ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 378.126
Р. В. Куприянов, И. Е. Козлова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Ключевые слова: социальная работа, магистратура, бакалавриат, функциональный подход.
Проведен функциональный анализ стандартов профессионального образования социальных работников (ФГОС СПО и ФГОС ВПО). Выявлены ключевые функции каждого уровня профессиональной подготовки.
Keywords: social work, master's, bachelor's degree.
A functional analysis of standards ofprofessional education of social workers. Identified the key features of each level of training.
Подготовка специалистов социальной работы началась в нашей стране почти 20 лет назад. Именно тогда, в 1991 году, в квалификационном справочнике появилась должность «специалист по социальной работе». За время существования специальности был пройден огромный путь в осмыслении и определении сущности социальной работы, разработки ее теоретических основ и практических методов. Вместе с тем, этот процесс еще не завершен и вряд ли когда-нибудь завершится. Дело в том, что социальная работа, это очень динамично развивающаяся профессия. Ее цели, задачи и содержание во многом определяются текущей социально -экономической ситуацией в обществе, доминирующими социальными проблемами, социальной политикой государства и, наконец, культурой данного общества. Примером этого утверждения может послужить экономический кризис, затронувший все наше общество. Как следствие этого кризиса, актуалировалась проблема безработицы, которая пару лет назад не являлась настолько острой. Все это показывает, насколько социальная работа должна быть гибкой, мобильной в поиске и решении социальных проблем. Такие требования к социальной работе могут быть реализованы только благодаря большому профессионализму социальных работников, что, в свою очередь, накладывает высочайшие требования к системе их подготовки.
Актуальность данного исследования заключается в том, что переход от подготовки специалистов к подготовке бакалавров и магистров привел к возникновению неоднозначного понимания новых уровней подготовки в высшей школе. Во многом это связано с тем, что инициатива в этом случае идет не от работодателей, а с «верху». В данном случае, это следствие присоединения России к Болонскому процессу. В 2003 году Российская Федерация включилась в Болонский процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Согласно принятой декларации, РФ до 2010 года обязалась воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Принятые обязательства были выполнены и в настоящее время на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВПО) осуществляется подготовка бакалавров и магистров социальной работы. В результате, сейчас на
рынке труда присутствуют бакалавры социальной работы, специалисты социальной работы, магистры социальной работы. Они все - работники с высшим профессиональным образованием, что вызывает определенные сложности для работодателей. Сложившаяся ситуация существенно отличается от обыденной практики, когда учреждения ВПО на основании спроса на рынке труда осуществляют выпуск профессионалов с необходимым уровнем подготовки. В настоящее время работодатели, которые учились до подписания Болонской декларации, зачастую не знают, что подразумевают такие уровни подготовки, как «бакалавр» и «магистр», следовательно, перед ними встает ряд проблем: на какие должности может претендовать работник с тем или иным уровнем высшего образования?; в каких случаях необходимо, чтобы бакалавр повысил свой уровень подготовки до магистра?; какие должности предполагают уровень подготовки не ниже магистерского?; какие отличия существуют между бакалавром социальной работы и социальным работником?; и прочее... Как пишут М.Е.Панкратова, Н.Ю.Рашева «Нередки ситуации, когда предприятие отказывается брать специалиста с дипломом бакалавра или магистра на том основании, что в требованиях к кандидату значится образование по специальности. Нередко на бытовом уровне бакалавр воспринимается как человек с образованием техникума, как недоученный специалист, что далеко от истины» [1].
Описанная выше проблема касается не только работодателей, она характерна для всего нашего общества. Появление наукоемких технологий, сложных производств повышает требования к качеству подготовки профессионалов в любой отрасли [2]. Соответственно меняется содержание того или иного уровня образования. Поэтому, как показывает опыт, не всегда различия между уровнями подготовки представляют сами преподаватели, осуществляющие данную подготовку профессионалов. Отсутствие четкого понимания уровня подготовки в обществе может негативно сказаться не только на работодателях, и как следствие на эффективности нашей экономики, но и на самих вы-
пускниках, которые не смогут адекватно оценить свои возможности, следовательно, будут иметь заниженный или завышенный уровень притязаний. Обозначенная проблема свидетельствует об очевидном противоречии между потребностями практики в подготовке работников социальной сферы различного уровня и отсутствием в современной науке исследований и разработок, необходимых для удовлетворения этих потребностей.
Один из путей решения возникшего противоречия, по нашему мнению, это использование функционального подхода для анализа деятельности работников социальной сферы различного уровня подготовки. Функциональный анализ - один из общепризнанных исследовательских подходов к изучению социальных явлений. Он строится на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга. Главной задачей исследования, с точки зрения этого подхода, является выявление элементов системы, их функций и способов связи между ними. Отправной точкой функционального анализа является понятие «функции» каждой системной единицы по отношению к системе как целому. Термин «функция» произошел от лат. «functio» - совершение, исполнение. Этот термин применяется во многих науках и в настоящее время имеет разнообразное толкование. Примером различных трактовок может послужить статья в словаре С.И.Ожегова, где термин «функция» понимается как: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления (в философии); закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определенная величина, а также сама эта величина (в математике); работа производимая органом, организмом (в биологии); роль, значение чего-нибудь; обязанность, круг деятельности. Отсутствие единого понимания термина «функция» требует, что бы мы как можно точнее очертили круг изучаемого явления. В нашем случае под функцией понимается некий процесс, рассматриваемый с точки зрения того, какой вклад он вносит в социальную систему, другими словами служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом. На основании вышесказанного, под термином «функция» мы понимаем однородную по содержанию группу постоянно повторяющихся задач, которые профессионал решает в своей повседневной деятельности.
Теоретическая база функционального подхода весьма подробно разработана в социологии. В рамках этого подхода работали такие ученые как: Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, Т.Парсонс, Р.Мертон и др. Основателем концепции функционализма считают Э. Дюркгейма, который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б. Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде. Практическое использование идей функционального подхода можно наблюдать в менеджменте, где очень хорошо расписаны функции
менеджмента. Выделенные впервые А.Файолем управленческие функции позволяют использовать их для оценки эффективности деятельности руководителя, а также для его подготовки.
Использование функционального подхода при анализе деятельности работника социальной сферы позволит выявить перечень функций работников различного уровня квалификации и изучить взаимосвязи между ними; это дает возможность раскрыть сущность социальной работы как вида профессиональной деятельности [3]. Различие в выполняемых функциях и есть та основа, которая будет отличать бакалавров, специалистов, магистров друг от друга. Так как многоуровневая модель подготовки уже реализуется, то необходим анализ стандартов различных уровней подготовки. На основании вышесказанного, целью данного исследования явился анализ стандартов профессионального образования (ФГОС СПО и ФГОС ВПО) для выявления специфики функций, которые должны выполнять социальные работники разного уровня подготовки.
На данный момент можно выделить следующие уровни профессиональной подготовки социальных работников:
1. Средний профессиональный. Наименование профессии: социальный работник. Документ, регламентирующий подготовку: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28 » октября 2009 г. №480).
2. Средний профессиональный с углубленной подготовкой. Наименование профессии: социальный работник. Документ, регламентирующий подготовку: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28 » октября 2009 г. №480).
3. Высший профессиональный (бакалавриат). Наименование профессии: Бакалавр социальной работы. Документ, регламентирующий подготовку: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 социальная работа (квалификация (степень) "бакалавр") (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «8» декабря 2009 г. N 709).
4. Высший профессиональный (магистратура). Наименование профессии: Магистр социальной работы. Документ, регламентирующий подготовку: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 социальная работа (квалификация (степень) "магистр") (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «7» февраля 2011 г. N 170)
Анализ стандартов подготовки (ФГОС СПО и ФГОС ВПО) позволил выделить пять функций в профессиональной деятельности, к выполнению которых готовится социальный работник: социально -
технологическая, организационно - управленческая,
социально - проектная, научно -исследовательская (исследовательская), научно- педагогическая (педагогическая). В стандартах они названы деятельностями. По нашему мнению это не совсем корректно, так как у всех специалистов только одна деятельность - профессиональная, а это - наиболее часто встречающиеся задачи в данной профессиональной деятельности; поэтому их можно назвать функциями.
Необходимо сказать, что такое разделение присутствует только в стандартах ВПО. В рамках стандарта СПО выделяются задачи, которые можно классифицировать в соответствии с функциями, выделенными на уровне ВПО. Кроме этого в стандартах указывается, что конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр/магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками
высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Поэтому мы будем говорить только о базовых функциях, успешное выполнение которых свидетельствует о соответствии работника своему уровню образования.
В рамках каждой функции разработчики стандарта представили список профессиональных задач, которые выпускники должны уметь решать. Анализ этих задач позволяет разграничить область социальной работы для разного уровня профессиональной подготовки. Рассмотрим каждую из функций более подробно.
1. Социально-технологическая функция
1. Средний профессиональный уровень предполагает владение технологией социальной работы с определенными категориями граждан, т.е. с конкретной социальной группой. Например: Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.
2. Средний профессиональный уровень с углубленной подготовкой дополнительно кроме задач первого уровня предполагает умение организации технологического процесса. Таким образом, в данном случае человек не только простой исполнитель, но еще и организатор социально-технологического процесса. В стандарте эта задача описана следующим образом: «Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защите и др.)».
3. Высший профессиональный уровень (бакалавриат) кроме владения социальными технологиями помощи определенным категориям граждан предполагает умение разрабатывать социальные технологии, осуществлять педагогическую деятельность в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.
4. Высший профессиональный уровень (магистратура). Магистры социальной работы кроме решения всех выше перечисленных задач более углубленно подготавливаются для разработки, внедрения и совершенствования социальных технологий разного уровня, а также для изучения актуальных социальных проблем.
Таким образом, можно увидеть, что по мере углубления подготовки происходит переход от простого исполнения определенной социальной технологии, до ее творческого проектирования.
2. Организационно-управленческая функция
1. На среднем профессиональном уровне она отсутствует.
2. Средний профессиональный уровень с углубленной подготовкой также не предполагает ее полного присутствия. Однако в стандарте есть следующая задача, которая относится к этой функции: «Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защите и др.)». Поэтому можно говорить об организационных навыках на уровне осуществления технологических процессов.
3. Бакалавр социальной работы уже в полной мере
может осуществлять организационно-
управленческую функцию на уровне организации. Он осуществляет определение и построение задач конкретных работников, координацию деятельности различных специалистов, мотивирование профессионального развития, как руководитель берет на себя ответственность за результат действий сотрудников и т. д.
4. Высший профессиональный уровень (магистратура) кроме решения задач на уровне бакалавра предполагает реализацию организационноуправленческой функции на различных уровнях исполнительной власти РФ, разработку и внедрение показателей социальной отчетности, разработку стратегий социальной работы.
Опираясь на выше сказанное, можно констатировать, что полноценная реализация организационно-управленческой функции происходит
только на уровне ВПО. Причем бакалавр ее реализует на уровне организации, а магистр может ее осуществлять на более высоком уровне, например на уровне социальной политики государства.
3. Социально - проектная функция
1. На среднем профессиональном уровне она как таковая отсутствует. Социальные работники этого уровня только участвуют в реализации социальных проектов.
2. Средний профессиональный уровень с углубленной подготовкой предполагает не только участие в социальных проектах, но и проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
3. Уровень бакалавриата, кроме проектирования социальной работы с категориями граждан, предполагает проектирование индивидуального случая. В стандарте эта задача описана следующим образом: «участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медикосоциальной помощи».
4. Высший профессиональный уровень (магистратура). Магистры социальной работы кроме решения выше перечисленных задач подготавливаются для проектноаналитической и экспертно-консультационной деятельности, а также для использования методов социальной квалиметрии в процессе социально-проектной деятельности.
Таким образом, по мере углубления подготовки происходит переход от участия в социальных проектах, до их экспертной оценки. Причем уровень СПО и ВПО отличаются направлением деятельности. В первом случае работа осуществляется с определенной категорией граждан, а в случае ВПО происходит переход от общих проблем к конкретным случаям.
4. Научно - исследовательская функция
1. На среднем профессиональном уровне она отсутствует.
2. Согласно стандарту СПО на уровне с углубленной подготовкой эта функция отсутствует.
3. В стандарте ВПО для бакалавров эта функция реализуется лишь частично, она обозначена как «исследовательская». Подразумевается, что бакалавр должен уметь проводить эмпирические исследования и применять полученные результаты в деятельности.
4. В полной мере эта функция реализована у магистров. Кроме задач уровня бакалавра, магистр должен осуществлять теоретическое обоснование методов исследования, организацию получения, обработки, интерпретации и хранения научной информации по проблемам социальной работы.
Следовательно, научно-исследовательская функция в полной мере реализуется на уровне магистра социальной работы, где осуществляется теоретическое осмысление полученной информации, а также руководство процессом исследования. В случае бакалавров эта функция осуществляется только как прикладная методика, нацеленная на практическое применение полученных результатов.
5. Научно - педагогическая функция
1. На среднем профессиональном уровне она отсутствует.
2. Согласно стандарту СПО на уровне с углубленной подготовкой эта функция также отсутствует.
3. В стандарте ВПО для бакалавров эта функция как отдельный вид деятельности отсутствует. Но мы можем говорить о некоторой ее реализации. Это проявляется в осуществлении «педагогической деятельности в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования... ». Данная задача описана в рамках социально-технологической функции
и, следовательно, может рассматриваться как определенная технология, которую реализует бакалавр в своей профессиональной деятельности.
4. В полной мере эта функция реализована лишь у магистров. Они занимаются осуществлением научнопедагогической деятельности в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также организацией и управлением образовательным процессом.
Таким образом, бакалавры могут осуществлять педагогическую деятельность на уровне общего, начального профессионального, СПО и дополнительного обра-
зования. В полном объеме научно-педагогическая функция реализуется только в деятельности магистров.
Таблица 1 - Функции профессиональной деятельности в зависимости от уровня подготовки
Примечание: СПО* - среднее профессиональное образование с углубленной подготовкой; «-» - отсутствие данной функции в стандарте; «- (+)» - частичная реализация данной функции в стандарте; «+» - полная реализация данной функции в стандарте.
Проведенный анализ показывает, что существует специфика при осуществлении функций социального работника разного уровня подготовки. В некоторых случаях сложность решаемых в профессиональной деятельности задач повышается постепенно с углублением подготовки (социальнотехнологическая функция). А некоторые функции появляются только на определенном уровне (см. табл.1).
Таким образом, различие в профессиональных функциях на уровнях подготовки СПО и ВПО заключается в том, что на уровне ВПО появляются управленческая, научно-исследовательская и педагогическая функции. Кроме этого существующие функции в рамках СПО: социально-технологическая и социально-проектная на уровне ВПО осваиваются на более глубоком уровне, где работник от простого исполнителя переходит на уровень разработчика или эксперта. На уровне ВПО появляется работа с индивидуальным случаем.
Различия в осуществлении профессиональной деятельности внутри ВПО заключаются в том, что магистр социальной работы отличается от бакалавра умением проводить научные исследования, реализовывать научно-педагогическую работу на уровне ВПО, а также участвовать в разработке и реализации социальной политики на различных уровнях исполнительной власти.
Таким образом, на выходе с каждого уровня профессиональной подготовки, работники социальной сферы должны уметь выполнять профессиональные функции, соответствующие своему уровню образования. Успешное выполнение функ-
Функции Уровень подготовки
СП О СПО * ВПО Бака- лавр ВПО Ма- гистр
1. Социальнотехнологическая + + + +
2. Организационноуправленческая - (+) + +
3. Социальнопроектная - + + +
4. Научноисследовательская (исследовательская у бакалавров) - - - (+) +
5. Научно-педагогическая - - - (+) +
ции может использоваться в качестве критерия оценки качества подготовки выпускника.
Проведенный анализ позволяет внести некоторую ясность в обозначенную проблему многоуровневой подготовки работников социальной сферы. Однако применение функционального подхода в области проектирования содержания образования имеет еще ряд нерешенных теоретических и практических проблем. Например, соотношение функционального и компетентностного подходов в образовании, учет функций профессиональной деятельности в системе подготовки работников социальной сферы и др.
Литература
1. Панкратова, М.Е., Рашева Н.Ю. Многоступенчатая структура подготовки юристов в рамках российского высшего профессионального: преимущества и недостатки/ М.Е.Панкратова, Н.Ю.Рашева // цитируется по http://law.mstu.edu.ru/files/education.pdf от 26.04.12.
2. Валеева, Э.Р. Развитие интеллектуальной сферы будущих инженеров в процессе профессиональной подготовки/ Э.Р. Валеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - № 24. С. 219-221.
3. Куприянов, Р.В. К вопросу о подготовке социальных работников разного уровня/ Р.В.Куприянов// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 3. - С. 110-115.
Р. В. Куприянов - канд. психол. наук, доц. каф. СРПП КНИТУ, [email protected]; И. Е. Козлова - проф., Автономный университет Барселоны (Universitat Autonoma de Barcelona), [email protected].