Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы в области социальной реабилитации инвалидов'

Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы в области социальной реабилитации инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1506
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Г. Б., Шарифулина Д. Р.

Проанализированы проблемы социальной реабилитации инвалидов, рассмотрена роль специалиста социальной работы в реабилитации лиц с ограниченными возможностями, определены компоненты его профессиональной компетентности в области реабилитации инвалидов, выявлены знания, умения, навыки, профессионально важные качества, необходимые для эффективной деятельности в данной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы в области социальной реабилитации инвалидов»

УДК 378

Г. Б. Хасанова, Д. Р. Шарифулина ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ

РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Проанализированы проблемы социальной реабилитации инвалидов, рассмотрена роль специалиста социальной работы в реабилитации лиц с ограниченными возможностями, определены компоненты его

профессиональной компетентности в области реабилитации инвалидов, выявлены знания, умения, навыки, профессионально важные качества, необходимые для эффективной деятельности в данной сфере.

Формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья является одной из приоритетных задач отечественной системы здравоохранения. Актуальность решения этой проблемы заключается в том, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции, показатели здоровья и инвалидности в целом находятся на неудовлетворительном уровне. В России на учете органов социальной защиты состоит более 10 миллионов лиц с ограниченными возможностями. Остается неизменным рост первичной инвалидности среди населения России, отмечается стремительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями.

Согласно документам ООН (1994г.), термин «инвалидность» включает в себя значительное число различных функциональных ограничений, которые встречаются среди населения во всех странах мира. Инвалидность может быть следствием физических, умственных или сенсорных дефектов состояния здоровья или психических заболеваний.

Причины и следствия инвалидности различны в зависимости от социальноэкономических условий в различных странах. Специфическими факторами, которые могут оказать влияние на будущую долю лиц с ограниченными возможностями в мировом масштабе, являются: изменения в возрастном составе населения в целом; изменения в структуре показателей заболеваемости и смертности; изменения в масштабах медицинских служб; рост урбанизации и индустриализации.

Основой политики в отношении лиц с ограниченными возможностями является их реабилитация, позволяющая им достигнуть и поддерживать оптимальный уровень самостоятельности и жизнедеятельности. В последнее время всё большее внимание уделяется социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Если раньше задача заключалась в основном в том, чтобы их подлечить, улучшить физическое самочувствие, то сейчас необходимо говорить о возможно более полной их реабилитации.

Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

Важную роль в организации и осуществлении реабилитации инвалидов играют специалисты социальной работы.

Инвалиды нуждаются в большей степени, чем здоровые люди в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций.

Поэтому суть социальной работы заключается в том, чтобы достигнуть актуализации потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, чтобы создать условия, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и достигнуть такого результата, когда необходимость в помощи социального работника отпадет.

В процессе реабилитации специалист социальной работы участвует в адаптационном обучении инвалидов; проводит мероприятия по подбору для инвалида технических средств реабилитации и обучение пользованию ими; руководит мероприятиями по обучению инвалидов самообслуживанию, социальной независимости, социальному общению, передвижению, ориентации.

Деятельность социального работника определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Большое значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предполагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида. Трудоспособные инвалиды и дети-инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др. Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц. Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.

Для создания положительной терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать и юридические вопросы (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

Степень социально-психологической адаптации молодых инвалидов в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо «уходом в болезнь». Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в

постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

При осуществлении реабилитации инвалидов важную роль приобретает моральнопсихологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психологического консультирования.

Таким образом, компетентный в области социальной реабилитации инвалидов специалист социальной работы должен не только получить разностороннее образование, но и обладать соответствующими личностными особенностями, позволяющими инвалиду доверительно относиться к этой категории работников. Это и есть цель профессиональной подготовки будущего специалиста социальной работы для деятельности в реабилитационных учреждениях.

Компетентность - основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной деятельности человека, способность и умение использовать приобретенные компетенции для конструктивного решения социально-профессиональных задач, удовлетворения потребностей личности и общества. Следовательно, стать компетентным человек может только после приобретения соответствующей информации, знаний и практического опыта. Формирование профессиональной компетентности должно происходить с первых дней обучения в вузе.

Бондарева Е.В. выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности специалиста: мотивационно-волевой, функциональный,

коммуникативный и рефлексивный.

Мотивационно-волевой компонент включает в себя, во-первых, мотивы, цели, потребности, ценностные установки актуализации в профессиональной компетентности, стимулирует творческое проявление личности в профессиональной компетентности; предполагает наличие интереса к указанной категории, который характеризует потребность личности специалиста в знаниях, в овладении эффективными способами формирования профессиональной компетентности. Во-вторых, подразумевает приложение дополнительных усилий для уменьшения вероятности неудачи, а также мобилизацию энергии, проявление настойчивости, активность и умение выдерживать нагрузки, упорство при выполнении сложных заданий, целеустремленность, т. е. характеризует волевую сторону поведения и неразрывно связан с волей человека.

В функциональную компетентность будущего специалиста входит приобретенный синтез знаний: социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин; навыков творческой деятельности специалиста, трансформирующийся из потенциального в реальное, деятельностное состояние. Данный компонент функционирует в виде способов деятельности, необходимых выпускнику для проектирования собственной технологии управления и организации в профессиональной деятельности, приемов самостоятельного и мобильного решения профессиональных задач,

генерирования идей, нестандартного мышления, что в целом способствует повышению его самообразованности и профессионализма.

Коммуникативный компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог с клиентом. Следует заметить, что компетентный специалист должен владеть деловым этикетом, обладать культурой речи. Помимо вышеперечисленных, в состав коммуникативного компонента следует включить также умения обсудить проект, план, программу, технологический процесс, принять участие в создании совместных проектов, реконструкции производства, выступить с отчетом, докладом.

Коммуникативные способности проявляются в сотрудничестве и коллективной производственной деятельности. К ним относятся: способность понимать

взаимоотношения людей, адекватно воспринимать ситуацию общения, использовать опыт других; способность понимать партнеров по общению, их мотивы и цели; способность к сотрудничеству; способность отстаивать свою точку зрения; способность прогнозировать межличностные события, знать основные приемы общения; способность избегать конфликтов в общении. Поэтому обязательным профессиональным качеством для каждого выпускника должно стать умение работать с людьми.

Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств как креативность, инициативность, уверенность в себе, склонность к самоанализу, способность к предвидению, прогнозированию результатов деятельности и отношений, а также профессиональнозначимых знаний, умений и навыков. Выделение рефлексивного компонента очень важно, поскольку этот компонент определяет уровень развития самооценки, понимания собственной значимости для других людей, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в процессе профессиональной деятельности.

Очевидно, что выпускник любого вуза не может полностью соответствовать такой модели профессиональной компетентности. В его профессиональной компетентности, как правило, присутствуют лишь ее основы. Поэтому, начиная с первого этапа обучения в вузе нужно, прежде всего, развивать у студентов мотивационную сферу (интерес, осознанность выбора профессии и др.). Кроме того, развивая необходимые студенту выше перечисленные способности, формируя профессиональные умения и навыки, плюс полученные знания и накопленный за годы учебы, пусть еще небольшой, профессиональный опыт, полученный на производственной практике, вуз тем самым поможет будущему специалисту быстрее адаптироваться в профессиональной среде.

Итак, профессиональную компетентность специалиста социальной работы можно представить как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний по конкретной специальности, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей, определенного уровня устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным, интереса к профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность специалиста социальной работы включает в себя освоение четырех типов опыта:

• опыта познавательной деятельности в области социальной реабилитации, фиксированного в форме ее результатов - знаний;

• опыта осуществления известных способов социально-реабилитационной деятельности - в форме умения действовать по образцу;

• опыта творческой деятельности в сфере социальной реабилитации - в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

• опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений, связанных с осуществлением социально-реабилитационной деятельности, - в форме личностных ориентаций.

Формирование профессиональной компетентности должно осуществляться, в первую очередь, в результате профессиональной подготовки будущего специалиста. В основе модели формирования профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы лежит модель его деятельности. Из такого представления следует, что эта модель создается на основе анализа деятельности специалистов и окружающих ее условий. Анализ профессиональной деятельности специалиста социальной работы в реабилитационных учреждениях представлен выше.

Результат формирования профессиональной компетентности в области социальной реабилитации инвалидов связан с целесообразным выбором и использованием адекватных технологий и средств, необходимых специалисту, и формированием способностей их применения при решении профессиональных задач.

Когнитивной основой профессиональной компетентности являются научные знания, которые обеспечивают способность специалистов к решению сложных вопросов и принятию самостоятельных решений.

В соответствии с требованиями специальности специалист социальной работы в области социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями должен обладать знаниями и умениями в следующих областях:

- нормативно-правовой (знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, обеспечивающие социальную защиту инвалидов; основы законодательства по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию населения; нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста, обязанности социального работника в реабилитационных учреждениях; права и обязанности работников в сфере реабилитационной деятельности);

- психолого-педагогической (знать психологию развития человека, особенности процесса социализации личности, формы регуляции и саморегуляции социального поведения; основы психологической диагностики; основные методы и методики, используемые в индивидуальном и групповом консультировании; основы коррекционной и реабилитационной педагогики; уметь строить взаимоотношения и общение с людьми в конкретной ситуации с учетом их возраста, пола, религиозной принадлежности, социального статуса, психологических и физических особенностей, состояния; работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента);

- медико-биологической (знать анатомию и физиологию человека, физиологические и патологические процессы, происходящие в организме, в том числе в разные возрастные периоды; основные категории социальной медицины, структуру системы здравоохранения в РФ; организацию медико-социальной работы, санитарного

просвещения, формы медико-социальной помощи населению; основные симптомы различных заболеваний взрослых и детей, клиническое течение и осложнения заболеваний; количественную оценку последствий болезней на 3 уровнях, являющихся объектами реабилитации; уметь вести пропаганду здорового образа жизни; проводить работу по предупреждению возникновения факторов, угрожающих жизнедеятельности личности; оказывать первую медицинскую помощь);

- социально-реабилитационной (знать теоретические и методические основы реабилитации, ее виды, методы и этапы; основы прогнозирования реабилитационного потенциала; принципы организации реабилитационного процесса; методы и критерии оценки и контроля качества в сфере реабилитационной работы; специфику реабилитационной работы с различными субъектами социальной работы; структуры, способные оказать помощь в реабилитации клиента; деятельность медико-социальных экспертных комиссий, экспертизу временной нетрудоспособности и инвалидности; уметь разработать индивидуальную программу реабилитации инвалида, подобрать адекватные методы реабилитации и последовательность их проведения, сроки реабилитации; оценить эффективность процесса реабилитации по функциональному, социально-бытовому и профессиональному восстановлению; организовывать работу реабилитационных учреждений; проводить мероприятия, способствующие развитию и освоению инвалидами профессиональных навыков и умений; решать вопросы будущего трудоустройства инвалидов; соблюдать этические и деонтологические принципы в профессиональной реабилитационной деятельности; оказывать инвалидам протезно-ортопедическую помощь и обеспечивать их средствами передвижения и др.).

Таким образом, становится очевидной и необходимой целесообразность разработки системы специальной подготовки будущих специалистов социальной работы в области социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

© Г. Б. Хасанова - д-р пед. наук, проф., каф. социальной педагогики и психологии КГТУ; Д. Р. Шарифулина - асп. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.