Р. В. Куприянов
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИСПАНИИ И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Ключевые слова: социальная работа, профессия, обучение.
В этой статье рассматриваются некоторые особенности процесса становления социальной работы в Испании и России. Мы выявили некоторые общие тенденции в этих странах. Сделан вывод, что развитие социальной работы как вида профессиональной деятельности тесно связано с историей каждой конкретной страны.
Keywords: social work education, social work profession, degree qualification.
This article discusses the features of the process of formation of social work in Spain and Russia. We have identified some general trends in these countries. The conclusion is drawn that development of social work as a kind of professional activity is closely connected with history of each country.
Необходимость в данном сравнительном исследовании продиктована несколькими причинами. Во-первых, это присоединение России к Болонскому процессу. В 2003 году Российская Федерация включилась в Болонский процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Согласно принятой декларации, РФ до 2010 года обязалась воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Принятые обязательства были выполнены и в настоящее время на базе образовательных учреждений высшего
профессионального образования (ВПО)
осуществляется подготовка бакалавров и магистров социальной работы. Однако введение новых уровней ВПО - бакалавров и магистров - зачастую происходит за счет изменения уже существующих учебных планов специалитета. В этом случае идея унификации систем образовании России и Европы носит только декларативный характер. Это связано с тем, что при таком подходе опыт других стран в области подготовки социальных работников учитывается не в должной мере, и, как следствие, очень сильно ухудшаются возможности студенческой мобильности и обучения по программе двойных дипломов (российского и европейского вузов). Во-вторых, профессия
«социальный работник» в нашей стране появилась сравнительно недавно, чуть более 20 лет назад. Несмотря на то, что за время существования специальности был пройден огромный путь в осмыслении и определении сущности социальной работы, для разработки ее теоретических основ и практических методов, этого срока явно
недостаточно. Учет зарубежного опыта просто необходим, так как история социальной работы в Европе и США берет свое начало в конце 19-го века. Более чем за 100 лет накоплен богатый опыт в области социальной работы и подготовки кадров для этой сферы. Конечно, опыт других стран, невозможно напрямую использовать в
отечественной практике. Особенно это касается социальной работы, так как она очень тесно связана с социальной политикой государства и тем
культурным контекстом, в котором она появилась и
развивалась. Поэтому такой опыт должен быть осмыслен и адаптирован к нашей реальности. В-третьих, выбор Испании в качестве европейской страны для сравнительного исследования продиктован, в том числе, необходимостью создания программы двойных дипломов в рамках соглашения между университетами КНИТУ (Россия) и иАВ (Испания).
Прежде чем начать сравнительный анализ, необходимо обозначить границы нашего исследования и сформулировать критерии, по которым будет проведено сравнение. Говоря об истории становления социальной работы, ученые зачастую глубоко уходят в прошлое, рассматривая благотворительность, нищелюбие, милосердие как прообраз будущей профессиональной деятельности. Не смотря на идеи гуманизма и альтруизма, присутствующие в благотворительности и других видах помощи, надо отметить, что социальная работа значительно отличается от выше названых феноменов, поэтому полностью отождествлять эти явления по нашему мнению не правомерно. Безусловно, идеи помощи ближнему присутствуют и тут и там, но в случае социальной работы цель этой помощи - интеграция индивида в социум, которая в идеале должна привести его к самостоятельности и самодостаточности. Цели благотворительности, проявления милосердия, нищелюбия зачастую носят либо желание избавить человека от страдания, либо продиктованы
убеждениями, религиозными ценностями и социальными установками. Можно привести точку зрения Т.Шанина, высказанную в «Русском Журнале»: «На самом деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая
альтруистическая установка. По всем прочим
основным параметрам - целям, методам и структуре, которые связаны с особой подготовкой работников-исполнителей, - они существенно различаются. Важнейшей движущей силой для людей,
занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга и стремление делать добро, обычно проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи.
Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха»[1].
Поэтому в данном случае началом нашего исследования будет момент появления социальной работы как профессиональной деятельности. Мы можем говорить о появлении профессии социального работника в том случае, если присутствуют следующие критерии:
1. Социальная работа должна являться источником средств для существования индивида ее осуществляющую. Этот критерий помогает отделить профессиональную деятельность (следовательно и ответственность за ее результаты), от деятельности, которая является проявлением альтруистических установок личности;
2. Социальная работа осуществляется
человеком регулярно, а не от случая к случаю. В данном случае этот критерий позволяет отделить профессиональную деятельность от хобби,
увлечений и интересов;
3. Для выполнения социальной
работы индивиду необходимо специальное
профессиональное образование. Этот критерий позволяет отделить профессиональную
деятельность от бытовой;
4. Наличие государственного и общественного регулирования профессиональной деятельности (например, законы и стандарты, регламентирующие деятельность, ассоциации и профессиональные союзы). Этот критерий свидетельствует о признании высокой значимости данной профессиональной деятельности в обществе.
Таким образом, процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности можно рассматривать как процесс возникновения вышеназванных условий. Наличие всех четырех вышеназванных критериев позволяет утверждать, что социальная работа в данном обществе институционализирована как
профессиональная деятельность.
Проводя сравнительное исследование нужно учитывать тот социальный контекст, в котором появилась социальная работа в каждой конкретной стране. Безусловно, уровень культуры, политическая система, экономическое развитие общества влияют на специфику и традиции оказания социальной помощи нуждающимся лицам. Поэтому чтобы понять тенденции развития социальной работы необходимо рассмотреть предысторию ее возникновения, своеобразный культурный контекст, в котором стала зарождаться профессия социального работника. Несомненно, этот контекст имеет большое значение в понимании самобытности методов, принципов работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом конкретной ментальности.
Первые предпосылки возникновения прообраза социальной работы - социального призрения, как профессиональной деятельности в России можно отнести к 1721г. В этом году Петр I
издает указ, в котором он повелевает создать для призрения бедных: 1) смирительные дома (для здоровых нищих и гуляк), 2) прядильные дома (для женщин), 3) гошпитали [2]. Интересно, что
связанные с этим затраты возлагались на монастыри и церкви, а в отношении крепостных людей - на их владельцев, в прочих же случаях - на соответствующие сословные учреждения - города и сельские общества. Идеи Петра Великого были, проведены в жизнь лишь Екатериной II. Сначала это были всё частные меры, заключавшиеся в открытии воспитательных домов для незаконнорожденных младенцев, в устройстве 26 богаделен в 26 епархиях, в запрещении уличного нищенства в Москве, в учреждении при монастырях особых домов для безумных и сумасшедших и т.д. За ними
последовали меры общего характера. В 1775 году стали учреждаться во всех губернских городах приказы общественного призрения, как
самостоятельные органы, находившиеся в
непосредственном подчинении сенату. На обязанность приказов возлагалось устройство: 1) народных школ, 2) сиротских домов, 3) больниц, 4) домов для неизлечимых больных, 5) богаделен, 6) домов для умалишённых, 7) работных домов, 8) смирительных домов. Исходя из вышесказанного, можно считать, что система государственного призрения сложилась в России при Екатерине II, однако системы подготовки специалистов для
сферы общественного призрения на базе государственных и общественных институтов еще не было. Первые упоминания в России о профессиональной подготовке лиц можно отнести к 1860 году. Как пишет С.Ф.Резанов, «в это время начался активный рост количества кратковременных курсов, кружков, воскресных школ, отделений по подготовке смотрительниц, нянек, надзирательниц, воспитателей учреждений социального призрения, создаваемых на базе детских приютов, воспитательных домов, епархиальных училищ, учительских семинарий, попечительских
организаций и благотворительных учреждений, частных высших учебных заведений»[3].
Предпосылками возникновения социальной работы в Испании явились процессы индустриализации и урбанизации. Эти процессы привели к увеличению числа городских жителей и появлению новых социальных проблем [4]. В Испании, как пишут немецкие исследователи, по сравнению с другими европейскими странами эти процессы начались сравнительно поздно [5]. Социальная работа как профессия появляется в Барселоне в 1934г. когда прошел выпуск специалистов первого учебного заведения «Escuela de Estudios Sociales Para la Mujer». Эта школа возникла из социального движения каталонских женщин и была филиалом Католической школы социальных услуг, которая была создана в Брюсселе. Ее целью было воспитание рабочего класса и подготовки компетентных специалистов, которые хотели бы посвятить себя рабочему классу [5]. Второе учреждение, это школа «Escuela de Formation Familiar y Social» была основана в 1939
году в конце гражданской войны в Испании и была связана с национальным католицизмом и фашистской фалангой. До середины пятидесятых годов было создано только пять школ социальной работы.
Как видно из сравнительного анализа, появление первых предпосылок к возникновению социальной работы как профессионального вида деятельности тесно связано с процессом урбанизации и индустриализации. Появление больших городов способствовало возникновению и обострению социальных проблем. Вероятно, это связано с изменением уклада жизни людей, переходу от общинного образа жизни, где социальная помощь оказывалась членами общины к капиталистическому, с его индивидуализмом, личной автономией и, как следствие, разобщением людей в обществе. Такая ситуация привела к тому, что появилась потребность в профессионалах, которые могли бы разрешать социальные проблемы и тем самым снижать социальное напряжение в обществе. Появление профессиональной подготовки лиц для системы социального призрения в России совпало с отменой крепостного права в 1861г. Как нам кажется такое совпадение не случайно. Крестьяне получили личную свободу (свободными стали около 30 млн. человек). Это способствовало зарождению капиталистических отношений, росту городов, развитию промышленности. Для таких общественных отношений необходимы были не просто исполнители, а профессиональные работники.
На начальном этапе становления социальной работы как профессии большую роль сыграли благотворительность и религия. Как видим, в Испании большое влияние на появление института социальной работы оказала католическая церковь. К концу шестидесятых годов в Испании насчитывалось 42 школы социальной работы, из них 29 были открыты католической Церковью, 9
государством и 4 частные. Видно, что инициатива по повышению профессионализма социальных работников началась именно в католическом секторе. В течение многих лет католические школы социальной работы окончили почти десять тысяч специалистов социальной работы. Эти специалисты занимают более пяти тысяч позиций в католических организациях, и столько же в частных и государственных учреждениях [6].
В России реформа Алексадра II дала толчок развитию благотворительности - в обществе к 1890 году было создано еще около 2000 новых благотворительных учреждений [7]. Члены Государственного совета и известные писатели, иерархи церквей и популярные артисты могли встречаться на заседаниях благотворительных комитетов, посвященных участи детей-сирот или пострадавших от эпидемии. В письмах, дневниках и воспоминаниях многих видных деятелей начала XX века часто упоминаются хлопоты, связанные с филантропическими мероприятиями, заседаниями и встречами, в которых они должны были принимать участие как «люди из общества» [8]. Как правило,
такие люди в силу своей занятости решали общие вопросы благотворительной организации, управляли ею и участвовали в привлечении финансирования, а конкретную помощь в основном оказывали наемные работники, профессионалы в своей области: врачи, педагоги и пр. Именно профессионалы стали проводником той благотворительной помощи, которую оказывали люди.
На начальном этапе существовала некоторая путаница между пониманием социальной работы как профессиональной деятельности и добровольческой деятельности [4]. В Испании идея служения, жертвенности, которую проповедовала католическая церковь, привела к тому, что много людей было готово работать волонтерами и безвозмездно оказывать помощь. Это положение нашло свое отражение в договоре и условиях оплаты труда работников социальной сферы. Изначально у них не было ни зарплаты, ни четкого графика работы. Поэтому первыми социальными работниками были в основном женщины из среднего класса, так как они могли себе позволить не получать вознаграждение за свой труд и могли себя реализовать в этой деятельности. Это также связано с тем, что церковь и государство считали, что женщины смогут лучше оказать помощь бедным и нуждающимся. Женщины, в свою очередь, увидели в новой профессии способ реализации своих потребностей помогать, и заботится о других людях, а также возможность более активного участия в общественной и социальной жизни страны [4].
Развитие социальной работы как профессиональной деятельности не всегда шло гладко, и в России и в Испании были периоды, когда развитие было затруднительным или оно было «однобоким». Эти периоды тесно связаны с политической ситуацией и господствующей идеологией в стране. Октябрьская социалистическая революция в России приводит к изменению социального строя в стране и разрушает существующие социальные институты. Создание нового государства, основанного на новой идеологии, изменение политической и идеологической систем в обществе, не могло не затронуть и систему общественного призрения, которая на предшествующем этапе имела тенденцию к объединению, централизации общественных и государственных структур. Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями [9]. На смену социальному призрению приходит социальное обеспечение, то есть система государственных и общественных мероприятий по материальному обеспечению граждан по старости, при инвалидности, болезни и других случаях. Советское государство полностью взяло на себя ответственность за социальное обеспечение своих граждан. Оно предоставило право гражданам на гарантированную социальную помощь,
в отличие от социального призрения, которое не являлось обязательным. При этом, исходя из коммунистической идеологии, другие формы социальной помощи в СССР не приветствовались. Религиозные и негосударственные
благотворительные организации в оказании социальной помощи практически не участвовали. Новая власть негативно относилась к идее благотворительности. Отражением ее
идеологической позиции может служить статья в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. В ней, благотворительность определена как «явление, свойственное лишь классовому обществу, культура которого обуславливает пребывание определённой части общества в состоянии бедности и нищеты»[10]. В результате социальная помощь свелась к социальному обеспечению, были утрачены многие виды социальной поддержки оказавшихся в тяжелом положении людей, возникшие на почве благотворительности и меценатства еще в дореволюционной России. Подготовка кадров для социальной сферы на этом этапе не была целенаправленной и в основном ограничивалась курсами повышения квалификации в области социально-педагогической и медико-социальной специализации. На этом этапе активно развиваются научные подходы к теории и практике социальной работы, однако они узко ее рассматривают, сведя только к оказанию социальной помощи и социальному страхованию. Вначале 80-х гг. уровень жизни в стране стал снижаться. В стране назрела необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части — социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.
Социальная работа в Испании после победы Франко в гражданской войне в 1939г. и по 1957г. практически не развивалась. За это время было создано только пять школ социальной работы. Это во многом связано с политической ситуацией в стране и мире. Режим Франко оказывал поддержку Германии и Италии во время Второй мировой войны, хотя Испания сохраняла нейтралитет. После окончания войны Испания оказывается в политической изоляции. Организация
Объединенных Наций, отказавшись признать конституционность режима Франко, в 1946 г. убедила своих членов разорвать все дипломатические отношения с Испанией; эта резолюция действовала вплоть до 1950г. После того, как в 1955 году Испания вступила в ООН, ее внешняя политика начала постепенно развиваться. Изменения коснулись и внутренней жизни страны. В это время (к 1957г.) происходит становление социальной работы в современном понимании этой профессии [11].
Как видно из сравнительного анализа большое влияние на социальную работу как вид деятельности оказывает государственная идеология и политическая ситуация. Например, в России коммунистическая идеология ограничила социальную работу только рамками социального
обеспечения. В Испании если основателем школы социальной работы была католическая церковь, то, как правило, появлялась религиозная предвзятость, а в случае школы «8ессюп Бешетпа) подготовка была пропитана идеями национального католицизма и фашизма [4]. Однако неверно думать, что указанные периоды были только негативными в плане развития социальной работы. Каждый период внес свой вклад в формирование социальной работы в современном понимании этой профессиональной деятельности. Например, система социального обеспечения в СССР была одной из лучших в мире по охвату и доступности социальной помощи для всех категорий граждан СССР, что давало им уверенность в завтрашнем дне. И в настоящее время она является своеобразным примером для многих стран.
В России социальная работа как вид профессиональной деятельности появилась в 1991г. Именно в это время, в квалификационном справочнике появилась должность «специалист по социальной работе». Этому предшествовал социально-политический кризис в обществе, который породил множество социальных проблем: резкое снижение уровня жизни, рост безработицы, падение уровня рождаемости, вынужденная миграция, распад института семьи и брака, рост преступности, алкоголизма, наркомании и других социальных патологий. В конце 80-х гг. в России появляются беженцы — лица, которые вынуждены покинуть места постоянного жительства вследствие совершенного в отношении их насилия или преследования по признаку национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений [9]. К факторам, усугубляющим развитие кризисных явлений в социальной сфере, относят следующие: социальное расслоение общества;
разрушение досуговой работы в ходе перепрофилирования, закрытия и просто разрушения клубов, спортивных школ, секций, кружков, летних лагерей, домов отдыха и др [12]. Именно в таких условиях на основании указа Госкомтруда СССР в 1991 г. появляется новая специальность - «Социальная работа». Как пишет
А.И. Сумской, «важнейшими задачами
профессиональной деятельности работника социальной сферы становятся: разъяснительная
работа с отдельными гражданами и группами населения, направленная на снижение тревожности и, в конечном итоге, нивелирование социальной напряженности; консультационная работа с населением, в том числе в образовательных учреждениях, с семьями; организация социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам, и непосредственно работа по оказанию этой помощи; разработка программ социального развития городов, районов, предприятий, учреждений и участие в реализации этих программ; разработка концепций государственной политики в области социальной работы с различными категориями граждан, прежде всего детей, молодежи, женщин, пенсионеров и др.; проведение научных исследований, направленных на развитие
социальной сферы; интеграция различных подходов к развитию социальной сферы, накопленных в различных областях профессиональной
деятельности - педагогике, медицине, психологии и других, а также используемых в зарубежных странах» [12].
Особенностью этого этапа является отказ государства от ответственности за социальное обеспечение граждан по многим направлениям, что привело к возрождению негосударственных форм социальной помощи. Данная ситуация также активизировала развитие теории и практики социальной работы. Изменилась концепция государственной социальной помощи. Вместо
«социального обеспечения» появляется термин «социальная защита», целью которой является
защита наиболее уязвимых слоев общества от неблагоприятных факторов, связанных с изменением социального строя. В настоящее время возрождается благотворительность, однако она имеет светский характер и мало связана с религиозными
организациями. Как правило, появление того или иного благотворительного фонда связано с конкретной ситуацией, где государство не может оказать помощь. Поэтому рядовые граждане, чувствуя социальную несправедливость, пытаются оказать помощь своими силами. Большая часть таких фондов связана с поиском финансирования для оказания медицинской помощи. Как пишет В.В.Тевлина: «В 1990-е гг. государственно-
общественная и частная благотворительность и обучение ей не только не были забыты, а возродились, правда, не на религиозных, как прежде, а на общегосударственных принципах. Сегодня благотворительность соответствует времени, происходящим процессам и исторически сложившемуся менталитету населения страны» [13]. В последние годы наряду с благотворительностью стало активно развиваться волонтерское движение. Однако о действенности данных форм оказания социальной помощи в существующих условиях можно будет судить лишь спустя какое-то время, когда станут видны результаты. Как отмечает М.В.Фирсов, развитие благотворительности в современной России далеко от совершенства [14].
Опыт подготовки социальных работников в России сравнительно невелик. Острая потребность общества в социальной помощи породила интенсивный научный поиск способов и методов социальной работы, одновременно с этим поиском происходит формирование и развитие научнотеоретической базы социальной работы. В течение 1990-х гг. появились первые факультеты социальной работы в вузах. В России подготовка социальных работников осуществляется на нескольких уровнях. Подготовку социальных работников
регламентируют государственные стандарты в области среднего и высшего профессионального образования. В настоящее время в области высшего профессионального образования действует федеральный государственный стандарт третьего поколения. После подписания Болонской конвенции в России высшее профессиональное образование
реализуется на уровнях бакалавра социальной работы и магистра социальной работы. Длительность обучения магистров социальной работы составляет - 2 года, что сопоставимо с некоторыми европейскими странами.
Социальная работа в Испании в современном понимании этой профессии оформилась к 1957г. Появление социальной работы в Испании во многом обязано европейским и международным организациям, однако процесс внедрения мирового опыта не был простым. Как пишет Paz Mendez-Bonito Zorita, социальная работы в Испании потребовала «культурного перевода»[11]. Это связано с тем, что социальная работа изначально базируется на протестанском мировоззрении. Трудности возникают из различий между католическим и протестантским мировоззрением относительно понятий отдельной автономии, самоопределения, роли семьи и государства. Как это ни парадоксально, несмотря на эти трудности, социальная работа в Испании стала проводником национальной традиции альтруизма и милосердия [11]. В 1964 году школы социальной работы в Испании получили государственное признание: курсы длились три года и по их окончанию присуждалась квалификация
социальных помощников (Asistente Social). В 1966 году был издан закон, регулирующий учебные программы Школы социальной работы, в котором были введены границы для развития социальной работы. До 1970 профессия социального работника была неизвестна большинству людей, даже сами работники испытывали затруднения при необходимости дать определение своей профессии. Несмотря на это, и даже без перспектив видимого рынка труда, профессия привлекла сотни женщин с социальным призванием. Риторика часто имела католическое вдохновение, которая легко и плавно перешла к рабочему классу и левым идеям. Как считает Mendez-Bonito Zorita, это можно объяснить тем, что идеологии социализма и католицизма сходятся в отношении социальных вопросов. Они совпадают относительно определенных ценностей, таких как солидарность, равенство, универсальность
и, до некоторой степени, относительно понятия частной собственности. Католическое понятие частной собственности ближе к точке зрения социалиста, чем к протестантской [11]. В этой связи в истории развития социальной работы в России и Испании существует больше общего, чем это могло бы показаться на первый взгляд. Социальная работа в России, как и в Испании, вынуждена была адаптировать зарубежную теорию и практику к национальным культурным ценностям и традициям.
В 1981 году школы социальной работы в Испании были преобразованы в университеты. В настоящее время Испания является страной, в которой социальные работники обучаются исключительно в вузах. Подготовка бакалавров в Испании длится 4 года, а магистров 1 год. Целью подготовки магистров является решение важнейших насущных социальных проблем испанского общества. Результаты анализа учебных планов
подготовки магистров в КНИТУ и иАВ, проведенные Э.Р.Валеевой, В.А.Бабюхом, показали отличия в системе подготовки магистров в Испании и России [15]. Однако, по нашему мнению, выявленные различия являются преодолимыми, что дает возможность реализации совместных образовательных программ российскими и испанскими вузами. Решение этой проблемы возможно, с нашей точки зрения, при помощи использования функционального подхода к проектированию совместных учебных планов [16]. В 2008 году в Испании была введена квалификация доктор социальной работы [17]. Исходя из данного факта, можно сделать вывод, что развитие подготовки работников социальной сферы в Испании опережает Россию.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Появление прообраза социальной работы в обеих странах обусловлено развитием общества и социальными процессами: урбанизацией,
индустриализацией, изменением уклада жизни в обществе. Эти процессы породили ряд социальных проблем, требующих решения на уровне государства и общества, что привело к возникновению профессии, целью которой является оказание помощи людям в трудной жизненной ситуации. Таким образом, социальная работа направлена на предупреждение и разрешения социальных проблем, связанных с развитием общества. Основная задача социальной работы -снижение социальной напряженности путем интеграции индивидов в общество.
На начальном этапе развития социальная работа была тесно связана с благотворительной деятельностью, и зачастую не имела четких стандартов, была не оплачиваемой и осуществлялась на добровольной основе. Как правило, причиной, побуждающей к такой деятельности, являлись религиозные и альтруистические мотивы.
Развитие социальной работы как вида профессиональной деятельности тесно связано с историей каждой конкретной страны. На развитие форм и методов социальной работы большое влияние оказывает государственная и религиозная идеология, политическая и экономическая ситуация в стране. Из-за наличия такой тесной связи между социальной работой и той средой, в которой она осуществляется, перенос зарубежного опыта в отечественную практику необходимо проводить очень осторожно, только после тщательного осмысления и адаптации его к нашему обществу.
Литература
1. Шанин, Т. Социальная работа как культурный феномен современности /Русский Журнал. 26.09.1997 (цит. по http://old.russ.ru/journal/inie/97-09-26/ shanin.htm)
2. Реформы Петра I. Сборник документов/ Сост.
B.И. Лебедев. - М., Гос.соц.-эк.изд-во, 1937. - С.130.
3. Резанов, С.Ф. Основные тенденции профессиональной подготовки кадров для сферы общественного призрения в России во второй половине XIX - начале XX века/
C.Ф.Резанов: автореферат дис. ... кандидата
педагогических наук : 13.00.01. - Курск, 2011 - 23 с.
4. Tomasa Banez. Social Work education and profession in
Spain, 2008. (цит. по http://www.socialeurope.de/
service/articles-forum.html от 2 февраля 2013г.).
5. Franz Hamburger, Gunther Sander & Manfred Wobcke. Social Work Education in Europe, 2001. (цит по http://www.certs-europe.com/SITE_ANGLAIS/ papers/ swed-eur.pdf от 2 февраля 2013г.).
6. Molina Sanchez, M.V. Las ensenanzas del Trabajo Social en Espana, 1932-1983/ Estudio socio-educativo. - UPCO, Madrid. - 1994. p.229-230.
7. Благотворительные учреждения Российской Империи. Т.1-3. СПб., 1900. Т.1. 360 с.
8. Костина, Е.Ю. История социальной работы/ Е.Ю.Костина. - Владивосток, 2004. - 110 с.
9. Фирсов, М.В. История социальной работы в России/ М.В.Фирсов — М.: ВЛАДОС, 1999. - 256 с.
10. БСЭ. 1-ое издание. М., 1927. Т. 6. - С. 466-471.
11. Zorita, P. M-B. The history of social work education in Spain: Does harmonisation make sense? - Portularia, 2005. -5(1), 223-237.
12. Сумской, А.И. Развитие профессиональной подготовки работников социальной сферы России/ А.И.Сумской: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2004 - 192 c.
13. Тевлина, В.В. Исторический опыт подготовки специалистов в области социальной работы в России. Вторая половина XIX - XX вв./ В.В.Тевлина: Дис. ... д-ра ист. Н аук : 07.00.02 : Архангельск, 2004 - 409 c.
14. Фирсов, М.В. Социальное образование в контексте
болонского процесса: навстречу двадцатилетия
социальной работы и социальной педагогики. Критический подход./ Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки»// М.В.Фирсов. № 2 - 2011. С. 163- 170.
15. Валеева, Э.Р., Бабюх, В.А. Изучение проблем социальной политики Испании и России в процессе преподавания правовых дисциплин студентам магистратуры в рамках программы двойных дипломов/ Э.Р.Валеева, В.А.Бабюх// Вестник Казан. технол. Ун-та. -2013. - № 1. - С. 301-306.
16. Куприянов, Р.В., Козлова,И.Е. Функциональный подход к многоуровневой подготовке работников социальной сферы/ Р.В.Куприянов, И.Е.Козлова// Вестник Казан. технол. Ун-та. - 2012. - № 14. - С. 220224.
17. Gomez, Francisco Gomez; Buendia, Felix Herrador. The development of social work education in Spain/ European Journal of Social Work, Volume 12, № 1, March 2009, pp. 113-117
© Р. В. Куприянов - канд. психол. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected].