ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
© Коллектив авторов, 2012
В.Ю. Альбицкий1'2, А.А. Иванова1, Н.В. Устинова2
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ КАК КУРС ПРЕПОДАВАНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ РОССИИ
1Кафедра поликлинической и социальной педиатрии факультета усовершенствования врачей (зав. — Засл. врач РФ, д.м.н., проф. Т.В. Яковлева) ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России, 2Отдел социальной педиатрии ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, Москва
В статье представлены ведущие причины, обусловливающие необходимость выделения социальной педиатрии как отдельной дисциплины и предмета преподавания на кафедрах поликлинической педиатрии медицинских вузов России. Рассмотрен основной круг вопросов, которым должен владеть студент или курсант по окончании курса.
Ключевые слова: социальная педиатрия, преподавание, медицинские вузы.
Authors present main reasons, proving necessity of social pediatric as special discipline and special course in High Medical Schools in Russia and discusses main range of problems in which student must be master after graduating from this course. Key words: social pediatrics, teaching, high medical schools.
Социальная педиатрия изучает здоровье конкретного ребенка и различных контингентов детей на групповом и популяционном уровнях в связи с условиями и изменениями социальной среды, а также разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению здоровья, оказанию медицинской и медико-социальной помощи детскому населению.
Основными направлениями социальной педиатрии являются следующие: 1) изучение социальных причин болезней; 2) приоритетное внимание здоровью детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 3) медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья; 4) организация медицинской и медико-социальной помощи детскому населению [1].
Педиатры ведущих стран Западной Европы, Канады, США активно работают в плане развития именно социальной педиатрии, поскольку эффективная лечебная деятельность во многом зависит от социального статуса пациента и вовлечения общества в вопросы сохранения и укрепления здоровья ребенка. В связи с этим выделение социальной педиатрии как отдельного курса преподавания на кафедрах поликлинической педиатрии медицинских вузов является актуальным и своевременным.
Необходимо понимать, что педиатрам, практикующим с учетом социальных аспектов жизни, помимо клинических знаний, требуется наличие навыков и умений в области детской эпидемиологии, семейной психологии и психосоциальных отношений, биоэтики, они должны быть активистами в вопросах охраны здоровья матери и ребенка.
Если сжато передать смысловое содержание материалов зарубежных и отечественных авторов, то можно констатировать, что основными разделами социальной педиатрии как науки и практики являются следующие:
1) все правовые проблемы охраны здоровья детей, в первую очередь, один из ее важнейших разделов — «Дети и их права», основу которого определяют ведущие международные документы, принятые ООН; конечно же, и национальное законодательство;
2) биоэтические проблемы педиатрии;
3) изучение состояния и тенденций здоровья детей; выявление социальных, биологических и внешнесредо-вых факторов, угрожающих нормальному развитию и здоровью ребенка, и активное противодействие (санация) им;
4) проведение превентивных мероприятий в семьях
Контактная информация:
Альбицкий Валерий Юрьевич - д.м.н., проф. каф. поликлинической и социальной педиатрии ФУВ ГБОУ
ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, руководитель отдела социальной педиатрии ФГБУ НЦЗД РАМН
Адрес: 119991 г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 2/62
Тел.: (495) 967-14-20, E-mail: albicky@nczd.ru
Статья поступила 14.04.12, принята к печати 28.06.12.
высокого риска; организация медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; медицинское просвещение родителей;
5) организация социального и медико-социального мониторинга в организованных детских коллективах; комплексная оценка состояния здоровья детей различных социальных групп;
6) организационные и клинико-социальные основы реабилитации и оздоровления детей с хроническими заболеваниями и ограниченными возможностями по состоянию здоровья, инвалидами;
7) принципы организации профилактической работы социально-значимых заболеваний;
8) формирование (воспитание) здорового образа жизни (ЗОЖ);
9) организация межсекторального сотрудничества в деле охраны здоровья детей, прежде всего находящихся в трудной жизненной ситуации.
Рассмотрим каждую задачу в отдельности.
Приходится констатировать, что классические кафедры педиатрии в вузах и на факультетах последипломного образования, как правило, слабо ориентированы в вопросах законодательства [2-4]. Однако мы считаем необходимым знакомить читателей как с Российским законодательством, так и с основными документами ВОЗ и ООН, касающимися охраны здоровья детей. В данном случае, учитывая особенности ребенка и контингент детей, подобные знания необходимы для:
• обеспечения социальной защиты прав детей и подростков в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;
• содействия в предупреждении общественно опасных действий;
• оказания помощи в оформлении усыновления, опеки и попечительства над детьми и подростками;
• информирования членов семей, а также содействия им в решении социально-бытовых проблем, получении льгот, пособий, выплат и других видов социальной защиты;
• осведомленности в принципах межведомственной работы с организациями, учреждениями практического здравоохранения и заинтересованными структурами (органами местного здравоохранения, МВД, органами образования, СМИ, Центрами здоровья для детей, СПИД-центрами и др.).
Известно, что вопросы биоэтики являются обязательным разделом любой рабочей учебной программы и программы дополнительного образования по педиатрии. В действительности им уделяется недостаточное внимание. При изучении вопросов социальной педиатрии этот раздел является крайне актуальным вследст-вие специфики контингента, с которым придется работать. Здесь можно выделить три основных направления изучения:
• особенности взаимоотношения педиатра с ребенком, его родственниками или опекунами;
• биоэтические особенности, связанные с внедрением в педиатрию новых технологий;
• права ребенка (право на жизнь и на заботу, на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную,
семейную жизнь, информированное согласие и др.).
Тема здоровья детей и формирующих его факторов является третьим подразделом изучения в рамках курса социальной педиатрии. На вопрос: «Можно ли управлять здоровьем ребенка?» многие врачи отвечают отрицательно, считая, что в основе здоровья лежит генетика. Это не совсем правильно. Роль биологических факторов (наследственность, возраст, пол, перенесенные заболевания) существенна, но не фатальна. В данном случае речь идет о влиянии на здоровье детей экзогенных, а именно социальных, факторов, характерных именно для семей социального риска и предлагаемых для изучения [5].
Выделяют 3 группы факторов, негативно влияющих на здоровье детей [6]:
• социально-гигиенические - плохие материально-бытовые условия; низкий уровень общей и санитарной культуры семьи; тяжелые и вредные условия труда родителей, особенно матери; мать или оба родителя являются учащимися и др.;
• медико-демографические - многодетность; неполные семьи; возраст матери до 18 лет и старше 40 лет; наличие в семье ребенка с врожденным или наследственным заболеванием, дефектом развития; случаи выкидышей, мертворождения или смерти ребенка, особенно первого года жизни и др.;
• социально-психологические - злоупотребление одним или обоими родителями алкоголем, наркотиками, курением; неблагополучный психологический климат семьи; рождение нежеланного ребенка; жестокое обращение с детьми.
Четвертым подразделом дисциплины является круг вопросов, касающийся форм медико-социальной помощи детям и медико-социального патронажа семьи [7, 8]. Как известно, ведущей задачей функционирования отделения медико-социальной помощи детям и подросткам является реализация технологического стандарта медико-социального патронажа в семье, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке. В группу семей, нуждающихся в особом наблюдении специалиста по социальной работе, выделяют семьи, имеющие следующие факторы риска:
• многодетность семьи;
• плохие материально-бытовые условия, наличие психических заболеваний у одного из родителей;
• алкоголизация родителей или употребление ими наркотических веществ;
• высокая степень конфликтности между членами семьи;
• низкая медицинская и социальная активность членов семьи;
• жестокое обращение родителей с ребенком, направленное использование ребенка в корыстных целях и др.
Специфика работы с детьми и подростками и с самими семьями данного типа состоит в первую очередь в необходимости активного посещения их на дому, желательно совместно с участковым педиатром. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации,
В.Ю. Альбицкий, А.А. Иванова, Н.В. Устинова
153
чем лежит на поверхности. Патронаж должен проводиться по следующим направлениям:
1) диагностическому - ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
2) контрольному - оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций.
Особое внимание следует уделять беременным и кормящим женщинам, поскольку именно в этот период они становятся экономически уязвимы.
Главной особенностью медико-социальной работы является то, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения и социальной защиты населения. Знания основных принципов социального наблюдения за детьми и подростками (раннее выявление социальных факторов риска по формированию патологии - вредные привычки родителей, плохие жилищные условия, образование родителей, питание и нарушение режима дня; выявление семей с «низким» и «высоким» социальным риском) позволяют улучшить качество медицинской профилактики, укрепить здоровье и повысить качество жизни детей.
При проведении комплексной оценки состояния здоровья детей - пятый подраздел курса социальной педиатрии - необходимо уметь выделять семьи «высокого» и «низкого» социального неблагополучия, поскольку исследователями доказано наличие прямой связи между социально-гигиенической характеристикой семьи и состоянием здоровья детей [9]. В чем же заключаются особенности здоровья детей из социопати-ческих семей?
Прежде всего, это касается высокого уровня младенческой смертности, высокого уровня заболеваемости, особенно патологиями со стороны органов дыхания, пищеварения и нервной системы, необходимости в обязательной госпитализации в каждом третьем случае инфекционного заболевания. Явления перинатальной энцефалопатии у детей из неблагополучных семей встречаются в 5 раз чаще по сравнению с детьми из групп «низкого» социального риска, а уровень травматизма - в 16 раз выше вследствие безнадзорности, отсутствия контроля и внимания со стороны родителей. Более того, для таких семей характерен низкий удельный вес детей с нормальным физическим развитием.
Достаточно актуальным представляется ознакомление/обучение специалистов различных заинтересованных структур (педагогов, психологов и, в том числе, специалистов по социальной помощи) ориентации в вопросах сохранения и укрепления психического здоровья детей. Это необходимо прежде всего для обеспечения максимально полного объема психогигиенических, психопрофилактических, психокоррекционных и социально-реабилитационных мероприятий. В нашей стране хорошо организована детская психиатрическая помощь, однако в большинстве регионов России детская психотерапевтическая служба отсутствует, а детских психотерапевтов - единицы, что подтверждает
актуальность изучения данных вопросов в рамках изучаемой дисциплины [6].
Важным, шестым, подразделом курса является обсуждение вопросов, касающихся особенностей работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально-дезадаптированными семьями, с детьми-инвалидами [10]. В России около миллиона детей и подростков живут на улице. При этом 90% беспризорников имеют папу или маму, к которым они могли бы вернуться, но эти дети бегут из дома именно потому, что их к этому вынудила сложная ситуация в семье: алкоголизм, постоянные избиения, насилие. Около 700 тыс являются так называемыми «социальными» сиротами, т.е. при живых родителях воспитываются в государственных интернатных учреждениях. Особая болевая точка, может быть, на сегодня наиглавнейшая и самая острая проблема - подростки: 8,5 тыс лиц подросткового возраста находятся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Ежедневно в стране употребляют алкогольные напитки (включая слабоалкогольные) 33% юношей и 20% девушек, 16% школьников и 30% студентов хотя бы раз употребляли наркотики. В РФ дети-инвалиды, по данным официальной статистики, составляют 4,5-5% детского населения [11].
В процессе преподавания курса необходимо акцентировать внимание обучающихся на основных параметрах неблагополучия семей, воспитывающих детей-инвалидов, а именно:
1) значительный удельный вес возрастно-родящих матерей;
2) превалирование неполных семей;
3) бедность;
4) нестабильная психологическая обстановка;
5) невысокая роль семьи в реабилитационном процессе: после посещения медицинского учреждения продолжают лечение дома менее половины родителей, и в каждом десятом случае восстановительные мероприятия вообще не проводятся;
6) недостаточная информированность о заболевании, методах лечения ребенка, социальных льготах.
При этом необходимо учитывать, что каждая такая семья испытывает в среднем более трех проблем именно социального характера.
В ходе изучения седьмого подраздела дисциплины - принципов организации профилактической работы социально-значимых заболеваний - можно выделить 4 основные группы вопросов, а именно:
• современные представления о социально-значимых заболеваниях, их классификация, условия возникновения, методы диагностики основных видов;
• формы профилактики социально-значимых заболеваний, превенция и интервенция социально-значимых заболеваний в рамках образовательного процесса;
• профилактические задачи семьи и школы в работе с социально-значимыми заболеваниями;
• опыт волонтерской работы.
Основная проблема организации профилактической работы данных заболеваний заключается в недостаточном знании принципов организации и, как следствие, отсутствии самой профилактической работы.
И, наконец, последний, восьмой и, возможно, самый сложный подраздел дисциплины заключается в изучении круга вопросов, касающегося формирования мотивации ЗОЖ у детей и подростков. Не может врач эффективно проводить работу в данном направлении, не зная изнутри основных принципов организации ЗОЖ, санитарно-гигиенических и возрастных норм его составляющих.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преподавание социальной педиатрии как отдельной дисциплины является своевременным и закономерным и должно проводиться на всех уровнях медицинского образования - до- и последипломном. Знание вопросов социальной педиатрии позволит улучшить качество профилактики, укрепить здоровье и повысить качество жизни детей и подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбицкий В.Ю. Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания. М.: Союз педиатров России, 2011: 23 с.
2. Баранов АА., Яковлева Т.В., Лапин Ю.Е. Охрана здоровья детей в системе государственной политики. Вестн. РАМН. 201; 6: 8-12.
3. Зелинская Д.И. Социальное сиротство как одна из проблем здравоохранения Российской Федерации. Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2008; 53 (1): 83-89.
4. Филькина О.М., Шанина Т.Г., Кочерова О.Ю. и др. Мотивы создания замещающих семей у потенциальных приемных родителей. Системная интеграция в здравоохранении. 2009; 4: 54-65.
5. Дьяченко В.Г., Рзянкина М.Ф., Солохина Л.В. Руководство по социальной педиатрии. Хабаровск, 2010: 437 с.
6. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. М.: Изд. дом «Династия», 2003: 511 с.
7. Рзянкина М.Ф., Кунцевич СА., Чернышева Н.В., Татанова Д.В. Актуальные проблемы подростковой медицины. Дальневосточный мед. журнал. 2010; 3: 35-38.
8. Чичерин Л.П. Актуальные проблемы социальной педиатрии России. Вопр. совр. педиатрии. 2006; 5 (6): 13-17.
9. Морозов Д.В., Ерошина А.В. Состояние здоровья детей как медико-социальная проблема. Мед. вестн. МВД. 2010; 46 (3): 22-28.
10. Орёл В.И., Середа В.М. Здоровье дезадаптированных детей и пути совершенствования медико-социальной помощи в современных условиях. Вопр. совр. педиатрии. 2006; 5 (2): 74-77.
11. Яковлева Т.В. Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи. Материалы Общенационального форума «Здоровье детей - основа здоровья нации». М., 2009: 2-14.