Научная статья на тему 'Специфика профессиональной деятельности социального педагога'

Специфика профессиональной деятельности социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7427
886
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIALPEDAGOGICAL ACTIVITY / STRATEGIC PURPOSES / SOCIAL TEACHER / FUNCTIONS OF THE SOCIALPEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Наталья Викторовна

Рассматриваются основные компоненты социально-педагогической деятельности: субъект, объект, цели, виды, функции. Отмечается многомерность объекта социально-педагогической деятельности, дается характеристика ее стратегических задач, необходимость комплексного подхода к их решению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of professional work of the social teacher

Basic components of modern socialpedagogical activity such as subject, object, purposes, kinds, functions are considered. Multiversity of the object of socialpedagogical activity is represented; a full characteristic of its strategic purposes, necessity of its complex approach to its solution is given.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной деятельности социального педагога»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

УДК 373 Н. В. АБРАМОВСКИХ

Шадринский государственный педагогический институт

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Рассматриваются основные компоненты социально-педагогической деятельности: субъект, объект, цели, виды, функции. Отмечается многомерность объекта социально-педагогической деятельности, дается характеристика ее стратегических задач, необходимость комплексного подхода к их решению.

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, стратегические задачи, социальный педагог, функции социально-педагогической деятельности.

Реальная и перспективная область профессиональной деятельности социального педагога включает множество специфических разновидностей социально-педагогической деятельности, в зависимости от объекта, на который она направлена. Значимость данной деятельности возрастает в современном обществе в связи с отмечаемым учеными кризисом доверия подрастающего поколения к государственным институтам, нарушением механизмов социализации и роста асоциальных тенденций в молодежной среде, ростом негативных явлений среди населения (наркомании, алкоголизма, правонарушений и др.), снижением воспитательного потенциала семьи и образовательных учреждений как основных институтов социализации личности. Поэтому спектр проблем, которые приходится решать данному специалисту чрезвычайно разнообразен.

Рассматривая вопрос о содержании социально-педагогической деятельности необходимо подчеркнуть ее интегративность, сочетание в ней особенностей социальной работы и педагогической деятельности. В то же время она имеет собственную специфику, определяемую содержанием ее компонентов: субъекта, объекта, целей, видов, функций, результата. В центре любой деятельности находится «субъект» — тот, кто совершает эту деятельность, и «объект» — на кого направлена данная деятельность, а также результат — трансформированный, измененный объект деятельности.

В современных исследованиях можно встретить разные точки зрения на объект социально-педагогической деятельности. По мнению В. А. Сластенина, объектом социальной педагогики, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой — элементы общественной культуры, которыми владеет педагог, и которые служат «строительным материалом» для формирования личности [1]. В работах Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой, М. А. Галагузовой, О. В. Госсе, О. К. Крокинской, С. А. Косабуцкой, Л. С. Нагавкиной, Р. В. Овчаровой и ряда других авторов объект социально-педагогической деятельности ограничен возрастными рамками, им является ребенок (подросток). Вместе с тем многосторонность социально-педагогической деятельности делает необходимым работу социального педагога с людьми разного возраста при преимущественной направленности на подрастающую личность.

В связи с большим спектром профессиональной деятельности социального педагога, специализации,

вводимые в образовательных учреждениях при подготовке специалиста также разнообразны: социальные педагоги — организаторы социально значимой работы с детьми, молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации культурного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельности, совместного отдыха детей и взрослых, семейного досуга. В ряде регионов выделяются отдельно социальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог и др. [1]. Подобное разнообразие специализаций является, с одной стороны, показателем востребованности социально-педагогической работы в разных социальных сферах, с другой, иллюстрирует профессиональную деятельность социальных педагогов как деятельность в отношении не только детей, но и молодежи, взрослого населения, пожилых и старых людей.

В исследовании И. А. Липского в качестве объекта практической социальной педагогики выделяется человек в его социальной среде, входящий в одну из трех больших групп: социально-перспективную, социально-стабильную и социально-проблемную; предмета — взаимодействие человека и социума, а цели — гармонизация отношений личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития ее социальной активности [2].

Это позволяет обосновать три ведущие стратегии и соответствующие им роли социальной педагогики как области практической деятельности:

— первая стратегия — включение человека в социум (его социализация, социальное воспитание, формирование, развитие), где социальная педагогика выступает как педагогика социального развития личности;

— вторая стратегия — педагогизация социума, где социальная педагогика — это педагогика среды;

— третья стратегия — управление взаимодействием человека и социума, где социальная педагогика исполняет роль педагогики социальной работы.

Таким образом, можно отметить, что в современных научных исследованиях выделяется многообразие субъекта социально-педагогической деятельности, обобщение разных точек зрения позволяет определить в качестве ее объекта личность в системе социального воспитания и образования.

Многомерность субъекта социально-педагогической деятельности отмечают многие теоретики и практики. Данное положение обусловлено с одной стороны множеством задач социально-педагогической деятельности, направлений их реализации,

которые в свою очередь определяются социальными проблемами клиентов, с другой стороны отсутствием единых позиций на сущность социально-педагогической деятельности, теоретической неопределенностью ее научных основ ввиду начального этапа становления как отрасли научного знания.

В частности, в работе М. В. Шакуровой выделяется три уровня учреждений, специалисты которых могут решать задачи социально-педагогической деятельности [3]:

— первоочередные, ведущие (социальные педагоги, социальные работники, специалисты социальнопедагогических центров системы социально защиты населения и др.);

— сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, внутренних дел и др.);

— оказывающие косвенное, опосредованное влияние на реализацию другими учреждениями, организациями и специалистами этих задач (учреждения и организации финансово-экономической сферы, пищевой и легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса и др.).

Социально-педагогическая деятельность представляет собой процесс решения большого числа задач разного типа и уровня. Важным является вопрос классификации задач социально-педагогической деятельности. Он нашел отражение в работах Н. В. Кузьминой, А. И. Мищенко, Л. Ф. Спирина, И. Ф. Исаева и др. авторов. Мы будем группировать профессиональные задачи социального педагога исходя из времени их решения и видов деятельности специалиста. По временному признаку задачи профессионально-педагогической деятельности подразделяются на стратегические, оперативные, тактические. Как отмечает И. Ф. Исаев [4], стратегические задачи, вытекая из общих целей образования, существуют в виде идеальных представлений о качествах человека, результатах образовательного процесса и т.д.

Стратегические задачи социально-педагогической деятельности определяются социальным заказом общества к специалисту, определяют исходные цели и конечный результат его работы. Тактические задачи конкретизируют стратегические цели социально-педагогической деятельности в соответствии с конкретными условиями деятельности специалиста, особенностями решаемой проблемы, этапом его деятельности. Оперативные задачи представляют собой ближайшие, непосредственные задачи профессиональной деятельности социального педагога. Принимая во внимание, что тактические и оперативные задачи определяются каждым специалистом исходя из особенностей его деятельности, поэтому могут иметь чрезвычайно большое количество вариантов, мы выделим стратегические задачи профессиональной деятельности социального педагога. Конкретизация же тактических и оперативных задач социальнопедагогической деятельности зависит от множества факторов, среди которых могут быть:

— особенности контингента обучающихся;

— специфика педагогического коллектива;

— тип учебного заведения или организации, его ведомственное подчинение, организационно-правовая форма; внешние и внутренние руководящие документы на основе и в соответствии с которыми функционирует данное учреждение;

— традиции учреждения;

— образовательно-воспитательный, развивающий, оздоровительный, социокультурный потенциал района расположения;

— установившиеся связи с государственными и общественными организациями, частными лицами, семьями обучающихся (клиентов);

— микросоциальные условия, на основе которых развивается совместная деятельность обучающихся (клиентов) и специалистов и др.

С позиции В. С. Лазарева, Н. В. Коноплиной будущий педагог должен сформировать способность быть субъектом как минимум, четырех видов деятельности: педагогической, инновационной, коллективного самоуправления и саморазвития. Состав решаемых педагогом задач зависит как от потребностей учебно-воспитательного процесса, так и от имеющихся возможностей [5].

Учитывая данное положение, а также ведущие роли социальной педагогики как практической деятельности (И. А. Липский), можно выделить стратегические задач ведущих видов деятельности социального педагога: педагогической, социальной, инновационной, коллективного самоуправления и саморазвития.

В педагогической деятельности социального педагога можно выделить следующие стратегические задачи: построение оптимальной модели собственной профессиональной деятельности в целом; реализация задач воспитательной, образовательной, развивающей работы в целом; индивидуальная педагогическая работа с клиентом.

В социальной деятельности внимание специалиста направлено на решение задач оптимизации взаимодействия личности и социума; оказание помощи клиенту, находящемуся в трудной жизненной ситуации развития в социализации и ресоциализации.

Стратегические задачи инновационной деятельности: перенос инновационного опыта других социальных педагогов; собственная разработка новшеств; проведение социально-педагогических экспериментов; передача собственного инновационного опыта.

Деятельности коллективного самоуправления решает такие стратегические задачи: поддержание благоприятного климата в коллективе; участие в выработке коллективных решений социально-педагогических проблем; координация деятельности различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам; участие в работе по формированию социальной политики.

В деятельности саморазвития следует выделить профессиональные стратегические цели: общекультурного саморазвития; профессионального саморазвития; физического саморазвития.

Изучение социально-педагогической деятельности в аксиологическом аспекте раскрывает ее содержание, основу которого составляют социальнопедагогические ценности. Совокупность социальнопедагогических ценностей как норм, регламентирующих профессиональную деятельность социального педагога, носит целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, определяющая отношения между сложившимися взглядами на проблемы профессионального образования и социальнопедагогической деятельности социального педагога.

Социально-педагогическая деятельность — явление уникальное по самой своей природе: ее базовую основу составляют общечеловеческие и в то же время социальные ценности (ибо именно в сближении личностной и социальной значимости этих ценностей состоит суть стратегии экономической и социальной политики), представляющие собой сочетание определенных знаний, умений, с одной

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

стороны, и, непременно, внутренних нравственноэтических ценностей субъектов этой деятельности — как профессиональных групп, так и всех других субъектов социальных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества.

Для профессиональных групп субъектов социально-педагогической деятельности эти ценности (по мере овладения ими) становятся ее принципами, своеобразным нравственным профессиональноэтическим кодексом. Опираясь на нравственные ценности, лежащие в основе профессиональной социально-педагогической деятельности, специалисты реализуют сложную, интердисциплинарную систему знаний, направленных на выполнение своего профессионального долга — помогать людям посредством гармонизации отношений в том или ином социуме. Такими принципами социально-педагогической деятельности ее субъектов (принятыми на вооружение в мировой практике социальной работы) в наиболее общем виде принято считать [6]:

— стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу;

— уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентами;

— готовность отделить личные чувства и нужды от профессиональных отношений;

— стремление к социальным изменениям, соответствующим социально познанным потребностям;

— стремление к передаче знаний и умений другим;

— уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание;

— стремление к развитию способности подопечного помогать себе самому;

— готовность действовать от имени подопечного;

— стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, умственному благополучию для всех членов социума;

— стремление к высоким стандартам личной и профессиональной этики.

Все это требует от социального педагога творчества, обогащение своей деятельности специфическими формами работы, предполагающими их опосредованное влияние на жизнедеятельность клиента в открытой среде (познание, труд, культурно-досуговая и др. виды деятельности).

Направления работы социального педагога определяются функциями социально-педагогической деятельности. Основанием для их выделения являются специфика целей и задач профессиональной деятельности социального педагога, а также основополагающие функции педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как род деятельности, отражает отношения в системе «человек — человек». Она является базовой среди родов деятельности личности и предполагает «воспроизводство человека — личности». Поэтому родовой функцией любой социальной системы является педагогическая функция, а социально-педагогическая деятельность есть реализация этой функции.

В частности, в работе Г. В. Ахметжановой [7] отмечается, что педагогическая деятельность — есть деятельность по воспитанию, обучению и развитию другого человека, это вся деятельность общества по целенаправленному воспитанию подрастающих поколений, как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, как создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. В структуру родовой

педагогической функции, как основы педагогической деятельности, она включает:

— функцию защиты: защита ребенка от негативного вмешательства в его жизнь, защита «тех, кого приручил» от негативного вмешательства в их жизнь, сохранение среды обитания детей и тех, кого приручили;

— функцию обучения: обучение способам защиты себя, обучение способам защиты своей среды обитания, обучение способам удовлетворения своих потребностей;

— функцию развития: развитие познавательных способностей, развитие коммуникативных способностей, развитие творческих способностей;

— функцию воспитания: формирование мировоззрения и ценностных ориентаций, формирование отношения к себе и к обществу, формирование общей культуры и культуры поведения в обществе.

Важное значение для выделения функций социально-педагогической деятельности имеют функции социальной работы, так как область задач данных видов профессиональной деятельности является чрезвычайно близкой. Функции социальной работы будут состоять в диагностике проблем, прогнозировании возможностей их разрешения, оказании помощи клиентам: правозащитной, социально-бытовой, социально-психологической, посреднической, предупредительно — профилактической и т.д. Для определения функций социально-педагогической деятельности и определения основных направлений деятельности специалиста необходимо вычленение уровней социальнопедагогического знания и практической деятельности. По мнению В. А. Никитина, можно определить общий социально-педагогический, средний социально-педагогический и специальный социально-педагогический уровни теории и практики [8].

На общем социально-педагогическом уровне находиться учение о социальном воспитании и социальном обучении в рамках общепедагогической теории и практики, направленной на целенаправленное осуществление социализации человека педагогическими средствами. Результатом является становление человека как гражданина, приобретение и рецепция им социального статуса в обществе. Основными функциями специалиста являются целенаправленное содействие человеку в развитии его социальности, воспитании, образовании.

Средний социально-педагогический уровень содержит теорию и практику педагогической работы с любым человеком в конкретном виде социальной общности. Функции профессиональной деятельности социального педагога на этом уровне связаны с педа-гогизацией среды, с интеграцией воспитательных сил общества по оказанию помощи населению в освоении культурных достижений человечества.

Специальный уровень социально-педагогической работы направлен на отдельную личность или общность, имеющих проблемы в социализации. В этом направлении основными функциями социально-педагогической деятельности будут диагностическая, прогностическая, коррекционная, адаптационная, реабилитации и интеграции клиента в общество, функция защиты от неблагоприятных социальных воздействий на личность.

Таким образом, можно выделить следующие функции профессиональной деятельности социального педагога:

— диагностическая, направлена на постановку «социального диагноза», изучение и реальную оценку особенностей развития и личностных особенностей

клиента, основных причин его социальных проблем, использование разнообразных методов социодиагностики, социально-педагогических и психологических методов средовых исследований;

— прогностическая, предполагает программирование, проектирование, прогнозирование на основе полученной информации оптимальных путей решения проблем клиента, планирование профессиональной деятельности специалиста, направленной на вовлечение клиента в специально организованную социально-педагогическую деятельность, определение перспектив развития личности в процессе ее социализации, разработка программ, проектов и технологий, методик их реализации, актуализирующих оптимальное развитие микросоциума;

— посредническая — включает деятельность специалиста в интересах клиента путем организации взаимодействия между личностью и его семьей, ближайшим окружением, квалифицированными специалистами в разных областях (психолог, медицинский работник, представители административных органов, учителя и др.) для комплексного решения проблем клиента;

— организаторская, направлена на организацию социально значимой деятельности детей и подростков, взрослого населения, общественных деятелей в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитании, обучении и развитии личности, оказание помощи в профессиональном самоопределении, трудоустройстве;

— организационно-коммуникативная — заключается в оказании содействия включению субъектов воспитания, общественности, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, налаживание взаимодействия между различными службами социальной помощи и содействия социализации личности в целях эффективного решения задач их деятельности, формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде;

— охранно-защитная — состоит в использовании имеющихся правовых норм, форм деятельности специалиста для защиты прав и интересов личности, содействии применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента социального педагога;

— предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая — включает организацию системы профилактических мер по предупреждению девиантного (отклоняющегося) и делинквентного (преступного) поведения личности, формирование ее нравственно-правовой устойчивости, организацию системы социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска, оказание социотерапевтической помощи нуждающимся.

— коррекционно-реабилитационная — включает осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на личность со стороны семьи, социальной среды, усиление позитивного влияния и ослабление (нейтрализация) негативных, коррекция самооценки личности, ее статуса в группе, оказание

квалифицированной помощи в саморазвитии, самореализации, организация системы мероприятий по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений, а также испытывающих по разным причинам затруднения в системе общественных, семейных и др. отношениях (болезни, инвалидность, вредные привычки и др.).

Таким образом, анализ специфики профессиональной социально-педагогической деятельности, определение ее сущностных характеристик, позволяет выделить разнообразие сфер и объектов, в отношении которых она осуществляется. Планируя, реализуя направления профессиональной социально-педагогической деятельности, оценивая ее результаты, специалист должен иметь весьма четкое представление о многообразии факторов, влияющих на социальное, физическое и психическое благополучие человека, его развитие и самореализацию в современных условиях, комплексно решать задачи разных видов профессиональной деятельности (педагогической, социальной, инновационной, коллективной самоорганизации и самосовершенствования), что обуславливает специфику технологий формирования профессиональной компетентности специалиста в системе его подготовки.

Библиографический список

1. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. — М. : Тула, 1993. - Т.2. - С. 265.

2. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. — М. : Сфера, 2004. — С. 37.

3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — С. 37.

4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — С. 92.

5. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 2000. — № 3. — С. 30.

6. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. — М.. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — С. 60—122.

7. Ахметжанова Г.В. Проектирование многоуровневой педагогической системы формирования готовности личности к педагогической деятельности : автореф. д-ра. пед. наук: 13.00.08. — Тольятти, 2002. — С. 21.

8. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. — М.. : Московский психологосоциальный институт, 2002. — С. 36.

АБРАМОВСКИХ Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики и социальной работы.

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 18.02.2009 г.

© Абрамовских Н.В.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.