Научная статья на тему 'Правовое просвещение населения как компонент социальной работы и социального образования'

Правовое просвещение населения как компонент социальной работы и социального образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1252
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / LEGAL SOCIALIZATION / SOCIAL WORK / SOCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полханов Андрей Александрович

В статье рассмотрено правовое просвещение как направление деятельности социального работника, а также компонент непрерывного социального образования. Автором обоснована сущность понятия «правовое просвещение» и его функции в контексте теории и практики социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Полханов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF POPULATION AS COMPONENT OF SOCIAL WORK AND SOCIAL EDUCATION

The article considers legal education as a line of activity of the social worker, and also a component of continuous social formation. The author proves essence of concept legal education and its functions in a context of the theory and practice of social work.

Текст научной работы на тему «Правовое просвещение населения как компонент социальной работы и социального образования»

УДК 36+378

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Андрей Александрович Полханов

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,

e-mail: [email protected]

В статье рассмотрено правовое просвещение как направление деятельности социального работника, а также компонент непрерывного социального образования. Автором обоснована сущность понятия «правовое просвещение» и его функции в контексте теории и практики социальной работы.

Ключевые слова: правовое просвещение; правовая социализация; социальная работа; социальное образование.

Правовое просвещение является компонентом социальной работы и непрерывного социального образования. С.И. Григорьев рассматривает социальное образование как подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления; социальное просвещение, воспитание населения, формирование у него умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства и времени; формирование и воспроизводство определенного менталитета, систем социо-культурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент

социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни [1].

Правовое просвещение - это система мер, направленная на распространение правовых знаний для всех категорий граждан с дифференциацией по возрасту, профессии, социальному положению. Правовое знание является частью социального знания. По мнению В.А. Никитина: «Социальное знание - это особый, специфический, относительно самостоятельный вид знания о социальном мире, его субъектах и объектах, процессах и явлениях, функционировании и развитии и т. д. Оно поэлементно привносится в сознание человека на протяжении всего периода его жизнедеятельности и постепенно приобретает черты комплексности, системности, целостности, достаточности и относительной самостоятельности. Социальное знание вклю-

чает в себя знания и сведения из области социальной истории и социальной философии, социологии, социальной психологии, права, экономики, этики и этикета и других областей знания. При этом социальное знание. приобретенное в процессе обыденной жизнедеятельности, зачастую носит несистематизированный, отрывочный, порой противоречивый характер» [2]. Это обусловливает необходимость непрерывного социального образования, включая правовое просвещение населения, способствующего формированию конструктивных моделей социального поведения и функционирования личности.

Можно констатировать, что содержание современной социальной работы нацелено на решение всей совокупности проблем в контексте личность и общество. Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных работников - проблемы человека. Расширяющееся поле социальных проблем и гуманистические тенденции в обществе актуализируют значение социальной работы, относят ее в число наиболее перспективных, важных и одновременно трудных направлений деятельности профессионала социальных служб.

Общая тенденция, просматриваемая в стратегии социальной политики большинства цивилизованных стран мира, проявляется в ее ориентированности не на борьбу со следствиями, а, прежде всего, на преодоление причин, порождающих социальные проблемы. Социальная работа как механизм социальной политики должна носить превентивный (профилактический) характер, а также призвана регулировать и поддерживать жизненные силы социально ослабленных членов общества, оказывая помощь человеку и группам, попавшим в трудную жизненную ситуацию [3].

Международная федерация социальных работников в 2000 г. выдвинула следующее определение: «Профессия «социальная работа» способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Принципы соблюдения прав челове-

ка и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы» [3, с. 25].

Это позволяет рассматривать социальную работу как деятельность, направленную на позитивные социальные изменения на основе соблюдения прав человека.

В нашем понимании правовое просвещение, как процесс по распространению правовой культуры среди различных возрастных и социальных групп населения, будет способствовать усилению способности к социальному функционированию человека.

В широком смысле социальная работа обозначает «социальную деятельность общества по обеспечению социализации человека. В узком смысле предметом социальной работы является ресоциализация человека, оказание помощи и создание условий для восстановления способности к социальному функционированию» [2, с. 7].

Деятельность специалиста социальной работы направлена на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Социальная работа предполагает оказание различных видов поддержки (в т. ч. и правовой) всем категориям населения, прежде всего детям и семьям, и с доминированием профилактических задач (независимо от наличия у них проблем). «На практике социальный работник не ждет обращений клиентов, а в этически допустимой форме сам выходит на контакт с ними, ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, в условия его жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, психологические, медицинские, правовые, экологические проблемы, решение которых затем осуществляет совместно с ведомствами, специализирующимися по определенным профилям» [4].

Р.М. Куличенко выделяет следующие функции социального работника:

- воспитательную (обеспечение целенаправленного влияния всех социальных институтов на поведение и деятельность клиента; ставится задача полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса);

- организаторскую (организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, организаторская работа во взаимодействии клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями);

- прогностическую (программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности);

- предупредительно-профилактическую и социально-терапевтическую (социальный педагог и социальный работник совместно предусматривают и приводят в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организуют оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивают защиту их прав в обществе, оказывают помощь подросткам и молодежи в период их социального и профессионального определения);

- организационно-коммуникативную (способствуют включению добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивают информацию и налаживают взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом);

- охранно-защитную (используют весь арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействия в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия на клиента) [4].

К функциям социальной работы Е.И. Хо-лостова относит: диагностическую, прогностическую, предупредительно-профилактическую, правозащитную, социально-педагогическую, психологическую, социально-медицинскую, социально-бытовую, рекламнопропагандистскую, коммуникативную, орга-

низационную и нравственно-гуманисти-

ческую [5].

Рассмотренные позиции показывают, что правовое просвещение населения может быть отнесено к функциям социальной работы, оно дополняет охранно-защитную или предупредительно-профилактическую функции.

В современных условиях чрезвычайно актуальными для граждан нашего общества стали проблемы правовой осведомленности и юридической грамотности. Трудно назвать такую категорию населения (группа риска, социально благополучная, социально перспективная), для которой степень остроты подобных сведений не имела бы значения. Правовое просвещение востребовано всеми категориями населения, поэтому рассматриваем его как профилактическое направление деятельности социального работника. В случае реализации охранно-защитной функции социальный работник, в большей степени, является посредником, который обращается к социальному юристу, как профессионалу, границы компетентности которого в правовых вопросах значительно шире.

Просвещение - направление передовой общественной мысли, связанное с деятельностью по распространению разными способами передовых знаний и идей, служащих социальному прогрессу, развитию образования и науки. «Просвещение предполагает распространение моральных ценностей, культуры, правовых принципов на более широкие слои населения; длительный процесс приобщения новых поколений к утвердившимся нормам, взглядам, идеям, через которые общественное сознание осваивает процесс своей саморегуляции. Просвещение основывается на свободном отборе информации из разных источников, в то время как образование включает в себя обучение, которое определяется более строгими целями и методами» [6].

Сутью правового просвещения является процесс распространения правовых знаний, идей, ценностей, который служит росту общей правовой культуры личности и общества. Главная его цель - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения, овладение населением основами правовых знаний, понимание прав человека, социальной и юридической ответственности, социальных гарантий.

Очевидно, что законы должны знать люди, работающие с ними (работники правоохранительных органов, судьи, адвокаты, работники нотариальных контор, налоговой службы и т. д.), одновременно правовыми знаниями в правовом государстве должны обладать все граждане. Известно, что любое знание полезно, т. к. оно помогает, оберегает и направляет. Поэтому граждане и должны обладать необходимыми знаниями в области права хотя бы для того, чтобы иметь общие представления о своих и чужих правах, в случае необходимости правильно сформулировать свои мысли.

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность правового просвещения очевидна - она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики.

Учитывая эти позиции к определению просвещения, а также специфику деятельности социального работника в современном социальном учреждении, считаем, что правовое просвещение - это профилактическое направление профессиональной деятельности, а также непрофессиональной (волонтерской деятельности), это система мер, направленная на распространение правовых знаний, идей, ценностей всем категориям граждан с дифференциацией по возрасту и социальному статусу.

Субъектами правового просвещения, кроме юристов, могут быть все представители профессионального сообщества социальной сферы, а также волонтеры.

Следует учитывать, что правовое просвещение - это и целенаправленная деятельность государственных организаций, основанная на принципах педагогики, а также общественных и религиозных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан по передаче юридического опыта от одного поколения к другому, систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также формирование высокого правосознания и правовой культуры граждан [7].

Правовое просвещение осуществляется с использованием таких субъектов, как религиозные организации, политические партии, искусство, средства массовой информации, профессиональные сообщества юристов, социальных работников, педагогов.

Правовое просвещение включает в себя также элементы правового воспитания и правового обучения будущего социального работника.

К настоящему времени понятия «право -вое воспитание», «образование» представляют собой не только комплекс взаимосвязанных элементов общества. Их актуализация позволила выделить ведущие критерии совершенствования общества, которые определяют степень его прогрессивности. К ним можно отнести такие: уровень правовой грамотности субъектов права, качество нормотворческой деятельности и правовой реализации, процесс интерпретации права, наличие стабильных институтов обучения и воспитания праву. Целесообразно рассматривать обучение и воспитание праву как дефиниции, обладающие относительной самостоятельностью, которая предполагает их постоянную взаимосогласованность, но не предполагает поглощение одного другим [8].

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм [7, с. 623].

Формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы [7, с. 624].

В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч, пропаганда права средствами массовой коммуникации, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.).

Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т. д.

Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых.

Государство, заинтересованное в повышении правовой культуры общества, занимается правовым просвещением - распространением среди населения правовой информации. При этому могут быть задействованы СМИ, политические и правовые активисты (устраивают митинги, встречи, раздают брошюры юридического содержания для изучения, предоставляют различную, часто даже разоблачительную информацию в сети Интернет).

Правовое информирование возможно при распространенности и доступности информации. Этому способствует просвещение населения через печатную продукцию, средства массовой информации, телекоммуникационные технологии (Интернет), общение с юридически образованными людьми, обращение в публичные центры правовой информации, консультации. Сюда же можно отнести лекции на предприятиях, в организациях и учреждениях, пропаганду, занятия в системе повышения квалификации, театральные постановки, кино и телевидение - все это методы правового воспитания граждан.

Для того чтобы заработали механизмы правового просвещения в повседневной жизни, важно, чтобы компетентные специалисты передавали юридические знания. Для разъ-

яснения юридических вопросов существуют юридические консультации. В последнее время становятся популярны онлайновые Интернет-консультации, в которых совершенно любой посетитель может задать интересующий его вопрос и получить профессиональный ответ. В сети имеется множество организаций, оказывающих платные услуги -но есть и те, которые не берут оплаты за свою помощь гражданам, а работают непосредственно в целях именно правового просвещения и образования.

Социальная работа, направленная на правовое просвещение населения, должна проводиться с различными слоями населения: начиная с дошкольного возраста и заканчивая людьми «третьего» возраста. Правовое воспитание ребенка начинается в семье. Проблему соблюдения прав детей, как одного из условий обеспечения нормативной жизнедеятельности и развития ребенка, невозможно решить только силами одной семьи. Выполняя охранно-защитную функцию, социальный работник организует четкое взаимодействие семьи, дошкольного учреждения, школы, социальных служб, медицинского учреждения по решению вопросов развития личности ребенка.

Правовое просвещение - направленная правовая социализация. В данной связи особое значение приобретает правовая социализация как «приобщение» человека к правовой среде, усвоение им и поддержание правовых норм, образцов и стандартов. Правовая социализация представляет собой перманентный процесс взаимодействия личности и социально-правовой среды, вследствие которого происходит усвоение требований правомерного поведения, приобретение правовых ценностей и ориентиров, ведущих к формированию свойств и качеств, позволяющих адаптироваться к этой среде и осуществлять правовую деятельность.

Правовое просвещение как направление деятельности социального работника позволяет повышать уровень индивидуального правосознания личности пожилого человека, инвалида, семьи и других клиентов до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства.

Итак, правовое просвещение как компонент социальной работы и непрерывно-

го социального образования - это превентивная деятельность (профессиональная и волонтерская), направленная на содействие в социализации и/или ресоциализации клиента (человека, семьи, группы, общины) средствами повышения его правовой информированности, приобщения к правовой культуре, результатом которой являются активизация потенциала собственных возможностей клиента в решении проблем социально-правового характера и гармонизация отношений в социуме.

1. Григорьев С. И. К оценке приоритетов и оптимизации разработки основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО третьего поколения (на примере направления «социальная работа»). М., 2009. С. 10.

2. Никитин В.А. Социальная работа как специфический вид социальной деятельности // СОТИС. 2008. № 3. С. 37.

3. Гарашкина Н.В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации: монография. Тамбов, 2004. С. 87.

4. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. Тамбов, 1997. С. 87.

5. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е.И. Холостовой. М., 1999.

6. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. М., 2001. С. 13.

7. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2002. С. 284.

8. Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. 2003. № 10. С. 123.

Поступила в редакцию 1.11.2010 г.

UDC 36+378

LEGAL EDUCATION OF POPULATION AS COMPONENT OF SOCIAL WORK AND SOCIAL EDUCATION Andrey Aleksandrovich Polkhanov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]

The article considers legal education as a line of activity of the social worker, and also a component of continuous social formation. The author proves essence of concept “legal education” and its functions in a context of the theory and practice of social work.

Key words: legal education; legal socialization; social work; social education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.