Научная статья на тему 'Функции социального работника в процессе социальной реабилитации'

Функции социального работника в процессе социальной реабилитации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24510
1418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куприянов Р. В., Шарифуллина Д. Р., Берецкая Е. А.

Рассмотрены функции социального работника в контексте процесса реабилитации. Описана иерархическая модель функциональной структуры деятельности. Выделены функции, связанные непосредственно с процессом социальной реабилитации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции социального работника в процессе социальной реабилитации»

Р. В. Куприянов, Д. Р. Шарифуллина, Е. А. Берецкая

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Рассмотрены функции социального работника в контексте процесса

реабилитации. Описана иерархическая модель функциональной структуры

деятельности. Выделены функции, связанные непосредственно с процессом социальной реабилитации

Специалист социальной работы является специалистом в области жизненных отношений и обстоятельств, где в принципе нет готовых решений возникших проблем. Особенность данного вида деятельности заключается в том, что, с одной стороны, социальный работник обеспечивает значимые изменения, с другой, — делает все, чтобы клиенты продолжали успешно действовать без него. Суть социальной работы заключается в том, чтобы достигнуть актуализации потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и создать такие условия, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и достигнуть такого результата, когда необходимость в помощи социального работника отпадет. Как следствие, социальная работа находит реализацию в социальном обслуживании, реабилитации, социальном патронаже и других областях.

Особую роль специалисты социальной работы играют в процессе социальной реабилитации, так как их деятельность сопровождает весь реабилитационный процесс. Рассматривая цель социальной реабилитации как интеграцию индивида в общество, можно согласиться с мнением, что «основная задача социального работника - социальная реабилитация дезадаптированных групп населения» [1]. В этом случае возможными клиентами социального работника могут быть:

1) безработные;

2) лица, дезадаптированные вследствие болезни или длительного лечения, и их родственники;

3) лица, дезадаптированные вследствие пребывания в пенитенциарных учреждениях;

4) семьи с детьми-инвалидами;

5) лица, пережившие посттравматический стресс, и члены их семей;

6) дети из детских домов и закрытых воспитательных учреждений, а также из асоциальных и антисоциальных семей;

7) лица, дезадаптированные вследствие пребывания в деструктивных культах;

8) пенсионеры;

9) дети и подростки с девиантным поведением (употребляющие наркотики, алкоголь, совершавшие суицидальные попытки, делинквентные и противоправные действия).

Как видно, контингент лиц, проходящих социальную реабилитацию, очень широк. В связи с этим социальная реабилитация предъявляет серьезные требования к организатору реабилитационной деятельности - специалисту социальной работы. Не случайно, квалификационный справочник содержит весьма длинный перечень его разнообразных должностных обязанностей [2]. Итак, специалист социальной работы:

1) выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;

2) устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учёбы и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту;

3) содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;

4) оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;

5) проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;

6) выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

7) организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде;

8) участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодёжных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.;

9) организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы [3].

Очевидно что, многие из этих требований напрямую связаны с процессом социальной реабилитации. Осуществление выше названных требований происходит на основе реализации функций деятельности социального работника. По мнению Н.Б.Шмелевой, функциональная природа социальной работы представляет собой «один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности. Социальный работник осуществляет все многообразие функций организации, координации, обеспечения, поддержки (психологической и физической), правовой и административной помощи, коррекции и др.» [4]. Рассмотрим функции социального работника, описанные в научной литературе.

П.Д. Павленок перечисляет следующие профессиональные функции специалиста социальной работы [5].

Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и постановку «социального диагноза».

Прогностическая функция реализуется путём программирования и прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определённой модели социального поведения этих объектов.

Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция позволяет привести в действие социально-правовые, юридические, психологические, социально-медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организовать социотерапевтическую, социально-бытовую, психоло-го-педагогическую, медицинскую, юридическую и иную помощь нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женщин, подростков, детей, молодёжи.

Правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения.

Социально-педагогическая функция - выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различные учреждения, организации, общественные, творческие и другие союзы, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.

Психологическая функция предполагает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся.

Социально-медицинская функция проявляется в организации работы по профилактике здоровья, помощи в овладении основами первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организации работы по планированию семьи, формировании ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействии подготовке молодёжи к семейной жизни, развитию трудотерапии, способствовании формированию здорового образа жизни.

Социально-бытовая функция. Социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (особенно инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта.

Реализуя коммуникативную функцию, социальный работник устанавливает контакты с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывает обмен информацией, способствует включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогает восприятию и пониманию другого человека, больных и здоровых, нуждающихся и не нуждающихся в помощи и поддержке.

Рекламно-пропагандистская функция социальной работы проявляется в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей социальной защиты человека.

Нравственно-гуманистическая функция (как своеобразная концентрация определённых свойств, черт всех других функций) придаёт социальной работе высокие гуманистические цели, создаёт условия для достойного функционирования человека, групп и слоёв в обществе.

Реализация организационной функции состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищённым слоям и группам, отдельным личностям.

Отечественный ученый Панов А.М. выделяет следующие функции [6].

Диагностическая - установление причин возникающих у человека трудностей.

Аналитико-прогностическая - заключается в изучении тенденций социального напряжения в обществе, демографических ситуаций, причин социального и семейного неблагополучия, общественного мнения о состоянии социальной помощи и защиты, потребностей в ней, программировании и прогнозировании развития событий, процессов, происходящих в семье, группе людей, обществе и выработке определенных моделей социального поведения.

Системно-моделирующая - определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Активационная функция - содействие активации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Действенно-практическая - проявляется в помощи направленной на улучшение взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением: консультирование, помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или времен-

ное социальное обслуживание для опеки и попечительства, содействие в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения; представление в соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформление усыновления и т.д.

Правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту, содействует применению государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента.

Организационно-методическая - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению; организует работу по взаимодействию клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями; систематизирует информационные материалы, законодательства и иные правовые акты, организует их изучение среди населения.

Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений; организует оказание социо-терапевтической помощи нуждающимся; обеспечивает защиту прав в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального определения.

Нравственно-гуманистическая функция - обеспечивает уважение к человеческой личности; создает условия для достаточности человека как главного субъекта общества, содействует в становлении и реализации его интересов и потребностей.

Социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.

Психологическая - оказание различных видов консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации личности.

Социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т. д.) в улучшении их жилищных условий.

Социалъно-интегративная - объединение разных областей на решение проблем в социальной сфере, направление усилий специалистов различных профессий на социальную поддержку и защиту населения, выработку совместной комплексной программы самореализации личности.

Эвристическая - повышение своей квалификации и профессионального мастерства и др.

Е. И. Холостова определяет следующие функции [7]: c воспитательная - обеспечение целенаправленного влияния всех социальных институтов на поведение и деятельность клиента; ставится задача полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;

c организаторская - организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, организаторская работа во взаимодействии клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными,

правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями; c прогностическая - программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности;

c предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая - социальный педагог и социальный работник совместно предусматривают и приводят в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организуют оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивают защиту их прав в обществе, оказывают помощь подросткам и молодежи в период их социального и профессионального определения;

c организационно-коммуникативная - способствуют включению добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивают информацию и налаживают взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом; c охранно-защитная - используют весь арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействия в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента.

Н. Ф. Басов к вышеперечисленным функциям добавляет [8]: c посредническую функцию, которую часто называют основной функцией, когда специалист социальной работы, обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему службами; c инновационную функцию, когда специалист социальной работы в деятельности, направленной на преобразование социума, стремится к использованию наиболее эффективных методов и технологий работы. Чтобы совершенствовать систему социальной поддержки населения, деятельность специалиста должна носить инновационный характер, т.е. включать себя новые методические, технологические компоненты.

c мотивационная функция социального работника выражается в создании мотивообразующих условий для включения клиента в деятельность по преодолению трудной жизненной ситуации, а не в том, чтобы решить за_него его проблему.

Представленный обзор научной литературы показывает, что в настоящее время отсутствует единое понимание функций социального работника, как в отношении всей его деятельности, так и процесса реабилитации в частности. Представленные выше классификации далеки от идеала, рядоположными в них являются функции, направленные на решение задач различного вида и уровня сложности. Таким образом, в представленных классификациях происходит пересечение выделенных функций между собой, что, естественно является недопустимым для научной классификации. Подобных примеров можно привести множество.

Что бы разрешить данное противоречие, необходим системный подход. Мы предлагаем построить иерархию уровней функций специалиста социальной работы по аналогии с моделью управленческих функций Р.Х. Шакурова. Первый уровень - это «целевые функции»; они образуют вершину иерархии и определяют задачи, которые решаются на более низком уровне. К ним можно отнести: гуманистическую функцию, функции социальной поддержки и реабилитации и т.д. Второй уровень - «операционные функции». Они направлены на реализацию конкретных задач, и здесь можно выделить два подуровня: «общие функции» и «специфические функции». К первым относятся функции, направленные на организацию деятельности: диагностическая, проектировочная, коммуникативная, контрольно - оценочная и т.д. К «специфическим функциям» относятся социально - педагогическая, психологическая, социально - медицинская, правозащитная и др. Предложенная

модель находится еще в стадии становления, но уже сейчас позволяет построить непротиворечивую классификацию функций и дает возможность для социально - психологического анализа деятельности социального работника.

Из описанных выше функций можно выделить следующие, связанные непосредственно с процессом социальной реабилитации (таб. 1):

Таблица 1 - Функции социального работника в процессе социальной реабилитации

Функции Действия по реализации функции

1 2

Аналитико- диагностическая - Изучает и анализирует особенности физического, физиологического, психологического, социального развития клиента; - определяет причины, последствия, степень существующих у человека ограничений жизнедеятельности; - Оценивает потенциальные возможности клиента к восстановлению социального функционирования, а также к саморазвитию и самореализации в новой жизненной ситуации; - Выясняет позицию клиента по отношению к проявлению собственной активности в работе по преодолению депривационных обстоятельств, а также к самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию в новой жизненной ситуации; - Изучает особенности социальной среды, оказывающей влияние на личность человека, выявляет факторы, способствующие его самореализации.

Прогностическая На основе анализа информации о клиенте и окружающем его жизненном пространстве социальный работник: - программирует, прогнозирует, проектирует процесс социального влияния конкретного микросоциума, а также деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывающих помощь в социальной адаптации, саморазвитии и самовоспитании личности человека; - определяет перспективы развития личности человека в процессе ресоциализации, прогнозирует динамику изменения позиции клиента в направлении самоизменения, самовоспитания, саморазвития в новой жизненной ситуации; - планирует деятельность специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, принимающих участие в решении реабилитационных проблем клиента, оценивает собственные возможности в обеспечении оптимального изменения позиции клиента в направлении самостоятельного решения собственных проблем.

Конструктивно -Организационная: - Принимает участие в разработке индивидуальных (общественных) программ реабилитации граждан, организует их практическую реализацию; - Координирует деятельность специалистов разного профиля и учреждений разной ведомственной принадлежности, осуществляющих комплексную реабилитацию, в процессе реализации индивидуальных программ реабилитации; - Координирует деятельность общественных и благотворительных организаций, принимающих участие в реабилитации граждан;

1 2

- Организует работу по включению реабилитируемых в движение само- и взаимопомощи; - Организует работу по включению реабилитируемых в трудовую и общественно-полезную деятельность; - Создает условия для поддержания культурно-досуговой активности.

Образовательно -воспитательная - Обеспечивает целенаправленное влияние всех социальных институтов и общества в целом на поведение и деятельность человека с целью активизации его жизненной позиции; - Создает условия для формирования в окружающей человека социальной среде актуальных знаний, умений, навыков, социальнопедагогических отношений, способствующих полноценному социальному функционированию человека в обществе.

Коррекционная - Осуществляет коррекцию деятельности всех социальных институтов, оказывающих человеку помощь в процессе его социальной адаптации и ресоциализации; - Осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, направленных на активизацию усилий человека в решении собственных проблем, его саморазвитие и самовоспитание; - Осуществляет коррекцию базовых психологических характеристик (состояний, установок, отношений) личности человека с целью формирования у него активной жизненной позиции.

Охранно- защитная - Способствуют приведению в действие социально-правовых, юридических, психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний в отношении реабилитируемых лиц в целом; - Обеспечивают защиту прав и интересов реабилитируемых категорий граждан в обществе; - Используя весь арсенал правовых норм, обеспечивает защиту прав человека в обществе; - Содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия в отношении реабилитируемой группы лиц; - Обеспечивает взаимодействие учреждений разной ведомственной принадлежности в процессе комплексного решения реабилитационных проблем клиента.

Таким образом, нами выделены функции социального работника, осуществляемые непосредственно в процессе реабилитации. Предложенная классификация позволяет целенаправленно подготавливать социальных работников к осуществлению социальной реабилитации.

Литература

1. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность. М., 2005. С.208.

2. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». Р.н./Д: Феникс, 2000. С.105.

3. Дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённый постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. М., 1991.

4. Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, 1997. С.43.

5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2005. С. 197-198.

6. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности специальность в системе высшего профессионального образования // Российский журнал социальной работы. М., 1995. № 1. С.3-5.

7. Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. М., 2005. С.659-660.

8. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. М., 2004. С.37-42.

© Р. В. Куприянов - канд. психол. наук, доц. каф. социальной педагогики и психологии КГТУ; Д. Р. Шарифулина - асп. той же кафедры; Е. А. Берецкая - канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы Сибирского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.