передовая статья
© В. И. Орел, И. А. Кешишев ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГБОУ ВПО СПбГПМА ДЕТСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННО-
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА
Резюме. Многопрофильная комплексная реабилитация детей-инвалидов является ведущим направлением в деятельности детского реабилитационного центра федерального уровня. Она включает в себя проведение мероприятий по профессиональной, социальной и психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Реализация этих аспектов реабилитации способствует, в дальнейшем, профессиональной и социальной адаптации и наиболее активной интеграции их в общество.
Ключевые слова: дети-инвалиды; многопрофильная комплексная реабилитация; федеральный центр.
УДК: 614.2
Целью деятельности Центра является проведение детям-инвалидам многопрофильной комплексной реабилитации для максимально полной интеграции их в общество. Основными задачами Центра являются:
• выявление, учет и анализ контингента детей-инвалидов, нуждающихся в реабилитации на уровне федерального научно-практического центра; создание компьютеризированной базы данных;
• проведение реабилитационно-экспертной диагностики в части оценки реабилитационного потенциала у детей-инвалидов;
• коррекция и реализация индивидуальных программ абилитации и реабилитации у детей-инвалидов и разработка рекомендаций для дальнейшей реабилитации;
• консультирование родителей по основам психологических, социальных, юридических, медицинских знаний, умений и навыков проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
• повышение квалификации врачей-экспертов и специалистов учреждений педиатрического профиля государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
• представление базы для проведения научных работ специалистам по многопрофильной комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями, апробации и внедрения результатов научных исследований.
Основные направления деятельности детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов при федеральном центре осуществляются в трех направлениях:
• многопрофильная комплексная реабилитация детей-инвалидов;
• информационно-методическая деятельность;
• организационно-методическая деятельность.
1. Многопрофильная комплексная реабилитация детей-инвалидов.
Профессиональная, социальная и психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов является ведущими направлениями деятельности Центра. Медицинские аспекты реабилитации осуществляются в виде поддерживающего восстановительного лечения [1].
Реализация этого направления планируется в рамках стационарного этапа и амбулаторного приема.
Важнейшим мероприятием в системе профессиональной реабилитации детей-инвалидов является профессиональная ориентация. Она представляет собой систему целенаправленных мероприятий
(медицинских, психологических, социально-экономических и технических), обеспечивающих профессиональное самоопределение инвалида с учетом его индивидуальных способностей и требований общества; цель профориентации — адекватный профессиональный выбор субъекта.
В сфере профессиональной ориентации детей-инвалидов перед Центром стоят следующие задачи:
• трудовое и профессиональное воспитание, формирование трудового стереотипа;
• содействие формированию практической и социально-психологической готовности
к труду;
• выявление задатков, способностей и возможностей (на основе оценки состояния здоровья, определения реабилитационного потенциала и трудового прогноза, выявления интересов и склонностей);
• оказание помощи в познании и осознании собственных способностей, возможностей, интересов;
• создание условий и подготовка к последующему самовыражению и непрерывному самообразованию, трудовому самоопределению;
• содействие формированию познавательных и деятельностных запросов и потребностей и помощь в создании условий для их удовлетворения;
• информация о возможностях профессионального обучения и трудового устройства;
• подбор доступных по состоянию здоровья и психологическому статусу профессий и видов труда;
• коррекция неадекватных установок на профессиональное обучение, труд и др.
С целью профориентации, профессионального подбора, профессионального самоопределения, самопознания и осознания собственных возможностей, формирование первоначальных профессиональных навыков проверяется способность подростка к выполнению тех или иных заданий, функциональные возможности на основе трудовых проб и предпрофессиональной подготовки по ряду направлений — швейному, ремонту бытовой техники, столярному, рукоделию, художественному, освоению современных информационных технологий.
Профориентационная работа проводится в следующих формах:
Профессиональная пропаганда — внедрение в сознание подростков и их родителей правильных представлений на возможности участия в общественном производстве. Методы — беседы,
консультации, лекции, экскурсии, наглядная агитация, стенды, предоставление информационного материала.
Профессиональное воспитание — формирование у подростков потребности в труде и подготовка к профессиональному выбору. Методы — трудовое и предпрофессиональное обучение, терапия «занятостью», трудотерапия, самообслуживание, устранение гиперопеки.
Профессиональная информация — обеспечение подростков необходимыми сведениями о рынке труда, возможностях профессиональной подготовки и трудоустройства. Методы — экскурсии, наглядная агитация, стенды, информационный материал, консультации.
Профессиональная консультация — помощь подростку и его родителям в выборе профессионального пути с учетом его интересов, склонностей, способностей и особенностей физического состояния, а также сложившихся социально-экономических реалий. Методы — беседы, обсуждение проблем, информирование по интересующим вопросам (об условиях, характере различных видов профессиональной деятельности, о тех требованиях, которые они предъявляют к человеку, о собственных возможностях, а также о вариантах получения той или иной профподготовки или трудоустройства).
Профессиональная агитация — формирование у подростков активных действий по реализации собственных трудовых возможностей и выдача рекомендаций по их участию в общественно-полезном труде. Методы — беседы, диспуты, встречи с инвалидами, реализовавшими себя в жизни, индивидуальная разъяснительная работа разных специалистов, участвующих в реабилитационном процессе (врачей, социальных работников и социальных педагогов, психологов и т. п.).
Коррекция профессиональных планов — осуществляется при наличии неадекватных профессиональных намерений у подростка — когда его интересы и стремления не совпадают с его возможностями. Методы — групповые и индивидуальные психотерапевтические занятия и тренинги, комплекс мероприятий по самопознанию, трудовые пробы.
Профессиональный подбор (профподбор) — выбор из всей совокупности профессий тех из них, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным особенностям конкретного подростка, подбор профессий, в которых наиболее полно и эффективно могут быть реализованы психологические качества его личности, его возможности и способности, остаточная трудоспо-
собность, и в которых инвалид может быть кон-курентноспособен на рынке труда.
Профподбор имеет медицинский, психофизиологический, психологический, социальный, социально-экономический и технический аспекты.
• медицинский аспект — определение медицинских показаний и противопоказаний к профессиональной деятельности, доступных характера, условий, режимов и форм организации труда, примерных профессий и видов труда (изучение медицинской документации, оценка состояния здоровья, степени нарушения функций, в том числе профессионально значимых, в процессе диагностики, в том числе психологической), определение реабилитационного потенциала и трудового прогноза;
• психофизиологический аспект — оценка пригодности подростка-инвалида к выполнению работы в показанных ему по состоянию здоровья профессиях. Оценка состояния профессионально важных качеств физиологическими и психологическими методами исследования и в том числе в процессе выполнения трудовых проб (физической работоспособности, особенностей сенсорной, сенсомоторной и моторной деятельности, интеллекта, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы и т.д.);
• психологический аспект — выяснение и учет при подборе профессий на основе детерминант субъективно личностной активности желательных видов профессиональной деятельности методами психологической диагностики, в том числе и тестирования;
• социальный аспект — учет при подборе профессиональной деятельности социальных факторов (уровень общего и профессионального образования, семейное и материальное положение, жилищные условия, расстояние от дома до места работы и способ передвижения и др.) в процессе социальной диагностики;
• социально-экономический аспект — учет при подборе профессий состояния и динамики рынка труда. Осуществляет социальный педагог в процессе беседы и консультации как подростка, так и родителей;
• технический аспект предлагает определение эргономических особенностей будущей трудовой деятельности в избранной профессии, в том числе планирование специального оборудования рабочего места, обеспечение необходимыми техническими средствами и приспособлениями и др. (для поддержания рабочей позы, для передвижения на производстве, управления, коммуникации, приспособления, обеспе-
чивающее безопасность труда). Осуществляет экономист, специалист по профессионально-производственной адаптации в процессе выполнения трудовых проб по планируемой специальности.
В системе профессиональной реабилитации детей-инвалидов в Центре определенное место занимают трудотерапия и терапия занятостью. Это система методов лечения в целях восстановления различных нарушенных функций организма с использованием определенных видов трудовой деятельности. Из различных видов трудотерапии используется ориентировочная трудотерапия, задачей которой является профессиональная ориентация и подготовка к труду, формирование положительных мотивов к трудовой деятельности в целом, расширение круга интересов и профессиональной информации, формирование умений и навыков, универсальных для различных видов деятельности [3].
Целью социальной реабилитации детей-инвалидов является восстановление и развитие способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. В рамках детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов при Санкт-Петербургском научно-практическом центре им. Альбрехта она проводится по двум основным видам — социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
Основными задачами социально-средовой ориентации являются:
• обучение персональной сохранности - изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом имеющихся нарушений;
• обучение социальным навыкам — выполнение различных социальных ролей;
• обучение социальному общению — взаимодействие в различных социальных коллективах, преодоление конфликтных ситуаций, умение правильно вести себя при трудоустройстве;
• обучение социальной независимости — самостоятельности, принятию решений, ориентации в городе и на местности и в сложных ситуациях;
• обучение навыкам организации досуга, отдыха, творческих занятий.
Основными задачами социально-бытовой адаптации являются:
• обучение самообслуживанию, самостоятельному ведению домашнего хозяйства, пользованию бытовыми приборами и приспособлениями;
• консультации по адаптации жилищно-коммунальных условий, подбору технических средств реабилитации, индивидуальные кон-
6
передовая статья
сультации и практический подбор технических средств, изготовление индивидуальных приспособлений.
Основными задачами психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов являются:
• коррекция психологических нарушений в соответствии с клинической симптоматикой,
• психокоррекция общения, способов социальной ориентации, поведения в социальных группах (семейные отношения, межличностные контакты в детском коллективе, учебном и трудовом коллективе и др.);
• психологическое консультирование по вопросам социально-бытовой и социально-средовой адаптации;
• формирование и развитие психологических характеристик, обеспечивающих оптимизацию жизнедеятельности ребенка-инвалида. Одним из видов деятельности Центра является
проведение и оказание социально-правовой и консультативной работы с детьми-инвалидами и их семьями. С этой целью семью ребенка-инвалида активно включаем в процесс абилитации, реабилитации, что способствует более активному процессу адаптации и интеграции ребенка-инвалида в общество [2].
Основными задачами социально-правовой деятельности Центра являются:
• ознакомление и консультирование родителей детей-инвалидов с законами, нормативными актами, регламентирующими льготы и меры государственной поддержки и помощи семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
• информирование об организациях, учреждениях и органах государственного управления, задействованных в решении проблем семей, имеющих детей-инвалидов.
Медицинские аспекты реабилитации детей-инвалидов проводятся на детских отделениях клиники Центра им. Альбрехта. В детском реабилитационно-восстановительном центре для детей-инвалидов проводится поддерживающая терапия в виде физиобальнеотерапии и лечебной физкультуры (ЛФК). Физиобальнеотерапия и ЛФК осуществляются по медицинским показаниям контингенту детей-инвалидов, находящихся как на стационарном, так и на амбулаторном лечении.
2. Информационно-методическая деятельность Центра.
На всех этапах проведения реабилитационно-экспертной диагностики и многопрофильной комплексной реабилитации детей-инвалидов осуществляется информационно-методическая деятельность.
Целью информационно-методической деятельности является информационно-методическая поддержка деятельности Центра, в том числе и процесса реабилитации в Центре. Задачами этой деятельности являются:
• информационная поддержка административно-хозяйственной деятельности;
• информационное обеспечение организации и проведения реабилитации;
• информационное обеспечение научно-практической деятельности.
Информационно-методическая деятельность представляет собой единое целое и состоит из четырех блоков:
• поддержка административно-управленческих решений;
• управление потоком пациентов и хозяйственной деятельностью;
• рабочие места специалистов;
• центральное хранилище данных.
3. Организационно-методическая деятельность.
Детский реабилитационно-восстановительный центр для детей-инвалидов совместно с другими структурными подразделениями Центра им. Альбрехта, как представляется, на федеральном уровне должен решать научно-практические и методические проблемы детской инвалидности и детей-инвалидов. На этой основе Центр осуществляет научно-методическое консультирование специалистов учреждений педиатрического профиля медико-социальной экспертизы и реабилитационных учреждений системы социальной защиты населения для детей с ограниченными возможностями, с преимущественным поражением опорно-двигательной системы, Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кешишев И. А. Детский реабилитационно-восстановительный центр для детей-инвалидов // Вестник всероссийской гильдии протезистов-ортопедов. - СПб, 2005. - № 1. - С. 55-57.
2. Кешишев И. А, Евдокимова Л. Ю., Денисова В. Н. Федеральный детский реабилитационно-восстановительный центр для детей-инвалидов // 3-я Межрегиональная научно-практическая конференция «Медико-социальная экспертиза и реабилитация в педиатрии». - СПб, 2005. - С. 78-80.
3. Шведовченко И. В., Шестаков В. П., Свинцов А. А. и др. Современные технологии комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра федерального уровня // Вестник гильдии протезистов-ортопедов. СПб, 2003. -№ 3. - С. 22-26.
BASIC TRENDS OF REHABILITATION-AND-RECOVERY CHILDREN'S UNIT FUNCTIONING WITHIN RESEARCH AND PRACTICAL CENTER FOR MEDICO-SOCIAL EXPERTISE, PROSTHETICS AND REHABILITATION NAMED AFTER G.A. ALBRECHT
Orel V. I., Keshishev I. A.
♦ Resume. Multi-type complex rehabilitation of disabled children is the leading trend in the activity of children's rehabilitation centre of federal level. It includes the measures directed to professional, social, and psychological and educational rehabilitation of disabled children. Realization of these aspects of rehabilitation will contribute to their later professional and social adaptation, and their active integration into society.
♦ Key words: Disabled children; multi-type complex rehabilitation; federal centre.
♦ Информация об авторах
Орел Василий Иванович - з. д. н., д. м. н., проф. зав. каф. социальной педиатрии и организации здравоохранения СПбГПМА. ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России. 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 2. E-mail: socp_ [email protected].
Orel Vasily Ivanovich - honored Scientist of RF, doctor of Medical Sciences, full professor, Head of the Dpt of Social Pediatrics and Health Care Organization. Faculty of Continuous Education. Litovskaya street 2, Saint Petersburg, 194100. E-mail: [email protected].
Кешишев Илья Аристотелиевич - ассистент кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК И ПП СПбГПМА. ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития. России. 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 2. E-mail: [email protected].
Keshishev Iliya Aristotelievich - assistent of Social Pediatrics and Health Care Organization. Faculty of Continuous Education. Litovskaya street 2, Saint Petersburg, 194100. E-mail: [email protected].