Научная статья на тему 'Современные особенности социального состава и здоровья воспитанников домов ребенка'

Современные особенности социального состава и здоровья воспитанников домов ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
259
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педиатр
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАННИК ДОМА РЕБЕНКА / СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ / ЗДОРОВЬЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / INMATE OF CHILDREN’S HOME / SOCIAL STRUCTUR / HEALTH / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Либова Елена Борисовна, Кузнецова Елена Юрьевна, Либерман Лариса Николаевна

В статье представлены современные особенности формирования контингента детей, воспитывающихся в домах ребенка Санкт-Петербурга, правовые основания поступления детей в дома ребенка. Выявлены особенности социального статуса воспитанников. Помещение ребенка в дом ребенка одинокой матерью в большей степени продиктовано социальными причинами, а не наличием у ребенка заболевания. Выявлено неблагополучие в состоянии здоровья воспитанников домов ребенка. Обоснована необходимость проведения комплексной реабилитации, дана оценка ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Либова Елена Борисовна, Кузнецова Елена Юрьевна, Либерман Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY SPECIFIC FEATURES OF SOCIAL ORIGIN AND HEALTH OF INMATES OF CHILDREN’S HOMES

The paper presents the information on specific features of contemporary-contingent formation of St. Petersburg children’s homes and legal reasoning of children’s admission there. The character of their social status is described. Admission of a child of a single mother to a specialized children’s home relies in most cases on social reasons rather than on some childhood diseases. However, problems of such children’s health have been detected. The necessity of complex rehabilitation is proved and its efficiency is estimated.

Текст научной работы на тему «Современные особенности социального состава и здоровья воспитанников домов ребенка»

© Е. Б. Либова, Е. Ю. Кузнецова, Л.Н.Либерман

ГБОУ ВПО СПбГПМА

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СОСТАВА И ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОМОВ РЕБЕНКА

Резюме. В статье представлены современные особенности формирования контингента детей, воспитывающихся в домах ребенка Санкт-Петербурга, правовые основания поступления детей в дома ребенка. Выявлены особенности социального статуса воспитанников. Помещение ребенка в дом ребенка одинокой матерью в большей степени продиктовано социальными причинами, а не наличием у ребенка заболевания. Выявлено неблагополучие в состоянии здоровья воспитанников домов ребенка. Обоснована необходимость проведения комплексной реабилитации, дана оценка ее эффективности.

Ключевые слова: воспитанник дома ребенка; социальный состав; здоровье; реабилитация.

УДК: 364.4.046.6

В современных условиях социально-экономических преобразований и реформирования здравоохранения в стране охрана здоровья детей является важнейшей медико-социальной государственной задачей и одним из основных направлений деятельности органов и учреждений здравоохранения [1].

В России сиротство как социальная проблема существует до настоящего времени и является приоритетной в государственной социальной политике по улучшению положения детей.

Политика государства направлена на обеспечение социализации детей, оставшихся без попечения родителей, их полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, успешной интеграции в общество [2].

В настоящее время в Санкт-Петербурге функционируют 12 психоневрологических домов ребенка общей мощностью на 1125 коек, в которых воспитываются 943 ребенка в возрасте от 7 дней до 4 лет.

Выявлены особенности формирования контингента воспитанников домов ребенка. Дети в дома ребенка Санкт-Петербурга поступают из роддомов, детских больниц, из дома по заявлению родителей, а также по направлению органов опеки и попечительства муниципальных образований. До 2008 г. большинство детей (до 80 %) поступали из детских больниц, 13 % — из роддомов и лишь в 6 % случаев по направлению органов опеки и попечения. В 2008 г. более 50 % детей поступили в дома ребенка из роддомов, 27 % — из детских больниц. Каждый 5-й ребенок направлен органами опеки и попечения. В 2009 г. 61 % детей поступили из больниц и каждый 5-й — из роддома или по направлению органов опеки.

Правовыми основаниями поступления детей в дома ребенка являются заявление родителей о согласии на усыновление, заявление родителей на временное помещение их детей и акты учреждений о том, что дети остались без попечения родителей.

Установлено, что наибольший удельный вес (53,3 % в 2007 г. и 50 % в 2009 г.) составили дети, поступившие в дома ребенка по акту; каждый 3-й ребенок, по данным 2009 г., помещен в доме ребенка временно, в 2007 г. таких детей было 28,5 % от числа поступивших. Следует отметить, что в среднем в каждом пятом случае юридическим основанием поступления ребенка в дом ребенка является заявление родителей о согласии на усыновление, т. е. отказ от воспитания ребенка.

Определен социальный состав воспитанников домов ребенка.

Как правило, в дома ребенка дети поступают из малообеспеченных, асоциальных, неполных семей. Большинство родителей, дети которых поступают в дома ребенка, в них не заинтересованы. Основная масса детей, поступающих в дома ребенка, не имеют юридического статуса.

В таблице 1 представлены данные социального состава воспитанников домов ребенка за 2007-2009 гг. Следует отметить, что в среднем за трехлетний период доля детей, родители которых дали согласие на усыновление, составляет 26,9 %. 70 % детей этой категории от одиноких матерей. С 2007 г. выросла доля детей, временно помещенных в дом ребенка, соответственно с 16,3 % до 25 % в 2009 г., причем 59 % таких детей — от одиноких матерей.

Неблагополучным является то, что большинство детей (63 %), родители которых дали согласие на усыновление, находятся в домах ребенка по социальным причинам и 37 % — по заболеванию. 67 % родителей поместили своих детей временно по социальным причинам, 33 % — по заболеванию, и 36 % родителей не навещают своих детей. 27 % детей, временно помещенных, находятся в доме ребенка более года, 78 % из них являются детьми-инвалидами.

Все это свидетельствует о социальном неблагополучии семей, из которых поступают дети в дом ребенка.

С родителями временно помещенных детей проводится большая работа: беседы, где разъясняются их права и обязанности по участию в воспитании и содержании детей; патронажи в адреса проживания родителей, как самостоятельно, так и совместно с органами опеки и попечительств муниципальных образований и органами милиции.

Следует отметить, что у воспитанников домов ребенка выявлен высокий удельный вес неблагоприятных перинатальных факторов, определяющих неблагополучие в состоянии здоровья детей. Осложненное течение беременности и родов отмечено соответственно у 92 % и 60 % матерей. Недоношенными родились 38 % детей. 82 % новорожденных отнесены к III группе здоровья. 53 % детей нуждались в реанимационных мероприятиях.

Выявлен высокий уровень общей заболеваемости детей в домах ребенка независимо от пола ребенка во все возрастные периоды. Особенности заболеваемости детей в домах ребенка следующие:

1. Высокая частота болезней перинатального периода.

2. Высокие показатели распространенности болезней нервной системы, болезней глаз и уха и врожденных пороков развития. За последнее десятилетие заболеваемость данными классами болезней возросла в 2 раза [3].

3. На 1-м году жизни в каждом 4-м случае регистрируются болезни органов дыхания, а среди детей 2-го и 3-го годов жизни — в каждом 3-м случае. Все воспитанники домов ребенка отстают в

психическом развитии, причем в основном это дети первого года жизни. Каждый 2-й ребенок отстает в физическом развитии, каждый 3-й ребенок является инвалидом детства. Каждый 5-й ребенок в возрасте до 1 года страдает алкогольной или наркотической фетопатией.

Неблагополучие в социальном статусе и состо -янии здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка, требует проведения индивидуальной, комплексной медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации детей.

Таблица 1

Социальный состав воспитанников домов ребенка (в %)

Юридический статус 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Дети, родители которых дали 27,4 27,8 25,5

согласие на усыновление,

от одиноких матерей 72,0 67,0 68,0

Дети, помещенные временно, от одиноких матерей 16,3 57,0 16,4 61,0 25,0 60,0

Реабилитационные мероприятия должны быть ориентированы на обеспечение потребностей, адекватных возрасту детей, и основываться:

• на комплексной оценке состояния здоровья,

• на анализе психологического статуса,

• оценке образовательных возможностей ребенка.

Комплексный подход предусматривает тесное

взаимодействие всех специалистов в ходе обследования ребенка для составления целостного представления о его соматическом и психическом состоянии, а также обеспечение реабилитации по всем направлениям — это набор лечебно-оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий; вовлечение воспитателей в процесс реабилитации детей [4].

В домах ребенка Санкт-Петербурга внедрена модель комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей, включающая в себя четыре этапа: 1-й — отбор детей для введения их в систему реабилитации; 2-й — коллегиальное обсуждение результатов обследования и определение объемов необходимой медицинской помощи;

3-й — реализация лечебных мер и содействие проведению реабилитации по другим направлениям,

4-й — коллегиальное обсуждение конечного результата реабилитации. Все дома ребенка имеют хорошо оснащенные реабилитационные отделения, применяются современные методы реабилитации.

В результате применения комплексного подхода к реабилитации детей 20 % воспитанников возвращаются в биологическую семью. 67,3 % детей передаются на воспитание в семью: 54 % детей — на усыновление, 12 % детей — под опеку, 1,3 % — в приемную семью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неблагополучие в состоянии здоровья воспитанников домов ребенка, характеризующееся повышенным уровнем заболеваемости, отставанием в физическом и нервно-психическом развитии, высоким уровнем инвалидизации, определяется медико-социальной характеристикой поступающих в дом ребенка детей, наличием неблагоприятных медико-демографических, социально-гигиенических и социально-психологических факторов жизнедеятельности семьи.

14

оригинальные статьи

Система реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основанная на стратегии и тактике комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в условиях специализированного дома ребенка, позволяет повысить эффективность реабилитационных мероприятий с учетом индивидуальных медико-социальных потребностей ребенка на каждом этапе реабилитации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А. А, Лапин Ю. Е., Антипова Н. Д. и др. Кон-

цепция законопроекта «Об охране здоровья детей в Российской Федерации» (обсуждение) // Права ребенка. - 2004. - № 1. - С. 8-11.

2. Конова С. Р., Веселова Н. А. Совершенствование ме-

дицинского обеспечения детей, воспитывающихся в домах ребенка // Права ребенка. - 2003. - №1. -С.48-49.

3. Либова Е. Б. Медико-социальная характеристика де-

тей, воспитывающихся в домах ребенка, и пути их реабилитации: Автореф. дисс... канд. мед. наук. -СПб., 2003. - 22 с.

4. Медико-организационные технологии в работе врача дома ребенка // Под общ. ред. В. И. Орла, Л. В. Эрмана. - СПб.: Издание СПБГПМА, 2004. -С. 98-113.

CONTEMPORARY SPECIFIC FEATURES OF SOCIAL ORIGIN AND HEALTH OF INMATES OF CHILDREN'S HOMES

Libova E. B, Kuznetsova E. Y., Liberman L. N.

♦ Resume. The paper presents the information on specific features of contemporary-contingent formation of St. Petersburg children's homes and legal reasoning of children's admission there. The character of their social status is described. Admission of a child of a single mother to a specialized children's home relies in most cases on social reasons rather than on some childhood diseases. However, problems of such children's health have been detected. The necessity of complex rehabilitation is proved and its efficiency is estimated.

♦ Key words: inmate of children's home; social structur; health; rehabilitation.

♦ Информация об авторах

Либова Елена Борисовна - доцент, к. м. н. Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия. Кафедра социальной педиатрии и организации здравоохранения. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. Е-таН: socp_ozz@mail. ги.

Кузнецова Елена Юрьевна - к. м. н., доцент, доцент кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК и ПП СПбГПМА. Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия. Кафедра социальной педиатрии и организации здравоохранения. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. Е-таН: socp_ozz@mail. ги.

ЛиберманЛариса Николаевна - ассистент. Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия. Кафедра реабилитологии. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. Е-таН: socp_ozz@mail. ги.

Libova Elena Borisovna - PhD, associate professor. St.-Petersburg State Pediatric Medical Academy, Department of Social Pediatrics and Public Health Care Organization of Advanced and Professional Training Faculty Litovskaya St., 2, St.-Petersburg, Russia 194100 E-mail: socp_ozz@mail. ru.

Kuznetsova Elena Yurievna - PhD, associate professor. St.- Petersburg State Pediatric Medical Academy, Department of Social Pediatrics and Public Health Care Organization of Advanced and Professional Training Faculty Litovskaya St., 2, St.-Petersburg, Russia 194100 E-mail: socp_ozz@mail. ru.

Liberman Larisa Nikolayevna - junior lecturer. St.-Petersburg State Pediatric Medical Academy, Department of Rehabilitation of Advanced and Professional Training Faculty Litovskaya St., 2, St.-Petersburg, Russia 194100 E-mail: socp_ozz@mail. ru.

♦ педиатр

том III № 1 2012

ISSN 2079-7850

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.