Научная статья на тему 'Благотворительность в Европе: прихоть богатых или способ решения социальных проблем?'

Благотворительность в Европе: прихоть богатых или способ решения социальных проблем? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2213
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пешкова Наталья Николаевна

Рассматривается благотворительность европейских стран и какое влияние она оказала на Россию. Отмечаются особенности европейской благотворительности: влияние религии, последствия экономического кризиса и активная роль гражданского общества. Европейское население с античных времен занимается благотворительной деятельностью. Анализ показал наличие четырех основных типов благотворительности: северная, центральная, восточная и южная. В статье представлены четыре страны из каждого типа: Великобритания, Германия, Болгария и Испания. Благотворительность в Англии представлена благотворительными компаниями, трастовыми фондами и незарегистрированными ассоциациями. В ФРГ развиты благотворительные организации, которые осуществляют социальную работу. В основе благотворительности Болгарии лежит традиции христианства, человеколюбия и самоорганизации общества. Традиции католической церкви повлияли на становление испанской благотворительности: установка на гостеприимство, веру в чудо и коллективное богатство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Благотворительность в Европе: прихоть богатых или способ решения социальных проблем?»

УДК 364.054 Наталья ПЕШКОВА

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ЕВРОПЕ: ПРИХОТЬ БОГАТЫХ ИЛИ СПОСОБ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ?

Исследования социологов свидетельствуют, что благотворительность широко распространена в большинстве стран мира (в 146 странах, в том числе в 37 государствах Европы) [Мировой рейтинг благотворительности, 2012: 5]. И это не случайно. Благотворительность помогает решить немало социальных проблем, правда, при поддержке государства в виде определённых законодательных изменений и налогового стимулирования.

Стремясь унифицировать социальную политику, Евросоюз учитывает многообразие национальных практик в этой сфере. В Европе зарегистрированы и активно работают более 110 тыс. благотворительных фондов, в них заняты в среднем от 750 тыс. до 1 млн человек, ежегодно фонды выделяют на свои программы около 100 млрд евро [Европейская благотворительность, 2013]. Это сегодняшний день европейской благотворительности, что закономерно. Ведь европейский континент является прародителем благотворительности, как социального явления. В античном мире пожертвования были распространены во всём средиземноморском регионе. Платон завещал определённую сумму Академии, носившей его имя. Эпикур в своём завещании указал, какая часть его имущества отходит к созданной им школе, просуществовавшей в дальнейшем ещё около шести веков. Теофраст, возглавивший аристотелевский Лицей распорядился, чтобы содержание этого учебного заведения оплачивалось из оставленных им средств [Боргман, 2006].

В средневековье европейские благотворительные учреждения опирались на христианское учение о любви. Христианство утвердило в народном сознании представление о том, что главный нравственный долг верующих - бескорыстное даяние. Институциональные основы средневековых благотворительных учреждений

© Пешкова Наталья Николаевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры

Экономики товарных рынков, Тюменский государственный нефтегазовый университет. E-mail: nanimi@bk.ru Адрес: Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38. Ключевые слова: благотворительность, Европейский Союз, гражданское общество, социальное служение.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32014106116

сформировались на востоке Европы. В сочинениях греческих отцов - Климента Александрийского (ок. 150 - ок. 215), Василия Великого, епископа Кесарии (ок. 329-379) и Иоанна Златоуста, патриарха Константинополя (ок. 347-407) можно найти наиболее ранние и строгие формулировки соответствующих обязанностей христианина [Боргман, 2006].

Институциональные и законодательные структуры, составившие костяк позднейших западноевропейских благотворительных учреждений, оформились на востоке Римской империи в IV веке. В 321 году император Константин разрешил церкви принимать от частных лиц имущество по завещанию и тем самым стимулировал благотворительную деятельность. В 325 году Никейский собор велел создавать во всех крупных городах дома призрения для больных и стариков. В это время было основано множество образцовых благотворительных заведений [Боргман, 2006].

В конце IX - начале X века благотворительные заведения находятся под контролем императоров и предостерегают епископов от придания этим учреждениям посторонних функций, не имеющих прямого отношения к христианскому человеколюбию. В этих шагах просматривается желание создать чёткие механизмы постоянного государственного надзора и управления благотворительностью.

В западной Европе периода раннего средневековья монастыри были типичными благотворительными учреждениями. Они отвечали многим признакам: владели земельными угодьями и другим имуществом, собирали арендные платежи, а полученные средства использовали для помощи нуждающимся, раздавая милостыню и предоставляя приют путникам и больным. В них существовали организационные структуры, подчинявшиеся уставу св. Бенедикта или св. Августина и позволявшие воплощать в жизнь благочестивые замыслы богатого жертвователя или группы благотворителей.

В ХП-ХШ веках появились новые коллективные формы благотворительности: сбор средств для оплаты похорон и заупокойных служб, поддержка вдов и сирот, в частности, таких, как португальское "братство добрых людей Бежи" (1297 г.) а, например, Флорентийское братство "Ор Сан Микеле" опекало больницы, ведало раздачей милостыни. В приходах возник новый тип коллективных организаций "столы для бедноты" [Боргман, 2006].

В течение XIV века городские власти создавали новые благотворительные учреждения, содействовали слиянию и упрочению заведений, испытывавших недостаток средств. Больницы в это время становятся более специализированными, сосредоточивают усилия на лечении конкретного заболевания или на оказании помощи членам какой-либо торговой или профессиональной группы.

В XVI веке многие крупные города добились централизации помощи бедным слоям населения и взяли под свой контроль разношёрстные благотворительные учреждения, зачастую устарелые и неэффективные. Пришлый люд и бродяги были выселены из городов, а трудоспособных нищих заставили работать. Во многих городах были созданы централизованные фонды раздачи милостыни, опиравшиеся на частные пожертвования, и введены специальные налоги.

Правящие монархи в XVI веке делали попытки поставить под свой контроль и реформировать практику благотворительности. В XVII веке основное бремя реформ ложилось на плечи муниципалитетов, верхушки приходов и церковных властей. Национальные государства ещё не располагали ни административными рычагами, ни финансовыми ресурсами, чтобы полностью взять на себя заботу о слабейших членах социума и другие важные общественные функции. Приход к власти

либеральных и светских правительств в Испании, Португалии и Бельгии ускорил распад благотворительной системы.

Анализ благотворительной деятельности европейских стран выявил четыре основных типа филантропии (северная, центральная, восточная и южная). В рамках данных типов рассмотрим благотворительность в Великобритании, Германии, Болгарии и Испании. Они отражают основные подсистемы европейской благотворительности. Её особенностью является значительное влияние религий (католической, протестантской и англиканской) в сочетании с активностью гражданского общества, ментальностью населения и культурой этих стран.

Европейские традиции благотворительности были сформированы не похожими друг на друга учреждениями: античные и средневековые больницы, монастыри, городские приюты и дома призрения, религиозные братства и купеческие гильдии, профессиональные корпорации и университеты, общества взаимопомощи, банки и кооперативы. Все они внесли вклад в формирование современных благотворительных институтов и третьего сектора экономики.

Основными видами благотворительности европейских стран сегодня можно назвать организацию больниц, учебных заведений, библиотек, создание благотворительных фондов. Эти виды являются общими для всех стран.

Практика благотворительности Великобритании

По данным Мирового рейтинга благотворительности за 2012 год страна занимает 8-е место среди государств мира [Мировой рейтинг благотворительности, 2012: 62]. В ней зарегистрированы и успешно функционируют 180 тыс. неправительственных организаций и ежегодно образуется 4 тыс. новых. В основном это благотворительные общественные и государственные организации, учёт которых ведёт Комиссии по делам благотворительности. Благотворительную работу патронируют королевская семья, видные деятели политики и искусства [Благотворительность в Англии, 2013].

Финансирование благотворительных организаций осуществляется в виде добровольных пожертвований, грантов или безвозмездных ссуд правительства и местных органов власти. Существуют следующие типы благотворительных организаций:

1) благотворительные компании - системы магазинов Charity, ресторанов, кафе приютов для собак и кошек и т. д.;

2) трастовые фонды, специализирующиеся на операциях по доверенности - использовании наследств, управлении имуществом и денежными фондами. С определёнными ограничениями трастовым фондам разрешено вкладывать деньги в ценные бумаги и в строительство;

3) незарегистрированные ассоциации: добровольные; бойскауты и гайдскауты; распространяющие религиозные знания; военизированные и др.

Институт патронирования - британская специфика деятельности благотворительных организаций. Предоставляя своё имя, патроны подтверждают их благонадёжность, что является важным фактором для тех, кто вкладывает деньги в благотворительную деятельность [Благотворительность в Англии, 2013]. Одной из самых авторитетных является международная благотворительная организация "Армия спасения". Она была создана в 1878 году английским проповедником У. Бутом. Свою задачу организация видит в том, чтобы способствовать духовному и нравственному возрождению и восстановлению здоровья лиц, попадающих в сферу её опеки, независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, пола и возраста. "Армия

спасения" отводит важное место христианским богослужениям. Она имеет отделения в 100 странах мира: организует приюты для бездомных, центры общения для пожилых, летние лагеря для детей и молодежи, проявляет заботу о матерях-одиночках, инвалидах, пенсионерах, организует бесплатные столовые для голодных и пострадавших от катастроф и т. д. Организация осуществляет программы помощи, транспортировку, складирование одежды и продовольствия, содержит здания и оборудование, издаёт книги и журналы. Источниками дохода являются добровольные пожертвования прихожан, организаций, благотворительных фондов и частных лиц.

Основополагающим для понимания характера английской благотворительности является "статут о благотворительном пользовании" (1601). Статут призывал назначать специальных уполномоченных епископов или других уважаемых лиц и поручать им расследование тех случаев, когда желания жертвователя не выполнялись, имуществом благотворительного учреждения плохо управляли или противозаконно, не по назначению использовали его капитал. Уполномоченные наделялись весьма широкими правами: они могли составлять списки присяжных и вызывать в суд свидетелей. Их решения имели полную юридическую силу и могли быть отменены только лордом-канцлером по рассмотрению апелляции осуждённого [Боргман, 2006].

Закон Англии и Уэльса о благотворительной деятельности (1960 г.) определяет цели, подпадающие под определение благотворительности. К ним относятся:

- помощь престарелым, немощным и бедным;

- содержание больных и увечных солдат и матросов;

- содержание учебных школ и бесплатных школ, а также студентов в университетах, обучение и дальнейшая забота об обучении сирот;

- восстановление мостов;

- предоставление имущества и содержание исправительных домов;

- выдача замуж бедных девушек;

- поддержка, помощь и содействие молодым торговцам, ремесленникам и разорившимся лицам;

- помощь или освобождение заключенных или пленников;

- облегчение положения любых бедных жителей.

Доверительная собственность, как средство благотворительности в Великобритании включает в себя: доверительная собственность для оказания помощи бедным; доверительная собственность для развития образования; доверительная собственность для развития религии и доверительная собственность для других целей, приносящих благо обществу и не подпадающая под любые предыдущие разделы. Благотворительная деятельность здесь не облагается подоходным налогом, налогом с доходов корпораций и налогом на увеличение рыночной стоимости капитала.

Если отдельное лицо или компания совершают ежегодные акты дарения доходов в течение не менее трёх лет, налог по базисной ставке может быть вычтен из платежей и возмещен в соответствии с положениями о благотворительности. Отдельный налогоплательщик имеет право на скидку при повышенных налоговых уровнях на договорные платежи без ограничений (Закон о государственном бюджете от 1986 г.). Закон предоставляет льготы для открытых компаний по единичным дарениям и вычет до 100 фунтов стерлингов ежегодно из заработной платы или окладов согласно схеме "дарение с представлением платёжной ведомости".

С 2013 года в стране работает социальная фондовая биржа The Social Stock Exchange (SSE). Она не является предприятием торговли, это выставка, на которой социальные инвесторы могут получить полное представление о социальных пред-

приятиях и благотворительных учреждениях. Ожидалось, что SSE откроется сразу с 20 зарегистрированными организациями, на каждую из которых будет собран доклад об их социальной значимости. Для участника биржи необходимо подать заявку с указанием имеющегося опыта социального инвестирования. Организация будет предоставлять информацию о коммерческих предприятиях с социальными задачами и о благотворительных фондах, предоставляющих различные виды инвестиционных продуктов.

Часть своих средств довольно часто тратят на благотворительность и социальные нужды и бизнес-структуры Великобритании. Используя возможности своего бизнеса для достижения социальных целей, они не только отчисляют средства на благотворительность, но и стремятся перестроить структуру бизнеса таким образом, чтобы он служил обществу [Савинова, 2007: 103-115].

На социально-экономической обстановке Европы продолжают сказываться последствия кризиса, проявляясь в низком уровне занятости, особенно молодёжи. Британский Совет по дизайну (the Design Council) совместно с социальным инвестором - компанией Nominet Trust создал три профильных вэб-сайта, которые призваны способствовать решению проблемы - помочь молодым людям от 16 до 24 лет в поиске работы и повышении квалификации. Запущены они были в июле 2012 года и приобрели большую популярность. Они получили финансовую поддержку местного совета (организации, поощряющей молодых людей активнее участвовать в социальной жизни местных сообществ).

Другой пример - Greenwich Leisure Limited (GLL) - лондонское социальное предприятие, обеспечивающее доступ к спортивным залам и досуговым центрам людям с ограниченными возможностями. Предприятие признано одним из лучших среди тридцати похожих организаций, оказывавших услуги в пяти олимпийских городках в дни проведения олимпийских и паралимпийских игр в 2012 году. Компания выпустила специальные дисконтные карты для инвалидов, подтверждающих членство в клубе GLL. Программа, получившая название Better Health and Fitness Inclusive, сокращенно Better Inclusive, предоставляет владельцам льготный доступ к широкому спектру услуг. Основными преимуществами клубных карт являются:

- доступность спортивных центров GLL (более 100);

- гибкий график работы;

- свободный доступ в центры сопровождающих лиц (сиделок, нянь);

- отсутствие вступительных взносов;

- 30% скидка на другие виды досуга, предлагаемые центром и др.

Особенностью английской благотворительности является функционирование

института патронирования, чёткое определение благотворительных целей и стимулирование со стороны государства в виде налоговых льгот.

Некоммерческий сектор ФРГ

Мировой рейтинг благотворительности за 2012 год показывает, что население Германии склонно помогать напрямую нуждающимся, а не делать благотворительные пожертвования (50% респондентов). Страна занимает 34-е место в рейтинге [Мировой рейтинг благотворительности, 2012: 53-54]. Начало ХХ века в Германии ознаменовалось бурным расцветом благотворительной деятельности. Роль координатора принадлежала "Германской ассоциации помощи бедным и благотворительности", позже переименованной в "Германскую ассоциацию общественного и негосударственного обеспечения". В 1922 году был принят закон "Об общественном вспомоществовании молодёжи", а в 1924 году - "Об обязательном социальном

обеспечении". Эти законы позволили согласовать социальную работу на государственном и муниципальном уровне и благотворительную деятельность, так называемых свободных объединений.

В ФРГ социальную работу ведут именно последние. Крупнейшими из них являются Arbeiterwohlfahrt (сокр. AWO, "Рабочая благотворительность") - благотворительная организация, берущая свое начало в германском социал-демократическом движении; Caritas (Deutscher Caritasverband, сокр. DCV) - благотворительная организация Католической церкви; Diakonisches Werk (Diakonisches Werk der Evangelischen Kirche, сокр. DW) - благотворительная организация Евангелической церкви [Нехаев, 2000: 242-244].

Из 82 млн граждан Германии 23 млн активно участвуют в волонтёрской деятельности. Области преимущественной работы немецких волонтёров - спорт, досуг и культура. Добровольческая деятельность в ФРГ играет вспомогательную роль, потому что государство само заботится об удовлетворении насущных потребностей людей. Преобладающими мотивами волонтёрской деятельности являются активная гражданская позиция и дополнительная возможность общения.

В Германии зарегистрировано около 20 тыс. благотворительных фондов. Интересно, что около 200 из них существуют с XVI века! Вклад фондов в финансовое обеспечение некоммерческого сектора ФРГ составляет менее 1%. Большинство фондов располагают небольшим капиталом (менее 500 тыс. евро), и только единицы имеют значительные средства в размере от 50 до 100 млн евро, что позволяет им поддерживать волонтёрскую работу на проценты от капитала. Треть всех фондов занимается социальной помощью, 15% - образованием, 14% - искусством и культурой и около 13% фондов поддерживают науку и исследовательские разработки [Нехаев, 2000: 242-244].

Однако старение нации (в ФРГ почти четверть граждан - старше 60 лет) и финансовый кризис, который заставил государство сократить расходы и в социальной сфере, несколько поколебали складывающуюся десятилетиями систему. Важную роль в социальной сфере страны играют несколько крупных благотворительных союзов: Красный крест, католическая и протестантская церкви, рабочее движение и др. В состав этих союзов входят тысячи более мелких членских организаций. Источником влияния благотворительных союзов является их специфическая роль в схеме: государственное социальное учреждение - получатель - поставщик социальных услуг.

НКО - члены благотворительных союзов стали привилегированными поставщиками услуг в здравоохранении, уходе за больными, работе с молодёжью и в некоторых других социальных сферах. Их участие в перечисленных областях деятельности составляет более 40%, или 38 млрд евро. Благотворительные союзы -крупнейшие работодатели Германии, они обеспечивают занятость 1,5 млн граждан страны [Европейская благотворительность, 2013].

Специфика благотворительности центральной Европы состоит в чёткой систематизации и распределении сфер влияния между благотворительными фондами (социальная сфера, образование, искусство, наука и спорт).

Благотворительность в Болгарии

В Болгарии 10% населения осуществляют пожертвования, 4% занимаются волонтерской деятельностью и 31% оказывает помощь нуждающимся. Страна занимает 137-е место в общем рейтинге [Мировой рейтинг благотворительности, 2012: 50].

Члены организации "Болгарское Рождество" поддерживают благотворительность в сферах социальной деятельности, экологии, культурно-исторического наследия, образования, здравоохранения. Люди в организации работают в целях повышения уровня культуры благотворительности и создания более благоприятной среды для её осуществления. В 2008 году предоставленная в виде пожертвования сумма превысила 40 млн левов (более 20 млн евро). Увеличился объём благотворительности в виде продуктов питания, товаров потребления, услуг и добровольного труда [Христакиева, 2008].

На долю частного бизнеса в Болгарии приходится 65% от общего размера пожертвований. Второе место по объёму предоставленных в 2012 году на благотворительность средств занимают фонды и неправительственные организации. На третьем месте - частные лица. Больше всего средств пожертвовано детским домам, социальным институтам для людей с физическими и умственными проблемами, домам престарелых, на лечение и закупку медицинской аппаратуры. В последнюю очередь средства предоставляются на поддержку талантливой молодёжи и на обучение [Шалаев, 2013].

В Болгарии работает социокультурный проект The Bread Houses Network - сеть пекарен, в которых люди могут не только поучаствовать в процессе приготовления хлеба, но и пообщаться между собой и приобрести новые полезные навыки. The Bread Houses - это и сеть общественных культурных центров, в которых занятия различными видами искусства (от театра до прикладных ремесел) сочетается с коллективным трудом. Инициатива создания сети принадлежит Надежде Савовой. Изучение работы общественно-культурных центров Бразилии, Кубы и Болгарии натолкнуло её на мысль связать эти организации между собой и помочь им в обмене опытом и проектами. В 2008 году, работая в парижском отделении "Культурного сектора" Юнеско, Савова основала Международный совет культурных центров International Council for Cultural Centers (I3C). Это крупнейшая сеть, связывающая 56 организаций, разбросанных по всему миру [Шалаев, 2013].

На сегодняшний день в Болгарии прослеживаются традиции восточной христианской благотворительности, в основе которой лежит человеколюбие и самоорганизация общества для решения насущных социальных проблем.

Религиозные мотивы благотворительности испанцев

В Испании 49% благотворителей оказывают помощь нуждающимся, 26% осуществляют пожертвования и 13% респондентов являются волонтерами. Страна занимает 72-е место в рассматриваемом нами рейтинге. [Мировой рейтинг благотворительности 2012: 52]. Для испанцев, отличающихся высокой религиозностью, милосердие и благотворительность очень значимы. Церковь показывает верующим пример милосердия. Ежедневно в принадлежащих ей бесплатных столовых для обездоленных питается не менее 300 тыс. человек. Эти учреждения содержатся за счёт церковной казны и частных пожертвований.

Благотворительность для испанской католической церкви - не только помощь деньгами, но и моральная поддержка. Благотворительная деятельность финансируется из разных источников, за счёт сбора денег среди прихожан ("Каритас", "Манос Унидас", "Посланцы мира"). Члены этих организаций помогают больницам, школам, приютам для престарелых людей.

Среди испанцев популярна лотерея общества слепых "ОНСЕ". Часть доходов от проданных билетов идёт на благотворительные цели и помощь людям, лишённым

зрения. Обучают слепых различным профессиям, компьютерной грамоте, выделяют часть денег на содержание специализированных спортивных клубов, дрессировку собак-поводырей и помощь обществам слепых в развивающихся странах.

Проводят благотворительные акции и люди искусства. Музыканты устраивают концерты, выручка от которых идёт на нужды обездоленных. Художники открывают выставки своих работ. Заработанные на вернисаже деньги используются для нуждающихся. В Испании существует Дом благотворительности. Ежедневно в его столовой питается 400 человек, работает приют для бездомных, детский сад для детей неимущих, курсы поваров, портных и т. п.

По данным Международной организации экономического сотрудничества и развития, в течение ближайших лет экономика Испании будет испытывать трудности. В прошлом году внутренний спрос в стране сократился на 3,9%, и по прогнозам в 2013 году этот показатель будет расти. Согласно исследованиям местного рынка труда, уровень безработицы в Испании на данный момент составляет 26,9% [Испания: творит благие дела, 2012].

Одновременно эксперты отмечают, что в процессах, развивающихся в экономике страны, есть и позитивная составляющая. В поисках новой модели развития часть предпринимательского сообщества Испании объединила усилия ради решения таких проблем, как трудоустройство молодых людей и помощь пожилому населению, зависящему от пенсий и социальных пособий. Нужда в этом вызвана ещё и трудовой реформой, урезавшей льготы и пособия. На получение пенсии теперь могут претендовать люди, чья трудовая деятельность завершилась после 65 лет. Каждый второй пожилой испанец вышел на пенсию раньше этого срока, сейчас эти люди не имеют пособий и не могут устроиться на работу.

Среди предпринимателей существуют мнения, что решением проблемы может стать долгосрочное сотрудничество, организованное по кооперативному принципу. Примером предприятия такого типа является компания "Мондрагон". Она начиналась как объединение производителей керосиновых обогревателей. Сегодня компания представляет собой федерацию кооперативных предприятий, лидирующих в области производства бытовых электроприборов. Работники предприятий федерации имеют самые высокие заработки в стране. Все отчисления из прибыли на развитие и модернизацию производства разносятся по лицевым счетам работников пропорционально их трудовому вкладу. Лицевой вклад каждого служащего компании является его паем - в течение трудовой деятельности работник получает проценты с пая, а при увольнении или выходе на пенсию ему выплачивается полная стоимость пая, составляющая внушительную сумму.

В настоящий момент в Испании существует 22 тыс. кооперативных предприятий, обеспечивающих работой 1,2 млн человек. Согласно исследованиям испанской деловой федерации по социальной экономике CEPES, торговый оборот этих предприятий составляет 60 млрд евро [Испания творит благие дела, 2012].

Социальный бизнес в Испании развивается не только благодаря кооперативам, свой вклад в него вносят и вузы. Международная бизнес-школа Esade в сотрудничестве с банком BBVA запустила Momentum Project, обучающий молодых новаторов основам бизнес-стратегий в социальной сфере. Компания Telefonica, специализирующаяся на телекоммуникациях, организовала программу Wayra acceleration, действующую, помимо Испании, на территории Великобритании и в Латинской Америке. Wayra acceleration спонсирует новаторские проекты, такие, как Juntines (интерактивная платформа для родителей и детей, направленная на увеличение толерантности в семьях и развитие совместного планирования отношений).

Испанская благотворительность опирается на традиции католической церкви. Для её граждан человеколюбие - основа социальных взаимоотношений. В благотворительности испанцев прослеживаются их ментальные установки на гостеприимство, веру в чудо и коллективное братство.

Взаимосвязь европейской и российской благотворительности

После распада Советского союза в современную Россию пришли западные рыночные механизмы, одним из которых является благотворительность. При формировании российской системы рассматривались два принципиально разных подхода к вопросу о существовании и развитии благотворительных организаций, известных в мировой практике - американский и европейский. При американском подходе создание организации как таковой и её регистрация в качестве благотворительной разделены. По европейскому подходу, организация, создаваемая для осуществления благотворительной деятельности, сразу приобретает этот статус. Учитывая дореволюционные традиции российской благотворительности, был принят европейский подход к осуществлению благотворительности в обществе.

Эта деятельность в России имеет глубокие исторические корни. Поворотным событием в развитии благотворительности стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию. В допетровской Руси благотворительность состояла в раздаче еды и одежды, строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Петр I привнёс на территорию страны европейские ценности благотворительности. В XIX веке были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. В 1892 году была создана специальная комиссия, контролирующая законодательные, финансовые и сословные аспекты благотворительности. Итогом работы комиссии стало обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и новый небывалый рост числа жертвователей.

В последнее десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, резкое имущественное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной. Сегодня для эффективного развития благотворительности в стране существует несколько серьёзных препятствий: несформиро-ванная позиция государства по отношению к благотворительности и недоверчивое, часто негативное отношение к ней и её представителям со стороны российского общества.

Формирование и становление европейской и российской благотворительности имеет общие корни. В России, как и в европейских странах, она обезличенна и руководствуется религиозными мотивами, что и повлияло на выбор европейского

подхода в осуществлении благотворительности на территории страны.

* * *

В целом благотворительность позволяет рассматривать различные страны с позиции гражданской солидарности и различать их по способам разрешения социаль-

ных проблем взаимопомощи. Страны, о которых шла речь, представляют собой различные группы европейского континента: Восточная, Северная, Южная и Западная Европа.

Отличительной особенностью европейской благотворительности являются её многовековые традиции, сильное влияние христианской религии, наличие многообразного опыта стран, а так же развитие сетевой и корпоративной благотворительности. История развития её в Европе показывает, что данное явление существует на протяжении тысячелетий, оно присуще любому обществу, отличия проявляются в формах, методах и масштабах благотворительной деятельности.

Опыт государственного воздействия на некоммерческий сектор в Европе можно характеризуется двумя способами финансирования:

- прямое финансирование из государственного бюджета центрального или местного уровня непосредственно организации;

- косвенная поддержка, представляющая собой льготу, которая позволяет благотворительным организациям использовать свои средства на достижение уставных целей, а не на оплату других финансовых обязательств.

Исследование показало, что европейская благотворительность прошла путь от частных пожертвований императоров и знати к массовому вовлечению населения в этот процесс. А сегодня некогда разрозненные страны объединяют свои усилия для решения социально значимых проблем общества. При этом можно выделить некоторые тренды европейской благотворительности:

- рост некоммерческого сектора и его интернационализация;

- кооперация европейских благотворительных фондов, развитие социального партнёрства с бизнесом, государственными органами и иностранными фондами;

- профессионализация за счёт создания сетевой благотворительности.

Играя значительную роль в решении социальных проблем, благотворительность в европейских странах уже давно не является прерогативой богатых. С каждым годом расширяется её пространство и вовлекаются всё более значительные массы населения. Некоммерческий сектор активно развивается, совершенствует методы и формы оказания социальной помощи нуждающимся людям. Мировой финансовый кризис позволил благотворительным организациям выйти на новый уровень развития: создать сетевые фонды, сформировать стратегическое видение своей деятельности и выработать базовые компетенции.

На сегодняшний день для россиянина, как и европейца, ценностью является то, что придаёт человеку уверенность, самоуважение и значимость в глазах окружающих, и всё это может дать и даёт благотворительность.

Список литературы

Благотворительность в Англии // Институт социальных инвестиций. URL: https://sites.google.com/site/insocin/home/titular-isi/blagotvoritelnost/ blagotvoritelnost-v-anghi (дата обращения: 10.07.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Боргман К., Смит Д.А. Благотворительные учреждения в европейских странах: исторический контекст // Полит.ру. URL: http://polit.ru/article/2006/11/26/philanthropia/ (дата обращения: 20.11.2013).

Европейская благотворительность // Газета. URL: http://gazeta.zn.ua/socium/evropeyskaya-blagotvoritelnost-my-i-oni.html (дата обращения: 15.08.2013).

Испания: творите благие дела // Dinastia Estate. URL:

http://dinastiaestate.com/services/blagotvoritelnost.php (дата обращения: 15.07.2013).

Мировой рейтинг благотворительности 2012 // Gallup. Официальный интернет-портал компании. URL: www.gallup.com/home.aspx (дата обращения: 11.05.2013).

Нехаев В. В., Нехаева Т. Г. Правовое гражданское общество и социальное государство: опыт ФРГ // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России. Екатеринбург, 2000.

Савинова Е. Ю. Социально ориентированный бизнес в Великобритании // Современная Европа. 2007. - № 2.

Христакиева Д. Благотворительность в 2008 году // Болгарский дом. URL: http://www.bulgarianhouse.ru/blagotvoritelnost-v-2008-godu (дата обращения: 16.06.2013).

Шалаев Г. Законы и благотворительность // НКО. Законы развития. URL: http://www.nkozakon.ru/materials/329/ (дата обращения: 16.07.2013).

Charity in Europe: whim of the rich or a way of solving social problems?

Author. Natalia Peshkova - associate professor of the Chair for economy of commodity markets, Ph.D. in Sociological Sciences, Tyumen State Oil and Gas University. E-mail: nanimi@bk.ru. Address: 38, Volodarskogo street, Tyumen, Tyumen Region, 625000, Russia.

Abstract. The article considers the charity in European countries and the impact it has had on Russia. It also provides features of the European charity: influence of religion, consequences of modern economic crisis and an active role of a civil society. The European population since ancient times engaged itself in charitable activities. Analysis showed the presence of four major types of charity: northern, central, eastern and southern. The article presents each type of charity through four countries: United Kingdom, Germany, Bulgaria and Spain. Charity in England is represented by charitable companies, trust funds and unregistered associations. In Germany, the charitable organizations carry out social work. In Bulgaria charity is based on Christian tradition, humanity and self-organization. Tradition of the Catholic Church influenced the formation of the Spanish charity: focusing on hospitality, faith in miracles and collective wealth.

Key words. Charity, European Union, civil society, social service.

References

Blagotvoritel'nost' v Anglii. Institut social'nyh investicij. URL:

https://sites.google.com/site/insocin/home/titular-isi/blagotvoritelnost/ blagotvoritelnost-v-anglii (accessed: 10.07.2013).

Borgman K., Smit D.A. Blagotvoritel'nye uchrezhdenija v evropejskih stranah: is-toricheskij kontekst. Polit.ru. URL: http://polit.ru/article/2006/11/26/philanthropia/ (accessed: 20.11.2013).

Evropejskaja blagotvoritel'nost'. Gazeta. URL: http://gazeta.zn.ua/socium/evropeyskaya-blagotvoritelnost-my-i-oni.html (accessed: 15.08.2013).

Ispanija: tvorite blagie dela. Dinastia Estate. URL:

http://dinastiaestate.com/services/blagotvoritelnost.php (data obrashhenija: 15.07.2013).

Mirovoj rejting blagotvoritel'nosti 2012. Gallup. Oficial'nyj internet-portal kompanii. URL: www.gallup.com/home. aspx (accessed: 11.05.2013).

Nehaev V. V., Nehaeva T. G. (2000) Pravovoe grazhdanskoe obshhestvo i social'noe gosudar-stvo: opyt FRG. Intelligencija iproblemy formirovanija grazhdanskogo obshhestva v Rossii. Ekaterinburg.

Savinova E. Ju. (2007) Social'no orientirovannyj biznes v Velikobritanii. Sovremennaja Evropa. 2007.

№ 2.

Hristakieva D. Blagotvoritel'nost' v 2008 godu. Bolgarskij dom. URL: http://www.bulgarianhouse.ru/blagotvoritelnost-v-2008-godu (data obrashhenija: 16.06.2013).

Shalaev G. Zakony i blagotvoritel'nost'. NKO. Zakony razvitija. URL: http://www.nkozakon.ru/materials/329/ (accessed: 16.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.