Научная статья на тему 'Медицина катастроф. Организация медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях'

Медицина катастроф. Организация медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2338
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицина катастроф. Организация медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях»

Медицина катастроф. Оргакиз .ция медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях

Гончаров С Ф., Бабин Б. Я.

Нсероссннскии центр медицины катастроф «Защитам

В 90-е годы XX столетия заметно возросло число природных, техногенных и социальных катастроф и пока отсутствует тенденция к их сокращению.

Наибольший материальный ущерб и значительные людские потери приносят такие природные катастрофы как землетрясения, наводнения, смерчи и ураганы, а среди техногенных катастроф -наиболее опасны аварии на объекгах атомной энергетики и на химически опасных объектах.

По мировым данным среди всех человеческих жертв от природных катастроф около 60% приходится на жертвы в результате землетрясений В текущем XX веке на земном шаре в очагах землетрясений погибло 1, 5 млн. человек. Актуальность проблемы для Российской Федерации по уменьшению жертв землетрясений заключается в том, что более 20% территории России с населением более 20 млн человек находится в сейсмоопасных регионах от 7 и выше баллов.

На территории России функционирует порядка 400 стационарных радиационно-опасных объектов и более 2 тыс. химически опасных, ежедневно радиоактивные и химически опасные вещества перевозятся на транспортных средствах

Медико-социальной проблемой стал в последние годы и дорожно-транспортный травматизм. На дорогах мира ежегодно погибает около 300 тыс. человек и почти 8 млн. получает травмы.

В ряде регионов Российской Федерации ежегодно складывается напряженная санитарно-эпидемиологическая обстановка, которая осложняется при возникновении очагов стихийных бедствий и техногенных катастроф

Сохранение здоровья населения, предупреждение или ослабление воздействия поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий, своевременное оказание медицинской помощи, лечение и реабилитация пораженных и больных при возникновении чрезвычайных ситуаций гарантировано Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" 1994 года.

Развитие и функционирование системы охраны здоровья населения в экстремальных ситуациях имеет несколько этапов в зависимости от условий международного полоя^ния государства, его

военно-политического, экономического и социального положения.

Так, в 30-50 гг. при имевшейся военной угрозе СССР со сго-роны империалистических государств, в системе здравоохранения страны была создана медицинская служба местной противовоздушной обороны (МС МПВО), которая в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) обеспечивала оказание медицинской помощи населению при поражении в результате ударов авиации и артиллерии противника.

С появлением оружия массового поражения (ядерного, химического, биологического) возникла необходимость реорганизовать МС МПВО и создать медицинскую службу Гражданской обороны (МС ГО), которая существует и в настоящее время Основное назначение МС ГО - это медико-санитарное обеспечение пораженного населения при ведении войны с использованием оружия массового поражения.

В 1977 году в "Положении о медицинской службе Гражданской обороны СССР" была определена задача по оказанию медицинской помощи пораженным при крупномасштабных производственных авариях и стихийных бедствиях. Однако для оказания медицинской помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях даже при незначительных санитарных потерях, и тем более при крупномасштабных авариях и катастрофах, МС ГО оказалась не приспособленной из-за организационно-штатной структуры и состоянием повседневной готовности Встал вопрос о развитии нового направления в системе здравоохранения - медицины катастроф.

В соответствии с постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1990 года № 339 была создана служба экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, которая уже после распада СССР во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 года № 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" и в соотвегствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года № 420 была реорганизована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК), являющейся функциональной подсистемой Единой государственной системы пред1 т>еждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), созданный Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" определен как головное государственное учреждение на правах юридического лица, обеспечивающего научно-практическое руководство ВСМК.

В субъектах Российской Федерации были созданы региональные учреждения (центры) и формирования ВСМК.

В соответствии с Положением ВСМК (утверждено постанов-

591

лением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 195) функционально объединяет службы медицины катастроф Минздрава России и Минобороны России, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства других федеральных органов исполнительной власти

ВСМК приобрела статус самостоятельной отрасли здравоохранения государственного значения на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Имея государственный статус и благодаря целенаправленной работе Минздрава России, органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, организации взаимодействия с МЧС России в настоящее время Служба способна оказывать все виды медицинской помощи пораженным и больным в чрезвычайных ситуациях

Научная значимость службы медицины катастроф обусловлена разработкой и внедрением новых, более эффективных технологий оказания медицинской помощи, использованием средств профилактики инфекционных заболеваний, проведением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

За короткий промежуток времени (1994-1999 гг.) создана нормативно-правовая база функционирования ВСМК, накоплен практический опыт работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуациях.

К основным задачам Службы относятся: организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения в ЧС,

организация и оказание экстренной и консультативной медицинской помощи населению при повседневной деятельности;

организация мероприятий по поддержанию санитарноэпидемиологического благополучия населения в зонах ЧС, на этапах медицинской эвакуации пораженных и больных;

создание, подготовка и обеспечение гоговности органов управления сил и средств Службы к работе в ЧС;

выявление источников ЧС, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация медико-санитарного контроля и проведение комплекса мероприятий по предупреждению или ослаблению возможных вредных последствий;

прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий при возможном возникновении ЧС и в результате их возникновения. Сбор и обработка информации медико-санитарного характера, ее представление заинтересованным органам, доведение до населения, участие в подготовке населения и спасателей по оказанию медицинской помощи пораженным и больным в ЧС;

592

создание и рациональное использование резервов медицинского, специального и санитарно-хозяйственного имущества для обеспечения им медицинских формирований и учреждений;

участие в мероприятиях по государственной экспертизе, надзору и контролю в области защиты населения от ЧС.

Объем и время выполнения задач определяются в зависимости от уровня Службы и режима ее деятельности (повседневный, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации).

В последнее время большое значение в системе ВСМК придается разработке и практическому внедрению мероприятий по реабилитации и психофизиологическому обеспечению пострадавшего населения, созданию психоэмоциональной устойчивости при внезапно возникающих стихийных бедствиях и техногенных катастрофах.

Органами руководства ВСМК являются межведомственные координационные комиссии (МКК) службы медицины катастроф: на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях.

На Федеральном уровне председателем МКК ВСМК является Министр здравоохранения Российской Федерации. В состав комиссии входят: заместитель Министра здравоохранения, президент РАМН, Главный санитарный врач, директор ВЦМК '‘Защита", руководители органов управления здравоохранением министерств (ведомств), силы и средства которых входят в состав ВСМК (Минобороны России, МВД России, МГТС России и др.), председатель ЦК РОКК

Состав региональной МКК определяется федеральной МКК по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона.

Территориальные и местные МКК создают соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Органы повседневного управления ВСМК - центры медицины катастроф, выполняющие функции штабов службы, на федеральном (ВЦМК «Защита»), региональном, территориальном и местном уровнях. На объектах экономики созданы штабы ГО ЧС, в составе которых имеются руководители службы медицины катастроф объекта экономики, а на объектах здравоохранения органом упр -ления является штаб ГО ЧС.

В настоящее время ВЦМК "Защита" в своем составе имеет: орган оперативного управления - Щтаб ВСМК; Учебнометодический центр по подготовке кадров сдужбы медицины катастроф и медицинской подготовке населенна с тремя кафедрами; Научно-практический Центр медицинской экспертизы и реабилитации; научные подразделения по проблемам служен медицины катастроф;

* 593

Полевой многопрофильный госпиталь с подразделением по оказанию экстренной и консультативной медицинской помощи (санитарная авиация), Отдел международных связей; отдел медицинского снабжения, подразделения административного, хозяйственного и транспортною обслуживания

Наиболее проблемные вопросы деятельности ВСМК обсуждаются на Ученом совете Центра и на его профильных секциях При Центре работает Диссертационный совет по специальности 05.26.02 - "Безопасность, защита, спасение и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях”.

Медицина катастроф - новая, развивающаяся отрасль здравоохранения. Ее дальнейшее становление во многом зависит от подготовки научных и руководящих кадров, специалистов в составе формирований и учреждений, работающих в области чрезвычайных ситуаций.

Кафедра медицины катастроф Учебно-методического центра, осуществляет подготовку руководящего состава и специалистов СМ К до 200 человек ежегодно. В 2000 году приступают к работе вновь созданные кафедры: медицинской экспертизы и реабилитации; санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.

ВЦМК "Защита" постоянно изучает опыт деятельности мировой системы медицины катастроф. Имеет статус первого Евроазиатского центра медицины катастроф и Сотрудничающею центра ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям.

В 9 регионах Российской Федерации органами повседневного управления ВСМК являются региональные центры медицины катастроф (РЦМК), функции которых выполняют территориальные центры медицины катастроф ( ГЦМК) в городах: Санкт-Петербург; Самара; Екатеринбург; Ростов-на-Дону; Новосибирск; Красноярск; Чита; Хабаровск, в центральном регионе функции РЦМК возложены на ВЦМК «Защита». В своей деятельности РЦМК руководствуются «Положением о региональных центрах медицины катастроф».

На территориальном уровне органами повседневного управления являются территориальные центры медицины катастроф, которые в своей деятельности руководствуются "Положением о территориальных центрах медицины катастроф". Они работают под руководством территориальных МКК и оперативно подотчетны РЦМК региона, в состав которого входит территория субъекта Российской Федерации.

На местном уровне (город, район) также могут создаваться, а в ряде территорий уже созданы, центры медицины катастроф или межрайонные филиалы ТЦМК, которые работают под руководством

594 '

местных МКК в соответствии с планами проведения мероприятий территориальными центрами медицины катастроф.

Центры медицины катастроф регионального, территориального и местного уровней тесно взаимодействуют с соответствующими органами управления МЧС России: региональными центрами ГО ЧС; территориальными и местными управлениями ГО ЧС. При ликвидации медико-санитарных последствий ЧС работают под их оперативным руководством.

Органы управления МЧС России на всех уровнях в соответствии с "Положением о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденным приказом МЧС России и Минздрава России от 2 апреля 1997 г. № 185/94, оказывают содействие службе медицины катастроф в выполнении мероприятий по медико-санитарному обеспечению пораженных и больных в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, создана и функционирует стройная и устойчивая система управления ВСМК.

Силы ВСМК представлены:

на федеральном уровне - Всероссийским центром медицины катастроф "Защита" (с входящими в него формированиями и учреждениями); медицинскими формированиями и учреждениями центрального подчинения Минобороны России, МВД России, МПС России, других федеральных органов исполнительной власти; клиническими и научными базами; учреждениями Госсанэпиднадзора центрального подчинения;

на региональном уровне - региональными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями); медицинскими формированиями военных округов, флотов; федеральных органов исполнительной власти;

на территориальном (местном) уровне - территориальными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями); медицинскими формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, УВД и отделений дорог МПС России, расположенных в границах территории субъектов Российской Федерации, центрами Госсанэпиднадзора и их формированиями, учреждениями эпидемиологического профиля, а также формированиями других органов исполнительной власти, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территориальном (местном) уровне.

Медицинские формирования в составе СМК Минздрава России представлены: полевыми многопрофильными госпиталями;

бригадами специализированной медицинской помощи (от 5 до 10 профилей в различных регионах страны в зависимости от прогнози-

595

руемой обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях); бригадами скорой медицинской помощи (специализированными, врачебными и фельдшерскими); бригадами первой врачебной помощи (врачебно-сестринскими); бригадами доврачебной медицинской помощи; санитарно-эпидемиологическими бригадами и отрядами, противоэпидемическими бригадами.

Министерства и ведомства, участвующие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, также создают свои медицинские формирования.

В соответствии с "Положением о резерве медицинского имущества службы медицины катастроф Минздрава России” создаются резервы:

государственный резерв - решением Правительства Российской Федерации;

федеральный, региональный - решением Минздрава России; территориальный - решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местный - решениями органов местного самоуправления; объектовый - решениями администраций предприятий, учреждений, организаций.

Определен порядок финансирования, хранения, освежения, использования медицинского имущества резервов на всех уровнях Обеспечение медицинских формирований и учреждений ВСМК ведомственного подчинения (Минобороны России, МВД России, МПС России и др.) осуществляется их формирователями.

Созданная организационная структура ВСМК и современное состояние оснащенности ее формирований и учреждений обеспечивает выполнение задач по медико-санитарному обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени. При этом следует отметить, что при имевших место чрезвычайных ситуациях в подавляющем большинстве использовались силы и средства федерального уровня.

Но в интересах эффективной защиты населения от ЧС необходимо иметь не только на федеральном, но и на региональном, территориальном, местном уровнях ВСМК хорошо оснащенные и подготовленные медицинские силы для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Это позволит решить следующие проблемы:

во-первых, более полно будет учитываться прогнозируемая обстановка, в границах данной территории, особенности и возможности регионов;

во-вторых, сокращаются сроки прибытия (не ожидая сил службы федерального уровня) медицинских формирований в очаг

596

аварии, катастрофы, стихийного бедствия;

в-третьих, представляется возможным организовать подготовку медицинских формирований ВСМК на территориальном уровне, отработку вопросов взаимодействия их с формированиями поисково-спасательных служб МЧС России

Большая ответственность по предупреждению возникновения человеческих жертв и своевременному оказанию медицинской помощи возлагается на объекты экономики независимо от форм собственности, на транспортные и другие организации, где возможно возникновение чрезвычайных ситуаций. По данным МЧС России в подавляющем большинстве чрезвычайные ситуации носят локальный и местный характер, доля которых составляет более 80%.

Результаты изучения ряда крупных чрезвычайных ситуаций 80-х годов, которые сопровождались многочисленными человеческими жертвами, позволили сделать принципиальный вывод о том, что система здравоохранения страны и медицинская служба гражданской обороны, как правило, не обеспечивала своевременное оказание медицинской помощи пораженным. Создание ВСМК значительно повысило эффективность спасательных работ

Расширением задач и сферы деятельности ВСМК, начиная с 1995 года, стала организация медико-санитарного обеспечения пострадавшего населения в Северо-Кавказском регионе. Так, только в 1995 году в этом регионе работало 237 медицинских бригад Службы различного профиля, 30 лечебных учреждений, а самолетами МЧС России в регион было доставлено 56 тонн медицинского имущества В районе боевых действий работал полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК "Защита", оказывая медицинскую помощь раненым и больным.

По данным МЧС России, в 1997 г. на территории Российской Федерации произошло 1665 масштабных чрезвычайных ситуаций, в которых погибло 1735 чел., было спасено и оказана медицинская помощь 10858 чел. В дорожно-транспортных происшествиях погибло 27665 чел., было ранено и им оказывалась медицинская помощь -177924 чел.

В 1998 г. наметилась тенденция сокращения общего числа чрезвычайных ситуаций, но увеличилось число локальных ЧС и количество пораженного населения.

В 1998 г. было зарегистрировано 1527 чрезвычайных ситуаций с числом погибших в них 1275 чел., оказана медицинская помощь более 23 гыс. чел., а в дорожно-транспортных авариях погибло 29021 чел., оказана медицинская помощь 183846 чел.

На территории Российской Федерации в связи с напряженной в ряде регионов эпидемиологической обстановкой служба медицины

597

катастроф проводит профилактические мероприятия, однако они не выполняются в полном объеме из-за недостаточного финансирования как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

Большая работа проводится и но оказанию медицинской помощи, вынужденным переселенцам из Чечни в 1999-2000 гг. На январь 2000 года число зарегистрированных вынужденных переселенцев составило более 250 тыс. чел., из которых 35 тыс. чел. проживают в развернутых лагерях на территории Ингушетии и освобожденных от банд формирований районов Чечни. За пять месяцев 1999 г. в Чечне и Дагестане была оказана медицинская помощь более 56 тыс. больным, в том числе 18 тыс. детям. В лагерях переселенцев на территории Ингушетии и Чечни работают 128 специалистов службы медицины катастроф, из федерального резерва направлено более 64 тонн грузов медицинскою назначения на сумму 12,5 млн. руб

Предполагается дальнейшее увеличение медицинской помощи пострадавшему населению и по восстановлению здравоохранения Чеченской Республики.

Основные положения по оборонным вопросам, изложенные в "Концепции о национальной безопасности Российской Федерации", выдвинули необходимость подготовки ВСМК к деятельности в военное время. Решение этой проблемы заключается в создании единой службы здравоохранения для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.