ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
©2°11 Магомедова С.А., Мусаева С.Д., Эмирова Н.Н., Магдиева Н.Т.
Дагестанский государственный университет
В статье раскрыта система подготовки специалистов социальной работы, участвующих в оказании медико-социальной помощи населению Дагестана. Раскрывается понятие и объекты медико-социальной работы на современном этапе развития науки.
The authors of the article reveal the system of specialists ’ training in the social work, involved in lending the medical and social assistance for the population of Dagestan. They explain the notion and the objects of the medical and social work at the present stage of the scientific development.
Ключевые слова: специалист социальной работы, здравоохранение и социальная защита, отдел медико-социальной работы, социальная медицина.
Keywords: specialist of the social work, health and social care, medical social work department, social medicine.
Прогрессивное ухудшение в последние десятилетия показателей индивидуального и общественного здоровья в нашей стране актуализирует необходимость подготовки
профессионалов, способных решать широкий комплекс проблем социально незащищенных групп населения.
В Дагестанском государственном университете подготовка специалистов социальной работы организована в 1993 г., для чего на базе кафедры педагогики и психологии открыт социальный факультет, один из первых в Дагестане факультетов подобного профиля, в котором осуществляется специализация по направлению «Медико-социальная работа с населением». При этом учебнометодическим центром обеспечения качества подготовки специалистов в области медико-социальной работы стала образованная в 2003 г. кафедра медикопсихологической реабилитации,
впоследствии преобразованная в кафедру социальной медицины. Здесь разработана концепция медико-социальной работы в
условиях Дагестана, базовая модель подготовки специалиста социальной работы для оказания медико-социальной помощи населению РД.
Решение на качественном уровне взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера и специфика социальных технологий требуют рассмотрения медико-социальной работы как специализированного направления социальной работы в целом, как вида профессиональной деятельности; это согласуется с общепринятым
пониманием его как
мультидисциплинарной (медицинский, психолого-педагогичес-кий и социальноправовой) проблемы, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья населения [1].
Следовательно, объектами медикосоциальной работы выступают лица с физической и психической патологией, для которых характерно наличие проблем медицинского и социального характера, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных
действий. Поэтому медико-социальная работа должна решать медицинские, социальные и психологические проблемы клиентов комплексно, разграничивая сферы компетенции медицинских и социальных работников [4].
Подготовка специалистов социальной работы, участвующих в оказании медикосоциальной помощи населению, предполагает изучение
общепрофессиональной дисциплины «Основы социальной медицины» и специальной дисциплины «Содержание и методика социально-медицинской
работы», целью изучения которых является формирование у будущих специалистов социальной работы знаний о факторах, влияющих на здоровье, способах сохранения и укрепления физического, психического и
социального благополучия клиентов и т.д.
Для достижения приведенных целей предполагается решение следующих задач:
- формирование понимания основных факторов, влияющих на здоровье личности;
- изучение организационно-право-вых основ охраны здоровья и медикосоциальной помощи;
- овладение технологиями сохранения и укрепления здоровья и предупреждения заболеваний;
- осознание роли специалиста по социальной работе в охране здоровья, включая оказание различных видов медико-социальной помощи.
В ходе учебного процесса будущие социальные работники овладевают знаниями социальных и генетических основ здоровья и методиками оценки индивидуального и общественного здоровья, изучают правовые основы охраны здоровья, медицинского страхования, реабилитации инвалидов, знакомятся с особенностями организации медико-социальной помощи населению, социально-медицинскими аспектами заболеваний. Следует отметить, что в рамках дисциплины «Основы социальной медицины» студенты изучают вопросы охраны психического здоровья, организации службы охраны материнства
и детства, планирования семьи, обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия, формирования здорового образа жизни у представителей различных групп населения.
Данная дисциплина рассматривается как базовая при подготовке социальных работников, которым предстоит
оказывать медико-социальную помощь населению, представляющую собой важный практический компонент
социальной медицины.
Специальная дисциплина
«Содержание и методика социальномедицинской работы» призвана способствовать овладению будущими социальными работниками технологиями медико-социальной работы с отдельными группами населения в учреждениях
различного типа. Это предполагает изучение теоретических основ и концепции медико-социальной работы, отечественного и зарубежного опыта, организационного и нормативноправового обеспечения социальной поддержки, особенностей технологий медико-социальной работы в
учреждениях здравоохранения,
образования, социального обслуживания населения, включая службу медикосоциальной экспертизы, а также с
отдельными группами лиц (страдающих зависимостью от психоактивных веществ, психическими расстройствами,
онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией; инвалидами,
военнослужащими и др.).
Для дальнейшего совершенствования системы подготовки специалистов по медико-социальной работе в рамках направления «Медико-социальная работа с населением» на кафедре апробированы дисциплины специализации «Медикосоциальная работа с психбольными и их семьями», «Медико-социальная работа с детьми и подростками», «Медико-
социальная работа в группах социального риска», «Гендерные аспекты медико-
социальной работы», которые в совокупности обеспечивают теоретикометодологические основы медикосоциальной работы; разработано
современное программно-методическое обеспечение.
Для данного направления
специализации важное значение имеет базовая учебная дисциплина «Медико-социаль-ная работа в группах социального риска», направленная на изучение концепций и моделей медикосоциальной профессиональной
деятельности, профессиограммы
специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медикосоциальной помощи, нормативноправовой базы медико-социаль-ной работы и т.д. При этом в рамках курса «Медико-социальная работа с детьми и подростками» предусматривается
углубленное изучение вопросов охраны детского здоровья; организации и деятельности различных учреждений здравоохранения, обеспечивающих
помощь детям; места и содержания отдельных компонентов медикосоциальной помощи в охране детского здоровья, а также роли специалистов социальной работы в ее оказании.
Следовательно, рассмотрение
вопросов медико-социальной работы в различных сферах охраны здоровья (профилактика заболеваний, охрана материнства и детства, планирование семьи, оказание кардиологической, наркологической, онкологической,
психиатрической и других видов специализированной помощи)
способствует формированию готовности специалиста социальной работы к реализации технологий медико-
социальной работы, поскольку, наряду с теоретическими знаниями, через решение различных ситуационных задач,
отработку алгоритмов медикосоциальной работы с различными группами клиентов у будущих специалистов формируются практические навыки работы с клиентами,
страдающими различными группами
заболеваний, и т.д.
В рамках изучения отдельных тем, связанных с проблемами здоровья,
будущих специалистов ориентируют на овладение не только соответствующими знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, позволяющими
эффективно участвовать в решении проблем тяжелобольных, инвалидов и членов их семей. Кроме того, при подготовке будущего специалиста по социальной работе с медицинской специализацией большое внимание уделяется формированию навыков здорового образа жизни. В связи с этим в программно-методическое обеспечение включены дидактические материалы, способствующие лучшему усвоению теоретических дидактических основ, отработке практических навыков и
умений, использованию технологий с применением мультимедийных средств обучения.
Большое значение придается
включению будущих специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Поэтому НИРС является одним из
приоритетных направлений работы кафедры, а тематика исследовательских работ связана с анализом проблем и разработкой технологий работы с
различными группами населения,
нуждающимися в медико-социальной помощи. Анализ научных публикаций, организация и проведение
социологических исследований и другие виды научно-исследовательской
деятельности способствуют отработке умений написания курсовых и дипломных работ, подготовке научных публикаций в регулярно издаваемых университетским издательством
сборниках научных работ студентов. Участие студентов во внутривузовских, региональных, всероссийских и
международных конференциях, форумах и выставках, в работе студенческого научного кружка «Здоровый образ жизни», признание их научных работ (медали, дипломы, сертификаты похвальные грамоты и т.д.) способствуют формированию исследовательских
навыков и умений.
Важной составляющей учебного процесса в рамках медицинской специализации выступают различные виды практики, каждая из которых (учебная, производственная,
преддипломная) преследует
определенные цели, отраженные в их программах. При этом перед студентами
ставятся определенные задачи по отработке практических навыков и умений, зафиксированных в дневниках, планах-заданиях, выдаваемых перед началом практики каждому студенту.
Для проведения студенческих практик кафедра сотрудничает с рядом базовых организаций: Республиканским
наркологическим диспансером, Центром социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов, Республиканским центром планирования семьи и репродукции, Бюро медикосоциальной экспертизы, Социальным приютом для детей и подростков, Семейной консультацией доктора
Азизова, Республиканским центром
восстановительной медицины и реабилитации детей, Республиканским гериатрическим центром и другими учреждениями.
В плане дальнейшего повышения качества образования, становления
Примечания
личности специалиста и дальнейшего развития медико-социальной работы актуальное значение приобретает стратегия развития университета в направлении осуществления связей научно-исследо-ательской работы с содержанием учебного процесса, реализуемая в рамках комплексной темы научных исследований «Разработка технологий медико-социальной работы в условиях Дагестана».
Наряду с положительными
тенденциями, существуют и проблемы. Так, становлению и развитию практики медико-социальной работы препятствует недостаточно разработанная нормативная правовая база, отсутствие во многих учреждениях тарифно-квалификационных характеристик специалистов, должностных инструкций, других нормативных документов, что осложняет подготовку дипломированных
специалистов.
1. Мартыненко А. В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. М., 1999. 2. Мартыненко А. В. Теория медико-социальной работы: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2006. 3. Медико-социальная работа с населением: Учебно-метод. пособие / под ред. А. В. Мартыненко. М., 2006. 4. Назарова Е. Н„ Жилов Ю. Д. Основы социальной медицины: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007. 368 с.
Статья поступила в редакцию 28.04.2011 г.