© Е. Ю. Кузнецова, Е. Б. Либова,
Н. д. джангавадзе,
В. И. смирнова, О. е. Фиясь
ГБОУ ВПО СПбГПМА
Резюме. В статье представлена медико-социальная характеристика детей, воспитывающихся в одиннадцати домах ребенка Санкт-Петербурга. Проанализирован социальный состав воспитанников домов ребенка, выделены особенности их здоровья. Деятельность современных домов ребенка направлена на обеспечение медико-социальных потребностей, социальной адаптации и интеграции детей с различными отклонениями в развитии. Представлена методология комплексного подхода к реабилитации детей и оценка эффективности проводимых мероприятий. Модель комплексной реабилитации детей в домах ребенка, основанная на принципах этапности, непрерывности, индивидуальной направленности, предусматривает сочетание минимального медикаментозного воздействия и немедикаментозных технологий восстановления нарушенных функций с коррекционными мероприятиями психологического и педагогического характера. Показателями эффективности реабилитации являются положительная динамика в состоянии здоровья и доля детей, отданных на воспитание в семью.
Ключевые слова: дом ребенка; ребенок с ограниченными возможностями; здоровье; модель комплексной реабилитации; оценка эффективности.
УДК: 364.4.046.6
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОМА РЕБЕНКА
В настоящее время политика Российской Федерации как социального государства определяется обязательством по выполнению Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной в России в 1990 г. Президент России в своем Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года заботу о будущих поколениях выделил как приоритетное направление государственной политики: «26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами» [4].
В особой заботе государства нуждаются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, это дети, лишенные родительского попечения, дети-инвалиды. Большое значение имеет решение задач по созданию условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей, повышение качества жизни, обеспечение их социализации, полноценной реабилитации и успешной адаптации в общество [1, 2, 3].
В Санкт-Петербурге, по данным 2010 г., проживает 14643 ребенка-инвалида, в одиннадцати специализированных домах ребенка воспитывается 844 ребенка в возрасте до 4 лет. Один из домов ребенка города № 16 предназначен для приема ВИЧ-инфицированных детей и детей от ВИЧ-инфицированных матерей мощностью 150 коек. Исходя из того, что все дети, направленные в специализированные дома ребенка, относятся к категории «детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья», определение медико-социальных потребностей детей в реабилитации и направленности реабилитации основывалось на углубленном изучении состояния их здоровья.
Разработанная и апробированная в исследовании методика комплексного изучения медико-социальной характеристики детей, воспитывающихся в специализированных домах ребенка, и их семей позволила выделить ряд особенностей, характеризующих состояние здоровья воспитанников домов ребенка в современных условиях.
В последние годы изменился социальный состав воспитанников домов ребенка. Каждый 2-й ребенок поступает в дом ребенка по акту полиции из социально неблагополучной семьи, в 2 раза вырос удельный вес детей от родителей, лишенных родительских прав, с 13 % в 2002 г. до 28 % в 2010 г. Каждый 4-й ребенок помещен временно по заявлению родителей. Среди воспитанников домов ребенка существенно выросла доля подкидышей с 1 % в 2002 г. до 8 % по данным 2010 г., одновременно снизился удельный вес детей, от которых родители отказались и дали согласие на усыновление, соответственно с 38,3 % до 23 %. По-прежнему истинные сироты составили лишь 1,0 %. 60 % детей — от одиноких матерей.
Неблагополучие в состоянии здоровья детей характеризуется:
• высоким уровнем заболеваемости — 3058,6 на 1000 детей, в основном за счет болезней органов дыхания (555,4), болезней нервной системы (452,1), болезней эндокринной системы, расстройств питания (327,1), болезней перинатального периода (288,0) и врожденных пороков развития (269,5);
• высоким удельным весом детей-инвалидов — 24,8 %;
• подавляющее большинство детей — воспитанников домов ребенка (95 %) отстают в психическом развитии;
• в структуре психиатрической патологии в 70 % случаев выявляются смешанные специфические расстройства развития;
• в структуре неврологической патологии высокий удельный вес принадлежит органическому поражению ЦНС — 42,7 % и церебральной ишемии 1-11 степени — 34 %.
Установлено, что воспитание детей в домах ребенка осложняется различными видами депривации (сенсорной, информационной, материнской и др.). У детей формируется недостаточная реакция на речь взрослого, задержка развития базовых компонентов высших психических функций, появляются стереотипные движения и расторможенность.
Поэтому деятельность специализированных домов ребенка ориентирована на обеспечение потребностей, адекватных возрасту детей, и на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией детей с различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
Комплексный подход к реабилитации детей и оценка эффективности проводимых мероприятий основаны на стратегии деятельности реабилитолога по медицинскому сопровождению ребенка в условиях специализированного дома ребенка.
В основу были положены следующие принципы реабилитации детей:
1. Реабилитация должна проводиться поэтапно. На каждом этапе должны быть четко сформулированы ближайшая цель реабилитации и пути ее достижения.
2. Реабилитация должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно, иметь индивидуальную направленность, учитывающую особенности личности ребенка и своеобразие патологических, морфологических и функциональных изменений.
3. Специализированный дом ребенка должен располагать возможностями для восстановительного лечения, высококвалифицированными кадрами, имеющими в достаточном объеме средства эффективного контроля.
4. Процесс восстановительного лечения должен быть комплексным, поскольку конечной целью реабилитации в домах ребенка является улучшение не только показателей физического здоровья детей, но и психологическая адаптация ребенка. Комплексный подход предусматривает тесное взаимодействие всех специалистов в ходе обследования ребенка для составления целостного представления о его соматическом и психическом состоянии, также обеспечение реабилитации по всем
направлениям: 1) набор лечебно-оздоровительных мероприятий; 2) набор психолого-педагогических мероприятий; 3) вовлечение воспитателей в процесс реабилитации детей.
Деятельность врача-невролога как координатора всех реабилитационных мероприятий в доме ребенка направлена на обеспечение коллегиальной деятельности группы специалистов различного профиля: педиатра, педагога-дефектолога, педагога-психолога, социального работника.
Основой совместной деятельности является выявление истинных потребностей ребенка в медико-социальной помощи на конкретном этапе реабилитации. Первый включает в себя первичное обследование ребенка специалистами, определение последовательности (приоритетности) реабилитационных курсов. Первый этап заканчивается составлением специально разработанного документа «Заключение комиссии психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в специализированном доме ребенка» на основании индивидуальных заключений, данных всеми специалистами. Второй этап комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка — коллегиальное обсуждение результатов обследования, которое позволяет выработать единое представление о характере и особенностях ребенка, определить комплекс конкретных реабилитационных мероприятий как оздоровительного, так и развивающего коррекционного характера. Второй этап завершается обсуждением последовательности взаимодействия специалистов друг с другом.
На третьем этапе осуществляется непосредственная реализация лечебных мер и содействие проведению реабилитации по другим направлениям. Лечебные мероприятия проводятся в индивидуальном или групповом режиме. Интенсивность, продолжительность и кратность реабилитационных курсов в цикле определяется в соответствии с особенностями развития ребенка и состоянием его здоровья, а также спецификой учреждения. Цикл (этап) рассчитан на 12 календарных месяцев. На каждого ребенка заполняется реабилитационная карта, в которой отмечается выполнение назначенных лечебных мероприятий и основные показатели динамики изменений состояния ребенка. Завершением этого этапа является оценка состояния ребенка после окончания цикла реабилитационных мероприятий. Плановые обсуждения проводились один раз в полгода. Внеплановые — только по запросам специалистов, участвующих в системе индивидуальной реабилитации ребенка (врач, психолог, педагог).
Четвертый этап — это коллегиальное обсуждение конечного результата. Работа с ребенком либо завершалась, если цель, поставленная на данном этапе, была достигнута, либо продолжалась с повторением
циклов второго и третьего этапов. Определялись перспективы дальнейшей судьбы ребенка. Роль воспитателя в реабилитации заключается в обеспечении структуризации режима больного ребенка, применении наиболее адекватных способов взаимодействия с ребенком с учетом его личностных особенностей.
Оценка эффективности реабилитации, основанная на сравнении данных первичных и итоговых заключений, отражающих как динамику объективных показателей здоровья ребенка, так и субъективную «качественную» оценку четырех специалистов (невролога, педиатра, педагога-дефектолога, педагога-психолога) включает в себя: 1 — оценку состояния здоровья детей и выявление отклонений в их здоровье; 2 — анализ психологического статуса при поступлении ребенка в учреждение, в процессе пребывания и в итоге; 3 — оценку образовательных возможностей и логопедическое обследование; 4 — оценку состояния ребенка непосредственно воспитателями, постоянно наблюдающими за ним в группе.
Разработанная стратегия деятельности реабили-толога-невролога, как координатора реабилитационных мероприятий, позволяет оптимизировать весь процесс реабилитации: по срокам проведения, по
приоритетности, по интенсивности воздействия на определенном промежутке времени в соответствии с текущими медико-социальными потребностями ребенка и поставленной целью на данном этапе.
Комплексная реабилитация детей в домах ребенка предусматривает сочетание минимального медикаментозного воздействия и не медикаментозных технологий восстановления нарушенных функций органов и систем ребенка с направленными развивающими коррекционными мероприятиями, психологического и педагогического характера (дифференцированная кинезотерапия, лечебная Монтессори-педагогика, метод сенсорной реабилитации «Снузлин» или «сенсорная комната»).
Модель организации комплексной реабилитации детей в специализированных домах ребенка Санкт-Петербурга представлена на схеме 1.
Следует отметить, что проведение реабилитационных мероприятий в течение одного года привело к положительной динамике в состоянии детей, подтвержденной мнением четырех экспертов у 63,8 % детей. Наивысшая эффективность отмечается при рано начатом комплексном лечении детей (78,0 %), а также у пациентов с более тяже-
Рис. 1. Модель организации комплексной реабилитации детей в специализированных домах ребенка Санкт-Петербурга.
18
оригинальные статьи
лыми комбинированными нарушениям нервно-психического развития (74,3 %).
Применение комплексного подхода к реабилитации детей позволяет в каждом шестом случае изменить рекомендации по дальнейшей судьбе ребенка.
По результатам анализа установлено, что в последние годы до 80 % детей из домов ребенка Санкт-Петербурга отдаются на воспитание в семью, причем 63 % детей усыновляются и 15 % возвращаются в биологическую семью, что свидетельствует о высокой эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.
Таким образом, для повышения эффективности медико-социальных мероприятий работа в доме ребенка должна быть направлена на обеспечение потребностей детей и проводиться дифференцированно в зависимости от возраста и пола ребенка, его социального статуса, комплексной оценки здоровья, особенностей патологии, необходимости восстановительного лечения путем составления комплексной программы оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Внедрение модели организации комплексной реабилитации детей с учетом индивидуальных медико-социальных потребностей ребенка на каждом этапе реабилитации требует следующего: усиления материально-технической базы домов ребенка; обеспечения укомплектованности штатами; проведения профильной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов домов ребенка по работе с детьми с ограниченными возможностями; развития у персонала педагогических качеств при работе с детьми с психоневрологическими отклонениями; психологическую поддержку сотрудников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А. А, Альбицкий В. Ю., Зелинская Д. И., Тер-лецкая Р. Н. Инвалидность детского населения России. - М., 2008. - 208с.
2. Камаев И. А, Позднякова М. А. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. -Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2004. - 247 с.
3. Медико-организационные технологии в работе врача дома ребенка // Под общ. ред. В. И. Орла, Л. В. Эрма-на. - СПб.: Издание СПбГПМА, 2004. - С. 98-113.
4. Послание Президента Федеральному Собранию. 30 ноября 2010 г., 13:00 /Москва, Кремль/ - 2010. -URL: http://президент.рф/news/9637 (дата обращения: 02.02.11).
MODERN APPROACH TO REHABILITATION OF CHILDREN WITH LIMITED ABILITIES IN A SPECIALIzED CHILDREN'S HOME
Kuznetsova E. Y., Libova E. B., Dzhangavadze N. D., Smirnova V. I., Fiyas O. E.
♦ Resume: The article gives the medical and social characteristics of those children who are brought up in eleven children's homes of St.-Petersburg. The social status of these children is analyzed and the features of their health are described. The activity of a contemporary children's home is directed towards meeting their medical and social needs, towards social adaptation and integration of children with various mental and somatic problems. The aspects of complex methodological approach to rehabilitation of children are described, the efficiency of measures being taken are estimated. The model of complex rehabilitation of children at children's homes, based on staging, continuity and individual approach provides the combination of minimal medication influence associated with non-medication technologies to restore the decreased functions with the help of psychological and educational correction. The indicators of rehabilitation effectiveness in this case are the positive dynamics of the children's health and the percentage of children adopted by families.
♦ Key words: children's home; child with limitations; health; complex rehabilitation model; rehabilitation effectiveness.
♦ Информация об авторах
Кузнецова Елена Юрьевна - к. м. н., доцент.
Либова Елена Борисовна - доцент, к. м. н.
Джангавадзе Нугзар Давидович - доцент, к. м. н.
Смирнова Виктория Игоревна - ассистент.
Фиясь Ольга Евгеньевна - интерн.
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия. Кафедра социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК и ПП. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. Телефон: 5540583. E-mail: socp_ozz@mail. ru.
Kuznetsova Elena Yurievna - PhD, associate professor. Libova Elena Borisovna - PhD, associate professor. Dzhangavadze Nugzar Davidovich - PhD, associate professor. Smirnova Viktoriya Igorevna - junior lecturer. Fiyas Olga Evgeneyevna - resident.
St.-Petersburg State Pediatric Medical Academy, Department of Social Pediatrics and Public Health Care Organization of Advanced and Professional Training Faculty Litovskaya St., 2, St.-Petersburg, Russia 194100. Telephone: 5540583 E-mail: socp_ozz@mail. ru.