Научная статья на тему 'НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВМЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВМЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клиническая медицина
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ / МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЪЕКТИВНЫЙ СТРУКТУРИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ / ВСЕРОССИЙСКАЯ СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ / EMERGENCIES OF PEACETIME AND WARFARE / DISASTER MEDICINE / EDUCATIONAL SERVICES / OCCUPATIONAL COMPETENCIES / OBJECTIVE STRUCTURED EXAM / ALL RUSSIAN SERVICE FOR DISASTER MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чиж И. М., Русанов Сергей Николаевич, Карпенко И. В.

Статья посвящена основам преподавания дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф» в медицинских вузах. Рассмотрены основные направления методологического совершенствования преподавания. Представлены разработанные и внедрённые в учебный процесс на кафедре безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Сеченовского университета (в рамках концепции преподавания дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф») новые и эффективные формы и методы обучения, которые могут быть рассмотрены как возможная обобщающая модель подхода к преподаванию в целях подготовки выпускников медицинских вузов России к готовности работы в условиях чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE TRAINING OF MEDICAL GRADUATES TO WORK IN EMERGENCY SITUATION

The article is dedicated to the scientific and practical teaching improvement’s grounding of «Emergency medicine» and «Disaster medicine» subjects at the medical universities. Basic directions of methodological teaching improvement are considered inhere. Modern and effective forms and methods of teaching, which were developed and implemented at the departments of «Life safety» and «Disaster medicine» were presented. This directions can be considered as a possible resumptive model for a teaching at the medical universities in Russia. The enhancement of readiness for practice during disaster is the main goal.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВМЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

Клиническая медицина. 2018; 96(9)

DOI http://dx.doi.org/10.18821/0023-2149-2018-96-9-847-852

Подготовка кадров

Подготовка кадров

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018 УДК 614.8:378.661

Чиж И.М., Русанов С.Н., Карпенко И.В.

НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), 119991, Москва

Статья посвящена основам преподавания дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф» в медицинских вузах. Рассмотрены основные направления методологического совершенствования преподавания. Представлены разработанные и внедрённые в учебный процесс на кафедре безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Сеченовского университета (в рамках концепции преподавания дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф») новые и эффективные формы и методы обучения, которые могут быть рассмотрены как возможная обобщающая модель подхода к преподаванию в целях подготовки выпускников медицинских вузов России к готовности работы в условиях чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации мирного и военного времени; медицина катастроф; образовательные услуги; профессиональные компетенции; объективный структурированный зачёт; Всероссийская служба медицины катастроф.

Для цитирования: Чиж И.М., Русанов С.Н., Карпенко И.В. Новые методологические подходы к подготовке выпускников медицинских вузов к работе в условиях чрезвычайных ситуаций. Клин. мед. 2018; 96(9): 847-852. DOI http://dx.doi.org/10.18821/0023-2149-2018-96-9-847-852

Для корреспонденции: Русанов Сергей Николаевич — д-р мед. наук, проф. каф. безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф; e-mail: rusanovsergej@yandex.ru

Chizh I.M., Rusanov S.N., Karpenko I.V.

NEW METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE TRAINING OF MEDICAL GRADUATES TO WORK IN EMERGENCY SITUATION

I. M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), 119991, Moscow, Russia

The article is dedicated to the scientific andpractical teaching improvement's grounding of«Emergency medicine» and «Disaster medicine» subjects at the medical universities. Basic directions of methodological teaching improvement are considered inhere. Modern and effective forms and methods of teaching, which were developed and implemented at the departments of «Life safety» and «Disaster medicine» were presented. This directions can be considered as a possible resumptive model for a teaching at the medical universities in Russia. The enhancement of readiness for practice during disaster is the main goal. K e y w o r d s: emergencies of peacetime and warfare; disaster medicine; educational services; occupational competencies; objective structured exam; All Russian service for disaster medicine.

For citation: Chizh I.M., Rusanov S.N., Karpenko I.V. New methodological approaches to the training of medical graduates to work in emergency situation . Klin. med. 2018; 96(9): 847-852. DOI http://dx.doi.org/10.18821/0023-2149-2018-96-9-847-852

For correspondence: Sergej N. Rusanov — MD, PhD, DSc, Professor of the Department of life safety and disaster medicine; e-mail: rusanovsergej@yandex.ru

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Acknowlegments. The study had no sponsorship .

Information about authors:

Chizh I.M. https://orcid.org/0000-0002-7738-0342

Rusanov S. N. https://orcid.org/0000-0002-1003-4867

Karpenko I. V. https://orcid.org/0000-00011-5461-687X

Received 21.04.18 Accepted 19.06.18

Одной из главных задач при ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), определённых Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», является проведение аварийно-спасательных работ, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей. Эта задача может быть решена, в частности при своевремен-

ной и чёткой организации системы медицинского обеспечения населения и личного состава спасательных формирований в зоне ЧС, что, естественно, невозможно без специальной подготовки медицинских кадров.

Организация и оказание медицинской помощи при ЧС, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Всероссийской службой медицины катастроф (ВСМК) в соответствии с Федеральным законом от

21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Содержание задач и полномочий, возложенных на ВСМК, сложные специфические условия их решения, постоянная готовность к оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЧС обусловливают актуальность подготовки медицинских кадров и необходимость непрерывного повышения их квалификации, изучения новых организационных и лечебно-диагностических технологий и овладения ими [1].

Существующая система медицинского обеспечения, действующая в обычных условиях, в большинстве случаев оказывается неприемлемой при ликвидации последствий ЧС, так как она предусматривает оказание всего объёма необходимой медицинской помощи и лечение поражённых в одной медицинской организации. При возникновении ЧС эти условия отсутствуют. В настоящее время принята двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ЧС, включающая догоспитальный и госпитальный этапы [2].

Кроме того, врачам, оказывающим медицинскую помощь пострадавшим при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах, необходимы не только профессиональная квалификация и владение принципами медицинской сортировки, но и высокая функциональная готовность, ответственность, знание правовых норм, организаторские способности, умение работать в коллективе, а порой и незаурядное личное мужество [3]. При этом незыблемыми остаются базовые качества врача: умение общаться с больным и его близкими, сострадание, бескорыстие, профессионализм, высокая и общая профессиональная культура [4].

В нашем вузе обучение в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф осуществляется с 2011 г. для студентов лечебного, медико-профилактического, стоматологического, педиатрического факультетов; института фармации и трансляционной медицины, института профессионального образования. Профессорско-преподавательским составом кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Первого МГМУ им. И.М. Сеченова в 2013 г. разработана концепция преподавания дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф», которая рассмотрена и предложена для практической реализации на заседании Профильной комиссии по медицине катастроф Минздрава России.

Опыт преподавания по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф» в течение последних пяти лет показал, что подготовка врачей в этом направлении по программам высшего образования не в состоянии своевременно охватить весь объём современной информации по различным отраслям медицинских наук, так как усложняются задачи, появляются новые функции, изменяются правовые, экономические и организационные условия деятельности медицинских организаций, в том числе организаций и формирований службы медицины катастроф. Указан-

Clinical Medicine, Russian journal. 2018; 96(9) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0023-2149-2018-96-9-847-852

Personnel training

ные обстоятельства требуют внесения изменений и дополнений в стандарты, учебные планы и программы обучения врачей [5].

Кроме того, стремительно меняющиеся условия жизни, резко возросшие информационные потоки научно-технических знаний требуют от преподавателей медицинских вузов новых подходов к подготовке студентов. При этом ведущие методологические принципы педагогического процесса в своей основе остаются неизменными и успешность педагогического процесса зависит от педагогического мастерства, последовательности, профессиональной квалификация педагога; мотивации, практичности, учебно-материальной базы кафедры; творчества, научности, психологического климата в диаде «педагог — студент»; непрерывности, конкретности, преемственности и наглядности.

Содержание указанных принципов подготовки студентов должно приобретать качественно иную структуру и устранять возникший в последнее время явный разрыв между существующим объёмом преподавания по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф» и реальной потребностью как в теоретических знаниях, так и в практических навыках при изучении этих дисциплин.

В связи с этим появилась актуальная необходимость научно-практического обоснования и совершенствования методологических подходов к концепции преподавания учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф» в медицинских вузах на основе непрерывного, преемственного и компетент-ностного подхода к обучению в этой области знаний.

В целях гарантированного предоставления качественных образовательных услуг в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, отвечающих потребностям общества, с учётом современных требований, предъявляемых к специалистам с высшим медицинским образованием, предлагается рассмотреть разработанные и внедрённые в учебный процесс на кафедре безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Сеченовского университета в рамках концепции преподавания, новые и, на наш взгляд, эффективные формы и методы обучения данным дисциплинам.

Цель образования в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф — это прежде всего формирование культуры безопасности жизнедеятельности, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обусловливающих готовность и способность выпускника медицинского вуза (применительно к направлению подготовки — специальности) к работе в условиях ЧС природного и техногенного характера, террористических актов и вооружённых конфликтов [6, 7]. Конечным результатом обучения студента-выпускника должно быть умение работать в составе врачебно-сестринской бригады медицинской организации или бригады скорой медицинской помощи в догоспитальном периоде (в зоне ЧС), а также при проведении медицинской эвакуации [8].

Клиническая медицина. 2018; 96(9)

DOI http://dx.doi.org/10.18821/0023-2149-2018-96-9-847-852

Подготовка кадров

Кроме того, для освоения дисциплин в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф необходимы базисные знания, умения, навыки и компетенции, формируемые предшествующими дисциплинами (практиками), или одновременно изучаемыми дисциплинами в соответствии с учебными планами основных профессиональных образовательных программ высшего образования применительно к направлению подготовки — специальности.

В связи с этим методологически целесообразно предусмотреть преемственность и последовательность изучения материала учебных дисциплин раздельно по двум направлениям:

• «Безопасность жизнедеятельности» — на I—II курсе.

• «Медицина катастроф» — на V -VI курсе.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» состоит из трёх модулей: безопасности жизнедеятельности, безопасности медицинского труда и безопасности медицинских услуг.

Модуль «Безопасность жизнедеятельности» предусматривает изучение опасных явлений современного мира, методологических, правовых и организационных основ безопасности государства, общества и личности. Например, в процессе подготовки студентов при изучении раздела «Безопасность личности, общества и государства», необходимо включить изучение экономической, физической, информационной и психологической безопасности личности, форм удовлетворения основных потребностей человека, основ выживания и управления индивидуальным здоровьем, а также основ противодействия терроризму и его идеологии.

Проблемы, связанные с организацией оказания психолого-психиатрической помощи населению, пострадавшему при событиях и ситуациях чрезвычайного характера, всегда рассматривались в числе актуальных и социально значимых проблем медицинской науки и практики [9]. В связи с этим необходимо ознакомить студентов с психотравмирующими факторами ЧС, особенностями развития нервно-психических расстройств у населения и спасателей в ЧС и экстремальных условиях деятельности при изучении раздела «Медико-психологические аспекты помощи при нарушениях психики у пострадавших, медицинских работников и спасателей в ЧС».

Модуль «Безопасность медицинского труда» предназначен для изучения профессиональной безопасности и охраны труда в медицинских организациях во всех режимах их деятельности. Он содержит следующие разделы дисциплины:

• вредные и опасные производственные факторы медицинского труда и их медицинские характеристики;

• система охраны труда, техники безопасности и оказания первой помощи в медицинских (фармацевтических) организациях;

• особенности охраны здоровья и техники безопасности при работе в различных структурных подразделениях медицинских и фармацевтических организаций.

Труд медицинских работников, как и любая профессиональная деятельность, представляет собой совокупность факторов трудового процесса и окружающей среды. Факторы окружающей среды при определённых условиях могут стать факторами риска возникновения заболеваний и травм. Тяжесть, напряжённость, режим труда — важнейшие характеристики трудового процесса. Кроме того, на медицинских работниках лежит ответственность за здоровье и жизнь пациентов, находящихся в медицинской организации [10].

Модуль «Безопасность медицинских услуг» включает получение знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности пациентов и высококачественной медицинской помощи в любых условиях функционирования медицинских организаций. Этот модуль включает следующие разделы дисциплины:

• характеристика потенциальных источников опасности и форм проявления угроз безопасности пациентов в ходе лечебно-диагностического процесса;

• система обеспечения безопасности пациентов в лечебно-профилактических организациях;

• основные подходы, способы, силы и средства обеспечения безопасности пациентов;

• психологическая, радиационная, химическая и биологическая безопасность пациентов.

Предложенные к изучению разделы дисциплины позволяют в полном объёме сформировать у выпускника медицинского вуза, применительно к направлению подготовки и в соответствии с введением нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++), универсальную компетенцию в области безопасности жизнедеятельности: по способности создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении ЧС.

Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина учит основам защиты личности, общества, государства, человечества и тем самым обеспечивает общее образование в области безопасности, что является научно-методологическим фундаментом для всех без исключения специальных медицинских дисциплин [5].

Дисциплина «Медицина катастроф» состоит из двух модулей: медицина катастроф (организационные основы) и медицина катастроф (клинические аспекты).

Задача модуля «Медицина катастроф (организационные основы)» — сформировать для будущей организационно-управленческой деятельности врача профессиональную компетенцию по способности к организации медицинской помощи при ЧС, в том числе медицинской эвакуации.

Основной перечень разделов модуля:

• задачи, организационная структура и органы управления ВСМК;

• основы организации и проведения лечебно-эвакуационного обеспечения в ЧС мирного и военного времени;

• медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий ЧС химической и радиационной природы;

• медико-санитарное обеспечение пострадавших при ликвидации последствий ЧС природного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;

• организация медицинского обеспечения населения в вооруженных конфликтах и террористических актах;

• санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при ликвидации последствий ЧС;

• медицинское снабжение организаций и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

• подготовка и работа медицинских и фармацевтических организаций в ЧС.

При проведении практических занятий по разделам модуля особое внимание уделяется формированию мышления врача, работающего в условиях ЧС, и привитию обучающимся понятий и некоторых практических навыков и умений медико-психологической коррекции, необходимых им для работы по предназначению. Используются такие формы обучения, как групповые упражнения, решение ситуационных задач, подготовленных на основе реального опыта организации оказания медицинской помощи в ЧС различного характера с обоснованием рациональных путей решения.

При отработке умений и навыков по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих их жизни и здоровью, а также первичной врачебной медико-санитарной помощи пострадавшим в очагах поражения при ЧС используется созданный совместно с учебным военным центром университета межкафедральный центр отработки практических навыков, оснащённый современным симуляционным оборудованием.

Преподавание ведётся профессорско-преподавательским составом кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф применительно к направлению подготовки — специальности обучающихся.

Задача модуля «Медицина катастроф (клинические аспекты)» — сформировать для будущей медицинской деятельности врача профессиональную компетенцию по готовности к участию в оказании медицинской помощи при ЧС, в том числе к участию в медицинской эвакуации.

Основной перечень разделов модуля:

• принципы медицинского обследования пострадавших в ЧС;

• угрожающие жизни состояния в ЧС. Шок и противошоковые мероприятия;

• термические поражения;

• раны и раневая инфекция;

• ишемические поражения мягких тканей;

• особенности диагностики и оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС с механическими повреждениями различных локализаций.

Clinical Medicine, Russian journal. 2018; 96(9) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0023-2149-2018-96-9-847-852

Personnel training

Обучение студентов проводится в клинике, демонстрируются работа приёмного отделения скоропомощ-ного стационара, экстренные манипуляции, диагностические приёмы. Во время проведения практических занятий с целью отработки основных практических диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первичной врачебной медико-санитарной помощи при угрожающих жизни состояниях и организации эвакуации пострадавших с места происшествия при массовом поражении в ЧС различного характера применяются образовательные технологии в интерактивной форме.

Преподавание ведётся профессорско-преподавательским составом кафедры травматологии, ортопедии и хирургии катастроф университета применительно к направлению подготовки — специальности обучающихся.

Итоговая аттестация по завершению преподавания дисциплины «Медицина катастроф» предусматривает принцип объективного структурированного зачёта — контроль практической подготовленности студентов и оценка теоретических знаний осуществляются совместно профессорско-преподавательским составом кафедр безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф; травматологии, ортопедии и хирургии катастроф.

Кроме того, в целях преемственного, последовательного и непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности с 2016 г. профессорско-преподавательский состав кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Сеченовского университета активно участвует в проекте по организации профильной базовой подготовки старшеклассников мо -сковских школ — «Предуниверсарий при Сеченовском университете», который является ресурсным центом общеобразовательных программ. Предуниверсарий является звеном реализуемой «Сеченовским университетом» модели образовательно-кадрового континуума в здравоохранении «школа — университет — клиника», когда со школьной скамьи начинается серьёзная про-фориентационная подготовка. Сейчас это пилотный проект в Москве, который со временем будет транслироваться на все регионы России.

Так, в рамках указанного проекта и в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) сотрудниками кафедры была оказана методическая помощь в составлении и реализации учебной программы по предмету с учётом перспективы преемственности продолжения изучения его уже в качестве студентов Сеченовского университета в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Разделы учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» («Предуниверсарий при Сеченовском университете»):

• законодательные и нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности;

Клиническая медицина. 2018; 96(9)

DOI http://dx.doi.org/10.18821/0023-2149-2018-96-9-847-852

Подготовка кадров

• нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера;

• ЧС природного характера и возможные их последствия. Рекомендации населению при ЧС природного характера;

• ЧС техногенного характера и возможные их последствия. Рекомендации населению при ЧС техногенного характера;

• современный комплекс проблем безопасности военного характера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния;

• основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.

Помимо традиционных общеобразовательных предметов, ученики «Предуниверсария» осваивают азы профессии врача, практикуются в специальных лабораториях и участвуют в студенческих конференциях Сеченовского университета. Обучаются они в полном соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования, но дополнительно глубоко изучают биологию, основы безопасности жизнедеятельности, химию и новый предмет — медицину.

Ежегодно кафедрой проводятся студенческие научно-практические конференции по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, на которые приглашаются и с удовольствием принимают участие ученики «Предуниверсария».

На наш взгляд, подобный методологический подход поможет ученикам, которые определились с будущей профессией врача, вникнуть в её особенности, получить более обширные знанияи уже на этапе базового образования сформировать у себя мировоззрение и культуру безопасной деятельности в ЧС мирного и военного времени, а также приобрести основные знания и понятия о ЧС, умения и навыки оказания первой помощи, осознать необходимость дальнейшего изучения дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф» в медицинском вузе вне зависимости от выбранной врачебной специальности.

Образование в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф должно быть непрерывным и опережающим по отношению к номенклатуре опасностей, так как человек сталкивается с опасностью на протяжении всей жизни, а круг опасностей в зависимости от возраста и вида деятельности постоянно расширяется и изменяется. Под непрерывностью образования следует понимать его введение во все ступени и уровни обучения и воспитания.

Интегралом комплексного обучения студентов медицинских вузов в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, под которой понимается готовность и способность

будущего врача использовать в профессиональной деятельности при оказании медицинских услуг приобретённую совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения комфортной и безопасной жизни и для сохранения допустимого качества среды обитания, в том числе в условиях ЧС природного и техногенного характера, террористических актов и вооруженных конфликтов, а также готовность к работе в условиях ЧС в составе врачебно-сестринских бригад медицинских организаций или бригад скорой медицинской помощи, в том числе при проведении медицинской эвакуации.

Разработанные и внедрённые в учебный процесс на кафедре безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Сеченовского университета (в рамках концепции преподавания дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф») новые и, на наш взгляд, эффективные формы и методы обучения могут быть рассмотрены как возможная обобщающая модель подхода к преподаванию в целях подготовки выпускников медицинских вузов России к готовности работать в условиях ЧС.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончаров С.Ф., Сахно И.И., Рябинкин В.В. Совершенствование системы подготовки медицинских кадров и специалистов Всероссийской службы медицины катастроф. Медицина катастроф. 2013; 3: 53-6.

2. Левчук И.П., Третьяков Н.В., ред. Медицина катастроф. Учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2015.

3. Грушко Г.В., Линченко С.Н., Горина И.И. К вопросу о методологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф». Успехи современного естествознания. 2014; 3: 204-7.

4. Сокол А.Ф. Современный врач: особенности, пути оптимизации профессиональных и личностных качеств. Социология медицины. 2014; 1(24): 7-14.

5. Гончаров С.Ф., Суранова Т.Г. Система дополнительного профессионального образования врачей медико-профилактических специальностей по санитарно-противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. Медицина катастроф. 2012; 1: 54-5.

6. Чиж И.М., ред. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ростов н/Д; Феникс; 2015.

7. Чиж И.М., Русанов С.Н., Третьяков Н.В., ред. Медицина чрезвычайных ситуаций (организационные основы): Учебник. М.: Медицинское информационное агентство; 2017.

8. Васильева Н.М., Кузнецова Т.М., Яковенко Л.М. Медицина катастроф. Служба медицины катастроф: Информационный сборник. М.: ФГБУ ВЦМК «Защита»; 2017.

9. Коханов В.П. Организация оказания психолого-психиатрической помощи населению в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для врачей. М.: ФГБУ ВЦМК «Защита»; 2015.

10. Левчук И.П., ред. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2016.

REFERENCES

1. Goncharov S.F., Sahno I.I., Rjabinkin V.V. Improvement of system of training of medical personnel and specialists of the All Russian service for disaster medicine . Meditsina katastrof. 2013; 3: 53-6. (in Russian)

2. Levchuk I.P., Tret'jakov N. V., red. Disaster medicine. Training manual. Moscow: G'EOTAR-Media; 2015. (in Russian)

3. Grushko G.V., Linchenko S.N., Gorina I.I. To the question of the methodology of teaching the discipline «Life Safety, disaster medicine» . Uspehi sovremennogo estestvoznanija. 2014; 3: 204-207. (in Russian)

4. Sokol A.F. Modern doctor: features, ways to optimization of professional and personal characteristics. Sotsiologija meditsiny. 2014; 1(24): 7-14. (in Russian)

5. Goncharov S.F., Suranova T.G. The system of additional professional education of doctors of medical and preventive specialties on sanitary and epidemic control provision of the population during emergencies . Meditsinakatastrof. 2012; 1: 54-5. (in Russian)

6. Chizh I.M., red. Life safety: Training manual. Rostov n/D: Feniks; 2015. (in Russian)

Clinical Medicine, Russian journal. 2018; 96(9) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0023-2149-2018-96-9-847-852

Personnel training

7. Chizh I.M., Rusanov S.N., Tret'jakov N.V., red. Emergency medicine (organizational basis): Textbook. Moscow: Meditsinskoe informat-sionnoe agentstvo; 2017. (in Russian)

8. Vasil'eva N.M., Kuznecova T.M., Jakovenko L.M. Disaster medicine. Disaster medicine service: Information collection. Moscow: FGBU VTsMK «Zaschita»; 2017. (in Russian)

9. Kohanov V.P. Organization of psychological and psychiatric assistance to the population in emergency situations: Manual for doctors. Moscow: FGBU VTsMK «Zaschita»; 2015. (in Russian)

10. Levchuk I.P., red. Life safety: Textbook. Moscow: GEOTAR-Media; 2016. (in Russian)

Поступила 24.04.18 Принята в печать 19.06.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.