Научная статья на тему 'ВСЕРОССИЙСКАЯ СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ: НЕМНОГО ИСТОРИИ'

ВСЕРОССИЙСКАЯ СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ: НЕМНОГО ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
565
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ / DISASTER MEDICINE / ВСЕРОССИЙСКАЯ СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ / ALL-RUSSIAN DISASTER MEDICINE SERVICE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Карпенко И. В.

Представлены факты истории создания в России службы медицины катастроф, приведены важнейшие постановления Правительства РФ и принятые Государственной Думой законы, касающиеся становления и развития этой службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Карпенко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL-RUSSIAN DISASTER MEDICINE SERVICE: HISTORICAL ASPECTS

The paper presents data on the history of setting up a disaster medicine service in Russia. The most important decrees of the Government of the Russian Federation and the bills adopted by the State Duma on the formation and development of this service are given in a chronological abridgment.

Текст научной работы на тему «ВСЕРОССИЙСКАЯ СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ: НЕМНОГО ИСТОРИИ»

© И.В. Карпенко, 2012

ВСЕРОССИЙСКАЯ СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ:

НЕМНОГО ИСТОРИИ

И.В. Карпенко, канд. мед. наук Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

E-mail: rsmu@rsmu.ru

Представлены факты истории создания в России службы медицины катастроф, приведены важнейшие постановления Правительства РФ и принятые Государственной Думой законы, касающиеся становления и развития этой службы.

Ключевые слова: медицина катастроф, Всероссийская служба медицины катастроф.

В СССР в октябре 1932 г. для защиты населения на случай войны была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), одной из главных служб которой была медико-санитарная служба [1]. В июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба - в медицинскую службу ГО (МСГО). МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени [1].

В конце 80-х годов в СССР произошло много крупных чрезвычайных ситуаций (ЧС), сопровождавшихся большими человеческими потерями (Чернобыль, Спитак, теплоход «Нахимов»). Опыт ликвидации их последствий показал, что система здравоохранения, а также медицинская служба ГО, нацеленная на работу в условиях возникновения очагов массовых санитарных потерь среди мирного населения в военное время, оказались не в состоянии в условиях ЧС мирного времени своевременно и качественно выполнять в необходимом объеме мероприятия медико-санитарного обеспечения. Весьма показателен с этой точки зрения опыт ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Так, по мнению некоторых авторов (Усольцев и соавт.), виновниками неправильной ориентации населения в отношении действия на организм человека ионизирующего излучения стали врачи, так как они не обладали достаточными знаниями в этой области. Чернобыльская катастрофа показала некомпетентность в вопросах радиационной защиты многих врачей-гигиенистов и особенно - администраторов. Оказалось, что практически половина всех практикующих врачей (за исключением врачей «скорой помощи», травматологов и хи-

рургов) ранее не встречались с необходимостью оказывать простейшую медицинскую помощь при механических травмах и ожогах.

Неудовлетворительные результаты лечения значительного числа пострадавших при землетрясении в Армении свидетельствовали о существенных недостатках оказания медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах. Врачи допускали ошибки при оценке тяжести повреждений, в первую очередь при сортировке раненых, хотя известно, что снижение летальности, успешность дальнейшего лечения пораженных на госпитальном этапе и снижение инвалидности зависят прежде всего от четкой организации лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне катастрофы.

К реальному решению этой проблемы в нашей стране приступили во второй половине 80-х годов. С 1990 г. начинают закладываться теоретические и практические научно-организационные основы медицины катастроф [2]. За короткий период были организованы и прошли такие важные научно-практические мероприятия, как Всесоюзная конференция «Актуальные вопросы медицинского обеспечения пораженных на этапах медицинской эвакуации» (Казань, 23-25 мая 1989 г.), Всероссийская конференция «Актуальные вопросы медицины катастроф» (Уфа, 22-23 февраля 1990 г.), Международная конференция «Медицина катастроф» (Москва, 22-23 мая 1990 г.) [3]. В этом же году - 7 апреля 1990 г. - было принято правительственное постановление № 339 о создании в стране службы экстренной медицинской помощи. Постановление ставило задачи:

• Министерству здравоохранения СССР организовать в 1990 г. 6 центров экстренной медицинской помощи, возложив на них подготовку службы к действиям в ЧС, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий; создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и других ресурсов;

• организовать в союзных, автономных республиках, областях и краевых центрах республи-

канские и областные центры экстренной медицинской помощи;

• Министерству обороны СССР сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных отряда специального назначения;

• осуществить в течение 1990-91 гг. на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях [1].

Все руководство организацией медицинской помощи пострадавшим в ЧС возлагалось на Минздрав СССР. Создание такой службы было призвано обеспечить быстрое прибытие в очаг бедствий заранее сформированных, специально обученных и хорошо оснащенных медицинских отрядов, деятельность которых должна быть подчинена научно обоснованной единой медицинской доктрине, определяющей характер и объем медицинской помощи на каждом этапе эвакуации и лечения пострадавших. В соответствии с вышеуказанным Постановлением были изданы приказы Минздрава СССР № 193 от 14 мая 1990 г., приказ Министра обороны №14 от 28 мая 1990 г., проведены соответствующие мероприятия в других министерствах и ведомствах.

В Российской Федерации служба экстренной медицинской помощи была создана на основании Постановления Совета Министров РСФСР № 192 от 14 июня 1990 г. и приказа Минздрава РСФСР от 11 июля 1990 г. № 115 «О создании службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях».

18 апреля 1992 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях». В нем были определены задачи системы, указаны ее подсистемы (территориальные, функциональные, ведомственные), раскрыты задачи, состав подсистем и их органов управления.

В развитие этого документа Правительство Российской Федерации приняло важное для здравоохранения и медицины катастроф Постановление № 420 от 3 мая 1994 г. «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» [3]. Этим Постановлением была создана Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК), входящая в систему предупреждения и ликвидации последствий ЧС и функционально объединяющая соответствующие службы, учреждения и формирования Минздравмедпрома России, Минобороны России, МПС России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

В 1990 г. на базе одного из отделов Института биофизики был создан Специализированный центр экстренной медицинской помощи «Защита», предназначенный для организации мероприятий при радиационных и химических авариях на объектах, обслуживаемых Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем (бывшее 3-е Главное управление при Минздраве СССР). Учитывая уникальную материально-техническую оснащенность, квалифицированный кадровый состав Центра, было решено создать на его базе Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита», действующий в качестве головного научно-практического учреждения.

Минздравмедпрому России поручалось разработать организационную структуру ВСМК, ее задачи и функции, систему подготовки и обучения специалистов по проблемам медицины катастроф, обучения их действиям в условиях возникновения и ликвидации последствий ЧС, разработать порядок аттестации медицинских кадров по медицине катастроф.

11 ноября 1994 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон № 69 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Ст. 4 Закона устанавливает Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения от ЧС. Руководство Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС осуществляет Правительство Российской Федерации.

В 1996 г. было принято Постановление, согласно которому руководящими органами ВСМК являются межведомственные координационные комиссии, созданные на федеральном региональном, территориальном и местном уровнях (Постановление Правительства Российской Федерации № 195 от 28 февраля 1996 г.). При этом рабочими органами межведомственных комиссий и органами управления службой стали на федеральном уровне штаб ВСМК, функционально входящий в ВЦМК, на региональном уровне - филиалы ВЦМК в федеральных округах (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Новосибирск и Хабаровск).

Для повышения эффективности функционирования ВСМК приказом Минздрава Российской Федерации № 253 от 2 августа 1997 г. на службу были возложены функции организационно-методического руководства экстренной и консультативной медицинской помощью (санавиация). В это же время произошло включение отделений экстренной и планово-консультативной помощи областных (республиканских и краевых) больниц в организационно-штатную структуру территориальных центров медицины катастроф.

В целях развития и совершенствования ВСМК Правительством Российской Федерации были приняты Постановление № 195 от 28 февраля 1996 г. «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф», а также Федеральная целевая программа «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф» на 1997-2001 гг. Основная цель Программы - предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий ЧС, обеспечение готовности и дальнейшее совершенствование действий ВСМК по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях.

Начиная с 1993 г., в системе службы медицины катастроф начинает работать полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК «Защита».

В настоящее время в соответствии с приказом Минздрава России № 380 от 27 октября 2000 г. основу ВСМК составляет служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, которая предназначена для проведения

комплекса мероприятий по предупреждению и уменьшению медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и медико-санитарного обеспечения населения в ЧС [3].

По мере развития и совершенствования деятельности ВСМК последовательно были приняты программы ее совершенствования на период до 2010 г. В последнее время высказываются мнения о целесообразности объединения медицинской службы ГО и ВСМК. Обе эти службы возглавляются Мин-здравсоцразвития России. Практического решения эта проблема еще не нашла.

Литература

1. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы). - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 - 560 с.

2. Трифонов С.В. Исторический аспект формирования персонала службы медицины катастроф // Проблемы медицины катастроф. - 1998; 4: 34-6.

3. Трифонов С.В. и др. Избранные лекции по медицине катастроф. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2001. - 304 с.

ALL-RUSSIAN DISASTER MEDICINE SERVICE: HISTORICAL ASPECTS

I.V. Karpenko, Cand. Med. Sci.

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University The paper presents data on the history of setting up a disaster medicine service in Russia. The most important decrees of the Government of the Russian Federation and the bills adopted by the State Duma on the formation and development of this service are given in a chronological abridgment.

Key words: disaster medicine, All-Russian disaster medicine service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.