© О. В. Орел, О. В. Калиниченко
ГБОУ ВПО СПбГПМА
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОщИ ДЕТЯМ, ЛИШИВШИМСЯ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Резюме. В статье анализируются основные проблемы, связанные с оказанием медико-социальной помощи детям, лишившимся попечения родителей. Приводятся данные, характеризующие низкий уровень их здоровья. Отмечается недостаточная преемственность в работе учреждений здравоохранения и социальной защиты, недостаточная подготовленность опекунов и приемных родителей к выполнению своих функций. Приводится ряд предложений, направленных на оптимизацию ситуации.
Ключевые слова: дети, лишившиеся попечения родителей; медико-социальная помощь.
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономический кризис в стране, начавшийся в конце прошлого столетия и продолжающийся в настоящее время, среди прочего привел к увеличению числа детей, лишившихся попечения родителей и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Данные категории детей требуют особых мер медико-социальной помощи [2]. Последние десятилетия все большее внимание ученых, педагогов привлекает проблема детских и подростковых стрессов, которые влекут за собой различные болезни психоневрологического характера и повышенную соматическую заболеваемость [3]. Кроме того, в настоящее время большое количество детей и подростков нуждается в помощи специалистов психологических и иных служб. В ходе исследования, проведенного в 2011 году, были выявлены основные группы проблем, с которыми они обращаются на телефон доверия: семейная проблематика, отношения со сверстниками, проблемы взаимоотношений полов, учебные проблемы, травматическая ситуация, проблемы здоровья, проблемы принятия себя [1]. Особенно это актуально для детей, лишившихся попечения родителей в результате оказавшихся в совершенно новой для себя среде.
Нельзя не отметить также, что, как показало исследование, проведенное в Санкт-Петербурге [4], 27 % детей проживает в семьях, которые нуждаются в социальной помощи со стороны государства, а 1 % детей — в семьях максимальной социальной напряженности. Дети из социально незащищенных семей имеют худшие характеристики здоровья. На 1000 таких детей ежегодно регистрируется более 600 дополнительных случаев заболеваний, связанных с социальной незащищенностью. Травмы и отравления в 70 % случаев происходят у этих детей. Распространенность хронических заболеваний среди данной группы детей в 1,7 раз выше, чем у прочих. В то же время в силу более редкой обращаемости за медицинской помощью три четверти обращений заканчивается экстренной госпитализацией. У 25 % данных детей наблюдается девиантное поведение; у 33 % — склонность к употреблению психоактивных веществ; у 33 % — склонность к совершению противоправных действий [5]. Это делает проблему оказания данной категории лиц адекватной медико-социальной помощи особенно актуальной.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучить состояние проблемы оказания медико-социальной помощи детям, лишившимся попечения родителей.
УДК: 364.4.046.6
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование включало в себя следующее: анализ нормативно-правовой базы в области организации медико-социальной помощи данному контингенту детей; выкопировку сведений из личных дел и амбулаторных карт детей, лишившихся попечения родителей; социологический опрос работников специальных подразделений Центра социальной защиты населения, отделов опеки и попечительства местной администрации муниципальных образований, социально-реабилитационного центра и детского дома.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В Санкт-Петербурге существует достаточно стройная система мер, обеспечивающих медико-социальную помощь детям, лишившимся попечения родителей. Выявление данного контингента детей проводится должностными лицами (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иными гражданами, располагающими сведениями о таких детях. Они обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. После этого органы опеки попечительства решают, в какое специализированное учреждение необходимо определить ребенка. К данным учреждениям относятся: учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социальные приюты, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
При решении вопроса о местонахождении ребенка, лишившегося попечения родителей, органы опеки и попечительства руководствуются целым рядом обстоятельств, немаловажным из которых является состояние здоровья. В связи с указанным отметим, что по данным нашего исследования среди воспитанников социально-реабилитационного центра здоровыми были признаны 64,7 % детей; у 21,6 % имелось одно отклонение (патология, патологическое состояние, функциональное нарушение) в состоянии здоровья; у 4,9 % — два; у 8,8 % — три и более. Доля лиц с отклонениями здоровья была наибольшей (50,9 %) среди находившихся в стационарном отделении (т. е. в отделении, где дети определенный период их жизни пребывают постоянно), причем в 15,1 % случаев число имевшихся отклонений превышало 3. Изучение характера имевшихся хронических заболеваний показало, что патология ЛОР-органов имелась у 11,3 % воспитанников; костно-мышечной системы — у 12,8 %; психические расстройства — у 9,8 %; болезни органов пищеварения — у 3,9 %; глаза и его придаточного аппарата — у 6,9 %; прочие — у 12,8 %.
Среди девочек (девушек) доля признанных здоровыми была выше (75,7 %), чем среди юношей (58,5 %). Среди достоверных (р < 0,05) гендерных различий частоты выявления той или иной патологии можно отметить следующее. Среди девушек выше, чем среди юношей, был процент имевших ЛОР-патологию (10,8 % и 3,1 % соответственно) и ниже — имевших психические заболевания (5,4 % и 12,3 %), болезни органов пищеварения (2,7 % и 4,6 %), патологию глаз (2,7 % и 9,2 %).
Уровень здоровья различался среди различных категорий воспитанников. В частности, хуже он был среди оставшихся без попечения родителей. Если среди детей-сирот доля признанных здоровыми составила 46,9 % (а у 16,3 % имелось три и более заболевания или патологических состояния), то среди попавших в трудную жизненную ситуацию показатель был существенно выше (83,7 %), причем преимущественно было зарегистрировано только одно заболевание. В частности, среди данной категории регистрировалась патология костно-мышечной системы (в 8,2 % случаев), психические расстройства (в 4,1 %), болезни органов пищеварения (в 3,8 %), прочие (в 4,5 %). Заболевания ЛОР-органов, костно-мышечной системы, органов пищеварения, глаза и его придаточного аппарата были зарегистрированы только у выпускников детских домов, доля же имеющих психические расстройства была выше среди выпускников школ-интернатов (50 %) по сравнению с выпускниками детских домов (16,1 %). Здоровыми были 26,7 % детей, оставшихся без попечения родителей в связи с их смертью, и 43 % — в случае лишения родительских прав. Инвалидность имела место у 13,9 % воспитанников. Были инвалидами 6,1 % детей-сирот и 2,8 % попавших в трудные жизненные ситуации.
По результатам профилактического осмотра распределение воспитанников по группам здоровья было следующим: к I группе были отнесены 10,1 % из них; ко II — 59,6 %, к III — 30,3 %. Последний показатель среди юношей был достоверно (р < 0,05) выше (33,9 %), чем среди девушек (23,5 %). Хуже был уровень здоровья среди детей-сирот. Третья группа здоровья оказалась у 45,8 % детей, чьи родители были лишены родительских прав, и у 24,1 % детей, чьи родители умерли.
Указанные данные свидетельствуют о необходимости тесной интеграции учреждений социальной защиты и здравоохранения, владения персоналом указанных учреждений основами медицинских знаний, знаний в области психологии и психосоматики. К сожалению, одной из нерешенных проблем является отсутствие специальной подготовки у значительной части специалистов, работающих в сфере обеспечения медико-социального благополучия детей, лишившихся попечения родителей. Опрос специалистов, работающих в различных учреждения здравоохранения и социальной защиты одного из районов Санкт-Петербурга, показал, что специальное обучение в области социальной работы (в тех или иных формах — от различных курсов до института) прошла только четверть (24,1 %) опрошенных. Остальные обучались «на рабочем месте». При этом практически никто не получил каких-либо знаний и навыков медицинского характера.
оригинальные статьи
21
Данная проблема усугубляется тем, что отсутствует должное взаимодействие социальных и медицинских служб, на что указали 78,3 % опрошенных социальных работников.
Как отмечалось выше, у значительной части детей имеются те или иные отклонения в психической сфере, а также (как свидетельствует результаты психологического тестирования) — проблемы, связанные с адаптацией. Причем, эти проблемы проявляются как при общении со сверстниками, так и с опекунами. Опрошенные социальные работники указали в качестве основной (названной в 85,7 % случаев) проблемы отношений опекунов и приемных родителей с опекаемыми и приемными детьми — отсутствие должного взаимопонимания (как правило, из-за переходного возраста детей и связанных с этим сложностей в их поведении и воспитании).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости усиления взаимодействия и координации работы учреждений социальной защиты и здравоохранения. Целесообразным представляется ввести систему обучения и психологической подготовки для кандидатов в опекуны и усыновители. Необходимо шире информировать опекунов, приемных родителей, а также детей о существующих учреждениях социальной, психологической и медицинской помощи и о возможностях данных учреждений. Следует, на наш взгляд, сделать обязательным специализированное обучение для работников учреждений социальной защиты. Очень важным представляется привлечение детей, лишившихся попечения родителей, в различные клубы, секции, что будет способствовать профилактике асоциального поведения и большей социализации детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Можаров Н. С., Поплавская О. В.. Телефон доверия как метод профилактики суицидального поведения у подростков // Инновационные технологии в медицине: научно-практическая конференция, 5-я: Материалы. - Шарджа (ОАЭ), 2011. - С. 55-56.
2. Никифоров С. А. Муниципальное здравоохранение: пути повышения ресурсного потенциала // Здравоохранение РФ. - 2008. - №4. - с. 19-21.
3. Санитарова Н. Д. Здоровый образ жизни школьников и акмеологическая образовательная среда. // Здоровье и образование: 5-я научно-практическая межвузовская конференция: Материалы. - Санкт-Петербург, 2008. - С. 97-99.
4. Стволинский И. Ю. Научное обоснование методологических и организационных подходов к обеспечению медико-социальных потребностей детского населения при медицинском обслуживании: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. - СПб., 2003. - 42 с.
5. Эпельман Б. В., Петрова Н. Г. Современные подходы к организации медико-социальной помощи в условиях крупного города. - СПб.: Издательство «ВВМ», 2010. - 172 с.
MEDICAL AND SOCIAL ASPECTS OF PROBLEM OF GIVING ASSISTANCE TO THOSE CHILDREN WHO HAVE LOST PARENTAL CUSTODY
Orel V I., Kalinichenko O. V
♦ Resume. The paper discusses the basic problems connected with giving medical and social assistance to those children who do not have the parental custody. The data characterizing their low health standard are given. Inadequate cooperation between health care and social care institutions, insufficient training of custodians and adopting parents to perform their functions is noted. A series of possible suggestions to optimize the situation is presented.
♦ Key words: children without parental custody; medical and social assistance.
♦ Информация об авторах
Орел Олег Васильевич - доцент кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК и ПП. Санкт-Петербургская Государственная педиатрическая медицинская академия.
194100 Санкт-Петербург, Литовская ул., 2. Телефон: 542-64-80. E-mail: [email protected].
Калиниченко Олег Владимирович - аспирант кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК и ПП. Санкт-Петербургская Государственная педиатрическая медицинская академия.
194100 Санкт-Петербург, Литовская ул., 2.
Телефон: 554-05-53.
E-mail: [email protected].
Orel Vasily Ivanovich - honored Scientist of RF, doctor of Medical Sciences, full professor, Head of the Dpt of Social Pediatrics and Health Care Organization. Faculty of Continuous Education. Saint-Petersburg State Pediatric Medical Academy. 194100, St. Petersburg, Litovskaya street, 2. Telephone: 542-64-80 E-mail: [email protected]
Kalinichenko Oleg Vladimirovich - post-graduate student St.-Petersburg State Pediatric Medical Academy, Department of Social Pediatrics and Public Health Care Organization of Advanced and Professional Training Faculty. Litovskaya St., 2, St. Petersburg, Russia 194100. Telephone: 554-05-53 E-mail: [email protected]
♦ педиатр
том III № 1 2012
ISSN 2079-7850