ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
УДК 373 Н. В. АБРАМОВСКИХ
Шадринский государственный педагогический институт
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Рассматриваются основные компоненты социально-педагогической деятельности: субъект, объект, цели, виды, функции. Отмечается многомерность объекта социально-педагогической деятельности, дается характеристика ее стратегических задач, необходимость комплексного подхода к их решению.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, стратегические задачи, социальный педагог, функции социально-педагогической деятельности.
Реальная и перспективная область профессиональной деятельности социального педагога включает множество специфических разновидностей социально-педагогической деятельности, в зависимости от объекта, на который она направлена. Значимость данной деятельности возрастает в современном обществе в связи с отмечаемым учеными кризисом доверия подрастающего поколения к государственным институтам, нарушением механизмов социализации и роста асоциальных тенденций в молодежной среде, ростом негативных явлений среди населения (наркомании, алкоголизма, правонарушений и др.), снижением воспитательного потенциала семьи и образовательных учреждений как основных институтов социализации личности. Поэтому спектр проблем, которые приходится решать данному специалисту чрезвычайно разнообразен.
Рассматривая вопрос о содержании социально-педагогической деятельности необходимо подчеркнуть ее интегративность, сочетание в ней особенностей социальной работы и педагогической деятельности. В то же время она имеет собственную специфику, определяемую содержанием ее компонентов: субъекта, объекта, целей, видов, функций, результата. В центре любой деятельности находится «субъект» — тот, кто совершает эту деятельность, и «объект» — на кого направлена данная деятельность, а также результат — трансформированный, измененный объект деятельности.
В современных исследованиях можно встретить разные точки зрения на объект социально-педагогической деятельности. По мнению В. А. Сластенина, объектом социальной педагогики, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой — элементы общественной культуры, которыми владеет педагог, и которые служат «строительным материалом» для формирования личности [1]. В работах Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой, М. А. Галагузовой, О. В. Госсе, О. К. Крокинской, С. А. Косабуцкой, Л. С. Нагавкиной, Р. В. Овчаровой и ряда других авторов объект социально-педагогической деятельности ограничен возрастными рамками, им является ребенок (подросток). Вместе с тем многосторонность социально-педагогической деятельности делает необходимым работу социального педагога с людьми разного возраста при преимущественной направленности на подрастающую личность.
В связи с большим спектром профессиональной деятельности социального педагога, специализации,
вводимые в образовательных учреждениях при подготовке специалиста также разнообразны: социальные педагоги — организаторы социально значимой работы с детьми, молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации культурного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельности, совместного отдыха детей и взрослых, семейного досуга. В ряде регионов выделяются отдельно социальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог и др. [1]. Подобное разнообразие специализаций является, с одной стороны, показателем востребованности социально-педагогической работы в разных социальных сферах, с другой, иллюстрирует профессиональную деятельность социальных педагогов как деятельность в отношении не только детей, но и молодежи, взрослого населения, пожилых и старых людей.
В исследовании И. А. Липского в качестве объекта практической социальной педагогики выделяется человек в его социальной среде, входящий в одну из трех больших групп: социально-перспективную, социально-стабильную и социально-проблемную; предмета — взаимодействие человека и социума, а цели — гармонизация отношений личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития ее социальной активности [2].
Это позволяет обосновать три ведущие стратегии и соответствующие им роли социальной педагогики как области практической деятельности:
— первая стратегия — включение человека в социум (его социализация, социальное воспитание, формирование, развитие), где социальная педагогика выступает как педагогика социального развития личности;
— вторая стратегия — педагогизация социума, где социальная педагогика — это педагогика среды;
— третья стратегия — управление взаимодействием человека и социума, где социальная педагогика исполняет роль педагогики социальной работы.
Таким образом, можно отметить, что в современных научных исследованиях выделяется многообразие субъекта социально-педагогической деятельности, обобщение разных точек зрения позволяет определить в качестве ее объекта личность в системе социального воспитания и образования.
Многомерность субъекта социально-педагогической деятельности отмечают многие теоретики и практики. Данное положение обусловлено с одной стороны множеством задач социально-педагогической деятельности, направлений их реализации,
которые в свою очередь определяются социальными проблемами клиентов, с другой стороны отсутствием единых позиций на сущность социально-педагогической деятельности, теоретической неопределенностью ее научных основ ввиду начального этапа становления как отрасли научного знания.
В частности, в работе М. В. Шакуровой выделяется три уровня учреждений, специалисты которых могут решать задачи социально-педагогической деятельности [3]:
— первоочередные, ведущие (социальные педагоги, социальные работники, специалисты социальнопедагогических центров системы социально защиты населения и др.);
— сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, внутренних дел и др.);
— оказывающие косвенное, опосредованное влияние на реализацию другими учреждениями, организациями и специалистами этих задач (учреждения и организации финансово-экономической сферы, пищевой и легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса и др.).
Социально-педагогическая деятельность представляет собой процесс решения большого числа задач разного типа и уровня. Важным является вопрос классификации задач социально-педагогической деятельности. Он нашел отражение в работах Н. В. Кузьминой, А. И. Мищенко, Л. Ф. Спирина, И. Ф. Исаева и др. авторов. Мы будем группировать профессиональные задачи социального педагога исходя из времени их решения и видов деятельности специалиста. По временному признаку задачи профессионально-педагогической деятельности подразделяются на стратегические, оперативные, тактические. Как отмечает И. Ф. Исаев [4], стратегические задачи, вытекая из общих целей образования, существуют в виде идеальных представлений о качествах человека, результатах образовательного процесса и т.д.
Стратегические задачи социально-педагогической деятельности определяются социальным заказом общества к специалисту, определяют исходные цели и конечный результат его работы. Тактические задачи конкретизируют стратегические цели социально-педагогической деятельности в соответствии с конкретными условиями деятельности специалиста, особенностями решаемой проблемы, этапом его деятельности. Оперативные задачи представляют собой ближайшие, непосредственные задачи профессиональной деятельности социального педагога. Принимая во внимание, что тактические и оперативные задачи определяются каждым специалистом исходя из особенностей его деятельности, поэтому могут иметь чрезвычайно большое количество вариантов, мы выделим стратегические задачи профессиональной деятельности социального педагога. Конкретизация же тактических и оперативных задач социальнопедагогической деятельности зависит от множества факторов, среди которых могут быть:
— особенности контингента обучающихся;
— специфика педагогического коллектива;
— тип учебного заведения или организации, его ведомственное подчинение, организационно-правовая форма; внешние и внутренние руководящие документы на основе и в соответствии с которыми функционирует данное учреждение;
— традиции учреждения;
— образовательно-воспитательный, развивающий, оздоровительный, социокультурный потенциал района расположения;
— установившиеся связи с государственными и общественными организациями, частными лицами, семьями обучающихся (клиентов);
— микросоциальные условия, на основе которых развивается совместная деятельность обучающихся (клиентов) и специалистов и др.
С позиции В. С. Лазарева, Н. В. Коноплиной будущий педагог должен сформировать способность быть субъектом как минимум, четырех видов деятельности: педагогической, инновационной, коллективного самоуправления и саморазвития. Состав решаемых педагогом задач зависит как от потребностей учебно-воспитательного процесса, так и от имеющихся возможностей [5].
Учитывая данное положение, а также ведущие роли социальной педагогики как практической деятельности (И. А. Липский), можно выделить стратегические задач ведущих видов деятельности социального педагога: педагогической, социальной, инновационной, коллективного самоуправления и саморазвития.
В педагогической деятельности социального педагога можно выделить следующие стратегические задачи: построение оптимальной модели собственной профессиональной деятельности в целом; реализация задач воспитательной, образовательной, развивающей работы в целом; индивидуальная педагогическая работа с клиентом.
В социальной деятельности внимание специалиста направлено на решение задач оптимизации взаимодействия личности и социума; оказание помощи клиенту, находящемуся в трудной жизненной ситуации развития в социализации и ресоциализации.
Стратегические задачи инновационной деятельности: перенос инновационного опыта других социальных педагогов; собственная разработка новшеств; проведение социально-педагогических экспериментов; передача собственного инновационного опыта.
Деятельности коллективного самоуправления решает такие стратегические задачи: поддержание благоприятного климата в коллективе; участие в выработке коллективных решений социально-педагогических проблем; координация деятельности различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам; участие в работе по формированию социальной политики.
В деятельности саморазвития следует выделить профессиональные стратегические цели: общекультурного саморазвития; профессионального саморазвития; физического саморазвития.
Изучение социально-педагогической деятельности в аксиологическом аспекте раскрывает ее содержание, основу которого составляют социальнопедагогические ценности. Совокупность социальнопедагогических ценностей как норм, регламентирующих профессиональную деятельность социального педагога, носит целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, определяющая отношения между сложившимися взглядами на проблемы профессионального образования и социальнопедагогической деятельности социального педагога.
Социально-педагогическая деятельность — явление уникальное по самой своей природе: ее базовую основу составляют общечеловеческие и в то же время социальные ценности (ибо именно в сближении личностной и социальной значимости этих ценностей состоит суть стратегии экономической и социальной политики), представляющие собой сочетание определенных знаний, умений, с одной
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
стороны, и, непременно, внутренних нравственноэтических ценностей субъектов этой деятельности — как профессиональных групп, так и всех других субъектов социальных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества.
Для профессиональных групп субъектов социально-педагогической деятельности эти ценности (по мере овладения ими) становятся ее принципами, своеобразным нравственным профессиональноэтическим кодексом. Опираясь на нравственные ценности, лежащие в основе профессиональной социально-педагогической деятельности, специалисты реализуют сложную, интердисциплинарную систему знаний, направленных на выполнение своего профессионального долга — помогать людям посредством гармонизации отношений в том или ином социуме. Такими принципами социально-педагогической деятельности ее субъектов (принятыми на вооружение в мировой практике социальной работы) в наиболее общем виде принято считать [6]:
— стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу;
— уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентами;
— готовность отделить личные чувства и нужды от профессиональных отношений;
— стремление к социальным изменениям, соответствующим социально познанным потребностям;
— стремление к передаче знаний и умений другим;
— уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание;
— стремление к развитию способности подопечного помогать себе самому;
— готовность действовать от имени подопечного;
— стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, умственному благополучию для всех членов социума;
— стремление к высоким стандартам личной и профессиональной этики.
Все это требует от социального педагога творчества, обогащение своей деятельности специфическими формами работы, предполагающими их опосредованное влияние на жизнедеятельность клиента в открытой среде (познание, труд, культурно-досуговая и др. виды деятельности).
Направления работы социального педагога определяются функциями социально-педагогической деятельности. Основанием для их выделения являются специфика целей и задач профессиональной деятельности социального педагога, а также основополагающие функции педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как род деятельности, отражает отношения в системе «человек — человек». Она является базовой среди родов деятельности личности и предполагает «воспроизводство человека — личности». Поэтому родовой функцией любой социальной системы является педагогическая функция, а социально-педагогическая деятельность есть реализация этой функции.
В частности, в работе Г. В. Ахметжановой [7] отмечается, что педагогическая деятельность — есть деятельность по воспитанию, обучению и развитию другого человека, это вся деятельность общества по целенаправленному воспитанию подрастающих поколений, как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, как создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. В структуру родовой
педагогической функции, как основы педагогической деятельности, она включает:
— функцию защиты: защита ребенка от негативного вмешательства в его жизнь, защита «тех, кого приручил» от негативного вмешательства в их жизнь, сохранение среды обитания детей и тех, кого приручили;
— функцию обучения: обучение способам защиты себя, обучение способам защиты своей среды обитания, обучение способам удовлетворения своих потребностей;
— функцию развития: развитие познавательных способностей, развитие коммуникативных способностей, развитие творческих способностей;
— функцию воспитания: формирование мировоззрения и ценностных ориентаций, формирование отношения к себе и к обществу, формирование общей культуры и культуры поведения в обществе.
Важное значение для выделения функций социально-педагогической деятельности имеют функции социальной работы, так как область задач данных видов профессиональной деятельности является чрезвычайно близкой. Функции социальной работы будут состоять в диагностике проблем, прогнозировании возможностей их разрешения, оказании помощи клиентам: правозащитной, социально-бытовой, социально-психологической, посреднической, предупредительно — профилактической и т.д. Для определения функций социально-педагогической деятельности и определения основных направлений деятельности специалиста необходимо вычленение уровней социальнопедагогического знания и практической деятельности. По мнению В. А. Никитина, можно определить общий социально-педагогический, средний социально-педагогический и специальный социально-педагогический уровни теории и практики [8].
На общем социально-педагогическом уровне находиться учение о социальном воспитании и социальном обучении в рамках общепедагогической теории и практики, направленной на целенаправленное осуществление социализации человека педагогическими средствами. Результатом является становление человека как гражданина, приобретение и рецепция им социального статуса в обществе. Основными функциями специалиста являются целенаправленное содействие человеку в развитии его социальности, воспитании, образовании.
Средний социально-педагогический уровень содержит теорию и практику педагогической работы с любым человеком в конкретном виде социальной общности. Функции профессиональной деятельности социального педагога на этом уровне связаны с педа-гогизацией среды, с интеграцией воспитательных сил общества по оказанию помощи населению в освоении культурных достижений человечества.
Специальный уровень социально-педагогической работы направлен на отдельную личность или общность, имеющих проблемы в социализации. В этом направлении основными функциями социально-педагогической деятельности будут диагностическая, прогностическая, коррекционная, адаптационная, реабилитации и интеграции клиента в общество, функция защиты от неблагоприятных социальных воздействий на личность.
Таким образом, можно выделить следующие функции профессиональной деятельности социального педагога:
— диагностическая, направлена на постановку «социального диагноза», изучение и реальную оценку особенностей развития и личностных особенностей
клиента, основных причин его социальных проблем, использование разнообразных методов социодиагностики, социально-педагогических и психологических методов средовых исследований;
— прогностическая, предполагает программирование, проектирование, прогнозирование на основе полученной информации оптимальных путей решения проблем клиента, планирование профессиональной деятельности специалиста, направленной на вовлечение клиента в специально организованную социально-педагогическую деятельность, определение перспектив развития личности в процессе ее социализации, разработка программ, проектов и технологий, методик их реализации, актуализирующих оптимальное развитие микросоциума;
— посредническая — включает деятельность специалиста в интересах клиента путем организации взаимодействия между личностью и его семьей, ближайшим окружением, квалифицированными специалистами в разных областях (психолог, медицинский работник, представители административных органов, учителя и др.) для комплексного решения проблем клиента;
— организаторская, направлена на организацию социально значимой деятельности детей и подростков, взрослого населения, общественных деятелей в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитании, обучении и развитии личности, оказание помощи в профессиональном самоопределении, трудоустройстве;
— организационно-коммуникативная — заключается в оказании содействия включению субъектов воспитания, общественности, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, налаживание взаимодействия между различными службами социальной помощи и содействия социализации личности в целях эффективного решения задач их деятельности, формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде;
— охранно-защитная — состоит в использовании имеющихся правовых норм, форм деятельности специалиста для защиты прав и интересов личности, содействии применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента социального педагога;
— предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая — включает организацию системы профилактических мер по предупреждению девиантного (отклоняющегося) и делинквентного (преступного) поведения личности, формирование ее нравственно-правовой устойчивости, организацию системы социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска, оказание социотерапевтической помощи нуждающимся.
— коррекционно-реабилитационная — включает осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на личность со стороны семьи, социальной среды, усиление позитивного влияния и ослабление (нейтрализация) негативных, коррекция самооценки личности, ее статуса в группе, оказание
квалифицированной помощи в саморазвитии, самореализации, организация системы мероприятий по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений, а также испытывающих по разным причинам затруднения в системе общественных, семейных и др. отношениях (болезни, инвалидность, вредные привычки и др.).
Таким образом, анализ специфики профессиональной социально-педагогической деятельности, определение ее сущностных характеристик, позволяет выделить разнообразие сфер и объектов, в отношении которых она осуществляется. Планируя, реализуя направления профессиональной социально-педагогической деятельности, оценивая ее результаты, специалист должен иметь весьма четкое представление о многообразии факторов, влияющих на социальное, физическое и психическое благополучие человека, его развитие и самореализацию в современных условиях, комплексно решать задачи разных видов профессиональной деятельности (педагогической, социальной, инновационной, коллективной самоорганизации и самосовершенствования), что обуславливает специфику технологий формирования профессиональной компетентности специалиста в системе его подготовки.
Библиографический список
1. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. — М. : Тула, 1993. - Т.2. - С. 265.
2. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. — М. : Сфера, 2004. — С. 37.
3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — С. 37.
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — С. 92.
5. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 2000. — № 3. — С. 30.
6. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. — М.. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — С. 60—122.
7. Ахметжанова Г.В. Проектирование многоуровневой педагогической системы формирования готовности личности к педагогической деятельности : автореф. д-ра. пед. наук: 13.00.08. — Тольятти, 2002. — С. 21.
8. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. — М.. : Московский психологосоциальный институт, 2002. — С. 36.
АБРАМОВСКИХ Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики и социальной работы.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 18.02.2009 г.
© Абрамовских Н.В.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ