УДК 36+378
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
© Максим Юрьевич ГУБАНОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерации, аспирант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]
Рассмотрена сущность организации социально-правовой поддержки как направление современной социальной работы, как система деятельности. Применены системный, уровневый, ювенологиче-ский, комплексный подходы для определения компонентов данной системы.
Ключевые слова: социальная работа; молодежь; организация; социальная поддержка; социальноправовая поддержка молодежи.
Эффективность социальной работы в современных социально-экономических условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления.
В современном понимании социальная работа представляет собой многоаспектный феномен, поэтому важно при ее рассмотрении обозначать рамки анализа ее сущности.
В 2000 г. Международная федерация социальных работников (Монреаль, Канада) выдвинула следующее определение: «Профессия «социальная работа» способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и
социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы» [1].
П.Д. Павленок выделяет характеристики трех основных компонентов социальной работы (как науки, учебного процесса и специфического вида практической деятельности), тесно связанных между собой и имеющих в то же время свои особенности.
Социальная работа как наука - это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - специфиче-
ской социальной деятельности, практической социальной работе.
Социальная работа как специфический вид практической деятельности означает профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе.
Социальная работа как учебная деятельность (учебный процесс) - это вид деятельности, цель которой дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологиях (методиках) и организации, научить их методам этой работы [2].
С учетом всех этих трех компонентов П. Д. Павленок дает следующее определение: «Социальная работа - научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально-гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию» [2].
В.И. Жуков рассматривает социальную работу как специфическое общественное явление, вид социальной деятельности, направленный на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем посредством поддержки, защиты, помощи, обслуживания, коррекции и реабилитации [3].
Социальная работа с учетом современных подходов может рассматриваться как практическая деятельность, теоретическая ее рефлексия и система подготовки кадров для осуществления деятельности по решению социальных проблем разного уровня.
Мы согласны с позицией Н.В. Гарашки-ной, считающей, что социальная работа как практическая деятельность призвана обеспечивать социальное благополучие и социальную безопасность, нацелена на позитивные изменения в социальном развитии человека и общества средствами решения и предупреждения социальных проблем [4].
Ален Пинкус и Анна Минахан дают обоснование сущности практики социальной работы, и она классифицируется по системам. Особое внимание уделяется системе взаимоотношений социального работника с клиентами, раскрываются основные типы отношений, выделяются факторы, влияющие на организацию деятельности социальных служб и социальных работников. Выделяются подсистемы социальной работы во всем их разнообразии и функциональной предназначенности, а также дается характеристика возможностей социальных систем [5].
Зарубежные исследователи выделяют такие подсистемы социальной работы, как «социальная работа по месту жительства», «социальная работа в армии», «социальная работа в полиции», «социальная работа в промышленности», «социальная работа в сельской местности», «социальная работа в школе», «социальная работа в медицинских учреждениях, в психиатрии» [5].
В работах российских исследователей (В.И. Жуков, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова и др.) [2; 3; 6] отмечается системный характер как в целом социальной работы, так и ее отдельных видов, направлений, форм и методов. Социальная работа, по их мнению, представляет собой целостную систему. Структура системы социальной работы состоит из субъекта, содержания, управления, объекта и связывающих их в единое целое цели, задач, средств (методы, формы, технологии, механизмы), функций и результата [6].
С учетом системного подхода социальная работа с молодежью может рассматриваться как компонент системы социальной работы.
Социальная работа с молодежью - это новое направление социальной работы и вузовской подготовки будущих специалистов социальных служб.
Для понимания сущности процесса организации социально-правовой поддержки молодежи важно определить сущность базовой категории «организация социальной поддержки молодежи» с позиции социальной работы.
П.Д. Павленок определяет социальную поддержку как систему мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью
безработные, учащаяся молодежь и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правозащиты и введения иных льгот [2].
Согласно позиции Е.И. Холостовой, социальная поддержка - это система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь, инвалиды и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, права защиты и введения иных льгот [6].
В современных исследованиях последних лет рассматриваются различные виды социальной поддержки с учетом специфики категорий населения. В настоящее время этому феномену посвящен широкий круг работ, в которых термин «социальная поддержка» применяется для обозначения усилий, предпринимаемых социальными институтами в отношении различных категорий индивидов и социальных групп, испытывающих трудности в тех или иных сферах жизнедеятельности. Исследователи выделяют различные виды социальной поддержки населения.
М.П. Гурьянова дает определение социально-педагогической поддержки как совокупности различных форм социальнопедагогической деятельности, направленной на активизацию жизненных сил человека в тот или иной период его жизни, удовлетворение потребностей человека в социальной помощи, моральной поддержке, воспитании и образовании [7, с. 131].
Для рассмотрения понятия «социальная поддержка молодежи» необходимо основываться на ювенологическом подходе, аккумулирующем знания о становлении молодого поколения, о процессах формирования зрелой личности, а также уделяющем значительное внимание социальной практике с этой категорией населения.
Социальная работа с молодежью должна рассматриваться с позиции ювенологическо-го подхода, т. к. он служит научной основой регулирования и решения конкретных социальных проблем данной возрастной группы.
Общая парадигма ювенологии (как исходная концептуальная модель постановки проблем и их практического решения) на со-
временном этапе формирования ювенологи-ческого знания включает следующие основные положения:
1) перспективы общественного развития определяются человеческим, а точнее - молодежным фактором, в т. ч. будущим трудовым потенциалом (ресурсами) общества. Молодое поколение - основной социальный ресурс развития общества, определяющий вектор социально-экономического развития;
2) качество будущего трудового потенциала - это качество молодого поколения сегодня. Успешное решение социально-экономических вопросов напрямую зависит от качества нынешней молодежи: ее жизнеспособности в демографическом и медико-биологическом аспектах, определяется образовательным, профессиональным, культурным уровнями, трудоспособностью и гражданской зрелостью;
3) значимой целью общества и государства во все времена выступают воспитание, образование, социализация молодежи как субъекта общественного воспроизводства, формирование у нее свойств, которые будут способствовать интенсивному общественному развитию, включая социально-экономическое, гражданское, политическое, научнотехническое и духовно-нравственное. Развитие и поддержка названных свойств должны рассматриваться как процесс формирования инновационного потенциала саморазвития социума, т. к. именно они определяют в будущем высокое качество экономически активной части населения;
4) развитие инновационных «перспек-тивно-воспроизводящих» характеристик и свойств у молодого поколения может наиболее успешно осуществляться через социальную политику, реализуемую в отношении молодого поколения. Молодежь может выступать не только как объект опеки и управления, но как активный субъект общественного воспроизводства. Молодое поколение способно выступить условием и фактором социально-экономических перемен и инновационной силой [8].
Необходимо учитывать, что ученые по-разному трактуют понятие «молодежь».
В.И. Чупров определяет молодежь в широком смысле слова как обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных
с ними субкультур, менталитета, социальной психологии и основных специфических видов деятельности в различных сферах жизни, а также в более узком (социологическом) смысле как социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей, потребностей и видов жизнедеятельности [8].
Н.В. Гарашкина отмечает, что молодежь охватывает возрастную категорию от 14 до 35 лет (в широком смысле), от 16 до 28 (в узком смысле); важным процессом для нее является самоопределение в системе ценностных ориентаций, в профессиональных и жизненных сферах, выбора жизненного пути, самоутверждения, самореализации. Молодежь как особая категория социальной работы, являясь ее объектом и субъектом, должна своим трудом реализовывать свои цели, должна быть в постоянном поиске, самостоятельно строить свою судьбу. Молодежь - это важнейший фактор социальных перемен, огромная инновационная социальная сила [9].
Мы согласны с позицией исследователя в том, что технологии социальной работы с молодежью многоаспектны из-за различий: в образовательном, культурном, социальном, материальном уровне, в физическом состоянии, в возрасте. Систематизировать подходы к особенностям молодежи как субъекту и объекту технологии социальной работы позволяют дихотомии:
- молодежь - это объект социальной работы (в трудной жизненной ситуации) и субъект социальной работы (лидерство, социальная активность);
- молодежь проявляет стремление к индивидуализации, к выражению личностных смыслов, к самореализации (индивидуальное творчество) и стремление быть включенным, принадлежать группе (группы по интересам, общественные организации);
- молодежь характеризует инновационность и незащищенность;
- молодежи присущи рационализм и альтруизм [9].
Указанные особенности позволяют сделать вывод о том, что именно организация социальной поддержки молодежи наиболее значима для данной возрастной группы.
Этот вывод согласуется с утверждением М.И. Рожкова о том, что поддержка молодого человека необходима в построении им социальных отношений, оказании ему помощи в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации [10, с. 75].
Анализ стратегии государственной молодежной политики в РФ показал, что основные направления государственной поддержки молодежи - это: целенаправленная социализация, профессиональное самоопределение, трудоустройство, привлечение к политике, включение в социальную позитивную деятельность.
Определяющим ресурсом социальной работы с молодежью является социальная поддержка как совокупность различных мер и методов профессиональной и непрофессиональной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей молодежи в защищенности, в качественном социальном функционировании, в реализации творческого потенциала.
В нашем исследовании термин «социальная поддержка в широком смысле» рассматривается как процесс обеспечения социальных гарантий, предпринимаемый социальными институтами в отношении различных категорий индивидов и групп, испытывающих трудности в тех или иных сферах жизнедеятельности.
Социальную поддержку молодежи «в узком смысле» определяем как процесс совместного взаимодействия социального работника с подопечным в определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в самовоспитании, общении, жизнедеятельности.
Таким образом, социальная поддержка молодежи - это процесс, нацеленный на:
- создание оптимальных условий для решения социальных проблем молодежи как социально-демографической группы;
- помощь молодому человеку в конкретной жизненной ситуации.
Основываясь на междисциплинарном подходе, можно выделить виды социальной поддержки молодежи: социально-педагогическая, социально-экономическая, социаль-
но-медицинская, социально-психологическая, социально-правовая поддержка.
Субъектами социально-правовой поддержки молодежи являются кроме социальных институтов (учреждения и организации разной ведомственной подчиненности и соответствующие органы управления) также руководители, специалисты учреждений и организаций социального профиля, волонтеры, способные оказывать социально-правовые услуги, и сами молодые люди.
Особое место среди субъектов социально-правовой поддержки занимают социальные службы для молодежи, которые создаются на межведомственной основе с привлечением специалистов из комитетов по делам молодежи, органов управления образованием. Оно объясняется спецификой этой возрастной категории и наибольшей потребностью вступающих в жизнь молодых людей в социальной поддержке.
Социальные учреждения такого типа оказывают услуги, связанные с проблемами жизненного старта и другими собственно молодежными проблемами, предоставляя помощь в формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры. Причем услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников.
Задачи создания социальных служб для молодежи:
- организация квалифицированного и разностороннего консультирования молодежи в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;
- предоставление помощи молодым гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию (нарушившим связи с ближним окружением, оказавшимся в обстоятельствах, связанных с социальным напряжением либо стихийными бедствиями), а также в связи с вынужденной миграцией;
- выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию молодых граждан, разработка путей их решения или устранения;
- развитие социальной инфраструктуры с учетом специфики потребностей молодежи;
- создание сети молодежных досуговых центров и обеспечение их деятельности.
Существуют следующие виды социальных служб: центры информации и документации, молодежные биржи труда, центры социально-психологической помощи (в том числе телефоны доверия), наркологические службы, приюты для подростков и молодежи, службы, направленные на восстановление физического, психического и социального статуса молодых инвалидов, центры реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центры юридической помощи и консультации, службы помощи молодой семье, досуговые центры, центры ресоциализации вернувшихся из мест заключения и др.
Это далеко не полный перечень учреждений, центров, служб системы социальной защиты населения, где осуществляется социально-правовая поддержка молодых людей.
Выделяем, опираясь на позицию М.П. Гурьяновой [8, с. 131], два вида социально-правовой поддержки молодежи: непосредственная и опосредованная.
Непосредственная социально-правовая поддержка молодежи может оказываться непосредственно - через персонифицированную помощь клиентам (молодой человек, группа молодежи, молодая семья).
Опосредованная социально-правовая
поддержка молодежи осуществляется через социальное «оздоровление» социума на институциональных уровнях, прежде всего на макроуровне (социальная политика государства в отношении молодежи, проявляющаяся в федеральных нормативных правовых актах и создании системы социальных проектов, направленных на данную возрастную категорию) и мезоуровне социальной работы (региональная политика в отношении молодежи, выражающаяся в региональных нормативных правовых актах и создании региональной системы оказания социальной поддержки молодежи).
Соответственно можно разделить уровни организации социальной поддержки молодежи: институциональный (федеральный,
региональный, муниципальный, локальный) и клиенто-ориентированный.
На институциональном уровне организация социальной поддержки молодежи включает следующие виды: социально-правовую, социально-экономическую. Это законодательство, нормативные акты в поддержку прав молодежи; система дотаций, посо-
бий, льгот; создание сети социальных служб для данной возрастной категории.
На клиенто-ориентированном уровне организация социальной поддержки молодежи включает такие виды, как социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-медицинская, социально-правовая.
Институциональный уровень организации социальной поддержки молодежи связан с государственной молодежной политикой в РФ является частью государственной социальной политики и осуществляется: государственными органами и их должностными лицами; молодежными объединениями, их ассоциациями; самими молодыми гражданами. Государственная молодежная политика -система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны.
В федеральном законе от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», например, под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
Отдельные положения, связанные с решением вопросов поддержки государственной молодежной политики, содержатся в ряде законодательных актов Российской Федерации различной отраслевой принадлежности, в т. ч. в законодательстве об образовании, законодательстве о труде, жилищном законодательстве, семейном законодательстве, законодательных актах по вопросам социальной защиты и т. д.
Многие вопросы, связанные с государственной молодежной политикой, решаются на уровне подзаконных нормативных правовых актов, в т. ч. указов президента и актов Правительства Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи провозгласил осуществление целостной государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.
В качестве первоочередных задач, требующих решения, рассматриваемым указом Президента Российской Федерации были выделены: обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений; содействие международным молодежным обменам.
В «Стратегии государственной молодежной политики в РФ», которая будет реализована до 2016 г., указываются приоритетные направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом.
Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям:
1) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
2) развитие созидательной активности молодежи;
3) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
Реализация государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях развивает данные направления с учетом специфики конкретного региона, города, поселения.
Рассматривая клиенто-ориентированный уровень организации социальной поддержки, следует учитывать, что молодежь в разных ситуациях является объектом и субъектом социальной поддержки в силу того, что она нуждается в ней и готова ее принять; обладает собственным потенциалом в разрешении имеющихся проблем; видит позитивную перспективу изменений в связи с такой поддержкой; опираясь на эту поддержку, стремится преодолеть возникшие социальные проблемы. Необходимо учитывать, что любой индивид, нуждаясь в поддержке, должен иметь возможность ее получить, исходя из специфики своих социальных потребностей.
Необходимо также учитывать, что социальная поддержка включена в систему социальной защиты. Применительно к современной ситуации в России В.П. Галаганов дает обобщенное определение социальной защиты населения. «Социальная защита населения - это гарантированная система экономических, правовых и организационных мер государства в отношении как нетрудоспособных, так и трудоспособных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть, направленная на их социальное обеспечение, оказание социальной помощи и поддержки в соответствии с социальными стандартами, отвечающими уровню достойной жизни человека, в различных формах и в порядке, установленных законодательством» [11, с. 14].
Из вышеприведенного определения видно, что социальная поддержка - это форма социальной защиты населения.
Для понимания сущности понятия «организация социально-правовой поддержки молодежи» важно определиться с сущностью базовой категории «организация», которое применяется в контексте исследования. Базовая категория рассматривается в менеджменте как система, институт, деятельность, функция, результат.
Важно учитывать, что каждый специалист в области социальной работы, какие бы задачи он не решал и с какой бы категорией клиентов ни взаимодействовал, обязательно является социальным управленцем, организатором, интегрирующим усилия людей, объединений и учреждений, перестраивающим те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным - от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления социальной сферой» [12, с. 108].
А.И. Пригожин рассматривает организацию в трех смыслах:
1) как искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнение очерченных функций;
2) как деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и др.;
3) как характеристику степени упорядоченности какого-либо объекта [13, с. 63].
Организация в социальной работе - понятие многозначное и выражает разные стороны, грани и аспекты управления. Оно имеет ряд определяющих значений: организационно-структурное, функциональное, деятельностно-ролевое, процессуальное, технологическое.
Организация социально-правовой поддержки как система деятельности будет оптимальна, если в ее основу положен комплексный подход. Опираясь на позицию И.А. Липского [14], считаем, что комплексный подход предполагает управляемое объединение разнородных (в отличие от системного подхода) элементов социальных объектов, процессов, деятельности. Комплексный подход позволяет управлять системой в целом, несмотря на разнородность ее элементов (взаимно перекрывающих друг друга).
Комплексность как характеристика организации социально-правовой поддержки молодежи определяет ее целостный характер, отражает одновременное ее проявление в совокупности системы, включающей:
- целевой компонент - цели и задачи системы социально-правовой поддержки молодежи;
- управленческий компонент - прогнозирование, моделирование, проектирование, ресурсное обеспечение, организация деятельности, контроль системы социально-правовой поддержки молодежи;
- технологический компонент - процесс достижения целей и задач системы социально-правовой поддержки, реализации ее стратегий, тактик и наиболее эффективных мер, включая взаимодействие сотрудников различных социальных институтов при реализации мер по защите прав или оказании помощи, координацию деятельности, а также создание условий для позитивной самореализации молодежи.
Базовыми принципами организации социально-правовой поддержки молодежи являются принципы системности, комплексности, адресности, а специфическими принципами - учет возрастных особенностей, учет конкретной ситуации, средового подхода, социального участия и активизации личности.
Технологическое обеспечение организации комплексной социально-правовой поддержки молодежи предполагает определенную совокупность действий и правил их выполнения в практической деятельности. Ее составляющими являются алгоритм изучения социальных проблем личности (как этап социальной экспертизы проблемной ситуации, включающий в качестве инварианта технологии диагностирования, оценивания и прогнозирования); технологии решения проблем (моделирование, проектирование, программирование и планирование); специфические технологии социальной поддержки, обусловленные особенностями конкретной среды и ситуации.
Технология организации социальноправовой поддержки молодежи направлена на то, чтобы научить клиентов решать свои социальные проблемы, предполагает помощь в самопознании, адекватном восприятии окружающей среды, в конструктивном взаимодействии с обществом. Социально-правовая
поддержка ориентирована на молодого человека как на субъекта собственной жизнедеятельности.
Механизмом системы социально-правовой поддержки является процесс взаимодействия социального работника с подопечным в определении его интересов, целей, возможностей и путей (средств, технологий, методов, форм) преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно решать социально-правовые задачи.
Технологии, применяемые в системе социально-правовой поддержки молодежи на клиенто-ориентированном уровне, включают в себя индивидуальные и групповые формы работы, предполагают такие методы, как консультирование, беседа, лекция, тренинг.
К технологиям социально-правовой поддержки молодежи относятся частные технологии: социальная диагностика молодежи, социальная профилактика девиаций в молодежной среде, социально-правовая реабилитация несовершеннолетних правонарушителей, социальное консультирование, правовое просвещение и др.
Необходимо учитывать, что социальноправовая поддержка молодежи отражает процесс нелинейного, субъект-субъектного, объект-объектного и субъект-объектного динамического взаимодействия, в котором молодежь является одновременно субъектом и объектом этого вида поддержки. В качестве потенциальных субъектов и объектов социально-правовой поддержки рассматриваются все категории молодежи.
Если молодой человек сохраняет активность и самостоятельность в решении собственных проблем, то ведущей целью социально-правовой поддержки становится помощь в укреплении и развитии внутреннего потенциала (стратегия активизации); если молодой человек не обладает субъектностью и активностью в решении собственных проблем, то целью социально-правовой поддержки выступает защита (стратегия защиты).
Стратегии организации социально-правовой поддержки детерминируются конкретной социальной ситуацией в жизнедеятельности молодого человека, молодой семьи, молодежной организации.
Таким образом, организация социальноправовой поддержки молодежи, являясь пер-
спективным направлением социальной работы, определена как система деятельности, включающая три компонента (целевой, управленческий, технологический), она осуществляется на следующих уровнях: институциональном (государственная, региональная, муниципальная социальная политика в отношении молодежи и политика социальной организации, учреждения) и клиентоориентированном (индивидуальные и групповые формы, технологии социально-правовой работы) и включает два направления: 1) обеспечивающее «социальный лифты», т. е. социально-правовая поддержка активности молодежи и ее инициатив в социальноэкономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность актуализировать творческий потенциал; 2) социально-правовая поддержка молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Данные направления отражают стратегии социально-правовой поддержки - активизации и защиты молодежи.
Организация социальной поддержки молодежи рассматривается как направление профессиональной и непрофессиональной социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей молодежи как социально-демографической группы в реализации творческих потенциалов, а также потребностей молодого человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, в социальной защищенности, в качественном социальном функционировании.
1. Гарашкина Н.В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации: монография. Тамбов, 2004.
2. Павленок П.Д. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы: особенности, содержание // Ученые записки. 2001. № 3.
С. 14-20.
3. Жуков В. И. Модернизация современного отечественного социального образования: концептуально-теоретические основы. М., 2007.
4. Гарашкина Н.В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110).
С. 91-99.
5. Обучение практике социальной работы: международный взгляд и перспективы / под ред. М. Доэла, С. Шардлоу. М., 1997.
6. Теория социальной работы / под ред. Е.И. Хо-лостовой. М., 1999.
7. Гурьянова М.П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения. М., 2000.
8. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / под ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова. М., 2008.
9. Гарашкина Н.В. Технологии социальной ра-
боты с молодежью // Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы всероссийской научно-практической конференции
Тамбов, 2000. С. 143-149.
10. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. М., 2008.
11. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М., 2004.
12. Дружинина А.А. Управленческая культура социального работника: сущность, структурный состав // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 2 (94). С. 108-111.
13. Суслаков Б.А. Социальная служба: состояние и перспектива: монография. М., 2001.
14. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ. М., 2004.
Поступила в редакцию 19.10.2012 г.
UDC 36+378
ORGANIZATION OF SOCIAL-LEGAL SUPPORT TO YOUNG PEOPLE AS DIRECTION OF SOCIAL WORK Maksim Yuryevich GUBANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected] The essence of the organization of social-legal support as the direction of modern social work, as a system of activity is described. The system, level, juvenology, complex approaches to identify the components of this system are applied.
Key words: social work; youth; organization; social support; social-legal support of youth.