Научная статья на тему 'Формирование готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья через решение педагогических задач'

Формирование готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья через решение педагогических задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ПЕДАГОГОВ / ОБУЧАЮЩИХ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / READINESS OF THE TEACHER FOR TRAINING AT HOME CHILDREN WITH LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / A TASK APPROACH / A PEDAGOGICAL TASK / PROFESSIONAL ABILITIES OF THE TEACHERS TRAINING CHILDREN WITH LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Елена Юрьевна

В статье рассматривается проблема формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором определено понятие «готовность педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья» и представлен задачный подход, как средство формирования данной готовности в системе дополнительного профессионального образования. Показана структура детализации педагогических задач, для чего особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья переведены в педагогические задачи, решение которых позволяет сформировать у педагогов умения, необходимые для обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, мобилизационные, информационные, развивающие умения обозначены через микроумения, необходимые для эффективного обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье также представлены условия формирования данных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья через решение педагогических задач»

ЧИППКРО

УДК 378.091.398+376

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Коновалова Е.Ю.

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором определено понятие «готовность педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья» и представлен задачный подход, как средство формирования данной готовности в системе дополнительного профессионального образования. Показана структура детализации педагогических задач, для чего особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья переведены в педагогические задачи, решение которых позволяет сформировать у педагогов умения, необходимые для обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, мобилизационные, информационные, развивающие умения обозначены через микроумения, необходимые для эффективного обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье также представлены условия формирования данных умений.

The problem of formation of readiness of the teacher to training at home children with limited possibilities of health is considered in the article. The author defined concept «readiness of the teacher for training at home children with limited possibilities of health» and the task approach, as means of formation of this readiness in system of additional professional education is presented. The structure of specification of pedagogical tasks for what special educational needs of children with limited possibilities of health are transferred to the pedagogical tasks which decision allows creating at teachers of ability necessary for training at home children with limited possibilities of health is shown. Analytical, prognostic, projective, reflective, mobilization, information, developing abilities are designated through the micro abilities necessary for effective training at home of children with

limited possibilities of health. In article conditions offormation of these abilities are also presented.

Ключевые слова: готовность педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, задачный подход, педагогическая задача, профессиональные умения педагогов, обучающих на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

Readiness of the teacher for training at home children with limited possibilities of health, a task approach, a pedagogical task, professional abilities of the teachers training at home children with limited possibilities of health.

Начало ХХ1 столетия в России характеризуется новым отношением государства и общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначено, что в любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов» [1]. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Анализ практики образования показывает, что повышение уровня профессионального мастерства педагога ведёт за собой повышение качества образования школьников, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому.

Качество и эффективность педагогической деятельности при обучении детей данной категории зависят от многих факторов, одним из которых является готовность педагога к данному виду деятельности. В связи с этим актуализируется проблема формирования готовности

Коновалова Е..Ю.

формирование готовности педагога кобучению на дому детей с ОВЗ -

педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для определения понятия «готовность педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья» мы опирались на исследования В. А. Адольфа, Р. А. Богдановой, Н.Ф. Ильиной, В.А. Сластенина, И.Ю. Степановой и др., которые рассматривают готовность к педагогической деятельности как единство теоретической и практической готовности.

Исходя из этого, готовность педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья мы будем рассматривать как частное проявление общей готовности к профессиональной деятельности, которая выражается в сформированности знаний, умений и навыков, необходимых для создания условий обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их образова-тельных потребностей.

Формирование готовности педагогов к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья можно осуществить в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

Основным принципом организации повышения квалификации выступает формирование умений педагогов для решения конкретных педагогических задач.

Задачный подход обосновывается тем, «что дидактическое воздействие необходимо направлять на освоение необходимого интегрированного профессионального опыта и придавать ему целенаправленный характер. Это позволяет достигать оптимального уровня профессиональной готовности, как с позиции обеспечения качества, так и с позиций удовлетворённости учителя как субъекта деятельности» [2; с. 248].

Задачное структурирование требует создание таких условий для слушателей курсов повышения квалификации, при которых они могли бы самостоятельно анализировать изучаемые явления, делать выводы, сопоставлять свой опыт с полученными новыми знаниями и таким образом разрешать проблемные ситуации, связанные с обучением на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

Под решением педагогической задачи мы будем понимать такую деятельность слушателя курса повышения квалификации, в ходе которой будут применяться средства (способы, действия, операции), формирующие умения, необходимые при обучении на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

Это означает, что результатом обеспечения готовности к новому виду деятельности в системе повышения квалификации работников образования выступают сформированные умения.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что программы повышения квалификации педагогов «должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит, от образовательных потребностей детей...».

Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому, имеют особые образовательные потребности, к которым относятся:

— потребность в индивидуальном образовательном маршруте;

— потребность в индивидуальной образовательной программе;

— потребность в использовании специфических средств и методов обучения;

— потребность в организации образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребёнка;

— потребность в увеличении сроков освоения образовательных программ, выход за рамки школьного возраста (основанием для увеличения сроков освоения образовательных программ могут быть рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии);

— потребность в дистанционном обучении.

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, нами были переведены в педагогические задачи, которые необходимо решать педагогам, при их обучении на дому, и в связи с этим выделены профессиональные умения, которыми должны обладать педагоги для их решения.

Таблица 1

Структура детализации педагогических задач при обучении на дому детей с ограниченными возможностями здоровья

№ Образовательные потребности детей с ОВЗ, обучающихся на дому Задача Профессиональные умения

1 Потребность в индивидуальном образовательном маршруте Проектирование индивидуального образовательного маршрута Педагог умеет (готов): определять и формулировать особенности развития ребёнка; прогнозировать развитие ребёнка и его личностных качеств (определять «зону ближайшего развития»); планировать коррекционную работу с целью преодоления имеющихся недостатков развития; создавать условия для развития индивидуальных особенностей ребёнка.

2 Потребность в индивидуальной образовательной программе Разработка индивидуальной образовательной программы Педагог умеет (готов): определять цели и задачи обучения ребёнка на дому; обозначать предполагаемые результаты обучения ребён -ка на дому; отбирать содержание образовательной программы.

3 Потребность в использовании специфических методов и приёмов Использовать специфические методы и приёмы Педагог умеет (готов): переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи; отбирать виды деятельности, адекватные поставленным задачам обучения ребёнка на дому; выбирать формы, методы, приёмы работы с ребёнком; отбирать содержание деятельности ребёнка в соответствии с поставленными задачами; создавать ситуации для развития познавательной деятельности ребёнка.

4 Потребность в организации образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребёнка Организовывать образовательную среду в соответствии с реальными возможностями ребёнка Педагог умеет (готов): видеть проблемы организации обучения и воспитания детей на дому и находить способы их оптимального решения; взаимодействовать с родителями ребёнка для организации образовательной среды.

5 Потребность в увели-чении сроков освоения образовательных программ Обосновывать увеличение сроков освоения образовательной программы Педагог умеет (готов): распределять время на освоение образовательной программы ребёнком.

6 Потребность в дистанционном обучении Участвовать в дистанционном обучении Педагог умеет (готов): работать на компьютере; использует технологии дистанционного обучения.

Таким образом, в рамках курса повышения квалификации необходимо сформировать у педагогов следующие умения для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому:

1. Аналитические умения.

— определять особенности развития длительно болеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому;

— видеть проблемы организации обучения и воспитания на дому ребёнка с ограниченны-

Коновалова Е..Ю.

формирование готовности педагога кобучению на дому детей с ОВЗ- -

ми возможностями здоровья и находить спосо -бы их оптимального решения.

2. Прогностические умения педагога, обучающего на дому ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, можно рассматривать в двух направлениях: умения прогнозировать ход педагогического процесса и умения прогнозировать развитие личности ребёнка. Отсюда прогностические умения проявляются в способности:

— предвидеть результаты обучения на дому ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— определять цели и задачи обучения на дому ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— распределять время на освоение образовательной программы учеником с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому;

— прогнозировать развитие ребёнка и его личностных качеств.

3. Проективные умения направлены, прежде всего, на описание на педагогическом языке целей обучения и воспитания, их конкретизацию, обоснование способов поэтапной реализации, содержания и видов деятельности. Проективные умения педагога, обучающего на дому ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, определяются через умение:

— переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи;

— отбирать виды деятельности, адекватные поставленным задачам обучения на дому ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— планировать коррекционную работу с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому, с целью преодоления имеющихся недостатков развития;

— отбирать содержание, выбирать формы, методы и приёмы работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому;

— планировать способы взаимодействия с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому.

Сформированность данных умений проявляется в умении разрабатывать индивидуаль-

ный образовательный маршрут, проектировать индивидуальную образовательную программу для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому.

4. Рефлексивные умения позволяют осуществлять контрольно-оценочную деятельность, направленную на себя. Они предполагают разумный и объективный анализ своих суждений, поступков и в целом всей деятельности с точки зрения их соответствия замыслу и условиям. Самоанализ деятельности требует сформиро-ванности особых умений:

— правильность постановки целей и их «перевода» в конкретные задачи;

— отбор содержания деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому, в соответствии с поставленными задачами;

— оценивание эффективности применявшихся организационных форм возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому;

— выявление причин успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания.

Данные умения проявляются в способности структурировать учебный материал по предмету.

В практическом компоненте психологопедагогической готовности мы выделили умения общепедагогические: мобилизационные, информационные и развивающие (А.И. Щербаков).

Мобилизационные умения связаны:

— с воспитанием у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому, мотивации учения;

— с актуализацией знаний и жизненного опыта ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому;

— с созданием специальных ситуаций для «проживания» ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому, различных социальных ролей, создание атмосферы совместного переживания и т.д.

Информационные умения проявляются при взаимодействии с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому:

— в способности ясно и чётко излагать учебный материал с учётом особенностей пси-

хофизического развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому;

— в формулировках вопросов в доступной форме;

— в применении компьютерных технологий и различных средств наглядности;

— в оперативной переработке, в случае необходимости, плана и хода изложения материала и т.д.

Развивающие умения предполагают:

— определение «зоны ближайшего развития» ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому;

— создание ситуаций для развития познавательной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому;

— создание условий для развития индивидуальных особенностей ребёнка с ограниченны -ми возможностями здоровья, обучающегося на дому.

В рамках готовности педагога к обучению на дому ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к профессионально значимым качествам отнесём перцептивные умения, толерантность и эмпатию.

Перцептивные умения сводятся к наиболее общему умению понимать других. Для этого необходимо знать ценностные ориентации другого человека, представления этого человека о себе, о том, что ему в себе нравится и не нравится, т.е. это сложное умение чувствования бытия другого человека.

Для формирования данных умений педагогов в системе дополнительного профессионального образования мы разработали дополнительные профессиональные образовательные программы: «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья (пропедевтический курс)» и «Обучение детей, нуждающихся в обучении на дому, по основным программам общего образования с использованием интернет-технологий».

Обучение деятельности, в отличие от передачи объёма знаний, требует специальных образовательных технологий и способа оценивания уровня освоения компетенций. Естественно, знаниевая составляющая является обязательной, но выступает как ресурс, а не конеч -

ный результат обучения. При реализации данных программ используются следующие методы организации аудиторных занятий: интерактивные лекции; проблемные семинары на основе реализации дискуссионных методов, проблемно-ситуативный анализ на основе еа8е-81;Ыу; семинары на основе самостоятельного анализа различных источников информации (тексты, документы, программы, видеоматериалы, базы данных, графики и т.д.); разработка и анализ индивидуальных образовательных программ и рабочих программ по предмету для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому; тестовый контроль; контроль через решение педагогических задач; самооценка и оценка преподавателя.

Такая организация программ позволяет:

— выстроить мобильную организацию образовательной деятельности;

— включить в организацию процесса обучения слушателя;

— эффективно использовать ресурсы сети Интернет,

— компьютерные обучающие, справочные, диагностирующие программы, издания массовой периодической печати,

— собственные материалы слушателей кур -сов повышения квалификации (сценарии уроков, проекты, модели образовательной среды и т.д.).

Таким образом, образовательные программы повышения квалификации «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья (пропедевтический курс)» и «Обучение детей, нуждающихся в обучении на дому, по основным программам общего образования с использованием интернет-технологий» направлены на достижение чётко очерченных компетентностных результатов, выраженных через умения.

Литература

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. -ЦКЬ: nasha-novaya-shkola.ru.

2. Степанова, И.Ю. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустриального общества: монография / И.Ю. Степанова, В.А. Адольф. - Красноярск, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.