Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ'

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
декоративно-прикладное искусство / исследование / критерии результативности / техника ручной ковровой вышивки / decorative and applied arts / research / performance criteria / hand-carpet embroidery techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Мария Никифоровна

В статье представлен анализ проведенной работы по организации кружковой работы по технологии. Основная цель исследования состояла в разработке и апробации авторской программы кружка «Ручная ковровая вышивка». Цель создания данной программы занятий является многогранной. Она направлена на развитие творческих способностей учащихся на основе изготовления изделий в технике ручного ковроткачества. Ковровая вышивка является частью декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство помогает раскрыть детям мир прекрасного. Занятия по декоративно-прикладному искусству обладают значительным потенциалом в формировании личностных качеств учащихся. Статья содержит анализ результативности обучения школьников на кружковых занятиях. Сформулированы основные задачи и цели исследования. Определены критерии освоения техники ручной ковровой вышивки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the work carried out on organizing circle work on technology. The main goal of the study was to develop and test the author’s program for the “Hand Carpet Embroidery” circle. The purpose of creating this training program is multifaceted. It is aimed at developing the creative abilities of students based on the manufacture of products using the technique of hand-made carpet weaving. Carpet embroidery is part of the arts and crafts. Decorative and applied arts help to expose children to the world of beauty. Arts and crafts classes have significant potential in shaping the personal qualities of students. The article contains an analysis of the effectiveness of schoolchildren's learning in circle classes. The main objectives and goals of the study are formulated. The criteria for mastering the technique of hand-made carpet embroidery have been determined.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ»

действительности и характера, возникающих внештатных ситуаций. Студенты-медики должны обладать знаниями правильного поведения при оказании медицинской помощи пострадавшим, в том числе в случаях, когда ситуация повышенной опасности еще не завершена или не может быть завершена по каким-либо объективным причинам. Студенты-медики должны понимать, что они должны уметь устранять последствия опасной ситуации даже в том случае, если степень опасности увеличивается в отношении непосредственно самих студентов. Соответственно, опыт приглашенных специалистов представляет жизненную необходимость и значительную важность для образовательного процесса в рамках безопасности жизнедеятельности.

В ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России) обучение безопасности жизнедеятельности предусмотрено непосредственно на профильной кафедре безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф [6]. Частично рассматриваемое направление обучения осуществляется в рамках прикладных дисциплин кафедр лучевой диагностики и лучевой терапии с усовершенствованием врачей с курсом ультразвуковой диагностики; микробиологии, вирусологии и иммунологии; нормальной физиологии; общей гигиены и экологии человека; общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения и др. В частности, профильная кафедра ориентируется на аудиторные занятия и ситуационные задачи, которые в обязательном порядке рассматриваются в рамках занятий практической направленности. Кафедра активно реализует технологии сотрудничества и приглашает специалистов в сфере медицины катастроф, эпидемиологии и ухода за больными. Полученные знания студенты-медики демонстрируют на профильных олимпиадах регионального значения, а также в рамках дней безопасности жизнедеятельности, которые проводятся на базе общеобразовательных организаций Республики Дагестан.

Выводы. В заключении целесообразно акцентировать внимание на важность дифференциации образовательных программ, которые должны быть предусмотрены отдельно для каждого направления подготовки студентов-медиков. К примеру, ФГБОУ ДГМУ Минздрава России образовательные программы предусмотрены не только для отдельных факультетов, но также подразделены на отдельные тематические рабочие программы, а именно на безопасность жизнедеятельности в сфере эпидемиологии, оказания неотложной помощи и др. Обучение рассматриваемым аспектам в значительной степени представляет важность для студентов-медиков и всегда будет сопровождать основной образовательный процесс, так как задачи безопасности жизнедеятельности во многом сопряжены с целевым назначением подготовки будущих профильных медицинских работников.

Литература:

1. Валиева, О. Роль и значение преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях/О. Валиева//Мировая наука. -2021. -№6 (51). -С. 120-122

2. Грушковский, С.С. Предупреждение и защита населения России в чрезвычайных ситуациях / С.С. Грушковский // StudNet. - 2022. - №5. - С. 4687-4696

3. Ибрагимова, Э.Э. Умение оказывать первую помощь - важная составляющая культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся / Э.Э. Ибрагимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№72-2. - С. 93-96

4. Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны: учебное пособие / под редакцией С.А. Разгулина. -Нижний Новгород: ПИМУ (НижГМА), 2012. - 188 с.

5. Непочатых, Б.П. Подготовка специалистов медицинского и социального профиля: практико-ориентированный подход / Б.П. Непочатых // Коллекция гуманитарных исследований. - 2022. - №4 (33). - С. 66-70

6. Официальный портал Дагестанского государственного медицинского университета Минздрава России // ДГМУ Минздрава России. -URL: https://dgmu.ru/7ysclid4mt7odjk7j 113252021 (дата обращения: 04.10.2023)

7. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Л.Б. Механтьева, A.B. Петрова, Т.П. Склярова [и др.]; ФГБОУ ВО Воронежский государственный медицинский университет им. H.H. Бурденко, кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности. - Воронеж: ВГМУ, 2017. - 94 с.

8. Психологические аспекты первой помощи в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Л.Б. Механтьева, A.B. Петрова, Т.П. Склярова, О.Ю. Ширяев; ГБОУ ВПО Воронежский государственный медицинский университет им. H.H. Бурденко. - Воронеж: ВГМУ, 2017. - 61 с.

9. Сироткина, О.В. Анализ проблемы формирования ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни / О.В. Сироткина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№72-4. -С. 244-247

10. Тюмасева, З.И Парадигмы здоровьесберегающего образования: проблемы и пути решения / З.И.Тюмасева, И.Л. Орехова //Вестник ЮУрГГПУ.-2022. - №2 (168). - С. 182-198

Педагогика

УДК 37.013.43

кандидат педагогических наук, доцент Романова Мария Никифоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация. В статье представлен анализ проведенной работы по организации кружковой работы по технологии. Основная цель исследования состояла в разработке и апробации авторской программы кружка «Ручная ковровая вышивка». Цель создания данной программы занятий является многогранной. Она направлена на развитие творческих способностей учащихся на основе изготовления изделий в технике ручного ковроткачества. Ковровая вышивка является частью декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство помогает раскрыть детям мир прекрасного. Занятия по декоративно-прикладному искусству обладают значительным потенциалом в формировании личностных качеств учащихся. Статья содержит анализ результативности обучения школьников на кружковых занятиях. Сформулированы основные задачи и цели исследования. Определены критерии освоения техники ручной ковровой вышивки.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, исследование, критерии результативности, техника ручной ковровой вышивки.

Annotation. The article presents an analysis of the work carried out on organizing circle work on technology. The main goal of the study was to develop and test the author's program for the "Hand Carpet Embroidery" circle. The purpose of creating this training program is multifaceted. It is aimed at developing the creative abilities of students based on the manufacture of products using the

technique of hand-made carpet weaving. Carpet embroidery is part of the arts and crafts. Decorative and applied arts help to expose children to the world of beauty. Arts and crafts classes have significant potential in shaping the personal qualities of students. The article contains an analysis of the effectiveness of schoolchildren's learning in circle classes. The main objectives and goals of the study are formulated. The criteria for mastering the technique of hand-made carpet embroidery have been determined.

Key words: decorative and applied arts, research, performance criteria, hand-carpet embroidery techniques.

Введение. Одним из значимых разделов технологии является раздел декоративно-прикладного искусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству обладают значительным потенциалом в формировании личностных качеств учащихся. В частности, такие занятия способствуют развитию мотивации к учебной деятельности, стимулируют саморазвитие личности, а также способствуют формированию умения понимать и оценивать изделия [1].

В школьной практике учителя технологии стараются увлечь детей творчеством на основе обучения различным техникам ДПИ. Одной из таких является старая, но очень популярная в настоящее время техника ручной ковровой вышивки.

Изложение основного материала статьи. Педагогический эксперимент проводился на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №12» городского округа «город Якутск» с. Пригородный.

В исследовании приняли участие учащиеся 6-7-х классов. Педагогический эксперимент состоял из трех этапов.

Цель диагностического исследования: определение уровня овладения техникой ковровой вышивки, выявление уровня знаний о технике ковровой вышивки у детей.

Задачи:

1. Разработать анкетные опросы, направленные на выявление знаний детей о технике ковровой вышивки.

2. Разработать и провести контрольные срезы по выявлению уровня владения и знаниями детьми техники ковровой вышивки.

На констатирующем этапе нами проводилось тестирование с целью выявления уровня знаний обучающихся о технике ручной ковровой вышивки. Тестирование состояла из 6 вопросов.

1. Выберите один вариант ответа на вопрос «Техника «ручная ковровая вышивка» - это...»

A) способ вышивки, состоящий из рядов выпуклых петелек

Б) способ вышивки на ткацком станке

B) способ вышивки шелковыми нитками

2. Какие инструменты необходимы для ручной ковровой вышивки?

A) спицы

Б) крючок и игла

B) специальная игла

3. Какие изделия можно сделать, используя технику ручной ковровой вышивки?

A)тапочки

Б) декоративная подушка

B) сумка - шоппер

4. По Вашему мнению, какие материалы используют для этой техники?

A)пряжа

Б)лента

B) тесьма

5. Имеет ли ковровая вышивка лицевую и изнаночную стороны?

А) имеет

Б) не имеет

6. Чем отличаются ковры ручной работы от машинной?

A) размерами

Б) своей технологией

B) используемыми материалами.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 1. Результаты тестирования обучающихся экспериментальной и контрольной групп на

констатирующем этапе

Анализ ответов обучающихся показал, что сложными вопросами оказались третий и шестой (33%), на них ответили только по два человека в каждой группе. Лучший результат получен в контрольной группе на четвертый вопрос (83%), а в экспериментальной - по второму вопросу (66%).

Критерии оценки уровня знаний обучающихся о технике ручной ковровой вышивки:

Низкий уровень - (0-49%).

Средний уровень - (50-79%).

Высокий уровень - (80-100%).

Результаты тестирования показали, что в обеих группах никто из респондентов не показал высокий уровень знаний о технике ручной ковровой вышивки. В контрольной группе 4 ученика показали средний уровень, 2 ученика - низкий уровень. Примерно такие же данные получены в экспериментальной группе, по 3 ученика со средним и низким уровнем знаний.

Анализ результатов проведенного тестирования позволяет сделать вывод о том, что многие учащиеся не обладают достаточными знаниями в области ручной ковровой вышивки. В процессе ответа на вопросы, большинство из них сталкивается с трудностями в правильном определении понятий и точном ответе.

Данные констатирующего эксперимента явно указывают на низкий уровень знаний учащихся в области техники ручной ковровой вышивки.

В кружке «Ручная ковровая вышивка» занятия проходили по разработанной программе. Мы использовали такие методы обучения, как словесные, наглядные и практические. В ходе обучения были рассмотрены презентационные материалы, слайды с различными примерами, видео уроки и разработанная технологическая карта, чтобы ученики могли освоить технику вышивки.

На формирующем этапе провели занятия, на которых они познакомились с историей, техникой и инструментами. Были использованы наглядные материалы, презентация и примеры, чтобы ученики могли лучше понять основы вышивки. Познакомились с инструментами и материалами, а также рассмотрели технику безопасности при работе с иглой.

В ходе исследования были определены критерии оценивания выполненных изделий:

1. Организационный момент исполнения работы (самостоятельность, концентрация на изготовления изделия);

2. Качественное отношение к работе (внимательность, усидчивость);

3. Умение работать с инструментом (умение пользоваться специальной иглой, аккуратность);

4. Процесс выполнения техники (качественное выполнение стежков).

По выделенным критериям контроля ставятся оценки.

5 «Отлично» - справился без замечаний.

4 «Хорошо» - справился с замечанием.

3 «Удовлетворительно» - справился частично.

Для того, чтобы проанализировать уровень овладения техникой ручной ковровой вышивки, мы провели оценивание на начальном и заключительном этапе эксперимента.

Для пробной работы было выбрано выполнение стежков на небольшой ткани с целью формирования навыков выполнения техники ковровой вышивки. Однако, по итоговым оценкам результатов работы обучающихся не было выявлено достаточного уровня выполнения, который мог бы оцениваться на "отлично". Наименьшие результаты показали в умении пользоваться специальной иглой для вышивки и качественного выполнения стежков._

120

100

I пробное задание

I итоговое задание

критерии критерии критерии критерии 12 3 4

Рисунок 2. Результаты оценивания пробного и итогового задания в экспериментальной группе

Итоговое занятие по ручной ковровой вышивке показывает существенные изменения в оценках учащихся. Общее качество оценок улучшилось, как показывает следующее процентное соотношение: 67% получили оценку "Отлично", оценку "Хорошо" - 33%, при этом не было ни одной оценки на уровне "Удовлетворительно". Это позволяет сделать вывод, что проведенные занятия сыграли значимую роль в улучшении знаний и навыков у учащихся в области ручной ковровой вышивки.

В ходе контрольного этапа было проведено повторное тестирование по определению уровня знаний о технике ручной ковровой вышивки в обеих группах, состоящее из шести вопросов.

100%

80%

60%

40%

20%

0%

1. п II h ||

Контрольная группа Экспериментальная группа

1 вопрос2 вопросЗ вопрос4 вопрос5 вопросб вопрос

Рисунок 3. Результаты тестирования обучающихся экспериментальной и контрольной групп на контрольном

этапе

Результаты повторного тестирования экспериментальной группы в контрольном этапе показало, значительное улучшение результатов по сравнению с констатирующим этапом.

Результаты тестирования свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе наблюдался значительно высокий процент правильных ответов (92%) по сравнению с контрольной группой (53%). Также следует отметить, что в экспериментальной группе было зарегистрировано лишь 8% неправильных ответов, в то время как в контрольной группе этот показатель составил 47%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что проведенные занятия дали положительный результат в плане повышения уровня знаний и навыков учащихся технике ручной ковровой вышивки.

Выводы. Мы представили анализ программы «Ручная ковровая вышивка» предназначенной для учащихся среднего звена, у которых высокая творческая и познавательная активность, а также стремление овладеть профессиональными умениями. Эта программа идеально подходит для тех, кто хочет развивать свой творческий потенциал и расширять свои профессиональные возможности.

Дети в процессе своего обучения постепенно осваивают азы вышивания, начиная с простых элементов и продвигаясь к более сложным. Им удается не только копировать готовые образцы, но и создавать собственные композиции, применяя свои знания по основам композиции и цветоведению. Ковроткачество, являющееся одним из наиболее распространенных видов художественной обработки материалов, позволяет приобрести навыки в ткачестве и сформировать художественный вкус и развивать творческую фантазию учащихся.

Ребята, занимаясь в кружке, могут не только связать свою будущую профессию с декоративно - прикладным творчеством, но и приобрести умение решать любые задачи, научиться преодолевать трудности и доводить начатые дела до конца, что является важным качеством для любой профессии. Программа кружка является инновационной, поскольку сочетает экологическое образование с декоративно - прикладным искусством. Занятия осуществляются с использованием различных методов обучения: наглядных, словесных и практических. Создаётся дружеская и профессиональная атмосфера, причём особое внимание уделяется качеству выполненных работ. Каждому ребёнку уделяется много внимания, выявляются его интересы, определяются знания, умения и навыки.

Литература:

1. Гаврилова, К.Н. Декоративно-прикладное искусство как средство развития личностных качеств школьников / К.Н. Гаврилова // Образовательная социальная сеть: nspornal.ru. Гсайт|, 2022. - URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2022/01/21/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-kak-sredstvo-razvitiya-lichnostnyh (дата обращения: 16.11.2023)

Педагогика

УДК 37.013.73

кандидат педагогических наук, доцент Романова Мария Никифоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПЕРВОКУРСНИКОВ В НАУЧНОМ КРУЖКЕ

Аннотация. В статье представлен анализ проведенной работы по организации исследовательской деятельности первокурсников в студенческом научном кружке. Привлечение первокурсников к научно-исследовательской работе способствует повышению образовательной и научной активности. Проведенный анализ педагогической, методологической литературы по теме исследования позволил отметить, что, научно-исследовательская работа студентов является одним из основных компонентов современной профессиональной подготовки. Качество профессиональной подготовки студентов определяется не столько целями и содержанием образования, сколько привлечением их в исследовательскую деятельность, которая в настоящее время приобретает большую значимость. Мы сделали вывод о том, что привлечение первокурсников к научно-исследовательской работе процесс трудоемкий и ответственный. Студенты испытывают определенные трудности. Здесь большую роль играет, как преподаватель организует процесс привлечения первокурсников к освоению научно-исследовательской работы. Эффективным механизмом развития научно-исследовательской деятельности студентов является организация их работы в научном кружке. Здесь они приобретают первый опыт исследовательской, творческой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.