УДК 371.1
М. А. Беляева
ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медико-социальная помощь, медико-социальная работа, медицинская социальная работа, социальная работа в здравоохранении.
АННОТАЦИЯ. Анализируется содержание и соотношение таких понятий, как «медико-социальная помощь», «медико-социальная работа», «медицинская социальная работа», «социальная работа в здравоохранении», выделяются этапы медико-социальной работы и круг ее клиентов, определяются основные направления деятельности специалиста социальной работы, обозначаются проблемы взаимодействия медицинского персонала и работников социальных служб.
Проблема сохранения здоровья — одна из глобальных проблем человечества. В настоящее время здоровье человека не сводится к его анатомическим и физиологическим характеристикам, все чаще подчеркивается весомая роль социального аспекта — физическая гармония должна подкрепляться позитивным душевным состоянием и социальным благополучием, поэтому здоровье перестало быть только заботой врачей, медицинских служб. Предупреждение и преодоление заболеваний требует вмешательства и служб социальных.
Соответственно появились такие терминологические конструкции: «медикосоциальная помощь», «медико-социальная работа», «медицинская социальная работа», «социальная работа в здравоохранении», содержание и соотношение которых точно не определено и нуждается в научном анализе.
Рассмотрим термин «медико-социальная помощь». Согласно «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», медикосоциальная помощь «...включает профилактическую, лечебно-диагностическую,
реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медикосоциальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения» [8, ст. 20]. Данное определение ценно тем, что, во-первых, содержит основные этапы оказания помощи: профилактика, диагностика, лечение, реабилитация; во-вторых, провозглашает межведомственный и междисциплинарный подход к осуществлению медико-социальной помощи населению, и, наконец, в-третьих, законодательно закрепляет участие социальных работников в этом процессе.
Какова роль социальных работников? В вышеприведенном нормативном документе особо подчеркиваются меры социально-бытовой (уход за нетрудоспособными, протезно-ортопедическая помощь) и
экономической реабилитации клиента (выплата пособий), иные формы медикосоциальной помощи не конкретизируются, поэтому может сложиться представление, что профессиональные обязанности социального работника сводятся к перечисленным видам деятельности. Уход за человеком, не способным к самообслуживанию или ограниченным в нем, является малоквалифицированным трудом и относится к уровню начальной профессиональной подготовки социальных работников. Специалист же, участвуя в медико-социальной работе с населением, никаких непосредственных санитарногигиенических, а тем более медицинских манипуляций не осуществляет.
Независимо от того, в какой сфере занят специалист по социальной работе (образование, здравоохранение, производство и т. д.), его функция универсальна — помочь клиенту решить существующие или потенциальные проблемы через оказание посреднической, образовательной,
о* о
материальной , психологической помощи. Специалист по социальной работе, безусловно, должен уметь оказывать срочную медицинскую, так называемую доврачебную помощь, такое же требование накладывается на педагогов. И педагоги, и социальные работники работают с людьми и могут первыми оказаться в экстренной ситуации, требующей подобного реагирования, но на практике эти знания применяются все-таки крайне редко.
Учитывая, что определение медикосоциальной работы должно в полной мере отражать оказываемые виды помощи, более удачным является определение А. Мартыненко, который под медико-социальной работой понимает профессиональную деятельность междисциплинарного характера, направленную на медико-реабилитационную, правовую, психологическую и педагогиче-
*
Мы не выделяем отдельно бытовую помощь, считая ее разновидностью материальной помощи, поскольку за счет бытовых услуг преобразуется материальное окружение клиента.
скую помощь клиенту в восстановлении и сохранении его физического, психического и социального благополучия; он также подчеркивает, что такая деятельность может осуществляться не только в сфере здравоохранения [5. С. 41—44]. Однако данное определение не поясняет, кому оказывается медико-социальная помощь. Любые отклонения здоровья являются предметом медико-социальной работы, или это ограниченный перечень заболеваний и категорий клиентов?
Существует такое клише, что в первую очередь в медико-социальной поддержке нуждаются инвалиды и граждане пожилого и престарелого возраста, но этот стереотип складывается в силу того, что социальный компонент медико-социальной работы сводится к социально-бытовой и частично экономической реабилитации.
Если же рассматривать психологический и педагогический аспекты медикосоциальной работы, то круг клиентов необозримо расширяется. Любой человек, оказавшийся в роли пациента, нуждается в психологической помощи, любой человек в зависимости от своего пола, возраста, профессии и т. д. выступает потенциальным адресатом каких— либо профилактических мероприятий медико-социального содержания.
Определяя границы медико-социальной работы, круг ее клиентуры, мы основываемся на той точке зрения, что многие (если не все) заболевания имеют социальные причины, поскольку даже проявление генетически обусловленных заболеваний ряде случаев зависит от образа жизни человека, условий, в которых он живет. Нарушение здоровья влечет за собой социальные следствия, а «социальная атмосфера», в свою очередь, влияет на скорость выздоровления человека. Отсюда, на наш взгляд, любое прогнозируемое или уже возникшее заболевание требует медико-социального подхода, поэтому перечень клиентов медико-социальной работы не ограничен и охватывает все категории населения.
Даже прозаичный поход к зубному врачу содержит в себе социальный аспект в том смысле, что необходимо найти средства для оплаты подобных медицинских услуг, а некоторым индивидам (особенно детям) требуется психологическая помощь, чтобы преодолеть страх перед «зубоврачебным кабинетом», кроме того, все мы в семье или школе обучались тому, как нужно беречь свои зубы.
Безусловно, можно выделить приоритетные направления медико-социальной работы, которые в силу остроты проблемы, ее масштабности или значимости последствий имеют особое значение. К таким направлениям, на наш взгляд, следует отнести медико-социальную работу в наркологии, онкологии, психиатрии, а также хосписное дело и охрану материнства и детства.
С нашей точки зрения, медикосоциальная работа — это профессиональная деятельность междисциплинарного и межведомственного характера, предполагающая оказание медикосоциальной помощи населению, медицинский компонент которой осуществляется медицинским персоналом всех уровней профессиональной подготовки и включает все современные достижения медицины в профилактике, диагностике, лечении заболеваний и дальнейшей реабилитации человека. Социальный компонент медико-социальной работы представляет собой синтез образовательной, психологической, посреднической, юридической, экономической и бытовой по* о
мощи населению, нацеленной на профилактику социальных причин и следствий нарушения здоровья человека. Социальный компонент медико-социальной работы может осуществляться широким кругом специалистов гуманитарной сферы — психологами, педагогами, юристами, специалистами социальной работы, социальными работниками и помощни-
Экономический и бытовой виды помощи, на наш взгляд, являются вариантами материальной помощи.
ками социальных работников, в том числе добровольными (волонтеры).
Интересно, что Ю. В. Валентик с соавторами выделяют домедицинский (профилактика), медицинский (диагностика и лечение), постмедицинский (дальнейшая реабилитация) этапы медикосоциальной работы [4. С. 46]. Такие определения, вероятно, соответствуют специфике медико-социальной работы в наркологии. Но, рассматривая медикосоциальную работу в целом, нетрудно заметить, что медицинские меры присутствуют и среди профилактических (прививки), и среди реабилитационных мер (пластическая хирургия, например). Тем не менее, сам принцип разделения медико-социальной работы на три этапа кажется нам верным. Мы бы определили эти этапы как профилактический, терапевтический (терапия в смысле — лечение), реабилитационный.
Профилактический этап должен быть нацелен на предупреждение нарушения здоровья, в том числе через предупреждение социально обусловленных факторов, имеющих разрушительные последствия для жизнедеятельности человека. Этот этап включает такие направления деятельности специалиста социальной работы, как:
1) выявление категорий населения, для которых в силу возрастных, профессиональных, культурных и иных факторов характерен повышенный риск снижения или потери здоровья;
2) выявление социальных факторов и проблемных ситуаций, которые содержат в себе угрозу здоровью населения;
3) информирование соответствующих служб о наличии групп риска, о сложившихся проблемных ситуациях, потенциально опасных для общественного здоровья или здоровья конкретных категорий людей;
4) разработка и проведение информационно-просветительских программ, нацеленных на формирование здорового образа жизни, повышение у населения знаний, умений, навыков, необходимых для поддержания здоровья;
5) организация проведения массовых мероприятий (вакцинация, диспансеризация и др.), способствующих профилактике и раннему выявлению заболеваний.
Профилактический этап реализуется через учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, на производственных предприятиях. Надо сказать, что межведомственное взаимодействие в этом вопросе пока не отработано, поэтому потенциал социальных служб в профилактической медико-социальной работе с населением используется не в полной мере.
Терапевтический этап медикосоциальной работы, нацеленный на диагностику и лечение заболеваний, осуществляется в медицинских учреждениях, причем, как правило, с использованием стационарных форм медицинского обслуживания. Чтобы включить в этот этап социальную составляющую, необходимо преодолеть традиционный для сферы здравоохранения редукционистский подход в решении соматических проблем человека.
Верным шагом в этом направлении является введение социальных работников непосредственно в штат многопрофильных больниц и специализированных клиник (онкоцентры, психиатрические, наркологические диспансеры и др.). Учитывая четкую иерархию в штатном взаимодействии медицинского персонала (врачи, медсестры, младший медперсонал), появление сотрудников с новым, не вполне определенным полем деятельности вызывает ощутимое противостояние. Н. Берковитц объясняет подобное противостояние разными исходными позициями профессионального мировоззрения: для медицинских работников главное — сохранение жизни пациента, при этом все внимание сосредоточено на болезни, на повреждении организма в результате внедрения в него разрушающего агента, например бактерии или вируса, тогда как для социального работника, практикующего в меди-
цинском стационаре, главным выступает качество жизни пациента (клиента), целостность его существования как человека и как личности, провозглашение взгляда на пациента как в равной мере психологическое, социальное, биологическое существо. «Социальные работники в сфере медицины должны выступать против дуализма медицинской профессии, ориентирующегося на предложенное Декартом разделение «души» и «тела» — концепцию, глубоко повлиявшую на основные положения современной медицинской службы» [1. С. 56]. Надо уточнить — европейской медицинской службы, поскольку восточная медицина придерживается обратных позиций.
Таким образом, направленность на спасение жизни у одних и на качество жизни у других, опора медицины на объективные данные, социальной работы — на субъективные, разное отношение к эмоциональным проблемам пациента, ограниченность медицинских и социальных работников определенными технологиями помощи, выполнение различных ролей в междисциплинарной команде, причем роль социального работника включает в себя контролирующие функции, поскольку он должен защищать права клиента на качественное медицинское обслуживание, — все это порождает напряженность в отношениях и стойкое нежелание что-либо менять в сложившейся системе работы медицинских учреждений. Компромиссным решением является попытка добавить к обязанностям медицинских сестер некоторые социальные функции, «опустив», таким образом, социальную работу в здравоохранении до уровня среднепрофессионального образования. Но надо сказать, что медсестры и так перегружены работой, кроме того, именно они наделены значительной властью над жизнями временно ставших зависимыми от них пациентов, и случаи злоупотребления этой властью не единичны. Поэтому социальная работа в здравоохранении, которую мы рассматриваем как часть меди-
ко-социальной работы, должна быть представлена и социальными работниками среднего звена, и специалистами.
Взаимоотношения социальных работников с медицинским персоналом строится на тех же принципах, что и в других сферах. Главный из этих принципов — приоритет интересов клиента, не может не порождать конфликтов в работе. Тем не менее, социальные работники способны получить признание в стационарах, если проявят свою компетентность, которая, наш взгляд, заключается в четком понимании цели, задач работы и умении их достигать, обеспечивая конкретную помощь немедицинского содержания.
Н. Берковитц, Л. Дженкинс полагают, что целью социальной работы в здравоохранении является обеспечение профессиональной помощи людям, чьи возможности социального функционирования в сообществе с другими людьми нарушены или могут быть нарушены вследствие заболевания, ограничения возможностей или несчастного случая; при этом главная задача социальной работы в области здравоохранения в том, чтобы помогать больным и их семьям справляться с социальными и эмоциональными проблемами, сопровождающими заболевания и состояние ограниченных возможностей [2. С. 21, 23].
Ш. Рамон подчеркивает, что социальный работник должен открывать путь сохранения достоинства и самостоятельности для человека, испытывающего мучительное чувство подавленности из-за неожиданного или затяжного заболевания [ 9. С. 11].
Конкретизируя сказанное уважаемыми авторами, целью социальной работы в медицинском учреждении, на наш взгляд, является создание максимально комфортных условий пребывания человека в больнице. Можно провести такую аналогию: роль социальных работников сродни роли бортпроводниц, обеспечивающих комфортабельность пассажирских
авиарейсов. Можно обойтись и без них, но пассажиры в этом случае останутся наедине со своими страхами и физическим дискомфортом, вызванных полетом. То же имеет место и в медицинских учреждениях, которые у нас в России работают без социального сопровождения пациентов, в результате люди не имеют поддержки в переживании своих тягостных эмоциональных и иных затруднений, вызванных не только болезнью, но и атмосферой пребывания в больнице, что, конечно, не способствует выздоровлению.
Роль пациента даже в такой больнице, в которой придерживаются самых гуманных принципов и работает самый деликатный персонал, тонко чувствующий переживания больного, сопряжена с риском «обезличивания», когда человек рассматривается лишь как объект, над которым проделывают медицинские манипуляции [1. С. 47]. На наш взгляд, трудно осуждать медицинских работников за обезличивание больного, это своеобразные способ профессиональной самозащиты, позволяющий уйти от пропускания проблемы через себя, для того чтобы остаться «хладнокровным» и собранным, сконцентрированным на конкретной зоне организма, требующей лечебного вмешательства. Но люди очень тонко чувствуют эту обезличенность и нежелание (или невозможность) персонала вникать в душевные переживания каждого пациента.
Затруднения, связанные с отправлением физиологических функций, неумение пользоваться новыми для пациента приборами и предметами (например, ортопедическими приспособлениями), необходимость получения помощи приводят в замешательство, снижают самооценку человека, тем более что вместо помощи он может получить упреки и оскорбления. В результате снижается мотивация к успешному взаимодействию с персоналом, возникает нежелание подчиняться медицинским требованиям, режиму, которые необходимы для за-
вершения лечения. Негативные чувства и поведение неизбежно затрудняют процесс выздоровления и увеличивают время госпитализации.
Хотя функция оказания психологической поддержки провозглашается неотъемлемым атрибутом медицинской профессии, реализуется она неудовлетворительно. На наш взгляд, только наличие персонала, специально предназначенного для адекватного реагирования на психологические и иные проблемы человека, выбитого болезнью из привычной жизненной колеи, поможет решить эту проблему. Социальные работники как раз те специалисты, которые способны повлиять на процесс оказания медицинской помощи, учитывая нужды пациента и вовлекая его в терапевтический процесс. Для этого необходимо, прежде всего, решить психологические проблемы, связанные с адаптацией человека к больничным условиям, к выявленному заболеванию, его прогнозу. Тревога, депрессия, чувство беспомощности, бессилия и безнадежности — это типичные реакции не только на заболевания, реально угрожающие жизни, но и заболевания, требующие изменения поведения человека, сопровождающиеся длительным лечением и т. п.
Специфическая задача социальных работников — помочь человеку ответить на возникающие у него экзистенциальные вопросы: почему это случилось именно со мной? как это изменит мою жизнь? стоит ли жить на свете? сколько я еще проживу? Подобные вопросы не только истощают силы и энергию человека, подрывая его прежнее мировоззрение, но и угрожают депрессией и суицидом. Медицинский персонал часто недооценивает, не придает значения подобным экзистенциальным переживаниям, считая, что их миссия — облегчение физической, а не экзистенциальной боли. Специалист социальной работы должен заниматься именно страданиями пациента*, облег-
*
Имеются в виду не столько физические страдания, сколько страдания душевные, в основе которых ле-
чение и преодоление которых повышает эффективность проводимого лечения.
Результатами деятельности социальных работников в данном случае являются: поддержание эмоционального
равновесия пациентов (клиентов), сохранение позитивной самооценки, продолжение отношений с семьей и друзьями, наличие готовности к изменениям в своей жизни и др. Нетрудно заметить, что у человека, оказавшегося в роли пациента медицинского учреждения, превалирует потребность в психологической помощи. В таком случае оправдано ли вмешательство именно социальных работников, а не профессионального психолога или психотерапевта? На наш взгляд, помощь должна быть не столько психологически глубокой, сколько комплексной. Требуемый эффект достигается не через специальные методики психотерапевтического воздействия на клиента, а косвенными средствами через посредническую, образовательную, материальную помощь. Опираясь на гуманистические ценности, проявляя терпимость к культурным, возрастным особенностям поведения людей, специалист социальной работы способен помочь им преодолеть экзистенциальный кризис и страдания, которые в той или иной мере испытывает каждый человек, оказавшийся на больничной койке.
Помимо работы с самим пациентом другое важное поле деятельности — работа с семьей. Госпитализация и хроническое заболевание одного из членов семьи серьезно влияют на ее функционирование, причиняя беспокойство представителям всех ее поколений, вынуждая осваивать новую социальную роль — роль «семьи пациента». В том случае, если пациент — ребенок, роль семьи еще более возрастает. При этом семья сама нуждается в поддержке.
жат сомнения, угрожающие безопасности личности как сложной социальной и психологической сущности, а не только сущности биологической.
Эмоциональные и иные проблемы семьи, спровоцированные болезнью одного из ее членов, должны стать заботой специалиста по социальной работе. Большое значение в поддержке семьи играет консультативная работа, представляющая собой симбиоз образовательной, психологической, посреднической помощи и помогающая осознать и принять те обязанности, которые семья должна выполнять в процессе лечения пациента.
Не имея возможности далее подробно останавливаться на социальной работе с семьей в медицинском учреждении, вернемся к определению содержания терапевтического этапа медико-социальной работы, который, по нашему мнению, помимо собственно медицинской терапии включает социальную терапию, представляющую комплекс следующих направлений деятельности специалиста социальной работы:
— доврачебный прием в целях получения клиентом необходимой информации о существующих учреждениях, оказывающих необходимую медицинскую помощь, или информации о предстоящем ходе медицинских мероприятий в данном учреждении;
— защита прав на получение необходимых и качественных медицинских услуг;
— решение вопросов, связанных с оплатой медицинских услуг;
— оказание психологической поддержки клиенту и его родственникам в критические моменты (при поступлении в медицинское учреждение и перед выпиской, перед операционным вмешательством и в послеоперационный период, при постановке диагноза, особенно в случае неблагоприятного прогноза исхода заболевания — инвалидизации или угрозы гибели);
— вовлечение семьи в процесс помощи клиенту;
— предупреждение и разбор конфликтных ситуаций, возникающих между пациентом и его окружением (медперсонал, другие пациенты, родственники);
— привлечение внешних источников помощи (организаций и частных лиц) к
проблемам клиента, проходящего лечение в стационаре, если он одинок или нуждается в материальной поддержке;
— в случае длительного пребывания в стационаре — профилактика госпита-лизма;
— обучение пациента необходимым навыкам, облегчающим самообслуживание при данном заболевании или возникшем ограничении возможностей;
— планирование социального сопровождения пациента после выписки в постстационарном периоде;
— участие в принятии сложных «этических решений» (например, определение позиции родителей по отношению к новорожденному с врожденными аномалиями);
— проведение диагностики удовлетворенности пациентов качеством обслуживания и др.
Это далеко не полный перечень мер социальной терапии, которые могли бы осуществляться специалистами социальной работы и социальными работниками в медицинских учреждениях.
В отличие от сферы образования или производства, где социальный работник имеет дело с относительно стабильной общностью, характеризующейся сложившейся системой взаимоотношений, разноплановыми проблемами, носящими, как правило, хронический характер, работу в медицинском учреждении, особенно в условиях стационара, отличает постоянная и сравнительно быстрая смена клиентуры.
Особенностью клиентуры в сфере здравоохранения является доминирование проблем психологического содержания, связанных с переживанием утраты здоровья и вынужденной смены образа жизни. В этих условиях востребованными оказываются кризисинтервентные стратегии работы, требующие стремительной диагностики потребностей клиента, его семьи и достижения психологического эффекта косвенными средствами.
Социальная работа, осуществляемая в медицинском учреждении, может быть обозначена как медицинская социальная
работа, а также как социальная работа в здравоохранении. В связи с этим наше внимание привлек тот факт, что, по словам Н. Берковитц, понятие «медицинская социальная работа» вытеснено понятием «клиническая социальная работа», которое «...объединяет все разнообразие форм социальной работы в области здравоохранения» [1. С. 56].
Мы не можем разделить эту позицию, поскольку термин «клиническая социальная работа» относится к неопределенным терминам. К. Мейер, подчеркивая его неопределенность, считает, что под клинической социальной работой можно подразумевать, во-первых, работу непосредственно с клиентами, а не аналитическую и организационную; во-вторых, социальную работу, в которой ведущее место занимает психотерапия клиента; в-третьих, клиническим социальным работником в США называют тех, кто занимается социальной работой в частном порядке [7. С. 305].
Мы полагаем, что клиническая социальная работа в историческом плане отталкивается от диагностической школы социальной работы и на настоящий момент представляет собой деятельность, осуществляемую в рамках психологоориентированных моделей социальной работы, в которых ведущее место занимает решение психологических проблем клиента с использованием, главным образом, индивидуальных и групповых форм работы. В этой трактовке социальная работа в здравоохранении (иначе — медицинская социальная работа) не равнозначна клинической социальной работе, хотя, безусловно, последняя может быть широко в ней представлена.
Возвращаясь к рассмотрению содержания медико-социальной работы, перейдем к анализу содержания третьего, заключительного этапа оказания медико-социальной помощи, который можно назвать реабилитационным. В ходе реабилитационного этапа бывшие пациенты медицинских учреждений приспосабливаются к
переменам, произошедшим в их жизни, и потому нуждаются в поддержке медицинских и социальных служб. Данный этап, на наш взгляд, помимо возможного поддерживающего медицинского лечения включает следующие меры социального сопровождения:
1) разработку программ индивидуальной реабилитации;
2) защиту права клиента и его семьи на получении необходимых услуг и материальной помощи, связанной с инвалидностью, временной нетрудоспособностью и т. п.;
3) разработку рекомендаций для учреждений, участвующих в реабилитации данного человека (например, школы, в которой ребенок будет продолжать учиться после длительного перерыва, вызванного болезнью или травмой);
4) поддержание связи между учреждениями медико-социальной помощи и клиентом, если его реабилитация осуществляется на дому (патронажи, телефонные переговоры, переписка);
5) вовлечение семьи в процесс реабилитации клиента;
6) осуществление разнообразных видов реабилитации клиента (психологической, педагогической, профессиональной, экономической, бытовой, спортивной, правовой);
7) координацию деятельности различных учреждений — выработку единой стратегии между всеми участниками социального сопровождения клиента;
8) установление связей между клиентами, имеющими сходные проблемы, — образование групп самопомощи; формирование «терапевтических сообществ»*, привлечение клиента и его семьи к работе с другими клиентами, находящимися на начальных стадиях преодоления болезни или ее последствий;
9) организацию и проведение обучающих программ для специалистов;
Имеются в виду закрытые сообщества, т. е. сообщества с низкой сменяемостью участников, которые в реабилитационных целях живут там длительное время (например, общины для наркоманов).
10) формирование общественного мнения относительно медико-социальных проблем и конкретных категорий населения, имеющих прямое отношение к этим проблемам (например, преодоление дискриминации ВИЧ-инфицированных, инвалидов и др.). Перечисленные направления деятельности специалиста социальной работы дают представление о многоплановости проводимой работы по социальному сопровождению клиента в ходе реабилитационного этапа медико-социальной помощи населению.
В качестве заключения необходимо отметить, что, следуя холистическим принципам и понимая здоровье, как единство биологического и социального в человеке, мы считаем, что помощь по поводу любых нарушений здоровья и их профилактики должна носить медикосоциальный характер. Социальная работа в здравоохранении является составной частью медико-социальной работы. Она осуществляется в учреждениях здра-
воохранения на одном из этапов оказания медико-социальной помощи населению, который мы назвали терапевтическим (основной смысл этого этапа — лечение и диагностика отклонений в здоровье человека). Социальная работа в здравоохранении представляет собой деятельность по социальному сопровождению клиентов в целях повышения комфортности их пребывания в медицинском учреждении и, как следствие, повышения эффективности проводимых медицинских мероприятий. Становление и развитие медико-социальной работы, а вместе с ней и социальной работы в здравоохранении позволит решать соматические проблемы человека через рассмотрение его как целостного социального субъекта, каждая из четырех составляющих личности которого — соматическая, ментальная, эмоциональная и духовная — играет специфическую роль в преодолении заболеваний, сохранении здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БЕРКОВИТЦ, Н. Практика социальной работы в стационарах: биопсихосоциальные аспекты / Н. Берковитц // Гуманистический подход к охране здоровья / пер. с англ. под ред. К. В. Григорьева. — М., 1998.
2. БЕРКОВИТЦ, Н. Практика социальной работы в здравоохранении / Н. Берковитц, Л. Дженкинс // Гуманистический подход к охране здоровья / под ред. К. В. Григорьева. —М., 1998.
3. БЕССОНОВА, О. Н. Медико-социальные методы социальной работы. / / Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. Н. Бессонова, Н. Ф. Басов,
B. М. Басова ; под ред. Н. Ф. Басова. — М. : Академия, 2005.
4. ВАЛЕНТИК, Ю. В. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии /
Ю. В. Валентик, О. В. Зыков, М. Г. Цетлин. — М., 1997.
5. МАРТЫНЕНКО, А. В. Проблемы становления в России медико-социальной работы как про-
фессиональной деятельности / А. В. Мартыненко // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. — М., 1995. — № 4.
6. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ аспекты теории и практики социальной защиты населения / / Социальная работа : теория и организация: учеб. пособие / П. П. Украинец, С. В. Лапина,
C. Н. Бурова ; под ред. П. Украинец. — Мн. : ТетраСистемс, 2005.
7. МЕЙЕР, К. Практика социальной работы : обзор основных направлений // Энциклопедия социальной работы : в 3 т. — Т. 2 ; пер. с англ. — М., 1994.
8. ОСНОВЫ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. — М., 1993. — 22 июля. — № 5487-1.
9. РАМОН, Ш. Гуманистический подход к охране здоровья / Ш. Рамон ; пер. с англ. под ред. К. В. Григорьева. М., 1998.
Получено 24.01.08 © Беляева М. А., 2008