Научная статья на тему 'Особенности подготовки специалиста по социально-педагогической реабилитации в рамках дополнительного профессионального образования'

Особенности подготовки специалиста по социально-педагогической реабилитации в рамках дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИ АЛЬНОЙ РАБОТЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕ ЦИАЛИСТА / ПРОЕКТНО-ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД / SPECIALIST IN SOCIAL WORK / FORMA TION OF READINESS OF THE EXPERT / DESIGN APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухих Валентина Герасимовна, Адольф Владимир Александрович

В статье раскрывается подход к подготов ке специалиста по социально-педагогической реабилитации инвалидов в рамках дополни тельного профессионального образования в Красноярском крае, представлена модель формирования готовности специалиста к соци ально-педагогической реабилитации в рамках дополнительного профессионального образо вания в Красноярском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухих Валентина Герасимовна, Адольф Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREPARATION OF THE EXPERT TO SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION WITHIN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

In article presents an approach to prepa ration of experts for social and pedagogical re habilitation of disabled people within additional professional education in Krasnoyarsk Region re veals, describes the model of formation of expert readiness to social and pedagogical rehabilitation within additional professional education in Kras noyarsk Region.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки специалиста по социально-педагогической реабилитации в рамках дополнительного профессионального образования»

Contemporary Tendencies in Professional Education Development УДК 378.046.4 В. Г. Сухих, В. А. Адольф

V. Suchich, V. Adolf

особенности подготовки специалиста по социально-педагогической реабилитации в рамках

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FEATURES OF PREPARATION OF THE EXPERT TO SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION

within additional professional education

В статье раскрывается подход к подготовке специалиста по социально-педагогической реабилитации инвалидов в рамках дополнительного профессионального образования в Красноярском крае, представлена модель формирования готовности специалиста к социально-педагогической реабилитации в рамках дополнительного профессионального образования в Красноярском крае.

In article presents an approach to preparation of experts for social and pedagogical rehabilitation of disabled people within additional professional education in Krasnoyarsk Region reveals, describes the model of formation of expert readiness to social and pedagogical rehabilitation within additional professional education in Krasnoyarsk Region.

Ключевые слова: специалист по социальной работе, формирование готовности специалиста, проектно-задачный подход.

Keywords: specialist in social work, formation of readiness of the expert, design approach.

В программных документах Конвенции ООН «О правах инвалидов», Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, Концепции совершенствования медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, долгосрочной целевой программе «Доступная среда» на 2011—2015 годы отмечено, что одним из приоритетов социальной политики в отношении инвалидов является совершенствование системы реабилитации инвалидов, повышение уровня социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, создание системы реабилитации детей-ин-валидов, обеспечивающей комплексное пси-холого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания.

Социально-педагогический подход к реабилитации инвалидов предъявляет серьезные требования к организатору реабилитационной деятельности — специалисту по социальной работе, социальному педагогу, психологу и др.

В Красноярском крае в учреждениях социального обслуживания работают около 16 тысяч человек. В условиях создания системы интеграции инвалидов в общество возникает необходимость в специалисте, хорошо разбирающемся в вопросах социальных отношений, правовых гарантий граждан, тонко улавливающем нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности инвалидов, что актуализирует важность подготовки специалиста к социально-педагогической реабилитации инвалидов в рамках дополнительного профессионального образования. Особенно это касается узких специалистов, таких как сурдопереводчики, физические терапевты, специалисты по адаптивной физкультуре, специалисты по домашнему визитированию и раннему вмешательству, преподаватели информационных технологий для инвалидов по зрению. Надо отметить, что в вузах отсутствуют магистерские программы по направлениям работы с инвалидами.

Необходимо отметить, что повышение квалификации в период работы в социальном учреждении — важный этап профессионализации личности, освоения специалистом новых теоретических и практических знаний и умений, развития его как личности и профессионала, смена целевых приоритетов, переход к непрерывному образованию в течение всей жизни.

В процессе реабилитации инвалидов социальный педагог (специалист по социальной работе) выполняет различные социально-педагогические роли, помогающие ему добиваться положительных результатов реабилитации. Ролевой репертуар, предлагаемый В. Г Бочаровой, представлен следующим образом: адвокат, участник совместной деятельности и одно-

Современные тенденции развития профессионального образования

временно ее ведущий организатор, помощник в решении проблем, наставник, конфликтолог, эксперт, общественный деятель [4].

Реализация вышесказанного становится возможной при наличии у специалиста по социальной работе соответствующего набора специальных знаний, умений, навыков, профессионально-личностных качеств и характеристик, анализ которых необходим для определения целей и содержания подготовки специалистов.

^ециалист должен уметь оказать помощь в осознании инвалиду своих возможностей, своей ценности, в нахождении способов вовлечения в жизнедеятельность общества. Реализуя ведущий критерий социально-педагогической реабилитации (социальное созидательное функционирование, социальная роль, духовное развитие), специалист становится посредником между человеком с ограниченными возможностями и окружающей средой [6].

Проблема готовности специалиста к сопровождению инвалида стала предметом пристального внимания психологов лишь в 50—60-е годы XX века. Большинство исследователей склонны понимать готовность как особое внутреннее состояние личности, как стартовое состояние личности.

Готовность специалиста к работе с детьми и взрослыми мы рассматриваем как частное проявление общей готовности к профессиональной деятельности, которая выражается в сформированности компетенций (знаний, умений и личностных качеств), необходимых для создания условий для социально-педагогической реабилитации детей и взрослых с учетом их образовательных и прочих потребностей.

Сформированность готовности специалиста к работе с детьми и взрослыми можно увидеть в профессиональной деятельности, которая проявляется через знания, умения, навыки и способы деятельности, необходимые для создания благоприятных условий для социально-педагогической реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья с учетом выявленных у них образовательных потребностей.

В этой связи в основу формирования готовности специалиста в системе дополнительного профессионального образования положен проектно-задачный подход, который обеспечивает продуктивное взаимодействие между специалистом и инвалидом: «воздействие необходимо направлять на освоение необходимого интегрированного профессионального опыта и придавать ему целенаправленный характер» [3].

Реализация данного подхода обеспечивается за счет определенным образом организованной деятельности, в основе которой лежит практико-ориентированное задачное структурирование. Это в свою очередь требует создания таких условий (педагогических ситуаций, практико-ориентированных задач, проектов) для слушателей программ повышения квалификации (системы дополнительного образования), реализация которых способствовала формированию у них различных умений (аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организаторских, коммуникативных, перцептивных, мобилизационных, информационных и развивающих), проявляемых в компетенциях, способностях или способах деятельности [2].

Есть определенные требования к совокупности знаний и умений, которые закладываются в предметный компонент деятельностного содержания обучения в условиях дополнительного профессионального образования. Они должны быть личностно значимыми, соответствовать современным разработкам в сфере профессиональной деятельности, быть пригодными к применению в конкретной профессиональной практике, интегративными, обеспечивающими необходимое соотношение фундаментальных и оперативных знаний.

Система дополнительного профессионального образования специалистов социального профиля выполняет важнейшую миссию по своевременной и качественной поддержке профессионально мобильной личности, обеспечению ее стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию в условиях высокой инновационной динамики и профессиональной деятельности. Смена целевых приоритетов, переход к непрерывному образованию в течение всей жизни, продиктованный темпами развития современной экономики, науки, информационных технологий, выдвигает задачу развития системы дополнительного профессионального образования специалистов социального профиля в число приоритетных [5].

Главной задачей повышения квалификации становится не только трансляция нового содержания современного образования, но и включение специалиста в процесс осмысления его профессиональных целей и ценностей, развитие способностей интерпретировать содержание по отношению к своим запросам и особенностям в соотношении с целями и ценностями жизни в современном мире.

В ходе анализа региональной политики в области реабилитации инвалидов и подготовки специалистов к данной деятельности

с учетом реализации программ и проектов были выявлены следующие тенденции:

— приоритетное направление региональной политики Красноярского края — предоставление мер социальной поддержки, комплексная реабилитация инвалидов в социокультурной среде, создание условий для доступной среды инвалидов, развитие социального партнерства органов государственной власти с общественными объединениями;

— для организации реабилитации инвалидов нужны специалисты, владеющие социально-педагогическими компетенциями, способствующими актуализации внутреннего ресурса инвалида и его дальнейшей интеграции в общество;

— для активного решения стратегических задач в области социально-педагогической реабилитации специалисту необходимы: высокий авторитет, накопленный практический опыт работы с инвалидами, владение современными методиками и технологиями социально-педагогической реабилитации.

Проанализировав статистические данные инвалидности в крае, особенности региональной социальной политики, приходим к выводу о создании модели подготовки специалиста к социально-педагогической реабилитации в рамках дополнительного профессионального образования Красноярского края.

В процессе разработки модели подготовки специалиста к социально-педагогической реабилитации инвалидов в системе дополнительного профессионального образования были выявлены основные требования, регламентирующие все ее аспекты — внутренние, внешние, деятельностные и др. [7].

Можно выделить компоненты социально-педагогической реабилитации инвалидов, особенности подготовки специалистов к ней, модель дополнительного профессионального образования специалистов социального профиля для социально-педагогической реабилитации инвалидов с учетом особенностей подготовки к ней:

— содержательный компонент, включающий специалиста в процесс осмысления его профессиональных целей и ценностей, содержащий формы подготовки специалистов и его участников;

— организационный компонент, посредством которого реализуется подготовка специалистов;

— результативный, представленный показателями уровня готовности специалиста к социально-педагогической реабилитации, уровня реабилитации инвалидов.

Цель модели: формирование готовности специалистов социального профиля к социально-педагогической реабилитации инвалидов.

Остановимся на содержательной стороне вышеуказанных составляющих разработанной модели.

В процессе исследования мы сочли необходимым выделить функции подготовки специалистов к социально-педагогической реабилитации.

Компенсаторная функция направлена на ликвидацию пробелов в базовом (профессиональном) образовании специалиста, касающихся разных аспектов социально-педагогической реабилитации инвалидов.

Адаптивная функция предполагает оперативную подготовку и переподготовку специалиста к изменяющимся условиям (или объекту) профессиональной деятельности, актуализацию потенциала специалиста.

Развивающая функция нацелена на обеспечение развития культурного кругозора специалиста, обогащение новыми научными профессиональными знаниями и умениями, удовлетворение познавательных потребностей и интересов личности.

Интегративная функция означает осуществление профессионального образования и развития в общекультурном контексте.

Мотивационная функция формирует мотивацию на работу с инвалидами, ответственное выполнение своих профессиональных обязанностей, продуктивное профессиональное общение с субъектами профессиональной деятельности.

Стимулирующая функция направлена на стимулирование стремления к профессиональному саморазвитию, самовоспитанию и совершенствованию.

Мы считаем, что реализация указанных функций подготовки специалистов позволит сформировать их готовность к работе с инвалидами и членами семьи.

В моделируемом процессе подготовки специалистов к социально-педагогической реабилитации наряду с традиционными формами подготовки мы использовали инновационную технологию удаленного сопровождения в рамках РИАС.

РИАС — это региональная информационно-аналитическая система сопровождения процесса реабилитации инвалидов. Одним из важных направлений работы РИАС является организация дополнительного профессионального образования специалистов: повышение квалификации, мастер-классы, семинары, организация обучения по принципу «препода-

Современные тенденции развития профессионального образования

ватель — специалист — клиент» (инвалид, семья ребенка-инвалида).

Мы определили, что методологической основой подготовки специалистов к социально-педагогической реабилитации инвалидов являются культурологический и личностнодеятельностный подходы, позволяющие признать лиц с особыми потребностями неотъемлемой частью культуры общества, включить реабилитируемого с его культурной ценностью в систему социальных отношений и коммуникаций как условие развития и саморазвития личности.

Система представлена двумя основными модулями:

— информационно-аналитический, информация о реализации ИПР в котором подвергается обработке и многомерному анализу по сложным математическим алгоритмам;

— информационно-справочный модуль формируется для обеспечения доступа специалистов и инвалидов к информации о реабилитационных услугах и степени доступности среды жизнедеятельности на уровне муниципального образования, региона, В качестве информантов выступают учреждения разных ведомств, занимающиеся реализацией ИПР. Модель РИАС представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель РИАС

Справочный модуль РИАС, предполагающий работу с использованием Интернета, телекоммуникационных и интеллектуальных компьютерных систем, способен открыть перед специалистами и инвалидами огромные возможности обмена информацией, интерактивного общения (в том числе с самими реабилитан-тами), формирования открытого общества.

В рамках РИАС в дистанционном режиме работает удаленное сопровождение специалистов.

Удаленное сопровождение в РИАС — это способ общения, обучения, консультирования специалистов дистанционно с применением информационных и телекоммуникационных технологий. Такие технологии используются в сфере профессионального и общего школьного образования, в здравоохранении. Применение их в социальном сопровождении специалистов, занимающихся инвалидами, связано с определенными трудностями, обусловленными недостатком специальных развивающих программ на электронных носителях, отсутствием законодательно закрепленных норм и способов межведомственного взаимодействия, слабым техническим и программным обеспечением учреждений. В то же время реализация удаленного сопровождения специалистов предоставляет возможность:

— оказания дистанционной диагностической, консультативной, информационной помощи;

— обучения специалистов методам, техникам и стратегиям коррекционно-развивающей деятельности с инвалидами;

— организации разнообразных форм общения и взаимодействия родителей и специалистов;

— проведения телеконференций, телетрансляций по актуальным проблемам воспитания и развития детей-инвалидов в режиме реального времени или видеозаписи [8].

Уникальность модели удаленного сопровождения, на наш взгляд, определяется ее сетевым и межведомственным характером, необходимостью эффективного взаимодействия высококвалифицированных специалистов из практических, научных, образовательных учреждений.

Справочный портал содержит полную структурированную информацию по всему спектру вопросов освидетельствования и реабилитация инвалидов, детей-инвалидов:

— методические пособия на электронных носителях;

— специальные обучающие программы для специалистов;

— материалы лекций и семинаров по вопросам развития воспитания и обучения инвалидов, детей-инвалидов;

— спецкурсы, в которых можно участвовать в режиме реального времени и смотреть в записи;

— диагностика показателей основных поведенческих проявлений ребенка-инвалида.

Система удаленного сопровождения работает по следующей схеме:

— вопросы специалистов в организационно-методическое отделение КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения»;

— анализ вопросов методистами отделения;

— выделение проблемы;

— привлечение высококвалифицированных специалистов;

— повышение квалификации специалистов (видеоролики, видеотрансляции, видеолекции, мастер-классы, интерактивное и удаленное общение со специалистами).

Исследования показали, что социальные педагоги, специалисты по социальной работе, психологи стали отличаться:

— успешностью профессиональной деятельности;

— постоянным ростом профессионального уровня;

— профессиональной компетентностью;

— готовностью к саморазвитию.

О росте профессионализма специалистов говорит то, что за период внедрения модели многие специалисты приняли участие в конкурсе социальных работников, проводимых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Созданная модель подготовки специалистов к социально-педагогической реабилитации в рамках дополнительного профессионального образования позволяет специалистам с использованием инновационных технологий непрерывно получать знания и применять их на практике.

Процесс повышения квалификации с целью формирования готовности специалиста к работе с детьми и взрослыми требует проектирования деятельностного содержания обучения в виде системы педагогических задач. Педагогические задачи позволяют «проживать» педагогу различные виды взаимодействия с учеником с последующим осмыслением и рефлексией своей педагогической деятельности. Для этого выявляются особые образовательные потребности детей и взрослых (потребности в социально-культурной реабилитации, в индивидуальном образовательном маршруте, в индивидуальной образовательной программе, в организации образовательной среды в соответствии с реальными возможностями инвалида) и переводятся в педагогические задачи, которые призван уметь разрешать специалист.

На основании вышеизложенного нами

определены требования к организации подготовки специалиста к социально-педагогической реабилитации в рамках дополнительного профессионального образования, а именно:

• выстраивание мобильной организации образовательной деятельности;

• обеспечение включения слушателей в организацию процесса обучения;

• эффективное использование ресурсов сети Интернет;

• включение компьютерных обучающих, справочных, диагностирующих программ, изданий массовой периодической печати как источников анализа информации и передового опыта;

• использование материалов слушателей образовательных программ повышения квалификации (проектов, моделей образовательной среды и т. д.) как ресурса профессионального развития.

В результате специалист самостоятельно анализирует изучаемые явления, делает выводы и осуществляет поиск вариантов разрешения различных ситуаций, осуществляет рефлексию собственного опыта на основе сформированных новых умений и компетенций, проектирует профессионально значимые педагогические ситуации и деятельность по поиску их решения. Таким образом, готовность специалиста к данной профессиональной деятельности выражается через сформированные умения и способы владения специальной деятельностью, связанной с социально-педагогической реабилитацией инвалидов.

1. О ратификации Конвенции о правах инвалидов: закон Российской Федерации от 03.05.2012 № 46-ФЗ.

2. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. — Красноярск, 2007. — 192 с.

3. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Дидактика: От тактики передачи социального опыта к стратегии достижения образовательных результатов//Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2012. — № 4 (22). — С. 57—61.

4. Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход: монография. — М., 1999. — 184 с.

5. Ильина Н. Ф. Стратегии становления региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования//Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2011. — № 2 (4). — С. 21—29.

6. Социальная педагогика/под ред. М. А. Галагузовой. — М., Владос, 2000. — 416 с.

7. Сухих В. Г., Чеха В. А., Степанова М. В. Информационные технологии в реабилитации инвалидов: методическое пособие. — Красноярск: Комплексный центр социального обслуживания населения, 2011. — 209 с.

8. Чеха В. А., Хританкова М. В. Модель «удаленного» социального сопровождения: методическое пособие. — Красноярск: Комплексный центр социального обслуживания населения, 2012. — С. 51—52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.