© Ж. Д. Турсынбекова, 2015 УДК 610.2
Ж. Д. Турсынбекова
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Кафедра социально-управленческих технологий Национальной школы государственной политики Академии государственного управления при Президенте РК (г. Астана)
Клиентами социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения являются различные группы населения, имеющие проблемы со здоровьем, которыми непосредственно занимается лечащий врач. Однако медицинские и социальные проблемы взаимно потенцируют друг друга, поэтому деятельность социального работника в учреждениях здравоохранения становится необходимой и заключается в определении проблем клиента и путей их решения с помощью адекватных ситуаций медико-социальных технологий.
Ключевые слова: медико-социальные технологии, социальная работа, здравоохранение, здоровье, компетенции социального работника
В условиях политических, экономических и социальных трансформаций последнего двадцатилетия на фоне ухудшения показателей здоровья усугубились медико-социальные проблемы. Возникает объективная потребность в развитии новых эффективных технологий решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом комплексно-интегративном уровне. Возрастает роль в системе здравоохранения такого вида профессиональной деятельности, как социальная работа.
Среди технологий существенную роль играют технологии социальной работы в сфере здравоохранения. Основу социальных инноваций составляют организационные перемены в социальной практике, формирование новых профессиональных компетенций и функций, реализация которых направлена на снятие последствий деструктивных процессов.
Залог благосостояния, процветания и развития государства кроется в благосостоянии его населения. Но для того, чтобы человек мог развиваться, совершать какие-либо действия, приводящие его к цели, необходимо создать соответствующую обстановку, атмосферу вокруг него.
Здоровье человека, как известно, зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленных социальных влияний. Эти две составляющие здоровья человека - биологическое и социальное - находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи [2].
Много лет в общественное сознание внедрялась мысль о том, что здоровье, его обретение и сохранность - поприще медици-
ны, хотя даже в Большой медицинской энциклопедии сказано, что «...медицина - одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предупреждение болезней человека», а это означает, что предписанная деятельность медицины - преимущественно в сфере нозологии, но не в жизни здорового человека [2, 5].
В настоящее время в государственном здравоохранении система социальной работы предполагает включать профилактику, диагностику, лечение, сохранения здоровья и реабилитацию [1, 13]. Эта система действует на разных этапах, начиная от составления программ здравоохранения до работы в больницах общего типа или специализированных. Более того, во всех организациях первичной медико-санитарной помощи и в некоторых организациях здравоохранения наркологического, психиатрического и онкологического профиля предусмотрена ставка специалиста по социальной работе для выпускников средних и высших учебных заведений.
Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно усиливают друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контин-гентами тяжела и малоэффективна и для медицинских, и для социальных работников, поскольку они неизбежно сталкиваются с проблемами, выходящими за рамки их профессиональной компетенции и препятствующие успешной узкопрофессиональной деятельности.
К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, матери, не достиг-
шие 18-летнего возраста, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет.
Социальная работа в здравоохранении имеет много общего с деятельностью организации здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками. При определении функций социального работника в конкретной организации здравоохранения и построении технологий его работы с клиентами целесообразно использовать классификацию, согласно которой его функции разделены на три группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные [3, 13].
Медико-ориентированные функции и технологии работы:
- организация медико-социальной помощи и ухода за больными;
- оказание медико-социальной помощи семье;
- медико-социальный патронаж различных групп;
- оказание медико-социальной помощи хроническим больным;
- организация паллиативной помощи;
- предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика);
- санитарно-гигиеническое просвещение;
- информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.
Социально-ориентированные функции технологии работы:
- обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;
- представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи;
- содействие в предупреждении общественно опасных действий;
- оформление опеки и попечительства;
- участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;
- участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры;
- обеспечение доступа к информации по
вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания;
- информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;
- содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат;
- семейное консультирование и семейная психокоррекция;
- психотерапия, психическая саморегуляция;
- коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.
Интегративные функции и технологии работы:
- комплексная оценка социального статуса клиента;
- содействие выполнению профилактических мероприятий социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;
- формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;
- планирование семьи;
- участие в проведении медико-социальной экспертизы;
- участие в осуществлении медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
- проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины;
- содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей;
- социально-правовое консультирование;
- организация терапевтических сообществ само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера;
- участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;
- обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.
Квалифицированное содействие клиентам в решении их жизненных проблем, связанных со здоровьем, определяет профессиональные особенности социальной работы и уровень подготовки специалиста по соответствующей медицинской специализации. Необходимо
отметить координирующую роль социального работника, участвующего в оказании медико-социальной помощи, в решении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов смежных профессий -врачей, психологов, педагогов, юристов и др.
Социальный работник свободен в выборе теоретических оснований своей деятельности, в сборе дополнительных данных о больном, его состоянии, семье, близких. Однако в главном они сводятся к информационному обеспечению тех задач, что стоят перед социальным работником сферы здравоохранения [8, 10]:
1) обеспечить оптимальную связь больного с его социальным окружением;
2) оптимизировать самопомощь и поддержку близких больному в кризисной ситуации;
3) обеспечить связь работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного;
4) оказать поддержку родным и близким в ситуациях трагического исхода болезни клиента.
Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и, персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными.
Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.
В компетенцию специалиста высшего уровня (социальный работник с высшим образованием - социально ориентированный врач) входит получение полной информации о социальном положении населения, создание электронной базы (банк) данных - оциальной карты региона.
К банку данных предъявляются определенные требования. В нем должны быть сведения не только об общей численности обслуживаемого населения, но и о количестве проживающих на данной территории семей. Из общего числа семей необходимо выделить неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, семьи, имеющие в своем составе инвалида, наркологического больного, ребенка-инвалида с детства.
Для успешной социальной работы специалиста медико-социальной направленности
очень важно определить социально-экономическую обстановку региона: его кри-миногенность, уровень заболеваемости социально опасными болезнями (заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП), дифтерия, туберкулез и др.). Социальный работник в сфере здравоохранения с высшим образованием составляет и внедряет программы медико-социальной помощи населению обслуживаемого региона, отлаживает системы взаимодействия с медицинскими работниками лечебно-профилактических организаций, координирует деятельность медико-социальной службы со смежными вневедомственными организациями (педагоги, психологи, юристы и др.), направляет и контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена, решает другие организационные вопросы [8, 24]. Примером координации деятельности со смежными службами является организация лекций, семинаров, консультаций психологов, юристов в школах, центрах, индивидуально и т.д. [9].
Основными функциями медико-социального работника среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг. Это оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими заболеваниями, содействие в обеспечении медикаментами, перевязочными и гигиеническими средствами, продуктами питания через специальные магазины по льготным ценам. Социальные работники среднего звена организуют консультативную помощь правоведов, психологов, педагогов, проводят санитар-но-просветительскую работу и обучение само-и взаимопомощи. Выявляют и пресекают аномальные явления в семье, участвуют в формировании здорового образа жизни у детей и подростков. Принимают участие в осуществлении социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам, выявляют нуждающихся в ортопедической технике, протезах. Инновационным подходом к данной деятельности является организация в поликлиниках объединений пациентов для взаимопомощи при различных хронических заболеваниях: гипертонии, заболеваниях сердца, сахарном диабете и др. [1, 11, 14].
Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами: лицами из числа верующих, представителями неправительственных организаций, которые по убеждению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непосредственную по-
сильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов и т.д.). В стране начинает развиваться волонтерское движение, и связь с ним позволит решить многие проблемы с участием социального работника [1, 12]. Работа добровольных организаций по предоставлению социальных услуг рассматривается как пример милосердия, крайне важный для общества.
Через социального работника третьего уровня может осуществляться связь медико-социальных работников поликлиники с добровольными организациями, оказывающими помощь в социальной работе (возрождение благотворительности и милосердия, создание соответствующих добровольных структур).
Одной из инновационных форм организации социальной помощи населению являются отделения медико-социальной помощи, которые стали создаваться при территориальных поликлиниках. Формирование медико-социальных структур на базе лечебно-профилактических организаций целесообразно по многим причинам и обусловлено, прежде всего, тем, что общественное здоровье зависит от решения как медицинских, так и социальных проблем.
При комплексном подходе к изучению здоровья не вызывает сомнения, что медико-социальная защита населения может быть достигнута совместными усилиями медицинских и социальных работников, организационно объединенных в единую межведомственную систему по охране здоровья.
Социальный работник медицинского профиля (бакалавр, специалист, магистр), владея знаниями не только медицины, но и таких дисциплин, как психология, педагогика, социальная защита, право, обеспечивает (путем координации деятельности всех служб) медико-социальную помощь и защиту отдельных лиц, семей и населения в целом.
Залог успеха медико-социального работника в сфере здравоохранения в том, что в своей профессиональной деятельности по социальной защите и поддержке населения он не ограничивается задачами и возможностями одного ведомства, а руководствуется одновременно медицинскими и социальными нормативными требованиями как основополагающей базой, способствующей сохранению и укреплению здоровья.
Социальный работник, находящийся в структуре медицинской организаций, может
высвободить лечащего врача от непрофильной работы: приема больных, обращающихся для решения медико-социальных вопросов (оформление справок, медицинских карт, выписывание рецептов лекарственных препаратов по социальным показаниям и т.д.) [22]. Медико -социальный работник может найти применение своим знаниям и умениям в таких структурах, как дневной стационар при поликлиниках, стационар на дому для наблюдения за больными после так называемой «ранней» выписки из хирургического стационара, может быть необходим в отделениях для долечивания, реабилитационных центрах, медицинских учреждениях медико-социального обеспечения и др.
Акцент в медико-социальной помощи делается на изучении особенностей жизнедеятельности населения территориального участка, и на основе анализа полученных данных проводятся соответствующие мероприятия.
Медико-социальные и медицинские работники, объединенные на базе лечебно-профилактического учреждения, могут обеспечить не только своевременное выявление нуждающихся в помощи, но и предоставляют рациональный объем всех необходимых медико-социальных услуг [1, 3, 12, 20]. Медицинский социальный работник выступает в этом случае как доверенное лицо населения своего участка и практически, конкретно, поадресно, с учетом индивидуальных особенностей реализует программу сохранения и укрепления здоровья своих пациентов. Примером инновационного подхода к нуждам населения является организация при поликлиниках «Клиники, дружественной к молодежи», решающей медико-психолого-социальные проблемы молодых людей [1].
К основным видам деятельности территориального отделения медико-социальной помощи относятся обеспечение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний путем предупреждения аномальных явлений в семье и у подростков, просветительная работа по гигиеническому воспитанию населения, обучение само- и взаимопомощи, медико-социальная помощь престарелым и неоперабельным больным. В своей работе социальный работник руководствуется как запросами самого населения, так и целесообразностью и полезностью их осуществления в конкретных условиях.
Особая роль в организациях здравоохранения при оказании помощи инвалидам отводится социальному работнику. Гарантированные права данной категории граждан вступа-
ют в силу при получении официального статуса инвалида и потому социальный работник должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу, которая, однако, часто становится для инвалидов сложной и трудновыполнимой процедурой. На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите.
В задачу социального работника, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни [4, 6]. При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.
Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера может оказать организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями [7].
Немаловажную роль в медико-социальной помощи играют дома-интернаты, целью которых является адаптация инвалидов к жизни в новых условиях, вне стен родного дома. Здесь они обретают определенные социальные гарантии и защищенность. Известно, что в домах-интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологий взрослые инвалиды содержаться в домах-интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах-интернатах, предназначенных для умственно отсталых де-
тей и контингента с физическими недостатками. Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений [10, 14]. Дома-интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. Из данного контингента особо следует выделить молодых инвалидов. Несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит интеграции в общество [18]. В связи с этим значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида. В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др. В условиях дома-интерната, при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации, возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной блокады, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9%, а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно-массовой работы (у 41,8% молодых инвалидов) [21].
Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме-интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на
«самодеятельность», самообеспечение, отход от иждивенческих настроений. Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий не должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. Социальный работник должен обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии. Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников [25, 26].
Медико-социальная работа рассматривается как инновационный подход к мультидисци-плинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленная не только на восстановление, но и сохранение, и укрепление здоровья, в том числе и лиц пожилого возраста. Она принципиально меняет существующий подход к охране здоровья, так как предполагает системное медико-социальное воздействие на более ранних этапах развития болезненных процессов, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инва-лидизации и летальному исходу. Таким образом, медико-социальная работа приобретает не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность, что имеет особое значение для пожилых [23, 27].
Целью медико-социальной работы с лицами пожилого возраста является достижение оптимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.
Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми людьми следует считать сохранение и улучшение качества их жизни [27]. Качество жизни является интегральным понятием, отражающим не только выраженность симптомов заболевания,
но и функциональное состояние пожилого человека, состояние его физического и психического здоровья, социальную активность, способность к самообслуживанию, материальное обеспечение и условия жизни, а также удовлетворенность ощущением собственного физического и психического благополучия [23]. Одной из особенностей периода пожилого и старческого возраста как у относительно здоровых, так и больных людей является наступающая социально-психологическая перестройка, вызывающая значительные стрессы и напряжение адаптационно-приспособительных механизмов организма.
Изменение социального статуса пожилого человека связано с различными факторами, в том числе с выходом на пенсию, утратой близких родственников и друзей в связи с их смертью, ограничением возможности общения с оставшимися в живых, трудностями в самообслуживании, ухудшением экономического положения. Все это нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации физических и психических резервов. Степень приспособления пожилого человека к своему новому социальному статусу определяется в значительной мере состоянием уровня его здоровья. Очевидно, что выраженное снижение функционального состояния организма пожилого человека делает его положение более зависимым от общества. При этом существенно важное значение приобретает медико-социальная работа профилактической и патогенетической направленности, обеспечивающая мобилизацию и увеличение адаптационных возможностей, сохранение уровня здоровья пожилых и улучшение качества их жизни [14].
Обозначая место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении комплекса проблем, возникающих особенно у пожилых людей, и требующих соучастия специалистов смежных профессий - врачей, психологов, педагогов, юристов и других. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области взаимных интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения: профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др. В системе социальной защиты населения - социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, организация
дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др. [1, 12, 20].
Для создания наиболее эффективных технологий социальной работы в здравоохранении необходимо разработать и внедрить программу формирования профессиональных компетенций социального работника при оказании социальных услуг в сфере здравоохранения.
В рамках программы социальные работники должны использовать новую клиентори-ентированную модель профессиональных компетенций социального работника при оказании социальных услуг в сфере здравоохранения, которая позволяет обеспечить единые методические подходы в данном виде деятельности и учесть специфику той или иной конкретной области здравоохранения.
Таким образом, в оказании социальной помощи населению значительная роль отводится социальному работнику в сфере здравоохранения. Дальнейший поиск приемлемых вариантов сотрудничества медицинских и социальных работников, поиск инновационных технологий в данной сфере будет способствовать улучшению здоровья и качества жизни населения страны.
ЛИТЕРАТУРА
1 Абзалова Р. А. Концептуальные основы и методологические аспекты внедрения интегрированной модели медико-санитарной помощи населению на первичном уровне здравоохранения: Автореф. дис. д-ра мед. наук. -Астана, 2006. - 41 с.
2 Абзалова Р. А. Укрепление здоровья и улучшение качества жизни /Р. А. Абзалова, Г. Х. Кумарова, Г. Т. Исмагулова // Матер. рес-пуб. науч.-практ. конф. «Демографическая ситуация в Республике: проблемы и перспективы». - Караганда, 2010 - С. 192-195.
3 Безух С. М. Принципы медико-социальной реабилитации лиц пожилого и старого возраста [Электронный ресурс] // Соционом: информ.-образовательный портал. - 2013. - URL: http://socionom.ru/baza-znanii/ materialy-konferencii/materialy-konferencii-psikhologo-socialnaja-rabota-v-sovremennom-... (09.01.2013).
4 Гуслова М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов. - М.: Академия, 2010. - 232 с.
5 Гуслякова Л. Г. Основы теории социальной работы / Л. Г. Гуслякова, Е. И. Холосто-ва. - М.: ИСР, 2005. - 230 с.
6 Дементьева Н. Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного
профиля и медико-социальной экспертизы /Н. Ф. Дементьева, Л. Старовойтова. - М.: Академия, 2010. - 272 с.
7 Демидова Ю.Е. Гарденотерапия как форма социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов /Ю. Е. Демидова, Т. А. Но-вокурпусова //Социал. обслуживание. - 2012.
- №8. - С. 21-28.
8 Калинина Ю. Исследование стандартизации социального обслуживания: проблемы, перспективы реализации на региональном уровне /Ю. Калинина, Л. Гуслякова //Журнал исслед. социал. политики. - 2006. - Т. 4, №3.
- С. 349-367.
9 Ковшечникова Т. В. Участковая социальная служба как инновационная форма социального обслуживания //Актуальные вопросы практики социального обслуживания населения Свердловской области. - Екатеринбург, 2009. -Ч. 2. - С. 59-64.
10 Колесник Ю. А. Социальная реабилитация инвалидов [Электронный ресурс] // Национальная библиотека Украины им. Вернадского: [сайт]. - 2008. - URL: http:// www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/PPMB/ texts/2008-11/08kyasri.pdf (19.12.2012).
11 Комарова И. А. Создание участковой социальной службы - перспективное направление в социальной работе с населением // Наука и современность. - 2011. - №13. - С. 140-144.
12 Корчагина Л. М. Региональные аспекты социальной работы с семьей //Вестн. Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. - 2011. - №30. - C.19-21.
13 Лебединская, О. И. Роль и место социальных работников в учреждениях здравоохранения /О. И. Лебединская, Т. В. Кошов-ская //Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2002. - 234 с.
14 Лобода М. Новые технологии в социокультурном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов //Вопр. социал. обеспечения. - 2009. - №10. - С. 11-13.
15 Малофеев И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения.
- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 176 с.
16 Мартыненко А. В. Медико-социальная работа в России. - М., 2008. - 216 с.
17 Мартыненко А. В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование. -М.: Наука, 2009. - 240 с.
18 Марченко И. Сочетание различных методик социокультурной реабилитации пожилых людей и инвалидов //Социал. работа. -2004. - №1. - С. 43.
19 Основы социальной работы /Под ред. П. Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 284 с.
20 Павленок П. Д. К вопросу о социальных технологиях //Социальная работа и социальные технологии. - М., 1995. - С. 44-48.
21 Повх Т. П. Комплексная социальная реабилитация инвалидов //Социал. работа. -2008. - №4. - С. 22-24.
22 Понятие и принципы социального обслуживания [Электронный ресурс] // Isfic.Info: сайт. - [Б.м.], 2006-2015. -URL:http://isfic.i nfo/tguseva/sotsob61.htm (2.09.2015).
23 Пузин С. Н. Медико-социальная реабилитация лиц пожилого и старческого возраста /С. Н. Пузин, А. А. Модестов, А. В. Под-корытов. - М.: Медицина, 2007. - 228 с.
24 Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. - 210с.
25 Социальная работа с инвалидами / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Кнорус, 2012. -400 с.
26 Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами. - М.: Дашков и К, 2006. - 240 с.
27 Хорошинина Л. Организационные формы медико-социальной реабилитации пожилых и старых людей / Л. Хорошинина, Л. Желвакова, С. Боричева //Вопр. социал. обеспечения. - 2012. - № 2. - С. 24-29.
REFERENCES
1 Abzalova R. A. Conceptual framework and methodological aspects of the implementation of integrated model of health care to the population on the primary level of care: Author. dis. of dr. of med. sciences. - Astana, 2006. - 41 p.
2 Abzalova R. A. Health promotion and quality of life /R. A. Abzalova, G. Kh. Kumarova, G. T. Ismagulova //Proc. of conf. «Demographic situation in the Republic: challenges and prospects» - Karaganda, 2010 - Pp. 192-195.
3 Bezuh S. M. Principles of medical and social rehabilitation of elderly people [Electronic resource] //Socion: inform. educational portal. -2013. - URL: http://socionom.ru/baza-znanii/ materia ly-konferencii/materialy-konferencii-psikhologo-socialnaja-rabota-v-sovremennom-... (09.01.2013).
4 Guslova M. N. Organization and content of work on social protection of the elderly and disabled people. - M.: Academy, 2010. - 232 p.
5 Guslyakova L. G. Basics of the theory of social work /L. G. Guslyakova, Ye. I. Kholostova. - M.: WBS, 2005. - 230 p.
6 Dementeva N. F. Social work in institutions of social rehabilitation profile and medical-
social examination /N. F. Dementeva, L. Starovoi-tova. - M.: Academy, 2010. - 272 p.
7 Demidov Yu. Ye. Garden therapy as a form of social rehabilitation of the elderly and disabled people /Yu. Ye. Demidova, T. A. Novo-kurpusova //Social. serv. - 2012. - No. 8. - Pp. 21-28.
8 Kalinina Yu. Study of standardization of social service: problems and prospects of implementation on the regional level /Yu. Kalinina, L. Guslyakova //Journal of social politics. - 2006. -V. 4, no. 3. - Pp. 349-367.
9 Kovshechnikova T. V. Local departments of social service as an innovative form of social service //Actual questions of practice of social service of the Sverdlovsk region. - Ekaterinburg, 2009. - P. 2. - Pp. 59-64.
10 Kolesnik Yu. A. Social rehabilitation of disabled persons [Electronic resource] //National library of Ukraine named after Vernadsky: [w-site]. - 2008. - URL: http://www.nbuv.gov.ua/ portal/Soc_Gum/PPMB/texts/2008-11/08kyasri.pdf (19.12.2012).
11 Komarova I. A. Creation the local departments of social service is a promising direction in social work with the population //Science and modernity. - 2011. - No. 13. - Pp. 140-144.
12 Korchagina L. M. Regional aspects of social work with the family //Herald of Ryazan state university named after S. A. Esenin. - 2011.
- No. 30. - Pp.19-21.
13 Lebedinskaya O. I. The role and place of social workers in the health care /O. I. Lebe-dinsky, T. V. Koshovskaya //Social work in health care. - M., 2002. - 234 p.
14 Loboda M. New technologies in social and cultural services for the elderly and disabled people //Problems of social security. - 2009. -No. 10. - Pp. 11-13.
15 Malofeev I. V. Social services in the social services system. - M.: «Dashkov and K» Publ., 2012. - 176 p.
16 Martynenko A. V. Medical and social work in Russia. - M., 2008. - 216 p.
17 Martynenko A. V. Medical and social work: theory, technology and education. - M.: Nauka, 2009. - 240 p.
18 Marchenko I. The combination of different methods of social and cultural rehabilitation of the elderly and disabled people //Social work.
- 2004. - No. 1. - P. 43.
19 Basics of social work /Ed. by P. D. Pavlenok. - M.: INFRA-M, 2007. - 284 p.
20 Pavlenok P. D. To the question of social technologies //Social work and social technologies. - M., 1995. - Pp. 44-48.
21 Povkh T. P. Integrated social rehabilitation //Social work. - 2008. - No. 4. - Pp. 22-24.
22 The concept and principles of social services [Eelectronic resource] //Isfic.Info: website. - [BM], 2006-2015. - URL: http: //isfic.info/ tguseva/sotsob61.htm (2.09.2015).
23 Puzin S. N. Medical and social rehabilitation of elderly people /S. N. Puzin, A. A. Mod-estov, A. V. Podkorytov. - M.: Medicine, 2007. -228 p.
24 Social work in health care institutions. -M.: Center of human values, 2002. - 210 p.
25 Social work with disabled people /Ed. by N. F. Basova. - M.: Knorus, 2012. - 400 p.
26 Holostova Ye. I. Social work with disabled people. - M.: «Dashkov and K», 2006. - 240 p.
27 Horoshinina L. Organizational forms of medical and social rehabilitation of elderly people /L. Horoshinina, L. Zhelvakova, S. Boricheva //Problems of social welfare. - 2012. - No. 2. - Pp. 24-29.
Поступила 15.10.2015 г.
Zh. D. Tursynbekova
MEDICAL AND SOCIAL TECHNOLOGIES AS IMPLEMENTER OF THE COMPETENCIES OF HEALTHCARE SOCIAL EMPLOYEE Department of Social and Management Technologies of the National School of Public Policy of the Academy of Public Administration under the President of Kazakhstan (Astana)
Customers of social and medical work in health care are different groups of people with health problems who are attending by the doctor. However health and social problems are mutually potentiate each other, so the activity of the social worker in health care becomes essential and includes the customer problems and ways for solving them with the help of adequate social technologies.
Key words, medical and social technologies, social work, health care, health, social worker competences
Ж Д. Турсынбекова
ДЕНСАУЛЫК САКТАУ САЛАСЫН^Ы дЛЕУМЕТПК КЫЗМТКЕРДЩ ХАБАРДДАРЛЫFЫН ЖУЗЕГЕ АСЫРУ^Ы ДЭР1ГЕРЛ1К-ЭЛЕУМЕТПК ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЬЩ К¥РАЛ РЕТ1НДЕГ1ОРНЫ
КР Президент жанындагы Мемлекеттк баскару академиясынын Мемлекеттк саясат улттык мектебнн элеуметтк-баскару технологиясы/ кафедрасы/ (Астана)
блеуметпк-дэр^ерлк жумыстын клиенттер! денсаулык сактау мекемелерде денсаулыгымен мэселелерi бар халыктын эртYрлi топтары болып табылады, ал олармен "пкелей емдеушi дэр^ер айналысады. Б1рак дэргерлк жэне элеуметпк мэселелер б1р1н б1р1 ынталандырады, осынын аркасында денсаулык сактау мекемелелерде элеуметпк жумыскердщ кызмет кажетт болады, жэне де клиентпн мэселеан аныктау жэне оны шешу жолдарын дэр^ерлк-элеуметпк технологиялардагы барабар жардайлардын кемепмен табу болады.
Клт сездер. Дэргерлк-элеуметпк технологиялар, элеуметпк жумыс, денсаулык сактау, денсаулык, элеуметпк кызметкердн хабардарлыры.
lis