Научная статья на тему 'Формирование профессиональной грамотности специалиста по социальной работе в сфере социально-медицинских услуг'

Формирование профессиональной грамотности специалиста по социальной работе в сфере социально-медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
538
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕДИЦИНА СОЦИАЛЬНАЯ / ПРОФИЛАКТИКА / SOCIAL WORK / SOCIAL AND MEDICAL WORK / SOCIAL SECURITY / SOCIAL MEDICINE / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никифорова Татьяна Юрьевна, Черных Лидия Сергеевна

Показана роль специалиста по социальной работе при осуществлении социально-медицинской помощи различным группам населения в связи с особенностями их здоровья и социальным положением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL LITERACY OF EXPERT ON SOCIAL WORK IN SOCIAL-MEDICAL SERVICES AREA

The role of the expert in social work in the implementation of social and medical assistance to various groups of the population due to the nature of their health and social status is shown.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной грамотности специалиста по социальной работе в сфере социально-медицинских услуг»

УДК 316.6, 364. 444

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

© Т.Ю. Никифорова, Л.С. Черных

Ключевые слова: социальная работа; социально-медицинская работа; социальное обеспечение; медицина социальная; профилактика.

Показана роль специалиста по социальной работе при осуществлении социально-медицинской помощи различным группам населения в связи с особенностями их здоровья и социальным положением.

Социально-медицинская работа представляет собой одно из важных направлений в деятельности социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении.

В оказании социальной помощи населению значительная роль отводится медицинскому социальному работнику. Особенность профессиональной деятельности такого специалиста состоит в том, что он руководствуется одновременно медицинскими и социальными нормативными требованиями как основополагающей базой, способствующей сохранению и укреплению здоровья.

Подготовка социального работника предполагает специфические требования к уровню его образованности, связанные с решением ряда задач: сбор и анализ информации о состоянии и деятельности того или иного социального института, формирование программы управляющих действий, ее реализация и анализ эффективности используемых коррекционных мер. В этом отношении заслуживают внимания такие аспекты проблемы, как медико-социальное обеспечение, повышение качества жизни, доступность предоставляемых социальных услуг населению [1].

В свою очередь, обеспечение сотрудничества медицинских и социальных работников будет способствовать комплексной реализации программы оказания медико-социальных услуг населению.

В основе организации медико-социальной помощи лежит первичная медико-санитарная (социальная) помощь (ПМСП). Основные принципы и элементы ПМСП были разработаны и рекомендованы всем странам с различными системами здравоохранения. ПМСП включает в себя следующие элементы: санитарное просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья и способам их решения, включая профилактику, обеспечение достаточным количеством продуктов питания и содействие рациональному питанию; снабжение достаточным количеством чистой питьевой воды; проведение основных санитарно-гигиенических мероприятий; охрана здоровья матери и ребенка, включая планирование семьи; вакцинация против основных инфекционных болезней; лечение распространенных заболеваний и травм; обеспечение основными лекарственными средствами.

В качестве объекта социальной работы в здравоохранении выделяют различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно обусловливают друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами лиц является тяжелой и малоэффективной как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции [2].

К таким категориям граждан относят: длительно, часто и тяжело болеющих; социально дезадаптированных лиц; инвалидов; одиноких престарелых; детей-сирот; юных матерей; многодетные и асоциальные семьи; лиц, пострадавших от стихийных бедствий; больных СПИДом и др. Доля такого контингента граждан на протяжении последних лет неуклонно возрастает.

Вышеизложенное позволяет считать целесообразным привлечение специалиста по социальной работе к деятельности в рамках медико-социальной помощи лицам, имеющим отклонения в интеллектуальном, физическом развитии, инвалидам, пожилым людям и малообеспеченным гражданам [1].

Медико-социальная работа характеризуется профессиональной деятельностью междисциплинарного характера, направленной на оказание медико-реабилитационной, правовой, психологической, педагогической и социально-бытовой помощи гражданину в восстановлении и сохранении физического и психического здоровья, а также достижения социального благополучия [2].

Целесообразно выделить два типа медикосоциальной работы - патогенетический и профилактический [3, с. 227].

Патогенетическая медико-социальная работа (МСР) включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медикосоциальной экспертизы, социальную работу в отдельных областях медицины и здравоохранения.

Профилактическая МСР подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового

образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Первичная профилактика ориентирована на предупреждение развития у человека патологических состояний, т. е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач.

Следует отметить, что профилактическая деятельность, осуществляемая медицинским персоналом, не всегда является достаточно эффективной, поскольку не затрагивает целый комплекс социальных проблем (или решает их частично). В этом случае может не учитываться влияние ряда социальных факторов на здоровье человека (экономическое состояние общества и семьи; обеспеченность людей самым необходимым для жизни: жильем, работой, транспортом, продуктами питания и др.).

С позиции патогенетической медико-социальной работы необходимым является реабилитация больных, т. е. использование комплекса медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, полное или частичное восстановление нарушенных функций организма, повышение адаптационных ресурсов человека, его социальной активности. Результативность медико-социальной работы в этом случае будет связана со степенью восстановления социальной активности человека и его адаптационных ресурсов [3].

Согласно опыту зарубежных стран и отечественной практики, определенная категория больных граждан нуждается не только в медицинских услугах, но и в мерах социально-психологической поддержки. Осуществление такой поддержки возможно через комплексную реабилитацию за счет направленных на адаптацию медицинских, социально-психологических и социаль-но-средовых мер, с учетом индивидуального состояния больного и социальной ситуации, в которой он находится [4].

С учетом комплексного медико-социального подхода к коррекции патофизиологического состояния человека большого внимания заслуживает практическая реализация различных технологий социокультурной реабилитации инвалидов (СКРИ). В процессе разработки индивидуальной программы СКРИ специалисты бюро медико-социальной экспертизы знакомят инвалида с перечнем близко расположенных с местом его постоянного проживания реабилитационных учреждений социальной защиты населения и культуры, с содержанием, условиями и режимом проводимых в них занятий. Поскольку само заболевание инвалида определяет необходимость адаптации к нему и повышает требования к имеющимся ресурсам, то активизация их в процессе реабилитационных мероприятий создает реальный потенциал для успешной адаптации к заболеванию и к ситуации инвалидности в целом [5].

Для осуществления полноценной медикосоциальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и

персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными [2, 3, 6]. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.

В рамки компетенции специалиста первого уровня (социальный работник с высшим образованием - социально ориентированный врач) входит получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных - социальной карты региона. В банке должны быть сведения не только об общей численности обслуживаемого населения, но и о количестве проживающих на данной территории семей. Из общего числа семей необходимо выделить неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, семьи, имеющие в своем составе инвалида, наркологического больного, ребенка-инвалида или инвалида с детства.

Наряду с этим специалист медико-социальной направленности должен определить социально-экономическую обстановку региона: его криминогенность, уровень заболеваемости социально опасными болезнями (заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП), дифтерия, туберкулез и др.). Социальный работник медицинского направления с высшим образованием составляет и внедряет программы медико-социальной помощи населению обслуживаемого региона, обеспечивает взаимодействие с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, координирует деятельность медико-социальной службы со смежными вневедомственными организациями (педагоги, психологи, юристы и др.), направляет и контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена, решает другие организационные вопросы.

Основными функциями медико-социального работника второго уровня (специалист со средним специальным образованием) является патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг:

- оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими заболеваниями;

- содействие в обеспечении медикаментами, перевязочными и гигиеническими средствами, продуктами питания через специальные магазины по льготным ценам;

- организация консультативной помощи правоведов, психологов, педагогов;

- санитарно-просветительная работа и обучение само- и взаимопомощи;

- выявление и пресечение аномальных явлений в семье;

- формирование здорового образа жизни у детей и подростков;

- осуществление социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам; выявление нуждающихся в ортопедической технике, протезах.

Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами: лицами из числа верующих, представителями Общества Красного Креста и других организаций, которые по убеждению или из чувства сострадания оказывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в ней (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов и т. д.). Социальный работник третьего

уровня помогает осуществлять связь медико-социальных работников поликлиники с добровольными организациями, оказывающими помощь в социальной работе (возрождение благотворительности и милосердия, создание соответствующих добровольных структур).

Медико-социальные услуги должны быть несложными в организации, доступными для всех слоев населения и социально гарантированными по объему и качеству [6].

Одной из рациональных форм организации социальной помощи населению являются отделения медико-социальной помощи, создаваемые при территориальных поликлиниках. Формирование медикосоциальных структур на базе лечебно-профилактических учреждений обусловлено, прежде всего, тем, что общественное здоровье зависит от решения как медицинских, так и социальных проблем.

Медико-социальные и медицинские работники, объединенные на базе лечебно-профилактического учреждения, обеспечивают не только своевременное выявление нуждающихся в помощи, но и предоставляют рациональный объем всех необходимых медикосоциальных услуг. Медицинский социальный работник выступает в этом случае как доверенное лицо населения своего участка и практически, конкретно, адресно, с учетом индивидуальных особенностей реализует программу сохранения и укрепления здоровья своих пациентов.

К основным видам деятельности территориального отделения медико-социальной помощи относятся обеспечение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний путем предупреждения аномальных явлений в семье, у подростков, просветительная работа по гигиеническому воспитанию населения, обучение само- и взаимопомощи, медико-социальная помощь престарелым и неоперабельным больным [3, 6].

Медицинский социальный работник, находящийся в структуре медицинского учреждения, помогает лечащему врачу в выполнении непрофильной для него работы: прием больных, обращающихся для решения

медико-социальных вопросов (оформление справок, медицинских карт, выписывание рецептов лекарственных препаратов по социальным показаниям и т. д.).

Таким образом, социальный работник при оказании социально-медицинской помощи может найти применение своим знаниям и умениям в таких структурах, как дневной стационар при поликлиниках, стационар на дому для наблюдения за больными после т. н. «ранней» выписки из хирургического стационара, в отделениях для долечивания, реабилитационных центрах, медицинских учреждениях медико-социального обеспечения и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никифорова Т.Ю. Содержание социального образования в сфере социально-медицинского обслуживания населения // Психологопедагогические аспекты профессиональной подготовки специалистов на факультете педагогики и психологии: сб. науч. тр. Липецк: ЛГПУ, 2008. С. 198-201.

2. Шурыгина Ю.Ю. Содержание и методика социально-медицинской работы (с региональным компонентом): учеб.-метод. пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. 121 с.

3. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Е.И. Холостова. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 227.

4. Морозова Е.В. Роль и значение психологической реабилитации личности в экспертно-реабилитационном процессе // Медикосоциальная экспертиза и реабилитация. 2010. № 1. С. 54-56.

5. Никифорова Т.Ю., Левашов Р.В. Технологии социокультурной реабилитации // Медико-социальные проблемы современной России: сб. науч. ст. Вып. 4. М.: Финпол, 2009. С. 220-224.

6. Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 121-144.

Поступила в редакцию 11 октября 2013 г.

Nikiforova T.Y., Chernykh L.S. FORMATION OF PROFESSIONAL LITERACY OF EXPERT ON SOCIAL WORK IN SOCIAL-MEDICAL SERVICES AREA

The role of the expert in social work in the implementation of social and medical assistance to various groups of the population due to the nature of their health and social status is shown.

Key words: social work; social and medical work; social security; social medicine; prevention.

Никифорова Татьяна Юрьевна, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, e-mail: nickiforowa. ni@yandex. ru

Nikiforova Tatyana Yuryevna, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Medical and Biological Disciplines Department, e-mail: [email protected]

Черных Лидия Сергеевна, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент кафедры медико-биологических наук, e-mail: [email protected]

Chernykh Lidiya Sergeyevna, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor of Medical and Biological Disciplines Department, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.