Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасности жизнедеятельности / студенты-медики / образовательный процесс / педагогическая технология / образовательная программа / медицинское учреждение / life safety / medical students / educational process / pedagogical technology / educational program / medical institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабаданова Патимат Магомедовна, Баштукаева Зарема Исламутдиновна

В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования знаний в сфере безопасности жизнедеятельности среди студентов-медиков. Приводятся сведения относительно отличительных особенностей обучения в рамках подобной дисциплины в образовательном учреждении медицинской направленности. Акцентируется внимание на том, что студенты-медики должны обладать знаниями и навыками оказания медицинской помощи не только в повседневной жизни, но также в условиях медицинского учреждения. Раскрывается сущность некоторых педагогических технологий, которые позволяют освоить комплексно и всесторонне тематические компоненты безопасности жизнедеятельности и обеспечивают интерактивный подход к образовательному процессу. Обозначенные педагогические технологии могут существенно расширить образовательные возможности и познания студентов-медиков в условиях необходимости достижения искомых компетенций. Определена важность приглашения профильных специалистов в целях обеспечения всестороннего подхода к процессу обучения безопасности жизнедеятельности. Приведен пример подхода кафедр ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России к обучению безопасности жизнедеятельности и дифференциации тематических приоритетов при конструировании образовательного процесса для студентов-медиков, обучающихся на разных факультетах данного учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рабаданова Патимат Магомедовна, Баштукаева Зарема Исламутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the pedagogical aspects of the formation of knowledge in the field of life safety among medical students. Information is provided regarding the distinctive features of training in the framework of such a discipline in an educational institution of medical orientation. Attention is focused on the fact that medical students should have the knowledge and skills to provide medical care not only in everyday life, but also in a medical institution. The essence of some pedagogical technologies is revealed, which allow to master comprehensively and comprehensively thematic components of life safety and provide an interactive approach to the educational process. The indicated pedagogical technologies can significantly expand the educational opportunities and knowledge of medical students in the conditions of the need to achieve the desired competencies. The importance of inviting specialized specialists in order to ensure a comprehensive approach to the process of life safety training is determined. An example of the approach of the departments of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Russian Ministry of Health to life safety training and differentiation of thematic priorities in the design of the educational process for medical students studying at different faculties of this educational institution is given.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

изучение новшеств в области профессиональной деятельности (их указали 64% и 62% соответственно), немного менее популярны случайным образом выбранное содержание, актуальное в конкретный временной период (указали 56% опрошенных). Значительно менее интересными направлениями для неформального образования оказались «Развитие личности» (23%), «Взаимодействие и контакты» (23%), «Корпоративные требования и инновации» (21%).

Затем были определены формы неформального образования, актуальные для студентов вуза. Анализ указанных студентами форм неформального образования позволяет установить, что среди наиболее популярных форматов развития просмотр видео, блогов (указали 63%), участие в сообществах и форумах (53%), взаимодействие с экспертами (45%). Самостоятельное чтение литературы и иных источников по интересующей теме уже гораздо менее популярно среди студентов, которые предпочитают черпать новую информацию преимущественно из сети Интернет (24%), участие в разнообразных мероприятиях (23%) и работа с консультантом, тренером (12%) также не сильно распространены среди опрошенных.

В завершении исследования респондентам был предложен вопрос о препятствиях, с которыми они сталкиваются при совмещении формального обучения в вузе и неформального образования. Для студентов самым значимым препятствием выступает отсутствие достаточного времени на обучение (указали 68%) и, а также недостаточная мотивация для дополнительного обучения вне вуза (64%).

Чуть более половины опрошенных указала на недостаточно развитые навыки самообучения (51%), что проявляется в бессистемном интересе и отсутствии четко выраженного результата. Сомневается в необходимости неформального образования параллельно с обучением в вузе 36% респондентов, объясняя это общей неопределенностью профессиональных перспектив после окончания обучения. 32% опрошенных испытывают затруднения в самостоятельном выборе направлений и способов неформального образования.

Выводы. Обобщая результаты проведенного исследования, можно утверждать, неформальное образование становится значимым инструментом профессионального развития человека, способным обеспечить ответ на вызовы постиндустриальной экономики. Посредством неформального образования осуществляется реализация индивидуальной образовательной траектории обучающихся, сочетающий формальную подготовку в рамках образовательной системы и самостоятельное направленное развитие с использованием имеющихся возможностей.

В эмпирической части исследования получены характеристики неформального образования студентов, обучающихся по экономическим направлениям подготовки, а именно уточнены цели, направления, регулярность, формы неформального образования. Результаты исследования демонстрируют значительный потенциал неформального образования для решения проблем, связанных, в первую очередь, с профессиональным развитием.

Литература:

1. Бирюкова, И.К. Неформальное образование: понятие и сущность / И.К. Бирюкова // Педагогика. - 2012. - №4. -С. 18-20

2. Европейская система квалификаций // Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт], 2016. -URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20121206224415.pdf (дата обращения: 16.09.2023)

3. Иванищева, H.A. Неформальное образование студентов педагогических университетов / H.A. Иванищева, Л.А. Кочемасова // Непрерывное образование: XXI век. - 2022. - Вып. 4 (40). - DOI: 10.153937j5.art.2022.8008

4. Кичерова, М.Н. Неформальное образование и человеческий капитал / М.Н. Кичерова, Е.О. Муслимова и др. -Тюмень, 2020. - 316 с.

5. Климов, С.М. Неформальное образование взрослых: проблемы экономики и управления / С.М. Климов. - М.: Знание, 1998. - 135 с.

6. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года": [утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р] // Гарант.ру: [сайт], 1990. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения 10.09.2023)

7. Дашкова, Л.Л. Неформальное образование в педагогическом вузе / Л.Л. Дашкова, И.В. Чуйкова, Е.А. Шанц // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 01. - С. 15-28. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221002.htm. DOI: 10.24412/2304-120Х-2022-11002

8. Поволяева, М.Н. Неформальное образование: развитие, вызовы и перспективы / М.Н. Поволяева, H.H. Попова // Народное образование,-2013. - № 8(1431). - С. 43-48

9. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года: [утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р] // Министерство образования и науки РФ: [сайт], 2020. - URL: https://clck.ru/geTi3 (дата обращения 10.09.2023)

10. Яковлева, Е.В. Психолого-педагогическая характеристика потребности студентов в самообразовании при обучении в вузе / Е.В. Яковлева // Бюллетень науки и практики. - 2020. - Т.6.- № 10,- С. 370-385. - DOI: 10.33619/2414-2948/59/34

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Рабаданова Патимат Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Баштукаева Зарема Исламутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (г. Махачкала)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В

МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования знаний в сфере безопасности жизнедеятельности среди студентов-медиков. Приводятся сведения относительно отличительных особенностей обучения в рамках подобной дисциплины в образовательном учреждении медицинской направленности. Акцентируется внимание на том, что студенты-медики должны обладать знаниями и навыками оказания медицинской помощи не только в повседневной жизни, но также в условиях медицинского учреждения. Раскрывается сущность некоторых педагогических технологий, которые позволяют освоить комплексно и всесторонне тематические компоненты безопасности жизнедеятельности и

обеспечивают интерактивный подход к образовательному процессу. Обозначенные педагогические технологии могут существенно расширить образовательные возможности и познания студентов-медиков в условиях необходимости достижения искомых компетенций. Определена важность приглашения профильных специалистов в целях обеспечения всестороннего подхода к процессу обучения безопасности жизнедеятельности. Приведен пример подхода кафедр ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России к обучению безопасности жизнедеятельности и дифференциации тематических приоритетов при конструировании образовательного процесса для студентов-медиков, обучающихся на разных факультетах данного учебного заведения.

Ключевые слова: безопасности жизнедеятельности, студенты-медики, образовательный процесс, педагогическая технология, образовательная программа, медицинское учреждение.

Annotation. The article discusses the pedagogical aspects of the formation of knowledge in the field of life safety among medical students. Information is provided regarding the distinctive features of training in the framework of such a discipline in an educational institution of medical orientation. Attention is focused on the fact that medical students should have the knowledge and skills to provide medical care not only in everyday life, but also in a medical institution. The essence of some pedagogical technologies is revealed, which allow to master comprehensively and comprehensively thematic components of life safety and provide an interactive approach to the educational process. The indicated pedagogical technologies can significantly expand the educational opportunities and knowledge of medical students in the conditions of the need to achieve the desired competencies. The importance of inviting specialized specialists in order to ensure a comprehensive approach to the process of life safety training is determined. An example of the approach of the departments of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Russian Ministry of Health to life safety training and differentiation of thematic priorities in the design of the educational process for medical students studying at different faculties of this educational institution is given.

Key words: life safety, medical students, educational process, pedagogical technology, educational program, medical institution.

Введение. Обучение безопасности жизнедеятельности в высших учебных заведения медицинского профиля заметно отличается от образовательного процесса в рамках идентичной дисциплины, предусмотренного для университетов других профилей. Это объясняется тем, что целевой назначение будущих медицинских работников изначально направлено на оказание медицинской помощи. При этом медицинская помощь и помощь пострадавшим как части профессиональной деятельности потенциально составляют основу практики любого врача. Для будущего педагога или инженера оказание медицинской помощи пострадавшим является лишь необходимой частью реагирования, если возникает нештатная ситуация или подобная необходимость в повседневной жизни [2, С. 4689].

Изложение основного материала статьи. В аспекте безопасности жизнедеятельности обучение студентов-медиков также предполагает усиленную роль образовательной части учебных программ, которая посвящена отдельным аспектам оказания помощи и реагирования на нештатную ситуацию, которая преимущественно не предусмотрена для других лиц. В частности, если при оказании первой медицинской помощи будущие специалисты других профильных вузов учатся, к примеру, накладывать жгут или находить пульс, а в более сложных случаях ожидать прибытия бригады скорой медицинской помощи, то для студентов-медиков это является частью их профессиональной деятельности. Кроме того, оказание первой медицинской помощи предполагает, что студенты-медики могут осуществлять некоторые виды манипуляций на месте без специальной подготовки оборудования, местности или помещения.

В истории известны случаи, когда медицинским работникам приходилось реагировать на нештатную ситуацию, не имея при этом каких-либо ресурсов для осуществления полноценной профессиональной деятельности и оказания помощи пострадавшим. В мирной жизни навыки безопасности жизнедеятельности врачу могут понадобиться в любом месте его нахождения, в том числе в общественном транспорте. К примеру, нередки случаи, когда в салоне самолета какой-либо пассажир был спасен благодаря навыкам и знаниям врача, который также являлся пассажиром данного рейса. Обозначенный пример также указывает на существенную разницу в обучении безопасности жизнедеятельности для будущих медиков и будущих бортпроводников. Разница прослеживается также в подходах к оказанию медицинской помощи в нештатной ситуации. Процесс обучения безопасности жизнедеятельности для бортпроводников предполагает кратно меньшее время лекционных и практических занятий, чем для будущих медиков [5, С. 68].

Кроме того, формирование знаний по безопасности жизнедеятельности для студентов-медиков фокусируется вокруг двух других основополагающих направлений. К первому направлению относится угроза жизни и здоровью пациентов при оказании им тех или иных медицинских услуг. Ко второму направлению относится взаимосвязанная и взаимодополняемая система, которая позволяет обеспечить безопасность пациентов в медицинской организации. Данному вопросу уделили внимание преимущественно практикующие врачи, которые разрабатывали свои руководства на основе собственной деятельности и наблюдений. В частности, вопросу безопасности жизнедеятельности для медицинских работников уделил внимание член-корреспондент Российской академии медицинских наук (РАМН), профессор И.М. Чиж, В.Г. Баженов и др. [7, С. 12].

Следует отметить, что безопасности жизнедеятельности в процессе обучения студентов-медиков подразделяется на другие более уточненные направления, а именно действия медицинских работников во время пожара в медицинской организации и комплекс мер, необходимый для восстановления состояния здоровья пациента после ненадлежащего лечения. Также в процессе обучения в рамках безопасности жизнедеятельности в обязательном порядке предусматриваются такие аспекты как воздействие человеческого фактора на охрану труда в медицинской организации, правовое регулирование допущенной врачебной ошибки.

Если рассматривать нормативную базу, которая также присутствует в образовательном процессе, то студенты-медики обязаны быть осведомленными относительно соответствующих положений основополагающих федеральных законов, специальных постановлений Правительства Российской Федерации, а также положений профильных ведомств, предписывающих оказание качественной медицинской помощи и указывающих на допустимые критерии обозначенного качества помощи. Так как Российская Федерация является участником многих международных организаций и альянсов, в том числе связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья людей, то в учебных программах также в обязательном порядке должны быть учтены руководства Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), разработанные специально для обеспечения безопасности профильные стандарты, а также руководства в отношении действий, которые предполагаются со стороны специалистов различных профилей для устранения последствий идентичной ситуации. К примеру, устранение последствий гуманитарной катастрофы, стихийного бедствия и других драматических событий, предполагающих активное участие не только медицинских работников, и результат которых во многом зависит от проявленного оперативного сотрудничества [10, С. 183].

Техническое оснащение лекционных и практических занятий безопасности жизнедеятельности также требует определенного подхода, а именно компьютерного оборудования, программного обеспечения, результатов искусственного

интеллекта, образцов содержимого аптечки, образцов некоторых видов препаратов и медицинского оборудования, в том числе инструментов.

В рамках направления, относящегося к безопасности пациентов в медицинском учреждении, на занятиях должны быть предусмотрены такие тематические аспекты как интоксикация в результате применения некачественных, просроченных или неправильно назначенных медицинских препаратов. К безопасности жизнедеятельности также относится побочный эффект от принимаемого пациентом определенного препарата или комбинации. В компетенции медицинского работника преимущественно должно быть умение устранять последствия обозначенных видов отравлений без необходимости более серьезного вмешательства, в том числе хирургического характера. Соответственно, студентов-медиков необходимо обучать на практических занятиях всем аспектам устранения подобных проявлений, в том числе посредством промывания желудка и ротовой полости пациентам [4, С. 76].

На занятиях в рамках образовательной программы предусматривается изучение аспектов безопасности жизнедеятельности, связанных с некорректным применением медицинской техники. Данный аспект сопряжен с пожарной безопасностью и потенциальным вредоносным воздействием медицинского оборудования на организм человека. Таким образом, на занятиях безопасности жизнедеятельности студенты-медики должны освоить манипуляции, связанные с облучением пациента и устранением последствий в результате воздействий подобных видов. Также на занятиях необходимо уделить внимание действиям будущих медицинских работников в отношении дезинфекции помещений и обработки кабинетов рентгена, а также лабораторного назначения [3, С. 94].

Стоит отметить, что образовательные программы безопасности жизнедеятельности для студентов-медиков должны обладать дифференциальным подходом. Некоторые базовые тематические компоненты должны присутствовать во всех образовательных программах данной дисциплины, а именно навыки корректного поведения в ситуации повышенной опасности, пользования инвентарем и инфраструктурой, относящейся к безопасности жизнедеятельности, а также соблюдение обязательных правил, обеспечивающих безопасность как непосредственно медицинского работника, так и окружающих его людей. В тоже время образовательные программы должны включать тематические компоненты, которые целесообразны, к примеру, отдельно для медицинских сестер. На занятиях безопасности жизнедеятельности, предусмотренные для будущих медицинских сестер, преподавателю следует уделить достаточное количество лекционных часов для доведения до их сведения методов и способов результативной защиты от потенциально-опасных факторов медицинской среды [1, С. 121].

Образовательная программа вне зависимости от целевого назначения обучения студентов-медиков в обязательном порядке должна содержать компоненты, связанные с их действиями в процессе чрезвычайных ситуаций и необходимостью эвакуации, как пациентов, так и пострадавших лиц в иных нештатных ситуациях. Если рассматривать пропорциональное соотношение лекционных, практических и семинарских занятий, то отличительной особенностью обучения безопасности жизнедеятельности студентов-медиков является преимущественное внимание к практическим занятиям. В тоже время процесс обучения студентов других профилей допустимо формировать из преимущественного включения занятий лекционного направления. Практические занятия для студентов-медиков носят достаточно расширенный характер, так как они предполагают освоение практических навыков, как в образовательной организации, так и в медицинских учреждениях, пребывание и обучение в которых для студентов-медиков является обязательным.

Стоит отметить, что в отношении обучения студентов-медиков немаловажную роль выполняет личность педагога, который должен обладать практическими навыками оказания помощи другим лицам в ситуациях повышенной опасности. Это значит, что для педагога приоритетна квалификация медицинского работника или специалиста в сфере ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Подобные требования сопряжены с компетенциями педагогической направленности, которые не только предусмотрены образовательными стандартами, но также призваны спецификой профиля подготовки будущих специалистов. Таким образом, существенно меняется приоритетность достижения педагогом компетенций в отношении студентов-медиков. Данные компетенции опираются на преимущественное умение осуществлять определенные действия и владение теоретической базой в той степени, в которой она достаточна для спасения людей и устранения потенциального вреда их здоровью в результате внешних нестандартных факторов различного характера, в том числе техногенного [8, С. 45].

В рамках занятий теоретической направленности образовательными стандартами предусмотрено применение различных педагогических технологий, которые по своей структуре и целевому назначению также приближают студентов-медиков к практическим навыкам, к примеру, технологии здоровьесберегающего характера нацелены на познание студентами-медиками в сфере биотехнологии и физического развития. Используя данную технологию, педагог на занятиях рассказывает о необходимости сохранения студентом-медиком физиологических свойств, потенциально позволяющих ему продолжительное время оказывать медицинскую помощь в ухудшающих условиях ситуации повышенной опасности. В рамках другой педагогической технологии, а именно развития критического мышления, педагог безопасности жизнедеятельности обучает студентов-медиков своевременно и оперативно оценивать состояние здоровья окружающих людей, в том числе в случаях, когда они еще не осознают степень опасности возникшей ситуации [9, С. 246].

Одним из ключевых педагогических подходов в рамках безопасности жизнедеятельности является технология информационно-коммуникационной направленности. В рамках обозначенной технологии педагог должен довести до совершенства компетенцию, связанную с умением студентами-медиками оказывать помощь в экстренных случаях на коллективной основе. Многое в безопасности жизнедеятельности зависит от слаженности действий специалистов, оказывающих медицинскую помощь и устраняющих последствия нештатной ситуации. Для этого в образовательной программе должны быть предусмотрены материалы, затрагивающие умение студентами-медиками принимать решение внутри команды с учетом иерархического подчинения и принципов осуществления приоритетных и сопутствующих манипулятивных действий, которые одновременно соответствуют требованиям существующих профессиональных и этических стандартов, а с другой стороны, позволяют достичь искомого результата в конкретной ситуации. Это значит, что степень авторитетности будущего медицинского работника может не иметь значительной роли, если при устранении последствий нештатной ситуации и оказании медицинской помощи в команде врачей участвуют, как профильные специалисты, так и специалисты других направлений. Приоритетным в рамках безопасности жизнедеятельности является подход, при котором решающее значение имеет мнение специалиста, обладающего уточненными знаниями и навыками для устранения последствий нештатной ситуации определенного характера.

В рамках безопасности жизнедеятельности уместно применение такого педагогического приема, как технология сотрудничества. Хотя данная технология преимущественно относится к реализации практических занятий, для теоретических занятий она также представляет особую актуальность. Для проведения теоретических занятий могут быть приглашены практикующие медицинские работники определенного профиля, сотрудники в сфере ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники правоохранительных органов, патологоанатомы и судебные эксперты. Результативность применения данной технологии вызвана ценностью практической информации в условиях постоянно меняющейся

действительности и характера, возникающих внештатных ситуаций. Студенты-медики должны обладать знаниями правильного поведения при оказании медицинской помощи пострадавшим, в том числе в случаях, когда ситуация повышенной опасности еще не завершена или не может быть завершена по каким-либо объективным причинам. Студенты-медики должны понимать, что они должны уметь устранять последствия опасной ситуации даже в том случае, если степень опасности увеличивается в отношении непосредственно самих студентов. Соответственно, опыт приглашенных специалистов представляет жизненную необходимость и значительную важность для образовательного процесса в рамках безопасности жизнедеятельности.

В ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России) обучение безопасности жизнедеятельности предусмотрено непосредственно на профильной кафедре безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф [6]. Частично рассматриваемое направление обучения осуществляется в рамках прикладных дисциплин кафедр лучевой диагностики и лучевой терапии с усовершенствованием врачей с курсом ультразвуковой диагностики; микробиологии, вирусологии и иммунологии; нормальной физиологии; общей гигиены и экологии человека; общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения и др. В частности, профильная кафедра ориентируется на аудиторные занятия и ситуационные задачи, которые в обязательном порядке рассматриваются в рамках занятий практической направленности. Кафедра активно реализует технологии сотрудничества и приглашает специалистов в сфере медицины катастроф, эпидемиологии и ухода за больными. Полученные знания студенты-медики демонстрируют на профильных олимпиадах регионального значения, а также в рамках дней безопасности жизнедеятельности, которые проводятся на базе общеобразовательных организаций Республики Дагестан.

Выводы. В заключении целесообразно акцентировать внимание на важность дифференциации образовательных программ, которые должны быть предусмотрены отдельно для каждого направления подготовки студентов-медиков. К примеру, ФГБОУ ДГМУ Минздрава России образовательные программы предусмотрены не только для отдельных факультетов, но также подразделены на отдельные тематические рабочие программы, а именно на безопасность жизнедеятельности в сфере эпидемиологии, оказания неотложной помощи и др. Обучение рассматриваемым аспектам в значительной степени представляет важность для студентов-медиков и всегда будет сопровождать основной образовательный процесс, так как задачи безопасности жизнедеятельности во многом сопряжены с целевым назначением подготовки будущих профильных медицинских работников.

Литература:

1. Валиева, О. Роль и значение преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях/О. Валиева//Мировая наука. -2021. -№6 (51). -С. 120-122

2. Грушковский, С.С. Предупреждение и защита населения России в чрезвычайных ситуациях / С.С. Грушковский // StudNet. - 2022. - №5. - С. 4687-4696

3. Ибрагимова, Э.Э. Умение оказывать первую помощь - важная составляющая культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся / Э.Э. Ибрагимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№72-2. - С. 93-96

4. Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны: учебное пособие / под редакцией С.А. Разгулина. -Нижний Новгород: ПИМУ (НижГМА), 2012. - 188 с.

5. Непочатых, Е.П. Подготовка специалистов медицинского и социального профиля: практико-ориентированный подход / Е.П. Непочатых // Коллекция гуманитарных исследований. - 2022. - №4 (33). - С. 66-70

6. Официальный портал Дагестанского государственного медицинского университета Минздрава России // ДГМУ Минздрава России. -URL: https://dgmu.ru/7ysclid4mt7odjk7j 113252021 (дата обращения: 04.10.2023)

7. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Л.Е. Механтьева, A.B. Петрова, Т.П. Склярова [и др.]; ФГБОУ ВО Воронежский государственный медицинский университет им. H.H. Бурденко, кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности. - Воронеж: ВГМУ, 2017. - 94 с.

8. Психологические аспекты первой помощи в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Л.Е. Механтьева, A.B. Петрова, Т.П. Склярова, О.Ю. Ширяев; ГБОУ ВПО Воронежский государственный медицинский университет им. H.H. Бурденко. - Воронеж: ВГМУ, 2017. - 61 с.

9. Сироткина, О.В. Анализ проблемы формирования ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни / О.В. Сироткина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№72-4. -С. 244-247

10. Тюмасева, З.И Парадигмы здоровьесберегающего образования: проблемы и пути решения / З.И.Тюмасева, И.Л. Орехова //Вестник ЮУрГГПУ.-2022. - №2 (168). - С. 182-198

Педагогика

УДК 37.013.43

кандидат педагогических наук, доцент Романова Мария Никифоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация. В статье представлен анализ проведенной работы по организации кружковой работы по технологии. Основная цель исследования состояла в разработке и апробации авторской программы кружка «Ручная ковровая вышивка». Цель создания данной программы занятий является многогранной. Она направлена на развитие творческих способностей учащихся на основе изготовления изделий в технике ручного ковроткачества. Ковровая вышивка является частью декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство помогает раскрыть детям мир прекрасного. Занятия по декоративно-прикладному искусству обладают значительным потенциалом в формировании личностных качеств учащихся. Статья содержит анализ результативности обучения школьников на кружковых занятиях. Сформулированы основные задачи и цели исследования. Определены критерии освоения техники ручной ковровой вышивки.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, исследование, критерии результативности, техника ручной ковровой вышивки.

Annotation. The article presents an analysis of the work carried out on organizing circle work on technology. The main goal of the study was to develop and test the author's program for the "Hand Carpet Embroidery" circle. The purpose of creating this training program is multifaceted. It is aimed at developing the creative abilities of students based on the manufacture of products using the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.