ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.1, 364
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
© Роман Владимирович КУПРИЯНОВ
Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальная работа, педагогика и психология», e-mail: [email protected]
Обоснована возможность использования функционального подхода к анализу и проектированию многоуровневой системы подготовки профессионалов на примере профессии социальная работа. Функциональный и компетентностный подходы обсуждаются в их взаимосвязи и взаимопроникновении. Обоснованы общие позиции и точки соприкосновения компетентностного и функционального подходов с позиции концепции деятельности. Обсуждены и раскрыты ключевые проблемы реализации компетентностного подхода в отечественной системе образования и обоснованы возможности решения этих проблем в рамках функционального подхода. Проведен функциональный анализ деятельности социального работника. Предложена иерархическая модель функций для описания деятельности социального работника. Проведен анализ федеральных образовательных стандартов различного уровня (ФГОС СПО, ФГОС ВПО, ФГОС ВО) с позиции функционального подхода. Выявлены ключевые функции каждого уровня профессиональной подготовки. Обосновано различие в профессиональных функциях на уровнях подготовки среднего и высшего профессионального образования. Аргументированы отличия в формировании компетенций у бакалавров и магистров социальной работы к реализации профессиональных функций. Сделан вывод о том, что применение функционального подхода при проектировании и анализе многоуровневой системы подготовки профессионалов позволяет более полно учесть требования профессиональных стандартов в процессе подготовки профессионалов.
Ключевые слова: социальная работа; магистратура; бакалавриат; функциональный подход; иерархическая модель функций.
Актуальность данной проблемы определяется возникшими противоречиями при внедрении Болонской системы. Во-первых, это проблема, связанная с использованием различных концептуальных подходов к проектированию стандартов высшего образования и профессиональных стандартов. В основе образовательных стандартов, как известно, лежит компетентностный подход, в котором заложены идеи компетентности и компетенций будущего специалиста. Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» утвержденный Министерством труда и социальной защиты РФ в своей основе содержит другие понятия: «трудовые функции», «функциональная карта вида профессиональной деятельности», которые отно-
сятся к функциональному подходу [1]. Как следствие возникает проблема, связанная с согласованием требований при подготовке профессионала к требованиям будущей профессиональной деятельности, т. к. стандарты сформулированы на основе различных понятийно-категориальных аппаратов.
Во-вторых, это проблема, связанная с неоднозначностью понимания новых уровней высшего профессионального образования. В настоящее время на рынке труда присутствуют следующие работники с высшим профессиональным образованием: «бакалавры социальной работы», «специалисты социальной работы», «магистры социальной работы». Как показывает опыт, ни работодатели, ни сами работники зачастую не знают, в
чем заключаются различия между указанными выше уровнями подготовки, что приводит к ряду проблем на рабочих местах.
В-третьих, недостаточно проработана проблема оценки уровня сформированности компетенций. Эта проблема заключается в том, что компетенция является интегральным параметром, который включает в себя знания, умения, навыки и качества характера, индивидуальную манеру выполнения деятельности. Все эти параметры, переплетаясь, дополняют и усиливают друг друга, что проявляется в виде профессиональной компетентности. Таким образом, компетенция является целостной характеристикой профессиональной подготовки, а не просто совокупностью знаний, умений, качеств и пр. Попытка оценить компетенцию путем оценки отдельных составляющих: знаний, навыков, профессионально-важных качеств и пр., по нашему мнению, является малоперспективной, т. к. в этом случае не учитывается синергетический и компенсаторные эффекты между структурными элементами.
Один из путей решения возникших противоречий, по нашему мнению, это использование функционального подхода для анализа содержания и проектирования многоуровневой системы подготовки социальных работников.
Функциональный подход. Функциональный анализ - один из общепризнанных исследовательских подходов к изучению социальных явлений. Он строится на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга. Главной задачей исследования, с точки зрения этого подхода, является выявление элементов системы, их функций и способов связи между ними. Отправной точкой функционального анализа является понятие «функции» каждой системной единицы по отношению к системе как целому. В научной литературе понятие «функции» используется очень широко. Оно пришло в русский язык из латыни и означает «обязанность, круг деятельности, назначение, роль». Этот термин в настоящее время имеет разнообразное толкование. Примером различных трактовок может послужить статья в словаре С.И. Ожегова, где термин «функция» понимается как: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере из-
менения этого другого явления (в философии); переменная величина, меняющаяся в зависимости от другой величины (в математике); работа, производимая органом, организмом (в биологии); значение чего-нибудь; обязанность, круг деятельности, назначение, роль [2, с. 746]. Отсутствие единого понимания термина «функция» требует, чтобы мы как можно точнее очертили круг изучаемого явления. В нашем случае под функцией понимается некий процесс, рассматриваемый с точки зрения того, какой вклад он вносит в социальную систему, другими словами служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом. На основании вышесказанного под термином «функция» мы понимаем однородную по содержанию группу постоянно повторяющихся задач, которые профессионал решает в своей повседневной деятельности.
Теоретическая база функционального подхода весьма подробно разработана в социологии. В рамках этого подхода работали такие известные ученые, как Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Основоположником функционального подхода в социологии считают Э. Дюркгейма, который в своих работах впервые провел функциональный анализ проблемы разделения общественного труда и согласованности функций отдельных системных единиц [3]. Впоследствии идеи структурно-функционального анализа разрабатывались в антропологии Б. Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали общество как систему, в которой культура, обычаи, идеи и верования выполняют некоторую важную функцию, решают определенную задачу и тем самым поддерживают социальную систему как целое, обеспечивая ее существование во внешней среде [4].
Основная критика этого подхода заключается в том, что общество - это подвижное и изменчивое образование, в котором происходят изменения в структуре и функциях. Поэтому выделенные функции какого-либо структурного элемента в этой системе будут со временем меняться, как и сама структура общества. Все вышесказанное справедливо на достаточно большом промежутке времени, в течение которого происходят изменения в обществе. Для практического использования идей этого подхода в педагогике на
относительно небольшом отрезке времени, по нашему мнению, этими изменениями можно пренебречь. В качестве подтверждения этого тезиса можно привести пример практического использование идей функционального подхода в менеджменте, где очень хорошо описаны функции управления. Выделенные впервые А. Файолем управленческие функции позволяют использовать их для оценки эффективности деятельности руководителя, а также для его подготовки [5]. Аналогичный подход, по нашему мнению, можно использовать для анализа и проектирования системы подготовки социальных работников.
Место функционального подхода в педагогике. Функциональный подход в педагогике в основном используется для анализа функций педагога и в лингвистике при обучении иностранному языку. При проектировании образовательных программ в настоящее время ведущим является компетентностный подход. Поэтому рассмотрим взаимосвязь функционального и компетентностого подходов. Связующим компонентом этих двух подходов, по нашему мнению, является категория деятельности. В большинстве своем исследователи указывают на тесную связь компетентностного и деятельностного подходов [6]. Дело в том, что компетентность работника может проявиться только при осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, только в деятельности можно увидеть результат формирования компетенции. С другой стороны, функции профессионала также проявляются в процессе деятельности. Поэтому теоретической основой, на которой могут быть объединены два этих подхода, является концепция деятельности. Функциональный подход позволяет вычленить ключевые задачи профессиональной деятельности, а компетентностный выявляет необходимые компетенции при выполнении той или иной функции.
Применение функционального подхода позволяет упростить задачу по оценке уровня развития той или иной компетенции. Это связано с тем, что профессиональная деятельность - это слишком широкое понятие, в котором «теряются» отдельные компетенции, поэтому для оценки уровня развития той или иной компетенции целесообразнее изучить только фрагмент деятельности - одну из задач (функцию), в которой эта компе-
тенция ярко проявляется. Таким образом, необходимость в изучении отдельных элементов деятельности приводит нас к мысли об изучении ключевых функций деятельности. Другими словами, конкретная компетенция реализуется и может быть изучена при выполнении в профессиональной деятельности определенной функции. Поэтому выделение функций социального работника позволит не только изучить профессиональную деятельность, но и дает возможность разработать систему оценки уровня развития компетенций. Использование функционального анализа профессиональной деятельности позволяет найти точки соприкосновения между компетентностной моделью специалиста и профессиональным стандартом.
Функции социального работника. Проблема выделения функций социального работника является весьма сложной. В частности, это связано со спецификой деятельности - социальная работа находится на стыке множества социономных специальностей и, как следствие, работник должен уметь выполнять весьма значительный и разнообразный круг обязанностей. По мнению Н.Б. Шмелевой, функциональная природа социальной работы представляет собой «один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности. Социальный работник осуществляет все многообразие функций организации, координации, обеспечения, поддержки (психологической и физической), правовой и административной помощи, коррекции и др.» [7].
Поэтому в научных работах можно встретить достаточно разнородные списки функций социального работника. Анализ литературы показывает, что к проблеме выявления функций социального работника обращалось множество авторов (Н.Ф. Басов, И.А. Зимняя, П.Д. Павленок, А.М. Панов, М.В. Ромм, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева и др.). Однако подавляющее большинство авторов занималось выявлением перечня функций, осуществляемых социальным работником, которые нельзя отнести к классификациям. Функции в данных списках не имеют единого основания для выделения, часто пересекаются, названия зачастую дублируют друг друга [8]. Такие теоретические противоречия вызывают сложности в применении функционального подхода к анализу и
проектированию системы подготовки профессионалов. Например, трудно отделить круг задач специалиста социальной работы от обязанностей других специалистов: психолога, педагога и др. Для решения этой проблемы мы предлагаем использовать иерархическую модель функциональной структуры деятельности. Впервые иерархическую модель предложил отечественный ученый, академик Р.Х. Шакуров при описании функций управления педагогическим коллективом [9]. Он выделил три уровня функций управления: целевой (высший уровень), социально-психологический (средний уровень) и оперативный (нижний уровень). В этой иерархии каждый нижестоящий уровень подчиняется вышестоящим. Мы полагаем, что в данном случае эта модель позволит решить изложенные выше противоречия при описании функций социального работника. С позиции системного подхода к деятельности социального работника мы предлагаем выделить следующие группы функций.
На вершине иерархии функций находятся ценностные функции. Эти функции-ценности реализуются в профессии и определяют цели профессиональной деятельности. С другой стороны, этот уровень функций определяет смысл данной профессии и ее роль в обществе. В случае социальной работы на этом уровне находится «Нравственно-гуманистическая функция». Она определяет смысл и содержание профессии «социальная работа» и является функцией социальной работы по отношению к обществу. Данная функция носит глобальный характер и реализуется не только социальной работой, но и многими другими профессиями, особенно это касается т. н. «помогающих» специальностей.
На втором уровне иерархии находятся целевые функции. Эти функции определяют содержание основных целей профессиональной деятельности при реализации ценностных функций, и все нижележащие группы функций подчинены им. Они определяют задачи, которые решаются на более низком уровне. По большому счету, они отвечают на вопрос: «Каким образом реализуется ценностная функция в данной профессиональной деятельности?». Таким образом, целевые функции тесно связаны с сущностью феномена социальной работы. Анализ определений социальной работы позволил выделить три
целевые функции, которые реализует в своей деятельности социальный работник [8].
Первая из них - «функция социальной помощи и поддержки». В настоящее время это основная функция. Социальный работник оказывает помощь нуждающимся людям, находящимся в непростой жизненной ситуации. Причем характер помощи и поддержки может быть весьма разнообразным и широким. Помощь не ограничивается только материальной поддержкой, сюда входят различные виды помощи: психологическая, медицинская, юридическая, педагогическая, также может оказываться помощь бытового характера.
Вторая - «функция фасилитации и развития». Основная цель в этом случае - развитие личностного потенциала человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, таким образом, чтобы он смог найти в себе резервы и самостоятельно решить проблемы, выйти из возникшей ситуации. Воздействие, которое оказывает социальный работник на клиента, может быть также весьма разнообразным. Это могут быть как психологическое консультирование, так и педагогическое воздействие: обучение новым знаниям, умениям и навыкам, а также другие виды воздействия и мотивирования.
Третья целевая функция - это «профилактическая функция». Она предполагает предупреждение возникновения социальных проблем и направлена на работу с группами риска, а также на выявление новых социальных дисфункций в обществе.
Третий уровень данной иерархии -функции деятельности, эти функции раскрывают более подробно специфику деятельности социального работника. Эти функции всегда подчиняются целевым функциям, а это значит, что социальный работник, в зависимости от поставленной цели, определяет вид необходимой деятельности, а также форму ее реализации [10]. На этом уровне можно выделить следующие функции.
«Социально-технологическая» функция включает в себя разработку и реализацию различных социальных технологий работы с конкретной социальной группой по реализации вышеназванных целей социальной работы.
«Организационно-управленческая» функция предполагает координацию деятельности различных специалистов и организаций по
достижению целевых функций социальной работы.
«Социально-проектная» функция предполагает проектирование социальной работы с различными категориями граждан.
«Научно-исследовательская» функция предполагает для достижения целей социальной работы проведение эмпирических и теоретических исследований и применение полученных результатов в практической деятельности социального работника.
«Педагогическая» функция предполагает участие социального работника в процессе подготовки кадров для данной профессии.
Следующий уровень иерархии функций -это операционные функции. Этот уровень дает описание конкретных видов воздействия, которые осуществляет социальный работник в рамках той или иной функции деятельности. Другими словами, эти операционные функции раскрывают специфику конкретных видов деятельности при реализации целей социальной работы.
Наконец, пятый уровень иерархии функций имеет в качестве основания классификации этапы профессиональной деятельности социального работника [11].
Таким образом, проблему построения непротиворечивой классификации функций социального работника можно решить на основе системного подхода путем представления всей совокупности функций в виде иерархически организованной системы задач, образующей несколько уровней. Предложенная иерархическая модель функций социального работника находится еще в стадии разработки, но уже сейчас позволяет построить непротиворечивую классификацию функций, что дает широкие возможности для социально-психологического анализа специфики деятельности социального работника, а также для проектирования и разработки содержания многоуровневой системы подготовки социальных работников. Основной акцент в данном случае необходимо сделать на функциях деятельности и операционных функциях. Первые будут определять специфику подготовки к определенной профессии, а вторые будут раскрывать содержание профиля подготовки будущего профессионала.
Функциональный анализ содержания многоуровневой системы подготовки социальных работников. Использование
функционального подхода при анализе деятельности работника социальной сферы позволяет выявить перечень функций работников различного уровня квалификации и изучить взаимосвязи между ними, что дает возможность раскрыть сущность социальной работы как вида профессиональной деятельности [12]. Различие в выполняемых функциях и есть та основа, которая будет отличать бакалавров, специалистов, магистров друг от друга. Так как многоуровневая модель подготовки уже реализуется, то необходимо провести анализ стандартов различных уровней подготовки. На основании вышесказанного целью данного раздела является анализ стандартов профессионального образования для выявления специфики функций, которые должны выполнять социальные работники разного уровня подготовки.
На данный момент можно выделить следующие уровни профессиональной подготовки социальных работников.
1. Средний профессиональный. Наименование профессии: социальный работник. Документ, регламентирующий подготовку: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа [13].
2. Средний профессиональный с углубленной подготовкой. Наименование профессии: социальный работник. Документ, регламентирующий подготовку: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа [13].
3. Высший профессиональный (бакалавриат). Наименование профессии: Бакалавр социальной работы. Документ, регламентирующий подготовку: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»)[14].
4. Высший профессиональный (магистратура). Наименование профессии: Магистр социальной работы. Документ, регламентирующий подготовку: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) [15].
Анализ стандартов подготовки позволил выделить пять функций в профессиональной деятельности, к выполнению которых готовится будущий социальный работник: социально-технологическая, организационно-управленческая, социально-проектная, научно-исследовательская (исследовательская), педагогическая. В стандартах они названы дея-тельностями. По нашему мнению, это не совсем корректно, т. к. у всех специалистов только одна деятельность - профессиональная, а это - наиболее часто встречающиеся задачи в данной профессиональной деятельности, поэтому их можно назвать функциями деятельности.
Необходимо отметить, что такое разделение присутствует только в стандартах ВПО / ВО. В рамках стандарта СПО выделяются задачи, которые можно классифицировать в соответствии с функциями, выделенными на уровне высшего образования. Кроме этого в стандартах указывается, что конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр / магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Поэтому мы будем говорить только о базовых функциях, успешное выполнение которых свидетельствует о соответствии работника своему уровню образования.
В рамках каждой функции разработчики стандарта представили список профессиональных задач, которые выпускники должны уметь решать. Анализ этих задач позволяет разграничить область социальной работы для разного уровня профессиональной подготовки. Рассмотрим каждую из функций более подробно.
1. Социально-технологическая функция.
1. Средний профессиональный уровень предполагает владение технологией социальной работы с определенными категориями граждан, т. е. с конкретной социальной группой. Например, социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.
2. Средний профессиональный уровень с углубленной подготовкой дополнительно кроме задач первого уровня предполагает умение организации технологического процесса. Таким образом, в данном случае человек не только простой исполнитель, но еще и
организатор социально-технологического процесса. В стандарте эта задача описана следующим образом: «Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защите и др.)».
3. Бакалавриат кроме владения социальными технологиями помощи определенным категориям граждан предполагает умение разрабатывать социальные технологии, осуществлять педагогическую деятельность в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.
4. Магистры социальной работы кроме решения всех перечисленных выше задач более углубленно подготавливаются для разработки, внедрения и совершенствования социальных технологий разного уровня, а также для изучения актуальных социальных проблем.
Таким образом, можно увидеть, что по мере углубления подготовки происходит переход от простого исполнения определенной социальной технологии до ее творческого проектирования.
2. Организационно-управленческая функция.
1. На среднем профессиональном уровне она отсутствует.
2. Средний профессиональный уровень с углубленной подготовкой также не предполагает ее полного присутствия. Однако в стандарте есть следующая задача, которая относится к этой функции: «Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защите и др.)». Поэтому можно говорить об организационных навыках на уровне осуществления технологических процессов.
3. Бакалавр социальной работы уже в полной мере может осуществлять организационно-управленческую функцию на уровне организации. Он осуществляет определение и построение задач конкретных работников, координацию деятельности различных специалистов, мотивирование профессионального развития, как руководитель берет на себя ответственность за результат действий сотрудников и т. д.
4. Магистратура кроме решения задач на уровне бакалавра предполагает реализацию организационно-управленческой функции на различных уровнях исполнительной власти РФ, разработку стратегий и конкретных программ реализации социальной политики и социальной работы.
Опираясь на вышесказанное, можно констатировать, что полноценная реализация организационно-управленческой функции происходит только на уровне ВПО. Причем бакалавр ее реализует на уровне организации, а магистр может ее осуществлять на более высоком уровне, например, на уровне социальной политики государства.
3. Социально-проектная функция.
1. На среднем профессиональном уровне она как таковая отсутствует. Социальные работники этого уровня только участвуют в реализации социальных проектов.
2. Средний профессиональный уровень с углубленной подготовкой предполагает не только участие в социальных проектах, но и проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
3. Уровень бакалавриата, кроме проектирования социальной работы с категориями граждан, предполагает проектирование индивидуального случая. В стандарте эта задача описана следующим образом: «участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи».
4. Магистры социальной работы кроме решения вышеперечисленных задач подготавливаются для организации и управления социально-проектной деятельности, а также для проектирования и реализации комплексных просветительских программ. Таким образом, по мере углубления подготовки происходит переход от участия в социальных проектах до управления такими проектами.
4. Научно-исследовательская функция.
1. На среднем профессиональном уровне она отсутствует.
2. Согласно стандарту СПО на уровне с углубленной подготовкой эта функция отсутствует.
3. В стандарте ВПО для бакалавров эта функция реализуется лишь частично, она обозначена как «исследовательская». Подразумевается, что бакалавр должен уметь проводить эмпирические исследования и применять полученные результаты в деятельности.
4. В полной мере эта функция реализована у магистров. Кроме задач уровня бакалавра, магистр должен осуществлять организацию и проведение прикладных и / или фундаментальных исследований в области социальной работы, уметь обрабатывать полученную информацию и представлять результаты исследовательских работ.
Следовательно, научно-исследовательская функция в полной мере реализуется на уровне магистра социальной работы, где осуществляется теоретическое осмысление полученной информации, а также руководство процессом исследования. В случае бакалавров эта функция осуществляется только как прикладная методика, нацеленная на практическое применение полученных результатов.
5. Педагогическая функция.
1. На среднем профессиональном уровне она отсутствует.
2. Согласно стандарту СПО на уровне с углубленной подготовкой эта функция также отсутствует.
3. В стандарте ВПО для бакалавров эта функция как отдельный вид деятельности отсутствует. Но мы можем говорить о некоторой ее реализации. Это проявляется в осуществлении «педагогической деятельности в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования...». Данная задача описана в рамках социально-технологической функции и, следовательно, может рассматриваться как определенная технология, которую реализует бакалавр в своей профессиональной деятельности.
4. В полной мере эта функция реализована лишь у магистров. Они занимаются осуществлением педагогической деятельности: преподаванием социальных дисциплин, а также организацией образовательного процесса.
Таким образом, бакалавры могут осуществлять педагогическую деятельность на уровне социальной технологии, в полном
объеме педагогическая функция реализуется только в деятельности магистров.
Проведенный анализ показывает, что существует специфика при осуществлении функций социального работника разного уровня подготовки. В некоторых случаях сложность решаемых в профессиональной деятельности задач повышается постепенно с углублением подготовки (социально-технологическая функция). А некоторые функции появляются только на определенном уровне.
Таким образом, различие в профессиональных функциях на уровнях подготовки СПО и ВПО / ВО заключается в том, что на уровне ВПО / ВО появляются управленческая, научно-исследовательская и педагогическая функции. Кроме этого, существующие функции в рамках СПО - социально-технологическая и социально-проектная - на уровне высшего образования осваиваются на более глубоком уровне, где работник от простого исполнителя переходит на уровень разработчика или эксперта. Различия в осуществлении профессиональной деятельности внутри уровней высшего образования заключаются в том, что магистр социальной работы отличается от бакалавра умением проводить научные исследования, организовывать и осуществлять педагогическую работу, а также участвовать в разработке и реализации социальной политики на различных уровнях исполнительной власти.
Следовательно, на выходе с каждого уровня профессиональной подготовки работники социальной сферы должны уметь выполнять профессиональные функции, соответствующие своему уровню образования. Успешное выполнение функции может использоваться в качестве критерия оценки качества подготовки выпускника.
Подводя итоги можно сделать следующие выводы.
1. Применение функционального подхода при проектировании и анализе многоуровневой системы подготовки профессионалов позволяет более полно учесть требования профессиональных стандартов в процессе подготовки профессионалов.
2. Иерархическая модель функций социального работника позволяет упорядочить и структурировать функции социального работника и решить таким образом проблему создания непротиворечивой классификации.
3. Анализ стандартов с позиции функционального подхода позволяет выявить функциональные отличия между уровнями подготовки профессионалов, что дает возможность более четко дифференцировать эти уровни на рынке труда.
Функциональный подход может быть использован для контроля качества обучения на том или ином уровне профессиональной подготовки. В качестве критерия оценки качества подготовки выпускника может быть использована оценка успешности выполнения функций деятельности, соответствующих уровню подготовки выпускника.
1. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»: приказ Минтруда России от 22.10.2013 г. № 571н // Российская газета. 2013. 18 декабря.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
4. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М., 2001.
5. Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1923.
6. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004.
7. Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, 1997.
8. Шакуров Р.Х., Валеева Н.Ш., Куприянов Р.В. Иерархическая модель функций социального работника // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 4. С. 363-369.
9. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем. М., 1984. С. 10-16.
10. Куприянов Р.В., Козлова И.Е. Функциональный подход к многоуровневой подготовке работников социальной сферы // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 14. С. 220-224.
11. Куприянов Р.В. Система профессионального образования социальных работников: исто-рико-педагогический анализ и перспективы развития. Казань, 2014.
12. Куприянов Р.В. К вопросу о функциональном анализе деятельности социального работника // Вестник Казанского технологического университета. 2006. № 2. С. 370-375.
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа: приказ
Минобрнауки РФ от 12.05.2014 г. № 506 // Российская газета. 2014. 6 октября.
14. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Минобрнауки РФ от 8.12.2009 г. № 709 (ред. от 31.05.2011 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 18 июля.
15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры): приказ Минобрнауки России от 8.04.2015 г. № 369. URL: http://www.pravo. gov.ru. (дата обращения: 06.05.2015).
1. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Spetsialist po sotsial'noy rabote": prikaz Mintruda Rossii ot 22.1G.2G13 g. № 571n // Rossiyskaya gazeta. 2Q13. 18 dekabrya.
2. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. M., 1986.
3. Dyurkgeym E. O razdelenii obshchestvennogo truda. Metod sotsiologii. M., 1991.
4. Redkliff-Braun A.R. Struktura i funktsiya v primitivnom obshchestve. Ocherki i lektsii. M., 2QQ1.
5. Fayol'A. Obshchee i promyshlennoe upravlenie. M., 1923.
6. Verbitskiy A.A. Kompetentnostnyy podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. M., 2QQ4.
7. Shmeleva N.B. Professional'no-lichnostnoe razvitie spetsialista sotsial'noy raboty. Ul'yanovsk, 1997.
8. Shakurov R.Kh., Valeeva N.Sh., Kupriyanov R.V. Ierarkhicheskaya model' funktsiy sotsial'nogo rabotnika // Vestnik Kazanskogo tekhnolo-gicheskogo universiteta. 2GG9. № 4. S. 363-369.
9. Shakurov R.Kh. Sotsial'no-psikhologicheskie problemy sovershenstvovaniya upravleniya proftekhuchilishchem. M., 1984. S. 1Q-16.
1Q. Kupriyanov R.V., Kozlova I.E. Funktsional'nyy podkhod k mnogourovnevoy podgotovke rabotnikov sotsial'noy sfery // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2G12. № 14. S. 22G-224.
11. Kupriyanov R.V. Sistema professional'nogo obrazovaniya sotsial'nykh rabotnikov: istoriko-pedagogicheskiy analiz i perspektivy razvitiya. Kazan', 2Q14.
12. Kupriyanov R.V. K voprosu o funktsional'nom analize deyatel'nosti sotsial'nogo rabotnika // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2GG6. № 2. S. 37G-375.
13. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 39.Q2.Q1 Sotsial'naya rabota: prikaz Minobrnauki RF ot 12.G5.2G14 g. № 5G6 // Rossiyskaya gazeta. 2Q14. 6 oktyabrya.
14. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki Q4Q4QQ Sotsial'naya rabota (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr"): prikaz Minobrnauki RF ot 8.12.2GG9 g. № 7G9 (red. ot 31.G5.2G11 g.) // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. 2Q11. 18 iyulya.
15. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 39.Q4.Q2 Sotsial'naya rabota (uroven' magistratury): prikaz Minobrnauki Rossii ot S.G4.2G15 g. № 369. URL: http://www.pravo. gov.ru. (data obrashcheniya: Q6.Q5.2Q15).
Поступила в редакцию S.QS^QlS г.
UDC 378.1, 364
FUNCTIONAL APPROACH TO THE ANALYSIS OF MULTI-LEVEL SYSTEM OF SOCIAL WORKERS TRAINING
Roman Vladimirovich KUPRIYANOV, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russian Federation, Candidate of Psychology, Associate Professor of Social Work, Pedagogy and Psychology Department, e-mail: kromanl @mail.ru
The possibility of the use of functional approach to the analysis and design of multi-level system of training of professionals through the example of the profession of social work is founded. Functional and competence-based approach in their relationship and interpenetration are discussed. Common positions and points of contact of competence-based and functional approach from the perspective of activity-based concept are substantiated. Key issues in the implementation of the competency approach into the national education system are discussed; the possibility of solving these problems within the framework of a functional approach is proved. The functional analysis of the social worker activity is carried out. A hierarchical model to describe the functions of social workers is offered. Federal educational standards at various levels (Federal State Educational Standard Secondary Vocational Education, Federal State Educational Standard Higher Professional Education, Federal State Educational Standard Higher Education) from the position of the functional approach are analyzed. The key functions of each level of training are identified. The difference in functions at the level of secondary and higher vocational education is proved. Difference in formation of competencies in bachelor and master of social work for the professional functions realization is substantiated. It is concluded that applying the functional approach in the multi-level training system design makes better consider the requirements of professional standards in the preparation of professionals.
Key words: social work; magistracy; bachelor; functional approach; hierarchical model of function.