Научная статья на тему 'Педагогические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями'

Педагогические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1198
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курилович Н. В.

В статье рассматриваются функции социального работника, определения «социальной работы», «социальной реабилитации», «специалиста по социальной реабилитации». Выделяются сущность и содержание социальной реабилитации. Определяются показатели профессиональной компетентности специалиста, нравственные отношения между специалистом и клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Курилович Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Н.В. Курилович

В статье рассматриваются функции социального работника, определения «социальной работы», «социальной реабилитации», «специалиста по социальной реабилитации». Выделяются сущность и содержание социальной реабилитации. Определяются показатели профессиональной компетентности специалиста, нравственные отношения между специалистом и клиентами.

Социальные работники - специалисты высшей квалификации, люди уникальной, деликатной профессии. Они предназначены для обеспечения многопрофильной системы служб социальной поддержки и защиты населения. Е.В. Холостова отмечает, что, оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник реализует воспитательную, организаторскую, прогностическую, предупредительно-профилактическую, организационно-коммуникативную функции.

Основная задача при реализации воспитательной функции - это использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.

Организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, организаторская работа во взаимодействии клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями - все это выполняет организаторскую функцию.

Прогностическая функция включает в себя программирование, прогнозирование-проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности.

При осуществлении предупредительнопрофилактической и социально-терапевтической функций социальный педагог и социальный работник совместно предусматривают и приводят в действие социальноправовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организуют оказание

социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивают защиту прав в обществе, оказывают помощь подросткам и молодежи в период их социального и профессионального определения.

Немаловажной функцией является организационно-коммуникативная, которая способствует включению добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом.

Для выполнения профессиональных функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы.

В практической деятельности социальные работники выполняют различные социальные роли, от умения их применять зависит качество и уровень профессиональной деятельности. В России сфера социальной работы расширяется год от года. Одной из отличительных особенностей современной профессии социальная работа является широкий спектр специализаций.

Социальный работник, специализирующийся по вопросам работы с инвалидами, нередко выделяется в особую группу, где особое внимание уделяется организации межличностного общения здоровых и детей с ограниченными возможностями, различным видам адаптации детей-инвалидов к окружающей среде, созданию безбарьерной атмосферы общения.

В настоящее время одним из направлений социальной работы является социальная реабилитация. По определению американских ученых М. Саппса и К. Уэлса, социальная работа - это профессия подвижников,

занимающихся улучшением отношений между людьми с ограниченными возможностями здоровья и их окружением, влияющих на способность таких людей выполнять жизненные функции, реализовывать стремления и ценности, снимать дискомфорт и стрессы. К общим обязанностям социального работника у специалиста по социальной реабилитации добавляются дополнительные функции, несопоставимые с выполнением традиционных обязанностей социального работника - возвращение детей-инвалидов из «плена» функциональной ограниченности в полноценную общественную жизнь.

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. Это находит отражение в законодательных документах Российской Федерации. В специальной литературе встречаются название специалиста - социальный реабилитолог (социальный реабилитатор). Однако до сих пор не введена специальность «социальная реабилитация» для высших учебных заведений, и поэтому нет Государственного образовательного стандарта для специальной подготовки таких специалистов. Существует специализация - «социальная реабилитация» -в рамках специальности «социальная работа». Она носит социально-медицинский характер. Специализаций социально-психологического и социально-педагогического направлений нет. Хотя такая деятельность и позитивный опыт есть. Например, психологическая реабилитация жертв военных действий, катастроф. В России получило развитие преимущественно социально-медицинское направление в реабилитации детей с особыми нуждами, в том числе и с детским церебральным параличом

(ДЦП) [3].

В рамках социально-реабилитационной деятельности выделяются различные компоненты, в их числе: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-

правовой, социально-досуговый, социальнобытовой.

Специалист по социальной реабилитации - это профессионал, призванный развивать свойства личности психики ребенка с ограниченными возможностями с помощью педагогических, психотехнических организационных средств, реализовать потребности клиента в становлении личности, создавать лично-психологический комфорт защищенности. Работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями требует от каждого специалиста полную самоотдачу, любовь, уважение и веру в возможности ребенка, глубокие знания в профессиональнотеоретическом и практическом материале.

Сущность и содержание социальной реабилитации лиц с нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью заключаются в восстановлении не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе, способности к интеграции в общество.

Как отмечает Л.В. Мардахаев, деятельность специалиста, занимающегося социальной реабилитацией, включает в себя две основные характеристики: объективную и

субъективную, являющиеся необходимыми предпосылками эффективности его труда. К объективным характеристикам относятся знания и умения, которыми он обладает, а также результаты социальной реабилитации, т. е. те изменения в психическом и личностном развитии, которые возникают под влиянием реабилитационных воздействий. К субъективным - его личностные особенности.

Социальный реабилитолог выступает субъектом; объектом его деятельности является человек, имеющий особые нужды; средством - медицинские, психологические, педагогические, социально-педагогические технологии, методы и педагогическая техника социального реабилитолога.

Чтобы успешно реализовать цели социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, специалист по социальной реабилитации должен обладать глубокими и разносторонними знаниями:

• знания об особенностях развития человека как личности;

• знания об основных тенденциях общественного развития и требованиях, предъявляемых обществом к человеку;

• знание особенностей общественного развития позволяет реально определять характер и содержание социально-реабилитационной деятельности, ее цели и задачи по формированию личности ребенка;

• знания возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития ребенка как в норме, так и в патологии;

• знания особенностей межличностных отношений и их влияние на развитие личности;

• знания социально-реабилитационных технологий, обладание практическим опытом, мастерством и интуицией.

Специалист по социальный реабилитации должен обладать также знаниями, умениями и навыками, при выполнении профессиональных действий: оценивать социальную ситуацию развития, в которой оказался ребенок с ограниченными возможностями, определять ее положительные и негативные воздействия на его развитие и при необходимости оказывать помощь в выборе средств, форм или детских специализированных учреждений, необходимых для нормального развития такого ребенка; организовывать взаимодействие различных специалистов: врачей, дефектологов, педагогов-

предметников и других, с целью разработки и реализации единой стратегии и тактики использования реабилитационных технологий, общих требований и подходов в целенаправленном развитии личности ребенка; разрабатывать на основе исходной медицинской и психологической информации индивидуальные планы социальной реабилитации ре-бенка-инвалида с учетом специфических особенностей развития и последствий инвалидности и обеспечивать их выполнение; реализовать на практике основные направления, подходы и технологии социальной реабилитации и прогнозировать последствия их применения, создавать оптимальные ситуации и условия для наиболее эффективного течения социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в зависимости от характера инвалидности и ее последствий; получать с помощью психодиагностических и других средств обратную информа-

цию о результатах социально-реабилитационных воздействий на психическое и личностное развитие ребенка и использовать данную информацию для выбора адекватных решений; выполнять профилактические функции. В этих целях формировать у детей общую, педагогическую и психологическую культуру, желание применять санитарногигиенические знания, знания по психологии и педагогике в интересах собственного развития с учетом каждого возрастного этапа [1].

Специалист по социальной реабилитации, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные возможности, выступает в нескольких ролях: воспитателя, родителя, учителя. Поэтому он должен обладать качествами, которые были бы присущи как заботливым родителям, так и специалистам разных профилей: педагогам, психологам, психотерапевтам и др.

Исходя из определения компетентности, можно сказать, что профессиональной компетентностью специалиста по социальной работе считается выполнение на высоком уровне функциональных обязанностей, с использованием специальных и общекультурных знаний и умений, где в полном объеме раскрываются профессиональные способности и личностные качества, при которых достигается высокий конечный результат.

А.К. Маркова, изучавшая профессиональную компетентность учителя и анализ специфических особенностей труда специалиста по социальной реабилитации, выделяет пять компонентов (блоков), присущих профессиональной компетентности в социальнореабилитационной деятельности:

1 ) наличие опыта эффективной практической деятельности в области социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) профессиональные специальные и психологические знания, навыки и умения в области социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

3) профессиональные психологические позиции, установки, психологическая компетентность;

4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;

5) результаты труда, т. е. те изменения в психическом и личностном развитии детей, которые возникают под влиянием деятельности специалиста по реабилитации.

Эти компоненты являются не только психологическими предпосылками компетентности, но и наработками, которые совершенствуются в ходе практической деятельности специалиста, занимающегося социальной реабилитацией.

Показателем профессиональной компетентности труда специалиста по социальной реабилитации является динамика в психическом и личностном развитии ребенка. По мере взросления ребенок приобретает способность ставить цели для формирования своей личности, учитывая свои желания и возможности.

При выделении приоритетов, показывающих результативность деятельности специалиста по социальной реабилитации, предпочтение отдается результатам обучаемости и способности к самообучению, вос-питуемости и способности к саморазвитию, следствием чего является вхождение ребенка в социальную среду. Эти показатели результативности могут считаться основой для построения стратегической программы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Показателем компетентности специалиста по социальной реабилитации во взаимоотношениях с ребенком-инвалидом является гуманистическая позиция, интерес к нему, а также к изучению себя самого, своих действии. От умения учитывать возрастные особенности зависят взаимоотношения специалиста по социальной реабилитации и ребенка. Не может пользоваться уважением у детей и подростков специалист, допускающий в общении с детьми несправедливость, грубость, бестактность, унижающие их достоинства. Безразличное отношение к ребенку также негативно влияет на ребенка-инвалида, порождает подозрительность, недоверие к людям, переходящее постепенно в озлобленность. Здесь очень важно, чтобы специалист по социальной реабилитации обладал педагогическим тактом.

Несправедливое отношение к ребенку со стороны взрослых может проявляться не только в откровенной неприязни, ненависти,

но и в виде безразличного отношения. Понимая, что к нему окружающие относятся безразлично, ребенок, в силу своей неопытности, не может разобраться, где добро, а где зло. В результате он становится подозрительным, у него вырабатывается недоверие к людям, переходящее постепенно в озлобленность. Очень важно, чтобы специалист по социальной реабилитации обладал педагогическим тактом.

Индивидуально-нравственное сознание специалиста по социальной реабилитации, исходя из специфики его труда, включает в себя весь спектр сформировавшихся у него нравственных взглядов, убеждений, чувств, отражающих нравственные отношения в сфере социально-реабилитационной деятельности. Существенное влияние на его индивидуально-нравственное сознание оказывает наличие тех или иных нравственных качеств: в положительном плане - положительные качества, в отрицательном - негативные. В числе положительных качеств большое значение имеют такие, как добросовестное отношение к труду, самокритичность, доброта и справедливость, честность и принципиальность, скромность и любовь к детям, профессиональная гордость.Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Личностные качества социальных работников подразделяются на три группы.

К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе личностных качеств специалиста по социальной реабилитации

относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатич-ность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом).

Реализация указанных качеств может быть определена названием «профессиональная», «трудовая этика» специалиста по социальной реабилитации. Ее содержание определяется отношением людей к труду, к детям с ограниченными возможностями, к его семье, вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента, обладать эмоциональной устойчивостью, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам. Все это требует действительно неординарных личностных качеств специалиста по социальной реабилитации: гуманистическую направленность личности, личную и социальную ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональную устойчивость, личную адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности [5].

Нравственная деятельность специалиста по социальной реабилитации представляет собой совокупность практических действий и поступков, направленных на повышение собственной профессиональной культуры, а также на реализацию установок, целей и задач формирования полноценной личности ребенка с ограничениями жизнедеятельности, способной успешно адаптироваться в сложном мире социальных отношений. Достижение этой цели и определяет нравственную деятельность специалиста по социальной реабилитации.

Эффективность социально-реабилитационного процесса во многом зависит от того, как сложились нравственные отношения между специалистом по социальной реабилитации и другими субъектами реабилитационного

процесса: ребенком, родителями ребенка, специалистами различных профилей [1].

Отношение - это проявление внутреннего расположения, потребности в самореализации в данной ситуации. Оно сопутствует всякой деятельности. В нем проявляется чувственное самопроявление человека к самому себе в деятельности, объекту деятельности, выполняемой деятельности и ее результату.

Отношение к самому себе в деятельности формируется у человека со временем. Наиболее ярко оно проявляется в профессиональной деятельности. Формы проявления могут быть самыми разнообразными: от ответственного, критичного и требовательного до абсолютно безразличного и даже негативного, как не способного решать стоящие задачи, достигать цели. Человек может любить только себя, любить себя в деятельности, стоять как бы над ней, быть очень требовательным к себе, своей деятельности, а также быть абсолютно безразличным к себе, не верить в себя, свои возможности и пр.

Отношение к объекту деятельности характерно для профессиональной деятельности специалиста, работающего с детьми-инвалидами. Позитивное, заинтересованное отношение создает некоторую гармонию, обеспечивающую высокую продуктивность совместной деятельности. Глубокое эмоциональное участие специалиста ведет к сопереживанию, оставляющему соответствующий след и сказывающемуся на деформации его чувственной сферы. Такое отношение к объекту деятельности часто наблюдается в работе с людьми, имеющими особые нужды.

В отношении к выполняемой деятельности проявляется сам человек, его стремление добиться качества в процессе деятельности, проявить свое профессиональное мастерство, индивидуальную технику. Оно показывает, как специалист относится к самой деятельности (безразличное отношение, заинтересованно, ответственно или формально-безразлично и пр.).

Отношение к результату деятельности. Здесь можно наблюдать безразличие, когда деятельность осуществляется ради деятельности (выполнение ее по служебной необходимости), процесса деятельности (характерно для раннего детства); искреннюю и глубокую заинтересованность в результате. Чем

больше заинтересованность специалиста в достижении результата деятельности, тем большее влияние полученный результат оказывает на его личность. Положительный результат укрепляет у специалиста уверенность в себе, своих возможностях в профессиональной деятельности, отрицательный - ведет к растерянности, потере уверенности в себе, своих возможностях, разочарованию в профессии. Чем большее чувство проявляется в деятельности человека, тем больше его участие и самоотверженности в ней. Положительное отношение и результативность способствуют укреплению желаний заниматься именно этой деятельностью, формированию уверенности в своих силах, увлеченности. Негативное отношение, наоборот, отсутствие интереса, безразличие, неуверенность и пр. Отношение к деятельности сильно влияет па развитие чувственной сферы человека, его увлеченности, страстности [3].

Нравственные отношения - это реальные отношения между людьми, действующие на основе моральных норм. Нравственные отношения между специалистом по социальной реабилитации и ребенком выполняют несколько функций: с одной стороны, это метод воздействия на ребенка, с другой -условия для организации эффективного социально-реабилитационного процесса, с третьей, они имеют социальную ценность. От уровня нравственных отношений между специалистом по социальной реабилитации и ребенком во многом зависит отношение ребенка к опыту старшего поколения, который предстает перед ним в его образе.

Взаимодействие специалиста по социальной реабилитации с ребенком происходит посредством общения в различных видах совместной деятельности и отношений. Чаще всего это происходит в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Его общение с ребенком в процессе всех форм взаимодействия и отношений должно быть эмоционально комфортным и лично развивающим. Важно создать такую обстановку теплоты и доверия, когда ребенок естественно включается в различные отношения. Выделяют следующие виды общения:

а) примитивное общение - другой человек оценивается как ненужный и мешающий,

после получения от собеседника необходимой информации интерес к нему теряется;

б) формально-ролевое общение - ориентация на социальную роль;

в) деловое общение - учитываются особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем другие факторы;

г) духовное, межличностное общение -это общение близких людей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник хорошо знает собеседника, может предвидеть его реакции, интересы, отношения [1].

Для процесса социальной реабилитации духовное общение является наиболее приемлемым, т. к. специалист здесь выступает для ребенка носителем духовного начала.

Отношение членов общества к личности специалиста по социальной реабилитации определяет социальный статус социального реабилитолога.

Социально-педагогическая роль статуса, по мнению Л.В. Мардахаева, заключается в том, что он, в зависимости от содержания, может возвышать личность, стимулировать проявление ответственности, «Я»-важности, «Я »-значимости, либо формировать, укреплять безразличие к ней и даже пренебрежение.

Ожидания общества от деятельности специалиста по социальной реабилитации имеют двойственный характер. С одной стороны, к нему относятся предписания, касающиеся нравственных качеств педагога, т. к. его главной функцией является воспитание и коррекция развития личности ребенка или подростка. Данное положение вытекает из стремления общества охранять физический и духовный мир детей, которые из-за отсутствия жизненного опыта и физических сил могут стать жертвой несправедливости взрослых. С другой стороны, от результатов его работы ждут изменений в их физическом и психическом здоровье, т. к. он работает с детьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности. То есть люди хотят видеть в нем качества, присущие медицинскому работнику.

В представлении общества специалист по социальной реабилитации - уважаемый,

авторитетный человек, который в состоянии решать стоящие перед ним профессиональные задачи на высоком уровне. К морально -этическим аспектам деятельности специалиста по социальной реабилитации как профессионала относятся те нормы и правила его поведения, без которых не может эффективно протекать социально-реабилитационный процесс и взаимодействие с ребенком, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности [1].

Нравственные личностные свойства, которыми должен обладать специалист по социальной реабилитации - основа для приобретения высоких профессиональных качеств. Профессиональная зрелость и профессиональная компетентность возникают у специалиста любого профиля только на практике. Чтобы стать профессионалом, необходимо определенное время для социальнопрофессиональной адаптации, для «вхождения» в профессию и выработку соответствующего профессионального мировоззрения, осознания гражданских прав, обязанностей и социальной ответственности за свои действия в соответствующей должности. Период профессионального становления у каждого человека индивидуален.

Для развития полноценной личности, обладающей чувством собственного достоинства, специалист по социальной реабилитации должен руководствоваться моралью и принципами. Человек, занимающийся социальной реабилитацией, должен быть по отношению к ребенку предупредительным,

чутким, уважать его личность, быть требовательным, но справедливым. Нравственные позиции взрослого должны быть ясными и совершенно очевидными для воспитанников и подкрепляться его трудовой деятельностью и образом жизни.

В системе реабилитационной деятельности нравственные отношения - непременное условие успешной организации взаимодействия с ребенком в реабилитационном процессе. Они способствуют созданию благоприятного морально-психологического климата во взаимоотношениях с другими его участниками, определению единых подходов в воспитании ребенка и соблюдению единства требований по созданию условий развития его как личности, способной к интеграции в социальную среду.

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

3. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. М.: МГСУ, 2001.

4. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. А.Г. Пашкова и Н.С. Степашова. Курск, 1996.

5. Холостова Е.И. Социальная работа. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.

Поступила в редакцию 1.10.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.