Л.В.Радионова
— доцент НГГУ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается сущность медико-социальной работы, актуальность подготовки специалистов в области медико-социальной работы, описаны требования к теоретической и практической подготовке и обоснован выбор дисциплин специализации.
The article is devoted to the content of medico-social work, necessity of specialist training in the sphere of medico-social work. The article also represents the description of the main requirements to the theoretical and practical training as well as the main reasons for choice of specialization disciplines.
Изменения социально-экономических условий жизни населения в Российской Федерации с конца 1990-х гг. привели к появлению в нашем обществе социально уязвимых слоев, которые стали остро нуждаться в социальной защите и помощи. Социально уязвимая часть населения, пребывая в трудной жизненной ситуации, имеет в подавляющем большинстве медико-социальные проблемы и испытывает потребность в квалифицированном их решении, а наличие тяжелой патологии усугубляет проблемы социального характера [6; 7]. Анализ различных аспектов социальной работы свидетельствует о необходимости подготовки специалистов в области медико-социальной работы [3; 4]. Медико-социальная работа рассматривается учеными как одно из направлений социальной работы и, в то же время, как важный компонент социальной медицины, имеющий выраженный прикладной характер.
Концепция и базовая модель медико-социальной работы в нашей стране были разработаны доктором медицинских наук, профессором А.В.Мартыненко [1; 2]. Медико-социальная работа, по А.В.Мартыненко, — это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.
Согласно точке зрения А.В.Мартыненко, медико-социальную работу можно рассматривать как стратегию развития медико-социальной помощи населению в современных условиях [2]. Поэтому инновационные технологии медико-социальной работы можно рассматривать как методы решения основных задач, стоящих как перед здравоохранением, так и перед социальной защитой.
В описанной А. В. Мартыненко базовой модели выделяется пять групп клиентов, на которых преимущественно направлена медико-социальная работа: инвалиды, больные с выраженными социальными проблемами, длительно и часто болеющие, члены семьи клиента и его ближайшее окружение, а также группа повышенного риска заболеваний.
Основными направлениями медико-социальной работы признаны профилактическое и патогенетическое (реабилитационное). Особенности данных направлений в медико-социальной работе с каждой группой клиентов нашли отражение в описании базовой модели.
Одним из видов медико-социальной работы является оказание медико-социальной помощи нуждающимся. В Российской Федерации медико-социальная помощь рассматривается как помощь гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями, перечень которых определяется законодательно. Впервые о праве граждан на медико-социальную помощь в Российской Федерации было официально заявлено в 2003 г. в статье 20 Федерального закона № 5487-I «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Медико-социальная помощь включает профилактическую, лечебнодиагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Р.А.Тлепцерищев, ссылаясь на работы И.П.Катковой и Н.А.Кравченко (1992), рассматривает медико-социальную помощь как вид общественно полезной межсекторальной деятельности работников социальных служб, при которой наряду с социально-бытовыми, юридическими, воспитательными и другими функциями выполняется определенный объем медицинских услуг по уходу за больными, престарелыми и детьми, а также ведется просветительская работа по гигиеническому воспитанию населения и профилактике заболеваний [5].
Для выполнения столь разнообразных функциональных задач в области оказания медико-социальной помощи населению специалист должен быть теоретически подготовлен в вопросах здоровья и здоровьесбережения, хорошо ориентироваться в теории и практике медико-социальной работы, знать нормативно-правовую базу оказания медико-социальной помощи клиентам и особенности организации медико-социальной работы с различными категориями клиентов. Практические умения специалиста обозначены профессиональными компетенциями при решении медико-социальных проблем различных клиентов. Так, специалист должен уметь: использовать базовую модель медико-социальной работы с клиентами различного профиля на основе единых методических подходов; выявлять и анализировать медико-социальные проблемы различных групп населения; ориентироваться в формах и методах медико-социальной работы; оценивать эффективность реализации медико-социальных технологий. Кроме того, он должен владеть: навыками использования теории медико-социальной работы при обосновании содержания и методики оказания профессиональной помощи различным группам клиентов; основными методами профилактической и патогенетической (реабилитационной) работы с отдельным клиентом, группой или общностью; содержанием и методикой медико-социальной работы в учреждениях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, службе планирования семьи и др.
Подготовка специалистов в области медико-социальной работы предусмотрена рядом специализаций, рекомендуемых учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы, таких как «Медико-социальная работа с населением», «Социальная работа в системе здравоохранения», «Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями», «Социальная работа с наркозависимыми группами населения», «Социально-медицинские технологии работы с населением» и др.
На базе нашего вуза с 2004 г. ведется подготовка специалистов по социальной работе со специализацией «Медико-социальная работа с населением». Концепция подготовки студентов по выбранной специализации сводится к формированию компетентных специалистов, готовых осуществлять социальную работу медико-социальной направленности в учреждениях социального обслуживания, в системе здравоохранения и других сферах жизнедеятельности, а также реализовывать программы по охране здоровья населения в рамках социальной политики государства.
В рамках выбранной специализации в учебный план включены следующие дисциплины: «Теория и технологии медико-социальной работы», «Медико-социальная помощь семье и детям» и «Медико-социальные основы планирования семьи». Выбор данных дисциплин обусловлен необходимостью подготовки специалистов в первую очередь для учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детских домов, приютов, реабилитационных центров, а также лечебно-профилактических учреждений, активно внедряющих в свои службы специалистов по социальной работе для решения медико-социальных проблем различных групп населения. Востребованность таких специалистов продиктована социальной политикой нашего
государства, усилением внимания со стороны государства и общества в целом к таким вопросам, как сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, профилактика социально значимых явлений и болезней, сохранение репродуктивного здоровья нации и, в конечном счете, повышение качества жизни населения.
В последние десятилетия принят ряд федеральных законов, направленных на предупреждение возникновения и распространения социально-значимых заболеваний и регламентирующих порядок оказания медико-социальной помощи населению.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации изданы приказы, определяющие роль и место специалиста по социальной работе в оказании медико-социальной помощи населению. Одним из первых явился приказ Минздрава РФ № 154 от 5 мая 1999 г. «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста», утвердивший инструкцию об организации отделения (кабинета) медико-социальной помощи детского амбулаторно-поликлинического учреждения, в штатное расписание которого входит специалист по социальной работе с наделенными полномочиями в области медико-социальной работы. Приказ Минздрава России № 567 от 23 ноября 2003 г. «О совершенствовании медико-социальной и психологической реабилитации детей-инва-лидов и инвалидов с детства» определяет роль и место специалиста по социальной работе в реабилитационном процессе детей с ограниченными возможностями. Приказом № 389 от 1 июня 2007 г. «О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях» утверждено Положение об организации деятельности кабинета медико-социальной помощи женской консультации и деятельности социального работника данного кабинета. Приказ № 113 от 21 марта 2003 г. «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации» четко обозначил профилактическую направленность медико-социальной помощи населению. Определенное место в профилактической деятельности отводится специалисту по социальной работе приказом МЗ и СР РФ № 597 от 19 августа 2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
Таким образом, подготовка специалистов по медико-социальной работе должна опираться на теоретико-методологические исследования отечественных ученых в данной области; учитывать требования к формированию профессиональной компетентности будущих специалистов по оказанию медико-социальной помощи различным категориям клиентов; ориентироваться на современные требования общества и направления развития законодательной базы Российской Федерации в области охраны и укрепления здоровья населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мартыненко А.В. и др. Основные положения концепции медико-социальной работы в Российской Федерации // Медико-социальная работа с различными категориями населения: Матер. междунар. науч.-практ. конф. 19—20 мая 2005 г. Орел, 2006.
2. Мартыненко А.В. Теоретические и организационно-методические основы медико-социальной работы: Дис. ... д-ра мед. наук. М., 1997.
3. Мартыненко А.В. Теория медико-социальной работы: Учеб. пособие. М., 2006.
4. Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Социально-медицинские услуги: методология, практика, подготовка кадров. М., 2004.
5. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И.Курбатова. Ростов-н/Д, 2003.
6. Шурыгина Ю.Ю., Царик Г.Н. О социально-медицинских проблемах кардиологических больных и организации их решения // Бюллетень национального НИИ общественного здоровья. Вып. 1. М., 2006.
7. Шурыгина Ю.Ю. О социально-медицинских проблемах потребителей психиатрических услуг и организации их решения // Бюллетень Национального НИИ Общественного здоровья. Вып. 3. М., 2005.