требует обязательной алгоритмизации всех управленческих функций, грамотного целеполагания и реализации эффективных технологий.
Литература:
1. Нечаев, М.П., Фролова, С.Л., Романова, Г.А. Развитие воспитательной среды в условиях стандартизации образования: монография / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, Г.А. Романова. М.: АСОУ, 2019. 140 с.
2. Петренко, А.И. Воспитательное воздействие через коммуникацию. Хочешь изменить партнера -изменись сам: монография / А.И. Петренко. М.: АСОУ, 2018. 168 с.
3. Романова, Г.А. Актуальные проблемы модернизации педагогического образования Московской области / Г.А. Романова // «Вестник МГОГИ», вып. 2. Серия «Педагогика и психология», 2013. С. 51-55.
4. Романова, Г.А. Реализация воспитательного потенциала общеобразовательных дисциплин / Г.А. Романова // Педагогическая лаборатория. 2012. № 2. С. 25-30.
5. Романова, Г.А. Формирование проектной компетентности педагогов / Г.А. Романова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2020. № 1. С. 246-254.
6. Романова, Г.А. Психолого-педагогические основы руководства проектной деятельностью обучающихся / Г.А. Романова // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 4. С. 39-43.
Педагогика
УДК 37.036.5
кандидат педагогических наук, доцент Романова Мария Никифоровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); бакалавр Филиппова Сардаана Феоктистовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ ЭВЕНКИЙСКОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВУ
Аннотация. В статье раскрывается авторская программа кружка «Национальное шитье эвенов». Отличительной чертой программы является обучение учащихся техникам всех этапов выделки шкуры оленя и камуса и изготовления, декорирования изделий из оленьей замши. Представлены результаты проведенного педагогического эксперимента на базе малокомплектной школы. Анализируются результаты реализации кружковой работы по развитию творчества учащихся.
Ключевые слова: авторская программа, декоративно-прикладное искусство эвенов.
Anmtation. The article reveals the author's program of the circle "National sewing of Evens". A distinctive feature of the program is teaching students the techniques of all stages of dressing deer hide and kamus and making and decorating deer suede products. The results of the pedagogical experiment carried out on the basis of a small school are presented. The results of the implementation of the circle work on the development of students' creativity are analyzed.
Keywords: author's program, arts and crafts of the Evens.
Введение. Актуальность исследования заключается в сохранении и возрождении традиционного искусства эвенского народа, так как именно в художественной культуре отражается материальное и духовное богатство народа, которое бережно передавалось из поколения в поколение.
Изложение основного материала статьи. Как известно, эвены - это малочисленный народ, для которого проблема исчезновения является наиболее актуальной.
В последние 70 лет большинство эвенов изменили свой образ жизни, стали оседлыми. Сейчас вместе с оленями кочуют только оленеводы и охотники, но все же эвены не совсем забыли свою традиционную одежду и быт.
Обработка кожи и меха оленя является древнейшим видом домашнего промысла эвенов. Но нынче это ремесло сохраняется, в основном, среди людей старших поколений. Приобщение местного населения к новым видам трудовой деятельности и значительные изменения бытовой культуры сыграли большую роль в утрате у молодежи традиционных навыков шитья, обработки, выделки сырья и художественной обработки. Восстановление традиций многовекового ремесла является важной задачей эстетического воспитания молодого поколения народов Севера.
Исследование проводилось на базе Хара - Улаахской средней общеобразовательной школы, расположенной в поселке Найба, который в 2008 году получил статус эвенского национального поселка. История школы начинается с открытием в 1929 года первой двухклассной начальной школы. Учеников было всего 10 (8 мальчиков и 2 девочки), с 7-13 лет. Здание школы состояло из двух комнат: первая половина называлась "черный" дом, а вторая - "белый" дом.
Сейчас, это средняя общеобразовательная школа с изучением эвенского языка, считается малокомплектной из-за небольшого количества учеников. В 2019-2020 учебном году всего обучаются 47 учащихся.
В настоящее время школа работает над проектом «Сезонная кочевая школа сад при стационарной школе». Основная идея проекта: приобщить детей к традиционным занятиям предков. Разрабатывается подпроект «Этнокультурный центр села» (Возрождение и сохранение эвенской культуры).
В рамках этого проекта учитель технологии Анисия Васильевна Хантакова разработала программу кружка «Национальное шитье эвенов». Она отмечает, что при ее разработке большую помощь могли бы оказать различные методические пособия, но в данное время по этой проблеме очень мало учебных, методических пособий. Авторская программа предназначена для учащихся от 7 до 14 лет.
Занятия проводятся один раз в неделю, в год 34 часа. Отличительной чертой программы является возрождение декоративно-прикладного творчества эвенов.
Программа включает такие направления декоративно-прикладного искусства, как традиционную эвенскую вышивку бисером, цветными нитками и шейным волосом оленя орнамента, технологии выделки шкуры оленя и камуса. В этом её новизна и отличие от других подобных программ.
На занятиях кружка решаются следующие практические задачи:
- раскрыть детям красоту и значимость эвенского народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;
- научить техническим навыкам и приемам выполнения различных швов и изделий из оленьей шкуры, ровдуги;
- научить технологии выделки оленьей шкуры, ровдуги и камусов;
- создание изделий и оформление их с учетом канонов эвенского народного искусства.
Чередование занятий построено следующим образом:
1. Традиционная эвенская вышивка, орнамент.
2. Бисероплетение.
3. Технологии выделки шкуры оленя и камуса.
Пройдя полный курс обучения учащиеся должны знать и уметь:
- эвенские орнаменты;
- общие сведения из истории эвенской народной вышивки;
- технику вышивки бисером эвенских орнаментов;
- технологии выделки шкуры оленя и ровдуги.
Итоги реализации программы подводятся в нескольких формах:
- выставка работ ребят в конце учебного года;
- итоговая улусная выставка;
- участие во всероссийских и международных конкурсах.
Краткое содержание программы:
Тема. 1. Введение. Знакомство с содержанием работы, санитарной гигиеной и с техникой безопасности. Демонстрация изделий, выполненных педагогом и учащимися.
Тема. 2. Основные правила. Инструменты, приспособления. Ознакомление с набором инструментов и материалов, используемых по программе в текущем учебном году. Особое внимание уделяем обучению названий инструментов на родном языке, например, камень для мездры называется куочай тааhа.
Практические занятия. Ознакомление с основными приемами и технологией видов рукоделий.
Для дальнейшего обучения вышивке и бисеропленению мы составили технологическую карту эвенских орнаментов, состоящую из названия орнамента на эвенкийском и русском языках и его цветного графического изображения. Например, кокчаликагча - «копыта», мэритэгэкчэ - «кружки», таннгнякагча -«оленьи рога» и т.д.
Тема. 3. Традиционная эвенская вышивка, орнамент. Ознакомление детей с историей вышивки и орнамента эвенского народа, выполнение эскизов изделий.
Практические занятия. Перевод рисунка на ткань, цветовое решение, обучение технике вышивки. Практическое выполнение изделий и оформление изделий.
Тема. 4. Бисероплетение. Ознакомление детей с историей появления бисера на Севере, выполнение эскизов изделий.
Практические занятия. Закрепление нитей, выполнение налобника, национального украшения нагрудника и билэ. Оформление изделий.
Тема. 4. Традиционная лоскутная мозаика. Ознакомление детей с историей лоскутного шитья и аппликации.
Практические занятия. Рисование в альбоме эскизов изделий, обучение технике петельного шва и приклеивания, практическое выполнение изделий, оформление изделий.
Тема. 5. Технологии выделки шкуры оленя и камуса. Ознакомление с традиционной эвенской технологией выделки оленьей шкуры и ровдуги. По этой теме мы также активно использовали технологическую карту, знакомящую учащихся с последовательностью работы, инструментами и приспособлениями. Мы придерживались традиционной технологии, только на этапе получения ровдуги, при замачивании обработанной шкуры, мы использовали более доступный современный материал - смесь из сухого молока, вместо традиционных - порошка из мха или гнилого дерева. Практические занятия. Научить выделке оленьей шкуры, ровдуги и камуса.
В 2019-2020 учебном году кружок посещали 18 девушек с 1 по 8 классы: с 1 по 4 классы всего 13 учащихся, с 6 по 8 классы 5 учащихся. Для проверки выдвинутой гипотезы были выбраны по пять человек учащиеся третьего класса - младшее звено, учащиеся шестого, седьмого, восьмого классов - среднее звено. Контрольная группа сформирована из учащихся старшего звена 9 и 11 классов в количестве 5 человек, не посещающие кружок так, как наша школа является малокомплектной.
Для выявления уровня развития воображения учащихся младшего звена провели тестовый опрос «Определение уровня воображения», состоящий из 12 вопросов, на которые надо отвечать либо «да», либо «нет». Критерии результатов тестирования разделены на шкалы.
14-17 баллов: богатое воображение.
9-13 баллов: среднее воображение.
5-8 баллов: низкое воображение.
Анализ результатов по данному тесту на констатирующем этапе показал, что степень развития воображения низкая у трех учащихся (7-8 баллов), и средние показатели у двух учащихся 99 баллов). По этим результатам можно считать, что воображение у третьеклассников развито низко. Нужно постепенно развивать воображение учащихся.
На формирующем этапе исследования анализ результатов по данному тесту показал, что у всех учащихся степень развития воображения стала средней (по одному 9, 12, 13 баллов, два по 10 баллов). Наблюдается продвижение степени развития воображения у учащихся. Данный результат можно считать положительным.
На контрольном этапе высокая степень развития воображения отмечена у двоих учащихся (14 баллов) и средние показатели у остальных учащихся (у одной - 13 баллов, у двоих - 12 баллов). Данный результат можно считать прогрессирующим.
Таким образом, сравнение результатов тестирования на констатирующем и контрольном этапах исследования, мы наблюдаем прогрессирующий процесс. Это объясняется тем, что в течении учебного года с учащимися были проведены различные упражнения для развития воображения.
Для выявления творческой деятельности учащихся среднего звена, провели тест на мыслительные процессы, ассоциации и обобщения «Обобщение понятий» в интерпретации Л.Ю. Субботиной. Данный вариант рассчитан на младших школьников и подростков. Словесный вариант методики рассчитан на подростков с 11лет и старше [2].
Для выполнения тестового задания ребенку предлагается из пяти слов объединить четыре слова в одну группу и дать ей название.
Шкала для оценки полученных ответов разделена на баллы - от 0 до 5, в соответствии с уровнем выполнения заданий.
В начале эксперимента учащиеся набрали средние баллы. Самый лучший результат показала одна шестиклассница - 70 баллов, у остальных средние баллы, от 55 до 60.
Результат тестирования на формирующем этапе показали положительный сдвиг. 85 баллов - одна ученица 6 класса, у остальных неплохой результат - 60-75 баллов.
На контрольном этапе по данному тесту учащиеся набрали довольно высокие баллы. Самый лучший результат показала та же ученица шестого класса (90 баллов) и две ученицы 7 и 8 класса (80 баллов), средние результаты оказались у двоих учениц шестого и восьмого классов (соответственно 75 и 70 баллов).
Сравнение результатов тестирования «Обобщение понятий» учащихся 6-8 классов на трех этапах педагогического эксперимента показало улучшение результатов на каждом последующем этапе эксперимента. Мы объясняем это тем, что на это повлияли проведенные развивающие упражнения на воображение, как и в младшем звене.
Для того, чтобы выявить творческий потенциал мы провели наблюдение за ученицами 7 и 8 класса по выявлению уровня творческого поведения Л. Кохену. Он выделяет семь уровней творческого поведения:
1) Научение чему-то новому;
2) Открытие нового для себя;
3) Проявление талантов;
4) Развитие умения решать проблемные ситуации;
5) Открытие нового в области интересов и знаний;
6) Творчество через расширение области деятельности;
7) Творчество через полное переструктурирование области деятельности [1].
По результатам наблюдения за уровнем творческого поведения выявили, что у учащихся среднего звена наиболее хорошие результаты у троих учениц: степень выраженности по категории «часто» - 5, «иногда» - 2. Это подтверждает результаты тестового опроса «Обобщений понятий».
Для выявления уровня знаний о национальной одежде, у учащихся среднего и старшего звена проводился опрос, состоящий из десяти вопросов. Вопросы касались эвенских орнаментов, декорирования и изготовления поделок из оленей замши.
На констатирующем этапе учащиеся экспериментальной и контрольной групп показали невысокие результаты, Так, у двоих учащихся экспериментальной группы - 50%, и такой же результат у одного ученика контрольной группы. Это самый высокий показатель, у остальных результаты еще ниже 40% - и 30%.
На контрольном этапе проверка уровня знаний учащихся экспериментальной группы среднего звена показала положительную динамику. 100% качества знаний у двоих учениц, 90%, 80% - соответственной по одной, 60% - у одной ученицы 6 класса.
В контрольной группе самый высокий показатель - 80% у одной ученицы, 60% - у двоих, остальные низкие. Показатели уровня знаний учащихся контрольной группы на контрольном этапе незначительно повысились по сравнению с началом учебного года. Данную динамику мы объясняем тем, что хотя в этой группе не проводились занятия по национальному шитью, но они проявляли интерес, благодаря общению с кружковцами.
Повышение уровня знаний учащихся экспериментальной группы, мы объясняем тем, что были проведены различные ознакомительные и практические работы по декорированию оленьей замши, приглашали в гости на занятия сельских мастериц.
Выводы. Таким образом, по всем проведенным методикам: психологическому тестированию «Определение уровня воображения», «Обобщений понятий», наблюдению за уровнем творческого поведения Л. Кохе учащихся среднего звена и сравнительному анализу уровня знаний учащихся были получены высокие результаты.
На кружковых занятиях мы уделяли внимание развитию творчества учащихся. Для этого показывали работы местных мастериц. Каждая их работа выполнена в соответствии канонов, но при этом все они абсолютно разные, не повторяются. Можно утверждать, что в рамках канонов есть огромное пространство развития воображения, проявления фантазии и оригинальности.
Кружок «Национальные шитье», развивает творческие способности учащихся. Это подтверждают высокие показатели по выявлению степени творческого мышления воспитанников и опросов по усвоению знаний и навыков декорирования оленьей замши.
Программа кружка «Национальное шитье» обеспечивает учащихся практичными навыками, знаниями для формирования личностных ценностей и полезного досуга. Воспитанники кружка проявляют интерес к истории своего народа посредством постепенного усвоения народного промысла. У них появляется чувство патриотизма и национальной гордости, тем самым, учащиеся растут как личности и выявляют позицию гражданского «я». Кружок в полной мере обеспечивает техническими навыками обработки оленей замши и различными способами изготовлений изделий. Так же во время занятий у учащихся развивается творческий потенциал, что обеспечивает в дальнейшем возможность для самостоятельной работы в креативно творческих целях. Это позволяет выпускникам кружка организовать свой малый бизнес и легко адаптироваться к социальным реалиям жизни. Ведь, как показывает мировая практика, люди, с высоко развитым творческим мышлениям, легко добиваются успеха в различных сферах за счет гибкого воображения и быстрой адаптации.
Программа «Национальное шитье» не только развивает и формирует творческую деятельность личности, обогащает знанием народных традиций и умением реализовать на практике свои художественные идеи, но и
раскрывает детям красоту и значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства. Учит техническим навыкам выполнения изделий, выделке оленьей шкуры, развивает двигательные навыки и моторику рук при выполнении тонких процедур и операций, обеспечивающих быструю профессиональную адаптацию, а также способность к перемене характера деятельности. Прививает любовь и интерес к культуре своего народа, воспитывает дух патриотизма и любви к малой родине, тем самым способствует становлению сильной личности с четко выраженной жизненной позицией. Помимо этого, в будущем, выпускники кружка, посредством полученных навыков и опыта, могут самостоятельно зарабатывать выделкой оленьей шкуры и камусов, изготовлением из них изделий и проведением мастер-классов по созданию эвенкийских национальных атрибутов и одежды.
Литература:
1. Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: Методическое пособие. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 118 с.
2. https://detkino.ru/node/187 Тест «Обобщение понятий».
Педагогика
УДК 37
кандидат биологических наук, доцент Русакова Светлана Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Муратшина Наталья Юрьевна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань);
старший преподаватель Боровик Сергей Геннадьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В авторской статье раскрываются подходы к определению сущности и социально-культурного значения игры для детей младшего школьного возраста. Игра как форма деятельности в условно созданных ситуациях, направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в способах осуществления предметных действий. В игре как особом исторические сложившемся виде общественной практики воспроизводятся нормы жизнедеятельности общества, подчинение которым обеспечивает познание, усвоение, освоение и присвоение предметно-социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и трудовое развитие личности ребенка.
Ключевые слова: игра, игровая деятельность, народная игра, социально-культурная направленность, дети младшего школьного возраста.
Annotation. The author's article reveals approaches to determining the essence and socio-cultural significance of the game for children of primary school age. The game as a form of activity in conditionally created situations, is aimed at recreating and assimilating social experience, fixed in the ways of implementing objective actions. In the game as a special and established form of social practice, the norms of society's life activity are reproduced, the subordination of which ensures the knowledge, assimilation, development and appropriation of the subject-social reality, intellectual, emotional, moral and labor development of the child's personality.
Keywords: game, game activity, folk game, socio-cultural orientation, children of primary school age.
Введение. Теоретический анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования игровой деятельности детей младшего школьного возраста свидетельствует о недостаточной разработанности вопроса социокультурной направленности игры как формы познания ребенком окружающего мира [22, 28, 31].
Выдающийся вклад в методологическую разработку теории игры внесли такие великие мыслители как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, которые рассматривали данную теорию с позиции возникновения игры как формы происхождения искусства [1, 19, 27].
Как полагал К. Гросс, игра как форма познания ребенком окружающего мира изначально первична как форма отражения окружающей действительности («теория предупражнения»), поэтому игра как феномен развития человеческого сознания позволяет ребенку прочувствовать период детства и способствует развитию жизненно важных функций и систем организма [16].
В исследованиях немецкого психолога К. Бюлера игровая деятельность определяется как ведущий тип деятельности ребенка, связанный с функциональным удовольствием от процесса и результата игры [5].
Как полагали М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспирова игра представляет собой один из ведущих видов деятельности, осуществляемой ребенком в процессе взаимодействия с другими участниками, где ценность игры заключается не только в результатах, но и в самом процессе взаимодействия, тем самым способствуя снятию стресса, психологической разрядке и установлению гармоничных дружеских отношений внутри детского коллектива [8, 11].
Рассматривая игру как деятельность вышеперечисленные авторы обусловливают данный феномен как потребность в интеллектуальной и двигательной активности, которая реализуется через общение и получение умений и навыков взаимодействия участников игры между собой, такой подход к определению игры называют биологизаторским [10, 18].
Таким образом, в игре у детей развивается самопознание, самовосприятие, самопожертвование, взаимовыручка для достижения коллективных целей, которые способствуют установлению дружеских отношений, в которых бы развивались самые лучшие человеческие качества - доброта, справедливость, благородство.
Сторонники материалистического подхода к определению игры, такие как Г.В. Плеханов, Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, полагают, что она возникла из трудовой деятельности [4, 7, 20].