Научная статья на тему 'Профессионально значимые качества как детерминанты формирования имиджа будущих социальных работников'

Профессионально значимые качества как детерминанты формирования имиджа будущих социальных работников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
671
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / IMAGE OF SOCIAL WORKER / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / PROFESSIONAL ETHICS / COMMUNICATION SKILLS / TOLERANCE / EMPATHY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Даурова Марет Шугаибовна

Рассматривается проблема формирования имиджа социального работника. Профессионально значимые качества личности социального работника определяются детерминантами его становления. Коммуникативность, толерантность, эмпатия, профессиональная этика выделены как доминирующие профессиональные качества. Представлены результаты педагогического эксперимента формирования выделенных качеств, показана их взаимосвязь со становлением имиджа социального работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of formation of the image of a social worker. Professionally significant qualities of the personality of a social worker are caused by the determinants of its formation. Communication skills, tolerance, empathy, professional ethics are highlighted as the dominant professional qualities. The article represents the results of the pedagogical experiment of the formation of these properties, their connection with the formation of the image of a social worker.

Текст научной работы на тему «Профессионально значимые качества как детерминанты формирования имиджа будущих социальных работников»

известия вгпу

Personality developing potential of e-learning

From the standpoint of the situational and environmental approach, the article deals with the nature of personality developing potential of e-learning. E-learning is interpreted as educational environment, and personality development - as the accumulation of the subjective experience in the situational interaction with the environment. The four types of situations of personal development, their personality developing potential, pedagogical risks and specific nature of pedagogical support are under consideration in the article.

Key words: e-learning, personality developing potential.

(Статья поступила в редакцию 26.07.2017)

С.н. бегидова, м.ш. даурова

(Майкоп)

профессионально значимые качества как детерминанты формирования имиджа Будущих социальных работников

Рассматривается проблема формирования имиджа социального работника. Профессионально значимые качества личности социального работника определяются детерминантами его становления. Коммуникативность, толерантность, эмпатия, профессиональная этика выделены как доминирующие профессиональные качества. Представлены результаты педагогического эксперимента формирования выделенных качеств, показана их взаимосвязь со становлением имиджа социального работника.

Ключевые слова: имидж социальногоработни-ка, профессионально значимые качества, профессиональная этика, коммуникативность, толерантность, эмпатия.

Профессия социального работника в России - это достаточно новое направление профессиональной деятельности в социальной сфере. Социальная работа относится к так на-

зываемым помогающим профессиям, которые призваны оказывать помощь и поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Клиентами социального работника являются различные категории граждан: инвалиды, лица пожилого возраста, дети и их родители, лица без определенного места жительства и т.п.

Завоевать доверие клиента, а последнему поверить в то, что тебе действительно хотят и могут помочь, - задача сложная, т.к. люди чаще всего руководствуются сформированными в обществе стереотипами, которые и определяют их действия: обращаться или не обращаться. Поэтому важно, какое отношение к социальной работе и непосредственно к ее представителям сформировано в массовом сознании людей, т.е. имидж социального работника, который формируется в процессе общения с клиентом, является результатом оказанной помощи, предоставленных социальных услуг, удовлетворенности клиента.

Имидж социального работника - это не просто результат его профессиональной компетентности или занимаемой должности, но это еще и ценностное отношение к своей деятельности, умение сопереживать, прочувствовать проблему клиента, быть готовым и способным помочь. Именно сформированные профессиональные качества позволяют специалисту эффективно выполнять свои профессиональные действия, и именно они детерминируют имидж социального работника. роль профессиональных качеств в становлении специалиста обстоятельно раскрывалась и обосновывалась в ряде научных работ [1; 2; 7], их значимость не вызывает сомнений. В профессиональных стандартах социального обслуживания определены требования к личностным качествам работников, среди которых выделены такие, как профессиональная этика, доброжелательность, терпение, вежливость, чуткость, контактность и др.

Анализ специальной литературы, требования к личностным качествам специалиста социальной сферы, определенные профессиональными стандартами, практика деятельности социального работника позволили определиться в доминирующих профессионально значимых качествах. к ним мы относим коммуникативность, толерантность, эмпатию, профессиональную этику как интегративное качество личности.

О Бегидова С.Н., Даурова М.Ш., 2017

педагогические науки

Сформированность выделенных качеств, взаимодействие с клиентом в соответствии с профессионально-этическим кодексом обеспечивают повышение уровня профессионализма социального работника и формируют в массовом сознании людей положительное отношение к специалистам социальной сферы, т.е. формируют положительный имидж. Таким образом, именно личность специалиста, его обаяние, доброжелательность и понимание клиента обеспечивают становление как личностного, так и профессионального имиджа. Поэтому профессионально значимые качества необходимо целенаправленно формировать у будущих социальных работников в процессе обучения в вузе.

Целью нашего исследования явилась оценка эффективности формирования выделенных качеств в условиях традиционного образовательного процесса как детерминанта становления имиджа будущих социальных работников. В связи с пониманием значимости профессиональных качеств и их вклада в становление имиджа будущего социального работника нами была проведена экспериментальная работа по их формированию.

В экспериментальной работе приняли участие 29 обучающихся второго курса направления подготовки «Социальная работа» факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета.

Для определения уровня сформированно-сти профессионально значимых качеств личности был подобран комплекс диагностических методик, включающий тесты, позволяющие оценить данные качества: тест «КОС-2» (В.В. Синявский и Б.А. Федоришин), диагностика уровня эмпатии (И.М. Юсупов), толерантности (В.В. Бойко).

кроме того, в качестве диагностического метода использовались педагогическое наблюдение и контент-анализ результатов деятельности: наблюдение за поведением и деятельностью обучающихся в процессе решения профессиональных задач, оценка деятельности по выделенным параметрам, способности к рефлексии и саморефлексии (контент-анализ выполненных заданий, представляющих собой решение профессиональных задач-ситуаций).

Для оценки уровня сформированности выделенных профессионально значимых качеств личности как составляющих имиджа социального работника нами был проведен констатирующий эксперимент. Полученные в результате тестирования данные подтвердили наше

предположение о недостаточном уровне сфор-мированности профессиональных качеств, что потребовало организации целенаправленной работы по их развитию.

Формирование профессионально значимых качеств личности носит этапный характер и включает следующие этапы: когнитивный, личностно-деятельностный, рефлексивный. Для каждого этапа были определены цели и задачи, выбраны формы и методы организации занятий, обеспечивающих их решение, созданы необходимые условия взаимодействия обучающихся и педагогов.

Когнитивный этап был направлен на формирование знаний о сущности и содержании имиджа социального работника, его структуре и проблеме формирования в современном обществе, роли профессиональных качеств в профессиональном становлении специалиста, об особенностях социальной работы с различными категориями граждан, умении проявлять чуткость, вежливость, выдержку, терпение к клиентам, находящимся в трудной жизненной ситуации и т.д.

Личностно-деятельностный этап был направлен на овладение обучающимися практическими навыками профессиональной деятельности. Студенты решали ситуативные задачи, направленные на формирование имиджа социального работника, организовывались деловые и ролевые игры, создавались специальные учебно-профессиональные ситуации, требующие оперативного разрешения и направленные на необходимость проявления того или иного профессионального качества. также проводились тренинги, организовывались дискуссии по различным социальным проблемам разных категорий клиентов. Несмотря на то, что создаваемые профессиональные ситуации были учебными, они позволяли наблюдать за процессом проявления в них профессиональных качеств, оценивать эффективность проводимой экспериментальной работы, вносить своевременную коррекцию в процесс.

На рефлексивном этапе обучающиеся осуществляли анализ и оценку своей деятельности, обсуждали допущенные ошибки, определяли пути их исправления, намечали планы по самостоятельному развитию и совершенствованию личностных профессиональных качеств, выясняли влияние проявления профессиональных качеств в общении с клиентом на становление имиджа - как индивидуального, так и профессионального.

Педагогический эксперимент длился в течение двух семестров второго курса обуче-

ния. Обработка и сравнение полученных данных в начале и по завершении формирующего эксперимента позволили проследить изменения уровней развития выделенных профессионально значимых качеств и оценить эффективность экспериментальной работы.

Результаты формирования коммуникативности. Коммуникативность социального работника предполагает способность понимать, слушать и слышать клиента, создать обстановку доверия, расположить клиента к общению, результатом которого является получение необходимой информации для постановки проблемы, определения путей ее решения. Недостаточная сформированность данного качества создает барьеры в общении с клиентом, не позволяет объективно оценить ситуацию, выявить уровень ее сложности, а значит, поставить правильный социальный диагноз и определить пути решения проблемы. неэффективность решения проблемы приводит к недоверию клиента к социальным службам, снижению положительного имиджа социальной работы. Недооценка значимости данного профессионального качества приводит к профессиональной непригодности социального работника.

Сравнительный анализ проявления коммуникативности в начале и в конце экспериментальной работы показал, что наметилась положительная тенденция к повышению уровня проявления данного качества (см. табл. 1). В начале педагогического эксперимента у 58,3 % обучающихся данное качество находилось на низком уровне. Респонденты испытывали серьезные затруднения в общении, страх перед клиентом, не могли построить план беседы и получить необходимую информацию. После проведения экспериментальной работы данный показатель снизился до 12,25 %. Имеющееся положительное изменение статистически достоверно.

Произошли также положительные изменения и на других уровнях. Высокий уровень проявления данного качества повысился до 12,5 % против 3,03 % на констатирующем те-

стировании, коммуникативность на уровне выше среднего зафиксирована у 37,25 % обучающихся (РП0,05). Наблюдаются изменения на среднем и ниже среднего уровнях. Так, вдвое увеличилось число респондентов со средним уровнем проявления данного качества (25,25 % против 11,8 % в начале эксперимента), а число респондентов с результатами ниже среднего снизилось до 13 %.

Несмотря на имеющуюся положительную тенденцию, следует обратить внимание на то, что данное качество необходимо развивать в процессе всего обучения в вузе. Необходимо добиться того, чтобы у всех выпускников это качество было сформировано на достаточно высоком уровне, т.к. оно детерминирует личностный имидж социального работника, повышает эффективность его профессиональной деятельности.

Результаты формирования толерантности. Наша страна является многонациональной, для нее характерно пересечение культур, традиций, обычаев, религий и т.д. Мы живем в поликультурном, полиэтническом, полирелигиозном пространстве и не учитывать данные особенности невозможно. объединенные общим российским менталитетом, этносы стремятся сохранить свою национальную индивидуальность, свой язык, свою культуру, обычаи и традиции. Естественно, что клиентскую базу социального работника составляют разные слои населения, поэтому он должен уметь анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе профессионального межкультурного взаимодействия. Толерантность - это то профессиональное качество, которое позволяет социальному работнику принимать человека таким, какой он есть, уважать его взгляды, учитывать особенности его поведения и общения, религиозные воззрения и национальные ценности и т.д. Толерантность является доминирующим условием общения культур, этнических и межконфессиональных групп. Не-сформированность данного личностного качества не позволяет социальному работнику эффективно осуществлять межэтническое и меж-

Таблица 1

Результаты проявления коммуникативности у обучающихся в начале и в конце педагогического эксперимента, %

^^^^^Уровень Результаты --..„.^ Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Исходные 3,03 6,4 11,8 20,47 58,3

Конечные 12,5 37,25 25,25 13,0 12,25

Р > 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,05

личностное взаимодействие, оказывать качественную социальную помощь и поддержку различным слоям населения.

Важность и значимость развития идеи толерантности для благополучия общества отражены в целом ряде государственных документов, таких как Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.», Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. и др. Во всех этих документах толерантность определена в качестве приоритетной задачи. Другими словами, данное качество должно быть сформированно у каждого члена общества, тем более оно важно для специалиста социальной сферы, где проявление толерантности выражено наиболее рельефно. Несомненно, что имидж социальной сферы не может быть положительным при отсутствии данного качества у ее работников.

Для оценки толерантности у респондентов нами использовалась методика В.В. Бойко. Полученные результаты в начале и в конце экспериментальной работы сравнивались между собой. Результаты первоначального тестирования показали, что данное качество сформировано у испытуемых недостаточно (см. табл. 2).

Высокий уровень проявления толерантности зафиксирован только у 17,4 % респондентов, при этом низкий уровень отмечен у 52,25 %, средний составил 30,35 %. Следует отметить, что группа обучающихся имела разный национальный состав, при этом более 50 % ее участников имели низкий уровень сформированности толерантности. Такая ситуация не может не волновать: низкий уровень толерантности может быть причиной конфликтов в группе, препятствовать ее спло-

кие науки -

чению, создавать трудности внутригруппово-го взаимодействия и т.д.

Целенаправленная работа по формированию данного качества позволила получить определенные положительные результаты. Прежде всего был снижен процент обучающихся с низким уровнем проявления данного качества до 19,1 %, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. Повысился также процент обучающихся со средним уровнем проявления толерантности (62,5 %), практически не изменились данные высокого уровня (18,4 %), что указывает на необходимость продолжения работы в этом направлении. Следует заметить, что формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста должно осуществляться на всех этапах его подготовки как неотъемлемая составляющая учебно-воспитательного процесса.

Результаты формирования эмпатии. Чтобы оказать помощь клиенту в решении его проблемы, социальный работник должен уметь правильно понять его эмоциональное состояние, научиться сопереживать и сочувствовать ему, при этом у специалиста собственное видение проблемы может быть другим. Клиент должен почувствовать, что его проблема небезразлична социальному работнику, его здесь понимают и пытаются помочь. такой подход создает доверительные отношения, желание сотрудничества, повышает уверенность в возможности разрешения проблемы и получения квалифицированной помощи и поддержки, что в свою очередь содействует укреплению имиджа социального работника. таким образом, имидж социального работника во многом определяется его способностью к эмпатическому видению проблемы клиента.

Диагностика уровня эмпатии проводилась по методике И.М. Юсупова и контент-анализа решения профессиональных задач. Анализ результатов, полученных на констатирующем этапе эксперимента по методике И.М. Юсупова, показал, что проявление эмпатии как

Таблица 2

Результаты оценки толерантности у испытуемых в начале и в конце педагогического эксперимента, %

^^^^^^^ Уровень Результаты Высокий Средний Низкий

Исходные 17,4 30,35 52,25

Конечные 18,4 62,5 19,1

Р > 0,05 < 0,05 < 0,05

личностного качества на высоком уровне зафиксировано у 41 % респондентов, на уровне выше среднего - у 25,5 %, на среднем - у 28,5 %.

Для оценки эмпатии как профессионально значимого качества обучающимся было предложено решение практических задач. Результаты были несколько иными. Непосредственно с решением предложенных задач справились только 13,5 %, 86,5 % респондентов оказались не готовы к эмпатическому видению проблемы клиента, у них доминировали собственные эмоции, отношения, отсутствовало понимание проблемы с позиции клиента, что дает основание констатировать необходимость формирования данного качества через включение обучающихся в ситуации практической профессиональной деятельности. Это и было реализовано в процессе экспериментальной работы.

на заключительном этапе педагогического эксперимента, после целенаправленной работы по формированию эмпатии у обучающихся, было проведено повторное тестирование. Сравнение результатов тестирования показало, что по обоим заданиям произошли положительные изменения (см. табл. 3).

Высокий уровень проявления эмпатии отмечен у 62,7 % респондентов, уменьшилось число респондентов с уровнями выше среднего и средним. Произошли также изменения в способности к эмпатическому видению проблемы клиента: 69,5 % справились с решением профессиональных задач, требующих проявления данного качества. Однако 31,5 % респондентов все еще испытывали затруднения при решении профессиональных задач, некоторые категории клиентов не вызывали у них сочувствия или хотя бы терпимого отношения к рассмотрению проблемы (например, проблемы сексуальных меньшинств, бывших осужденных и др.). И все же в основном обучающиеся стали более внимательно анализировать предлагаемые возможные проблемы разной категории клиентов, пытались принять позицию клиента в проблеме, объективно подойти к ее решению. отношения, которые складыва-

ются у социального работника и клиента, уважение, сочувствие, понимание проблемы, несомненно, повышают доверие граждан к социальным службам и представителям этих служб и формируют в массовом сознании определенное представление.

Результаты формирования профессиональной этики. Профессиональная этика - неотъемлемая составляющая деятельности специалиста социальной сферы. Соблюдение этических норм является гарантом уважения личности клиента независимо от его убеждений, социального положения, политических, религиозных или других воззрений, обеспечивает конфиденциальность личных данных клиентов, не допускает унижения достоинства личности формами оказываемой благотворительной помощи. Профессионально-этический кодекс социального работника определяет этические обязательства социального работника по отношению к клиентам, этические нормы по отношению к своим коллегам, этические обязательства перед обществом, этические обязательства перед своей профессией [6]. Следование требованиям профессиональной этики обеспечивает доверие клиентов, снимает напряжение общения, позволяет получить объективную информацию о проблеме и ресурсном потенциале клиента, что в свою очередь позволяет разработать план действий по разрешению обозначенной проблемы, оказать действенную и своевременную помощь нуждающемуся.

Соблюдение норм и принципов профессионально-этического кодекса, осознание своего профессионального долга специалистом формирует у окружающих положительное отношение к деятельности учреждений социальных сферы, повышая имидж и престижность профессии социального работника. оценка уровня сформированности профессиональной этики у обучающихся осуществлялась методом контент-анализа результатов решения респондентами задач в области профессиональной деятельности. на начальном этапе педагогического эксперимента респондентами были

Таблица 3

Результаты оценки уровня эмпатии у испытуемых в начале и в конце педагогического эксперимента, %

^ -—Уровень Результаты "—-—^^ Высокий Выше среднего Средний Низкий

Исходные 41,0 25,5 28,5 0

Конечные 62,7 20,3 17,0 0

Р < 0,05 > 0,05 > 0,05

- педагогические науки -

Таблица 4

Результаты оценки уровня сформированности профессиональной этики у испытуемых в начале и в конце педагогического эксперимента, %

^ Уровень Результаты Высокий Средний Ниже среднего Низкий

Исходные 0 7,95 27,55 64,5

Конечные 21,0 33,5 26,5 19,0

Р < 0,05 <0,05 > 0,05 < 0,05

показаны следующие результаты (см. табл. 4): высокий уровень реализации норм профессиональной этики не зарегистрирован ни у одного респондента, средний уровень зафиксирован у 7,95 %, ниже среднего - у 27,55 %, низкий - у 64,5 %. Полученные результаты детерминируют необходимость планомерной серьезной работы по формированию данного качества.

В течение всего периода проведения педагогического эксперимента велась серьезная работа по формированию профессиональной этики у обучающихся. Применялись разнообразные формы и методы учебно-воспитательной работы: метод эмпатии, метод аналогии, ролевые и деловые игры, тренинги, специальные учебно-профессиональные ситуации, анализ конкретных ситуаций, диалог с деструктивной отнесенной оценкой и др. Проведенная экспериментальная работа позволила изменить результаты показателей в проявлении профессиональной этики. При повторном тестировании обучающихся были получены следующие результаты: количество респондентов с низким уровнем проявления данного качества уменьшилось до 19 %, практически не изменились результаты на уровне ниже среднего (26,5 %), увеличилось количество респондентов на среднем уровне до 33,5 %, появились респонденты, результаты которых соответствуют высокому уровню (21,0 %) проявления данного качества, что свидетельствует об эффективности проведенной экспериментальной работы.

таким образом, анализ научной литературы, практика деятельности социального работника позволяют констатировать, что формирование его имиджа, который складывается в массовом сознании людей, во многом определяется его личностно-профессиональными качествами [3; 4, с. 19; 5, с. 28]. Среди качеств, детерминирующих имидж, наиболее значимыми являются коммуникативность, толерантность, эмпатия и профессиональная этика. Сформированность данных качеств у будуще-

го специалиста, опыт практической профессиональной деятельности повышают имидж социального работника и социальной сферы в целом, актуализируют потребность граждан в обращении к таким специалистам.

список литературы

1. Бегидова С.Н., Бегидов В.С., Липилина Е.Ю. Профессиональные качества личности педагога // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологии: сб. ст. в 2 ч. Ставрополь, 2016. С. 342-346.

2. Бегидова С.Н., Хазова С.А. Бегидов В.С. Личностные качества конкурентоспособного социального работника // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2013. № 3(123). С. 12-17.

3. Вишневский Ю.Р., Коробейникова А.П., Шапко В.Т. Социально-профессиональный портрет социального работника // качество социальной жизни в изменяющейся России. М., 2008. С. 44-47.

4. Певная М.В., Пермякова П.Ю. Социологические аспекты изучения имиджа социальной работы. Информационная модель формирования: учеб.-метод. пособие. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2009.

5. Профессиональный имидж социальной работы и роль СМИ в повышении ее престижа: информационно-аналитический отчет / под ред. проф. Ю.р. Вишневского. Екатеринбург: угту - уПИ, 2009.

6. Профессионально-этический кодекс социального работника России [Электронный ресурс]. URL: http://www.belsoc.narod.ru/socrab.html (дата обращения: 15.06.2017).

7. Хазова С.А. Личностные качества конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту // теория и практика физической культуры. 2008. № 12. С. 64-68.

* * *

1. Begidova S.N., Begidov V.S., Lipilina E.Ju. Professional'nye kachestva lichnosti pedagoga //

известия вгпу

Innovacionnye napravlenija razvitija v obrazovanii, jekonomike, tehnike i tehnologii: sb. st. v 2 ch. Stavropol', 2016. S. 342-346.

2. Begidova S.N., Hazova S.A. Begidov V.S. Lichnostnye kachestva konkurentosposobnogo social'-nogo rabotnika // Vestn. Adyg. Gos. un-ta. Ser. 3: Pedagogika i psihologija. 2013. № 3(123). S. 12-17.

3. Vishnevskij Ju.R., Korobejnikova A.P., Shap-ko V.T. Social'no-professional'nyj portret social'-nogo rabotnika // Kachestvo social'noj zhizni v izme-njajushhejsja Rossii. M., 2008. S. 44-47.

4. Pevnaja M.V., Permjakova P.Ju. Sociologi-cheskie aspekty izuchenija imidzha social'noj raboty. Informacionnaja model' formirovanija: ucheb.-metod. posobie. Ekaterinburg: UGTU - UPI, 2009.

5. Professional'nyj imidzh social'noj raboty i rol' SMI v povyshenii ee prestizha: informacionno-analiticheskij otchet / pod red. prof. Ju.R. Vishnevsko-go. Ekaterinburg: UGTU - UPI, 2009.

6. Professional'no-jeticheskij kodeks social'nogo rabotnika Rossii [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.belsoc.narod.ru/socrab.html (data obrashhenija: 15.06.2017).

7. Hazova S.A. Lichnostnye kachestva konkurentosposobnogo specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2008. № 12. S. 64-68.

ю.в. науменко, о.в. науменко

(Волгоград)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организационно-педагогические условия инклюзивного начального общего образования

Предлагается авторское видение основных аспектов положения об организации начального общего образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью, которые помогут разработчикам четко формулировать миссию общеобразовательной организации по отношению к детям с особыми образовательными потребностями и описывать общие подходы по реализации принятой миссии с учетом специфики функционирования конкретной школы. Дана трактовка личностных и метапредметных результатов инклюзивного образования в начальной школе.

Ключевые слова: инклюзивное образование, личностные и метапредметные результаты инклюзивного образования, организационно-педагогические условия инклюзивного образования.

Professionally significant qualities as determinants of formation of the image of future social workers

The article deals with the issue of formation of the image of a social worker. Professionally significant qualities of the personality of a social worker are caused by the determinants of its formation. Communication skills, tolerance, empathy, professional ethics are highlighted as the dominant professional qualities. The article represents the results of the pedagogical experiment of the formation of these properties, their connection with the formation of the image of a social worker.

Key words: image of social worker, professionally significant qualities, professional ethics, communication skills, tolerance, empathy.

(Статья поступила в редакцию 25.07.2017)

По нашему мнению, положение об организации начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и умственной отсталостью должно состоять из трех частей и носить рамочный характер, приемлемый для организации инклюзивного образования по отношению ко всем типам детей с особыми образовательными потребностями. Специфика организации инклюзивного образования по отношению к детям с различными видами психофизиологических нарушений может быть отражена в приложениях как дополнениях к основному положению об организации начального общего образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью.

В первой части (общие положения) должны быть сформулированы миссия общеобразовательной организации при осуществлении инклюзивного образования и ожидаемый (желаемый) результат. Мы считаем, что здесь должны найти отражение нижеследующие положения, базирующиеся на ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Закона «Об образо-

О Науменко Ю.В., Науменко О.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.