медицины.
И здесь нет ничего удивительного, т.к. имея возможность наблюдать всех членов семьи, врач общей практики может отслеживать социально-бытовую ситуацию в отдельно взятом микросоциуме, что бесспорно является реальным подспорьем при анализе причин возникновения заболеваний у пациентов данной группы.
Итак, какие выводы следуют? Первое - не редко социально-психологические факторы, явяются основной причиной заболевания. И второе - если ухудшние состояния здоровья пациента произошло вследствии реглярного неблагориятного психологичского воздействия, врачу общей практики необходимо в тандеме с узкопрофильными специалистами выявить первопричину и в дальнейшем помочь визитеру избавиться от нее. В противном случае, медикаментозное лечение может лишь на время избавить пациента от старданий.
Таким образом, внедрение социально ориентированной первичной медико-санитарной помощи - это адекватная мера, направленая на оздоровление населения, и, как следствие - улучшение качества жизни людей, повышение уровня оказываемых медицинских услуг. Данная практика, позволяет специалистам ПМСП, помочь пациентам разобраться, почему они оказались в тех или иных обстоятельствах и как изменить жизнь к лучшему, а также привить им навыки самосохранительного поведения.
Литература:
1. Вартанян Ф.Е., Рожецкая С.В. Особенности развития общей практики (семейной медицины) в Европе // Здравоохранение. - 2002. - № 6. - С. 28-34.
2. Вэллейс Р. История семейной медицины // Лечащий врач. - 2001. - № 1. - С. 1-6.
3. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Андреева О.В. и др. Права граждан на охрану здоровья в системе медицинского страхования // Главная мед. сестра. - 2003. - № 9. - С. 57-62.
4. Грабер М.А., Лантернер М.А. Руководство по семейной медицине. - М., 2002.
5. Губачёв Ю.М., Макиенко В.В. Почему я выбираю семейного врача: Библиотека семейного врача. - СПб., 1999. - 23 с.
6. Денисов И.Н. Общая врачебная практика (семейная медицина): перспективы развития // Здравоохранение. - 2003. - № 12. - С. 15-22.
УДК 369;364
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ПЕРВИЧНОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ КАК ОТВЕТ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Абзалова Р. А., Музбалакова С. М., Аяпбекова А. К.
ГККП «Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу», Астана, Казахстан
В современных условиях национальная система здравоохранения переживает качественные внутренние изменения, которые происходят одновременно с трансформацией казахстанского общества в целом, а также в контексте мировых инновационных тенденций в области здравоохранения. При этом ключевым механизмом модернизации казахстанской системы здравоохранения является привлечение к процессу охраны общественного здоровья всех заинтересованных сторон: представителей центральной и региональной власти системы здравоохранения, медицинских работников, пациентов и их ближайшего окружения (микросообщества), представителей неправительственного сектора и частного бизнеса. То есть речь идет о формировании новой системы взаимоотношений, в которых система здравоохранения разделяет ответственность за общественное здоровье и личное здоровье каждого гражданина с другими членами общества.
Смена акцентов в реформировании системы здравоохранения РК, на наш взгляд, связана с возрастанием роли здоровья как важнейшего человеческого (индивидуального и общественного) капитала, как фактора социального благополучия отдельной личности и страны в целом.
Важнейшей задачей политики охраны общественного здоровья на современном этапе является повышение качества предоставляемой медицинской помощи на всех уровнях здравоохранения.
Согласно концепции ВОЗ, действенным способом повышения качества предоставляемых медицинских услуг является направленность реформ на то, чтобы поставить в центр внимания системы здравоохранения интересы людей и тем самым сделать медицинские услуги более эффективными, продуктивными и справедливо распределенными. Медицинские услуги, отвечающие указанным требованиям, начинают формировать непосредственное и тесное взаимодействие между отдельными пациентами, общинами и лицами, осуществляющими уход за больными. Это создает основу для ориентации на пациента, непрерывности, всеобъемлющего характера и комплексности предоставления услуг. [1, 49]
Специальные социальные услуги в системе здравоохранения в зависимости от их назначения подразделяются на следующие виды:
1. социально-медицинские услуги предусматривают профилактику, восстановление, сохранение и укрепление здоровья населения посредством применения медико-социальных техно-
логий c активным включением самих пациентов совместно с их близкими через повышение их ответственности за свое здоровье, самосохранительное поведение в оздоровительный процесс для улучшения качества жизни;
2. социально-психологические услуги предусматривают социально-психологическую поддержку населения через психологическое просвещение, проведение психологической профилактики, психодиагностики, коррекционной работы, консультативной и информационной помощи семьям и отдельным лицам, которые оказались в сложных жизненных ситуациях, с целью их социально-психологической адаптации и реабилитации;
3. социально-педагогические услуги включают социально-педагогическую диагностику интересов и потребностей населения, организацию социально-педагогической работы, согласно индивидуальным потребностям различных групп населения, а также привлечение их к работе групп поддержек, общественных организаций, творческих союзов и т.п.;
4. социально-экономические услуги предполагают мониторинг социально-экономических условий жизнедеятельности населения с целью выявления угрозы осложнения или возникновения трудной жизненной ситуации, социально-экономический патронаж и возможную помощь в обеспечении социально-экономического благополучия пациентов.
5. социально-правовые услуги предусматривают правовое просвещение, оказание информационно-правовой помощи населению, консультирование и социально-правовую защиту лиц из различных социальных и возрастных групп по вопросам медицинского обслуживания, прав в области охраны здоровья;
6. социально-бытовые услуги предполагают предоставление необходимой медико-социальной помощи по уходу за больными, медико-социальный патронаж, вторичную и третичную профилактику, санитарно-гигиеническое просвещение, участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий населения; обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продуктов питания.
На уровне организаций первичного здравоохранения рекомендуем следующий перечень услуг:
1. Медико-социальные услуги:
1. организация социально-терапевтической работы с пациентом (оценка, определение проблемы, составление комплексного плана, оказание помощи с учетом возраста и мониторинг позитивных перемен ситуации);
2. оказание медико-социальной помощи при необходимости с привлечением специалистов из организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел, неправительственных и международных организаций и др.;
3. оказание экстренной доврачебной помощи, вызов специалиста на дом и социальное сопровождение пациента для решения проблемы;
4. содействие в получении консультаций специалистов для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий и направления на санаторно-курортное лечение;
5. консультирование и информирование по государственным гарантиям в области социальной защиты (получение льгот, социальных выплат, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат; по улучшению жилищных условий, помощь в оформлении документов и т.д. в соответствии с законодательством Республики Казахстан);
6. оказание помощи в оформлении документов для направления пациентов в социальные центры и службы;
7. содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, на попечение, в приемную семью;
8. патронаж тяжелобольных, одиноких престарелых, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями на дому;
9. обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-правовых знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
10. обучение нуждающихся и членов семьи навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, коммуникации, само- и взаимоподдержки;
11. содействие в вопросах трудоустройства;
12. консультирование по вопросам самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения материального положения малообеспеченных семей;
13. подготовка и обучение волонтеров к оказанию медико-социально-психологической помощи тяжелобольным, одиноким престарелым, инвалидам, лицам с ограниченными возможностями;
14. соблюдение этики, деонтологии и конфиденциальности в оказании специальных социальных услуг;
15. обеспечение преемственности в оказании специальной социальной помощи населению
между медицинскими организациями;
16. формы проведения социальных услуг: индивидуальное консультирование, работа с группой, проведение тренингов, клубная работа, волонтерское движение, создание групп поддержки, само - и взаимопомощи.
2. Социально-психологические услуги:
1. создание условий для оказания индивидуальной и групповой поддержки пациентов, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;
2. проведение психологической диагностики и коррекционной работы;
3. оказание индивидуальной социально-психологической помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, родителям, испытывающим проблемы в установлении контактов с детьми и подростками, беременным женщинам, молодым семьям для предупреждения семейных конфликтов, домашнего насилия и распада семьи и т.п.;
4. оказание психологической помощи социально-уязвимым категориям населения при их социальной адаптации;
5. повышение психологической компетентности различных категорий населения;
6. социально-психологическое сопровождение медицинского обслуживания пациентов посредством пропаганды и внедрения здоровьесберегающих технологий;
7. социально-психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации пациентов в различных сферах жизнедеятельности;
8. проведение социально-психологических тренингов с целью обучения самосохранительному поведению (профилактика наркомании, курения, суицидального поведения, игромании, ИППП, виктимного поведения);
9. проведение информационных психологических мероприятий с освещением через СМИ, выпуски буклетов, листовок;
10. проведение различных тренингов для различных групп населения (креативные, ораторские, профессиональной идентичности, коммуникативные, презентации и трудоустройства) с целью личностного и профессионального роста участников;
11. формирование групп волонтеров для проведения индивидуальной и групповой работы с различными возрастными категориями населения с использованием интерактивных методов;
12. создание телефона доверия с целью оказания консультативной и психологической помощи.
3. Социально-педагогические услуги:
1. социально-педагогическая диагностика жизненной ситуации обслуживаемого населения путем изучения личностных особенностей, социального окружения, условий жизни, позитивных и негативных влияний, выявления интересов и потребностей личности;
2. социально-воспитательные услуги, обеспечивающие медико-социально-педагогическую социализацию и оживление жизненного пространства обслуживаемого населения с использованием средств и возможностей социальных институтов микрорайона, сообщества, воспитательного потенциала микросреды, возможностей самой личности;
3. организаторские услуги, предполагающие поддержку социальных и творческих инициатив, помощь в организации общественно-ценной деятельности населения для решения медико-социально-педагогических проблем;
4. организационно-коммуникативные услуги, способствующие включению добровольных помощников, обслуживаемого населения в медико-социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты. социальными институтами в их медико-социально-педагогической работе;
5. посреднические услуги, предполагающие осуществление связей в интересах пациентов между семьей, ближайшим окружением и различными социальными институтами;
6. осуществление медико-социально-педагогического патронажа лиц с ограниченными возможностями, а также социально уязвимых и дезадаптированных категорий населения, предполагающего комплексную реабилитационную помощь при согласованной работе специалистов разного профиля: разработка и реализация коррекционно-обучающих программ самопомощи; оказание комплексной помощи (медицинской, психологической, педагогической); помощь в выборе индивидуальных и групповых программ социализации;
7. организация и осуществление социально-педагогического консультирования лиц и семей, нуждающихся в подобной помощи;
8. осуществление социально-педагогического мониторинга жизненной ситуации социально уязвимых и дезадаптированных лиц, семей среди обслуживаемого населения путем периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации.
4. Социально-экономические услуги:
1. социальная диагностика социально-экономической ситуации пациентов путем изучения качества жизни с целью выявления социально-экономических и др. проблем отдельных категорий населения;
2. содействие доступу пациентов к консультациям по вопросам социально-экономической помощи;
3. социально-экономический патронаж и возможная помощь в доступе к необходимым социально-экономическим услугам в отношении малообеспеченных семей, одиноких граждан пожилого возраста и др. социально уязвимых слоев;
4. содействие социально-экономическому благополучию пациентов;
5. осуществление социально-экономического мониторинга жизненной ситуации социально уязвимых и дезадаптированных лиц среди пациентов путем периодического сбора, обобщения и анализа социально-экономической информации.
5. Социально-правовые услуги:
1. социально-правовая диагностика жизненной ситуации населения с целью выявления правовых, социально-правовых и др. проблем отдельных категорий пациентов;
2. содействие доступу пациентов к юридическим услугам и правовым консультациям по вопросам медицинского обслуживания, защиты прав в области охраны здоровья;
3. содействие проведению бесплатного консультирования населения по правовым, социально-правовым вопросам медицинского обслуживания и защиты прав пациентов в области охраны здоровья;
4. оказание помощи пациентам в написании и оформлении различных документов по социально-правовым вопросам медицинского обслуживания, прав в области охраны здоровья.
5. содействие юридическим учреждениям и организациям в проведении социальной профилактики правонарушений, связанных с медицинским обслуживанием;
6. оказание методической, информационной помощи заинтересованным учреждениям, общественным объединениям в организации социально-правовой работы с отдельными категориями населения;
7. содействие реализации программ и мероприятий по повышению правовой культуры, правовому просвещению населения в области охраны здоровья;
8. поддержка гражданских инициатив пациентов, направленных на решение социальных, правовых и иных общественно значимых проблем ;
9. содействие налаживанию постоянного и эффективного сотрудничества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями в целях координации усилий по совершенствованию системы обеспечения законных прав и интересов граждан в сфере охраны здоровья и др.;
10. оказание при необходимости медико-социальной и психолого-педагогической оценки здоровья пострадавших лиц, а также первоочередных антикризисных, или долгосрочных мер по реабилитации, которые осуществляются медицинским учреждением самостоятельно или совместно с учреждениями социальной защиты, образования, здравоохранения;
11. осуществление социально-правового мониторинга жизненной ситуации социально уязвимых и дезадаптированных лиц среди пациентов путем периодического сбора, обобщения и анализа социально-правовой информации.
6. Социально-бытовые услуги:
1. социальная диагностика жизненной ситуации пациентов путем изучения социально-бытовых условий жизни;
2. предоставление пациентам и членам их семей необходимой медико-социальной помощи по уходу за больными;
3. медико-социальный патронаж пациентов с ограниченными возможностями, тяжелобольных, инвалидов и т.п.;
4. санитарно-гигиеническое просвещение пациентов и членов их семей по вопросам организации быта для для тяжелобольных, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями и т.п.;
5. социальная профилактика возможных социально-бытовых проблем пациентов;
6. организация и осуществление консультирования пациентов и членов их семей по вопросам организации быта для тяжелобольных, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, одиноких престарелых и т.п.;
7. создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий пациентов;
8. обеспечение доступа пациентов к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продуктов питания и т.п.;
9. содействие в госпитализации и сопровождении в лечебно-профилактические учреждения;
10. помощь и содействие в подготовке необходимых документов для получения предусмотрен-
ных законодательством льгот, пособий, гарантий и их предоставление в соответствующие органы для рассмотрения;
11. предоставление помощи в заключении соглашений о надомной помощи инвалидам, пенсионерам;
12. оказание поддержки детям и взрослым, которым нужна опека и забота, устройство в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, социально-бытовая и другая помощь;
13. участие в работе по социальной адаптации и реабилитации лиц преклонного возраста и других социально уязвимых категорий граждан;
Таким образом, система здравоохранения, которая рассматривает общественное здоровье и здоровье каждого человека как важнейший фактор человеческого развития, обладает позитивным потенциалом для решения фундаментальных задач современного казахстанского общества (к числу которых относятся достижение достойного уровня и качества жизни населения, решение проблем бедности, снижение уровня социального неравенства, уменьшение преступности, снижение распространения ВИЧ/СПИДа, обеспечение устойчивого развития и др.) [2, 18].
Для того чтобы обеспечить здоровье для всех, система здравоохранения должна отвечать на вызовы меняющегося мира и соответствовать растущим ожиданиям в отношении улучшения работы. Это предполагает существенную переориентацию и реформирование нынешних принципов функционирования системы здравоохранения в обществе, требует разработки методов более интегрированного и комплексного ведения пациентов, принципа «в центре внимания - интересы людей, гармонизация отношений между душой и телом, людьми и системами».
Литература
1. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2008 г. «Первичная медико-санитарная помощь - Сегодня актуальнее, чем когда-либо», ВОЗ, 2008-126 с.
2. Р. Абзалова, «Социальное благополучие и здоровье: теория и практика», Астана, 2006 - 202
с.
УДК 314.2:616-036.88-053.2
ЕЖЕДНЕВНЫЙ МОНИТОРИНГ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ В ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО ВРАЧА
Аяпбекова А. К.
ГККП «Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу» Астана, Казахстан
С учетом всех факторов и особенностей социально-экономического развития нашей страны, в целях реализации отраслевой Программы и Плана краткосрочных мероприятий по снижению материнской и младенческой смертности на 2008-2010 годы, в стране введен ежедневный мониторинг случаев материнской и младенческой смертности.
В соответствии с приказом Министра здравоохранения РК от 26 апреля 2010 года №296 «О делегировании полномочий» на РГП «Республиканский центр развития здравоохранения» с 1 июня 2010 года возложены функции ежедневного сбора данных из медицинских организаций города Астаны и филиалов РЦРЗ по фактам материнской и младенческой смертности. Мониторинг ведется на основе программных комплексов разработанных ТОО «Мединформ», установленных во всех задействованных организациях: «АИС-мониторинг материнской смертности», «АИС- мониторинг младенческой смертности «МЛАД».
В настоящее время каждая медицинская организация, где оказывают помощь детям, ведет регулярный мониторинг, проверку и обработку полученных данных и с расчетами показателей по регионам ежедневно до 15.00 часов предоставляет оперативную информацию в РГП «Республиканский центр развития здравоохранения», далее информация поступает в Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности (ККМФД) и Департамент организации медицинской помощи (ДОМП) МЗ РК.
Данная оперативная информация используется Комитетом при подготовке материалов для работы Республиканского штаба по принятию неотложных мер для снижения материнской и младенческой смертности.
Программный комплекс МЛАД ведет персональный оперативный учет случаев живорождения, мерт-ворождения детей, также персонально ведется учет данных по каждому случаю младенческой смертности.
Для достоверного учета каждого случая живорождения, мертворождения и смерти детей до 1 года необходимо решить следующие задачи:
1. В медицинской организации назначить ответственных лиц за ведение мониторинга и проведение анализа полученных данных по итогам дня, месяца, или года.
2. Обучить медицинский персонал вопросам ведения документа по факту живорождения, мертворождения и умерших детей до 1 года и своевременности регистрации в программном комплексе МЛАД и передачи данных на последующий уровень.