Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ВЫШИВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ВЫШИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУЖОК / ВЫШИВАНИЯ / ИСКУССТВА / ТЕХНОЛОГИЯ / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ТВОРЧЕСКИЙ / ПРАКТИКА / СПОСОБНОСТЬ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА / НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ / ИНТЕРЕС / КАЧЕСТВО / CIRCLE / EMBROIDERY / ART / TECHNOLOGY / LABOR TRAINING / EXPERIMENT / CREATIVE / PRACTICE / ABILITY / ARTS AND CRAFTS / FOLK CRAFTS / INTEREST / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов Абдулатиф Абдухалимович, Джалилова Хафиза Ахмаджановна

Кружки вышивания позволяют существенно повысить результаты обучения предмету технология (трудовое обучение) и расширяют педагогические возможности, поскольку объем учебных часов по данному предмету недостаточен для полноценного освоения различных народных ремесел, и, в том числе, основ искусства вышивания. Практика показывает, что наилучший результат достигается в кружках, организованных при средних общеобразовательных и внешкольных учреждениях, или других учебных заведениях, в которых расширяются общие и углубляются специальные знания, навыки и умения учащихся, удовлетворяются их личные интересы и склонности, развиваются их творческие способности. Кружковая работа служит эффективным средством профориентации учащихся и позволяет учащимся, обучаясь в школе предмету технология (трудовое обучение) знакомиться с историей декоративно-прикладного искусства, основами различных народных ремесел, расширять знания, приобретать умения и развивать навыки при изготовлении изделий, и, в конечном итоге, определиться с выбором будущей профессии. Проведенный констатирующий эксперимент продемонстрировал необходимость всестороннего учета индивидуальных качеств учащихся для формирования учебных групп из тех учащихся, кто проявляет интерес к искусству вышивания и имеет способности. После завершения второго этапа обучения половина девушек смогли справляться с учебным заданием и выполнять вышивки с нормальным и высоким качеством, что, по мнению организаторов эксперимента, является удовлетворительным результатом и подтверждает высокую эффективность и продуктивность кружковой формы работы. Ключевые слова: кружок, вышивания, искусства, технология, трудовое обучение, эксперимент, творческий, практика, способность, декоративно-прикладного искусства, народных ремесел, интерес, качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азизов Абдулатиф Абдухалимович, Джалилова Хафиза Ахмаджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CHOICE OF CONTENT AND FORM OF ORGANIZATION OF THE EMBROIDERY CIRCLE

Circles embroidery make it possible significantly improve the results of teaching the subject at technology (labor training) and expand the pedagogical capabilities, since the amount of teaching hours on this subject is not sufficient for the full development of various folk crafts, including the foundations of embroidery art. Practice shows that the best result is achieved in circles organized at secondary general and extracurricular institutions or other educational institutions in which the general knowledge and skills of students are broadened and deepened, their personal interests and inclinations are met, and their creative abilities are developed.Circle work serves as an effective tool for vocational guidance of students and allows students to study the subject of technology (labor training) at school to get acquainted with the history of arts and crafts, the basics of various folk crafts, expand knowledge, acquire skills and develop skills in the manufacture of products, and, ultimately, decide on the choice of future profession.The carried out ascertaining experiment has shown necessity of all-round taking into account individual qualities of pupils for formation of educational groups from those pupils who shows interest in art of embroidery and has abilities. After the completion of the second stage of training, half of the girls would able to cope with the training task and perform the embroidery with normal and high quality, which, according to the organizers of the experiment, is a satisfactory result and confirms the high efficiency and productivity of the circle work. Keywords: circle, embroidery, art, technology, labor training, experiment, creative, practice, ability, arts and crafts, folk crafts, interest, quality.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ВЫШИВАНИЯ»

ИЛМХОИ ПЕДАГОГИ /ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ВЫШИВАНИЯ

Азизов А.А., Джалилова Х.А.

Худжандский гасударственный университета имени Б. Гафурова

Искусство вышивания входит в число древнейших искусств, зародившихся в исторически очень далекие времена и, с тех самых пор, оно завоевало широкую популярность среди многих народов мира, и, в том числе, получило распространение у таджикского народа, который внес в это искусство свои национальные мотивы. Художественная вышивка Таджикистана, как никакой другой вид народного декоративно - прикладного искусства несет в себе высокие художественные достоинства и традиции материальной и духовной культуры народа и неразрывно связана с традиционным укладом жизни и обычаями. Особый вклад в искусство вышивания внесла блестящая школа художественной вышивки Бухары конца XIX - начала XX века (в те годы входящей в состав Таджикистана). Овладение искусством вышивания способствует формированию множества положительных воспитательных качеств.

Необходимость воспитания чувства патриотизма, формирования чувства уважения к народным традициям, обычаям и народным ремёслам в целом требуют кардинального изменения отношения общества к своей национальной культуре, значительную часть которой составляет искусство вышивания, которое способствует укреплению народного самосознания, осознанию чувства собственного достоинства, идентичности и гордости за свою национальную принадлежность.

В наши дни одним из крупнейших центров таджикского вышивального искусства стал г. Худжанд Согдийской области, в котором активно развивается этот старинный, народный и высокохудожественный промысел.

Однако, несмотря на глубину исторических корней и тесную связь вышивки с народным фольклором, обеспечившую этому виду художественного ремесла широкую известность, по мнению признанного этой области народно-прикладного искусства специалиста Н.З. Юнусовой: «Специальной работы, посвящённой этому искусству данной территории, пока не существует, хотя имеются исследования, дающие довольно подробную характеристику художественных особенностей северо-таджикской вышивки» [9, с.3].

В статье «Сузани Ходжента-Ленинабада» она, в частности, пишет: «Искусству вышивки свойственны все особенности народного творчества таджиков вообще, и, кроме того, свои специфические черты и приёмы, выработанные многими поколениями мастеров. С течением времени, из века в век, образовывалась та удивительная гармония содержания и формы орнамента и средств его воплощения, которые мы видим в лучших вышитых произведениях» [10, с.214].

Русский педагог К.Д. Ушинский, в свое время, также придавал особое значение овладению молодёжью различными видами ремёсел: «Если общие ремесленники школы будут устроены порядочно, то, без сомнения, их будут посещать дети и очень зажиточных людей, довольно умных для того, чтобы понять, что дать сыну в руки ремесло - значит дать ему единственно не растрачиваемый капитал про черный день» [7, с.599-602]

Личностное и общественное значение овладения ремеслом отмечал и средневековый таджикский мыслитель Унсур аль-Маали Кейкавус: «Знай и будь осведомлён, сын, что люди без умения всегда остаются без выгоды, как мугелон, который ствол имеет, а тени не имеет, ни себе пользы не приносит, ни другим» [8, с.13-123].

Возрождение и развитие народных ремёсел, сохранение традиций старинных промыслов и преемственность поколений невозможны без привлечения к этому молодого поколения, подготовку его к жизни и труду на ранних стадиях развития. Помимо духовной ценности, заложенной в мастерски выполненную вышивку, нынешняя молодежь должна прочувствовать и понять материальную ценность вышивки, то, какую прибыль она может принести мастеру после ее продажи.

В этом случае, имеющие место взаимосвязанность и взаимообусловленность этих ценностей, могут существенным образом повысить интерес к изучению этого вида искусства. Однако нельзя допустить, чтобы материальная ценность вышивки преобладала над духовной, ибо: «Народное ремесло, обслуживая нужды населения, отвечает духовным потребностям, регулируется в развитии, в первую очередь, внутренним спросом. Этот фактор весьма существен для развития народного искусства». [5, с.344].

Практика обучения молодежи вышивальному искусству наглядно демонстрирует, что наилучший результат достигается в кружках, организованных при средних общеобразовательных и внешкольных учреждениях, или других учебных заведениях, в которых расширяются общие и углубляются специальные знания, навыки и умения учащихся, удовлетворяются их личные интересы и склонности, развиваются их творческие способности. Кроме перечисленного, занятия в кружках являются эффективным средством организации досуга учащихся.

Наиболее распространенные кружки: предметные технические, юных натуралистов, краеведческие, художественной самостоятельности, физкультурно-спортивной секции. Для учащихся, проявляющих творческий интерес к отдельным отраслям производства, науки и искусства, в общеобразовательных, внешкольных учреждениях и некоторых вузах создаются кружки повышенного типа (автоматики и телемеханики, радиоэлектроники, литературного творчества, самостоятельные детские театры и др.). Кружками для старшеклассников руководят преподаватели, наставницы и профессионалы своих дел. [2, с.529-530]

В практике работы средних образовательных школ встречаются разнообразные кружки, которые с точки зрения связи с учебными предметами можно разделить на три типа: предметные, межпредметные и непредметные.

Предметными называют кружки, связанные непосредственно с предметом обучения. По своему содержанию они являются, как бы продолжением того или иного урока, однако занятия в них более глубоки по своему содержанию.

Межпредметные кружки наиболее положительно зарекомендовали себя в средних общеобразовательных школах Таджикистана. Объектами труда учащихся в этих кружках обычно являются различные технические или творческие модели, позволяющие проиллюстрировать определённые явления и закономерности, изучаемые в общеобразовательных предметах. Непредметные кружки наиболее распространены во внеклассной работе. По своему содержанию они различны. Работая в таких кружках, учащиеся приобретают много новых знаний и умений, не имеющих прямого отношения к общеобразовательным предметам, однако непосредственный процесс выполнения работы и изготовление изделий во многом опирается на творческие операции. [6, с.130-131].

К последнему типу кружков относятся и кружки вышивания. Наши наблюдения и опыт кружковой работы показывают, что наиболее приемлемым вариантом обучения девушек данному искусству, с точки зрения педагогики и методики, является кружковая форма, ибо, по-нашему мнению, такая форма организации занятий позволяет обеспечить самое главное -добровольный характер занятий. Принуждение, в данном случае, совершенно неприемлемо, ибо дает отрицательный результат.

«Кружок вышивания как средство обучения девушек в общеобразовательных школах должен быть подчинен временным рамкам и должен иметь чёткий и определённый план работы». [1, с.14].

Нами составлен примерный план работы кружка по вышиванию, рассчитанный на один учебный год из расчёта 4 часа занятий в неделю - всего за учебный год 130 часов. Наличие определённых задатков, наряду с потребностью и интересом, должны выступать главным требованием при приёме девушек в кружок. В сравнении с другими характеристиками личности, такими как возраст и уровень умений, вышеперечисленные качества являются основополагающими.

Наша практика показывает, что в зависимости от уровня знаний, навыков и умений, будущих вышивальщиц кружки следует разделять на два типа: Первый тип - кружок для начинающих. В таком кружке девушки могут быть либо одного возраста, либо разных возрастов. Второй тип - кружок для продолжающих обучение. Если в первом случае уровень

знаний, умений и навыков девушек находится на «нулевом» уровне, то здесь собраны девушки с определенным уровнем знаний, умений и навыков по вышиванию, причем уровень знаний, умений и навыков, и в целом их опыт различаются. В таких кружках обычно занимаются девушки разного возраста. Эти два типа кружков могут быть организованы при общеобразовательных школах, при внешкольных учреждениях, при высших учебных заведениях, а также в домашних условиях.

Вот уже на протяжении более 10 лет мы целенаправленно занимаемся организацией кружков по вышиванию. Точнее, организационно кружковую работу мы начали с 2007 года. В качестве учебной базы первоначально было выбрано общежитие ХГУ им. академика Б. Гафурова, а, позднее, и средняя школа №22 г. Худжанда. В общежитии ХГУ, в основном, членами кружка были студентки художественно-графического факультета и факультета искусств ХГУ. Кружок был организован и в средней школе № 9 г. Худжанда, в котором стали заниматься ученицы старших классов данной школы и девушки из прилегающих к школе 18-го и 19-го микрорайонов города. За этот период кружки подготовили шесть выпусков общей численностью более 200 учениц. В период до 2010 года организаторы кружковой работы накапливали собственный опыт работы с тем, чтобы впоследствии приступить к более планомерной, научно и методически обоснованной системе организации работ в кружке. Впервые констатирующий эксперимент мы провели в 2011 году.

Результаты этого эксперимента таковы: После первого этапа обучения из 43 кружковцев на второй этап были проведены лишь 27 учениц; Из 16 учениц 9 систематически нарушали дисциплину и не проявили должного усердия к работе; 7 учениц не были переведены на второй этап обучения, ввиду неуспеваемости и проявления низкого качества способностей.

Переведенные на второй этап обучения ученицы были разделены на две подгруппы. В ходе формирующего эксперимента, помимо оценки быстроты выполнения действий по вышиванию и качества продукции, учитывались и показатели способности к этой работе. Хочется особо отметить, что эксперимент наглядно показал, что скорость выполнения технологических операций девушками связана не со способностями, а с темпераментом, причем кажущаяся медлительность, заторможенность наиболее выражена у представительниц меланхолического темперамента. Оказывается, что: «У школьников этого темперамента психические процессы протекают замедленно, ребята с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке дети с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно». [2, с.220]

Исходя из этого, мы начали учитывать психологический тип кружковцев и при оценке продуктивности работы, делать поправку на темперамент девушек.

Констатирующий эксперимент позволил также рассчитать затраты времени на вышивание конкретного изделия. В зависимости от полученных результатов, были установлены три типа вышивальщиц, после чего мы провели разделение на: относительно «быстрых», относительно «нормальных» и относительно «медленных». Соответственно, относительно «быстрые» тратили значительно меньше времени на вышивание конкретного изделия, относительно «нормальные» тратили ровно столько времени, сколько предусмотрено нормативом, относительно «медленные» тратили больше нормативного времени. При этом мы руководствовались следующим определением: «Норма времени - научно-обоснованная, регламентированная величина затрат рабочего времени на производство единицы продукции (работы), определяется в человеко-часах (минутах, днях)». [2, с.181-220]

В результате 28 % учениц составили группу «быстрых», 48 % - группу «нормальных» и 24 % -группу «медленных». Но судить о способностях лишь по быстроте выполнения действий было бы односторонним подходом. Поэтому мы провели эксперимент, в котором оценивалось качество достижений. В нашем случае речь идёт об оценке качества произведенного изделия, ибо материальная ценность продукции, в первую очередь, зависит от её качества. При этом мы исходили из следующего тезиса: «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих её способность удовлетворять определённые, личные и производственные потребности в соответствии с её назначением». [78, с.101]

В зависимости от качества продукции готовые изделия были классифицированы на:

относительно «качественные» (изделия имеют высокое качество - высшей категории); относительно «нормальные» (изделия отвечают стандартным требованиям и их можно отнести к первой категории); относительно «некачественные» (изделия не отвечают стандартным требованиям).

Результаты работы каждого кружковца были всесторонне изучены и объективно проанализированы. После чего, совместно с кружковцами, были сделаны следующие выводы: ученицы, которых отнесли к группе работниц, вышивающих качественную продукцию высшей категории, составили 11 % , группа «нормальных» составила 38% и группа относительно «некачественных» - 51%.

После первого этапа обучения мы расстались с ученицами из группы «медленных» и группы «некачественных», за исключением способных 6 учениц, которые по неизвестным нам причинам в момент констатирующего эксперимента не смогли показать нужного результата.

Второй этап обучения был организован на основе результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента.

Обучение было организовано в форме дифференцированного группового и индивидуального обучения.

Главной целью обучения на данном этапе являлось дальнейшее совершенствование умений и навыков, доведение до автоматизма манипуляций при вышивании, с одной стороны, и продолжение работы по повышению качества продукции, с другой. Для этой цели использовались следующие методы: инструктаж, показ, упражнение, исправление ошибок, контроль и оценка.

В результате обучения на втором этапе все члены кружка значительно прибавили в скорости выполнения действий и заметно улучшили качество производимой продукции.

Таким образом, соблюдение и требований дидактических принципов, оптимальный выбор методов и форм организации обучения и производства является исходными, базовыми условиями успешной организации кружка вышивания при общеобразовательных школах. Сопоставление и анализ полученных результатов в ходе констатирующего и формирующего экспериментов свидетельствуют об эффективности предложенной нами методики организации кружковой работы, основу которой составляют педагогические, психологические, юридические и социально-экономические факторы.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джалилова Х.А. Кружок вышивания как средство подготовки девушек к профессионально - трудовой деятельности (на материале популяризации таджикского искусства вышивания в общеобразовательных школах Республики Таджикистан). Дисс.канд. педагогических наук: - 13.00.01/ Х.А. Джалилова.- Душанбе, 2007.-176 с.

2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ - М.: Просвещения, 1980 - 352 с.

3. Краткий экономический словарь // Под.ред. Ю.А.Белика и др. - М.: Политиздат, 1987.-399 с.

4. Кружковая работа: В кн. Педагогическая энциклопедия. - М.: Из-во Советская энциклопедия, Т.2, «ж-м», 1965. - 529-530с.

5. Некрасова Н.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобр. Искусство, 1983.- 344с.

6. Методика трудового обучения с практикумом: Под ред. Д. А. Тхоржевского.- М.: Просвещение, 1987. С. 130-131.- 447 с. иллюстр.

7. Ушинский К.Д. О необходимости ремесленных школ в столицах. Сб.соч.Т.3. Педагогические статьи 18621970 гг. Изд-во АПН. Реферат М-Л. 1948, ред. колл. А.М. Егорин. - С. 599-602.

8. Унсур аль-Маали. Кабуснаме. В кн. Энциклопедия персидско-таджикской прозы.- Душанбе: Главная научная редакция Таджикской Советской Энциклопедии, 1986.- 123с.

9. Юнусова Н.З. Изобразительная и орнаментальная системы в вышивке и художественных тканях Таджикистана XIX - XX вв. - Автореф. канд. дисс., Минск, 1974. 16 с.

10. Юнусова Н.З. Сузани Ходжента-Ленинабада. Сборник статей. Исследование по истории и культуре Ленинабада.- Душанбе: Дониш, 19 86.-255 с. 19.

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ВЫШИВАНИЯ

Кружки вышивания позволяют существенно повысить результаты обучения предмету технология (трудовое обучение) и расширяют педагогические возможности, поскольку объем учебных часов по данному предмету недостаточен для полноценного освоения различных народных

ремесел, и, в том числе, основ искусства вышивания.

Практика показывает, что наилучший результат достигается в кружках, организованных при средних общеобразовательных и внешкольных учреждениях, или других учебных заведениях, в которых расширяются общие и углубляются специальные знания, навыки и умения учащихся, удовлетворяются их личные интересы и склонности, развиваются их творческие способности.

Кружковая работа служит эффективным средством профориентации учащихся и позволяет учащимся, обучаясь в школе предмету технология (трудовое обучение) знакомиться с историей декоративно-прикладного искусства, основами различных народных ремесел, расширять знания, приобретать умения и развивать навыки при изготовлении изделий, и, в конечном итоге, определиться с выбором будущей профессии.

Проведенный констатирующий эксперимент продемонстрировал необходимость всестороннего учета индивидуальных качеств учащихся для формирования учебных групп из тех учащихся, кто проявляет интерес к искусству вышивания и имеет способности. После завершения второго этапа обучения половина девушек смогли справляться с учебным заданием и выполнять вышивки с нормальным и высоким качеством, что, по мнению организаторов эксперимента, является удовлетворительным результатом и подтверждает высокую эффективность и продуктивность кружковой формы работы.

Ключевые слова: кружок, вышивания, искусства, технология, трудовое обучение, эксперимент, творческий, практика, способность, декоративно-прикладного искусства, народных ремесел, интерес, качество.

FEATURES OF THE CHOICE OF CONTENT AND FORM OF ORGANIZATION OF THE

EMBROIDERY CIRCLE

Circles embroidery make it possible significantly improve the results of teaching the subject at technology (labor training) and expand the pedagogical capabilities, since the amount of teaching hours on this subject is not sufficient for the full development of various folk crafts, including the foundations of embroidery art.

Practice shows that the best result is achieved in circles organized at secondary general and extracurricular institutions or other educational institutions in which the general knowledge and skills of students are broadened and deepened, their personal interests and inclinations are met, and their creative abilities are developed.

Circle work serves as an effective tool for vocational guidance of students and allows students to study the subject of technology (labor training) at school to get acquainted with the history of arts and crafts, the basics of various folk crafts, expand knowledge, acquire skills and develop skills in the manufacture of products, and, ultimately, decide on the choice of future profession.

The carried out ascertaining experiment has shown necessity of all-round taking into account individual qualities of pupils for formation of educational groups from those pupils who shows interest in art of embroidery and has abilities. After the completion of the second stage of training, half of the girls would able to cope with the training task and perform the embroidery with normal and high quality, which, according to the organizers of the experiment, is a satisfactory result and confirms the high efficiency and productivity of the circle work.

Keywords: circle, embroidery, art, technology, labor training, experiment, creative, practice, ability, arts and crafts, folk crafts, interest, quality.

Сведения об авторах:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, декан факултета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республики Таджикистан, г.Худжанд).Тел: 92-7474115. [email protected]. Джалилова Хафиза Ахмаджановна, дотсент кафедры изобразительного искуства и народных промыслов Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected] Тел: 92-7003682

АЬои authors:

Azizov Abdulatif Abduhalimovich, doctor of pedagogical sciences, Dean of the Faculty of Fine Arts and Technology of Khujand State University named after academician B. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand). Те1:92-7474115. [email protected]. Dshalilova Khafiza Ahmadjonovna, Seniora Dotcent, the Department of Graphics and Folklore, Khujand State University named after academician B. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ВЫСШЕЕ, СРЕДНЕЕ И НАЧОЛЬНОЕ)

Рахмонов Ш.М., Убайдзода Дж.Н.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Понятие «аккредитация» происходит от латинского «credo» — доверие, признание, используется в образовательных системах различных государств для обозначения факта признания учреждений или программ соответствующими требованиям аккредитующего органа, а также передачи им определенных прав, полномочий, которые установлены в данной образовательной системе для аккредитованных учреждений или программ. Решение по аккредитации принимается, как правило, на ограниченный срок за пят лет один раз.

Аккредитация учебных заведений в Таджикистане происходит на основе показателей государственной аккредитации (утверждены Министерством образование и науки Республики Таджикистана) которые являются система образующим элементом любой системы аккредитации. Перечень показателей деятельности учреждения рассматривается в качестве предмета оценки на всех этапах. В соответствии с перечнем показателей разрабатываются структура и содержание нормативных документов в процессе самообследования и внешней экспертизы, база данных и итоговых аналитических материалов по каждому учреждению и системе образования в целом. Он является также основой для установления требований и критериев для объективизации выводов по результатам оценки. [1]

В качестве показателей рассматриваются основные направления деятельности образовательных учреждения: кадровых потенциала, организация образовательного процесса, число студентов, группа специальности, научно-исследовательская и научно-методическая деятельность, наращивание учебного и материально-технического потенциала образовательных учреждение. Нормативами и критериями показателей выступают количественные и качественные характеристики деятельности учреждение: наличие, отсутствие, эффективность, степень выраженности и т.д.

Анализ зарубежного опыта аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ показывает, что перечень показателей, как правило, определяется органом аккредитации, содержит от 6 до 16 показателей и формирует их в единую систему для оценки деятельности учреждения [3]:

В систему образование Таджикистану при определении перечня показателей (показатели государственной аккредитации образовательных учреждение проводится на основе «Положение о порядке аттестации, аккредитации и лицензировании образовательных учреждений» и Положение об основные показателей аккредитация образовательных учреждении Решение коллегии Министерства образования Республики Таджикистан от 20.04.2008 г. № 3/14 ) учитывался положительный опыт аналогичных систем аккредитации за рубежом и специфика таджикского образования в современных условиях [1; 2].

Оценки эффективности деятельности образовательных учреждение (начальное, среднее и высшее) и отнесения его к типу учреждений профессионального образования и одной из видовых групп [7]. По мере развития образовательных учреждение и изменения социально-экономических условий система показателей может претерпевать изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.