотвратить возможные социальные деструкции.
4. «Функция социального мониторинга». В рамках этой функции проводится изучение потребности в социальной помощи, выявление групп риска и оценка возникновения
новых социальных проблем.
Третья группа функций берет в качестве основания классификации этапы профессиональной деятельности социального работника. В данном случае классификация базируется на позициях деятельностного подхода, позволяющего выделить определенные этапы в деятельности социального работника:
1. «Ориентировочная (диагностическая) функция». Данная функция предполагает поиск информации о социальной ситуации в обществе для выявления социальных групп и отдельных индивидов, нуждающихся в социальной помощи, а также установление причин трудностей возникающих у социальной группы и человека. Социальный работник проводит изучение и анализ особенностей группы, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и осуществляет постановку «социального диагноза».
2. «Функция планирования». Реализация этой функции осуществляется в виде разработки детального плана действий по оказанию социального воздействия (социальная помощь, поддержка, фасилитация, профилактика). Данная функция опирается на анализ полученной информации в рамках ориентировочной функции. Итогом данной функции является четкая формулировка цели деятельности социального работника в каждом конкретном случае и план действий для осуществления поставленной цели.
3. «Функция реализации плана». Эта функция подразумевает реализацию разработанного плана действий. Для этого социальный работник реализует план намеченных действий по оказанию социального воздействия, осуществляет координацию действий различных специалистов и мотивирует клиента к достижению поставленной цели.
4. «Контрольно-оценочная функция». Осуществление этой функции предполагает контроль за процессом реализации намеченного плана действий и оценку полученного результата. Полученная информация в ходе осуществления данной функции дает социальному работнику информацию, необходимую для корректировки текущих планов и для дальнейшего планирования своей деятельности и ее совершенствования.
5. «Коррекционная функция». Данная функция предполагает коррекционное влияние на процесс социального воздействия, в случае отклонения его от намеченного плана, или коррекцию самого плана при получении неудовлетворительных результатов.
Таким образом, проблему построения классификации функций социального работника можно решить на основе системного подхода путем представления всей совокупности функций в виде иерархически организованной системы задач, образующей несколько уровней. В заключение хотелось бы сказать, что предложенная иерархическая модель функций социального работника находится еще в стадии разработки, но уже сейчас позволяет построить непротиворечивую классификацию функций и дает широкие возможности для социально-психологического анализа специфики деятельности социального работника. Дальнейшее направление исследования в рамках данной модели - изучение взаимосвязей между выделенными группами функций и их анализ.
© Р. Х. Шакуров - д-р психол. наук, проф., академик РАО; Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной педагогики и психологии КГТУ; Р. В. Куприянов - канд. психол. наук, доцент той же кафедры. E-mail: [email protected]
Зб9